Образно – ассоциативное мышление происходит благодаря мысленным образам, возникающим в памяти, при упоминании того или иного слова, или события.
При формировании данного вида мышления, задействовано воображение. И чем лучше оно развито, тем эффективней применение образного мышления в запоминании информации.
Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики легко учатся припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, и главное, приобретают новую уверенность в собственных силах.
Чем больше образов и ассоциаций накапливается в памяти человека, тем разнообразней возможности их использования, и тем результативней проходит развитие памяти и творческого мышления.
Упражнение, развивающее возможности памяти «Змейка»
Возраст: от 5 лет и старше
Правила игры: двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, постарайтесь запомнить количество повторений каждого рисунка.
Задачи в игре могут изменяться:
- запоминание количества определенных предметов;
- запоминание количества цветов;
- запоминание последовательности предметов или цветов.
Варианты:
- Для разнообразия игры, изображения могут быть одного или разного цвета.
- Можно использовать одну картинку, но в разных цветах. В этом случае, нужно будет назвать сколько предметов было того или иного цвета.
- Так же «Змейка»может состоять из букв, цифр, слогов или слов.
Упражнение на развитие образного мышления «Поиск предмета»
Возраст: с 4 лет и старше
Задача: Запомнить предметы или слова в списке, после чего вспомнить их и найти на следующей картинке.
Варианты игры:
- Запомнить предметы. На второй картинке представлен измененный набор предметов. Необходимо назвать, что появилось, и что пропало.
- Запомнить какие предметы и где расположены. Посмотрев на вторую картинку, назовите где и что лежало.
- Запомнить последовательность предметов. Посмотрев на вторую картинку, требуется вспомнить последовательность.
- Требуется запомнить список предметов. На второй картинке, необходимо найти предметы из списка. Список можно обновлять и расширять.
Художник: Матюгина Александра
Упражнение для развития образного мышления
«Слова ходят парами»
Задача: на картинке, изображены пары слов. Нужно постараться, мысленно представить связующий образ, или сюжет для каждой пары слов.
На следующей картинке- пары слов разбиты. Требуется их восстановить, вспомнив ранее представленные сюжеты или образы.
Совет: при первом выполнении задания, можно делать небольшие зарисовки.
Игра усложняется, если задание выполнять в ограниченное время.
Упражнение для развития ассоциативного мышления
Возраст: от 5 лет и старше
Цель: просмотреть по очереди все карточки и запомнить блоки какого цвета, или предметы, есть и каждого персонажа.
После чего ответить на вопросы.
Польза: развитие внимания и ассоциативного мышления.
Советы: запоминая цвета карточек или предметы, используйте ассоциативное и образное мышление. Можно «привязать» цвет или предмет к изображению персонажа (одежда, грива и т.д.).
Упражнение для развития ассоциативного мышления
Возраст: от 5 лет и старше
Цель: запомнить слова каждого персонажа.
После чего ответить на вопросы с последней картинки.
Польза: развитие внимания и ассоциативного мышления, а также улучшается умение фантазировать.
Советы: запоминая слова, используйте ассоциативное и образное мышление.
Лучший способ- это придумать мини рассказ, и ярким сюжетом представить его мысленно.
Чем абсурдней будет сюжет, тем лучше запомнятся слова.
Упражнение для развития образного мышления
Возраст: от 6 лет и старше
Внимание: игра требующая повышенного внимания.
⠀
Задача: на первой картинке внимательно рассмотреть все предметы, а на второй, назвать предметы поменявшие цвет.
⠀
Для усложнения задачи:
- ограничить время запоминания;
- увеличить количество объектов на картинке;
- менять местами предметы на второй картинке.
Упражнение для развития ассоциативного и образного мышления
«Пары картинок (мнемотаблица)»
Возраст: от 5 лет и старше
⠀⠀
Задача: в двух столбцах, попарно изображены предметы. Постарайтесь запомнить, как можно больше пар. Далее следует само задание- требуется восстановить потерянные пары.
⠀
Совет: чтобы облегчить запоминание, мысленно связывайте предметы в один «сюжет». Складывайте рисунки в «фильм» или историю, где один объект следует за другим.
Постарайтесь для каждого предмета придумать «движение» (например, девочка скачет, рыба плещется). Объекты в «движении» легче запоминаются и их проще связать в одну историю.
Альберт Эйнштейн (1879-1955) был награжден Нобелевской премией по физике в 1921 году — за вклад в развитие квантовой теории и «за открытие закона фотоэлектрического эффекта». Эйнштейн — один из основателей современной физики, создатель теории относительности. В декабре 2000 года средства массовой информации (по данным агентства «Рейтер») назвали Эйнштейна «человеком второго тысячелетия».
Гражданство: Германия; позже был гражданином Швейцарии и США.
Образование: доктор философии (физика), Цюрихский университет, Швейцария, 1905 г.
Профессиональная деятельность: эксперт патентного бюро, Берн, 1902-1908 гг.; профессор физики в университетах Цюриха, Праги, Берна и Принстона (Нью-Джерси).
Это интересно:
Одна знакомая дама просила Эйнштейна позвонить ей, но предупредила, что номер ее телефона очень сложно запомнить: — 24-361. Запомнили? Повторите! Удивленный Эйнштейн ответил: — Конечно, запомнил! Две дюжины и 19 в квадрате.
Американская журналистка, некая мисс Томпсон брала интервью у Эйнштейна: «В чём разница между временем и вечностью?». Эйнштейн ответил: «Если бы у меня было время, чтобы объяснить разницу между этими понятиями, то прошла бы вечность, прежде чем вы бы её поняли».
Сознание любого человека обладает способностью образного и понятийного (языкового) мышления. У одних людей получает наибольшее развитие образное мышление (это — люди искусства), у других — понятийное (логики — специалисты, в основном, технической области). В общем, баланс образного и понятийного мышления может быть самым разным.
Тест на тему: Насколько вы правша или левша? Пройдя данный тест, вы узнаете право- или лево-полушарное мышление у вас преобладает, и в каких пропорциях: www.psi-test.ru
А т.ж. небольшой опрос на образное видение сайта Русбиатлон:
1 . Каким вы его видите?
2. Можете объяснить почему именно так видите?
3. Если Вы выбрали вариант №6 (Другое), то какой образ видите Вы?
алексей, я хоть и не физик..)
«Альберт Эйнштейн отказался в 1952 году занять пост президента Израиля. При этом он завещал все права на свои работы и использование своего имиджа Иерусалимскому университету».
Буба, а это как раз про деньги 😉
Жену Эйнштейна как-то спросили, что она думает о своём муже.
Она ответила: «Мой муж гений! Он умеет делать абсолютно всё, кроме денег!»…
А вдруг будет приятный сюрприз?
Здорово! Я даже ощутила скорость и радость!
Шахматист, интересный образ) Спасибо. Только для меня автомобиль, это замкнутое пространство..я же вижу открытое, не ограниченную стенами авто. Всегда появляются новые люди с которыми интересно общаться или просто читать их комментарии.
VM, ОльгаВлад, — копейка в копейку, как сказал кост, только наоборот 🙂
А вот у Вас как раз копейка в копейку! )
№6
Если рассуждать образно, то соглашусь с костом (он как-то точно мысли мои и ассоциации обозначил) — коммунальная квартира. Но такая хорошая, хорошая коммунальная квартира! В ней есть всё: легкий трёп обо всём и ни о чём у окна кухни во время перекура, громкое деление кастрюль на той же кухне и выяснение того, кто-же сегодня должен дежурить при уборке общественных мест, такие разные по характеру, темпераменту, взглядам национальности. жильцы квартиры, которые то ругаются, то смеются, то дерутся, то обнимаются, но всех их объединяет одно — у жильцов коммуналки — это место жительства, у нас — БИАТЛОН. Мы с Вами просто должны быть терпимы к мнению друг друга, пытаться убедить в своих взглядах, а не закрывать силой рот оппоненту. И тогда, в нашей квартире всё будет хорошо.
Образное мышление (правое полушарие) — 44,8%
Абстрактное мышление (левое полушарие) — 55,1%
Лишний раз убедилась, что я правша. только и всего
Образ РБ — планета.
Почему? Наверное потому что образ интернета — вселенная, а образ любого сайта (даже мёртвых сайтов, убитых) — планета :))
Правое (образное) 44,8%
Левое (абстрактное ) 55,1%
Алиш, я не думаю, что НУЖНО. Можно развивать, но надо ли? Наверно всё индивидуально. Может надо наоборот? Развивать то, что дано природой? Если есть способности к рисованию, а нет к математике, то зачем учить математику и идти в ту сферу деятельности? И Художник не родится, и Математик ни на что не сгодится)
Dmitry, ну что ты двумя кушать можешь, ничуть не сомневаюсь 😉 Наверно и без рук сможешь)
А мне вот интересно, куда 0,01% девается? 🙂
larakarp, а я в детстве была левша, но пойдя в школу писать стала правой рукой. Рисовать правой мне не удобно, да и левой тоже, т.ч. рисую плохо. Карты и деньги сдаю и считаю с левой руки. Печатаю за компом обеими руками. Удобно одинаково. С цифрами работаю только левой рукой. Привыкла ещё при учёбе. Левая работает с цифрами на счётной машинке (компов тогда не было в том понимании, какие они сейчас, были целые помещения заставленные «шкафами»:-)) правая в это время пишет. Могу заниматься сразу несколькими делами, это мне не мешает, наоборот помогает.
Кто я? Левша или правша? 🙂
Будем надеяться. А юниорки проявят себя? Или пока рано?
«. Светлый ,чистый и уютный. »
Не соглашусь, в этом светлом доме(как только я появилась на РБ — в первый же день) меня сразу стали травить, а уютный ,так это в личке со своими друзьями! Соглашусь пожалуй!
Хорошо,тогда скажите конкретно наши девушки порадуют в этом сезоне?
Неужели точно наоборот?
Значит Вы человек конкретный,и все должно быть в соответствии с именно Вашей логикой))
DimaN1951 меня опередил,для меня РБ-это тоже как окно в мир биатлона, в мир инета,и событий!
В мир новых друзей!
Образное мышление,правое полушарие-58,6%
Абстрактное мышление (левое полушарие)-41,3%
Эйнштейна трогать не буду. Феномен этого гениального человека — тема отдельной «диссертации», знаковая фигура, и не только в науке.
А вот в деле освоения новой опросной функции, введённой с лёгкой руки основателя РБ-сайта КАИ, внесу свою скромную лепту.
Ответил «дом», почти не размышляя. На секунду задумался о «планете», но тут же понял, что «планета» для меня — это шире, это весь Интернет, куда мы выходим из «дома».
«Газеты» я предпочитаю читать по-старинке. По-прежнему покупаю их стопками в киосках. Здоровый консерватизм и даже ностальгия- ритуал в каком-то смысле.
«Кафе» — ну нет, это что-то праздничное, а РБ- это повседневность и быт в домашнем интерьере.
«Лавочка перед домом» — в начале пути, наверное, так и было, но теперь это уже нечто большое для меня.
И очень большая просьба к гостям и уже поселившимся в ДОМЕ, не гадить и убирать за собой. Кроме того, пожелание ЖИЛЬЦАМ в плане психологической совместимости иметь терпение и быть взаимно вежливыми.
Надеюсь на понимание.
Высказался достаточно сухо и без особых восторгов, поскольку не праздник, а рядовой РБ-день нашего виртуального общего «дома», в котором накопилось много проблем, и который нуждается уже в капитальном, а не косметическом ремонте с расширением набора функций.
Для меня это образ планеты. Здесь много разнообразия. Много совершенно различной тематики на любой вкус. Т.ж. сами обитатели РБ, форумчане меняют сайт. Добавляют новости, пишут блоги, вопросы, помещают фото. По их просьбам добавляются новые разделы. Например личные фото альбомы, возможность загружать на сайт фото и музыку ссылками, рубрика «вопросы» и многое другое. Скорее планета.
По тесту..)
Образное мышление (правое полушарие) — 55,1%
Абстрактное мышление (левое полушарие) — 44,8%
Наглядно-образное мышление – это необычная способность, которая свойственна людям с творческим мировоззрением. Такие люди способны видеть в самых обычных вещах что-то необычное, что не замечают другие. Именно благодаря наглядно-образному мышлению в нашем мире появляются новые проекты, которые приносят разнообразие в жизнь всего человечества. Но что же делать, если природа не наградила этим даром? Как это модно исправить?
- Почему важно развивать нестандартное мышление?
- Наглядно-образное восприятие мира
- Как развить нестандартное мышление?
- Дети – гении творческих решений
- Мнение психологов
- Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность
Почему важно развивать нестандартное мышление?
Каждого новорождённого человека можно назвать уникальным. Даже во времена средневековья, когда все люди делились на классы, определяющие их образ жизни, можно было выделить особенных людей, которые мыслили не так, как остальные. В наше же время, наглядно-образный тип мышления – это необычное состояние внутреннего мира человека, его души, и современное общество нуждается в таких людях. Сегодня способность видеть мир иначе не ограничивается живописью или литературным талантом. Люди с таким типом мышления сумели найти себе место и в информационных технологиях, которые, в свою очередь, охватывают почти все сферы человеческой жизнедеятельности.
Наглядно-образное восприятие мира
Наглядно-образное мышление – это:
- Креативность. Такое качество позволяет человеку найти нестандартный, уникальный подход к поставленной задаче. Благодаря такому подходу к решению задачи, мир узнаёт имена гениев, которые смогли изменить наш мир.
- Очень важное место в этом деле имеет и способность полностью погрузится в процесс создания новой идеи. Огромную роль также играет терпение и упорство, способность противостоять всем препятствиям.
- Динамическое развитие. Творческий человек всегда развивается вместе с миром и его мышление никогда не стоит на месте. Мозг такого человека представляет собой постоянно развивающуюся систему. Революционные решения принимает не машина, а человек. Поэтому наглядно-образное мышление обычно свойственно творческим людям – художникам, писателям, дизайнерам, музыкантам и так далее.
Как развить нестандартное мышление?
Развиваться необходимо постоянно. Нужно всегда интересоваться новинками технологий, подробно изучать самые обыденные вещи, которые окружают нас в быту.
- Изображение на бумаге своих мыслей также является отличной практикой развития наглядно-образного мышления.
- Не следует искать правильность в своих решениях. Необходимо помнить, что одна и та же вещь может выглядеть совершенно иначе с другой точки зрения.
Дети – гении творческих решений
Нет необходимости развивать творческие способности у детей, главное, не загубить их. В их поступках не присутствует ни логики, ни аналитического мышления. Каждый ответ ребёнка на любой вопрос – истинен и креативен.
Как устроено детское мышление? В детском возрасте, человек ещё ничего не знает об окружающем мире и поэтому он постоянно его изучает. Огромный поток информации, поступающий в мозг ребёнка, охватывает практически все сферы его жизни. Детям свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, именно благодаря им дети и познают окружающий их мир. По мнению психологов, наглядно-действенное восприятие мира у детей преобладает в возрасте до четырёх лет, например, ребёнок может сломать любимую игрушку лишь для того, чтобы узнать, какая она внутри. А после четырёх лет у детей начинает преобладать наглядно-образное восприятие.
Мнение психологов
Для детей дошкольного возраста, наглядно-образное восприятие мира – это отличный способ для ребёнка, который ещё не может общаться со взрослым человеком на равных, по-иному выражать свои чувства и потребности. Позднее, когда словарный запас ребёнка позволяет ему объясняться без языка жестов и мимики, ранее приобретённые знания с помощью воображения становятся некоторой интуитивной энциклопедией знаний, с помощью которой дети пытаются решить самые разные вопросы и задачи.
Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность
Если вы не хотите погубить в ребёнке творческий потенциал, и превратить его в шаблон ваших собственных желаний, то не стоит даже пытаться втиснуть его любопытство и живой интеллект в узкие рамки взрослого восприятия мира. Именно детское любопытство и полет фантазии в будущем могут стать той самой основой, которая необходима для развития творческого потенциала.
Для того чтобы развить наглядно-образное мышление у детей, необходимо как можно чаще играть с ними в развивающие игры, такие как головоломки, рисование или решение ребусов и загадок. Главное, не принуждать ребёнка к решению различных задач, ребёнок сам должен хотеть играть в эти игры.
В дошкольном возрасте, наглядно-образное мышление проявляет себя в умении решать разные задачи в уме, при использовании ранее накопленных алгоритмов и схем. Именно так у него начинает формироваться абстрактно-логическое мышление, которое также необходимо для развития творческой личности.
Мышление мудрости и творчества
Образное мышление — это изначальный вид мышления. Языки появились лишь несколько тысяч лет назад, в то время как люди на Земле живут много тысяч лет. До того, как люди создали слова и языки, они обладали образным мышлением. Если посмотреть на китайский язык, то слова в нем изначально были образами, картинками. Мы говорим, что люди изначально мыслили образно. Сейчас существует много языков, есть много слов, но по-прежнему бывают ситуации, когда мы не можем мыслить словами или описать что-либо словами.
В духовной сфере много вещей, которые мы не можем описать словами. Вот, почему в буддизме и в цигун многое объясняется в образах. К примеру все упражнения Чжун Юань Цигун, с том числе подготовительные упражнения, начиная с 1 ступени, тренируют работу с образами. Образы, используемые в упражнениях «Большое дерево», «Ян Ци», Журавль пьет воду, Маленький мальчик молится Будде делают упражнения значительно более эффективными. Образы делают эти упражнения цигун в инструменты развития энергии и духа.
В духовной практике мы используем образы для того, чтобы показать, как мы практикуем, и где мы находимся. Во сне мы также видим картины и образы. Через эти картинки мы можем понять многое. Высшие существа принимают всю информацию в виде света. Может быть у нас сразу возникнет вопрос — как они разговаривают, если они не слышат звуков и у них есть только свет? Когда они говорят, из их рта исходит свет. Другое существо получает этот свет и понимает его значение. Голос — это тоже своего рода вибрация и свет. Цвета — это также разновидность света и вибрации. Вот, почему высшие существа общаются при помощи образов и света.
Образ — это картинка, содержащая определенный свет, цвет, формы и очертания. В Чжун Юань Цигун мы говорим, что на уровне образа понять и узнать можно все. Голос также является образом. Можем ли мы воспринимать запах через образ? Если каждый элемент можно показать светом, то и каждый запах тоже можно. В техническом плане это называется спектром. Вот, почему образ является «инструментом», при помощи которого мы можем узнать и понять все.
На физическом уровне образ показывает физическое состояние. На уровне энергии все еще проще, потому что энергия уже является светом. Наш ум также является разноцветным светом. Образ может показать любое наше состояние. Вот, почему в китайской имидж-медицине мы говорим что диагностика по образу очень точна. Это диагностика причины. При помощи образа мы можем понять взаимосвязь между симптомами и их причиной. Это нужно не только для нашего здоровья, но также и для духовного развития. Когда мы пользуемся образным мышлением, мы прекращаем думать логически, только воспринимаем образы. Также образное мышление — это мышление мудрости и творчества. Если вы хотите быть успешным в обществе, то вам поможет образное мышление. В любой сфере вы можете через образы получить ответ, найти решение.
Китайская цивилизация существует уже много лет. Есть такие книги, как Книга Перемен. Без образного мышление будет тяжело понять эту книгу, потому что первоначальные слова происходят из образов и сами по себе раскрывают значение. Очень интересно исследовать китайскую культуру с помощью образного мышления. Многие буддийские книги написаны «секретным» языком, которые нельзя понять без способности понимать образы.
Мы говорим, что Чжунь Юань Цигун дает нам пять уровней практики: расслабление, тишина, пауза, мудрость и истина. Мы знаем, что развитие в этих пяти уровнях повышает уровень нашей энергии. Как в цигун мы можем понять энергию? При помощи образа. Так мы понимаем цвет и форму энергии.
Ум, душу и высших духов можно понять через образы. Вот, почему без образов нельзя понять древние духовные книги. Когда мы начинаем взаимодействовать с образом, то видим, как легко при его помощи понять жизнь. Вот почему нужно развивать образное мышление, это также развивает нашу чувствительность и внутреннее видение. Без внутреннего видения не будет образов. Нам нужно шаг за шагом развивать ум и энергию.
Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.
Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как , так и логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.
Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.
Основная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.
Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.
Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словес-но-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.
Пространственное мышление является разновидностью образного.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления
Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.
Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.
Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.
Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.
Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.
Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле — психический процесс отражения действительности.
Важную роль для мышления играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным. Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности. С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.
Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.
Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.
Визуальное мышление – способ решения интеллектуальных задач с опорой на мысленные визуальные образы. Результатом визуального мышление часто является создание новых образов и визуальных форм.
Образное мышление – достаточно сложный тип мышления. Образному может предшествовать наглядно-действенное мышление для отбора предметного содержания образа. Когда образному мышлению предшествует наглядно-образное, происходит абстрагирование и построение концептуальной модели.
Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.
Стратегии мышления
При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.
Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.
Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.
Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.
В этой статье мы расскажем о некоторых знаниях, хранимых семьями староверов. Надеемся, что эти сведения подвигнут Вас к изучению древних знаний и самосовершенствованию. Мы не призываем принимать всё на веру, ведь истина в каждом из нас. Мир, в котором мы существуем, слишком разнообразен и удивителен, чтобы отрицать что-либо. К тому же, у славянских народов издревле существует правило: тот, кто посягает на чужие святыни, тот свою святыню потерять может.
Итак, мы сегодня коснемся темы славянской письменности и способов передачи древних знаний среди славян.
Многие ученые мужи в научно-популярных фильмах рассказывают нам о том, что древние языки народов создавались путем обозначения различными знаками звуков, слогов, слов или понятий. Нам с Вами трудно представить весь эволюционный процесс происхождения языка. Тем более, что все чаще эта теория ставится под сомнение.
Если мы посмотрим на происхождение некоторых слов, например, русского языка, то обнаружим, что значения слов можно понять из ассоциаций, связанных с частями слова. Т.е. мы можем изначально не знать значение слова, но догадаться о нем. Например, слова «самолет», «вертолет», «станция», «хлебопечка», «самосвал». Из этих примеров видно, что слово происходит не просто звуковым или буквенным обозначением, а сочетанием базовых образов, таких как «летать», «печь», «стоянка», «самостоятельность» и т.д. Т.е. когда мы употребляем эти слова, они ассоциируются у нас не только с предметом, но и с образом, действием и их сочетанием.
А по сведениям староверов не только сложные слова состоят из образов, но и каждой букве присущ определенный образ.
Образное письмо и образный язык был у всех народов древности. У каждого народа был свой язык образов. Праязыком белорусского, украинского, русского языков, а также некоторых других восточнославянских языков был язык, который сейчас чаще всего называют древлеславянской буквицей.
Буквица была священным жреческим письмом славян святорусов, которое они использовали при написании священных текстов, проведения обрядов, передачи знаний о мире. О том, кто такие святорусы, мы постараемся рассказать в следующей статье.
Таким образом, более поздние языки славянских народов унаследовали принцип образности и содержат глубокие знания и смыслы о мире и человеке.
Кроме того, через изучение буквицы можно усовершенствовать свой ум благодаря тому, что при таком образе мышления задействованы оба полушария мозга человека.
Древлеславянская буквица содержит 49 девять буквиц-образов. Когда языки разделились, каждый из языков потерял те или иные буквицы. Таким образом все славянские языки в настоящее время дополняют друг друга, сохранив кусочки древних знаний.
Все буквицы можно вписать в квадрат 7 на 7. Освоив образность языка буквицы и, прочитав этот квадрат, можно познать всю системы мировосприятия святорусов.
Обладая образным мышлением можно расшифровать древние знания, скрытые в славянских сказках. Жрецы создавали зашифрованные былины, сказки и песни для того, чтобы народ сохранил знания. Читая сказку, простой человек впитывает знания неосознанно. Образы напрямую вкладываются в подсознание. Ключом же к этим скрытым знаниям является древлеславянская буквица.
Приведем примеры некоторых образов буквиц.
А – называется Азъ. Значение буквицы – это исток, изначалие, то, что было в начале, причина и корень события, его двигательный мотив. Другая форма образа – это человек, как единица изначальной божественной силы, как структура, вышедшая из истока, а также употребляется в значении единственный, неповторимый, уникальный в своем роде.
Б – старое название Боги. Образ этой буквицы – божественная форма, которая по отношение к человеку более знающая, более могущественная, чем человек, более значима, то, чему человек уступает в чем-то. Нечто, запредельное, что определяет ход развития процессов.
В – Веди, — это образ информации, знания, мудрости, и, одновременно с этим, глубины. Например, можно что-то положить на стол, а можно положить в стол. Т.е. В – это структура, предполагающая некий объём, внутреннее пространство. Ведь знание – это всегда движение вглубь.
Г – Глаголи. Основное значение – передача высокого знания, передача образа или состояния. Например, поэт, читая стихи, именно глаголит. Этот образ включает в себя и процесс движения знания от причины к следствию.
Эти описания образов буквиц на самом деле весьма поверхностны. Это происходит потому, что для каждого человека благодаря жизненному опыту, профессии, деятельности, образованию свойственен индивидуальный набор базовых образов. Например, при слове «дом», один человек вообразит многоэтажку, другой — деревенский дом, третий — свою квартиру. По мере развития знаний и образного мышления каждый изучающий древлеславянскую буквицу вырабатывает собственное понимание образа буквицы, а затем уже может его описывать для других людей понятными словами.
Древние знания и истины сегодня достаются нам с трудом, но может быть поэтому они настолько качественно изменяют нас самих и мир вокруг нас.
Мы приглашаем Вас вместе с нами в занимательное путешествие к процветанию через познание!
Виды мышления — это способы, используемые человеком для обработки информации, чтобы выполнить задачу, которая перед ним стоит.
Выделяют следующие виды (или типы) мышления.
Характеристика видов мышления
Основными видами являются:
- наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
- наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
- словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.
Встречаются и другие классификации видов мышления:
Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление
Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.
А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.
Интуитивное и аналитическое мышление
Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.
Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.
Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.
Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.
Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.
Теоретическое и практическое мышление
В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.
Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.
Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.
Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.
Реалистическое и аутистическое мышление
Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.
Произвольное и непроизвольное мышление
Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.
Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.
Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.
Какие существуют виды мышления у детей?
Наглядно-действенный вид мышления дети начинают задействовать первым. Они видят предмет, им необходимо узнать, что это такое. Поэтому им нужно всё потрогать.
Затем вырабатывается наглядно-образное мышление. Чтобы мыслить, в голове должны быть «заготовлены» образы. Именно поэтому маленьким детям (до 7 лет) необходимо листать книжки с картинками, изучать происходящее на улице или смотреть мультфильмы.
А словесно-логическое мышление появляется уже у подростков.
А что такое мышление в целом?
В психологии под мышлением понимается процесс, во время которого человек получает знания и решает задачи, стоящие перед ним. При этом человек должен понимать стоящую задачу и иметь стимул её решить.