Категория: Манипуляции в педиатрии
Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, отражающие специфические условия, в которых находится ребёнок на данном промежутке физического развития и которые впоследствии исчезают; рефлексы, или автоматизмы, которые ещё только начинают проявляться и поэтому не всегда выявляются сразу после рождения.
Возраст | Зрительная ориентация А.З.(Аз) | слуховая ориентация А.С. (Ас) | Эмоции (Э) | Движение руки (Д.Р.) | Движение общее (Д.О.) | Понимаемая речь (Р.П.) | Активная речь (Р.А.) | Новые умения, навыки (Н) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 месяц | плавное прослеживание движения предмета | прислушивается у звуку голоса | первая улыбка в ответ на разговор | — | лёжа на животе пытается поднять и удержать голову | — | — | — |
2 месяца | длительное зрительное сосредоточение на предмете | ищущие повороты головы при длительном звуке | быстрый ответ улыбкой | — | лёжа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову | — | произносит отдельные звуки | — |
3 месяца | зрительное сосредоточение в вертикальном положении | — | комплекс оживления на общение с ним | случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку | лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | — | — | — |
4 месяца | узнаёт мать | находит глазами невидимый источник звука | громко смеётся в ответ на обращение к нему | рассматривает и захватывает висящую игрушку | — | — | гулит | придерживает руками грудь или бутылочку |
5 месяцев | отличает близких от чужих | узнаёт голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию | — | чётко берёт игрушку из рук взрослых и удерживает её | долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках | — | подолгу певуче гулит | ест с ложки |
6 месяцев | — | по разному реагирует на своё и чужое время | — | свободно берёт игрушки из разных положений | переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает | — | произносит отдельные слоги | снимает с ложки губами |
7 месяцев | — | — | — | стучит, размахивает игрушками | ползает | на вопрос «где?» находит взглядом предмет | подолгу лепечет | пьёт из чашки |
8 месяцев | — | — | — | движение руки с игрушкой | сам садится, ложится, сидит, встаёт. опускается, переступает | на вопрос «где?» находит много предметов, выполняет различные действия | — | пьёт из чашки |
9 месяцев | — | плясовые движения | — | пирамиды, кубики, то есть совершенствование движений | переходит от предмета к предмету | знает своё имя | слоги | спокойно относится к высаживанию на горшок |
10 месяцев | — | — | — | — | входит на невысокую поверхность и сходит с неё | — | — | — |
11 месяцев | — | — | — | — | стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги | — | первые «дай», «на», «ав», «па» | — |
12 месяцев | узнаёт на фотографии знакомых | — | — | переносит действия с одного предмета на другой | ходит самостоятельно без опоры | понимает без показа название предметов, «нельзя», имена | — | — |
- Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста — Москва: Медицина, 1981.