Общее недоразвитие речи 1 уровня

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка — это ярко выраженные нарушения абсолютно всех аспектов, влияющих на формирование речевых навыков: лексико-грамматического, звукового и прочих. Проявляется в виде сложного речевого нарушения, но при этом ребенок обладает развитым интеллектом и нормальным физиологическим слухом. Симптомы общего недоразвития речи всегда зависят от степени несформированности компонентов речевой системы. Они могут проявляться в полном отсутствии умения разговаривать и применять речь, либо в наличии связной речи с некоторыми признаками ФФНР и ЛГНР. Выявить недоразвитие речи можно во время диагностики у логопеда. Коррекционные мероприятия подразумевают развитие понимания речи, лексического запаса, грамматического строя, произношения звуков и прочие мероприятия. Признаки недоразвития речи проявляются при таких патологических нарушениях, как алалия, дизартрия (в том числе и скрытая форма), задержка речевого и психического развития.

Симптомы общего недоразвития речи

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. Дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; включает отдельные звуки, звукоподражания и некоторые обиходные слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Но, высказывания бедны и однотипны.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но употребляют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.

При ОНР 4 уровня дети испытывают затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.

Специалисты

  • Невролог
  • Психиатр
  • Дефектолог

Записаться на прием

Формы общего речевого недоразвития

Общее речевое недоразвитие у ребенка классифицируют на три основных группы, так как расстройство проявляется у детей с неодинаковой клинической картиной. Это:

  1. Неосложненная форма, проявляющаяся у ребенка с минимальными нарушениями функций головного мозга, моторных дифференцировок и незрелостью конгитивной сферы.
  2. Осложненная форма, проявляющаяся у детей с различными патологиями психопатического и неврологического характера.
  3. Грубая форма недоразвития функции речи. Таким расстройством может страдать ребенок, имеющий органические поражения отделов головного мозга, отвечающих за речь.

Степени нарушения речи

Принято выделять четыре уровня нарушения речи у любого ребенка, вне зависимости от формы его заболевания. К ним относятся:

  • 1 уровень. Ребенок не говорит вообще, у него полностью отсутствует речь.
  • 2 уровень. У ребенка присутствуют элементарные навыки речи, но его словарный запас скуден, также в нем прослеживаются признаки аграмматизма.
  • 3 уровень. Речь ребенка развернута, он говорит фразами. Но смысловая и звуковая сторона речи недоразвиты.
  • 4 уровень. Расстройство такой степени характеризуется наличием остаточных пробелов в развитии лексико-грамматических и фонетико-фонематических аспектов речи у ребенка.

Причины ОНР

Как правило, ОНР развивается вследствие перинатальных нарушений. К основным причинам относятся:

  • гипоксия плода;
  • несовместимость резус-факторов крови матери и ребенка;
  • асфиксия новорожденного;
  • травмы, полученные во время родов;
  • тяжелое течение беременности.

Также речь может нарушиться из-за:

  • перенесенных тяжелых инфекционных патологий;
  • хронических заболеваний у ребенка;
  • сложных черепно-мозговых травм;
  • недостатка внимания со стороны родителей.

Прогноз на коррекцию нарушений речи

Если коррекция общего недоразвития речи начата своевременно, когда ребенку исполнилось 3 года, прогноз весьма благоприятный. Коррекция при общем речевом недоразвитии может затянуться на долгие месяцы, поэтому важно, чтобы ребенок был к этому готов и упорно трудился. На данный момент существуют различные методики, которые позволяют эффективно справиться с ОНР.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

ДИАГНОСТИКА

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого специалист изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в этом периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

Логопед

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • правильно ли ребенок произносит звуки, дифференцирует ли их,
  • может ли назвать первый и последний звук, сосчитать звуки в слове,
  • способен ли ребенок составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способен ли правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Невролог

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата. В результате обследования специалист делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

КОРРЕКЦИЯ

Логопедическая работа по коррекции ОНР осуществляется с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).

При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. А также уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) является достижение детьми возрастной нормы устной речи.

Для этого совершенствуются и закрепляются произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическая сторона речи, развернутая фразовая речь; развиваются графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня проходят в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития.

Ваш ребёнок поздно начал говорить (3-4 года), у него присутствуют: неразборчивая речь («каша во рту»), несогласованность слов друг с другом, неправильное употребление падежей, трудности в изложении своих мыслей?

Всё это может быть признаками одной из распространённых речевых проблем детей — общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное речевое расстройство, возникающее при нарушении формирования таких сторон речи как лексика, грамматика, фонетика. При этом ребёнок имеет нормальный слух и интеллект.

Причины нарушения:

— родовые травмы и асфиксия;

— частые инфекционные заболевания или травмы мозга в младенчестве;

— неблагоприятные условия воспитания, недостаточность общения, педагогическая запущенность.

Чтобы поставить правильный диагноз, необходимо обратиться к логопеду, и выяснить, действительно ли это ОНР или же задержка речевого развития.

Диагностика общего недоразвития речи

На консультации он беседует с родителями о внутриутробном периоде развития малыша и основных этапах развития речи ребёнка, изучает данные медицинских обследований у таких детских специалистов, как педиатр, невролог и др.

В ходе диагностики логопед выясняет, насколько сформированы все стороны речи.

Подробно исследуются: строение речевого аппарата, особенности звукопроизношения, возможности фонематического восприятия, словарный запас, развитие связной речи, грамматические процессы, слухоречевая память и т.д.

В процессе обследования он определит, чем именно вызвано нарушение, наметит методы его коррекции.

В основе ОНР лежит одна из патологий речевого развития: дизартрия, алалия, ринолалия, афазия, которую специалист обязательно указывает в логопедическом заключении.

Помимо этого определяется и уровень развития речи. В итоге диагноз может выглядеть так: например, ОНР 3 уровня (дизартрия).

Уровни речевого развития при общем недоразвитии речи

В логопедии при ОНР выделяют четыре уровня речевого развития.

1 уровень.

Речь отсутствует, либо словарный запас ребёнка ограничивается «лепетными» словами, звукоподражаниями, применяется активная мимика, жесты. В речи дети часто употребляют одно слово для обозначения нескольких общих по смыслу предметов, большинство звуков произносят неправильно, имеют трудности в воспроизводстве слогов, грамматическая сторона речи отсутствует.

2 уровень.

Помимо жестов в речи присутствуют плохо произносимые, часто употребляемые в обиходе слова. Но словарный запас скудный, предложения состоят из 2-3-х слов. У детей отмечаются затруднения в грамматической (числа, падежи, предлоги), слоговой стороне речи, звукопроизношении, фонематическом восприятии.

3 уровень.

При этом уровне присутствует развёрнутая фразовая речь, но ещё нарушено развитие смысловой и звуковой сторон (искажение, смешение звуков). Дети общаются с другими людьми в присутствии знакомых взрослых, которые выступают в роли переводчиков.

4 уровень.

Характерны незначительные лексические, грамматические ошибки, но вместе они ведут к затруднениям при обучении. Речь детей невнятна, они часто переставляют слоги и звуки.

Первые два уровня представляют собой наиболее серьёзную патологию.

От определения уровня речевого развития и первичного клинического диагноза будет зависеть индивидуальная программа коррекции.

Характерные признаки у детей с общим недоразвитием речи

— истощаемость нервной системы;

— сложности с ориентировкой в пространстве.

Если не заниматься устранением ОНР, это отразится на школьной успеваемости. У ребёнка возникнут трудности с обучением чтению и письму — дислексия и дисграфия.

Логопедическая коррекция общего недоразвития речи ребенка

К коррекции ОНР необходимо подходить всесторонне.

Она включает в себя:

— регулярные специальные логопедические занятия по коррекции первопричины (клинической формы нарушения: дизартрия, алалия, ринолалия);

— занятия с нейропсихологом;

— логопедический массаж (по показаниям);

— лечение витаминами, ноотропными препаратами (влияющими на высшие психические функции) у невролога (по необходимости);

— использование рекомендованных специалистами речевых игр в домашних условиях.

Исходя из выше изложенного понятно, что процесс по преодолению общего недоразвития речи детей — длительный. Его успешность зависит от своевременности начатой работы, систематичности занятий и степени вовлечённости родителей.

Хотим ещё раз подчеркнуть: не упустите драгоценное время и доверьтесь специалистам.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие затрагивает все стороны речи: звуковую, лексико-грамматическую и семантическую и касается детей с нормальным уровнем интеллекта и отсутствием проблем с физическим слухом. Проявление тех или иных признаков ОНР зависит от уровня несформированности компонентов речевой системы.

ОНР — патология, характеризующаяся несформированностью звуковой и смысловой речи. При ОНР речь отличается наличием проблем в лексико- грамматических и фонетико-фонематических процессах, а также наблюдаются проблемы со стороны связанности речи ребенка.

Уровни общего недоразвития речи

Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.

Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание. ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:

  • внутриутробной гипоксией;
  • резус-конфликтом;
  • родовыми травмами;
  • асфиксией;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • частыми инфекциями;
  • хроническими заболеваниями.

Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.

ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.

В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.

ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций.. Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.

Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.

Преодоление общего недоразвития речи

Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня. В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.

Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:

  • развитие речевой активности;
  • понимания речи;
  • работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
  • развитие связной речи;
  • закрепление правильного звукопроизношения;
  • развитие графо-моторных навыков.

В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:

  • консультация логопеда;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальныен логопедические занятия.

Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».

Профилактика ОНР

Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).

Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей. В некоторых случаях ОНР может развиваться на фоне поздно проведенной коррекции патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелина мягкого или твердого неба).

Причины

Основные факторы, которые приводят к формированию недоразвитости:

— различные инфекции;
— токсикоз матери на протяжении беременности;
— различные заболевания ЦНС;
— несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору крови;
— родовые травмы;
— травмы головного мозга в течение первого года жизни;
— асфиксия при рождении;
— психическая депривация;
— неблагоприятная социальная среда.

Довольно часто данный вид нарушений речевого аппарата возникает в результате влияния сразу нескольких факторов.

Симптомы

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Диагностика

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностической речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Лечение

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Логопедическая работа должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

— лечение лекарственными препаратами;
— занятия с логопедом;
— работу с психологом;
— активное участие родителей.

Всегда нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — комплексное заболевание, при котором ребенок не может правильно говорить и выражать свою мысль. Дефекты речи носят патологический характер. Ребенок не только неправильно воспроизводит звуки, но и не понимает принцип построения фразы, отдельные слова. Общее недоразвитие речи обязательно должно лечиться, т.к. речевая дисфункция может привести к различным нарушениям письма и общего развития.

Причины общего недоразвития речи

По данным статистики, порядка 40% дошкольников страдают общим недоразвитием речи в той или иной степени.

На развитие у ребенка ОНР влияют множественные факторы внутриутробного развития: асфиксия и гипоксия, конфликт резус-факторов матери и плода, тяжелый токсикоз, частый прием неподходящих лекарственных средств, вредные привычки будущей матери — употребление наркотиков, курение, алкоголь, неблагоприятная обстановка для вынашивания, травмы при родах. Итог один — у ребенка повреждена Центральная нервная система. Отсюда вытекает целый ряд возможных патологий, среди которых и речевая дисфункция. Расстройство речи может прогрессировать, если ребенок часто болеет, имеет хронические заболевания, воспитывается в неподходящей обстановке, страдает нехваткой внимания со стороны взрослых. Спровоцировать развитие ОНР может перенесенная черепно-мозговая травма.

Симптомы общего недоразвития речи

В 3 года специалист может уверенно диагностировать общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР начинают поздно разговаривать: к 3 годам малыш только начинает пытаться говорить. Некоторые дети даже к 5 годам так и не осваивают речь. Стоит бить тревогу, если Вы не можете разобрать речь уже “взрослого” ребенка. Ребенок все понимает, но ответ дать не может. Он достиг 4-5-летнего возраста, но речь его на уровне двухлетки: медленная, со множеством ошибок. Если все вышеперечисленное имеет отношение к Вашему ребенку, то срочно покажите его психоневрологу и дефектологу. Промедление опасно, ведь развитие ОНР ведет за собой нарушения в развитии: плохая память, несостоятельность мыслительного процесса, замедленные движения, нарушение в развитии мелкой моторики, отсутствие хорошей координации движений; ребенок равнодушен ко всем детским “слабостям”, не стремится к общению ни со сверстниками, ни с родителями.

Диагностика общего недоразвития речи

Диагностировать общее недоразвитие речи поможет логопед. Грамотный специалист обязательно запрашивает результаты осмотра коллег. В первую очередь его интересуют данные психолога, педиатра, невролога. Подробный “отчет” о развитии речевого поведения дают родители. Далее логопед продолжает диагностику при участии ребенка. Оценивает развитие связной речи, возможность ребенка составлять осмысленный, правильно выстроенный по предложениям текст. Логопед изучает особенности речевого аппарата маленького пациента, то, как он произносит звуки.

После анализа всех собранных данных, логопед может дать заключение, к какой из форм общего недоразвития речи относится данный конкретный случай, после чего начнет планировать лечение.

Формы общего недоразвития речи

1 уровень ОНР. Словарный запас у ребенка значительно ограничен. Для такого ребенка одно слово — целое предложение. Малыш не всегда понимает значение слов, постоянно путает слоги, сокращает произносимое слово до 1-2 слогов. Большую часть времени речь ребенка — детский невнятный лепет.

2 уровень ОНР. На этом уровне ребенок может составлять примитивные предложения из 2-3 слов. Часто малыш путает значения слов, заменяет одни другими. Допускает частые грамматические ошибки в построении речи. Детский лепет и искаженные звуки изобилуют в речи малыша.

1 и 2 уровень нарушения речи требуют усиленной и продолжительной работы целого ряда специалистов.

3 уровень ОНР. Произношение слов гораздо более четкое, замена одних слогов другими — явление редкое. Однако ребенок все также меняет окончания слов, невпопад вставляет предлоги, союзы и междометия. Лексический запас расширен. Ребенок понимает о чем идет речь, но дать полный развернутый ответ пока не может.

Почему пациенты обращаются за помощью в Центр «АКМЕ»

Центр “Акме” более 10 лет помогает детям с общим недоразвитием речи на всех трех стадиях. Специалисты высочайшего уровня каждый день работают по авторской методике коррекции речевых нарушений у малолетних. К процессу коррекции подключаются такие специалисты как психолог, невролог, нейропсихолог, дефектолог, остеопат, кинезиолог.

Центр “Акме” практикует совместную деятельность специалиста, пациента и родных для скорейшего выздоровления. Работа вне стен Центра закрепляет полученный результат, родители становятся не просто наблюдателями, а помощниками и наставниками.

Развивающие занятия проводятся в игровой форме, чтобы ребенок не чувствовал, что его лечат.

Центр “Акме” не похож на больницу, а наши специалисты не носят белые халаты, в связи с чем у наших пациентов нет “синдрома боязни врача”. Маленький пациент приятно проводит время в кругу новых знакомых в присутствии родных.

План лечения составляется индивидуально для каждого и основывается на возрасте пациента, его психологических особенностях.

Особенностью Центра “Акме” является безмедикаментозное лечение. Лекарственные препараты выписываются только в исключительных случаях, когда врач уверен в необходимости последних для улучшения состояния больного.

Более полутора тысяч пациентов как взрослых, так и юных вышли из стен Центра здоровыми, полными сил, оставив позади свои страхи и комплексы. Дети растут и развиваются, даря радость общения себе и своим близким.

Если Вашему ребенку необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Определенная часть детей, в настоящий момент, имеют выраженные нарушения речи, в частности ОНР (общее недоразвитие речи).

Под термином ОНР понимается сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, маленький словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонематических процессов. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы, рассмотренные в схеме № 1.

Схема 1

Общее недоразвитие речи 1 уровня

К органическим причинам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Особое значение придает в этиологии ОНР перинатальная энцефолопатия, которая может быть гипоксической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (из-за несовместимости крови матери и плода по резус-фактору). Основная из психогенных причин это нарушение баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения (социальные причины), может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. К психоневрологическим причинам относят нарушение памяти, внимания и т.д.

Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

ОНР может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, дизартрии, в том числе стертой формы дизартрии, ринолалии и т.д.

ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Р. Е. Левиной была разработана классификация уровней ОНР, представленная в схеме № 2.

Схема 2

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных отклонений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется проявлением новых речевых возможностей.

Так, I уровень, как видно из схемы 2 характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения, речь ребенка понятна, как правило, в конкретной ситуации.

На II уровне возрастает речевая активность детей. У них появляется фразовая речь. Характерным остается резко выраженные аграмматизмы. Понимание обращенной речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются детьми недостаточно, особенности речевого развития детей на II уровне ОНР представлено в схеме № 3.

Схема 3

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Как видно из схемы, на этом этапе дети по сравнению с I уровнем начинают использовать более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.

В речи ребенка присутствует большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), начинают появляться предлоги и союзы. Однако используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.

Неточность значения слов проявляется в большом количестве замен слов. Иногда поэтому с целью пояснения значения слова дети используют жесты.

В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные, иногда распространенные предложения. Но связи между словами предложения грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов.

В речи детей нарушено согласование глагола и существительного в числе, глаголы прошедшего времени заменяются глаголами настоящего времени. Редко дети с ОНР II уровня употребляют в речи прилагательные, которые не согласовываются с существительными в роде и числе. Словоизменение на этом этапе речевого развития касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, которые часто используются в речи детей.

На этой ступени речевого недоразвития почти отсутствуют словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается прежде всего звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных соноров).

Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот. Однако произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, по сравнению с I-м уровнем. У детей отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

Звукослоговая структура на этом уровне, как и на I-м уровне, нарушена, хотя является и более устойчивой, чем звуковая структура.

Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей часто отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

На III уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Особенности нарушений в речи детей с ОНР III уровня представлены в схеме № 4.

Схема 4

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это определение, объединяющее в себе все виды нарушений речи, не связанные со снижением слуха или интеллекта. Сюда входят различные виды дизартрии (нарушения фонетики), сложности со смысловым восприятием или воспроизведением, в том числе с письменной речью. Степень ОНР может быть разной, от полного отсутствия речи до незначительных отклонений.

Диагностируют ОНР обычно в возрасте 3 лет, когда здоровый ребенок уже должен активно пользоваться речью. Если этого не происходит, проводится тщательное обследование, позволяющее выявить причины отсутствия речи.

Причины ОНР

Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами. К биологическим относятся различные внутриутробные воздействия, в том числе гипоксия плода, резус-конфликт, натальные травмы, патология постнатального периода (желтуха новорожденных, инфекции, травмы). Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идет о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.

К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребенку (часто в детских домах), воспитание его глухонемыми родственниками и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи.

Классификация ОНР у детей

В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:

  • ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребенок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
  • ОНР 2 уровня: в речи присутствуют измененные слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
  • ОНР 3 уровня: ребенок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребенка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
  • ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребенок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.

Симптомы ОНР

    . В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли. .

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи

Диагностика

Обследование детей с ОНР

Общее недоразвитие речи у ребенка диагностирует врач — логопед, имеющий специальную подготовку для работы с такими детьми, обязательно назначается консультация невролога. Направление к этим специалистам должен дать педиатр, который оценивает развитие речи во время плановых осмотров ребенка.

Существуют специальные методики для оценки развития речи. Ребенка могут попросить составить рассказ по картинке, пересказать какой-то сюжет. Оценивается произношение слов, построение фраз. После проведения обследования логопед формулирует заключение, в котором прописывается степень ОНР и ее проявления.

Очень важно различать ОНР и ЗРР (задержку речевого развития), при которой темп развития речи отстает от нормального, но других нарушений не отмечается.

Дети с ОНР в детском саду должны посещать специальную логопедическую группу, если такая возможность существует. Если нет, то рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста без своевременной коррекции может вызвать серьезные сложности с обучением и дальнейшей социальной адаптацией.

Лечение общего недоразвития речи

Главная цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.

Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения. Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей. Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.

Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.

Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.

Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях. Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.

Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).

Прогноз при ОНР

Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей. Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением. При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.

Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector