НОВОРОЖДЁННЫЙ, —ая, —ое. Только что, недавно родившийся. К новорожденной маленькой девочке он испытывал какое-то особенное чувство не только жалости, но и нежности. Л. Толстой, Анна Каренина. | в знач. сущ. новорождённый, —ого, м.; новорождённая, —ой, ж. и (разг.) новоро́жденный, —ого, м.; новоро́жденная, —ой, ж. Поздравить с новорожденным. □ [Бабы] рассматривали новорожденного, расспрашивали Анну о здоровье. Марков, Строговы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Новорождённый ребёнок — ребёнок с момента рождения и до 28-го дня своей жизни.
НОВОРОЖДЁННЫЙ и (простореч.) НОВОРО’ЖДЕННЫЙ, ая, ое. 1. Только что или недавно родившийся. Новорожденная девочка. 2. в знач. сущ. новорождённый, ого, м., новорождённая, ой, ж. Празднующий день своего рождения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
новорождённый
1. только что родившийся ◆ Он нашёл Екатерину и новорожденного младенца здоровыми, и на радостях устроил пир. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск седьмой: XVIII столетие», 1862—1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дочь жила с бабушкой в Москве, с нами был новорождённый сын. О. В. Волков, «Из воспоминаний старого тенишевца», 1988 г. (цитата из НКРЯ)
2. субстантивир. ребёнок в возрасте до 28 дней с момента обрезания пуповины ◆ Прабабку и родителей новорожденного приветствовали обильными здравицами и пожеланиями всяких благ. Г. П. Данилевский, «Сожженная Москва», 1885 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В большой комнате три стола для этой цели; напротив стол для регистрации новорождённых. Юрий Безелянский, «В садах любви», 1993 г. (цитата из НКРЯ)
3. субстантивир. тот, кто празднует свой день рождения
4. перен. то, что появилось совсем недавно ◆ Словом, много всего, но… новорождённый театр находится в самом начале своей жизни в искусстве… Из театрального дневника, 28.07.2003 г. // «Театральная жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ За Криворотовым числилось последующее распространение новорождённого издания среди приличных именитых литераторов, иными словами, ― организация успеха, выход из безвестности. Сергей Гандлевский, «НРЗБ», 2002 г. // «Знамя» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова барство (существительное):
Многие молодые мамы, будучи еще в положении ожидания своего малыша, психологически подготавливают себя к бессонным ночам и стрессовым будням, потому, как всем общеизвестно, что этот период является кризисом. Многие объясняют возникающие трудности послеродовой депрессией, усталостью и повышенной тревожностью молодой мамы, резкой сменой обстановки вокруг, нехваткой времени на себя и параллельно с этим – постоянно плачущим новорожденным.
Существует ли вообще что-то, и в наших ли силах это что-то применить, что бы ситуация изменилась: что бы стереотип постоянно плачущего новорожденного сменился спокойным ожиданием спокойного малыша, а молодая мама, из закрутившейся в абсолютном хаосе домохозяйки с бигудями на голове и с орущем младенцем на руках, превратилась бы в просто счастливого человека, осознающего всю силу, уникальность и счастье этого, может быть, даже единственного периода в ее жизни?
В процессе беременности тело матери и ее будущего младенца неразрывно связаны между собой. Это видимая связь – на телесном уровне. Кроме физической связи есть также и эмоциональная, которая нами не видима, и может быть, поэтому мы не всегда задумываемся о её влиянии. Мама — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и малыш, которого она носит внутри себя. Эмоции мамы передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Как же это происходит?
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плаценту и оказывают воздействие на малыша, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние мамы. Однако у малыша оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Так у младенца еще в утробе возникает чувство базового доверия к миру, чувство, что все вокруг приятно и спокойно – миру можно довериться! Это ощущение остается у него и после рождения, что влияет на спокойствие малыша в целом.
Сильные негативные эмоциональные реакции матери на стрессы, мысли из разряда: «Как мальчик? А я так хотела девочку!» служат причиной различных послеродовых заболеваний ребенка, как неврозы, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии, непринятие себя, ощущение, что ты какой-то не такой, ощущение тотального неспокойствия и другие тревожные состояния.
Одним из важнейших факторов качества эмоциональной связи, существующей между мамой и малышом является любовь с которой она вынашивает его; мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое она делит с ним. Все это оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Итак, мы выяснили, что эмоциональная связь матери и ребенка начинается еще в утробе. Очень важным является спокойствие мамы, положительные эмоции и ощущения счастья. Это влияет на развитие характерологических особенностей малыша, также его физическое самочувствие после рождения, психологическую стабильность, заложенную в самом начале его жизненного пути.
Что еще было бы важно принять молодым мамам во внимание?
Сразу после рождения приходит осознание того, что то, что недавно было единым целым (мама и малыш), сейчас уже два отдельных человека. С этого самого момента, с первой секунды его рождения у матери возникает первый же вопрос: Все ли с ним в порядке? – это момент рождения родительской тревоги. Тревоги – которая сильно влияет на самоощущение матери. Появляются вопросы и сомнения: Все ли я делаю правильно? А как надо? А хороший ли я родитель? А ведь главное, как мы уже поняли – сохранять спокойствие и уверенность в себе. Довериться своим внутренним силам, своему материнскому инстинкту, своему глубинному знанию, своей женской сущности…
Довериться и услышать, что Вы — самая лучшая и заботливая мама своему малышу, что ваши отношения и связь с ним уникальна, что никто другой не может знать лучше вас, что хорошо и что плохо для вашего ребенка, и как надо или не надо делать.
Лучше любых инструкций в книгах или советов педиатров ваш новорожденный сам знает, когда и сколько ему нужно съесть, только предоставьте ему самое естественное, не соску или бутылочку, а вашу грудь.
Лучше всех ваш новорожденный сам знает, когда ему хочется спать, только предоставьте ему самое естественное, не холодное место в его кроватке (потому что кто-то пугает тем, что он привыкнет к рукам ), а ваши объятия и тепло.
Когда вашему новорожденному придется столкнуться с таким испытанием как колики – предоставьте ему самое естественное – свое понимание, поддержку и сочувствие, проживание этой боли вместе.
Все правила заботы о новорожденных – у вас внутри! Вся информация, в которой вы нуждаетесь – в вашем сердце! Предоставьте ее вашему малышу, будьте спокойны и счастливы, радуйтесь каждому уникальному моменту с ним, тогда он доверится вам и миру и отблагодарит за все своим спокойствием…
Получается простая формула: счастливая и спокойная мама = счастливый и спокойный малыш.
Первые дни дома с новорожденным сосредотачиваются вокруг основных мероприятий по уходу, кормлению, пеленанию и купанию. Это было бы не так сложно, если бы молодым родителям не приходилось во всем разбираться, маму не трогали послеродовые недомогания или послеродовая депрессия, а функционирование дома не требовало уборки, приготовления пищи, а одежды для стирки и глажки.
В первые дни после родов маме нужно прежде всего как можно больше отдыхать. Нужно так организовать время, чтобы вздремнуть вместе с малышом. Вначале будет удобнее кормить новорожденного лежа, особенно ночью, что позволит мягко уснуть. Женщина должна заботиться о себе — регулярно есть, пить большое количество воды, заботиться о гигиене.
Очень часто мамы получают необходимые знания в больнице. Кормить новорожденного надо по требованию. В случае, если ребенок спит больше трех часов, можно его разбудить для кормления, в ночное время тоже. Держать малыша на руках рекомендуется не меньше 20 минут. Ребенка не следует кормить никакими другими продуктами, кроме грудного молока или смеси. При искусственном кормлении всегда нужно помнить о выпаривании бутылочек и пустышек и кипячении воды для приготовления смесей.
Правила гигиены ребенка до полугода
Для новорожденных смена ползунков должна быть действительно частой. Нежная кожа младенцев чрезвычайно подвержена раздражениям. Подгузник нужно менять в первую очередь сразу после того, как ребенок сходил в них, даже если это происходит как до, так и после еды. Менять распашонки рекомендуется дважды в день, обычно это делают после утреннего и вечернего купания.
В первые дни дома с новорожденным обязательно нужно будет позаботиться об остатке пуповины. Пуповина отпадет самостоятельно к двухнедельному возрасту малыша. Важно следить, чтобы пуповина оставалась сухой и чистой. Когда пуповина отпала, на животике малыша остается небольшая пупочная ранка. Ранку нужно обрабатывать раствором хлоргексидина, антисептиками с содержанием спирта или раствором зеленки. При покраснении ранки или выделений из нее, нужно обратиться в поликлинику.
Первое купание новорожденного дома после роддома в ванночке лучше провести в день возвращения из больницы. Для купания малыша в ванной нужно подготовить все необходимое, позаботиться о правильной температуре помещения и воды. Оптимальная температура воды для купания составляет 35–37 градусов. Купать новорожденного с мылом надо не чаще одного раза в неделю, чтобы избежать пересушивания кожи. Несколько раз в неделю можно добавить в воду экстракт ромашки для купания малышей. После купания нужно просушить кожу ребенка полотенцем, но не тереть.
Для стрижки ногтей нужно приобрести специальные детские ножницы. Перед остриганием ногтей важно обработать ногти и ножницы антисептиком.
Специалисты не рекомендуют оставлять новорожденного без присмотра на любой открытой поверхности. Кроватку лучше поставить в родительской спальне, чтобы младенец всегда был под присмотром.
Режим дня
Новорожденного по возвращении домой ждет много новинок, в том числе первые прогулки и знакомство с окружающей средой. Первые прогулки рекомендуется делать не долгими, 15–30 минут в теплое время года. Постепенно время прогулок нужно увеличивать. Рекомендуется разбивать время прогулки на несколько раз в день.
Почти все мамы задаются вопросом, что делать, чтобы новорожденный крепко спал. Младенцы спят много, но часто просыпаются, каждые 3–4 часа. Для крепкого и качественного сна малыш должен быть сытым и чистым. Следует уделить особое внимание тишине в доме, чтобы посторонние звуки не тревожили новорожденного во время сна. Важно обеспечить ребенку приятную атмосферу и спокойствие. Первые месяцы лучше избегать большого количества гостей. И мама тоже нуждается в отдыхе.
Первый месяц жизни новорожденного — это много изменений не только в жизни родителей, но и ребенка. Меняется обстановка, нет того, к чему новорожденный привык за время беременности. Он должен узнать новые стимулы, как реагирует на них его тело. Для родителей важно научиться ухаживать и выработать режим дня, для ребенка — привыкнуть ко всему этому.
Незрелый малыш, которого утомляют и удивляют новые переживания, довольно часто может быть недоволен. Он проявляет это единственным доступным ему способом — плачем. Если ему есть что сказать — он много плачет. Плач малыша — единственное доступное для него средство коммуникации с внешним миром. Плач не означает, что родители не сделали, ребенок хочет сообщить им нечто важное. Он делает это в соответствии со своим темпераментом: громко, решительно и часто, или редко и незаметно.
Самое важное для малыша — чувствовать заботу, любовь и тепло родителей. Это позволит новорожденному ощущать себя в безопасности.