В городе работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений для детей с инвалидностью и ОВЗ: здесь ребята не только получают среднее образование, но и проходят реабилитационные курсы, посещают художественные кружки, учатся социально-бытовой адаптации. С 1 апреля начинается прием заявок в учебные заведения, и перед родителями стоит непростой выбор, куда же отдать свое чадо. Рассказываем о центрах и правилах поступления.
Прежде всего, стоит отметить, что зачисление во все реабилитационно-образовательные центры происходит на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), которое необходимо предоставить в школу. Кроме того, во все учреждения зачисляются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеющие постоянную регистрацию по месту проживания в городе Москве. Обучение и реабилитация предоставляются на бесплатной основе.
Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых
Ученики школы-интерната — дети с нарушениями зрения или тотально незрячие ребята. Все обучение проходит на шрифте Брайля. Кроме того, используются специальные программы для компьютеров, брайлевские дисплеи и другие инновационные технологии. Более 80% выпускников поступают в высшие учебные заведения столицы. По желанию родителей дети могут оставаться в школе на пятидневке.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 687-55-01.
Центр реабилитации и образования № 4
Центр реабилитации и образования № 4 (ЦРО № 4) — одно из старейших учреждений столицы. Оно основано в 1898 году и находится в 35 км от Москвы, в Раменском районе, г/п Быково.
На данный момент ЦРО № 4 — единственное в Москве и в России реабилитационно-образовательное учреждение, имеющее основной кардиологический профиль. В школе учатся дети преимущественно с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также сопутствующими заболеваниями эндокринной системы. Срок обучения — с 1-го по 9-й классы. В школе также возможно пятидневное пребывание.
Психолого-медико-педагогический консилиум центра составляет индивидуальную программу реабилитации для каждого ребенка.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (496) 469-13-71.
Реабилитационная школа-интернат № 32
В школе юные москвичи осваивают основные общеобразовательные и адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ученики — дети преимущественно с заболеваниями крови и нарушениями эндокринной системы.
Кроме учителей-предметников в учреждении работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по адаптивной физической культуре и лечебной физической культуре.
Социокультурная реабилитация включает: оздоровительное плавание, аквааэробику, антигравитационную йогу, шахматы, танцы, ручное творчество, лепку, валяние из шерсти, иппотерапию, скандинавскую ходьбу, робототехнику.
Для детей, требующих постоянного медицинского контроля за состоянием здоровья, предусмотрено стационарное пребывание.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 793-27-36.
Реабилитационно-образовательный центр № 76
В этой школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом). Главная особенность центра — обучение происходит в положении лежа. Одна из основных задач центра — дать ученикам качественное образование, которое позволит поступить в выбранный университет и реализоваться в учебе и профессии.
Для уроков отведена первая половина дня. Во второй ученики проходят реабилитационные курсы, включающие занятия с инструкторами ЛФК, физиотерапию, массаж и другие процедуры. Не менее важна и культурная программа: для воспитанников доступны многочисленные художественные и спортивные кружки и секции.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 450-17-66.
Реабилитационно-образовательный центр № 105
Воспитанники этой школы — дети с ментальными нарушениями разной степени выраженности. Обучение проводится по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными нарушениями по первому или второму вариантам.
Приоритетное направление центра — трудовое обучение. После 9-го класса ребята проходят итоговую аттестацию по профилям трудового обучения. Потом они могут пойти в 10–11-й классы для углубленного изучения отдельных предметов. Основным предметом в этот период является профильный труд, направленный на профессиональную ориентацию. В 10-м классе проводится тестирование по углубленной трудовой подготовке и основам социальной жизни для выявления социально-бытовой и жизненной компетенции у выпускников.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 173-76-51.
Комплексный реабилитационно-образовательный центр
Учреждение для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП, в том числе с тяжелыми полиорганными нарушениями. Основные направления центра — социализация ребенка, его приобщение к труду и развитие бытовых навыков. Для этого в центре функционируют отделения трудовой занятости, где ребята приобретают профессиональные навыки.
В 2021-2022 учебном году в Комплексном реабилитационно-образовательном центре планируется открыть пять первых классов (по 5 человек в каждой группе) — с обучением по адаптированным основным общеобразовательным программам начального образования. По окончании обучения ребята получают как аттестаты об основном общем образовании, так и свидетельства об обучении — в зависимости от образовательной программы.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 737-99-58.
Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко»
Центр принимает детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ученики проходят комплексную реабилитацию и приобретают навыки общения и поведения со сверстниками и взрослыми.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 850-18-03.
Центр реабилитации и образования № 7
В этом учреждении дети и подростки проходят краткосрочные курсы реабилитации. При этом, чтобы ребята не отставали от своих школьных программ, для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная реабилитационно-образовательная программа. Каждое занятие уникально благодаря как профессионализму педагогов, так и применению различных инновационных гаджетов — например, VR-шлемов и роботов.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 994-51-37.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Проявления детского церебрального паралича преимущественно мало заметны в раннем детстве, но становятся более очевидными при созревании нервной системы ребенка.
Ранние признаки развития ДЦП включают:
- Задержку достижения таких вех развития как контроль головы, переворачивание, достижение предметов рукой, сидение без поддержки, ползание или ходьба.
- Удерживание «детских» или «безусловных» рефлексов, которые в норме исчезают через 3-6 месяцев после рождения.
- Преобладающее использование одной руки (праворукость или леворукость) к возрасту 18 месяцев. Это указывает на слабость или патологический мышечный тонус одной стороны, и может быть одним из ранних признаков ДЦП.
Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП могут колебаться от очень незначительных к очень выраженным. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга.
Эти проявления могут быть очень незначительными, заметными лишь для профессионалов медиков, или могут быть явными и очевидными для родителей и других окружающих людей.
- Патологический мышечный тонус. Мышцы могут быть очень тугими (спастичными) или чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения тонуса конечности могут находиться в непривычном и невыгодном положении. Например, спастичные мышцы ног могут привести к перекрещению ног, напоминающее ножницы.
- Патологические движения: Движения могут быть непривычно резкими, внезапными или медленными и червеобразными. Они могут быть неконтролируемыми или бесцельными.
- Скелетные деформации: Больные на детский церебральный паралич часто имеют укорочение конечности на пораженной стороне. Если это не корригировать хирургическим образом или с помощью определенного устройства, это может вызвать перекос таза и формирования сколиоза (искривления позвоночника).
- Контрактуры суставов: У пациентов с детским церебральным параличом часто движения в суставах становятся тугими, с ограниченной амплитудой движений. Это вызывается неравномерным давлением (усилием) на сустав разных мышечных групп за счет изменения их тонуса и силы.
- Задержка умственного развития: Некоторые, хотя далеко не все дети с ДЦП имеют задержку умственного развития. Преимущественно, чем более выраженная умственная задержка, тем высший общий уровень инвалидности ребенка.
- Судороги: Третья часть детей с ДЦП имеют судороги. Судороги могут начаться в раннем возрасте или через несколько лет после повреждения мозга, которое послужило причиной церебрального паралича. Физические проявления судорог могут быть частично замаскированными патологическими произвольными движениями.
- Проблемы с речью: Речь частично зависит от движений языка, губ и горла. Некоторые дети с церебральными параличами не могут нормально управлять этими мышцами и таким образом не могут нормально разговаривать.
- Проблемы с глотанием: Глотание является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих групп мышц. Пациенты с ДЦП, которые не могут достаточно контролировать работу этих мышц имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны. У них часто развивается слюнотечение. Это может сопровождаться риском аспирации — вдыхания в легкое пищи или жидкости через рот или нос. Это может обусловить развитие инфекции или даже удушие ребенка.
- Потеря слуха: Частичная потеря слуха не является редкой при церебральных параличах. Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития речи.
- Нарушения зрения: Три четверти детей с церебральными параличами имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного глаза. Это вызвано слабостью мышц, контролирующих движения глаз. Эти люди часто страдают близорукостью. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.
- Проблемы с зубами: Люди с церебральными параличами чаще имеют кариес. Это вызвано врожденными недостатками зубной эмали, а также трудностью с чисткой зубов.
- Проблемы с контролем испражнения и мочеиспускания. Они обусловлены недостаточностью контроля над работой соответствующих групп мышц.
Когда обращаться за медпомощью
Если ребенок родился недоношенным, с низкой массой тела, или перенес определенные осложнения во время беременности или родов за ним необходимо внимательно следить родителям и врачам для выявления признаков формирования церебральных параличей.
Ниже указанные симптомы служат достаточным поводом чтобы обратиться к врачу.
- ребенок имеет судороги
- Движения ребенка выглядят необычно неуклюжими, толчкообразными не координированными, или медленными и червообразными
- Мышцы ребенка выглядят чрезмерно напряженными, или, наоборот расслабленными и мягкими
- ребенок не мигает глазами в ответ на громкий звук в возрасте одного месяца
- ребенок не поворачивает свою голову в направлении звука в возрасте 4 месяцев
- ребенок не достигает рукой за игрушкой в возрасте 4 месяцев
- ребенок не сидит без поддержки в возрасте 7 месяцев
- ребенок не говорит слов в возрасте 12 месяцев
- ребенок имеет явную право- ли леворукость в возрасте до 12 месяцев
- ребенок имеет косоглазие (страбизм — один глаз направленное вглубь, или наружу)
- ребенок не ходит, или ходит с тугой или ненормальной походкою, как например походка на пальцах.
Это лишь некоторые из наиболее очевидных симптомов которые могут указывать на развитие детского церебрального паралича. Вам необходимо проконсультироваться с врачом относительно всех проблем, которые могут быть вызванны недостаточным контролем над работой мышц и движениями.
Очень важно начинать реабилитацию как можно раньше, чтобы предупредить развитие тяжелой неврологической инвалидности у детей с перинатальной патологией. Ведь мозг ребенка в первые месяцы жизни еще очень пластичнен, а компенсаторные возможности — высокие.
Именно поэтому медицинские специалисты Реабилитационного центра «Элита» (Львов, Украина) разработали специальную программу адаптированную для детей первого года жизни.
Проживающие в крупных городах 60-70% детей с церебральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.
В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и умственной отсталостью в легкой степени.
Дети с тяжелыми формами ДЦП имеют возможность обучаться только на дому но резко сокращенной общеобразовательной программе (без неоправданного исключения ряда школьных дисциплин), с нерегулярным посещением преподавателей, в обстановке полной изоляции от сверстников, без профессиональной ориентации.
При тяжелых формах ДЦП больной ребенок и семья, воспитывающая такого ребенка, автоматически выбывает из активного общественного процесса по причинам:
— Отсутствия радикальной медицинской помощи: сегодняшний низкий уровень развития данного направления в медицине, отсутствия государственного финансирования, внедрения зарубежного и отечественного опыта реабилитации и подготовки специальных медико-педагогических кадров, отсутствия социальных программ абилитации детей и реабилитации подростков-инвалидов.
— Необходимости одному из членов семьи (чаще всего матери) оставлять работу вообще, либо менять свою профессию на низко-
оплачиваемую должность, не всегда постоянную, с тем, чтобы проводить время для работы с ребенком в качестве медицинской сестры, методиста ЛФК, педагога, воспитателя, просто няни, Это обстоятельство тяжело сказывается на материальном положен семьи. С учетом сегодняшнего экономического состояния государства, эта причина не позволяет родителям правильно воспитывать больного ребенка из-за отсутствия средств и неподготовленности родителей к оказанию помощи по всем направлениям воспитания такого ребенка, его подготовки к самостоятельной жизни Вместе с тем, трудно переоценить значение деятельности родите лей;в восстановительном лечении ребенка-инвалида, но для эффективного включения их в этот процесс государством должны быть созданы определенные условия.
Самым оптимальным вариантом по дальнейшему улучшению материального положения, медицинского обслуживания, социальной адаптации таких семей является нахождение ребенка-инвалида без отрыва от семьи в специализированном детском учреждении, где ему будут созданы наиболее благоприятные условия для получении образования, лечении, профессиональной ориентации трудовом устройстве, психологической подготовке к самостоятельной жизни;
— Отсутствие нужного количества и взаимодействия специальных детских учреждений по медико-педагогической реабилитации детей, страдающих тяжелыми формами нарушения двигательных функций с сохранным интеллектом.
Вышеизложенные причины не оставляют практически надежды таким детям быть интегрированными в общественный процесс;
получить образование, специальность, создать семью, т.е. быть равноправными членами общества.
В решение данной проблемы должны быть включены основные направления развития личности ребенка:
— максимально возможное улучшение физического состояния здоровья, что чаще всего сводится к приобретению и дальнейшему закреплению навыков самообслуживания, передвижения, труда;
— обучение по программе с учетом индивидуальных физических и умственных возможностей каждого ребенка-инвалида;
— ранняя профессиональная ориентация, выбор дальнейшей сферы деятельности;
— психологическая подготовка и осознание своего будущего места в обществе, значение своей личности, гарантия осознания своей необходимости в обществе.
Решение перечисленных задач невозможно только силами специалистов, обучение которых для работы с данным контингентом
больных практически не ведется; большую роль в подготовке подростка-инвалида к жизни играет семья, членов которой также необходимо обучать. Только тандем «семья-школа» дает возможность работать непрерывно, длительно и разнообразно, поскольку дома ребенок проводит значительную часть времени. Грамотно работающие и заинтересованные в конечном результате родители продолжают выполнение начатых в школе мероприятий, благодаря чему может быть достигнута большая результативность коррекциионных мероприятий
Реабилитация детей с ДЦП
Здоровый человек никогда не задумывается о том, как он двигается. А вот для ребенка с ДЦП движение – это целая наука, которую ему предстоит освоить под руководством врачей и родителей. Мы рекомендуем начинать реабилитацию по принципу КМС: как можно скорее, и не останавливать ее никогда. Ведь качество жизни ребенка с таким тяжелым диагнозом напрямую зависит от усилий, которые прилагаются к его развитию.
Реабилитация детей с ДЦП – сфера, в которой у врача никогда не бывает двух схожих случаев. Ведь у каждого ребенка своя степень выраженности патологий, особенности развития и наследственности, свои физические данные. Поэтому программа всегда подбирается персонально:
· В первую очередь реабилитолог знакомится с малышом и его родителями;
· Изучает медицинскую карту маленького пациента и результаты проведенных исследований;
· Делает выводы по поводу патологии и проверяет результаты осмотра и собственной диагностики.
И только на основании всей собранной информации подбирается набор методов двигательной реабилитации, массажа и ЛФК, который поможет скорректировать состояние ребенка и научить его базовым навыкам.
Детский церебральный паралич – мультисистемная болезнь, которая выражается не только параличом отдельных групп мышц, но и целым рядом других расстройств:
· Снижением способностей к координации движений;
· Отставанием в интеллектуальном и когнитивном развитии;
· Гипертонусом, спазмами, а затем и атрофией мышц;
· В запущенных случаях возможна и деформация конечностей, контрактура суставов.
Поэтому программа реабилитации детей с ДЦП обязана включать меры предотвращения осложнений, упорную работу над развитием опорно-двигательного аппарата и набором мышечной массы, а также целый ряд методик эрготерапии и общего развития малыша. С самого момента постановки диагноза перед врачами и родителями стоит задача максимально адаптировать ребенка к жизни среди обычных, здоровых людей.
В реабилитационных центрах любая программа включает в себя:
· Применение методов двигательной реабилитации и нормализации тонуса мышц;
· Физиотерапию и массаж;
· Работу с логопедом и детским психологом;
· Арт-терапию и игры, которые помогают детям развиваться интеллектуально и эмоционально;
Последнему пункту уделяется максимум внимания. Ведь реабилитация ребенка-инвалида ДЦП должна быть непрерывной. Покинув центр, родители не должны прекращать занятия. Напротив, от интенсивности работы с малышом зависят и перспективы восстановления и адаптации.
Ныне разработано множество методик, позволяющих устранить спазмы и гипертонус мышц, восстановить координацию движений, нарастить мышечную массу и дать ребенку шанс сделать свои первые шаги. В реабилитационных центрах наших партнеров для детей с диагнозом ДЦП применяется целый набор методик:
· Войта- и Бобат-терапия. Практики, способствующие нормализации работы мышц и началу активного движения. При ежедневном использовании этих практик ребенок довольно быстро начинает ползать и переворачиваться. А главное, они не требуют специального оборудования. Поэтому реабилитологи активно обучают мам, чтобы они могли повторять Войта- и Бобат-терапию дома;
· Виброплатформа – тренажер, который способствует снятию мышечного спазма, активизации кровотока и обмена веществ, набору массы. А главное, такие занятия очень нравятся малышам, поскольку напоминают увлекательную игру;
· В медицинских центрах также используются тренажеры израильских и европейских производителей, способные давать обратную связь (БОС). Занятия малышей на них не только эффективны, но и информативны. Врач может оценить достижения ребенка и, при необходимости, скорректировать программу;
· ЛФК. Лечебная физкультура – набор упражнений, который подбирается врачом с учетом физических возможностей малыша. Это один из самых старых методов, доказавший свою эффективность десятилетиями применения;
· Методика функциональной электростимуляции (ФЭС). Нейро-ортезы WalkAide стимулируют нервы и мышечные волокна во время ходьбы, помогая ребенку улучшить рисунок ходьбы, избавиться от спазмов и обрести равновесие во время фазы опоры. Многие малыши именно с этой нейро-реабилитационной системой делают свои первые уверенные шаги.
Огромное значение в реабилитации детей с ДЦП имеет электростимуляция мышц. Затруднения движений связаны с атрофическими процессами мускулатуры одной конечности и рефлекторными спазмами от перегрузки на второй. Умеренная стимуляция током малой частоты «уравновешивает позиции», помогая организму освоить функции, которые здоровым людям даны от рождения.
Физические нагрузки для детей с ДЦП подбираются персонально, потому как они не должны ни причинять ребенку боль, ни быть слишком простыми для него. Баланс – залог эффективной реабилитации.
Массаж – лучшее средство стимуляции кровообращения и обмена веществ в тканях. Верно исполняемая техника, разработанная специально для детей-инвалидов с ДЦП поможет:
· Избежать контрактуры суставов и деформации конечностей;
· Избавиться от атрофии и набрать мышечную массу;
· Снять спазм и гипертонус;
· Подготовить опорно-двигательную систему ребенка к физическим занятиям.
Нередко детскому церебральному параличу сопутствуют и нарушения речи, задержка психоэмоционального и интеллектуального развития. Поэтому перед врачами и родителями стоит важнейшая задача адаптации ребенка к окружающему миру и развитию у него базовых навыков счета, распознания цветов и предметов, самостоятельного потребления пищи, а в идеале – хождения и полного самообслуживания.
В реабилитационных центрах с детьми занимается междисциплинарная группа врачей:
· Эрготерапевт – врач, обучающий ребенка базовым навыкам. Именно под его руководством малыши учатся самостоятельно держать ложку, ползать и делать свои первые шаги;
· Логопед. Задержка речевого развития встречается у 80% детишек с ДЦП. Логопед обучает их произношению звуков и слов, работает над навыками вербального и невербального общения;
· Психолог и педагог-дефектолог. Малышам свойственно обучаться во время игры и с любопытством изучать мир. И дети-инвалиды по ДЦП не являются исключением из правила. Комплексная работа дефектолога способствует получению базовых знаний и навыков в процессе игры;
· Мелкая моторика у детей тесно связана с развитием мозга. Поэтому при легкой и средней степени тяжести ДЦП в программу реабилитации включается и арт-терапия.
Важно понимать, что степень устранения симптомов болезни напрямую связана с тяжестью болезни. Так, малыш страдающий тяжелой формой, вряд ли когда-нибудь сможет ходить. В лучшем случае его родители могут рассчитывать на то, что он научится самостоятельно сидеть в инвалидном кресле. Но бывают и такие формы, при которых можно добиться полного восстановления – в курсе реабилитации ребенок начинает ходить и обучается навыкам самообслуживания.
В любом случае, родителям никогда не стоит терять надежду на лучшее, ведь только упорная, ежедневная работа с ребенком при ДЦП способна улучшить качество его жизни и дать шанс на полноценную жизнь.
Для получения более подробной информации по оборудованию Walkaide. напишите, пожалуйста, вопрос в онлайн-чате или позвоните консультанту по тел.: 8 (999) 903 — 47-01 (в т. ч. и WhatsApp)
Войта терапия – уникальная терапевтическая методика, ориентированная на восстановление и формирование моторных функций. Этот метод дает шанс нормально передвигаться детям и взрослым с нарушениями ЦНС и патологиями моторного развития.
Войта терапия – это одна из терапий выбора, которая применяется как для помощи детям, имеющим темповые задержки, так и для лечения деток с диагнозом ДЦП. Доказано, что данная методика очень эффективна именно на первом году жизни, поскольку мозг ребенка в этот период удивительно пластичен. Однако Войта-терапию можно применять и в более позднее время. Этот метод успешно используется в лечении:
- тяжелых состояний после травмы головного мозга;
- заболеваний опорно-двигательной системы;
- паралича или деформаций ног и рук;
- атрофии мышечных волокон;
- расстройства глотательных, жевательных функций;
- рассеянного склероза.
У нас вы можете найти подробную информацию о Войта терапии, ее эффектах и особенностях проведения в Центре и в домашних условиях.
Чем раньше, тем лучше
Войта-терапия применима в любом возрасте. Однако молодые пациенты более восприимчивы к лечению, а результаты такой терапии могут быть продолжительнее и стабильнее. В случае с младенцами возможность восстановить патологические нарушения в ЦНС выглядит еще более многообещающе в силу максимальной пластичности детского мозга. Блокированные нейронные пути легко восстанавливаются в раннем возрасте. Новые устойчивые связи быстро формируются, поскольку заместительные двигательные стереотипы еще не успели закрепиться и могут быть перестроены незаметно.
В случае с более старшими детьми и подростками, чья нервная система уже снизила первоначальную пластичность, Войта-терапия может оказать заметное положительное влияние. При использовании методики у взрослых пациентов можно рассчитывать на решение таких задач:
- Уменьшение болевого синдрома в области спины;
- Профилактика травм опорно-двигательной системы;
- Лечение посттравматических состояний;
- Коррекция нарушений ходьбы.
Врожденные двигательные стереотипы – как ключ к Войта терапии
Обычно к возрасту 12 месяцев здоровые детки уже проходят всю хронологическую цепочку нормального развития. Это обеспечивает их всеми необходимыми умениями для того, чтобы экспериментировать в положении стоя и делать первые шаги.
К врожденным двигательным стереотипам относятся:
- хватание;
- переворот;
- ползание по-пластунски и на четвереньках.
Однако часто из-за нарушений в ЦНС автоматическая активация этих врожденных движений запаздывает и тормозит д
Именно Войта-терапия включает и восстанавливает врожденные двигательные стереотипы. Это удается сделать путем стимуляции определенных зон на теле, связанных с головным мозгом. В итоге терапия приводит к активации координированных движений тела и конечностей.
Этапы развития поступательного движения
Перевороты и ползания на четвереньках – это два наиболее важных образца движений, предшествующих ходьбе. ЦНС вызывает их в соответствии с генетической предопределенной последовательностью, которая согласована с ростом и развитием компонентов локомоторной системы ребенка. Это обеспечивает ему возможность выполнять все более сложные задачи. Все отдельные элементы, которые образуют такие комплексные движения как вставание (выпрямление) и ходьба являются частями этих двух основных двигательных стереотипов.
Метод рефлекторной локомоции является основой Войта-терапии. С его помощью происходит знакомство с ползанием и поворотами на автоматическом уровне. Благодаря этому методу пациенту становятся доступны простейшие составляющие передвижения:
- выравнивание тела;
- удержания баланса при передвижении;
- контролируемые шаговые движения и хватания.
Пациента укладывают в положение на спину, бок или живот таким образом, чтобы это положение можно было использовать для поворота или ползания. Терапевт при этом воздействует на определенные рефлекторные зоны руками, безболезненно надавливая в нужном направлении и с нужным усилием. Такой вид стимуляции побуждает пациента, вне зависимости от его возраста, рефлекторно повернуться или начать ползти.
Эффект воздействия
Поворот и ползание содержат в себе все элементы более сложных двигательных задач, которые требуют уже более тонкой и высокой координации и баланса. Автоматическое управление равновесием, поступательный контроль баланса, вертикализация тела, целенаправленный захват и шаговые движения – все это основано на движениях ребенка во время осуществления переворота и ползания.
Повторяющаяся активация этих двух рефлекторных движений помогает сформировать или восстановить тот нейронный путь, который связывает головной и спинной мозг. Результаты терапии проявл
яются в улучшении координации мышечного сокращения, подвижности конечностей и мимики лица.
Войта терапия улучшает как качество ежедневных спонтанных и автоматических движений, так и способность поддерживать позу. Эффект от терапии заметен уже после одного занятия: ребенку с двигательными нарушениями удается улучшить контакт и общение со своим окружением. При этом нейронный путь, который формируется в результате воздействия на стереотипы движения, сохраняется в головном мозге в течение нескольких часов после занятий. Если удается повторить такое же занятие в этот же день, это помогает закрепить достигнутый результат и перевести его в форму осознанности и повторяемости.
Огромный плюс Vojta терапии в том, что ее могут выполнять родители. В Центре мы проводим обучающий курс, где рассказываем и показываем: как и что нужно делать, чтобы помочь вашему ребенку.
Процедуры можно выполнять дома по 3-4 раза в день. Если будете делать реже – полученный во время занятия рефлекс может угаснуть. Если делать чаще – не останется времени для закрепления эффекта. Лечение может длится как несколько месяцев, так и несколько лет, и на протяжении всего курса наши Войта-терапевты будут наблюдать, помогать и корректировать ваши действия.
ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Отделение медицинской реабилитации помогает максимально снизить влияние двигательных проблем на жизнь пациента, адаптации к окружающему миру и развитию его сильных сторон посредством разработки индивидуальных программ реабилитации и абилитации.
Мы нацелены на получение долгосрочного положительного результата, поэтому реабилитация вашего ребенка не заканчивается за пределами отделения. По окончании курса восстановительной терапии специалисты дают рекомендации для поддержания и усиления достигнутого эффекта.
Отеделение оснащено всеми условиями для комфортного и безопасного пребывания пациентов круглосуточно. Здесь оборудован зал ЛФК, со специализированными велотренажерами, гимнастическими брусьями, беговой дорожкой.
Вместимость — 40 коек круглосуточного пребывания для детей в возрасте от 3 месяцев до 18 лет.
Мы помогаем детям с заболеваниями:
- детский церебральный паралич,
- последствия перинатального поражения ЦНС,
- последствия травм головного и спинного мозга,
- последствия нарушения мозгового и спинального кровообращения,
- последствия перенесенной нейроинфекции,
- реабилитация при рассеянном склерозе,
- нервно-мышечные заболевания,
- расстройства аутистического спектра (РАС),
- задержки психоречевого и моторного развития,
- синдром гиперактивности (СДВГ).
Заведующий отделением медицинской реабилитации –
Марина Анатольевна Шведова.
Наши специалисты
Все врачи отделения являются ведущими специалистами и экспертами в области неврологии и восстановительной медицины.
Также в составе отделения медицинской реабилитации работают высокопрофессиональные специалисты «Когнитивного блока»:
Методы лечения и диагностики
Реабилитация пациентов осуществляется комплексно, применяются передовые методики:
- Роботизированная механотерапия на многофункциональных тренажерах — Артромот, Орторент Мото, Армео, WOLKBOTT. Занятия на виброплатформе Галилео;
- Лечебная физкультура;
- Физиотерапия — Электростимуляция, электрофорез, гальванизация, электросон, безконтактный водный массаж, магнитотерапия, оксигенотерапия, ударно волновая терапия, тепловые процедуры (ОЛМ), УВЧ терапия, УФО-терапия, ингаляции, сухая углекислая ванна;
- Войта -терапия;
- Бобат -терапия;
- PNF -терапия;
- Остеопатическая коррекция;
- Краниосакральная терапия;
- Кинезиотерапия;
- Массаж;
- Ботулинотерапия;
- Логопедическая коррекция;
- Психотерапия.
Доступные в отделении методы диагностики и лечения соответствуют современным мировым стандартам.
- Логопедическая диагностика речевого развития ребенка, начиная с младенческого и раннего возраста (до 3 лет), а также детей дошкольного и школьного возраста, определяем направления коррекционной помощи.
- психодиагностика
- патопсихологическое обследование
- Тест Векслера
- Нейропсихологическое тестирование
- Дефектологическая диагностика (проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка)
- Нейропсихологическая коррекция,
- Разработка и проведение занятий/программ по восстановлению ВПФ, когнитивных тренингов (с учетом возрастных, психофизиологических особенностей, преморбидного уровня пациентов)
- Сенсорная интеграция
- Эрготерапия
- Арт терапия
- сказка терапия
- Монотипия
- Эбру терапия
- Работают с детьми, начиная с 3 месяцев по коррекции пищевого поведения с использованием методики Костильо Моралес
- Бломберг терапи
- Логотейпирование
- Логопедическая коррекция
- Логопедический массаж
- консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам обучения ребенка с особенностями развития;
- мозжечковая стимуляция
- развивающий комплекс «Тимоко»
- Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы .
Ваш ребёнок может принять участие в групповых занятиях с реабилитологом, логопедом, психологом, дефектологом, что способствует социализации, развитию и интересному времяпрепровождению в стенах отделения.
Наши контакты
Адрес: г. Мытищи, ул Коминтерна, 24А строение 1,
Контактный телефон: 8(495)567-77-70