Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Причинами появления стойкой речевой патологии у детей могут быть различные вредности, имевшие место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К ним можно отнести:

  1. наследственные факторы (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства у родителей);
  2. осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств или антибиотиков);
  3. особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства — щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., — приведшие к травмам мозга, асфиксии плода);
  4. постнатальные (послеродовые) факторы в период до двух лет (менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка, частые отиты, сотрясение и ушибы мозга, некоторые виды отравления);
  5. влияние среды общения (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание).

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается редко: только у 30% детей этой группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих ОНР, психоневролог ставит им дополнительный диагноз — задержка психического или интеллектуального развития.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопеда, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно психоневрологом.

Наиболее эффективно комплексное лечение:

  • Логопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей. Необходимы систематические занятия.
  • Медикаментозная терапия: для улучшения речи неврологом назначаются препараты улучшающие кровоснабжение головного мозга и активизирующие работу нейронов.

ОНР у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Типичным проявлением ОНР является:

  • позднее появление речи;
  • ограниченный словарный запас;
  • выраженный аграмматизм (опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже и пр.);
  • недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

    Общее недоразвитие речи у детей подразделяется на три уровня

    Характеризуется следующими недостатками:

    1. Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.
    2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
    3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, мелкой моторики рук, умения ориентироваться в пространстве.

    2 уровень ОНР (общего недоразвития речи)

    Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств.

    Характеризуется следующими недостатками:

    1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными и наречиями.
    2. Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить существительные по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но это не всегда удается.
    3. Дети начинают использовать фразы.
    4. Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.
    5. Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

    3 уровень ОНР (общего недоразвития речи)

    Характеризуется следующими недостатками:

    1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов, и почти не используются в речи более сложные предлоги.
    2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
    3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).
    4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
    5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

    Воспользуйтесь одним из наших предложений!

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи

    ОНР может быть следствием как физиологических трудностей произношения, так и вызываться неврологическими блоками формирования лексического, фонематического и грамматического компонентов в условиях активной работы слуха и нормально развитого интеллекта.

    Недоразвитость речи

    Термин ОНР (общее недоразвитие речи) — это профессиональное обозначение в логопедической классификации. Он не является неврологическим диагнозом. Данная проблема также может быть сопутствующим признаком многих системных нарушений (аутизм, алалия, генетические синдромы и пр.).

    Классификация ОНР

    По степени проявления ОНР подразделяется на 4 стадии (по убыванию тяжести):

    1) Отсутствие трансляция общеупотребительной речи. Выражается как в полной неспособности к проговариванию, так и в более мягкой форме: общению через употребление небольшого числа отдельных звуков или звуковых комплексов (обычно слогов или кратких слов);

    2) Использование базовых общеупотребительных речевых конструкций: скудный словарный запас, системные трудности произношения, аграмматизм (проблемы с проговариванием и восприятием предложений вследствие неврологического повреждения мозговой ткани в районе сильвиевой борозды);

    3) Способность трансляции развернутого разговора с полноценными фразами при лексико-грамматической и фонетической недоразвитости;

    4) Свободное общение при незначительных проблемах в фонетике и грамматике (обычно не воспроизведение одного или нескольких звуков).

    Методы диагностики и лечения

    Симптоматика задержки речевого развития в раннем детском возрасте зачастую может трансформироваться в ОНР.

    Медицинский диагноз по ОНР ставится детям старше 3-х летнего возраста. В ситуации, когда речевая недоразвитость вызвана различными неврологическими сбоями (родовыми травмами, осложнениями, остаточными последствиями от ранее перенесенных заболеваний и тд.) одних только походов к логопеду недостаточно, чтобы гарантированно избавиться от проблем ОНР.

    Ключевая роль в устранении комплексной недоразвитости речи отводится неврологу, так как он лечит не побочные симптомы и проявления дисфункций, а их причину. Для выработки эффективной коррекционной стратегии, направленной на излечение ОНР, необходимо провести дополнительное изучение симптоматики: расширить диагноз.

    Работа невролога заключается в том, чтобы дать логопеду направление терапевтической стратегии с использованием конкретных (исходя из корня проблем) лечебных приемов и методик. К примеру, при грубой дизартрии, оказывающей негативное влияние на всю структуру звуковой модуляции ребенка, первостепенно необходимо избавиться от проблем, в иннервации речевого аппарата. В случае с сенсорной алалией — первостепенная задача заключается в развитии фонематического слуха.

    Медицинская стратегия по лечению любой стадии ОНР обязательно должна быть системной и комплексной. Поэтому к лечению общей недоразвитости речи на 1-ой и 2-ой стадии обязательно должен быть подключен логопед; на 3-ей и 4-ой — дополнительно требуется помощь нейропсихолога.

    В отдельных случаях симптоматики нарушений врач-невролог может назначить курс массажа, остеопатического или медикаментозного лечения, включить в терапию методики ТМС.

    Как показывает практика общения с родителями, плохо говорящих детей делят на три группы. Про первую мамы обычно говорят так: «Он все понимает, но почему-то не говорит». Вторая, со слов тех же мам, характеризуется так: «Мой ребенок очень плохо говорит. Мало что понятно. Речь сильно отличается от сверстников». Речевые недостатки третьей группы детей замечаются только самыми внимательными мамами. Про своих детей мамы говорят: «Мне кажется, в этом возрасте ребенок должен говорить лучше. А он коверкает слова, как маленький, как же он будет в школе учиться?» А менее взволнованные мамы вообще не замечают, что с речью их чада что-то не так. На что же стоит обратить внимание, чтобы перед школой не оказаться в «отстающих», и чем чревато не заметить общее недоразвитие речи?

    Дело в том, что многие родители считают, что речь ребенка ниже нормы, когда страдает звукопроизношение. На самом же деле звукопроизношение — самый заметный, но не самый важный показатель речевого неблагополучия. То есть дошкольник может не выговаривать звуки, но при этом быть развитым с точки зрения логопеда. И, наоборот, ребенок, который выговаривает абсолютно все звуки чисто, может через год обучения в школе оказаться в коррекционном классе. На что же в таком случае нужно обращать внимание родителям, когда они приблизительно оценивают речь ребенка? Давайте договоримся, что сейчас в фокусе нашего внимания дошкольник 4-7 лет.

    Сначала оценим качество общения в целом и уровень развития связной речи.

    Вспомните, о чем вы разговариваете с ребенком.

    Говорит ли ваш ребенок фразами? Это распространенные предложения разных типов (в том числе сложноподчиненные) или фраза из 2-3 слов, очень скудная?Возможно ли понять из монолога ребенка, чего он хочет, чем недоволен, что с ним произошло? Получается ли у ребенка поддержать любую тему для разговора, подходящую ему по возрасту? Если нет, то в чем именно трудность? Легко ли ребенок учит стихи? Может ли пересказать небольшой рассказ или сказку?

    Теперь обратим внимание на словарный запас дошкольника.

    Сформированы ли у него обобщающие понятия (валенки и сапоги – это обувь, диван и комод – это мебель, автобус и метро – это транспорт и др.)? Видит ли ребенок и понимает ли различие между похожими предметами: стул и табуретка, ботинки и сапоги, стакан и чашка, кофта и свитер? Правильно ли употребляет эти слова по ситуации? Насколько сформирован словарный запас глаголов? Может ли ребенок адекватно использовать глаголы в речи? Много ли в речи ребенка прилагательных? Именно они делают разговор богатым, красивым. Может ли дошкольник подобрать сразу несколько прилагательных к одному существительному? Например, снежинка какая (придумайте 3-4 слова)? Умеет ли подбирать слова-антонимы (широкая дорога – узкая тропинка, высокий дом – низкая избушка и т.д.)?

    Настал черед вслушаться в грамматическое оформление фраз.

    Успешно ли ребенок изменяет слова по числам и падежам? Не путает ли окончания? Правильно ли сочетает (согласует) числительное и существительное (например, 5 чашЕК, одНО яблоко)? К месту ли употребляет (и использует ли вообще) предлоги НА, ПОД, У, С, В, ЗА? Не заменяет ли предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД на более простые (с 5,5-6 лет)? Умеет ли ребенок называть ласково друзей, родственников, какие-то желанные и любимые игрушки или предметы (слова с суффиксами -ечк-, -очк-, -оньк-, -еньк-)?

    Послушайте, как звучат в речи ребенка слова сложного слогового состава – из нескольких слогов, со стечениями согласных. Например, «виноград», «библиотека», «земляника».

    Не переставляет ли ребенок слоги местами? Не пропускает ли слоги (воспитательница – «итатеница»)? Не заменяет ли слог на такой же (Например, самолет – «мамалет»)? Не меняет ли местами звуки в слове (фрукты – «фруткы»)? Не добавляет ли лишние слоги или звуки (лимон – «лимонт»)?

    Пробовали ли Вы с ребенком учиться читать? Получилось ли? Если нет, то в чем трудность? (Часто проблема с речью обнаруживается именно после начала обучения грамоте, так как родители начинают обращаться к педагогам, чтобы ребенок освоил чтение и письмо, а уже педагоги направляют дошкольника к логопеду).

    Сформировано ли фонематическое восприятие, необходимое для обучения письму и чтению?

    Слышит ли ребенок первый звук в слове? Может ли его правильно назвать? А последний звук? Может ли разложить небольшое простое слово (от 3 до 5 звуков, типа «кот», «маска») на звуки по порядку?

    Ну, а про нарушения звукопроизношения у своего ребенка Вы, конечно, знаете. Хотя не лишним будет проконсультироваться с логопедом. Часто родители привыкают к неправильному произношению ребенка и считают его нормой.

    Итак, Вы провели экспресс-диагностику с моей помощью (по вопросам, указанным выше). Что же делать, если по одному из разделов у ребенка, как Вам кажется, плохие показатели? Развеять свои сомнения у грамотного логопеда.

    А если прослеживаются неудачи по всем пунктам? Пока не огорчайтесь. Ведь Вы не знаете наверняка возрастные нормы. Возможно, Вы слишком строги к своему ребенку. Запланируйте посещение логопеда. Специалист посмотрит и послушает ребенка и скажет, есть ли необходимость в коррекционной работе.

    Однако знайте, что действительно часто встречается нарушение всех сторон речи. Если логопед подтвердит такую ситуацию, то у ребенка в медицинской карте появится запись «общее недоразвитие речи» (ОНР). Ребенок с мамой посетит психолого-медико-педагогическую комиссию и в случае необходимости будет направлен в логопедическую группу.

    ОНР бывает трех уровней, и каждый уровень требует соответствующей коррекционной работы и определяет продолжительность коррекционного обучения. Игнорирование речевых проблем ребенка скажется уже в 1-м классе – невозможность овладения чтением и письмом и, как следствие, программой в целом. Поэтому будьте внимательны с ребенком, больше общайтесь! Вы не пропустите проблему, если постоянно будете слышить речь своего чада.

    Общее недоразвитие речи (ОНР)

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – логопедический диагноз, который означает, что у ребёнка страдают все стороны речи – как звукопроизносительная, так и грамматическая. ОНР ставится только после 4 лет, до этого возраста логопеды ставят диагноз задержка речевого развития.

    Общее недоразвитие речи делят на четыре уровня:

    ОНР I уровня характеризуется полным отсутствием речи или наличием небольшого количества лепетных слов, не связанных между собой в предложения. Детей с первым уровнем речевого развития часто называют безречевыми детьми.

    ОНР II уровня характеризуется наличием в речи ребёнка предложений, составленных из искажённых лепетных слов. Как правило, эти слова не изменяются по грамматическим формам, весь словарный запас крайне беден, предложения, в основном, состоят из перечисления предметов или действий. Дети со вторым уровнем речевого развития часто предпочитают общаться с помощью мимики или жестов.

    ОНР III уровня характеризуется развёрнутой речью с множественными ошибками в построении предложений и нарушениями лексико-грамматической и фонетико-фонематической структуры речи. Часто взрослые не понимают, что говорит ребёнок с третьим уровнем речевого развития из-за полиморфного нарушения произношения. Ребёнку требуется «переводчик» из числа родителей или близких родственников.

    ОНР IV уровня обычно ставят детям, у которых в прошлом стоял диагноз ОНР, но сейчас речь скомпенсировалась. При четвёртом уровне развития речи отсутствуют дефекты звукопроизношения, остаются неточности в употреблении слов, близких по значению, трудности в изменении глаголов и прилагательных по родам и числам. Иногда дети могут допустить несогласованность в употреблении прилагательных с существительными.

    Уровень речевого развития ребёнка определяет логопед на первичной диагностике. В зависимости от уровня речевого развития, ребёнку будет подобран индивидуальный маршрут занятий.

    Для детей с ОНР I – II уровней мы можем порекомендовать курс активизации речи для неговорящих детей «Говори», для детей с ОНР III – IV уровней – индивидуальные занятия с логопедом и нейропсихологом.

    Общее недоразвитие речи

    Под общим недоразвитием речи ( дети с тяжелыми нарушениями речи ) в логопедии понимается такая форма речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава, грамматического строя речи).

    Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии, заикании и др. нарушениях.

    Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

    При устранении речевых нарушений используются понятия: логопедическое воздействие, коррекция, компенсация, развитие, «обучение», «воспитание», «коррекционно-развивающее обучение» и др.

    Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением.

    Дети с тяжелыми нарушениями речи и некоторые виды речевых нарушений:

    Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение тголоса, нарушение фонации, вокальные нарушения).

    Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

    Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

    Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.

    Дислалаия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    Алалаия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Итак, общее недоразвитие речи ( дети с тяжелыми нарушениями речи ) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте.

    В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:

    Общее недоразвитие I уровня;

    Общее недоразвитие II уровня;

    Общее недоразвитие III уровня.

    Дети с тяжелыми нарушениями речи — I,II, III уровня

    Дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимики.

    Дети с тяжелыми нарушениями речи II уровня. Речевая активность ребёнка возрастает. Общение осуществляется посредством искажённого и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов. Дети могут ответить на вопросы, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от условно-возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. (книга лежит на столе – «кига идит то»). Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. («дупа» — рука, «пат ника» — пять книг , «клубника» — кукика)

    Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков («Сяпоги», «сюба», «сяйник», «сяпля»). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

    Воздействие на ребёнка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

    Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, при этом у ребенка сохранен хороший слух и нормально развит интеллект. ОНР представляет собой расстройства лексической, фонетической и грамматической сторон.

    Симптомы

    Категорию детей с общим недоразвитием речи подразделяют на три группы:
    – несложные формы ОНР (у ребенка с минимальной мозговой дисфункцией, недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы);
    – осложненные формы ОНР (у ребенка с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.);
    – грубое ОНР (у ребенка с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

    Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи:
    · 1 уровень речевого развития – «безречевые дети», у которых общеупотребительная речь отсутствует. Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют.
    · 2 уровень речевого развития – у детей есть начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов
    · 3 уровень речевого развития – у ребенка появляется развернутая фразовая речь с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. Дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно.
    · 4 уровень речевого развития – у ребенка присутствуют остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

    Дети, страдающие общим недоразвитием речи, начинают произносить свои первые слова достаточно поздно – в 3-4 года. При этом их речь неправильно оформлена и практически непонятна для окружающих. В связи с этим у ребенка нарушается вербальная деятельность. Кроме того, возникают такие проблемы, как нарушение памяти, снижение умственной деятельности, невнимательность.

    Причины, выявленные нейропсихологом

    Причинами ОНР являются:
    – внутриутробная гипоксия плода;
    – резус-конфликт ребенка и матери;
    – травмы, полученные во время родов;
    – асфиксия;
    – черепно-мозговые травмы, полученные в период раннего детства;
    – частые инфекции в период раннего детства;
    – употребление беременной алкоголя, наркотиков; курение.
    Данная патология в дальнейшем приводит к таким проблемам, как дисграфия и дислексия.
    Отмечается, что этот недуг может возникать при таких заболеваниях, как алазия, афазия, дизартрия, ринолалия.

    Диагностика

    Для того чтобы определить серьёзность заболевания, маленькому пациенту необходимо пройти нейропсихологическую диагностику до 5-летнего возраста. В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов логопеда, оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.
    Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

    Лечение

    Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.
    Игнорирование признаков подобного недуга может привести к сложным последствиям:
    – полное отсутствие речи;
    – эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
    – дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с не вылеченым ОНР.

    Рекомендуемые методы коррекции:

    – Телесный интеллект
    – Логосистем
    – БАК Синхро-С
    – Микрополяризация
    – Томатис
    – Логопедическое занятие
    – Дэнас терапия

    БАК «Синхро-С»

    Метод Биоакустической коррекции – восстановление функционального состояния ЦНС и активация естественных ресурсов организма.

    Запуск речи «Logo-system»

    Логосистем – новая методика работы с неговорящими детьми от 1,5 до 9 лет. Целью курса занятий является формирование произвольной связной речи у детей.

    Метод «Томатис»

    Томатис – метод сенсорной интеграции, направления, занимающего лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

    Микрополяризация «Полярис»

    РЕАМЕД-Полярис — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС.

    Телесный интеллект

    Система телесно-ориентированных, психологических упражнений, направленных на формирование у ребенка пропреорицептивной системы здорового восприятия себя и окружающего мира.

    Терапия «Дэнас»

    Воздействие на определенные зоны кожи динамическими импульсами электрического тока и, как результат, возникновение каскада ответных реакций организма ведущих к самооздоровлению.

    Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

    Уровни речевого развития и их особенности

    Первый уровень речевого развития

    Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

    Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

    Второй уровень речевого развития

    Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

    В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

    Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

    На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

    Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

    Третий уровень речевого развития

    На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

    При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

    Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

    Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

    Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

    Задачи логопеда:

    • развивать понимание речи;
    • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
    • учить двусоставным простым предложениям.

    Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

    Развитие понимания речи (пассивная речь)

    Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

    Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

    Обращайте особое внимание на умение различать:

    • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
    • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
    • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
    • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

    Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

    Формирование самостоятельной речи

    На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

    Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

    Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения. Данная характеристика может относится в определенных случаях к людям, не имеющим ОНР, у них отмечаются речевые ошибки.

    Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом.

    Причины возникновения ОНР у детей:

    • инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
    • несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
    • патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
    • заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
    • неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.

    Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

    • более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
    • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
    • ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
    • речь детей с ОНР малопонятна.
    • низкая речевая активность;
    • критичность к речевой недостаточности;
    • неравномерность речевого и психического развития

    У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) — самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.

    Недоразвитие речи

    Термин «общее недоразвитие речи (ОНР)» является логопедическим определением качества речи, но не самостоятельным диагнозом невролога. Понятие ОНР относится к логопедической классификации. Общее недоразвитие речи может сопутствовать в структуре системного нарушения (алалия, расстройство аутистического спектра, генетические синдромы)

    Классификация

    По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:

    • ОНР 1 уровня — отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
    • ОНР 2 уровня — начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
    • ОНР 3 уровня — появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
    • ОНР 4 уровня — речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.

    Диагностика и лечение

    Задержка речевого развития в младшем детском возрасте часто перерастает в общее недоразвитие речи. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесенных заболеваний, работы с логопедом не достаточно для лечения общего недоразвития речи.

    На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР, данный диагноз необходимо уточнить и расширить. Невролог дает логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план. Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребенка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии — первоочередная задача — это развитие фонематического слуха.

    Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога.

    При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение либо лечение с помощью методики транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector