Оценка психомоторного развития ребенка

Информация только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!

Оценка психомоторного развития ребенка

Т.В. Кустова 1 , к.м.н., Т.Е. Таранушенко 1 , д.м.н., профессор, И.М. Демьянова 2 , к.м.н.

1 Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск
2 Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства, Красноярск

В статье авторы поднимают вопрос проблемы диагностики нарушений развития детей раннего возраста. Представлен обзор отечественных и зарубежных методов оценки психомоторного развития. Предложен «Алгоритм диагностики психомоторного развития ребенка», основанный на ступенчатом подходе в оценке динамики нервно-психического развития ребенка.

T.V. Kustova 1 , T.E. Taranushenko 1 , I.M. Demyanova 2 1

1 Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation
2 Krasnoyarsk Regional Center of Protection of Mothers’ and Children’s Health, Krasnoyarsk, Russian Federation

Evaluation of psychomotor development of a child of early age: what should the pediatrician know

The authors raise the question of the problems of diagnosis of developmental disorders in young children. The article provides a review of domestic and foreign methods of diagnostics of psychomotor development. The «Algorithm for diagnosing the child’s psychomotor development» is proposed, based on a step-by-step approach to assessing the dynamics of the child’s neuropsychological development.

Оценка психомоторного развития ребенка

Загрузить файл

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие. 3-е издание, стереотипное. М.: Академия, 2006. 144 с.

2. Таранушенко Т.Е., Кустова Т.В., Анциферова Е.В., Демьянова И.М., Дочкина Е.С., Ярусова О.А. Психомоторное развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2017. 104 с.

3. Бадалян Л.О. Невропатология : учеб. для студ. высш. учеб.заведений. М.: Академия, 2012: 400 с.

4. World Health Organization, & WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO motor development study: Windows of achievement for six gross motor development milestones. Acta Paediatrica Supplemen. 2006, 450: 86-95.

5. Кукушкин Д.В., Кузнецова Т.А., Нечаева Т.М. Факторы риска и структура задержек нервно-психического развития детей раннего возраста: возможности и перспектива диагностики на педиатрическом участке. Педиатрическая фармакология, 2008, 5(6): 26-29

6. Кешишян Е.С. Психомоторное развитие детей на первом году жизни (пособие для врачей). М., 2000. 48 с.

7. Griffiths R. In: The Griffiths Mental Development Scales: From Birth to 2 Years: Manual Rev. Huntley M, editor. Oxford: The Test Agency, 1996.

8. Непосредственное обследование ребенка. Под ред. В.В.Юрьева. СПб.: Питер, 2009. 384 с.

9. Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возрас-та. Эффективная фармакотерапия, 2011, 31: 6-11

10. Журба Л.Т., Мастюкова Е.А. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981. 271 с.

11. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2005.

12. Козловская Г.В., Баженова О.В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве. Журн. невропатол. и психиатр., 1995, 5: 48-52

Оценка психомоторного развития ребенка

Малыш уже уверенно стоит, приседает, наклоняется, ползает. Он пытается доминировать, понимает и может выполнить достаточно много требований. Словарный запас становится более разнообразным. Завершается психомоторное развитие ребёнка до года первыми самостоятельными шагами.

Первый год жизни является очень важным, в этот период закладывается фундамент для дальнейшего физического, умственного и эмоционального формирования человека. Несомненно, основную роль в успешной оценке психомоторного развития ребенка, играет то, насколько внимательно вся семья, а в особенности мама, наблюдает за своим ребёнком.

Если появляются сомнения, что малыш отстает в развитии, то в первую очередь необходимо обратиться за консультацией к высококвалифицированному неврологу.

В нашей клинике врачи работают в команде: педиатры, отоларингологи, остеопаты, неврологи, ортопеды-травматологи.

Для уточнения диагнозов и контроля лечения используется современная функциональная диагностика.

В обычных клиниках работа специалистов построена на симптоматическом лечении, и пациент может обращаться с одной и той же проблемой долгое время.

Мы используем принципы холистического подхода к лечению. Это подход к лечению пациента, когда имеет значение не только выявление заболевания в настоящее время, но диагностируются все причины, которые повлияли тем или иным образом на образование болезни. Мы предлагаем не только снять симптом, а «докопаться до сути», найти реальную причину заболевания и устранить её, чтобы вы не возвращались к ней снова и снова. Мы лечим полностью, а не выборочно – с головы до ног, с макушки до пяток.

Регулярные профилактические осмотры помогут вам держать здоровье под контролем.

Количество приемов специалистов, назначения дополнительных консультаций и процедур – всегда строго индивидуально. Мы не хитрим, но называть конкретные сроки и способы лечения, не видя пациента – непрофессионально. Курс лечения зависит от конкретной проблемы и ваших целей – снять болевой симптом или выявить и вылечить причину болезни. Мы поможем и в первом и во втором случае. Приходите!

Оценка психомоторного развития ребенка

1. Возьмите с собой любые результаты исследований, проводимых с момента рождения ребёнка.

2. Возьмите вещи, которые необходимы для комфортного визита ребёнка (сменный комплект одежды, любимая игрушка, перекус);

3. У нас есть одноразовые пеленки, памперсы и влажные салфетки, но Вы можете взять свои, если Вам так комфортнее.

4. Если малыш находится на искусственном вскармливании, то не забудьте бутылочку со смесью.

5. Будьте спокойны и настроены на выполнение всех рекомендаций врача.

Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша с его старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка 4 месяцев, нормальное развитие 6-месячного ребенка — патология для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».

При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадаптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь

Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку
2. Самостоятельно играется с игрушками
3. Специально кидает и следит за падением
4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
5. Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Оценка психомоторного развития ребенка 47 %

Аннотация к книге «Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра»

В книге представлен обзор существующих шкал оценки психомоторного развития ребенка, изложены отечественные и зарубежные методики их применения. На клинических примерах показана значимость оценки психомоторных навыков у младенцев для своевременного выявления патологии и целенаправленного обследования, для оценки необходимости назначения какой-либо терапии и контроля ее эффективности.
Доказана целесообразность включения тестирования младенцев по определенным шкалам развития в рамках педиатрического или неврологического диспансерного осмотра ребенка на первом-втором году жизни.
Книга предназначена практикующим врачам-педиатрам, неврологам, неонатологам, специалистам функциональной диагностики, врачам-ординаторам и студентам последних курсов медицинских университетов педиатрических факультетов.

Цель: провести анализ психомоторного развития детей с различными исходами перинатального гипоксического поражения головного мозга, оценить эффективность ноотропной терапии по уровню формирования речевых навыков, познавательной активности ребенка.
Материалы и методы. В исследование включены 136 детей, перенесших асфиксию в родах и/или внутриутробную гипоксию. Анализ неврологической патологии, психомоторного развития детей проводился в течение первых двух лет жизни. У 55 (40,4%) детей сформировался неврологический дефицит, у остальных детей выявлены функциональные расстройства нервной системы. Оценка психомоторного развития проводилась с использованием шкалы Clinical Adaptive Test/Clinical Linguistic and Auditory Milestone Scale (CAT/СLAMS). При формировании детского церебрального паралича уровень развития моторики определен по «Системе оценки глобальных моторных функций».
Результаты. Функциональные расстройства нервной системы проявлялись синдромом гиперактивности, темповой задержкой развития ребенка, диссоциацией речевого, познавательного и моторного развития. Глобальный характер гипоксического повреждения головного мозга у детей с неврологическим дефицитом определил преобладание тяжелых нарушений моторики, познавательной активности, речевого развития. По данным исследования неврологический дефицит чаще формировался у недоношенных детей, но тяжелые двигательные нарушения в результате выраженных деструктивных изменений головного мозга преобладали у доношенных детей. Проведенное исследование показало эффективность ноотропных препаратов у детей с функциональными расстройствами нервной системы, а также у детей с неврологическим дефицитом без выраженных структурных изменений головного мозга.
Заключение. Проведение анализа психомоторного развития, оценки эффективности ноотропной терапии у детей раннего возраста с перинатальным гипоксическим поражением головного мозга позволяет определить адекватность проводимой реабилитации для коррекции выявленных нарушений.

Ключевые слова

Об авторах

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС,

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС,

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063;

тел.: +7 (918) 329-03-48; ул. Тургенева, д. 144, г. Краснодар, 350078

Список литературы

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91(3): 9–14.

2. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х; 2011. 672 с.

3. Яцык Г.В. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. М.: ПедиатрЪ; 2012. 156 с.

4. Alderliesten T., de Vries L.S., Benders M.J.N.L., Koopman C., Groenendaal F. MR imaging and outcome of term neonates with perinatal asphyxia: value of diffusion-weighted MR imaging and H MR spectroscopy. Radiology. 2011; 261(1): 235–242. DOI: 10.1148/radiol.11110213

5. 6. Ахмадеева Э.Н., Валиулина А.Я., Крывкина Н.Н. Влияние неонатальной реанимации на соматический статус и психомоторное развитие недоношенных детей, перенесших критические состояния. Вестник современной клинической медицины. 2013; 6(1): 12-16. DOI: 10.20969/vskm.2013.6(1).12–16

6. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С., Алямовская Г.А. Неврологические исходы у недоношенных детей к трехлетнему возрасту (наблюдавшиеся в специализированном центре). Медицинский совет. 2015; 1: 50–53. DOI: 10.21518/2079-701Х-2015-1-50-53

7. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С., Алямовская Г.А. Особенности психомоторного развития глубоко недоношенных детей. Вестник современной клинической медицины. 2013; 6(6): 84–90.

8. Крывкина Н.Н., Ахмадеева Э.Н. Динамика показателей здоровья недоношенных детей в течение первых трех лет жизни. Практическая медицина. 2013; 6(75): 147–150.

9. Russell D.J., Rosenbaum P.L., Wright M. Gross Motor Function Measure (GMFM066 and GMFM-88): User’s Manual. London: Mac Keith Press; 2013.70

10. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Куренков А.Л., Клочкова О.А., Каримова Х.М., Мамедъяров А.М., Жердев К.В., Кузенкова Л.М., Бурсагова Б.И. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. М.: ПедиатрЪ; 2014. 84 с.

11. Семенова Е.В., Клочкова Е.В., Коршикова-Морозова А.Е., Трухачева А.В., Заблоцкис Е.Ю. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам. М.: ЛептаКнига; 2018. 584 с.

Оценка психомоторного развития детей первых 5 лет – важная составляющая профилактического педиатрического осмотра, поскольку задержка, остановка или регресс развития могут указывать на то, что ребенок имеет какое-то заболевание. Только поэтому. У врача нет цели выявлять незначительные несоответствия обычному развитию, которые нередко называют темповыми, т.е. временными, задержками. Дети развиваются по-разному, некоторое отклонение от среднестатистической скорости появления навыков не является не то что патологией, но даже поводом для вообще какого-либо беспокойства и принятия каких-то мер для развития этих навыков. Все здоровые дети, даже бездомные и живущие в ужасных условиях, развивают необходимые навыки: начинают переворачиваться, ходить, говорить, засовывать мелкие вещи в маленькие отверстия и т.п.

Здоровые дети в детских домах нередко имеют некоторую задержку развития. Но она не связана с моторными навыками – они так же ходят, прыгают и лазают, как и другие дети их возраста, но они хуже говорят и общаются, замкнуты и насторожены, меньше знают. Эти проблемы связаны с дефицитом ласки, общения и обучения. Вот чему действительно надо уделять максимум своего внимания! Все, что требуется детям в раннем возрасте, помимо безопасного окружения, обеспечения едой и теплом, это любовь, общение и удовлетворение их любопытства.

Если же врач выявляет значимую задержку в развитии*, то дальнейшие его действия – не просто рекомендации, как надо заниматься с ребенком, чтобы он догнал сверстников, а поиск причины задержки (т.е. заболевания – детского церебрального паралича, снижения слуха и т.п.) и по возможности воздействие на нее.

Что надо знать о раннем развитии?

Нужны ли здоровым детям для нормального развития массаж, плавание, динамическая гимнастика и развивающие занятия? – Они совсем необязательны. Природа не обязала нас к этому. Более того, специальные занятия с детьми грудного и раннего возраста не ускоряют их психомоторное развитие.

Нередко случается так, что ребенок не делает что-то, что уже умеет большая часть его сверстников. С ним начинают усиленно заниматься, и через месяц-два у него, наконец, появляется долгожданный навык. Он бы так и не появился, если бы с ребенком не занимались? – Нет, конечно, появился бы.

Есть ли какие-то преимущества более раннего развития навыков? – Нет. Если ребенок начинает ходить или говорить раньше сверстников, совсем не обязательно, что он будет умнее или ловчее других в более старшем возрасте.

Если посмотреть на животный мир, то практически все животные становятся самостоятельными раньше, чем люди: сложному организму нужно время, чтобы развиться.

Интересен тот факт, что если в семье есть старший ребенок, то младший начинает говорить раньше, чем если бы старшего ребенка не было. Но в возрасте приблизительно 6-ти лет эта разница исчезает! Некоторый скачок психомоторного развития в раннем возрасте никак не влияет на физические и интеллектуальные способности в более старшем возрасте.

Чем разностороннее ваше общение с ребенком, тем лучше. Ребенку нужны и прикосновения, и объятия, и поцелуи, и улыбки, и разговор. Массаж, гимнастика, плавание и игры, которые проводят близкие люди, – тоже способы общения с ребенком. В этом смысле они очень полезны. Но важно понимать, что поскольку это – только лишь способы общения, они не должны быть

«экстремальными» (т.е., например такими) чтобы случайно не навредили ребенку. Кроме того они должны нравиться ему, т.е. ребенок не должен плакать во время их проведения! Общение с ребенком не должно вызывать негативных эмоций: в этом возрасте очень важно, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Детям грудного возраста действительно легче совершать многие действия в воде. Поэтому, так же как и с массажем, если ребенку нравится купаться, радуйте его этим.

Важно соблюдать баланс: с одной стороны обеспечить безопасное окружение ребенку, а с другой – не мешать ему изучать окружающий мир. В этом плане можно сравнить воспитание детей в асоциальных семьях и в домах ребенка. В первом случае ребенок предоставлен сам себе, он может изучать все, что ему интересно – идеальные условия для развития. Но за ребенком плохо следят, высок риск, что он как-то пострадает. В доме ребенка обратная ситуация: большую часть времени дети проводят в кроватках с парой игрушек. Да, они в безопасности, но они не могут удовлетворить свой интерес в изучении окружающего мира. Так что убедитесь, что то, что окружает ребенка, не может навредить ему, и дайте ему максимум возможной свободы.

* В ближайшее время выложим пост о действительных признаках вероятной задержки развития.

Тема практического занятия: Психомоторное развитие детей.

Место: учебная комната в соматическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов:Умение оценивать психомоторное развитие ребенка необходимый раздел работы врача-педиатра. Общий уровень психомоторного развития отображает состояние центральной нервной системы ребенка. Под влиянием разнообразнейших факторов возникает задержка психического развития детей. Своевременное выявление отклонений в развитии и поведении ребенка имеет важное значение, поскольку позволяет на ранних этапах провести необходимую коррекцию.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать
Нормальная анатомия Анатомическое строение нервной системы (центральной, периферической, вегетативной).
Нормальная физиология Врожденные безусловные рефлексы новорожденных детей. Типы высшей нервной деятельности.

План проведения занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих.
2. Тестовый контроль для оценки исходного уровня знаний и его анализ.
3. Преподаватель демонстрирует и объясняет методику оценки психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста.
4. Студенты самостоятельно работают с больными, собирают анамнез, обследуют их.
5. Преподаватель со студентами совершает обход обследованных детей. Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль конечного уровня знаний.
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов и задачи для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

• Понятие о психомоторном развитии детей, его особенности в разные периоды детского возраста.

• Особенности оценки нервно-психического развития новорожденного.

• Основные критерии оценки психомоторного развития ребенка 1-го года жизни.

• Основные показатели психомоторного развития детей 2-го и 3-го лет жизни.

• Рассчеты коэффициента психического развития ребенка и его оценка.

• Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

• Режим дня для детей разного возраста.

• Типы высшей нервной деятельности и фазовые состояния у детей и их значение для воспитания.

• Элементы нервно-психического воспитания детей раннего возраста (развитие эмоций, эстетическое, моральное и умственное воспитание).

Методика проведения практического занятия:

• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный тестовый контроль знаний.

• Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.

• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику оценки психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста.

• Преподаватель распределяет больных для курирования, дает задачи.

Задача Указания преподавателя студентам Примечание
Собрать жалобы и анамнез у матери ребенка. Провести объективное обследование ребенка. Сделать вывод в состоянии психомоторного развития ребенка. Алгоритм сбора анамнеза • Динамика психомоторного развития ребенка: а) развитие эмоций; б) развитие моторики; в) развитие активного языка; г) понимание речи; д) развитие привычек и умений 2. Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в периоде новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) характер вскармливания; е) режим дня ребенка; ж) особенности нервно-психического воспитания ребенка. Алгоритм практической работы студента 1. Осмотр ребенка 1-го года жизни: а) состояние зрительно-ориентировочных реакций; б) состояние слуховых ориентировочных реакций; в)эмоции ребенка; г) движения руки и действия с предметами; д) общие движения; е) активная речь; ж) понимание языка; з) привычки и умения ребенка. 2. Осмотр ребенка 2-го или 3-го года жизни: а) оценка активной речи; б) понимание языка; в) оценка сенсорного развития ребенка; г) действия с предметами и участие в игре; д) развитие моторики; е) оценка привычек ребенка; ж) конструктивная и изобразительная деятельность ребенка. Алгоритм практической работы студента 1. Оценить показатели нервно-психического развития ребенка. 2. Рассчитать коэффициент психического развития ребенка (QD), оценить его уровень. 3. Определить группу и гармоничность развития ребенка с учетом вековых епикризних сроков. Указать ступней задержки нервно-психического развития ребенка. Необходимо задавать вопросы, которые касаются психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста. Необходимо указать факторы риска нарушений нервно-психического развития ребенка. Обследование ребенка проводится с учетом возрастных особенностей его психомоторного развития. Дать оценку выявленных изменений психомоторного развития ребенка с учетом вековых особенностей.

• Студенты самостоятельно работают с детьми: собирают анамнез, обследуют их. Оформляют протокол осмотра больного с оценкой психомоторного развития ребенка.

Оценка психомоторного развития ребенка

• Преподаватель проводит разбор больных с анализом заключення по психомоторному развитию обследованных детей. Подпись протоколов.

• Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.

• Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

1.Из которого возраста ребенок начинает лепетать?

2.Который из приведенных рефлексов новорожденных принадлежит к рефлексам орального автоматизма?

Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша с его старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка л месяцев, нормальное развитие s-месячм ш и реиенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».

При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадаптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.

Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным таблицам

Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее нами в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.

Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка.

В крайнем левом столбике указан возраст, далее — набор умений и навыков, которые должны появиться у ребенка в данном возрасте. В качестве эталона взяты показатели нормального среднего уровня развития. С возрастом количество показателей в одном оцениваемом периоде возрастает, так как расширяется диапазон линий развития малыша. Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!

Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.

Оценка психомоторного развития ребенка

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своим ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Оценка психомоторного развития ребенка

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Оценка психомоторного развития ребенка

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира. Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие? Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту. Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

Оценка психомоторного развития ребенка

Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха. При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов. Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

Для детей младшего дошкольного возраста характерно:

  • знать названия основных цветов;
  • переступать через небольшие препятствия;
  • использовать в речи сложные предложения;
  • постоянно задавать вопросы;
  • исполнение ролей в ролевых играх;
  • самостоятельное одевание и раздевание;
  • умение изображать простые фигуры на бумаге.

Для детей четырех лет характерны:

  • свободные и координированные движения;
  • знание 6 основных цветов;
  • умение классифицировать предметы по тому или иному признаку;
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • грамотная, оформленная во фразы речь;
  • продолжительные игры с детьми;
  • следование правилам поведения;
  • сформированные основные навыки;
  • правильная осанка;
  • способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну.

Для детей среднего дошкольного возраста характерны следующие навыки психомоторного развития:

Оценка психомоторного развития ребенка

Оценка уровня психомоторного развития — исследование, которое позволяет определить соответствие психического и моторного развития возрасту ребенка: задержку или опережение.

Стоимость

Консультация узкого специалиста категории «профи» в клинике от 4500 руб.
Консультация узкого специалиста первой категории в клинике от 6000 руб.
Консультация узкого специалиста высшей категории в клинике от 7000 руб.
Вызов узкого специалиста на дом в Москве в пределах МКАД (ЮЗАО, ЗАО, ЦАО, ЮАО) от 6500 руб.
Вызов узкого специалиста на дом в Москве в пределах МКАД (САО, СЗАО, СВАО, ВАО, ЮВАО) от 9000 руб.
Вызов узкого специалиста на дом за МКАД до 30 км (Киевское, Калужское, Новорижское, Рублево-Успенское шоссе) от 9000 руб.
Вызов узкого специалиста на дом за МКАД до 30 км (Ленинградское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское, Новорязанское, Каширское, Варшавское шоссе) от 11500 руб.

Дмитриева Ольга Борисовна – опыт работы в детской неврологии более 14 лет. Член всероссийского общества неврологов. С 2013 по 2017 гг. зарубежные стажировки по детской неврологии в США, Virginia Mason hospital, Seattle, WA. Диагностика и лечение по принципам доказательной медицины. Без лишних обследований, без лекарств с недоказанной эффективностью.

Жмурова-Кривенцова Алиса Анатольевна – прием детей с патологией нервной системы, отставанием в психомоторном развитии, нарушениями поведения, подозрением на нервно-мышечные заболевания, гидроцефалию, эпилепсию, расстройство аутистического спектра, СДВГ, нарушения обучаемости. Плановые осмотры детей с первого года жизни. Специалист по наследственным болезням нервной системы.

Халецкая Варвара Александровна – детский невролог, кандидат медицинских наук. Специализация: нетипичное психомоторное развитие детей, головные боли, тревожность, болевые синдромы нервно-мышечной системы, черепно-мозговые травмы, нарушения обучаемости у школьников. Лечение по принципам доказательной медицины. Прием пациентов и оформление медицинских документов — на русском и английском языке.

Вопрос из теста: Тесты по педиатрии
Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать’ style=’color:red;cursor:pointer’ src=’foto/kach.jpg’ width=’15px’>

Медицинские тесты

Аккредитация фармацевтов Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация медсестер Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация стоматологов Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация лабораторная диагностика Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация лечебное дело Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация медико-профилактическое дело Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация медицинская биохимия Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация медицинская биофизика Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация акушерское дело Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация педиатрия Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация массажистов Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Аккредитация медицинская оптика Обращаем внимание что в различных регионах вопросы могут отличаться от представленных здесь вопросов.

«,»100»)’ title=’Скачать вопросы’ style=’color:red;cursor:pointer’>(Скачать вопросы)

Позвони

Pojezierska 97B

Пн — пт

Детская терапия

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА:

Ребенок, родившийся преждевременно, созревает в нефизиологических условиях. Поэтому трудно ожидать, что все этапы развития будут проходить точно так же, как у ребенка, родившегося в срок. Ключом к пониманию особенностей и тайн развития ребенка, родившегося преждевременно, является не только оценка биологического возраста (иногда отличающегося от скорректированного), но и скорость созревания его организма, то есть всех процессов, на основе которых ребенок может приобретать новые навыки.

Процесс реабилитации имеет разные уровни трудности, разный объем и тип работы. Это относится и к терапевтическим техникам, которые, по сути, являются лишь инструментом врача. Наш принцип – техника – для терапевта, ребенок не должен ее чувствовать, а только учиться достигать с ее помощью своих целей. Что касается целей – в случае с детьми, на любом этапе развития они подбираются, в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями, ограничениями и интересами ребенка.

Прикладные методы оценки детей в центре «Гравитация»:

Метод Прехтля

Метод Прехтля — это диагностический инструмент для недоношенных детей и младенцев в возрасте до 5 месяцев. Он основан на наблюдении за спонтанной двигательной активностью ребенка и позволяет очень точно определить характер и уровень психо-моторных трудностей ребенка. Процедура короткая, неинвазивная и полностью безопасная для ребенка.

Основой обследования является наблюдение за ребенком или видеоанализ. Оценивается количество, качество и тип движений, выполняемых ребенком. В этом возрасте движения похожи у всех детей (это называется глобальными паттернами). Оцениваются два типа движений: извивающиеся движения, возникающие через 8-12 недель после рождения, и суетливые движения, возникающие через 15-20 недель после рождения.

Чтобы поставить достоверный диагноз, врач, физиотерапевт или родитель записывают несколько видеозаписей в течение первых 20 недель жизни ребенка. Записи представляются врачу или физиотерапевту, который прошел курс диагностики по методу Прехтеля. Наибольшую диагностическую ценность имеют видеозаписи, сделанные, когда малышу исполнилось 12 недель.

Технические критерии:
  • следует записывать спонтанные действия ребенка,
  • лучше всего делать записи дома, в теплой комнате
  • записи могут быть сделаны с помощью мобильного телефона,
  • минимальная продолжительность каждой записи — 5 минут (30 минут в случае детей, родившихся преждевременно), максимальная — 60 минут.
Во время записи малыш:
  • должен быть одет в облегающий комбинезон светлого цвета с короткими рукавами,
  • должен свободно лежать на поверхности (рекомендуется темная поверхность, например, темное однородное полотенце/одеяло),
  • должен иметь возможность передвигаться,
  • должен быть сытым и расслабленным,
  • не должен плакать, икать, сосать соску или палец,
  • должен быть виден сверху (не сбоку),
  • нельзя разговаривать или играть с малышом.

Оценка спонтанных двигательных навыков позволит сделать вывод о том, нормально ли развивается ребенок или ему требуется более пристальное внимание специалиста.

Тест на двигательную активность младенца TIMP

TIMP — это международно признанный и надежный тест для оценки психомоторного развития младенцев в возрасте до 4 месяцев. Его можно применять у недоношенных детей с 32 недели жизни плода. Проведение теста требует наблюдения за ребенком и заполнения анкеты, после чего определяется результат, указывающий на уровень развития ребенка. Тест проводится врачом или физиотерапевтом после прохождения специального курса. Обследование длится 30 минут, в течение которых мы оцениваем двигательное развитие ребенка в положениях лежа и полулежа, наблюдая и оценивая его способность достигать различных стадий развития, характерных для данной недели жизни. Результат выдается в виде перцентильной сетки, которая, по аналогии с оценкой веса, роста и окружности головы, дает родителям четкую информацию о развитии ребенка и возможной задержке в развитии.

Гигиена детей и подростков является разделом профилактической медицины, изучающим условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка. Знание основ гигиены детей и подростков необходимо практическим врачам для организации профилактических и оздоровительных мероприятий. В нашем журнале начинается публикация статей, посвященных актуальным вопросам гигиены детей и подростков.

Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.

Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфо-функциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.

По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции:

В международной практике большое значение уделяется проведению ранней диагностики состояния нервно-психического развития у новорожденных, как с целью мониторинга, так и для разработки мер раннего вмешательства.Тест по шкалам Бейли (Bayley Scales of Infant Development) во всем мире считается «Золотым стандартом» оценки раннего развития ребенка

Тест состоит из 3 шкал:
  • ментальная шкала: оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  • шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  • шкала поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.
Данный скрининг показан всем:
  • детям из группы риска (недоношенность, гипоксия, ишемия мозга, внутрижелудочковые кровоизлияния, судороги)
  • здоровым детям для выявления отклонений и разработки мер раннего вмешательства, до проявления патологических состояний.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI).

Шкалы полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды.

Данная программа выполняется в рамках Европейского проекта поддержки детей с риском развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности и аутизма (Studying Autism and ADHD Risk in Siblings), под руководством Centre for Brain and Cognitive Development (Birkbeck, University of London, UK).

Обследование по шкалам Бейли характеризуется безопасностью, безболезненностью, высокой степенью информативности, четкими требованиями к условиям проведения диагностики.

В результате тестирования составляется индивидуальный график развития и реабилитации с учетом сильных и слабых сторон психомоторного развития вашего ребенка и помогает провести коррекцию до формирования патологических состояний.

С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном или по-другому оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста. И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседскими, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе. У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным.

На что опираться в оценке.

Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.

Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода. Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить, что психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».

Что входит в понятие психомоторного развития.

Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органов зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие. По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапное становление, формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».

Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями. Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.

Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического. Но, по мере торможения психического развития, постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.

Как же оценить развитие ребенка правильно?

Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дадут представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.

По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).

устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Однако, питание российских детей первого года жизни в настоящее время во многих случаях является неадекватным и характеризуется недостаточной распространенностью грудного вскармливания, ранним введением в питание неадаптированных молочных смесей, неоптимальными сроками назначения и ассортиментом продуктов прикорма.

Результатом продолжительной недостаточности питания является снижение массы тела и скорости роста, а также отставание в психомоторном развитии, задержка речевых и когнитивных навыков и функций, высокая инфекционная заболеваемость вследствие снижения иммунитета, что в свою очередь усугубляет расстройство питания.

Нарушения в организации вскармливания детей первого года жизни являются одной из причин значительной распространенности таких алиментарно-зависимых заболеваний как, анемия, гипо- и паротрофия, рахит, пищевая аллергия и служит преморбидным фоном для возникновения и хронического течения заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.

Результатом продолжительной недостаточности питания является снижение массы тела и скорости роста, а также отставание в психомоторном развитии, задержка речевых и когнитивных навыков и функций, высокая инфекционная заболеваемость вследствие снижения иммунитета, что в свою очередь усугубляет расстройство питания.

Таким образом, наиболее частой причиной хронических расстройств питания является белково-энергетическая недостаточность в сочетании с недостатком витаминов и микроэлементов

Цель исследования: Анализ влияния недостаточности питания на психомоторное развитие детей раннего возраста

  1. Изучить специальную литературу по вопросам этиологии, патогенеза, клинических проявлений недостаточности питания у детей раннего возраста;
  2. Проанализировать статистические данные распространенности нарушений питания по РФ, Кировской области;
  3. Провести анализ медицинских карт детей с недостаточностью питания, с целью оценки их психомоторного развития;
  4. Составить рекомендации для родителей по уходу за детьми с недостаточностью питания и ее профилактике

Объект исследования: недостаточность питания у детей раннего возраста

Предмет исследования: уровень психомоторного развития детей с недостаточностью питания

Методы исследования: анализ медицинских карт, сравнение данных, изучение литературных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Существует несколько терминов, обозначающих нарушение пищевого статуса детей. В нашей стране достаточно долго использовался термин «гипотрофия» для детей, как первого года жизни, так и раннего возраста (1–3 года). Под этим термином понимают хроническое расстройство питания, характеризующееся дефицитом массы тела по отношению к росту и возрасту ребенка. Это состояние преимущественно наблюдается у детей раннего возраста в связи с высокими темпами роста и активностью обменных процессов, требующих достаточного поступления пищевых веществ и энергии. Патогенез гипотрофии определяется вызвавшим ее заболеванием, но во всех случаях он включает постепенно углубляющиеся нарушения обмена веществ с истощением запасов жиров и углеводов, усилением катаболизма белка и снижением его синтеза.

Метод достаточно прост и основан на определении наличия у ребенка минимального количества навыков, характеризующих каждый подуровень оценки в данном возрасте. Перечень навыков и умений ребенка при использовании эмпирического метода каждый доктор в процессе врачебной деятельности формирует сам. Необходимо только следить, чтобы они отражали все подуровни

оценки и наиболее полно характеризовали этапы появления новых моторных и психических возможностей ребенка.

Так, например, моторное развитие предусматривает способность ребенка ко 2-му месяцу жизни хорошо держать голову, к 4-5 мес переворачиваться, к 7-8 мес самостоятельно садиться, к 10 мес вста- вать, к 1 году ходить. К 2 годам ребенок при подъеме по ступенькам пользуется «приставным», а к 3 годам — «чередующимся» шагом. К 4 годам появляется способность сдерживать свое движение по команде, к 5 годам — хорошая координация движения рук и ног при ходьбе. К 6 годам ребенок может подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

Развитие тонкой моторики определяет к 4 мес способность ребенка к ощупыванию предметов. К 7 мес ребенок удерживает предметы «ладонным» захватом (нет противопоставления большого пальца), к 10 мес — «ножницеобразным» (наличие противопоставления большого пальца), а к 1 году — «щипковым» захватом (координированные движения фаланг пальцев). К 2 годам ребенок рисует каракули, к 3 годам способен перерисовать круг, к 4 годам — нарисовать сюжетную картинку, правильно удерживая карандаш или фломастер. К 5 годам ребенок хорошо ловит подпрыгивающий мяч, к 6 годам — пользуется ножницами, вырезая различные фигуры.

Развитие речи предусматривает появление подготовительных этапов речи в первые 6 мес жизни. Сначала это вокализация, когда ребенок осознанно издает звуки (1-3 мес), затем гуление, когда ребенок отчетливо «тянет» гласные звуки (2-4 мес), затем лепет — произношение согласных звуков разной тональности (3-5 мес). К году практически полностью формируется понимание речи. Ребенок способен произносить простые слова, слоги. К 2 годам формируются двусловные предложения, к 3 годам — многословные фразы. К 4 годам ребенок четко произносит все звуки (за исключением С-3, Ш-Ч, Л, Р). К 5 годам у ребенка плавная, хорошо структурированная речь.

В социальном развитии обращается внимание на время появления осознанной улыбки (к 1,5 мес), «комплекса оживления» (к 3-4 мес), «примитивной» игры — «ладушки», «сорока-ворона» (к 8 мес). В более старшем возрасте формируются навыки самообслуживания (в 1 год держит в руке ложку, в 1,5 года неплохо самостоятельно ест твердую пищу, в 2 года частично, а в 3 года самостоятельно снимает и одевает одежду, в 4 года чистит зубы, умывается, в 5 лет правильно пользуется предметами домашнего обихода, в 6 лет активно поддерживает установленный порядок в доме).

Также имеет значение и формирование игровой деятельности (с 2-3 лет сюжетная игра, с 3-4 лет ролевая игра, с 4-5 лет кон- струирование).

3.1. Исследование психомоторного развития детей с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до двух лет

В качестве базовых методик при диагностике психомоторного развития детей второго года жизни, можно рекомендовать методики Г.В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), методику Гриффитс (в переводе Кешишян, 2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).

Для исследования психомоторного развития ребенка второго года жизни приводим шкалу Гриффитс (перевод Е.С. Кешишян, 2000, скрининговая система).

Оценка психомоторного развития проводится по каждой графе: моторика, социальная адаптация, слух и речь, глаза и руки, способность к игре. Определяется, какого вида деятельности достиг ребенок и каков его балл по этой функции. Сравнивается балл, который он набирает, с тем баллом, который он должен иметь в его возрасте. Например, в два года ребенок должен иметь по моторике 51 балл, а он достиг только 43, т.е. только карабкается по лестнице. По графе «слух и речь» в два года ребенок должен иметь 51 балл, а он реально набирает только 36 баллов, что соответствует 1 году 3 месяцам.

Условно можно представить нормативы второго года жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы № 2:

Оценка одновременности движений » одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей

  • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)

  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»
  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации

  • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
  • » в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

Оценка мелкой моторики рук выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис

  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные — в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;

Оральный праксис

  • Улыбка (растянуть губы в улыбке)
  • Трубочка (сложить губы в «трубочку»)
  • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • движение в заданном направление по схеме;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
  • используется методика «Вырежь фигуры» Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела

  • по показу — ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу — педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение — ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования

  • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
  • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития. Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год. Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года. Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

9-10 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

7-8 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

5-6 баллов— Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

3-4 балла — Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

1-2 балла— Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.

ТЕСТ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГРИФФИТС

Шкала Интеллектуального Развития по Griffiths (GMDS) является стандартизированным методом исследования уровня развития ребенка. Она впервые была опубликована в 1954 года доктором Рут Гриффитс.

Эта шкала широко используется в Великобритании и в других странах для оценки уровня развития детей в возрасте от 0 — 8 лет. Исследование проводят обученные педиатры и психологи.

В качестве вступительной части исследования доктор собирает полную историю развития ребенка, его поведение, игровую деятельность, взаимодействие с окружающими. Ребенок может быть осмотрен как в кабинете, так и дома или в школе. Также доктору могут пригодиться заключения от специалистов, у которых ребеок постоянно наблюдается. Эта информация очень важна, для обоснования заключения в конце данного обследования.

Ребенку предлагаются стандартизированиый задания для выявления его слабых и сильных сторон. Полученная информаия помогает:

— выявить функиональный возраст ребенка

— определить уровень развития ребенка относительно других детей такого же возраста и возможностей

— определить профиль развития ребенка

— разработать программу раннего вмешательства и/или лечения

— решить вопрос о необходимости дальнейшего наблюдения или сопровождения ребенка.

Напечатанный отчет по окончанию обследования отдается родителям и может быть представлен узким специалистам, социальным работникам или педагогам, с разрешения родителей.

Развитие ребенка это единый процесс, происходящий во всех сферах единовременно. Шкала Интеллектуального Развития по Гриффитс оценивает ребенка одновременно в различных областях. Очень ценно, что когда обследование закончено ребенок оказывается обследован во всех сторон, а не только в той области, где есть проблемы. Области обследования включенные в шкалу:

1. Локомоторная: позволяет оценить моторные навыки и координацию.

2. Персоналльно-Социальная: позволяет оценить персональную и социальную компетентность и навыки смообслуживания.

3. Слух и Речь: позволяет оценить пониминие языка и речи ребенком.

4. Глазодвигательная координация: позволяет оценить проворство ребенка.

5. Опыт: позволяет оценить невербальные умения, скорость и точность выполнения заданий.

6. Практическая Грамотность: позволяет оценить уровень общих знаний и способность справляться с повседневными задачами.

В порядке вещей беспокоится за своего ребенка. Но здесь нечего бояться. Как и в любом другом тесте, результаты могут зависеть от настроения ребенка или места проведения обследования. Все это принимается к сведению, когда составляется заключение.

Результат суммируется по каждой отдельной области и пересчитывается на Функциональный возраст в месяцах, для более наглядного понимания. Также результат может быть представлен в перцентилях.

Результаты обследования могут помочь убедиться в том, что ребенок соответствует возрасту. Если ребенок отстает, то результаты обследования и анализ профиля развития ребенка помогут сформулировать диагноз и разработать план дальнейшего ведения.

Каждый ребенок развивается по своей уникальной траектории и может достигать различные этапы развития в разном возрасте. Например, некоторые дети начинаеют ходить в 8 месяцев, в то время как другие в 18 месяцев; хотя оба ребенка укладываются в возрастную норму. Какие то дети пропускают некоторые этапы развития – например, ползание.

Очень важно помнить, что потребности ребенка могут меняться со временем и, что ребенок должен быть обследован в динамике, с периодичностью в 6 месяцев. За этот период мы можем увидеть эффективность нашего вмешательства или принять решение отменить всякое воздействие на ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector