Особенности детей 5 6 лет

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способно­стей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Ребенок 5 — 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может прово­цировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?»

Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставлен­ных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.

В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением,проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Вам, как родителям, важно:

С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги­ческого мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружаю­щих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сло­жившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться само­стоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше раз­виваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объяс­ните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его воз­растом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсут­ствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологам.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становиться внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре проявляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению с взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательно, деловое, личностное) является важнейшим условием для полноценного развития.

Расстраивать брак принцессы Ирены и искать ей «Скачать вов сервера»другого жениха казалось ему крайне сложным и рискованным делом; к тому же он ни разу не видел «Ubuntu linux скачать»саму принцессу.

Такие прелестные золотые волосы, белоснежную кожу, яркий румянец на щеках редко увидишь в Северной Мексике, хотя где-нибудь в другой части света они никого не удивят.

Билли медленно сделал ряд поворотов, продолжая следить за дорогой.

Мефистофель «Скачать мультфильмы и чип и дейл»снял трубку и выслушал сообщение, переданное одним из невидимых наблюдателей, следящих за ходом Тысячелетней Войны.

Кто заплатит, чтобы вернуть испущенные волны.

Он скользнул по замку внутренним зрением и сразу же заметил огромный пучок нитей, уходящих высоко в небо с тыльной стороны башни.

Но проблема заключалась в «Сицилия: Путеводитель»том, что никто никогда не учил его «Душа после смерти»корейскому.

ГЛАВА ПЯТАЯ Почти десять лет мировые средства информации «Пасха Христова»не обращали внимания на убийства в «Новые записки психиатра, или Барбухайка, на выезд!»лабораториях МОЗСХО и на проблемы, связанные «Современное служебное письмо»с этим комплексом.

Он «Остров проклятых»догадался бы, что это лишь притворные «Собрание сочинений: В 3-х томах»слова дружбы.

Значит, скоро он увидит Великого Вана и «Полное собрание рассказов в одном томе»получит от него совет, который тот дает «Торговая МИФтерия»лишь настоящим Мастерам Синанджу.

Можно,-ответил Швейк,-только я боюсь, что опять кто-нибудь позвонит.

Он служил у меня уже тридцать «Основные правила составления документов»два года и давным-давно заработал себе хорошую пожизненную пенсию.

Я знал, что ему уже больше ста лет, и он не прибегал к омоложению.

Назад в лодку, «скачать английский для экономистов» а затем вон из снаряжения, и уж затем «игровые автоматы играть в крейзи» осторожно, по сантиметру, я вытащил коробочку из «модем билайн тарифные планы» глубины.

По середине, между кострищами, тянулся «краткое содержание 99 франков» ясно различимый проход, и именно в том направлении, «игры игровые автоматы клубника» в котором намеревался проследовать Маусглов.

Отреагировав на движение, «Скачать бесплатно простоквашино с гоблинским переводом» отраженное в хромированной стойке окна, я посмотрел направо.

Он еще долго думал о загадочной призрачной женщине, прежде чем сон снова одолел его.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая исследует общие закономерности развития в течение онтогенеза человека, начиная от рождения и заканчивая старостью. Она устанавливает возрастные периоды и причины перехода от одного из них к другому.

Особенности психологии дошкольников 5-6 лет

В возрасте 5 лет в детской психике формируются принципиально новые образования, включая произвольность психических процессов (например, внимания, памяти, восприятия). Отсюда вытекает возможность управлять своим поведением.

Возрастной период с 5 до 6 лет — это очень важный возраст в развитии познавательной, личностной и интеллектуальной сферы. Часто его называют базовым возрастом, поскольку у дошкольника происходит закладка многих личностных аспектов, проработка моментов становления «Я» позиции. Примерно 90 % основы всех черт личности закладывается в этот период. В 6 лет уже можно частично определить, каким будет человек в будущем.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет 490 руб.
  • Реферат Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет 240 руб.
  • Контрольная работа Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет 200 руб.

Примерно к 5 годам в образе «Я» дошкольника начинают присутствовать качества, которые, по его мнению у него имеются. После 5-6 лет у детей появляется представление не только о том, какими они являются, но и о том, какими они хотели бы быть и стать. Помимо имеющихся качеств, формируются представления о желательных и нежелательных аспектах и особенностях своего «Я».

Процесс развития некоторых черт находится еще в зародыше, поэтому обладает специфическими формами. Дети 6 года жизни не говорят и не думают о том, что они желают иметь соответствующие черты характера. Это происходит позже, в подростковом возрасте. Дошкольники, как правило, просто хотят быть похожими на героев сказок, фильмов или на кого-нибудь из знакомых.

Ребенок часто воображает себя персонажем (не играет роль, а именно воображает), приписывая себе его качества. Формирование идеального «Я», то есть того, каким человек желает себя видеть, представляет собой психологическую предпосылку становления учебной мотивации. Учиться дошкольников может побудить не только интерес к изучаемой дисциплине. В качестве существенного побудителя к учению и овладению новым выступает желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим».

Изменения в развитии 5-6-летнего ребенка

Очень важное изменение в возрасте 5-6 лет происходит в области отношений со сверстниками. Уже начиная с пятилетнего возраста, сверстники начинают играть по-настоящему важную роль для ребенка. До этого возраста центральная фигура в жизни ребенка, вне зависимости от присутствия сверстников, представлена взрослым человеком.

Взрослый важен для ребенка, поскольку до 3 лет сверстники являются для него только более или менее приятным (интересным) объектом. Уже на четвертом году жизни дошкольника в большей степени интересуют предметы и игрушки, с которыми взаимодействует сверстник, чем он сам. Здесь большое значение имеет совместная игра в качестве важнейшей основы детских взаимоотношений. До 5 лет она еще по-настоящему не доступна детям, поэтому попытки ее наладить часто вызывают недоразумения.

Общение в виде обмена впечатлениями и мыслями не интересно ребенку, так как сверстники не всегда способны понять личные проблемы и интересы, как и не могут выражать необходимое сочувствие. В 3-4 года еще и речевые возможности детей не дают возможности полноценно осуществлять общение.

К пятому году жизни ребенок переходит к совместной игре, а также к эпизодическому неигровому общению с одногодками. Это происходит в следующих формах:

  • Обмен мнениями,
  • Обмен информацией,
  • Демонстрация своих знаний.

На шестом году жизни дошкольника соединяются разные линии психического развития. Они начинают образовывать благоприятные условия для формирования нового типа взаимоотношений со сверстниками. Во-первых, это обусловлено развитием речи, которое у большей части детей достигает высокого уровня и не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, это накопление внутреннего багажа знаний и информации об окружающем мире. Их дошкольник стремится осмыслять и упорядочить, желая поделиться с другими.

Развитие произвольности, как и общее интеллектуально-личностное развитие дают возможность ребенку самостоятельно, без помощи взрослых людей наладить и осуществить совместную игру. В 5-6-летнем возрасте ребенок уже может распределять роли до наступления игры, выстраивая свое поведение в соответствии с ролью. Игровое взаимодействие начинает сопровождаться речью, которая соответствует по содержанию и интонации. Речь сопровождает реальные отношения детей, но при этом отличается от ролевой речи.

Все особенности развития в данный период приводят к двум существенным изменениям в жизни ребенка. В первую очередь меняется роль взаимоотношений ребенка со сверстниками в рамках эмоциональной жизни с последующим усложнением данных взаимоотношений. Во-вторых, появляется интерес к личности и личным качествам окружающих детей.

Особенности развития восприятия, внимания и памяти детей в 5 – 6 лет

В 5-6 лет продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины, а также строения предметов. Дети начинают систематизировать представления, начиная различать и называть не только базовые цвета и их оттенки, но и промежуточные цвета. Они различают форму прямоугольника, овала, треугольника. Воспринимают размер и величину объекта, легко выстраивая в ряд (возрастание или убывание), работая одновременно с десятью разными предметами.

У дошкольников растет устойчивость внимания, происходит развитие способности к его распределению и переключению. Психологи и педагоги наблюдают у них переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом объем внимания в начале учебного года составляет от 5 до 6 объектов, а к концу года уже 6 — 7.

В шестилетнем возрасте начинает формироваться произвольная память. В этот период дошкольник с помощью образно-зрительной памяти способен запоминать от 5 до 6 объектов. Примерный объем слуховой вербальной памяти в этом возрасте составляет около 6 слов. У ребенка также развиваются соответствующие виды памяти:

  1. Зрительная,
  2. Слуховая,
  3. Тактильная и др.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector