Основные признаки физического развития подростка

2) Каковы особенности полового созревания девочек и мальчиков в 13-15 лет?

3) Каковы основные признаки физического развития подростка?

4) Как телосложение зависит от наследственности и как от средовых факторов, в том числе от занятий физическими упражнениями?

5) Какие типы телосложения вы знаете?

6) Что вы можете сказать об изменении в росте костей, связок, суставов и мышц?

7) Какие реакции наблюдаются у подростков в функционировании центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку?

8) Физическое упражнение – это? Внимание — это?

9) Что вы знаете о мышечной системе человека?

10) Как включаются и как работают мышцы? Что для этого надо?

11) Осанка – это? Какие виды осанки вы знаете?

12) Что представляет собой нервная система человека?

13) Функции нервной системы? (перечислить)

14) Как работает нервная система?

15) Психические процессы – это?

16) Какую роль играют ощущения и восприятия в обучении двигательными действиями?

17) Память – это? Мышление – это?

18) Чем отличается мышление, например, игрока в футбол или баскетбол от мышления учёного?

19) Перечислите волевые качества человека?

20) Восприятие времени – это?

Ответ: 1)Физическая культура — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, человека в процессе осознанной двигательной активности.

2) В это время у большинства девушек происходят огромные изменения, так и внутренне и внешне. депрессия, прыщи, колебание веса, сальные волосы, упадок настроение, месячные их тела приобретают более женственный вид.

3) Физическое развитие человека — явление сложное, слагающееся из многих элементов. При массовом исследовании, имеющем целью изучение уровня физического развития практически здоровых детей и подростков, обучающихся в школе, необходимо выбрать некоторый минимум важнейших итоговых признаков, поддающихся количественному учёту при помощи простых и точных приёмов исследования.

4) Процессы роста, развития и становления организма занимают значительную часть онтогенеза человека. От знания деталей нормального протекания этих процессов, возможных их нарушений под действием различных факторов, а также эпохальных тенденций в процессе эволюции зависит, насколько здоровыми и активными станут будущие поколения.

5) Эктоморфное, мезоморфное и эндоморфное.

6) Это следует выводу то что когда мы наши кости мышцы и суставы нагружаем нагрузками то то они хорошо развяты.

7) У подростков развиваются такие характеристики: выносливость, сила, ловкость и т.д. Этому способствуют нагрузки на тело. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердечных сокращений, мышцы сердца сокращаются сильнее.

8) Элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

9) Мышечная система (мускулатура) – система органов высших животных и человека, образованная скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря которой организмом осуществляется движение во всех его проявлениях.

10) Говоря доступным языком, сокращение мышц происходит под воздействием нервных импульсов, которые активируют нервные клетки спинного мозга – мотонейроны, ответвления которых — аксоны подведены к мышце. Если разобраться подробнее, то внутри мышцы аксон разделяется и образует сеть ответвлений, которые, подобно электрическим контактам, «подсоединены» к мышечной клетке.

11) Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении

Первый, основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид.

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина.

Третий тип осанки — круглая спина.

Четвёртый тип осанки по Штаффелю — сутулая спина.

12) Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает: 1) функциональное единство всех органов и систем человека; 2) связь всего организма с окружающей средой.

13) Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. У человека, как и у всех млекопитающих, нервная система включает три основных компонента:

1) нервные клетки (нейроны);

2) связанные с ними клетки глии, в частности клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

3) соединительная ткань. Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в спинном мозгу.

14) Нервная система отвечает за все внутренние процессы: биение сердца, пищеварение, секрецию желчи и т.д.

За что ещё отвечает нервная система:

Контролирует голод, жажду и цикл сна, а также осуществляет контроль и регулирование температуры тела (при помощи гипоталамуса).

Эмоции (посредством лимбической системы) и мысли.

Обучаемость и память (через гиппокамп).

Движение, равновесие и координацию (с помощью мозжечка).

Интерпретирует всю информацию, полученную через органы чувств.

Работа внутренних органов: пульс, пищеварение и т.д.

Физические и эмоциональные реакции

15) Одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.

16) Играет роль обратной связи.

Например: мы не смотрим на руку/ногу,чтобы узнать, где она, ведь мы и так знаем,по мышечным ощущениями или же кинестетике.

17) Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

18) Игра в футбол и баскетбол, командная игра, а ученый работает самостоятельно.

19) Целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплина и самоконтроль.

Гигиена детей и подростков является разделом профилактической медицины, изучающим условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка. Знание основ гигиены детей и подростков необходимо практическим врачам для организации профилактических и оздоровительных мероприятий. В нашем журнале начинается публикация статей, посвященных актуальным вопросам гигиены детей и подростков.

Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.

Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфо-функциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.

По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции:

2) Каковы особенности полового созревания девочек и мальчиков в 13-15 лет?

3) Каковы основные признаки физического развития подростка?

4) Как телосложение зависит от наследственности и как от средовых факторов, в том числе от занятий физическими упражнениями?

5) Какие типы телосложения вы знаете?

6) Что вы можете сказать об изменении в росте костей, связок, суставов и мышц?

7) Какие реакции наблюдаются у подростков в функционировании центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку?

8) Физическое упражнение – это? Внимание — это?

9) Что вы знаете о мышечной системе человека?

10) Как включаются и как работают мышцы? Что для этого надо?

11) Осанка – это? Какие виды осанки вы знаете?

12) Что представляет собой нервная система человека?

13) Функции нервной системы? (перечислить)

14) Как работает нервная система?

15) Психические процессы – это?

16) Какую роль играют ощущения и восприятия в обучении двигательными действиями?

17) Память – это? Мышление – это?

18) Чем отличается мышление, например, игрока в футбол или баскетбол от мышления учёного?

19) Перечислите волевые качества человека?

20) Восприятие времени – это?

Ответ: 1)Физическая культура — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, человека в процессе осознанной двигательной активности.

2) В это время у большинства девушек происходят огромные изменения, так и внутренне и внешне. депрессия, прыщи, колебание веса, сальные волосы, упадок настроение, месячные их тела приобретают более женственный вид.

3) Физическое развитие человека — явление сложное, слагающееся из многих элементов. При массовом исследовании, имеющем целью изучение уровня физического развития практически здоровых детей и подростков, обучающихся в школе, необходимо выбрать некоторый минимум важнейших итоговых признаков, поддающихся количественному учёту при помощи простых и точных приёмов исследования.

4) Процессы роста, развития и становления организма занимают значительную часть онтогенеза человека. От знания деталей нормального протекания этих процессов, возможных их нарушений под действием различных факторов, а также эпохальных тенденций в процессе эволюции зависит, насколько здоровыми и активными станут будущие поколения.

5) Эктоморфное, мезоморфное и эндоморфное.

6) Это следует выводу то что когда мы наши кости мышцы и суставы нагружаем нагрузками то то они хорошо развяты.

7) У подростков развиваются такие характеристики: выносливость, сила, ловкость и т.д. Этому способствуют нагрузки на тело. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердечных сокращений, мышцы сердца сокращаются сильнее.

8) Элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

9) Мышечная система (мускулатура) – система органов высших животных и человека, образованная скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря которой организмом осуществляется движение во всех его проявлениях.

10) Говоря доступным языком, сокращение мышц происходит под воздействием нервных импульсов, которые активируют нервные клетки спинного мозга – мотонейроны, ответвления которых — аксоны подведены к мышце. Если разобраться подробнее, то внутри мышцы аксон разделяется и образует сеть ответвлений, которые, подобно электрическим контактам, «подсоединены» к мышечной клетке.

11) Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении

Первый, основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид.

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина.

Третий тип осанки — круглая спина.

Четвёртый тип осанки по Штаффелю — сутулая спина.

12) Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает: 1) функциональное единство всех органов и систем человека; 2) связь всего организма с окружающей средой.

13) Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. У человека, как и у всех млекопитающих, нервная система включает три основных компонента:

1) нервные клетки (нейроны);

2) связанные с ними клетки глии, в частности клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

3) соединительная ткань. Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в спинном мозгу.

14) Нервная система отвечает за все внутренние процессы: биение сердца, пищеварение, секрецию желчи и т.д.

За что ещё отвечает нервная система:

Контролирует голод, жажду и цикл сна, а также осуществляет контроль и регулирование температуры тела (при помощи гипоталамуса).

Эмоции (посредством лимбической системы) и мысли.

Обучаемость и память (через гиппокамп).

Движение, равновесие и координацию (с помощью мозжечка).

Интерпретирует всю информацию, полученную через органы чувств.

Работа внутренних органов: пульс, пищеварение и т.д.

Физические и эмоциональные реакции

15) Одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.

16) Играет роль обратной связи.

Например: мы не смотрим на руку/ногу,чтобы узнать, где она, ведь мы и так знаем,по мышечным ощущениями или же кинестетике.

17) Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

18) Игра в футбол и баскетбол, командная игра, а ученый работает самостоятельно.

19) Целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплина и самоконтроль.

Физическое развитие человека — явление сложное, слагающееся из многих элементов. При массовом исследовании, имеющем целью изучение уровня физического развития практически здоровых детей и подростков, обучающихся в школе, необходимо выбрать некоторый минимум важнейших итоговых признаков, поддающихся количественному учёту при помощи простых и точных приёмов исследования. Такими признаками являются рост (стоя и сидя), вес и окружность грудной клетки.

Новые вопросы в Другие предметы

1. Кем был Ахмет Байтурсынов. 2. Какая основная цель была у А.Байтурсынова. 3. Что необходимо для могущества? (По словам Байтурсынова) 4. Главная цель … А. Байтурсынова в педагогической деятельности. 5. Написать пословицу А.Байтурсынова. 6. Чему учит история жизни А. Байтурсынова.​

Помогите пж. По азербайджанскому языку надо написать 2 презентации . 1—«Qubanın tarixi abidələri» 2—«Qubada məşğuliyyət»

3) Разные концы магнита….. друг к другу. 4) Одинаковые концы магнита…. друг от друга. 5) Концы магнитов называют…. .

ПОМОГИТЕ ПЖ СРОЧНО ПЕРЕВОД Read, use the ideas from the boxes and make up your own dialogues. Act them out.Читайте, используйте идеи из рамок и состав … ьте свои собственные диалоги. Разыграйте их.Дам 11 баллов

1. Физическое развитие школьника-подростка характеризуется, прежде всего быстрым ростом тела в длину, за счет удлинения рук и ног. Нередки случаи, когда увеличение роста достигает 7–9 см в год. Школьники в этом возрасте тонки, длинноноги, как говорят, долговязы.

2. Изменения в мужском организме

Половые органы и фертильность

Первым признаком полового созревания у мальчиков является увеличение яичек (адренархе). Яички в промежуток от 1 года до начала пубертата почти не изменяются в размерах, длина составляет 2—3 см, а ширина 1,5—2 см. Через 6 лет после начала пубертата яички достигают объёма 18—20 см³, однако нужно учитывать индивидуальные различия размеров яичек среди мужчин. Яички имеют две основных функции: производство гормонов и выработка сперматозоидов, причём первая начинается раньше и стимулирует вторую. Уже через год после начала созревания в утренней моче мальчиков можно обнаружить сперматозоиды. Половой член (пенис) начинает расти вскоре после начала роста яичек. По мере роста полового члена возникают эрекции, а затем поллюции. В среднем, потенциальной фертильности мальчики достигают к 13-летнему возрасту, а полной — к 14—16 годам.

Рост волос (адренархе)

Увеличение волосяного покрова

Изменение (ломка) голоса

Мужское телосложение и мускулатура

К концу пубертата юноши имеют более тяжёлые кости и почти вдвое больше мышечной массы, чем девушки. Некоторые кости растут намного быстрее (плечи, челюсти), приводя к заметным различиям в мужском и женском телосложении. Прирост мышечной массы начинается в конце периода полового созревания, достигая максимума через год после скачка роста. Увеличение мышц может продолжаться по окончании пубертата, но более медленно.

Изменения в женском организме

Молочные железы

Лобковые волосы

Волосы на лобке появляются через несколько месяцев после начала роста молочных желёз. У 15 % девочек этот признак появляется первым. Сначала это единичные волоски на половых губах, за 6—12 месяцев распространяющиеся на лобок. В дальнейшем волосы разрастаются и покрывают весь лобковый треугольник.

Половые органы, менструация, фертильность

Под влиянием эстрогенов эпителий влагалища утолщается, и клетки начинают активно отшелушиваться с его поверхности. Шейка матки начинает выделять небольшое количество слизи. Это приводит к появлению беловатых выделений из влагалища — подростковых белей. Яичники и матка увеличиваются в размерах, в яичниках начинают расти фолликулы. При проведении ультразвукового исследования в этом периоде можно увидеть множество мелких кист — фолликул. Первая менструация (менархе) обычно наступает через 2 года после начала роста молочных желёз, и в течение первых 2 лет менструации могут носить нерегулярный характер. В большинстве менструальных циклов в течение первого года овуляция не происходит, а в течение второго года происходит только в половине циклов, поэтому фертильность в этом периоде ограничена, хотя зачатие вполне возможно. В дальнейшем девушка считается достигшей половой зрелости.

Строение тела, распределение жира

В течение пубертата под влиянием высокого уровня эстрогенов происходит рост костей таза в ширину, в результате чего бёдра становятся шире. Жировая ткань нарастает, и к концу пубертата превышает объём жировой ткани юношей в два раза. Жир откладывается, в основном, в области молочных желёз, бёдер, ягодиц, плечевого пояса, лобка.

3. Может проявляться неврологическая симптоматика: головная боль, быстрая утомляемость, булимия, полидипсия, симптомы поражения глазодвигательных нервов.

4. Различий нет, так как к 14 годам завершено формирование механизмов, координирующих разные функции сердца и сосудов; у взрослого система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично, чем у подростка

В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста: под действием половых гормонов детский организм бурно растет и развивается, девочки на глазах превращаются в девушек, мальчики становятся юношами. Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. У девочек оно происходит более стремительно и скачкообразно. Они раньше мальчиков проходят все стадии развития. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно и заканчивается позже, чем у девочек.

В это время длина тела за год может увеличиться на 7–12 см. Девочки обычно обгоняют ровесников-мальчиков в росте и развитии. У девочек скачок происходит в среднем в 10–11 лет, у мальчиков – в 13 лет. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое замедление и прекращение (у девушек – после 16 лет, у юношей – после 18 лет). Максимальная скорость роста подростков наблюдается весной, а максимальная скорость прибавки массы тела — осенью. Интенсивность и продолжительность этого скачка у каждого подростка своя. Мальчики «догоняют», а иногда опережают и девочек в развитии, как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17–18 лет все еще растет, а девушка того же возраста уже остановилась в росте.

Иногда подростков волнует, что их рост очень высокий или, наоборот, низкий. Приблизительно окончательный рост мальчика можно рассчитать по формуле: (рост отца + рост матери + 12,5) / 2 (см), а девочки: (рост отца + рост матери – 12,5) / 2 (см). Прогноз развития длины тела дочери более надежен по росту матери, а сына — по росту отца. Прогноз длины тела дочери более достоверен, чем сына. В норме целевой рост ребёнка может колебаться в пределах: средний рост родителей ± 8 см.

Перспективы дальнейшего увеличения длины тела можно определить по рентгенограмме кистей рук. Оценивают так называемые зоны роста в костях пальцев и запястья. Если они открыты, то ребенок еще будет расти.

Возрастные изменения тела

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты – широкий плечевой пояс и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Все упоминаемые ниже сроки служат в качестве ориентиров и вполне допускают индивидуальные колебания. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков в среднем охватывает период от 10,5 до 18 лет. В первую очередь в возрасте 10,5–12 лет увеличиваются яички, в 12–13 лет начинается рост полового члена, одновременно появляются волосы на лобке, после чего последовательно возникают другие признаки полового созревания: мутация голоса (13–14 лет), рост щитовидного хряща (14–15 лет), угри, оволосение подмышечных впадин и появление характерного запаха пота (14 лет), начало оволосения лица (14–16 лет). Некоторые юноши начинают бриться для того, чтобы быстрее появилась такая «растительность». Рост наружных гениталий завершается обычно к 17–18 годам, хотя возможно продолжение их роста до 20–25 лет.

Основные половые гормоны девочек – это эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса. Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бёдра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Первая менструация наступает между 9 и 15 годами, чаще всего в 12–14 лет. Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Сначала месячные могут быть нерегулярными и иметь различную продолжительность. Постепенно менструации становятся регулярными, наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3-5 дней.

Первые поллюции (непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновидениями) возникают в 14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам.

В среднем за период полового созревания с 10 до 17 лет масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.

Функциональные показатели и физическое развитие. Качество физического развития должно оцениваться во время ежегодных профилактических медицинских осмотров школьников. Для этого существуют специальные таблицы с параметрами длины и массы тела в каждом возрасте. Чтобы достоверно говорить о характере и правильности физического развития необходимо длину и массу тела измерять каждый год. При этом во внимание необходимо принимать не только параметры тела, но и функциональные показатели – скоростные и силовые, по данным тестирования на уроках физической культуры. Размеры тела и функциональные возможности (скорость, выносливость) далеко не всегда совпадают.

Для современных подростков характерно несоответствие между уже практически «взрослыми» размерами тела и достаточно низкими силовыми и скоростными показателями. Сегодня высокий рост и масса тела ребенка или подростка еще не означает их хорошей адаптированности и работоспособности в будущем. В 17-летнем возрасте современные юноши имеют показатели мышечной силы на 10 кг, а девушек на 7 кг ниже, чем школьники 80-х годов.

Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

Основные признаки физического развития подростка

Биологический и календарный возраст

Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13–14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться – они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.

Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.

Развитие в раннем подростковом возрасте (1013 лет)

Физическое

Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела).

Половое

Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение).

Психосексуальное

Платоническое либидо (детская влюбленность).

Психическое

Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе.

Социальное

Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали.

Развитие в среднем подростковом возрасте (1317 лет)

Физическое

Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела.

Половое

Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций – в 14 лет.

Достижение зрелости репродуктивной системы – в 15-17 лет.

Психосексуальное

Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений.

Психическое

Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии

Социальное

Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии.

Развитие в старшем подростковом возрасте (1719 лет)

Физическое

Достижение пределов роста и физиологической зрелости.

Половое

Достижение зрелости половой и репродуктивной системы.

Психосексуальное

Сексуальное либидо (сексуальное влечение и сексуальные отношения).

Психическое

Логическое мышление полностью сформировано. Возросший эмоциональный контроль.

Социальное

Отделение от семьи. Преодоление кризиса идентичности. Созревание морали.

Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30–40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17–18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.

Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.

Половое созревание обычно начинается в подростковом возрасте. В течение этого периода организм ребенка пройдет через серию биологических изменений: быстрый рост, увеличение веса, развитие половых органов, рост волос на теле.
Эти изменения означают, что вчерашний ребенок постепенно превращается во взрослого человека.

Что такое половое созревание?

Это последовательные биологические и физические изменения в детском организме, которые приводят к развитию вторичных половых признаков и появлению возможности зачатия и рождения детей.

Взрослый разговор

Современные подростки неплохо осведомлены о том, откуда они взялись, но поговорить с ними о контрацепции никогда не поздно. Когда речь идет о таких важных вопросах, родителям надо соблюдать несколько важных принципов. Узнайте, как говорить с подростком о контрацепции.

Когда начинается половое созревание?

Половое созревание начинается у всех в разное время. Как правило, у девочек оно происходит в период с 10 до 14 лет, а у мальчиков – с 12 до 16.
В наше время девочки-подростки развиваются быстрее юношей. Так, средний возраст появления первой менструации в 1900 году составлял 15 лет. В 1990 году – уже 12,5 лет.
Ученые считают, что раннее половое созревание у девочек вызывают такие факторы, как избыточное питание и ожирение.
По данным некоторых исследований, слишком раннее начало гормональных изменений в организме ребенка может увеличить риск онкологических заболеваний в старшем возрасте.
Какие физические изменения происходят во время полового созревания?
Развитие вторичных половых признаков
Первый признак начала половой зрелости у девочек – это развитие молочных желез. Оно начинается примерно в 11 лет вместе с началом производства женских половых гормонов – эстрогенов. Затем обычно происходитрост волос на лобке и в подмышечных впадинах.
Следующий этап – начало овуляции (созревание готовых к оплодотворению яйцеклеток в яичниках) и начало менструаций.
Основной признак начала полового созревания у мальчиков – увеличение размера яичек. Оно начинается примерно в 11 лет и продолжается около полугода. Затем у подростков увеличивается в размерах половой член, и появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах.
Под действием мужского гормона тестостерона, который начинает производится в организме, у мальчиков грубеет голос и увеличивается мышечная масса. В это же время у мальчиков начинает вырабатываться сперма, способная к оплодотворению.
Последний этап полового созревания – появление волос на лице.
Скачок роста

Половое созревание у обоих полов обычно сопровождается быстрым ростом тела в высоту. За этот период он увеличивается в среднем на 17–18 процентов.
У девочек скачок роста начинается в среднем на два года раньше – примерно за полгода до первой менструации.
Рост скелета

Период полового созревания характеризуется ростом и повышением плотности костной массы у подростков. У девочек и мальчиков этот процесс достигает пика сразу после скачка роста.
Важно! Кости сначала растут в длину, и только потом увеличивается плотность костной массы. Из-за этого подростки подвержены высокому риску переломов.
Спорт для подростка
Физическая нагрузка чрезвычайно важна в подростковом возрасте. Как выбрать спорт для подростка, рассказывает Алексей Корочкин, научный сотрудник кафедры ЛФК и спортивной медицины РГМУ.
В период полового созревания у девочек начинается активное формирование жировой ткани в организме, преимущественно на бедрах и ягодицах.
У мальчиков тоже начинает откладываться жир, но внешне это не так заметно, поскольку параллельно происходит усиленный рост мышечной ткани. Ее масса к концу полового созревания у подростка мужского пола становится в полтора раз больше, чем у девочки такого же роста и веса.
Другие изменения

Вместе с половым созреванием у подростков происходит окончательное формирование сердечно-сосудистой системы и легких. Это приводит к увеличению работоспособности этих органов. Особенно эффективно этот процесс проходит, если подросток занимается спортом.
Самое важное

Половое созревание – это не только появление менструаций у девочек или волос на лице у мальчиков. Это еще и период активного роста и развития всего организма подростка.

Физическое развитие человека — явление сложное, слагающееся из многих элементов. При массовом исследовании, имеющем целью изучение уровня физического развития практически здоровых детей и подростков, обучающихся в школе, необходимо выбрать некоторый минимум важнейших итоговых признаков, поддающихся количественному учёту при помощи простых и точных приёмов исследования. Такими признаками являются рост (стоя и сидя), вес и окружность грудной клетки.

Новые вопросы в Другие предметы

1. Кем был Ахмет Байтурсынов. 2. Какая основная цель была у А.Байтурсынова. 3. Что необходимо для могущества? (По словам Байтурсынова) 4. Главная цель … А. Байтурсынова в педагогической деятельности. 5. Написать пословицу А.Байтурсынова. 6. Чему учит история жизни А. Байтурсынова.​

Помогите пж. По азербайджанскому языку надо написать 2 презентации . 1—«Qubanın tarixi abidələri» 2—«Qubada məşğuliyyət»

3) Разные концы магнита….. друг к другу. 4) Одинаковые концы магнита…. друг от друга. 5) Концы магнитов называют…. .

ПОМОГИТЕ ПЖ СРОЧНО ПЕРЕВОД Read, use the ideas from the boxes and make up your own dialogues. Act them out.Читайте, используйте идеи из рамок и состав … ьте свои собственные диалоги. Разыграйте их.Дам 11 баллов

1. Физическое развитие школьника-подростка характеризуется, прежде всего быстрым ростом тела в длину, за счет удлинения рук и ног. Нередки случаи, когда увеличение роста достигает 7–9 см в год. Школьники в этом возрасте тонки, длинноноги, как говорят, долговязы.

2. Изменения в мужском организме

Половые органы и фертильность

Первым признаком полового созревания у мальчиков является увеличение яичек (адренархе). Яички в промежуток от 1 года до начала пубертата почти не изменяются в размерах, длина составляет 2—3 см, а ширина 1,5—2 см. Через 6 лет после начала пубертата яички достигают объёма 18—20 см³, однако нужно учитывать индивидуальные различия размеров яичек среди мужчин. Яички имеют две основных функции: производство гормонов и выработка сперматозоидов, причём первая начинается раньше и стимулирует вторую. Уже через год после начала созревания в утренней моче мальчиков можно обнаружить сперматозоиды. Половой член (пенис) начинает расти вскоре после начала роста яичек. По мере роста полового члена возникают эрекции, а затем поллюции. В среднем, потенциальной фертильности мальчики достигают к 13-летнему возрасту, а полной — к 14—16 годам.

Рост волос (адренархе)

Увеличение волосяного покрова

Изменение (ломка) голоса

Мужское телосложение и мускулатура

К концу пубертата юноши имеют более тяжёлые кости и почти вдвое больше мышечной массы, чем девушки. Некоторые кости растут намного быстрее (плечи, челюсти), приводя к заметным различиям в мужском и женском телосложении. Прирост мышечной массы начинается в конце периода полового созревания, достигая максимума через год после скачка роста. Увеличение мышц может продолжаться по окончании пубертата, но более медленно.

Изменения в женском организме

Молочные железы

Лобковые волосы

Волосы на лобке появляются через несколько месяцев после начала роста молочных желёз. У 15 % девочек этот признак появляется первым. Сначала это единичные волоски на половых губах, за 6—12 месяцев распространяющиеся на лобок. В дальнейшем волосы разрастаются и покрывают весь лобковый треугольник.

Половые органы, менструация, фертильность

Под влиянием эстрогенов эпителий влагалища утолщается, и клетки начинают активно отшелушиваться с его поверхности. Шейка матки начинает выделять небольшое количество слизи. Это приводит к появлению беловатых выделений из влагалища — подростковых белей. Яичники и матка увеличиваются в размерах, в яичниках начинают расти фолликулы. При проведении ультразвукового исследования в этом периоде можно увидеть множество мелких кист — фолликул. Первая менструация (менархе) обычно наступает через 2 года после начала роста молочных желёз, и в течение первых 2 лет менструации могут носить нерегулярный характер. В большинстве менструальных циклов в течение первого года овуляция не происходит, а в течение второго года происходит только в половине циклов, поэтому фертильность в этом периоде ограничена, хотя зачатие вполне возможно. В дальнейшем девушка считается достигшей половой зрелости.

Строение тела, распределение жира

В течение пубертата под влиянием высокого уровня эстрогенов происходит рост костей таза в ширину, в результате чего бёдра становятся шире. Жировая ткань нарастает, и к концу пубертата превышает объём жировой ткани юношей в два раза. Жир откладывается, в основном, в области молочных желёз, бёдер, ягодиц, плечевого пояса, лобка.

3. Может проявляться неврологическая симптоматика: головная боль, быстрая утомляемость, булимия, полидипсия, симптомы поражения глазодвигательных нервов.

4. Различий нет, так как к 14 годам завершено формирование механизмов, координирующих разные функции сердца и сосудов; у взрослого система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично, чем у подростка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector