Обучение детей математике

Обучение детей математике

«Уууууу, математика. Не хочу», — говорят многие младшеклассники, когда родители предлагают им позаниматься этим предметом. А ведь это от того, что дети воспринимают царицу наук как нечто скучное. Узнайте, как улучшить математические навыки детей и помочь им полюбить науку.

№1. Переведите математику в игру

Помогите ребенку заниматься математикой в реальной жизни, не осознавая, что он изучает счет. Вот несколько простых идей, которые вы можете использовать:

  • покупая мороженое или другое лакомство для вашего ребенка, используйте момент, чтобы научить его сложению или вычитанию. К примеру, мама-блогер сделала математические пазлы из палочек для мороженого;
  • играя в конструктор, рассказывайте ребенку о форме (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), о площади, периметре и объеме фигур;
  • купите малышу часы и задавайте вопросы о времени;
  • когда едите торт, говорите, что каждый ломтик является частью целого. Можно в шутку посчитать, кто съел больше/меньше.

№2. Практикуйте веселые математические уроки ежедневно

Чем больше ребенок практикуется в математике в повседневной жизни, тем выше вероятность, что он полюбит математику в школе. Ведь он уже будет понимать ее.

Обучение детей математике

№3: Рассказывайте интересные факты о математике

Дети от природы любопытны. Вместо того, чтобы задавать им математические вопросы напрямую, вы можете пробудить любопытство, сначала рассказав им истории о математике. К примеру, почему цифры римские и арабские, чем прямоугольник отличается от квадрата, а круг — от овала.

№4. Покупайте ребенку детские журналы с вопросами по математике

Во многих детских журналах есть интересные задачки по математике. Они всегда с забавными картинками. Вот в такой форме ребенку интересно отвечать на вопросы.

№5. Занимайтесь математикой везде, где есть возможность

У вас должны быть математические задачки и вопросы на все случай жизни. К примеру, для прогулки:

  • Твой шаг — 50 см. Ты прошел 10 шагов. Сколько получилось?
  • Твой шаг — 50 см, а мой — 60 см. Давай узнаем, на сколько мой больше твоего.
  • Давай прыгать с пенька и делать отметки, кто дальше. А потом замерим рулеткой и сравним.

Обучение детей математике

Копилка интересных вопросов есть у Александра Попова, директора физико-математического лицея г. Челябинска. К примеру:

  • Вторник оранжевый, а среда какого цвета?
  • Ты заходишь в свой класс, там один человек и рукопожатие у вас одно. А если там два человека, если три…?
  • Как быстро сосчитать количество ног у столов школьной столовой? А сколько рук на них может облокачиваться?
  • Что будет с миллионом, если один ноль сбежит?
  • Сосчитай углы у всех цифр.
  • Сколько раз за день ты улыбаешься?

А вдруг ребенок не полюбит математику? Эти страхи родителей развенчали эксперты Университета Сассекса. По их мнению, гармоничные отношения в семье способствуют тому, что ребенок «подружится» с царицей наук.

Демонстрация ободрения, выслушивание мнений друг друга и обмен своими идеями, конструктивность, а не отрицательность, а также участие в решении задачи связаны с положительными результатами, — говорит доктор Даниэль Эванс.

Обучение детей математике

Участники исследования обнаружили, что интерес к математике у ребенка можно формировать, начиная с возраста в 3,5 года.

А вы увлекаете ребенка математикой? Как?

Обучение детей математике

Математика несправедливо считается самой сложной наукой, которую не любят ни взрослые, ни дети. Но как помочь ребенку в математике, если мы даже не даем ему шанса понять ее красоту, глубину и ценность? Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчиняется законам математики: время, пространство, предметы и явления. Числа используются не только в сложном инженерном строительстве, но и в таких банальных повседневных вещах, как приготовление обеда. Пришло время задуматься: может, дело не в математике, а в нашем несправедливом отношении к ней?

1. Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы

  • Почему математику так трудно понять?

2. Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи.

3. Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?

  • Польза курсов Соробан®

Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы

Вообще для успешного изучения точной науки должны сойтись воедино несколько условий:

  • наличие у ребенка способностей, которые необходимы для понимания и решения математических задач;
  • уверенность школьника в своих способностях;
  • интерес к математике;
  • понятное объяснение материала.

Отсутствие математических способностей у ребенка из-за гуманитарного склада ума — это миф, который современные ученые давно развенчали. Все дети потенциально талантливые, очень способные. Да, у одних учеников задатки к математике видны с раннего возраста, а у других слабо выражены. Это значит только одно — необходимо уделить больше внимания для их развития.

К тому же многие родители ошибочно полагают, что математический ум — это логика, аналитическое мышление. На самом деле для понимания точной науки необходимо еще и хорошее воображение, эффективная память, объемное внимание, пространственное мышление, быстрота принятия решений, интуиция.

Почему математику так трудно понять?

Чаще всего математика тяжело дается школьнику в силу психологических причин:

  • нагружая занятиями с раннего возраста, вы отбили у него охоту учиться;
  • малыш не уверен в себе, убежден в своей математической тупости (тоже с подачи взрослых, часто — учителя);
  • возможно, вы рассказали о своих детских проблемах с математикой, а ребенок поверил, что она сложная и непонятная;
  • школьнику не интересно учить дисциплину, потому что он не понимает ее смысл, практическую пользу;
  • критика, наказание за плохие оценки сформировали страх перед ошибками и неудачами, а математика, как сказал А. П. Конфорович, «уступает свои крепости только сильным и смелым»;
  • предмет читается в школе неинтересно и непонятно.

Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи

Обучение детей математике

Вы должны понимать, что способности к математике — это лишь на 10% божий дар, а остальные 90% состоят из эффективной мотивации и упорной систематической работы. Для начала вам предстоит сформировать у ребенка положительное отношение к царице наук, а затем организовать эффективное обучение.

Предлагаем 10 советов родителям, которые помогут ребенку справиться с математикой:

  1. Покажите на ярких примерах, как можно применить математические знания в жизни. Расскажите о связи с математикой других наук, профессий, искусства.
  2. Поощряйте интерес ребенка к числам. Говорите о пользе и красоте точной науки, а о собственном отрицательном опыте, трудностях с математикой лучше умолчать.
  3. Не заставляйте детей учить математику раньше, чем они будут готовы.
  4. Сделайте обучение интересным. Используйте в обучении игры, головоломки и никакой зубрежки!
  5. Используйте наглядные примеры. У детей младшего школьного возраста и у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Если они смогут визуализировать математическую задачу, им легче будет ее решить.
  6. Держите связь с учителем. Это позволит своевременно помогать школьнику, если он отстает по какой-то теме. Помните, в математике все взаимосвязано. Здесь нельзя допускать пробелы, поскольку непонимание одной задачи может повлечь за собой отставание и по следующим темам.
  7. Учите от простого к сложному. Преимущество математики — в ее точности и последовательности.
  8. Уделяйте обучению хотя бы 15 минут каждый день. Регулярные занятия — главное условие любого развивающего процесса: как физического, так и умственного. Практикуйтесь и повторяйте пройденный материал. Чем больше ребенок применяет знания на практике, тем лучше он их усвоит.
  9. Хвалите и забудьте о критике. Ошибки — это не страшно. Они помогут ученику лучше понять, что он делает не так, и найти правильное решение. Сконцентрируйтесь лучше на том, что у ребенка получается хорошо, обязательно замечайте маленькие математические успехи школьника, приучайте его к мысли, что если хорошо постараться, то все обязательно получится.
  10. Развивайте детский ум гармонично, уделяя внимание не только логике и навыкам анализа, но и образному мышлению, памяти, смекалке. Полезно записать школьника на развивающие курсы.

Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?

Обучение детей математике

Если вашему ребенку 5-11 лет, запишите его в Школу ментальной арифметики Соробан®. Несмотря на название, Соробан® — не математическая школа. На курсах детей обучают скоростному арифметическому счету в уме, однако основная цель обучения — гармоничное, комплексное развитие интеллекта, мышления, тренировка навыков быстрого и эффективного принятия решений.

Польза курсов Соробан®:

  • наглядное обучение (с помощью счетного инструмента соробан), позволяющее детям быстро разобраться с принципами счета;
  • развитие логического, аналитического левого полушария, ответственного за восприятие и запоминание информации в виде символов, поиск закономерностей, прогнозирование, последовательность мышления;
  • развитие креативного, образного полушария, которое помогает детям мыслить нестандартно, целостно воспринимать информацию, визуализировать, представлять предметы в пространстве, фантазировать;
  • развитие внимания, усидчивости и других навыков, которые помогают сосредоточиться на выполнении задач;
  • позитивный опыт выполнения математических задач, который укрепляет уверенность в своих способностях и вдохновляет на новые личные рекорды в изучении точной науки в рамках обычной школы;
  • формирование в целом положительного отношения к математике, которое достигается благодаря интересному преподаванию, необычному формату обучения, практики использования на занятиях компьютерных и динамичных игр.

На курсах Соробан® дети приобретают особенные навыки, какими не владеет даже учитель по математике. А ведь многие родители учеников школы ментальной арифметики тоже сначала думали, что их дети не способны понять точную науку. Как видите, ничего невозможного нет. Нужно только немного помочь вашему школьнику.

Обучение детей математике

Конечно же, думать, что математика ограничивается устным счётом или определением форм предметов, было бы в корне неверно, даже если мы имеем в виду эту дисциплину как прикладную, используемую нами в быту. Не говоря уже о гранях нашей жизни, касающихся взаимоотношений с социумом и внутри его.

Да, эта удивительная наука охватывает гораздо больше сфер нашей жизни, включая, конечно же, и величины, и соотношения целого и частного, и пространственные формы. В какой-то мере математика становится особой философией жизни. Недаром для аналитического мышления, которое развивают занятия математикой, необходимо пространственное видение мира – абстрактное мышление. Мало выучить цифры и освоить порядковый и количественный счёт: для целостного формирования личности необходимо развивать навыки математического мышления, начиная с детства, с дошкольного возраста.

Мыслю, значит, существую

В этой замечательной фразе Рене Декарта заложен глубокий смысл. И наверное, не случайно, что прозвучала эта фраза из уст философа и математика. Именно математическое мышление способствует становлению мышления критического. Ведь математика включает, помимо уравнений и задач, ещё и знания об отношениях, структуре и порядке всего существующего в нашем мире. Анализируя, сравнивая, сопоставляя и познавая явления, которые описывают термины математики, человек одновременно учится понимать причинно-следственные связи, «докапываться» до сути. Он обретает критический взгляд на вещи, а это помогает, в свою очередь:

  • видеть в проблеме задачу: это значит, что из любой ситуации есть выход, нужно только найти решение;
  • уметь разложить ситуацию на составляющие, чтобы быстрее и с наименьшими ресурсными затратами решить вопрос;
  • видеть в ошибках стимул для личностного развития и роста.

Анализируем и делаем выводы

Речь идёт о необходимости развивать в малыше математическое мышление как основу дальнейшего мировосприятия и своего личностного развития. А вот математические азы и навыки до школы детям преподавать не нужно. И уж тем более не стоит давать дошкольнику уроков математики. Это – задача школьного образования. И Федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает в программе начальной школы учебники, требующие от первоклассника обязательного знания математики как дисциплины. Учебники программы «Начальная школа XXI века» – подтверждение тому, что дети занимаются математикой как наукой именно в школе. Они доносят азы этой науки до первоклассника в доступной и наглядной форме, учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка и его успехи в освоении информации, делают процесс познания нового интересным и, главное, учат учиться!

Причины неудач в мире математики

«Почему у моего ребёнка проблемы с математикой?» – таким вопросом часто задаются родители. И нередко ставят крест на этом непростом деле: «Наверное, способностей нет». Но как раз способности здесь ни при чём. Именно родители могут помочь своему малышу научиться, ещё в дошкольном периоде, мыслить логически и развивают абстрактное образное мышление. Необходимо также заинтересовать малыша видеть в цифрах не просто значки. Пусть уже в возрасте 5–7 лет ребёнок сможет почувствовать увлекательный мир взаимоотношений чисел, превращений целого в частное и наоборот, а также увлекательность совершения открытий путём неординарных решений. Тогда причин, по которым в старшем школьном возрасте математика станет головной болью для родителей школьника, станет уж точно меньше. Кроме того, существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – вот вам и страх перед решением задачи, а следовательно, низкая оценка за контрольную работу в школе. Итак, можно выделить несколько причин возникновения проблем с математикой:

  • недостаточное развитие логического мышления,
  • недостаточное развитие абстрактного мышления,
  • психологические комплексы,
  • недостаток интереса и понимания изучения математики как увлекательного процесса приобретения знаний, нахождения решений, совершения открытий.

Обучаем не предмету, а умению мыслить

Развивая математическое мышление ребёнка, нужно понимать: любое занятие с дошкольником должно проходить в форме игры либо в осуществлении обычных для него повседневных действий. Методы, направленные на развитие математического мышления, приводим ниже.

  • Сравнение: большое яблоко/маленькое яблоко.
  • Деление на части: мамин пирог режем вместе на равные куски. Берём один от восьми, а если отложим половину, это будет четыре куска от восьми! А если малыш съест сладкий кусок пирога, это будет пример вычитания. Согласитесь, вкусный способ научиться решать задачи с вычитанием.
  • От части к целому: если половинки яблока сложить вместе, получится целое яблоко. Сколько частей сложили? Не правда ли, замечательный способ освоить сложение? Можно успешно использовать пазлы для составления картинки.
  • Поиск причины и следствия объясняем на подобных примерах: солнце зашло за горизонт, и поэтому стало темно; если сорвать этот прекрасный цветок, то он завянет и красивым уже не будет.
  • Выстраивание порядка: ставим кубики разной величины от меньшего к большему; или, гуляя в лесу или в парке, пересчитываем деревья по порядку.
  • Метод аналогий. Замечательная прогулка получится, если посмотреть, к примеру, на облако и определить на что оно похоже, или увидеть в луже… слона! Для детей постарше можно придумать игру в слова, называя объединённый смыслом ряд понятий. Хороши также загадки и ребусы.

Дети в дошкольном возрасте уже умеют математически мыслить и применять многие навыки. Общаясь с ребёнком, не забывайте ежедневно играть в какую-либо математическую игру, применяя один из вышеописанных методов.

Давая творческое задание с пластилином, вспомните, что именно он отлично подойдёт для изучения цифр. Вылепите цифру вместе с ребёнком – возможность подключить чувство осязания поможет более качественному запоминанию цифр. А если, вылепив цифру 3, ребёнок скатает три пластилиновых шарика, то это будет хорошим способом научить его ассоциациям. Соотнести цифру с количеством – одна из первых и очень важных ступеней в изучении математики в целом.

И обязательно помните: ваш малыш талантлив и у него есть способности к математике изначально. Научите его просто быть открытым миру, совершать открытия, интересоваться окружающим, смело делать выбор и принимать свои первые маленькие, но такие важные решения.

У многих детей трудности с математикой, очень часто они возникают еще в первых классах. При этом типична такая ситуация: ребенок не понял какую-то тему на уроке, родители уже забыли школьную программу и не могут объяснить ему материал. Итог: одна непонятая тема постепенно обрастает новыми пробелами в знаниях и в результате к концу четверти приходится нанимать репетитора.

Как же избежать таких проблем? Как помочь ребенку? Как сделать так, чтобы он полюбил математику с первого класса, с удовольствием решал задачки, а примеры щелкал, как орешки?

Для этого стоит начать знакомство с математикой еще до поступления в школу. Это поможет ребенку лучше адаптироваться в школе и чувствовать себя увереннее на уроках.

Сегодня мы расскажем, как познакомить малыша с математикой всего за 3 месяца. Наши советы помогут ребенку освоить простейшие математические навыки: познакомят с цифрами и числами, научат складывать и вычитать, а также решать текстовые задачки.

3 месяца до школы. Первый шаг в обучении математике

Самое время познакомить ребенка с цифрами и числами, порядковым и количественным счетом, научить его считать и писать числа от 1 до 30. Лучше всего сделать это в игре. Занимайтесь с малышом не более получаса в день и следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Для начала познакомьте ребенка с порядковым счетом от 1 до 10, затем предложите ему упражнения для закрепления знаний.

Для знакомства с числами лучше всего подойдут игровые задания. Вот лишь несколько типов:

1. Соедини числа на картинке и напиши число в трафарете. Во время выполнения подобных упражнений следите за тем, чтобы ребенок соединял числа по порядку и называл каждое вслух.

2. Посчитай предметы. Впиши пропущенные числа

2 месяца до школы. Второй шаг в обучении математике

Когда ваш ребенок запомнил все числа, можно знакомить его с простыми арифметическими действиями: сложением и вычитанием. Предлагайте ребенку задания, которые усложняются постепенно. Сначала научите его сложению и только, когда будете уверены в том, что он его полностью освоил, переходите к вычитанию.

Прежде чем предлагать ребенку примеры, вспомните с ним цифры и счет. Например, с помощью таких упражнений.

Затем можно предложить ему первые примеры. Сначала научите ребенка прибавлять 1, затем 2, 3, 4 и так далее. То же самое с вычитанием. Не спешите и переходите на следующий этап занятий только тогда, когда ребенок освоит предыдущий.

Вот несколько типов заданий, которые помогут в обучении:

1. Прибавь или вычти одно и то же число.

2. Прочитай и обведи пример.

3. Сложи разные числа

Месяц до школы. Третий шаг в освоении математики

Когда ребенок освоил сложение и вычитание, очень важно закрепить эти навыки. Сделать это можно с помощью упражнений на скорость.

Сначала предложите ребенку определенное количество примеров и засеките время, за которое он с ними справиться. Затем предложите ребенку решать примеры на скорость. Для этого немного уменьшите исходное время, которое он потратил на решение самых первых примеров. Повторяйте тренировки ежедневно. Со временем ребенок будет выполнять задания без ошибок и за довольно короткое время.

Еще один вид математических упражнений, которые хорошо бы освоить до школы — простые текстовые задачи. Они особенно понравятся детям, потому что основаны на игровых элементах.

Решайте ежедневно по несколько подобных задачек.

Психологи и педагоги утверждают, что мозг ребенка готов к запоминанию счета уже в двухлетнем возрасте. В это время малыш способен к порядковому счету от одного до десяти. К трем-четырем годам ребенок начинает считать осознанно, а делать это в уме он может только с четырех-пяти лет. Чем раньше вы поможете своему чаду осознать силу цифр — тем проще ему будет в школе.

Обучение детей математике

А теперь перейдем к правилам, которых нужно придерживаться во время занятий математикой.

1. Системность.

Если вы поставили себе цель научить ребенка считать, то включите занятия по математике в ежедневный список своих дел. Понятно, что напоминание о цифрах раз в месяц не даст никакого эффекта. В данном случае важна система — занятия должны проводиться регулярно. При этом не нужно утомлять малыша многочасовыми уроками, вполне достаточно будет уделить математике 20−30 минут в день (если ребенок устал, нужно сделать перерыв).

2. Спокойствие и только спокойствие.

Если вы не готовы попрощаться с эмоциями, то лучше бросить идею о самостоятельном обучении счету. Ведь в этом деле главным помощником будет терпение и спокойствие педагога. Если вы объяснили 10 раз одно и то же, но ваш маленький ученик так ничего и не понял — не отчаивайтесь и не указывайте ему на неудачу. Отвлеките его внимание и займитесь чем-нибудь другим — поиграйте в прятки или прогуляйтесь. Как только и вы, и малыш успокоитесь — приступайте с новыми силами к изучению нужного раздела.

3. Интерес приумножит прогресс.

Занятия по математике должны стать для ребенка праздником. Это же не монотонные пары в институте или скучные уроки в школе. Здесь все должно быть в игровой форме — ярко, весело, динамично. Придумывайте разные схемы занятий, пробуйте необычные методы, чтобы заинтересовать малыша. Не сидите все время за столом — это утомит ребенка, он потеряет внимание к предмету. Изучайте счет в подвижных играх, просите малыша написать цифры на доске, разучивайте стишки о математике

4. Повторение для закрепления.

Каждое занятие старайтесь уделить хотя бы пять минут на повторение уже пройденного материала. При этом следите, чтобы ребенок не бездумно зубрил предмет, а понимал его. Полезно возвращаться к изученной теме в контексте более сложных задач.

5. Из чего состоит урок.

Наполнение урока зависит от возраста и уровня развития ребенка. Учтите, что ваш юный ученик должен понимать разницу между числом и цифрой. Когда мы говорим о цифре, то подразумеваем символы, обозначающие количество — 5, 7, 9. Если же мы употребляем слово «число», то имеем в виду количество объектов.

Начните учить с ребенком сначала счет до пяти. Это можно делать как в обстановке урока, так и между делом. Считайте проезжающие автобусы, деревья, игрушки. Попросите малыша помочь накрыть вам на стол — пусть посчитает, сколько нужно тарелок. Покажите ему пользу счета — ведь теперь он сможет без труда разделить конфету, чтобы угостить маму и папу.

На уроках занимайтесь по карточкам. На них должно быть изображено разное количество животных, фруктов, игрушек Пусть ребенок пересчитывает их — таким образом, он осознает, что такое счет. Как только этот этап пройден, переходите к изучению цифр. Ученик должен понять, что цифры обозначают количество определенных предметов. Несколько объектов всегда обозначаются одной цифрой.

Для того чтобы малышу было интересно учить цифры, приобретите магнитный набор цифр — пусть лепит магниты на холодильник или специальную доску. Не скупитесь и на обычные карточки, где на одной стороне нарисованы предметы, а на другой их число обозначено цифрой. Купите специальное пособие для раннего изучения математики — занимайтесь по нему, в подобных изданиях немало интересных заданий.

Как только ваш ребенок освоил цифры от одного до десяти — вводите понятие «ноль». Объясните, что оно обозначает то, чего нет. Пусть ученик попробует сосчитать то, чего нет: «У нас было три яблока, мы их съели, сколько осталось? Ничего — это означает «ноль».

Смотрите, чтобы ваш ребенок не просто зубрил цифры, а понимал предмет. Попробуйте научить его считать не только до пяти-десяти, но и в обратном порядке. Дайте задание найти недостающую цифру между двумя. Попросите ребенка ответить, какая цифра стоит после семи, а какая до четырех

Если ваш ученик усвоил счет до десяти и цифры, то можно начинать изучать сложение и вычитание. Обратите внимание малыша на то, что слова «забрать», «отобрать», «потерять» обозначают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание. Объясните, что слова «добавить», «принести» говорят об увеличении, то есть сложении. Важно, чтобы ребенок понимал, в каких случаях предметов становится меньше, а в каких больше. К примеру, у того, кто дарит мячики, их становится меньше. А у того, кто взял подарок, мячиков стало больше.

Ребенку будет гораздо проще понять сложение и вычитание, если вы будете визуализировать этот процесс. Возьмите карандаши и покажите на них, что означает «отнять», а что «прибавить». Пусть сначала ребенок освоит вычисления в пределах десяти. После победы над этим этапом прибавляйте к десяти по одной цифре, акцентируйте внимания ребенка на эту цифру в быту. Важно проговаривать вычисления вслух — нужно показать ребенку, как они выглядят, как звучат и что означают.

Старайтесь сами подходить к процессу обучения с удовольствием, ваш ребенок обязательно это заметит и будет постигать страну цифр с радостью и энтузиазмом.

Обучение детей математике

Если ребенка научить решать задачи по математике с 1 по 4 класс, то дальше ему будет не сложно постигать другие точные предметы и не только в школе. Ведь практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали — задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.

Обучение детей математике

Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классов

Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период.

Для чего необходим навык

Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

Общий алгоритм обучения

Следует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:

  1. Внимательное чтение условий и разложение заданий на этапы: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составление плана для выяснения неизвестного. Для маленьких хорошо применять рисунки — схемы на данном этапе, приводить примеры из личного опыта, которые аналогичны условию задачи, для лучшего ее восприятия.

Обучение детей математикеТакже уместно использование простеньких сценариев, которые позволяют детям «быть внутри задания».

  • Акцент на тексте головоломки и поиск ответа в нем. Важно научить тому, что в математике нет лишних фраз, все они важны и используются для нахождения ответа, который заложен в формулировку предложений.
  • Практика и еще раз практика. Для того, чтобы дети успешно овладели навыками сложения, вычитания, умножения, им необходимо довести эти действия до автоматизма.
  • Распространенные ошибки в решении задач

    Главные ошибки в процессе поиска ответа следующие:

    • беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен;
    • неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных;
    • некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным.

    Обучение детей математике

    Особенности решения задач в 1 классе

    На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:

    • описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку;
    • решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний;
    • формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата.

    Обучение детей математикеПервыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание.

    Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:

    • дополнительные, наводящие вопросы по условиям;
    • составление схем — рисунков условий;
    • перевод текста в схематическую модель;
    • объяснение значений фраз в условии задания;
    • выбор варианта решения, исходя из схемы;
    • обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами.

    Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.

    Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе

    В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:

    • убеждаемся, что малыш усвоил знаки «+», «—», «=» и понимает, как они действуют;
    • учим составлять краткую запись условий;

    Обучение детей математикеПример краткой записи условий

  • используем стандартные схемы и таблицы, чтобы понять что такое «больше», «меньше», «сколько»;
  • выводим правила понятным языком для ребенка;
  • отличаем прямые и косвенные вопросы в заданиях;
  • проверяем найденные ответы и способы решения, показываем, насколько важна проверка и что она дает.
  • При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.

    Обучение детей математике

    Как обучать детей дошкольного возраста математике

    Когда начинать изучение математики с ребёнком? Что необходимо учитывать при обучении математике дошкольника?

    Ребенка с самого рождения окружают формы, числа, цвета, количества, он сталкивается с понятиями больше — меньше, шире — уже, тяжелее — легче. Поэтому главное сразу говорить и объяснять ребенку то, с чем он столкнулся. Например: посмотри, какая маленькая беленькая собачка, она меньше нашего черного кота. Или эта погремушка, она красного цвета и имеет форму шара. Не думайте, что ваши слова ничего не значат для ребенка. Первые годы ребенок впитывает знания, как губка, задача родителей — снабжать детей правильной и нужной информацией.

    Занятия с ребенком математикой можно начинать в 2-3 года. Хотя еще и раньше можно познакомить ребенка с понятием «один» и «много». Начинайте считать, играя: дома, на улице, в гостях. Считать можно все, что угодно: машины одного цвета, голубей во дворе, деревья и кубики, кукол и т. д.

    В математической подготовке, наряду с обучением ребенка счету, нужно обратить внимание на:

    ■ представление о количестве и числе в пределах первого десятка;

    ■ деление предметов на равные части;

    ■ как можно измерять предметы и какие способы можно для этого использовать;

    ■ как мерить сыпучие продукты или жидкости; такое занятие можно проводить на кухне, когда вы готовите еду; попросите ребенка помочь вам и отмерить нужное количество муки или крупы;

    ■ геометрические фигуры и время.

    На занятиях старайтесь воспитывать аккуратность и точность, а пройденный материал обязательно закрепляйте во время других занятий или во время прогулки. Например, когда вы занимаетесь творчеством, рисуете или лепите, обязательно поговорите о геометрических фигурах, об их числе и размере и об их пространственном расположении.

    Как и всегда, обучая ребенка, придерживайтесь главных принципов: систематичность занятий, постепенность и последовательность изучаемого материала. Сложность занятий должна расти постепенно, как и время занятий. И помните, повторение — мать учения. Не забывайте повторять пройденные темы.

    Понятие «состав числа» — это основа математики. Поэтому изучать его нужно постепенно. Начиная с самого легкого. (2 состоит, из 1 и 1; 3 состоит из 1 и 2 или 2 и 1; 4 из 3 и 1 или 2 и 2 и 1 и 3. ). Правильное представление о составе числа в дальнейшем поможет ребенку быстрее понять дроби и проценты.

    Операции с числами, где нужно вычитать, складывать или сравнивать, поначалу могут быть трудны для ребенка. Поэтому учите его счету на конкретных предметах, постепенно и параллельно вводя цифры для обозначения на бумаге.

    Если ребенок еще не учился писать цифры в прописях, не требуйте от него идеального воспроизведения цифры, можно воспользоваться кассой или другими уже изготовленными цифрами.

    Поставив правильные цели, вы сможете приобрести в магазине или изготовить сами те пособия по математике, которые будут в большей степени соответствовать вашим требованиям.

    Например, можно проводить обучение математике с помощью вот таких интересных картинок заданий.

    ЗАДАНИЯ

    Задание 1

    Сколько у клоуна синих и красных шариков? Раскрась картинку и реши пример.

    Задание 2

    Сосчитай, сколько грибов и яблок собрал ёжик. Раскрась картинку

    Задание 3

    Сколько морковок собрал зайчик? Сколько осталось? Раскрась картинку и реши пример.

    Задание 4

    Сколько у девочки шариков? Раскрась картинку.

    Задание 5

    Помоги бегемоту сосчитать ромашки на лугу. Раскрась картинку.

    Задание 6

    Каких предметов на картинке больше? Раскрась картинку.

    Задание 7

    Сосчитай, сколько орешков потеряла белочка. Раскрась картинку.

    Задание 8

    Сосчитай, сколько у обезьянки всего было бананов и сколько она съела. Раскрась картинку.

    Задание 9

    Помоги мальчику сосчитать, сколько футбольных мячей на картинке. Раскрась картинку.

    Задание 10

    Сколько следов оставила кошка? Раскрась картинку.

    Задание 11

    Сосчитай, сколько кусочков сыра на картинке. Хватит ли всем мышатам сыра? Раскрась картинку.

    Задание 12

    Сосчитай, сколько мячей забросил в корзину морской котик. Сколько мячей было всего? Раскрась картинку

    Решение задач – одна из неотъемлемых составляющих школьного процесса обучения. В начальных классах дети решают простенькие арифметические задачи, потом наступает пора задач по алгебре и геометрии, физике, химии, биологии.

    Обучение детей математике

    Содержание:

    Почему важно научить школьника решать задачи?

    Условия задач по разным предметам совершенно не похожи друг на друга, однако методы и приемы решения имеют много общего. И если ребенок не научится решать задачи по арифметике в младшей школе, он будет испытывать нарастающие сложности по мере перехода из класса в класс.

    Проблемы с математическими задачами в младших классах – прямой путь к тому, что ребенок сопротивляется изучению точных наук в средней и старшей школе. Преподаватели и родители «записывают» таких учеников в гуманитарии и считают, что им «не дано» научиться решать задачи. А в учебниках написаны сухие формальные правила, которые никак не помогают и не мотивируют учащихся.

    Обучение детей математике

    На самом деле, умение логически мыслить и решать задачи необходимо все ученикам, даже абсолютным гуманитариям. Без этого во взрослом возрасте невозможно решать даже простейшие бытовые вопросы – к примеру, посчитать количество стройматериалов для ремонта или пропорции ингредиентов при приготовлении блюд. А для программиста, инженера или управленца логическое и аналитическое мышление – неотъемлемая составляющая профессии.

    Пошаговый алгоритм действий

    Родителям необходимо ребенка учить решать задачи уже с первого класса, причем делать это надо в доброжелательной форме. Нельзя кричать, сердиться или решать задания вместо школьника, как бы вам этого не хотелось. Не ругайте ребенка за ошибки, ведь в процессе обучения они неизбежны, без этого невозможно научиться делать что-либо в принципе.

    Обучение детей математике

    Шаг 1. Чтение условия

    Умение читать условие и вникать в детали – обязательный навык для успешного решения задачи. Попросите ребенка прочитать условие вслух и задайте ему вопросы, чтобы убедиться в понимании текста. Если в задаче употребляются незнакомые понятия и формулировки, объясните их значения.

    Особое внимание обратите на то, правильно ли ребенок понял вопрос. Зачастую сложности проистекают из того, что школьник путает математические понятия «больше в», «больше на» и прочие.

    Шаг 2. Составление краткого описания

    В школе детей учат составлять описание по определенным правилам, что вызывает у них сложности. Помимо того, что надо понять смысл задачи, школьник вынужден думать, как это записать в соответствии с требованиями учителя.

    Обучение детей математике

    Значительно проще для ребенка нарисовать условие задачи. Графическая схема позволяет наглядно увидеть связи между элементами задачи и разобраться в условии. Очень часто алгоритм решения становится понятен ребенку уже на этом этапе.

    Шаг 3. Поиск алгоритма решения

    Наглядная графическая схема в большинстве случаев наталкивает школьника на правильный ход рассуждений. Но что делать, если этого не происходит? В этом случае попробуйте иллюстрировать задачу подручными предметами, разыграйте с ними сценку, задайте наводящие вопросы. Единого метода не существует, вам нужно будет найти подход к ребенку.

    Схему решения нужно подробно записать и убедиться, что школьник понимает общий принцип. Тогда он сможет пользоваться в дальнейшем для аналогичных задач.

    Обучение детей математике

    Шаг 4. Запись ответа

    Ответ нужно формулировать полно и точно. Убедитесь, что ребенок отвечает именно на тот вопрос, который спрашивается в задаче. Если это не так, нужно вернуться на первый шаг и заново пройти всю цепочку.

    Какие навыки необходимы для решения задач

    Для нахождения ответа во многих задач нужно выполнить несколько действий. Убедитесь, что ребенок усвоил правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делителя, делимого. Он должен уметь вычислять эти данные на «автомате».

    Чтобы сохранить мотивацию, проявите творческий подход. К примеру, замените груши и яблоки любимыми лакомствами ребенка, а поезда и катера – космическими кораблями.

    Обучение детей математике

    Развитая логика и аналитическое мышление – помощники в решении задач. Обязательно решайте с ребенком логические задания, разгадывайте головоломки и ребусы, учите его анализировать окружающие предметы и явления.

    Статьи

    В статье даны подсказки и ответы для взрослых к пособию Волкова С.И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет (задания на развитие логики, страница 1-31).

    В данной статье приведена сокращенная форма ответов для пособия Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «ИГРАЛОЧКА математика для детей 4-5 лет. Часть 2.» Объяснять эти ответы детям рекомендуем с помощью диалога, вопросов и слов, понятных ребенку.

    В данной статье приведена сокращенная форма ответов к заданиям на развитие логики и внимания. Объяснять эти ответы детям рекомендуем с помощью диалога, вопросов и слов, понятных ребенку.

    В статье рассматривается решение ребусов в математике С.И. Волковой для 1 класса.

    Данные ребусы относятся к устным упражнениям в математике, однако для дошкольников мы рекомендуем выписывать каждое слово и вычеркивать лишние буквы. Детям это понять гораздо проще.

    Основные условия для обучения по этой теме:

    — ребенок должен уметь считать (как бы «присваивать номера предметам»);

    — желательно, чтобы ребенок умел считать и в обратном порядке (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);

    — ребенок должен узнавать графические образы цифр (чисел);

    — будет очень хорошо, если к моменту рассмотрения этой темы ребенок уже сможет записывать цифры и числа самостоятельно.

    Основные условия для обучения по этой теме:

    — ребенок должен уметь считать (как бы «присваивать номера предметам»);

    — желательно, чтобы ребенок умел считать и в обратном порядке (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1);

    — ребенок должен узнавать графические образы цифр (чисел);

    — будет очень хорошо, если к моменту рассмотрения этой темы ребенок уже сможет записывать цифры и числа самостоятельно.

    Мы предлагаем Вам несколько приемов решения числовых примеров с окошками, выбор наиболее предпочтительных приемов остается за Вами.

    ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: для примеров с окошками вначале требуется помощь взрослого и опора на наглядный материал (пуговицы, рисунки, числовой отрезок), но при возвращении к этим примерам ребенок должен научиться решать их «в уме» без опоры на наглядный материал.

    Мы предлагаем Вам несколько приемов решения числовых примеров с окошками, выбор наиболее предпочтительных приемов остается за Вами.

    ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: для примеров с окошками вначале требуется помощь взрослого и опора на наглядный материал (пуговицы, рисунки, числовой отрезок), но при возвращении к этим примерам ребенок должен научиться решать их «в уме» без опоры на наглядный материал.

    Во многих учебникам математики для первого класса, представлены таблицы сложения, которые дети должны заучивать. Если вы потренируете ребенка использовать указанные приемы устного счета, ему не придется заучивать эти таблицы.

    Основная цель данного руководства для родителей – помочь тем родителям, которые хотят заниматься самостоятельно со своим малышом по курсу Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1»

    Особенности нашего руководства в том, что оно более лаконичное, в нем осуществляется более тщательная проработка диалогов и управление вниманием ребенка во время занятия, а также дополнением оригинального пособия полезными для развития ребенка вопросами (для развития кругозора и мышления).

    Основная цель данного руководства для родителей – помочь тем родителям, которые хотят заниматься самостоятельно со своим малышом по курсу Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1»

    Особенности нашего руководства в том, что оно более лаконичное, в нем осуществляется более тщательная проработка диалогов и управление вниманием ребенка во время занятия, а также дополнением оригинального пособия полезными для развития ребенка вопросами (для развития кругозора и мышления).

    В данной статье рассмотрено занятие №1.

    Статьи 1 — 20 из 28
    Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector