Оценка физического развития ребенка

Измерения необходимо проводить тщательно, обращая внимание на правильность методики и точность регистрации данных.

Массу тела легко и точно можно определить на электронных весах. Измерения необходимо проводить у обнажённого младенца или у ребёнка, одетого только в нижнее бельё, поскольку мокрые пелёнки или тяжёлая одежда могут иметь вес, набираемый за месяц или за год.

Рост. Оборудование для измерения роста необходимо поддерживать в исправном состоянии и регулярно калибровать. У детей старше 2 лет рост измеряют в положении стоя. У детей младше 2 лет измеряют длину тела в положении лёжа, при этом мать должна помогать. Точно измерить длину тела у младенцев непросто, поскольку при этом необходимо держать их ноги выпрямленными, а малыши не любят находиться в фиксированном положении.

По этой причине во время осмотра длину тела у младенцев часто не измеряют. Однако когда есть сомнения относительно нормального развития ребёнка, необходимо всегда измерять длину его тела.

Окружность головы. Затылочно-лобная окружность служит показателем развития головы и мозга. Используется средний результат трёх измерений. Это особенно важно для ребёнка с задержкой развития или при подозрении на гидроцефалию.

Центильные интервалы роста и веса детей Оценка физического развития ребенка

Все эти измерения должны отмечаться в виде простых точек на соответствующих центильных картах развития. Стандарты для популяции должны формироваться и корректироваться для каждого поколения, чтобы позволить наметить тенденцию раннего наступления пубертатного периода и более высокого роста во взрослом возрасте вследствие улучшения питания в детстве. Рост в популяции имеет нормальное распределение, а отклонения от среднего значения измеряют в центилях или стандартном отклонении.

В настоящее время в британских относительных таблицах развития от 1990 г. выбраны интервалы, составляющие две трети от стандартной девиации (SD), соответствующие приблизительно 25,9,2 и 0,4-й центилям ниже среднего значения, и 75, 91, 98 и 99,6 центилям выше среднего значения. Чем дальше центили отстоят от средних значений, тем более вероятно, что причина маленького или большого роста ребёнка связана с патологией. Например, значения ниже 0,4-й или выше 99,6-й центили встречаются лишь у 4 из 1000 детей и могут использоваться в качестве критерия для направления в специализированный медицинский центр для консультации.

Каждый параметр развития не следует оценивать изолированно от других; например, низкий вес ребёнка может быть пропорционален маленькому росту, однако быть аномальным при высоком росте. Серийные измерения используются для того, чтобы показать модель и определить темп роста. Это способствует диагностике и мониторингу многих детских заболеваний.

Измерение параметров развития у детей:
• Должны проводиться регулярно для внимательного наблюдения за развитием ребёнка.
• Значения параметров развития необходимо фиксировать в таблицах.

• Значительные аномалии роста:
— показатели за пределами 2-й или 98-й центилей, если средний рост родителей не низкий и не высокий;
— если имеется значительное несоответствие с весом;
— серийные измерения пересекают линии центилей развития после первого года жизни.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Содержание

  • 1 Физическое развитие
  • 2 Оценка физического развития
    • 2.1 Метод эмпирических формул
    • 2.2 Параметрический (сигмальный) метод
    • 2.3 Непараметрический (центильный) метод
    • 2.4 Критериальный метод
    • 2.5 Оценка физического развития в динамике антропометрических показателей
  • 3 Лабораторные показатели
  • 4 Читайте также

Физическое развитие [ править | править код ]

Источник: «Спортивная диагностика»
Автор: профессор В.П. Губа, 2016 год

Физическое развитие точнее было бы обозначить «физическое состояние». Слово «развитие» предусматривает динамику, движение, изменение наблюдаемых величин, но ни в коем случае их состояние на момент измерения, как это делается при оценке физического развития. Оценивается физическое развитие по показателям длины и веса тела, обхвату клетки, которые сравниваются с должными величинами, полученными в результате статистической обработки антропометрических измерений большого контингента лиц различного возраста, пола, национальности и различной двигательной ориентации. Результатами сравнения являются такие категории, как «слабое», «сильное», «хорошее», «плохое», «среднее», «нижесреднее», «вышесреднее» и т.д. физическое развитие. Подобная оценка не может дать необходимых знаний для отбора и ориентации в видах спорта. Гимнасты всегда будут получать неудовлетворительную оценку физического развития, так как они низкорослы и имеют малый вес, а баскетболисты и волейболисты — хорошую. Но ведь это не соответствует истине. Малые размеры гимнастов — характерная особенность данного вида, сформировавшаяся «отбором спорта». В последнее десятилетие предлагалось дополнять исследования по физическому развитию оценкой мышечной, жировой массы и биологического возраста обследуемых, а оценку физического развития производить как «гармоничное», «дисгармоничное» и «резко дисгармоничное» без особых обоснований. Этот подход можно рассматривать как переходный этап к соматотипированию.

Оценка физического развития [ править | править код ]

Источник: «Питание юных спортсменов».
Автор: Н.Д. Гольдберг Изд.: Советский спорт, 2012 г.

В детско-юношеском спорте в настоящее время существует недостаточное количество исследований, позволяющих объективно оценивать физическое развитие юных спортсменов, прошедших спортивный отбор и систематически занимающихся тем или иным видом спорта. В спортивной практике оценку морфофункционального статуса юных атлетов применяют для решения задач отбора, позволяющего с большей степенью вероятности определить перспективность спортсменов разного пола, квалификации и специализации на этапе многолетней подготовки, для коррекции и управления тренировочным процессом. Известно, что для отдельных видов спорта характерными являются определенные типы телосложения и сочетание морфологических признаков и функциональных особенностей. Но, к сожалению, далеко не всегда принимается во внимание, что ранняя спортивная специализация и повышенные нагрузки на опорно-двигательный аппарат в процессе активной мышечной деятельности исключают возможность гармоничного развития определенных мышц и мышечных групп, что увеличивает вероятность возникновения предпатологических состояний. Тем не менее общепризнанно, что целенаправленные, систематические, методически правильно организованные занятия физическими упражнениями могут положительно влиять на формирование отдельных морфологических и функциональных признаков и тем самым способствовать гармоничному развитию тела и организма в целом.

Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой следующих основных антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности груди, окружности головы (для детей раннего возраста). Изменение показателей длины и массы тела является основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана — неадекватность питания и режима жизни, так и внутреннего характера, в частности, самых разнообразных хронических заболеваний. Изменение массы тела является более быстрореагирующим и чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменение роста.

Считается, что масса тела является наиболее простым и достаточно информативным показателем оценки пищевого статуса, отражающего энергетическую адекватность питания. Масса тела может довольно быстро изменяться, и ее динамика достаточно хорошо коррелирует с состоянием здоровья человека. Поэтому об избыточности или недостаточности питания судят прежде всего по массе тела. Однако ее величина зависит от многих факторов: возраста, конституции, характера и интенсивности физической нагрузки, адекватности фактического питания, условий жизни и т.д.

Безуспешные попытки характеризовать состояние питания по какому-то одному антропометрическому показателю или критерию привели к использованию в этих целях различных формул, индексов и методов.

Метод эмпирических формул [ править | править код ]

Он предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с долженствующими массой тела, окружностью груди в соответствующем длине тела возрасте (табл. 4), вычисленными с помощью эмпирических формул (Воронцов И.М., 1986).

Таблица 4 Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела

Длина тела (свыше 6 лет)

Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см.

На каждый недостающий год вычитают по 7 см. На каждый год свыше 8 лет прибавляют по 5 см

Масса тела (свыше 12 лет)

Определяется по формуле 5 * n — 20 кг, где n — возраст ребенка

Масса тела по длине тела

При длине тела 125 см масса тела составляет 25 кг. На каждые дополнительные 5 см прибавляют по 3 кг, а в пубертатном периоде — по 3,5 кг

У ребенка 10 лет окружность груди равна 63 см. На каждый год до 10 лет вычитают по 1,5 см.

На каждый год свыше 10 лет прибавляют по 3 см

Метод индексов физического развития Индексами называют различные числовые соотношения между отдельными антропометрическими признаками, выраженные в априорных математических формулах. В последние годы, согласно данным экспертов по питанию ФАО/ВОЗ, в качестве высокоинформативного и простого показателя, отражающего состояние питания, используется так называемый индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле, определяемый как отношение массы тела (кг) к росту (м), возведенному в квадрат. Оценку пищевого статуса по ИМТ в мировой практике рекомендуют проводить с определенного уровня развития (у мальчиков с длиной тела свыше 140-145 см, у девочек — со 137 см). В табл. 5 и 6 приведено центильное распределение ИМТ у детей 5-15 лет, разработанное на основании банка данных системы АСПОН-Д.

Таблица 5 Индекс массы тела у мальчиков 5-15 лет (база данных АСПОН-Д, 1998)

Оценка физического развития ребенка

Рубрика: Медицина

Дата публикации: 03.01.2019 2019-01-03

Статья просмотрена: 6125 раз

Библиографическое описание:

Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни / А. Т. Советхан, А. Б. Нургазиева, И. С. Берлибаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55204/ (дата обращения: 20.07.2021).

Оценка физического развития ребенка

Актуальность проблемы. Одним из важных критериев, отражающих состояние здоровья детского населения, является физическое развитие. Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Основными критериями оценки физического развития ребенка являются масса тела, длина тела (рост), окружность головы, окружность грудной клетки и пропорциональность этих показателей.

Комплексная оценка физического развития предполагает соматометрию (определение окружностей, длинников и массы тела), физиометрию (исследование функциональных показателей). Рост и вес являются доступными и информативными показателями, характеризующими уровень физического развития детей, а отклонения их от нормативных значений указывают на необходимость углубленного обследования пациента. Рост ребенка ниже 3 и выше 97 перцентилей являются показанием к обязательному обследованию у специалистов (генетика, эндокринолога). Нарушение пропорциональности телосложения является показанием к обследованию у ортопеда (1,2).

Детский организм, особенно на ранних стадиях формирования, отличается необычайной динамичностью показателей физического развития. Снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических болезней. В тоже время физическое развитие может служить основой прогнозирования, а также распознавания различной патологии и должно быть составной частью программы исследования здоровья детей.

Общеизвестно, что у детей с избыточной массой тела значительно чаще регистрируются различные формы гипертонической и ишемической болезней, некоторые хронические заболевания верхних дыхательных путей, а также ряд эндокринных нарушений. Климато-геохимические, экологические условия, урбанизация также существенно влияют на показатели физического развития.

В дошкольном возрасте значение имеют все размеры тела, если учитывать только размер тела без взаимосвязи с весом тела и окружностью грудной клетки, то можно получить необъективные данные физического развития на том или ином этапе онтогенеза. Отсюда следует, что гетерохронизм роста и совершенствования организма является закономерностью процесса развития детей в дошкольном онтогенезе, благодаря которому есть возможность дифференцировать темпы формирования функциональных систем и органов. В каждом возрастном периоде дошкольного онтогенеза процесс физического развития протекает гетерохронно, то усиливаясь, то замедляясь. Было установлено, что с самого рождения ребенка проявляется тенденция полового дисморфизма физического развития. Причем в первые два года жизни эта тенденция прослеживается через каждые три месяца, а с 3 до 7 лет — через каждые шесть месяцев (4).

Целью настоящего исследования явилась оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни.

Материал иметоды исследования. Проведена оценка антропометрических показателей 465 детей в возрасте до пяти лет, прикрепленных в 4-ю и 11-ю городские поликлиники г. Алматы.

Методика определения и расчет показателей физического развития детей.

Для оценки показателей физического развития детей и выяснения пропорциональности антропометрических данных были использованы центильные таблицы с интервалами (зонами, коридорами) с указанием массы тела, длины/роста тела и окружности груди в зависимости от пола (мальчики и девочки). Одновременно с помощью центильных таблиц выяснялась гармоничность (пропорциональность) физического развития детей с уточнением соматотипа. При выявлении дисгармоничности и/или резко дисгармоничного развития, а также микро- макросоматотипа по таблице оценки физического развития, имеющейся в амбулаторной карте ф. 112 определяли наличие избыточного (ожирение) и дефицита веса (истощение).

Результаты исследования. Проведен анализ антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) 465 детей от рождения до пятилетнего возраста, из них мальчиков было 240 (52 %), девочек 225 (48 %) (таблица 1).

Структура детей взависимости от пола ивозраста

Возраст

Пол

Всего (n=465)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector