Нервная система ребенка 5 лет

Нервная система ребенка 5 лет

Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы.

На современном этапе ВСД не рассматривается как самостоятельная болезнь. В основном, она является следствием или проявлением какого-либо соматического, инфекционного, травматического, токсического и эмоционального расстройства, заставляющего работать нервную систему с повышенной нагрузкой.

Вегетативная нервная система отвечает за гомеостаз (постоянство внутренней среды) организма и состоит из симпатической и парасимпатической частей. Она обеспечивает регуляцию множества биологических и гуморальных процессов: поддержание теплообмена, работу сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, дыхательной, мочевыделительной, иммунной систем, секреторной функции и др. Нарушение баланса между составными частями вегетативной нервной системы и приводит к возникновению вегетососудистой дистонии (ВСД).

У детей, в силу своей незрелости, вегетативная дисфункция наблюдается чаще. По последним данным «дозревание» этой части нервной системы происходит лишь к 26 годам жизни. В связи с этим, проявления ВСД чаще наблюдаются у детей, особенно в пубертатный период.

Периферические вегетативные расстройства, связанные с поражением проводящих структур нервной системы и носящие часто наследственный, травматический, инфекционный, метаболический или аутоиммунный генез, встречаются у детей очень редко. Они в основном проявляются изменением трофики тканей, чувствительности, ортостатической гипотензией. А вот центральные вегетативные нарушения, вызванные нарушением работы структур головного мозга, наблюдаются в этом возрасте гораздо чаще.

ВСД центрального генеза имеет много названий: синдром вегетативной дистонии, нейроциркуляторная дистония, соматоформное вегетативное расстройство, психовегетативный невроз и др.

Развитие вегето-сосудистой дистонии у детей может быть обусловлено патологией перинатального периода, например, родовой травмой, гипоксией, заболеваниями периода новорожденности и другими причинами. Нельзя забывать и о конституциональной вегетативной дистонии, имеющей семейно-наследственный характер.

Обычно ВСД проявляется у ребенка в виде:

  • неустойчивости артериального давления и пульса;
  • регионального или общего изменения цвета и влажности кожных покровов;
  • обмороков;
  • головных болей;
  • метеочувствительности;
  • нарушения терморегуляции, стула, аппетита;
  • срыгиваний;
  • рвот;
  • плохой переносимости физических нагрузок;
  • утомляемости;
  • эмоциональной лабильности и др.

Первые изменения в работе вегетативной нервной системы у детей, еще имеющие латентный (скрытый) характер, врачи обнаруживают при:

  • проведении электрокардиографии (ЭКГ);
  • проведении электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследовании глазного дна;
  • проведении клино-ортостатической пробы;
  • нарушениях общей или локальной терморегуляции и влажности кожных покровов;
  • определении дермографизма.

Преобладание симпатико- или парасимпатикотонии может установить исследование, называемое кардиоинтервалография (выявляется при проведении электрокардиографии (ЭКГ)).

В 2/3 случаях, при отсутствии яркой симптоматики, ВСД не нуждается в медикаментозном лечении у детей. Требуется выявление и устранение причин, вызывающих вегетативную дисрегуляцию.

Высокоэффективны при вегето-сосудистой дистонии: контрастные души, закаливающие процедуры, зарядка, частые прогулки на свежем воздухе, непрофессиональный спорт, избегание стрессовых ситуаций, адекватные подходы к воспитанию, режиму дня ребенка.

Центральная нервная система, или ЦНС – это одна из основных систем нашего организма. У детей, особенно в период активного роста, она подвержена особому риску. Не менее часто заболевания ЦНС появляются еще до появления малыша на свет – перед, или во время родов. Частота таких поражений разной степени тяжести, по разным оценкам, колеблется от 45 до 80% от всех новорожденных.

Основные заболевания ЦНС

Нервная система ребенка 5 лет

Перинатальное поражение ЦНС, или ППЦНС – одно из наиболее распространенных, и при этом опасных диагнозов, которые ставятся детям еще на первом году жизни. Они называются так по названию перинатального периода – то есть периода беременности, который начинается с 28-й недели, и заканчивается через неделю после рождения ребенка. Такие поражения могут быть трех видов:

  • До родов. Сюда относится внутриутробная гипоксия, интоксикация или заражение инфекцией. Причиной такого результата могут быть венерические инфекционные заболевания матери, такие как хламидиоз, гонорея, сифилис, и другие, либо вирусные инфекции: оспа, краснуха, ВИЧ, ротовирус и многие другие. Огромное значение имеют и факторы внешней среды, экологическая среда, а также личные привычки, диета и образ жизни матери. Стресс также приводит к снижению иммунитета, высокой восприимчивости организма к заболеваниям, особенно вирусным, обострению соматических болезней, и другим факторам, которые ухудшают течение беременности. Нельзя исключать и химические факторы, связанные с приемом определенных лекарственных средств, работе на предприятиях, где задействованы в больших количествах опасные химикаты.
  • Во время родов, также – интернатальный период. Это может быть острая гипоксия, кровоизлияния, другие патологии. Связано это может быть с проведением ускоренных родов, узким тазом женщины, слабой родовой деятельностью, отслойкой плаценты, выпадением пуповины.
  • После родов, или неонатальный период. Проявление тех или иных симптомов поражения центральной нервной системы может быть еще в первую неделю после родов. Это может быть повышенная возбудимость, проблемы со сном, срыгивания, мраморность и нездоровый цвет кожи. Ребенок может синеть или краснеть во время плача, наблюдается тремор, дрожание подбородка при беспокойстве и малейшей смене обстановки. Также часто наблюдается аномальное повышение мышечного тонуса, сжатие кулачков, судороги.

Все полученные в ходе этого периода заболевания можно поделить на гипоксические, травматические, дисметаболические, и инфекционные.

Нервная система ребенка 5 лет

В дальнейшем перинатальные поражения нервной системы требует реабилитации детей. Последствия упомянутых нарушений могут проявляться в нарушении общего развития, проблемах с речевым аппаратом, нарушения координации и двигательного аппарата.

Ребенок не гулит, у него не формируется нормальный для его возраста комплекс эмоций. Он не улыбается в обычные для его возраста моменты. Также у таких детей может быть слабая или неуверенная опора на ноги, слабые руки. Самые распространенные последствия ППЦНС – это:

  • Статокоординаторный синдром. Он выражается в нарушении координации, неспособности приобретать нормальные для возраста ребенка навыки, полноценно играть и развиваться.
  • Синдром пирамидной недостаточности. Главный его признак – нарушения тонуса мышц, в особенности ног. Синдром пирамидной недостаточности также называют «цыпочным синдромом» или «синдромом балерины», так как дети с таким диагнозом обычно ходят на цыпочках, без опоры на пятку. Также может наблюдаться запрокидывание головы, подрагивание конечностей, другие симптомы.
  • Гипертензионный синдром. Повышенное внутричерепное давление, связанное повышенным накоплением спинномозговой жидкости в определенных участках мозга.
  • Трудности обучения.
  • Синдром гипервозбудимости. Он проявляется в виде частого вздрагивания, усиления спонтанной двигательной активности, беспричинного плача, удлинение периода бодрствования.
  • Синдром дефицита внимания (СДВГ). Выражается в неспособности сконцентрироваться на чем-то одном, постоянной рассеянности, забывчивости, отвлеченной форме мышления.
  • Задержки формирования речи.
  • Судорожный синдром.

Если не заниматься реабилитацией и лечение в возрасте до одного года, с ростом ребенка эти патологии могут развиваться и прогрессировать.

При первой консультации у врача, последний должен точно выяснить, не продолжается ли воздействие факторов, которые привели к возникновению ППЦНС, до сих пор. Если заболевание выражается в нарушении поступления крови в головной мозг, оно может быть вызвано родовой или впоследствии полученной травмой шеи, которая и может быть причиной как повышенного внутричерепного давления, так и скопления ликвора

Как проходит реабилитация детей с поражениями ЦНС

Нервная система ребенка 5 лет

Перейдем к вопросу о том, как именно проводится реабилитация детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы. Отметим, что восстановительный период у доношенных детей длится от 2 до 12 месяцев, у недоношенных – достигать двухлетнего возраста. Лечение и реабилитация после перинатальных поражений ЦНС складывается из следующих составляющих:

  • Проведение оксигенотерапии. Кислородное голодание – самое распространенное проявление перинатальных поражений ЦНС.
  • Охранительный режим. Он предполагает условия жизни, которые максимально исключают стресс из психической деятельности ребенка.
  • Прием гемостатических препаратов. Они ускоряют свертываемость крови и направлены на предотвращение внутренних кровотечений.
  • Борьба с отеком мозга. Включает прием диуретиков, дегидратацию, улучшение обменных процессов в мозгу, устранение симптомов.
  • Инфузионная терапия в данном случае помогает корректировать состояние гипогликемии, гипокальциемии, гиповолемии и других состояний.
  • Прием глюкокортикостероидов – стероидных гормонов, которые естественным образом вырабатываются корой надпочечников. Они оказывают противовоспалительное действие, улучшают обмен веществ, оказывают противострессовый и другие эффекты.

Один из важнейших факторов лечения ППЦНС – это грудное вскармливание. Оно существенно увеличивает компенсаторные возможности мозга ребенка, активирует в нем нейропластичные процессы.

Лечение подбирается исключительно под каждый отдельный синдром. Оно может включать как прием медикаментов, таких как магне В6, реланиум, фенибут и другие препараты, а также немедикаментозные методики. Последние включают в себя фитотерапию, бальнеотерапию, ароматерапию, музыкотерапию, другие положительные воздействия на нервную систему ребенка.

Заключение

Нервная система ребенка 5 лет

Перинатальные поражения центральной нервной системы – зачастую довольно тяжелые и опасные недуги, чреватые последствиями на всю дальнейшую жизнь. При этом при своевременном обращении к врачу-неврологу, педиатру и другим отраслевым специалистам, шансы избежать их довольно велики. Самое важное – ни в коем случае не доверять здоровье своего ребенка самолечению, не назначать самостоятельно никаких препаратов, и при проявлении любых патологических состояний немедленно обращаться к врачу.

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Нервная система ребенка 5 летСлово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель , виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания , трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении. Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки: двигательное беспокойство, частые смены позы иотвлечения, рассеянность внимания, кривляние, крик, плач и т.п.

Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка. Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:

Ø Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Ø Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Ø Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя».

Ø Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.

Ø Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Ø Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Ø Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Ø Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.

Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.

Нервная система ребенка 5 лет

Особенности расстройства

Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:

  • обезвоживание организма;
  • резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
  • предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
  • нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
  • растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).

Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.

При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.

Симптомы заболевания

Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние. Симптомы:

  • Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
  • Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
  • Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.

Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться. Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.

Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.

Нервная система ребенка 5 лет

Способы диагностики

Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже. Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:

  • вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
  • проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
  • каково эмоциональное состояние ребенка;
  • параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
  • когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
  • тошнит ли по утрам.

Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:

  • МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
  • энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
  • биохимический анализ крови на гормональную активность.

Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.

Нервная система ребенка 5 лет

Лечение

Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией. «Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.

Нервная система ребенка 5 лет

Нехватка йода приводит к задержке умственного развития у детей

Дефицит йода провоцирует заболевания щитовидной железы, бесплодие и выкидыши, задержку умственного развития у детей. Полтора миллиарда человек в мире сталкиваются с йододефицитными заболеваниями, несмотря на доступные для всех средства профилактики и глобальные рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Йододефицит определяется на всей территории России, просто где-то положение лучше, где-то хуже. Особенно страдают жители Сибири, ведь йод работает только в паре с селеном, а сибиряки его получают недостаточно, потому что в воде и продуктах его очень мало.
Каждый третий житель России испытывает дефицит йода!

Последствия йододефицита

Йод и аминокислота тирозин – это составные части гормонов щитовидной железы. При недостатке йода развивается дефицит гормонов (гипотиреоз) и нарушается обмен веществ. Следствия этого дефицита часто лечат отдельно и безрезультатно.
Признаки нарушения функции щитовидной железы:

  • слабость, усталость, повышенная утомляемость;
  • апатия и депрессия;
  • выпадение волос, сухость кожи;
  • задержка жидкости, отеки;
  • лишняя масса тела, от которой трудно избавиться даже при соблюдении правильного питания;
  • запоры;
  • температура тела с утра ниже 36,5 градусов Цельсия;
  • редкий пульс, около 60 ударов в минуту;
  • ощущение комка в горле, утолщение шеи.

Организм, выживая в условиях нарушенного обмена веществ, старается избегать нагрузок, поэтому при недостатке гормонов щитовидной железы возможность забеременеть снижается, а при ее наступлении высока угроза выкидыша. Плод в условиях йододефицита получает меньше кислорода и питательных веществ, у детей развиваются внутриутробные пороки развития и умственные нарушения после рождения.

Профилактика йододефицита

Глобальные рекомендации ВОЗ определяют обязательные ежедневные дозы йода в количестве 90-120 мкг для детей, 150-200 мкг для взрослых, 250 мкг для беременных и акцентируют внимание на использовании йодированной соли и препаратов калия йодида для профилактики дефицитных состояний.
Однако особо рассчитывать на йодированную соль не стоит. В 1 грамм йодированной соли добавляют 40 мкг йода. Но проверки Роспотребнадзора выявили, что реальное количество может снижаться до 20 мкг. Йод из соли улетучивается за 9 месяцев при фактических сроках хранения до 2 лет.

Обзор препаратов и добавок с йодом

  1. Основное вещество для профилактики дефицита йода, по данным российских и глобальных рекомендаций, это калия йодид. Он входит в состав основных лекарственных препаратов и БАД под разными названиями. Его преимущество в точности дозировки и максимальном количестве исследований, доказавших эффективность в предотвращении йододефицита. Благодаря этому калия йодид подходит и для профилактики, и для лечения дефицита йода. Именно его выбирают для детей и беременных.
  2. Йод в хелатных комплексах. В этих средствах молекула йода заключена в аминокислоты (белок), как в клешни. Благодаря такой форме повышается усвоение йода в кишечнике. Хелатированный йод поступает в кровь и без изменений доставляется к клеткам щитовидной железы для включения в гормоны. Такой йод подойдет для профилактики йододефицита у взрослых.
  3. Органический йод в составе водорослей. Усваивается лучше калия йодида, быстро восполняет недостаток йода, но его сложно точно дозировать. Часто имеет неприятный запах. Подойдет для профилактики недостатка йода у взрослых.

Принимайте йод постоянно, без перерывов, утром, до 12 часов. Добавьте в рацион достаточно белка: в среднем 100-120 г, из расчета 1,7 г на 1 кг веса. При недостаточности белка йод не будет усваиваться щитовидной железой.
Вместе с йодом принимайте селен, цинк и магний, эти микроэлементы также нужны для образования гормонов щитовидной железы, а в пище их недостаточно.

Профилактика задержки умственного развития у детей

Американские ученые установили, что недостаток йода приводит к снижению IQ в среднем на 10 баллов. Чем раньше возникает дефицит йода, тем сильнее выражена задержка умственного развития. По данным ВОЗ, 20 млн жителей Земли имеют нарушения умственного развития, связанные с нехваткой йода.
Чтобы исключить нехватку йода у ребенка, кормящей маме нужно принимать 250 мкг калия йодида. Если ребенок на искусственном питании, состав адаптированной смеси должен быть обогащен йодом. С момента перехода на общее питание доза йода для ребенка будет 90 мкг ежедневно, принимать микроэлемент нужно постоянно, без перерыва. С 5 лет доза увеличивается до 120 мкг, а с 12 приравнивается к взрослой.

Ограничения для применения йода

При избытке гормонов щитовидной железы принимать йод нельзя. Это состояние называется гипертиреоз, или тиреотоксикоз, и определяется по уровню гормонов в крови выше нормы. Запрещен йод также при раке щитовидной железы.

Максимальная безопасная доза йода 1000 мкг, но начиная с 300 мкг могут появиться признаки передозировки – йодизма. Заподозрить излишки йода в организме можно по головной боли и тошноте, постоянному сухому кашлю и насморку. Отмена йода на три дня избавит от симптомов.

Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.

И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.

В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.

Какой запор?

Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.

Что может послужить причиной?

  • пережитый стресс (причем сюда входит и переезд, поездка, новое место);
  • эмоциональная травма (разлука с мамой, больница и т.п.);
  • чувство стыда ( это про то, что часто детей ругают за испачканные штанишки);
  • протест ( сложности детско-родительских отношений);
  • физическая боль (страх боли).

Как формируется психологический запор?

Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).

Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:

  • насильственное приучение к горшку;
  • наказание за испачканные штанишки;
  • болевые ощущения во время дефекации из-за физиологического запора;
  • излишняя опека со стороны родителей тоже может быть причиной;
  • протест при сложных отношениях в семье;
  • насмешки других детей в детском учреждении или брата-сестры дома;
  • любые неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • дискомфорт при посещении общественных туалетов
  • и психологический момент…когда родители заставляют ребенка делиться игрушками или чем-то еще с другими детьми и самому малышу это не подконтрольно, то возникает запор, как единственное, что сам малыш может контролировать…отдавать или нет.

Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.

Кто попадает в группу риска?

  • детки, которые упрямо не хотят садиться на горшок;
  • малыши, которые прячутся от родителей, чтобы сходить в туалет;
  • дети, которые испытывают страх перед унитазом;
  • отказ от дефекации в детском саду;
  • дети, испытывающие сложности при обработке сенсорной информации ( сюда относится и боязнь испачкаться, боязнь прикосновений к различным текстурам и др.).
  • дети, которые какают только в памперс, даже, если для этого его надо надеть специально.

Что делает психолог?

Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.

Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.

Какие рекомендации бывают?

  • Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
  • Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
  • если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
  • ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные вещества и нарушать работу других органов.
  • с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
  • с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
  • не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.

Нервная система ребенка 5 лет

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог

Нервная система ребенка 5 лет

Боли роста – клинически незначимые боли в ногах. У 50% детей боли в ногах отмечаются в любой возрастной период. Боли в ногах обычно возникают в возрасте около 4 лет, однако наиболее распространено данное состояние в возрасте от 6 до 11 лет.

Часто состояние имеет наследственный характер.

Наилучшее объяснение механизма возникновения болей роста — это натяжение мышц и сухожилий при быстром увеличении в длину костей ног.

Днем ребенок активен и информация, которую его мозг получает от натянутых мышц и сухожилий, теряется в потоке информации от множества других событий. Ночью, когда ребенок засыпает, и нет никаких отвлекающих внимание факторов, болевые импульсы, которые идут от натянутых мышц и сухожилий, достигают высших нервных центров и ребенок просыпается от боли. Поэтому данное состояние наблюдается в период наиболее интенсивного роста ребенка и после дней высокой физической активности.

Опасны ли боли роста?

Боли роста могут стать причиной волнения как родителей, так и самого ребенка, особенно когда болевые эпизоды повторяются несколько ночей подряд.

Как проявляются боли роста?

Боли роста никогда не появляются в дневное время.

Вне зависимости от тяжести ночного болевого приступа, если это боли роста, то утром ребенок всегда чувствует себя хорошо/прекрасно.

Чаще всего болят мышцы голеней и бёдер, области коленных суставов. Верхние конечности поражаются редко. У ребёнка также может появляться головная боль или боль в животе.

Ребенок неожиданно просыпается ночью на фоне глубоко сна и жалуется на боли в ноге. Родители сразу понимают, что у ребенка проблема со здоровьем, потому что он просыпается и плачет в постели. Наиболее часто подобные эпизоды происходят через несколько часов после того, как ребенок уснул, однако иногда ребенок может проснуться и глубокой ночью. При типичных проявлениях ребенок показывает, что у него болит колено – спереди или сзади, или болят мышцы прямо над коленом. Обычно боль исчезает через десять или пятнадцать минут на фоне легкого массажа и утром не напоминает о себе.

В большинстве случаев при болях роста болят крупные суставы, такие как коленный, а не пальцы рук или пальцы ног. Иногда ребенок может просыпаться от боли в течение нескольких ночей подряд, однако более часто подобные эпизоды случаются время от времени — в течение нескольких недель или нескольких месяцев. Боли роста часто появляются после дней, когда ребенок был особенно физически активен. Они могут исчезнуть на несколько месяцев или лет и затем появиться опять в период особенно быстрого роста.

Как диагностируют боли роста?

Любой ребенок, который испытывает боль утром или в течение дня требует проведения полного медицинского обследования.

Необходимо предполагать другую причину болевого синдрома, если у ребенка есть следующие проявления:

  • продолжительная боль в одной конечности;
  • сочетание боли с хромотой и/или нарушением общего состояния;
  • симптомы возникают по утрам или в течение дня.

При появлении нетипичных признаков необходима консультация педиатра, провеение по крайней мере общего анализа крови и определение уровня СОЭ.

Клинически незначимые боли в ногах (так называемые «боли роста») диагностируют на основании клинических проявлений после исключения артрита. У детей до 4 лет следует предположить другое заболевание. Необходимо оценить психосоциальный фон, особенно при наличии других проявлений (головная боль, боль в животе). Рецидивирующая боль в конечностях без органических причин возникает у детей в период роста.

Основным моментом при оценке болей роста является то, что утром после пробуждения ребенок чувствует себя абсолютно здоровым.

Какие существуют методы лечения и профилактики болей роста?

В большинстве случаев легкого массажа и беседы бывает достаточно для того, чтобы ребенок уснул. Дети с более выраженными болями часто перестают жаловаться после приема обычной дозы ибупрофена в средней возрастной дозировке. Если ребенок просыпается в течение нескольких ночей подряд, что в этом случае обезболивающее можно дать перед отходом ребенка ко сну. Это уменьшит болевую чувствительность, поэтому ребенок может проспать ночь спокойно. После двух-трех ночей без появления боли надо прекратить давать ребенку лекарство.

Записаться на консультацию к детскому кардиоревматологу или педиатру можно по тел.: 65-51-51 или в разделе «Запись на прием».

о клинике

пациентам

  • Азбука медицеи
  • Истории пациентов
  • Информация пациентам
  • ТЕЛЕМЕДИЦИНА
  • Справка в налоговую
  • Положение о подарочном сертификате(docx, 31,5 Кб)

Данный интернет-сайт носит информационный характер, не является публичной офертой.

Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

Нервная система ребенка 5 лет

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

Нервная система ребенка 5 лет

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector