Обучение детей правилам дорожного движения

Обучение детей правилам дорожного движения

Правила дорожного движения для детей очень важны, ведь мы живем в мире, наполненном автомобилями и общественным транспортом. Согласно данным, в ДТП погибает значительно больше детей, чем от пожаров и заболеваний. Именно поэтому важно уже с малых лет объяснять ПДД детям, чтобы избежать трагедии на дороге. Разберемся, когда начать рассказывать детям о правилах дорожного движения и как преподнести информацию.

Правила дорожного движения для малышей

Когда начать рассказывать дошкольникам правила дорожного движения для детей? В стихах, песенках и мультиках к изучению можно приступать уже с одного года. Когда малышу исполнится три, наступит время проводить разъяснительные беседы. Уже во время посещения детсада малыш должен знать ПДД для дошкольников, помнить, что такое дорога, светофор и переход.

Чем заняться летом подростку: подборка идей

Как правильно объяснять ПДД для малышей? Чтобы информация лучше усваивалась, занятия с дошкольниками проводите в игровой форме. Подготовьте стих о правилах движения, загадки, игры.

Кроме того, существуют ПДД в картинках для детей. Так малыш гарантированно быстрее усвоит материал. Из всей информации создайте лэпбук «Дорожное движение для детей» и приступайте к занятиям.

Обучение детей правилам дорожного движения

Фото: pixabay.com: UGC

При этом не забывайте о следующих особенностях восприятия мира и уровне возможностей дошкольников:

  • У детей до восьми лет преобладает туннельное зрение. Малыш лучше воспринимает объекты перед собой, а не сбоку. Именно поэтому ребенка важно обучать смотреть по сторонам, перед тем как начать переходить шоссе.
  • До шести лет малыш не может быстро отреагировать на источник шума и понять, что машина приближается.
  • У дошкольников — избирательная концентрация внимания. Ребенок в состоянии оценить лишь один предмет, который кажется ему наиболее значимым. Например, он обратит внимание на грузовой автомобиль, а легковой не заметит.
  • Из-за невысокого роста у детей ограничен угол обзора, поэтому они не видят всего, что происходит на дороге.

Как рассказать ребенку о сексе в зависимости от возраста

Обучение детей правилам дорожного движения

Фото: pixabay.com: UGC

Информации о цветах светофора и наличии пешеходного перехода малышу будет недостаточно. Обязательно расскажите ребенку, какие виды транспорта существуют, по какому принципу они передвигаются. Не забудьте объяснить, что такое тротуар, подземный переход и полосы движения. Чтобы было наглядно, на помощь придет картинка «ПДД для детей».

Какие же понадобятся ПДД для дошкольников? Рассмотрим пять самых основных:

  1. Дорогу нужно переходить на зеленый цвет светофора или по переходу для пешеходов. Желтый сигнал расскажет о том, что нужно приготовиться, а красный — что хода нет.
  2. Перед тем как ступить на зебру, нужно взглянуть налево, затем — направо, еще раз налево и только после этого начинать идти. Во время перехода дороги нужно оглядываться по сторонам, стараясь не останавливаться по пути. Ребенок должен понять, что автомобиль может внезапно появиться с любой стороны.
  3. Вдоль дороги нужно идти по тротуару, который находится справа. Если тротуар отсутствует, двигаться следует по обочине навстречу транспорту.
  4. Игры недалеко от дороги находятся под запретом, как и переход ее на желтый и красный сигнал светофора. Даже если поблизости не видно автотранспорта.
  5. При выходе из автобуса, троллейбуса или трамвая, когда требуется перейти на другую часть шоссе, запрещается обходить транспортное средство и сзади, и спереди. Лучше выждать время, когда транспорт отъедет, и тогда начать переходить, выбрав для этого зону, которая хорошо просматривается.

У детей возник конфликт: как реагировать взрослым

Устоявшееся правило о том, что трамвай надо обходить спереди, а троллейбус и автобус — сзади, уже не актуально. Связано это с тем, что в последние десятилетия концентрация машин на улицах очень возросла.

Чтобы лучше усвоились правила дорожного движения для детей, игра — идеальный вариант. Приготовьте три кружочка красного, желтого и зеленого цвета. Показывайте их по очереди и следите, чтобы малыш совершал верное действие. Когда он увидит зеленый кружок, он должен начать идти на месте. Если появится желтый малышу нужно сесть, а когда вы покажете красный — ступить назад.

Обучение детей правилам дорожного движения

Фото: pixabay.com: UGC

Правила дорожного движения для детей школьного возраста

6 правил адаптации ребенка к детскому саду

Когда школа уже стала неотъемлемой частью жизни чада, важно детальнее изучить правила дорожного движения для детей. Беседа будет проводиться в школе, но родителям также нужно сообщать детям о ПДД.

Какие ПДД для детей школьного возраста важно знать? Рассмотрим основные детские правила дорожного движения:

  1. Если вы знаете, что ребенок по пути может встретить обочину и двигаться по ней при плохой видимости или в темноте, позаботьтесь о том, чтобы он имел с собой предметы, на которых есть светоотражающие детали.
  2. Когда на проезжей части нет зебры или поблизости отсутствует подземный переход, допустимо перейти ее под прямым углом к краю дороги.
  3. Когда подъезжают машины скорой помощи, полиции и пожарной службы, лучше воздержаться от перехода дороги.
  4. При выходе из транспортного средства нужно как можно скорее освободить проезжую часть, двигаясь к остановке.
  5. Опасно останавливаться, когда пересекаешь трассу. Если чадо не успевает, надо остановиться на узкой сплошной линии, которая создана для разделения потоков транспорта. Ребенок может продолжить пересекать шоссе, когда удостоверится, что расстояние транспорта безопасно.
  6. Нужно ограничить общение с шофером, чтобы не допустить ДТП из-за невнимательного наблюдения за обстановкой.
  7. Не открывать двери транспортного средства, когда оно движется.

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Обучение детей правилам дорожного движения

Фото: pixabay.com: UGC

Рассказывать правила дорожного движения детям обязательно систематически. Только так они точно запомнят, как вести себя на проезжей части.

Также запомните, что ребенок повторяет поведение взрослых. Если родители по какой-либо причине не придерживаются правил, и ребенок будет так же себя вести, независимо от того, знает ли он правила ПДД для детей. Будьте сознательными пешеходами, чтобы ребенок брал правильный пример.

Обучение детей правилам дорожного движения

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения;
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
  • транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
  • правила движения по обочинам и тротуарам;
  • правила перехода проезжей части;
  • без взрослых выходить на дорогу нельзя;
  • правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:

  • своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • пять мест, где разрешается ходить по дороге;
  • шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
  • объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
  • основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • регулирование дорожного движения;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • предупредительные сигналы;
  • движение через железнодорожные пути;
  • движение в жилых зонах;
  • перевозка людей;
  • особенности движения на велосипеде.

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;
  • указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
  • закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
  • используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребёнка! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!

Л.А. Щербина, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» ст. Новодонецкой МО Выселковский р-н, Краснодарский край

На вопрос, зачем ребенку нужно знать и соблюдать Правила, ответ простой: чтобы жить. И главному можно обучать еще до того, как ребенок начинает ходить и разговаривать. Усаживая ребенка в детское кресло в машине (оно же у вас есть?!) и пристегивая ремнями, терпеливо объясняйте, что это необходимо для безопасности. Увидите: года через два малыш сам будет следить, чтобы в машине все были пристегнуты, а если кто забудет, — обязательно напомнит.

Уже в два года ребенок способен правильно называть сигналы светофора и «зебру», говорить, для чего они нужны. В три — называть многие дорожные знаки и объяснять их значение, хотя бы в примитивной форме.

Если ребенок ходит в садик — попробуйте вместе с ним нарисовать маршрут от дома до сада со всеми перекрестками и предложите его «пройти» вместе, «останавливаясь» на светофорах, перед пешеходными переходами и напоминая, что сперва нужно посмотреть налево, потом — направо и не выходить на дорогу, даже если горит зеленый, но быстро приближается машина (или мотоцикл).

Смотреть телевизор вредно. Наверное. Но все дети любят мультики. А многие современные мультсериалы пропагандируют соблюдение ПДД. Впрочем, не только современные. И старые советские мультфильмы, которые многие родители и сами с удовольствием смотрят, можно превратить в учебники правильного поведения на дороге. Кстати, это довольно интересно. Один из лучших примеров — «Ну, погоди!». Например, 3-я серия.

Даже в детсадовском возрасте дети начинают следить за одеждой, выбирать, что надеть. Постарайтесь купить хотя бы несколько вещей со светоотражающими элементами, повесьте фликеры на рюкзачок ребенка, самокат, беговел или велосипед, объясните, зачем они нужны. На велопрогулках обязательно используйте велошлемы и двигайтесь, соблюдая правила. Кстати, может быть, вы и сами их уже позабыли. Так что сейчас — самое время освежить их в памяти.

Обучение детей правилам дорожного движения

За последние несколько лет в России на 17% сократилось число раненных в ДТП детей, на 30% снизилась смертность и на 15% – тяжесть полученных травм у детей. Общая статистика такова: погибает каждый седьмой ребёнок, попавший в ДТП, каждый третий получает травмы и ранения. Конечно, в статистику попадают все случаи ДТП с детьми, и, соответственно, среди этих страшных цифр немало ребятишек, которых родители везли в машине без автокресла. Но, к сожалению, гибнут и получают травмы и дети-пешеходы.

Несчастные случаи с детьми чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. Дело в том, что из-за особенностей восприятия до 4 лет ребёнок не осознаёт, что машина не может остановиться мгновенно, а до 6 лет плохо ориентируется по звуку. Например, выскакивает ребёнок на дорогу за мячом, и, если в этот момент увидит машину, он просто з­амрёт на месте, а то ещё и закроет лицо руками. И в этой ситуации единственный выход – учить ребёнка безопасному поведению на дороге. «Начинать обучение детей безопасному поведению на дороге с детского сада уже поздно, – говорит заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. – Поэтому подготовка законопослушного участника дорожного движения начинается с будущих мам».

Эксперты утверждают, что система непрерывной подготовки участников дорожного движения должна начинаться с обучения мам в роддомах и продолжаться на всех этапах взросления человека. Только так грамотное и безопасное поведение на дорогах станет нормой. В России такая система уже действует. Для успешной и эффективной её реализации есть единственное условие – общий охват.

Обучение детей правилам дорожного движения

Личным примером

Первое, что надо помнить родителям, которые главные учителя детей по безопасному поведению на дороге, – малыши не столько воспринимают слова, сколько примеры. Можно им постоянно твердить, что нельзя переходить на красный свет, но стоит один раз так маме с ребёнком перебежать дорогу – и все уроки ПДД – насмарку. Да, в школах и даже в детсадах сейчас отводят время для обучения нормам поведения на улицах, но его мало. Нередко такие занятия проводят для галочки. Конечно, парень в 10 лет понимает, что на красный переходить дорогу н­ельзя, но как и где правильно ездить на самокате или велосипеде, уже не знают многие из его одноклассников.

Огромное влияние на своих сверстников оказывают Юные инспекторы движения (ЮИД). Участники отрядов ЮИД не только сами изучают ПДД, но и помогают освоить правила своим сверстникам, а зачастую и взрослым напоминают о необходимости их соблюдения.

«Роль родителей первоочередная. Ведь даже когда мы приходим с обучающими программами в детсад, то видим, как ребёнок вовлечён в процесс, как не хочет нарушить Правила дорожного движения и как знает все пункты поведения на дороге. Но как только ребёнок видит, что его родители спокойно нарушают правила и их при этом не сбивает автомобиль, то невольно начинает делать это сам. Вся система обучения тут же ломается, – рассказывает руководитель отряда ЮИД Татьяна Окань. – Отряды ЮИД и создаются, собственно, затем, чтобы помочь в школе организовать профилактику дет­ского травматизма из-за ДТП с помощью самих детей. Мы устраиваем различные акции как для школьников, так и для родителей. Дети обучают, по сути, друг друга в игровой форме. И могу сказать, что мы заметили, что в школах, где действуют отряды ЮИД, за большой промежуток времени сошло на нет количество ДТП с участием школьников».

Обучение детей правилам дорожного движения

Паспорт безопасности

С недавних пор в каждой школе в обязательном порядке должен быть паспорт дорожной безопасности. В документ включают схемы зданий на территории школы, план-схему района, где указаны проезжие части, тротуары, «зебры» и пр. Также там прорисовывается движение детей на подходе и отходе от школы. К сожалению, ещё не все школы относятся к паспорту безопасности ответ­ственно. Общественники в рамках акции «Дорога в школу» регулярно мониторят это. «Часто информация в этих документах совершенно не соотносится с действительностью. Например, в схеме, размещённой на сайте школы в Медыни, на месте, где находится сквер, нарисована дорога, – рассказывает активист ОНФ в Калужской области Владимир Потапов. – Стрелочками обозначено движение детей, но при этом на схеме эти стрелочки нарисованы исключительно перед входом в школу, отсутствуют дорожные знаки. Не первый раз видим, когда электронный паспорт без­опасности дорожного движения в школах, к сожалению, превращается в пустой документ, разработанный по принципу «чтобы просто был».

Для безопасности передвижения ребёнка на пути от дома до школы и обратно родителям нужно знать, как нарисовать этот маршрут на бумаге в качестве наглядного пособия. В некоторых образовательных организациях это официальное требование к каждому ученику, и вкладывается начерченный план в портфолио школьника. Маршрут в школу должен быть необязательно самым коротким, необязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для вашего ребёнка.

Обучение детей правилам дорожного движения

В игровой форме

В Минпросвещения России подчёркивают, что первоочередное задание учителей современной школы – объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути, что не может быть достигнуто без использования ряда методических разработок, которые носят рекомендательный характер.

Существует множество методик по интересному игровому обучению. Например, портал «Город дорог», созданный в рамках реализации действующей ФЦП. Сегодня в России действует без малого 40 мобильных инновационных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Фактически это автомобиль, укомплектованный велосипедами, самокатами, макетами и элементами улично-дорожной сети, которые позволяют моделировать различные дорожные ситуации. Сама машина – тоже элемент обучения. Например, с её помощью детям наглядно показывают зависимость тормозного пути от скорости транспорта. «Лаборатория» прежде всего учит ребёнка принимать решения в конкретных ситуациях, а не просто заучивать ПДД. «Нет ничего важнее детской безопасности и детской жизни. Такой мобильный комплекс позволяет не просто на словах объяснить ребёнку, как надо вести себя на дорогах, пешеходном переходе, в транспорте, на велосипеде, но с помощью игры моделировать ситуации, понимать их изнутри и запоминать. Кроме того, «Лаборатория» является мобильной, это значит, что можно проводить обучение не только в городе, но и в районных центрах, сельских поселениях», – уверен губернатор Рязанской области Николай Любимов.

Обучение детей правилам дорожного движения

  • Автор detibdd-admin

    Посмотреть все записи пользователя: detibdd-admin

    Комментариев еще нет.

    Оставить комментарий

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Последние новости

    • Обучение детей правилам дорожного движения6 августа 2021

    5 августа – Международный день светофора

    Вместе со «Школой юного пешехода» бердские дошкольники из Новосибирской области изучают правила дорожной безопасности

    Воспитанникам детского сада «Золотой ключик» с детства прививают традиционные ценности и навыки дорожной безопасности

    Просветительская деятельность ОДМОО «ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ» по правилам дорожного движения выходит на международный уровень!

    2016 © Тел. +7(499)650-76-70, +7(915)372-52-78, e-mail: [email protected]

    РЕБЯТА, РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!

    Приглашаем Вас стать членами Комплексной программы «Школа юного пешехода».

    Давайте вместе формировать безопасную общественную среду, чтобы в Вашем городе, деревне или поселке, в каждом уголке нашей большой страны пешеходы были грамотными, водители – осторожными, а дороги – безопасными!

    Все желающие должны заполнить анкету, которую можно скачать ниже.

    Далее, после рассмотрения вашей заявки, вам поступит ответ.

    Телефон: +7(499)650-76-70

    Телефон: +7(915)372-52-78

    Содержимое публикации

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ШКОЛА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Цель: познакомить родителей с некоторыми приемами закрепления знаний правил дорожного движения, познакомить с играми по правилам дорожного движения.

    Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками. Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

    Многие родители задаются вопросом – когда начинать рассказывать ребёнку о дорожных опасностях? Ответ:

    Как только кроха начинает ходить!

    Во- первых потому, что эти правила должны стать автоматическими, безусловными и не допускать сомнений в их правильности.

    Во-вторых — ребёнок, держащийся за руку, может в любой момент пойти или даже побежать. И ,возможно, в сторону автомобиля.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

    ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    Приучите ребенка переходить дорогу размеренным шагом, ребенок должен твердо знать, что бежать через дорогу опасно.

    Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

    Приучите ребенка, что при переходе дороги нельзя отвлекаться на посторонние вещи, разговоры.

    Объясните ребенку, что дорогу переходить можно только в установленных местах: на пешеходном переходе или перекрестке. Если пешеходный переход регулируемый, то, как и красный, желтый сигнал светофора является запрещающим, т.к. водители могут заканчивать движение.

    Учите ребенка наблюдать за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    Объясните ребенку, что выходить на проезжую часть из-за кустов, сугробов, машин очень опасно. Предварительно необходимо осмотреть дорогу, а еще лучше перейти ее там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    Приучите ребенка, что из транспортного средства взрослый всегда выходит первым, из автомашины — только в сторону тротуара или обочины.

    Не разрешайте ребенку играть на проезжей части и вблизи нее.

    Иди по тротуару лучше, если со стороны проезжей части будет взрослый. Маленьких детей надо крепко держать за руку, и быть готовым удержать при попытке вырваться — это довольно частая причина ДТП с участием дошкольников.

    Объясните ребенку, что во дворе тоже могут быть машины, поэтому выбегать из подъезда опасно.

    По дороге в детский сад

    Мы пойдём с тобой, малыш.

    Улыбаясь светофору,

    Влево, вправо ты глядишь.

    Чтобы день такой чудесный

    Омрачить не смел никто,

    Правила движенья вместе

    Сам процесс обучения лучше разбить на несколько практических заданий- этапов.

    1-й этап. Всякий раз, когда идёте с малышом на улице, обращайте внимание на светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы (зебры). Поясняйте свои поступки : «Вот загорелся зелёный свет, и мы с тобой переходим улицу». Не смотря на наличие светофора, вы оглядываетесь сначала налево, затем направо, проверяя наличие машин на дороге. Обязательно крепко держите малыша за руку, пусть кроха почувствует, что опасность рядом.

    2-й этап. Постоянно включайте ребёнка в беседу. Задавайте вопросы:

    «Посмотри, сейчас можно переходить дорогу? Нет? А когда можно?»

    3-й этап. Обучение Правилам дорожного движения в игре.

    Изучайте с малышом настоящую улицу. Хорошо, если приобретёте в магазине

    настольную игру по Правилам дорожного движения. Можно самим смастерить обучающий материал. Улицу можно нарисовать на листе ватмана, для обыгрывания взять маленькие машинки и фигурки. Для малыша

    Это станет увлекательной игрой, в процессе которой он быстрее освоит Правила дорожного движения. Светофор можно смастерить из коробки и цветного картона. Пешеходную дорожку из полосок чёрного и белого картона

    Полоски соединить скотчем. В игру возьмите мягкие игрушки. Пусть ребёнок объясняет игрушке, как надо вести себя на дороге.

    Ещё один верный способ познакомить детей с Правилами дорожного движения- посмотреть обучающие мультфильмы про ПДД детям:

    «Зебры в городе», «Светофор», «Азбука дорожного движения».

    Играйте с детьми в подвижные игры по данной тематике!

    Подвижные игры по ПДД.

    «Слушай команду»

    Ребенок двигается согласно командам взрослого: руль поворачивается; стекло автомобиля поднимается и опускается; щетки-дворники движутся вправо-влево и т. п.

    «Сигналы светофора»

    Взрослый показывает сигналы светофора, ребенок выполняет действия: красный – стой, желтый – приготовились, зеленый — ходим, прыгаем, бегаем.

    «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем» (игра малой подвижности)

    Ребенок изображает какой-нибудь вид транспорта, взрослый отгадывает, потом меняемся ролями.

    ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ:

    Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости – наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!

    Но самый эффективный способ обучения – это своим личным примером показывать, как надо вести себя на дороге!

    Как правильно разъяснить правила дорожного движения для детей, чтобы они не только их поняли и запомнили, но и ежедневно и без напоминаний соблюдали?

    А насколько целесообразно говорить о важности правил дорожного движения для детей, сама за себя говорит статистика несчастных случаев.

    По данным ГИБДД, в России смертность детей в автомобильных ДТП превышает смертность в результате пожаров и наводнений, авиа и железнодорожных катастроф. Даже по причине болезней дети умирают реже, чем от несчастных случаев на дороге.

    Такая статистика должна заставить взрослых серьезно задуматься о том, как уберечь своего ребенка от трагедии.

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Ошибки родителей, объясняющих правила дорожного движения детям

    Часто случается, что многие родители, даже те, кто имеет водительские права, не могут правильно донести до ребенка элементарные знания о поведении на проезжей части и возле нее, на остановках и в транспорте. Ограничиваясь фразами «Стой, там дорога», «Иди со мной за руку» и «Нельзя», они воспитывают безграмотного пешехода. А дальше вся надежда на детский сад и школу, мол, там научат.

    Процесс понимания и усвоения правил дорожного движения является очень сложным и долгим процессом, который должен состоять не только из объяснений мамы и папы «Как можно» и «Как нельзя». Правила дорожного движения для детей должны стать важным звеном воспитания в каждой семье.

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Когда и как начинать объяснять ПДД детям?

    Обучать детей столь важным правилам можно и нужно уже с полутора лет. Обычно начинают уделять этому большое внимание, когда малыш может самостоятельно передвигаться. Конечно, в этом возрасте ребенок не сможет еще запомнить, куда нужно посмотреть, переходя улицу и на какой свет следует остановиться. Это не значит, что учить не надо.

    Рассказывайте детям о правилах дорожного движения, опираясь на следующие рекомендации:

    1. Вместе с детьми рассматривайте картинки с различными видами транспорта, учите называть их, показывать, узнавать на улице. Важно знать и различать звуки различных транспортных средств, уметь произносить их.
    2. Хорошими помощниками в обучении станут книги с историями и рассказами о дороге, транспорте, а так же мультфильмы на эти темы.
    3. С малышами 2-х лет уже можно поиграть в простые игры, моделирующие ситуации на дороге. Так, например, дети с удовольствием запомнят цвета светофора и как действовать, когда горит какой-нибудь свет. Для этого, взрослые могут показывать ребенку кружки красного, желтого или зеленого цветов и совмещать их с движениями (стоять не двигаясь, хлопать в ладоши или идти).
    4. С ребенком от 3-х лет полезно будет рисовать, например, дорогу от дома до магазина или садика, читать и разучивать простенькие стишки о правилах дорожного движения для детей, разгадывать загадки, рассматривать дорожные знаки на улице и специальные игрушечные дорожные знаки для детей дома.
    5. Необходимо развивать у малышей представления о пространстве и скорости движения. В этом помогут упражнения на определение удаленности объекта. Выберите для ребенка любой предмет или объект в поле видимости и попросите его описать словами далеко или близко, спереди или сзади, справа или слева. Учите ребенка определять, быстро или медленно он идет (едет машина).

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Правила дорожного движения для дошкольников и школьников

    Уже к трем годам ребенок должен знать и понимать следующие понятия:

    • Дорога, проезжая часть
    • Тротуар, обочина
    • Перекресток
    • Переход (пешеходный, подземный, наземный)
    • Пешеход
    • Водитель
    • Транспортное средство (автомобиль, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл, мопед и др.)
    • Светофор
    • Дорожный знак
    • Остановка

    В дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо формировать у детей знания об основных правилах дорожного движения. Эти знания условно можно разделить на четыре группы.

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Правила перехода через проезжую часть

    • Переходи улицу по переходу (пешеходному, подземному, надземному).
    • Если на пешеходном переходе есть светофор для пешеходов, переходи, когда на нем загорится зеленый свет.
    • Если светофора для пешеходов нет, переходи, когда все машины остановятся (для них на светофоре загорится красный свет).
    • Если специального перехода нет, посмотри сначала направо, затем налево и если нет машин – переходи.
    • Никогда не перебегай дорогу. Иди быстро и спокойно.
    • Не разговаривай во время перехода через дорогу, будь внимателен.

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Правила движения по тротуару или обочине

    • Двигаясь по тротуару или обочине, иди навстречу машинам, т.е. по правой стороне.
    • Не ходи по самому краю тротуара и обочины, а тем более по бордюру.
    • Иди со взрослым рядом, держа его за руку. Не убегай от старших.
    • Со стороны проезжей части должен идти взрослый (а не ребенок).

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Правила поведения в общественном транспорте и на остановках

    • Не выходи на дорогу, чтобы посмотреть, не едет ли троллейбус, например.
    • Не подбегай к подъезжающему транспорту.
    • Не толкай других пассажиров.
    • В общественном транспорте веди себя тихо, спокойно.
    • Не ходи по транспорту во время его движения.
    • Заходи и выходи из транспорта только после полной его остановки.
    • Заходи в транспорт первым перед взрослым, а выходи после него.

    Обучение детей правилам дорожного движения

    Правила поведения вблизи дороги

    • Не играй мячом возле дороги.
    • Не катайся на велосипеде, самокате, роликах и т.п. по проезжей части.
    • Не выбегай на проезжую часть и не играй на дороге.

    Взрослым необходимо запомнить самое главное правило. Ни одно правило дорожного движения для малышей не будет иметь никакого смысла, если вы сами не будете их придерживаться или начнете нарушать. Лишь показывая правильный пример, вы сможете обеспечить безопасность дорожного движения для детей.

    Мультфильм про ПДД для малышей

    Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

    • Неумение наблюдать.
    • Невнимательность.
    • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

    Рекомендации по обучению детей ПДД.

    При выходе из дома.

    Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

    При движении по тротуару.

    • Придерживайтесь правой стороны.
    • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
    • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
    • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
    • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

    Готовясь перейти дорогу

    • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
    • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
    • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
    • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
    • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
    • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
    • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

    При переходе проезжей части

    • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
    • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
    • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
    • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
    • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
    • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
    • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
    • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
    • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

    При посадке и высадке из транспорта

    • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
    • Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
    • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
    • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

    При ожидании транспорта

    • Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

    Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

    • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
    • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
    • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
    • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

    Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

    • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
    • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
    • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
    • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
    • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
    • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
    • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
    • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

    Педагогические науки

    • Жижко Ирина Владимировна , бакалавр, старший воспитатель
    • МКДОУ д/c №208 г. Новосибирск
    • ДОРОГА
    • ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
    • ОБУЧЕНИЕ

    Похожие материалы

    • Формирование основ нравственности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы
    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
    • Информационные технологии как основа подготовки учителей по физической культуре в условиях современной информатизации общества
    • К вопросу о мерах безопасности при проведении лабораторных работ с использованием металлорежущих станков
    • Физическая культура и спорт в жизни курсантов военизированных и ведомственных учебных заведений

    Дошкольный возраст — важный период, когда формируется человеческая личность.

    Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.) Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденных числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

    Проблема обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время очень актуальна. Это связано с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.
    Перед началом работы поставлена цель: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

    1. создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, посредством изготовления атрибутов.
    2. уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
    3. научить детей своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
    4. формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки к успешному овладению азбукой дорожного движения.

    Для работы подготовлен необходимый информационный материал по теме: «Знакомство с правилами дорожного движения для детей и взрослых, оформлена развивающая предметно-пространственная среда в группах игровым и дидактическим материалом. Совместно с родителями оформлены уголки по правилам дорожного движения. Подготовлены методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, спектаклей, экскурсий, консультации для педагогов и родителей; доработан дидактический материал: настольные игры, дорожные знаки, комплексы занимательных игр и упражнений, книги, раскраски, энциклопедии. Организована интегрированная образовательная деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В игровой и продуктивной деятельности используются макеты по правилам дорожного движения.
    В младших группах дети ознакомлены с транспортом и его назначением; значением красного, желтого и зеленого сигналов светофора. На прогулках проводятся наблюдения за движением транспорта, пешеходов, помогаем детям различать транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус, трамвай и др. На занятиях в группе используем наглядное моделирование дорожных ситуаций. Для развития правильной ориентации детей в пространстве учим их определять место нахождения предметов и их размеров.

    С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняем, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяем знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показываем детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, светофор. Во время игровой деятельности составляем рассказы о дорожных ситуациях, разыгрываем инсценировки. Для этого используется иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагаем детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовке предметов).
    Детей старшего дошкольного возраста знакомим с особенностями движения транспорта и пешеходов, а также с основными понятиями дорожного «словаря». Во время экскурсий по улицам города обращаем внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов, при этом, следим за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе используем наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация игр-соревнований: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем….»; «В стране Светофории», « Школа светофорных наук». В игровой деятельности детей используются макеты «Парковка», «Улицы города», «Заправочная станция». С удовольствием дети участвуют в сюжетно – ролевых играх: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Автомойка». На протяжении всего времени стараемся превратить обучение в увлекательную игру.

    Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности.

    К проведению данной работы привлекаем родителей. На родительских собраниях знакомим со значением, важностью и необходимостью обучения детей правилам дорожного движения. Регулярно проводим беседы, даем рекомендации. Также используем такие формы работы как: анкетирование, консультации, совместное изготовление атрибутов. Приглашаем родителей на открытые занятия, совместные развлечения, экскурсии по ППД.

    В результате: в группах создана оригинальная развивающая предметно-пространственная среда, помогающая расширению кругозора воспитанников, повышается социальная компетенция дошкольников, культура поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепляется заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобретают навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, научились оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.
    В перспективе планируем: продолжить пополнять макетную среду по ПДД в группах, улучшить автоплощадку на территории детского сада, привлечь к совместной работе школьников и сотрудников ГИБДД.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector