Содержимое публикации
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
Давайте обратим наше внимание на замечательный и очень интересный возраст — 3 года.
У вас растет прекрасный малыш! Он уже хорошо бегает и неплохо говорит. У него есть любимая еда, игрушки, книжки, одежда. Он иногда бывает до невозможности упрям, а иногда — удивительно настойчив. Он спокойный, уверенный, веселый человечек. Кажется, ему нравится это приключение под названием ЖИЗНЬ! Вы смотрите на него и гордитесь — он лучше всех на свете! Но иногда возникают вопросы и сомнения, а хорошо ли малыш развит для своего возраста, достаточно ли он знает и умеет? Давайте попробуем разобраться, какие же особенности характерны для ребенка 3-4 лет, что он должен уметь, какие навыки уже должны быть сформированы. Зная уровень развития ребенка, можно планировать, в каком направлении двигаться дальше. Важно создавать условия для того, чтобы ребенок не останавливался в своем развитии, все время чему-то учился, что-то открывал, чего-то достигал.
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать себя как личность. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
В этом возрасте ярко проявляется желание делать все по-своему. Присутствует потребность отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Родителям важно с терпением и пониманием относиться к указанным проявлениям ребенка. Помните, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности в этом возрасте — это игра. Основным содержанием игры для детей 3-4 лет являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Малыши быстро могут переключаться с одной игры на другую. Постепенно игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. В этом возрасте малыши любят помогать взрослым. Поддерживайте это желание и учитесь вместе выполнять какую-то работу! Обязательно играйте с ребенком и почаще хвалите его! Уверенность в себе формируется в детстве!
В возрасте от 3 до 4 лет дети умеют различать до семи и более цветов (как основных, так и оттеночных), называют до пяти геометрических форм предметов (круг, квадрат, овал. ). Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада и своей квартиры. К трем годам ребенок умеет самостоятельно собирать пирамидки, учитывая размер колец и заданную форму. Трехлетний ребенок легко выполняет задание на вкладывание меньшего предмета в больший, ориентируясь при этом на размер. Дети справляются с заданием построить башню из кубиков по заданному образцу. Малыши уже должны уметь работать с разрезными картинками. Им удается собрать картинку из 3-4 частей путем проб.
Внимание трехлетнего ребенка, в основном, зависит от внешних раздражителей. Малыш быстро отвлекается, не способен долго сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с тем ребенок может уже прислушаться к инструкции взрослого, внимательно посмотреть и понаблюдать. Он готов рассматривать картинки, слушать короткие сказки. К 4 годам внимание становится все более устойчивыми продолжительным. Малыш легко справляется с заданием «парные картинки». Дети могут запоминать 3-4 слова и 5-6 названий предметов. А к концу 4-го года жизни — даже отрывки из любимых сказок и короткие стихотворения.
В этом возрасте память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш хорошо запоминает все, что ему интересно и что представляет для него эмоциональный отклик. Хорошо усваивается то, что он слышит или видит много раз. Хорошо развита двигательная память — ребенок лучше запоминает все то, что было связано с собственным движением. Детям в этом возрасте доступно выполнить несколько действий в заданной последовательности; повторить предложение из 4-5 слов; запомнить 3-4 игрушки или картинки.
Речевое развитие
Три года — это возраст интенсивного развития речи. Активно развивается и увеличивается словарный запас (до 600-800 слов), формируется грамматический строй речи. Ребенок должен уже говорить предложениями. Он способен поддержать несложную беседу. В этом возрасте малыш с удовольствием многократно повторяет новые слова, придумывает свои собственные по аналогии с известными. Задает бесконечные вопросы: «Как это называется? Почему?» и другие. Ребенок понимает значение простых предлогов. Может ответить на вопросы по сюжетным картинкам (кто и что делает?). Фонематический (речевой) слух находится в стадии формирования. Также развиваются движения органов артикуляции (языка, губ). Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня и терпеливо отвечайте на его вопросы.
В возрасте от 3 до 4 лет продолжает активно развиваться координация движений: ребята учатся прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом. Малыши умеют бросать мяч через голову; спускаться вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Сохраняют равновесие при качании на качелях.
Активно развивается и мелкая моторика. Стимулировать развитие пальцев рук — очень важная задача для родителей, так как уровень развития мышления и речи зависит от сформированности двигательной сферы. Поэтому обязательно предлагайте малышу игры с мозаикой, конструктором, пазлами, можно использовать различные шнуровки, вкладыши, волчки, массажные мячики, пальчиковую гимнастику и игры.
В возрасте 3-4 лет интенсивно развиваются умения рисовать и лепить.
Рисование — это отличный способ самовыражения. Дети уже могут использовать цвет. Очень важно учить ребенка правильно держать карандаш и кисточку.
Лепка развивает не только силу и ловкость пальчиков, но и пространственное восприятие и воображение. Дети уже способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Родителям важно подобрать игры и занятия для детей с учетом их возраста. Не нужно требовать от ребенка того, что он еще не в состоянии сделать! Главное — это понимать, что Ваш малыш — неповторим, он вправе иметь свои особенности. Не следует сравнивать его со сверстниками. У каждого ребенка свой характер, темперамент; разные темпы овладения умениями и навыками.
Родителям необходимо понимать, что своевременное обращение за помощью (к психологу, логопеду, дефектологу) — это залог успешного развития ребенка! Поэтому, если у Вас возникли сомнения или вопросы, смело консультируйтесь со специалистами. Они не только оценят развитие Вашего малыша, но и дадут советы и рекомендации.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга
Как известно, основы личности закладываются в человеке до 5 лет, поэтому дошкольный возраст является очень важным периодом, именно в это время нужно всесторонне развивать ребенка и помогать ему делать маленькие шаги, познавать мир и добиваться первых успехов. Родители детей 3–4 лет должны учитывать много важных моментов, чтобы не подавлять развитие ребенка.
3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители.
У малышей возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, под ползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.
Три года – это своеобразный рубеж в развитии ребенка. Малыш претерпевает серьезные изменения как в физическом развитии, так и значительно меняет свое поведение и отношение к окружающему миру. В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании, упорствует в осуществлении своих целей. Отделение себя от взрослого — характерная черта этого периода.
В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 и в 3 — 3,5года. Родители начинают замечать изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Неожиданно для родителей, он начинает пытаться выполнять многие действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются его опекать и помогать в чем-либо. Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я сам». В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека, отделять себя от родителей.
В этот период у ребенка может наблюдаться нестабильность эмоционального фона. Часто возникают неожиданные вспышки, крик и истерики по незначительным причинам. При этом малыш пока что не умеет контролировать свои эмоции, у ребенка можно наблюдать смены настроения и разные реакции. Самооценка в этом возрасте у него завышена, так как высокая самооценка позволяет малышу выполнять какие-то новые действия.
Внутреннее психологическое состояние ребенка в возрасте трех лет также изменяется. У него появляются характерные противоречия. К примеру, он стремится все делать самостоятельно, но при этом не может выполнить многих действий без помощи родителей, и это вызывает злость. Кроме того, малыш знает, что любит родителей и близких людей, но при этом злится на них, если они пытаются ограничивать его свободу. Также из-за кризиса трех лет ребенок может проявлять такие качества, как деспотизм, упрямство и строптивость. Выражается это, как правило, в том, что ребенок ругается, обзывает взрослых, передразнивает их, иногда даже использует довольно скверные слова. В этой ситуации важно показать малышу, что это плохо. Если родители будут игнорировать такое поведение либо смеяться над плохими словами из уст ребенка, для него это станет нормой.
В период кризиса, утверждаясь в своей самостоятельности, ребенок не просто не соглашается со взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них. Малыш может по нескольку раз перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают.
Как же помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
Побольше играйте и разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов.
Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.
Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только и ждет этого.
В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.
Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».
Если ребенок впадает в истерику:
-Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.
-Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести.
-Не берите его на руки, если он этого не хочет.
-Не оставляйте ребенка одного.
-Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла.
-Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» — Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка.
-Следите за своим эмоциональным состоянием.
Кризисы развития — это периоды в жизни, в которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве, ведь личность человека развивается непрерывно.
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для своего развития и социализации возрастной кризис. Малыш впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что многое может сделать САМ, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ» являются: НЕГАТИВИЗМ, УПРЯМСТВО, СТРОПТИВОСТЬ, ЭГОЦЕНТРИЗМ.
Родителям детей дошкольного возраста очень важно понимать, что в каждом возрастном периоде дошкольного детства у каждого ребенка свои физические, интеллектуальные, психологические возможности и предрасположенности.
Уважаемые родители, будьте внимательны к своим малышам и корректны в обхождении с ними.
В возрасте трех лет у детей ПОЯВЛЯЕТСЯ интерес к СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, происходит переход от «ИГРЫ РЯДОМ» к «ИГРЕ ВМЕСТЕ». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности трехлеток СТАНОВИТСЯ ИГРА.
ВЕДУЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ребенка от 3 до 4лет – потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.
ВДУЩАЯ ФУНКЦИЯ ребенка от 3 до 4лет – восприятие.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ребенка от 3 до 4лет – партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ребенка от 3 до 4лет – ситуативно-деловые: взрослый – источник способов деятельности, партнер, по игре и творчеству.
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ребенка от 3 до 4лет – эмоционально-практические: сверстник, ПОКА, МАЛОИНТЕРЕСЕН.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ребенка от 3 до 4лет – резкие переключения эмоциональных состояний, зависимость от физического комфорта.
СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ребенка от 3 до 4лет – экспериментирование, конструирование.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ребенка от 3 до 4лет – непосредственно окружающие предметы, их свойства и предназначение.
ВОСПРИЯТИЕ ребенка от 3 до 4лет – восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
ВНИМАНИЕ ребенка от 3 до 4лет – непроизвольное, неустойчивое: быстро переключается с одной деятельности на другую.
ПАМЯТЬ ребенка от 3 до 4лет – непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание. Преобладает кратковременный вид памяти. Объем информации – 3-4 предмета из 5.
МЫШЛЕНИЕ ребенка от 3 до 4лет – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Происходит переход от действия с предметами к действию с образами. В игре дети используют предметы-заместители. Построение их умозаключений может происходить на основе картинок, несложных иллюстраций.
ВООБРАЖЕНИЕ ребенка от 3 до 4лет – репродуктивное (воссоздание репродукции (восстановления) знакомого образа).
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ребенка от 3 до 4лет – разнообразие окружающей среды, партнерские отношения со взрослыми.
НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА
ребенка от 3 до 4лет –
самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
Родителям детей дошкольного возраста очень важно понимать, что в каждом возрастном периоде дошкольного детства у каждого ребенка свои физические, интеллектуальные, психологические возможности и предрасположенности.
Уважаемые родители, будьте внимательны к своим малышам и корректны в обхождении с ними.
С уважением, педагог-психолог ДОО, Антушева Светлана Викторовна.
«Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
1. Понимание речи:
- Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
- Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.
2. Словарный запас:
- Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
- Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
- В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи
3. Грамматический строй:
- Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
- Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
- Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)
4. Звукопроизношение:
- Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
- Свистящие звуки – С,З,Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
- Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
- Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
- В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)
И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов
- Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык». Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
- Читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
- Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
- Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
- Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
- ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
- Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.
Дорогие родители, желаем вам успехов.
материал подготовила учитель-логопед Шайдурова Т.В.
Цель книги – повысить интерес детей к физкультурным занятиям за счет введения увлекательных упражнений и сюжетных занятий. В книге представлен апробированный на практике материал: перспективное планирование занятий с детьми на каждый месяц, подробные конспекты занятий, а также описания комплексов утренней гимнастики, подвижных игр, ритмической гимнастики и игр малой подвижности. Материал книги отражает новые подходы к развитию двигательных качеств и творческого самовыражения дошкольников в двигательной сфере и соответствует Федеральным государственным требованиям (ФГТ), согласно которым образовательная область «Физическая культура» интегрируется с областями: «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы». Использование интегрированного подхода даёт педагогу возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка, делать материал интересным и доступным для восприятия детей 3–4 лет.
Оглавление
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности детей 3–4 лет
- Сентябрь
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическое воспитание детей 3–4 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Анатомо-физиологические особенности детей 3–4 лет
В возрасте 3 лет ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели его физического развития следующие:
окружность грудной клетки 51,7 + 1,9 см;
окружность головы 48 см;
количество молочных зубов 20;
объем черепной коробки составляет уже 80% от объема черепа взрослого.
Позвоночник. Физиологические изгибы позвоночника ребенка 3–4 лет неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Неправильные позы, к которым привыкает ребенок (опускание одного плеча, постоянно опущенная голова, неправильная посадка за столом), могут стать причиной нарушения осанки. А это в свою очередь отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.
Мышцы. На 4-м году жизни диаметр мышц ребенка увеличивается в 2–2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале 4-го года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, бросить мешочек с песком), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно движения кисти и пальцев совершенствуются, чему способствуют и пальчиковые игры, и музыкально-ритмические упражнения (которые целесообразно использовать в конце занятий).
Восприятие ритма вызывает разнообразные двигательные ощущения мышц пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки, поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше помогают оздоровлению детей.
Координация движений. Ребенок увереннее начинает владеть своим телом, ему легче даются упражнения на поднимание рук вверх, разведение их в стороны, покачивания и повороты туловища, наклоны. А это значит, что можно значительно расширить круг общеразвивающих упражнений.
Дыхание. Дыхательные пути у детей отличаются от дыхательных путей у взрослых: просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже, выстилающая их слизистая оболочка нежна и ранима. Такие особенности создают предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок 3–4 лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей и воспринимаются ими с восторгом упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, мыльными пузырями, легкими бумажными салфетками; упражнения на дыхание и речевки, используемые в конце зарядки и в подвижных играх.
Сердце. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма, но при этом сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Характер и степень нагрузки необходимо учитывать в планировании занятий физкультурой, чередовать активные упражнения и игры со спокойными играми и упражнениями на восстановление дыхания.
Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.
Нервная система. В дошкольном возрасте совершенствуется строение и деятельность центральной нервной системы. Развивается способность к концентрации внимания детей на учебном материале, однако внимание легко нарушается, если на занятие в момент объяснения вошел посторонний — дети мгновенно отвлекаются. Существует множество приемов, позволяющих быстро вернуть внимание детей к учебному заданию (неожиданно звонит колокольчик, персонаж, используемый в игре, хлопает в ладоши, мяукает и др.).
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, в излишней говорливости или, наоборот, в молчании. Они, в отличие от детей старшего дошкольного возраста, еще не могут дисциплинированно и молча выполнять задания педагога. Поэтому занятие лучше всего строить на основе единого сюжета или связного текста, а в играх и упражнениях использовать стихи и песенки.
Повышенная возбудимость у детей 3–4 лет часто приводит к быстрой утомляемости. Поэтому в этом возрасте часто используются игры, в которых элементы бега, прыжков и других активных движений чередуются со спокойной ходьбой и проговариванием стихов.
У ребенка в возрасте 3–3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы педагога. Эту особенность также нужно учитывать в работе и помогать ребенку не словом, а делом, то есть непосредственно поворачивать его корпус или руки в нужном направлении. Такое сочетание непосредственных и словесных воздействий на детей будет оптимальным.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов.
К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку взрослого. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Педагог – психолог А.В.Лукашова
Физическому и психическому развитию ребенка сопутствуют и изменения в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Взрослым надо четко представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенное развитие и становление личности ребенка.
Ведущая потребность — в общении, в уважении;
в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая. Переход к ролевой игре.
Ведущая функция — восприятие.
- Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
- Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- Появление смысловой структуры сознания.
- Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно -познавательным.
- Удерживает внимание 7–8 минут.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).
Цели и задачи для взрослых:
- Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
- Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
- Формировать умение действовать по правилам.
- Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
Новообразования:
- Усвоение первичных нравственных норм.
- Самооценка.
- Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый
Узнавание, называние, соотнесение
Шар — круг, куб — квадрат, треугольник
Узнавание, называние, соотнесение
Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий
Узнавание, называние, соотнесение
Далеко — близко, высоко — низко
Узнавание, называние, соотнесение
Радость, грусть, гнев
Узнавание, называние, соотнесение
Память
Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3–4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3–4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Устойчивость — 10–12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает)
С элементами творческого
Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора ил предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией.
Использование в игре предметов-заместителей
Развитие интеллектуальной сферы
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
по цвету — 3 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по расположению в пространстве — 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
(вторая младшая группа).
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Необходимо отметить, что 3 года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.
Продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания.
Сфера общения характеризуется следующим:
— до 3,5 лет – 4 лет партнеры по игре ребенку не нужны. Дети играют с игрушками рядом с другими детьми. Рядом, но не вместе.
— ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
— ближе к 4-м годам появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
— ребенок называет других по имени;
— ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
— есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
— одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
— знать последовательность раздевания и складывания одежды;
— замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
Развитие психических процессов.
Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая.
ВОСПРИЯТИЕ – это фундамент для развития мышления, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый).
ВНИМАНИЕ — Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. Способен удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ — Процессы памяти остаются непроизвольными. По—прежнему преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением. Ребенок должен знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ — В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое), быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 5 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
ВООБРАЖЕНИЕ — На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
РЕЧЬ — Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наимено-ваний. Длина предложений увеличивается. Появляются сложные предложения.
Так же продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в харак-тере выбираемых игрушек и сюжетов.