Обучение письму детей с дцп

методические рекомендации предназначена для педагогов коррекционных кабинетов.Дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом имеют разную степень выраженности двигательного дефекта и различные манипулятивной деятельности рук. Формирование графоматорной функции у детей с ДЦП проводятся совместно с воспитателями,логопедами и инструкторами ЛФК индивидуально. Элементы можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности и включать в работу воспитателя во время проведения дидактических игр.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ДЦП.»

КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции № 4» г.Капшагай

Методические рекомендаций

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ДЦП

Подготовила: олигофренопедагог

Высшей категорий

Камалова М.Д.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ С ДЦП

Важным этапом работы при формировании графических навыков является обучение адекватной позе во время письма. У детей с ДЦП приходится очень тщательно отрабатывать все детали, обеспечивающие правильную позу при письме. При оценке правильного положения во время письма обращается внимание не только на состояние спины, оценивают осанку ребенка ,но и учитывают положение его головы .обеих руки и ног. Отработку общей позы при письме, начинают с обучения среднему положению головы и легким поворотом ,наклоном ее при строго определенном положении рук.

Вначале ребенка нужно научить лежать на животе; для правильной опоры руки должны быть под грудью. После закрепления данного положения можно перейти к упражнению: поочередно выпрямлять то одну, то другую руку и направлять ее к игрушке. Когда ребенок лежит на спине, взрослые ему помогают направлять руку к видимому предмету, отталкивать его, брать. Детей с церебральным параличом необходимо научить ощупывать свои руки, ноги, а также одеяло, игрушки. Все движения, которые возможны (дотянуться до игрушки, оттолкнуть ее, взять, выпустить, отбросить, переложить из руки в руку, постучать, помахать и т. д.), необходимо специально формировать даже в том случае, если ребенок еще не сидит.

Формирование целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм «Ладушки», «Сорока-белобока», «Щелчки». Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой, погладить куклу по голове, постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем, по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет»). Можно использовать имитационные движения («петушок машет крыльями, умельницы крутятся крылья, плотник стучит молотком».)

При обучении различным движениям рук и действиям с предметами каждое новое движение показывается рукой ребенка, затем он выполняет его самостоятельно (при необходимости помогать).

Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно их выполнять.

Подготовка руки к письму должно проходить поэтапно: нужно научить ребенка проводить линии, выполнять штриховку, копировать рисунки, рисовать и писать в клеточку и в линейку.

Подготовительные упражнения с карандашом:

взрослый садится справа от ребенка, показывает, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, взрослый поправляет руку и пальцы; затем данная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко его удерживает, взрослый тянет его вверх, вниз, в стороны.

ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами. Взрослый удерживает нижний конец карандаша, ребенок вырывает его, сгибая только пальцы.

на поверхности стола натягивается резинка. Ребенок, сгибая пальцы, старается оттянуть ее карандашом.

Иногда затруднения в движениях руки вызваны повышением тонуса в сгибательных группах мышц кисти. В таком случае работу для развития движений пальцев следует начинать после расслабления руки. Взрослый плавными движениями потряхивает руку ребенка, начиная от плеча.

Ребенок учится ставить на бумаге точки на различном расстоянии, вертикальные, горизонтальные, косые линии. Затем овалы, круги, полукруги контрастных размеров, можно рисовать «улитку»: начать с большого витка; не отрывая карандаша, чертить все меньше и меньше витков и закончить точкой.

Ребенок должен уяснить, что линии чертятся движениями пальцев сверху вниз (к себе), снизу вверх (от себя); ломаные линии, полукруги, зигзаги — движения пальцев, кисти, предплечья.

Для развития координации движений целесообразно рисовать квадраты один в другом от большего до точки, круги один в другом, цветки с лепестками, флажки, дома. Рисунки должны быть небольшими, так чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев.

Штриховка – это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная по диоганали , волнистыми , ломаными линиями . Штриховку рисунков горизонтальными , вертикальными и наклонными линиями можно выполнять в разных направлениях : справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

Копирование рисунков развивает у малыша полезные графические навыки , произвольное внимание и зрительное восприятие. Начинать нужно копировать с простых фигур и рисунков, а затем переходить к более сложным. Не все получится у ребенка сразу. Помогите ему: нарисуйте пунктирные линии для того, чтобы он копировал картинку, ориентируясь на них . Одно из полезных заданий- дорисовывание второй половины рисунка.

Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. В этом ему помогут упражнения на рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам, графические диктанты . Одним из показателей готовности ребенка к овладению навыком письма и развития мелкой моторики и координации движений руки. На начальном этапе предложите ребенку рисовать и писать на широких линейках , а затем можно перейти к прописыванию на более узких. Следите за тем , чтобы ребенок не выходил за пределы строчек. Косая разлиновка листа поможет малышу научиться писать с правильным наклоном. Эти задания развивают зрительное восприятие , произвольное внимание, пространственное мышление, а также мелкую моторику и координацию движений руки ребенка.

Нарушение письменной речи у детей с ДЦП

При ДЦП ввиду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания и недостаточности интегратив-

ной деятельности, могут отмечаться все — известные формы дисграфии и дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных сенсорных систем. Нарушения письменной речи у детей с церебральным параличом могут зависеть от недостаточности их зрительных впечат­лений и представлений, несформированности оптико-простран­ственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются и не осознаются как графемы). Это затрудняет их соотнесение с опреде­ленными звуками — звуко-буквенный анализ формируется с боль­шим трудом. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по начертанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения опреде­ляются недостаточностью зрительных представлений, то списыва­ние остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений, то и списыва­ние претерпевает определенные трудности.

Особенностью нарушений письма у детей с церебральным па­раличом является его зеркальность, проявляющаяся на начальных этапах обучения. Наиболее часто она наблюдается у детей с право­сторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зер­кально. Они путают сходные по написанию графемы.

В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде про­пусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных об­разов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечения­ми согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предупреждению дисграфии у детей с церебральным парали­чом способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слу­хового восприятия, зрительно-моторной координации.

Затруднения при письме очень часто не соответствуют состоя­нию устной речи. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, у некоторых даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения в письме. Наи­большую сложность для учителей представляют дети, у которых

отмечаются в письме ошибки, связанные с недостатком диффе­ренцирования звуков, сходных по звучанию. Примером таких ошибок могут быть смещение и замены звонких и глухих соглас­ных, шипящих и свистящих, мягких и твердых: дочка-точка, мыш­ка-миска, угол-уголь и т.д. Эти ошибки могут быть связаны как с нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внима­ния, работоспособности и неумением выполнить умственные мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами (52).

Своеобразие формирования лексико-грамматической стороны речи нередко находит отражение на письме. Чаще всего это прояв­ляется в ошибках, которые связаны с нарушением морфологиче­ской структуры слова. Таким детям свойственно неправильное употребление приставок, суффиксов для образования родствен­ных слов. В письменных работах учащиеся нередко употребляют слова, словосочетания, которые ими недостаточно поняты. В связи с недостаточностью понимания смысла слов при письме у учащих­ся встречаются пропуски, перестановки, повторения слов. Это так­же приводит к тому, что дети при письме путают приставки и пред­логи, при написании отрывают приставку от слова, а предлоги мо­гут написать слитно. Чаще всего учителю приходится сталкиваться с, обедненностью и некоторой шаблонностью, письменной речи таких учащихся. Если учитель видит, что у ученика имеются стой­кие ошибки на пропуски слов при написании, нарушение согласо­вания слов и предложений, слитное написание слов, этого ребенка надо обязательно показать логопеду, который сможет определить причину этих нарушений и дать педагогу конкретные педагогиче­ские рекомендации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector