Нормы развития ребенка 4 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.

  1. Словарный запас 2000 слов и более.
  2. Бурно развивается «словотворчество».
  3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
  4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
  5. Называет животных и их детенышей, времена года.
  6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
  7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
  8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
  9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
  10. Появляется монологическая речь.

Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет

Вас должны насторожить следующие показатели:

  1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
  4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений.
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Полезные рекомендации:

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

До года происходит доречевое развитие, где мы отслеживаем гуление и лепет и смотрим как они проистекают. Активно или нет, перерастает ли потом лепет в первые слова в возрасте около одного года. Потом мы немножечко имеем такое замирание в речевом плане и ближе к двум годам у ребенка появляется простая фразовая речь. Эта простая фразовая речь может быть совсем не похожа на речь взрослого: «мам, ди гуя?», «дай мако!», «дай себа.» и т.д. И звукопроизношение, и грамматические формы, все здесь может быть нарушено до определенного периода, но это все укладывается в рамки нормы.

К трем годам ребенок не просто общается простым предложением, но он уже грамматически согласует между собой все основные слова в этом предложении. И можно сказать, что к трем годам таким образом заложены все основы будущего развития речи именно как вида речевой деятельности.

Дальше, на протяжении дошкольного возраста, у ребенка происходят колоссальные изменения. Они происходят во всем. Они происходят и в физическом развитии, и в психическом развитии, и, конечно, в речевом развитии тоже.

Возраст от 4-х до 5-ти лет, примерно так, называется периодом детского словотворчества и периодом «почемучек». Это показатели того, что у вашего ребенка все благополучно. Если в возрасте от 4-х до 5-ти лет он вам активно задает вопросы, пытается сам на них отвечать, интересуется всем происходящим и обо всем расспрашивает и занимается словотворчеством, то значит, что у ребенка все хорошо с развитием речи.

К 6-ти годам, словотворчество затухает, уступает место нормативному использованию грамматических форм слов. И к 5-ти-6-ти годам речь ребенка выглядит практически как речь взрослого человека. Исключением можно назвать лишь отдельные звуки, самые-самые трудные. Например, звук «Рэ». Он имеет право быть нарушенным до 5,5, а иногда и до 6-ти лет. Но это самый крайний случай. Все остальное к 6-ти годам у ребенка, в плане речи, должно полностью соответствовать речи взрослого.

С какими проблемами чаще всего приходят родители к логопеду? Каким образом логопед может помочь ребенку с этими проблемами?

Кто вообще должен учить ребенка правильно читать и писать?

Могут ли программы раннего развития быть причиной неправильно сформированных речевых навыков?

Могут ли какие-либо методики вызвать проблемы непонимания ребенком того, что он читает, непонимания слов?

Нормы развития ребенка 4 лет

Не секрет, что дети развиваются очень быстро: один календарный год окажет разное влияние на четырехлетнего малыша и на сорокалетнего мужчину. Шаг, который успевает сделать в своем развитие за год ребенок непомерно больше, чем шаг взрослого за этот же промежуток времени.

Что должен уметь ребенок в 4 года? Для ответа на этот вопрос нам предстоит обратиться к возрастным нормам. Мы уже говорили в одной из наших статей об относительности возрастных норм. Однако такие нормы все-таки могут оказаться полезными, если мы будем рассматривать их как направления развития ребенка в данном возрастном периоде.

Итак, все же, что должен уметь ребенок в 4 года?

Играть с другими детьми. Игра для ребенка – это не просто развлечение, это основной инструмент развития и главный продукт деятельности. Через игру ребенок учится поддерживать с людьми «деловые» отношения и строить доверительную дружбу.

Уметь играть с другими детьми – значит найти свой билет в мир человеческих отношений. Многие родители замечают, что играть с ребенком – занятие, требующее сил и неисчерпаемых творческих и интеллектуальных ресурсов. Если малыш испытывает трудности в установлении контактов со сверстниками, то полезно будет действовать через личный пример: сходите с малышом в гости, на праздник, покажите ему, как знакомиться и как поддерживать беседу.

Обсудите с ним после, какие можно использовать способы завязать знакомство. Бывает полезным «обучить» ребенка дома некоторым популярным детским играм, часто бывает, что стеснительный малыш даже не знает толком правил: догонялки, прятки, игра в куклы и так далее.

Проявлять самостоятельность. Что должен уметь ребенок в 4 года, так это демонстрировать навыки самообслуживания. Четырехлетный ребенок способен справляться с элементарными обязанностями: уборка за собой, гигиенические процедуры, ребенок точно способен самостоятельно одеваться.

В случае, если в 4 года все эти пункты – обязанность мамы, а не самого ребенка, велик риск, что малыш будет расти тревожным. На самом деле связь здесь очень простая – малыш, не способный сам удовлетворять свои нужды и следить за собой, становится излишне зависимым от обслуживающих его взрослых и чрезвычайно боится отпускать их от себя. А смогли бы Вы чувствовать себя в безопасности, если Ваши «руки» и «ноги» находятся в другом месте, если Вы не можете даже самостоятельно натянуть носок? Таким образом главный инструмент развития в этом направлении – введение обязанностей и правил.

Как видите, главный ответ на вопрос «что должен уметь ребенок в 4 года?» — проявлять инициативность, активность, иногда своенравность и самостоятельность во всех сферах своей жизни. Если Вам хотелось бы развивать эти навыки в своем ребенке, приглашаем Вас в группу развития навыков общения «Я расту!» в нашем центре «12 коллегий».

Заботливым и внимательным родителям важно знать уровни речевого развития дошкольника: в каком возрасте и как ребенок должен говорить.

Грамотно поставленная речь ребенка в первые годы жизни (до 5 лет) – залог его успешного будущего. Чем раньше будут выявлены конкретные проблемы в речевом развитии, тем больше времени у родителей, логопеда и воспитателей будет, чтобы исправить недостатки в речи. Будьте внимательны к речевому развитию дошкольника и при малейших сомнениях: если ребенок не говорит или говорит не так как должен в свое возрасте, обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.

Возраст — важный критерий при оценке речевого развития. Если вы знаете как должен говорить ребенок в каждом возрасте, то без труда вовремя заметите нарушение речи.

Речевое развитие до 6 месяцев

В возрасте от 3 до 6 месяцев должно присутствовать:

  • Гуление;
  • Эмоциональное распевание гласных;
  • Внимательное вслушивание в речь взрослых;
  • Попытки повторить слышимые звуки;
  • Реакция на изменение ситуации криком или смехом
Если в 6 месяцев малыш молчит или произношение звуков кажется монотонным, нет эмоциональной реакции на внешний мир, обратитесь к специалисту, у которого вы наблюдаетесь. В этом случае понять проблему в речевом развитии поможет педиатр, невролог или логопед.

Речевое развитие с 6 месяцев до 1 года

Постепенно малыш начинает прислушиваться к словам, делает попытки повторить слова за взрослым. Должно формироваться понимание речи, закладывается пассивный словарный запас. Ребенок еще мало говорит, произношение может быть плохим и неточным, но это первые шаги к использованию речи.Многих родителей интересует вопрос: «Что, если ребенок в год не говорит?» Давайте разберемся, что должны говорить дети в год.Начиная с 6 месяцев должны появляться:

  • Лепет — многократный повтор цепочек слогов, напоминающий речь;
  • Слоги ба-ба, па-па, ма-ма
Отклонения от нормы в этом возрасте говорят о наличии проблем. Характер нарушений может быть разным. Если до 8 месяцев малыш не начал говорить простые слоги — обратитесь к врачу. В этом возрасте с вопросами о нарушении речевого развития лучше идти к неврологу.

Речевое развитие от 1 года до 2 лет. Во сколько дети начинают говорить

  • ребенок говорит первые слова;
  • понимает обращенную к нему речь.

Первые глаголы, такие как «Дай», «На», «Иди» малыш должен начать говорить уже с первыми шагами – к 1 – 1.5 годам.

Если малыш в год не говорит слова или 2 года не использует глаголы – это серьезный повод для похода к логопеду. Неговорящие дети в этом возрасте могут иметь серьезные проблемы в речевом развитии, которые необходимо вовремя исправить.

Речевое развитие с 2 до 3 лет. Если ребенок неговорящий

С двух лет малыш постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в речи возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.К 2-2.5 годам ребенок говорит простыми фразами (из двух, трех слов), такими как «Папа туту»- папа уехал, или «акой биби» — открой машину. К этому возрасту ребенок должен:

  • Хорошо понимать обращенную к нему речь;
  • Удерживать в памяти и выполнять двухступенчатые инструкции, такие как «возьми мяч и отнеси папе»;
  • Стремиться к речевому контакту, обращаться с просьбами;
  • Речь ребенка должна сопровождаться жестами
Бывает, что малыш почти не разговаривает: он произносит отдельные слова, но простая фразовая речь отсутствует. У девочек к 2.6 годам, у мальчиков к 3 годам это говорит о задержке речевого развития. Такую проблему можно преодолеть самостоятельно, но это негативно скажется на будущем обучении: возможно нарушение произношения звуков, нарушение чтения и письма. Иногда может оказаться, что у неговорящего в 3 года ребенка имеется серьезное заболевание. Логопед выяснит причину отсутствия и нарушения речи и окажет квалифицированную помощь, если это необходимо.

Речевое развитие с 3 до 4 лет. Что может ребенок говорить

Ближе к трем годам ребеонок дожен начинать говорить фразовой речью (слов.запас может быть до 1000 слов). Речь становится сложнее. В 3 года малыш усваивает грамматические средства языка: некоторые окончания множественного числа существительных; изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам; используют предлоги «в», «на», «под» и др.В 3 года в речи ребенка наблюдается:

  • Активное использование фраз;
  • Сформированный фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки родного языка),
  • Ребенок правильно говорит гласные звуки,
  • Правильное произношение согласных,
  • Четкое произношение односложных слов,
  • Использование двусложных слов.

Часто возможно, что в этом возрасте ребенок говорит с грамматическими ошибками. Важно не повторять «ошибочные варианты», а спокойно подсказать правильный вариант слова и попросить малыша повторить.

Если в трехлетнем возрасте малыш не произносит буквы р и л (твердые звуки), ш, ж, с, ц, щ или заменяет буквы на другие, сокращает гласные в начале слова или произносит стечения согласных как один звук ( «лепельсин» вместо «апельсин», «укушу» как «кушу», а «где» как «де»), не стоит переживать. Все это в возрасте трех лет соответствует норме.
Если говорить малыш начал недавно, стимулировать речевое развитие не следует, также не рекомендуется ставить звуки специально и заучивать множество стихов наизусть. Такой подход – верный путь к заиканию, лечение которого — отдельный процесс.
Если ребенок не говорит в 3 года или говорит не так, как должен в этом возрасте, лучший вариант – консультация у логопеда.

Речевое развитие с 4 до 5 лет. Если ребенок плохо говорит

В речи ребенка 4 до 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи: следующие звуки ребенок говорит правильно — [ш], [ж], [щ], [ч], [ц], появляются «трудные» буквы Л и Р; активно развивается монологическая речь.В речи детей до 5 лет допустимо отсутствие звуков [р] и [р’], иногда [л], возможны ошибки в сложных грамматических конструкциях, малыш может путать падежи или неверно ставить ударение в слове. Но ошибки не должны быть частыми.

Если вы заметили, что нарушения в речи ребенка непрерывны, он плохо говорит – обратитесь к логопеду.
  • ребенок должен говорить правильно, не смягчая звуки ( «санки», а не «сянки», «яблоко», а не «ляблоко»);
  • звуки [к], [г], [в], [ф], [ы] произносятся правильно,
  • в речи присутствуют звуки [л], [ш], [ж], [р]
Если к 4.5 годам речевое развитие не соответствует приведенной норме – нужны занятия с логопедом.
Иногда дети начинают говорить довольно поздно (4 года – 5 лет). В таких ситуациях в речи может обнаружиться множество дефектов. Если это ваш случай, не затягивайте с визитом к логопеду — произношение необходимо исправить вовремя.

Речевое развитие с 5 до 6 лет. Если есть нарушения речи

  • Речь ребенка дошкольного возраста должна звучать правильно;
  • Фонематический слух сформирован (умение различать звуки родного языка)
Каждый этап речевого развития важен, особенно до 5 лет: именно в этот период формируется основа для успешного освоения более сложных навыков (чтение и письмо). Если вовремя не обнаружить и не исправить возникшие отклонения в речевом развитии, речь ребенка в дальнейшем может быть сильно нарушена.

Чем раньше мы выявим проблему развития речи, дикции, тем проще и быстрее проведём её коррекцию, а это — залог успеха дошкольника в будущем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector