В период с 2 до 3 лет в развитии малышей заметен значительный прогресс. Ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится с новыми понятиями, явлениями и предметами. Стремительно пополняется словарный запас, совершенствуется моторика. Создаются благоприятные условия для развития логического мышления и знакомства с доступными азами математики.
Содержание
Многих родителей интересует вопрос: на что следует ориентироваться, занимаясь с крохой? Мы предлагаем примерный перечень знаний, умений и навыков для детишек 2-3 возраста. Полезная информация поможет оценить уровень развития ребёнка. Узнать, в каких областях он преуспевает, а чему нужно уделять больше внимания.
Не стремитесь любой ценой соответствовать средним нормам. Используйте их с поправкой на индивидуальные особенности любимого чада. В раннем возрасте идёт формирование личности. Малышу необходимо понимание и поддержка главных людей в его жизни ― мамы с папой.
Математические навыки и логическое мышление
Продолжается развитие логического мышления. Усвоение элементарных математических понятий помогает формированию детского интеллекта.
К 3 годам малышам полагается:
- считать до 5, определять количество предметов (сколько всего?). Понимать, что значит «один, мало, много, столько же». По порядку пересчитывать пальчики, кубики, любые предметы;
- хорошо ориентироваться в основных геометрических формах, отличать их друг от друга. Знать название круга, треугольника, квадрата, прямоугольника;
- сравнивать размеры различных объектов ― меньше, больше, выше, ниже, такой же. Строить пирамидки и башни из кубиков в правильной последовательности. Вкладывать меньшие предметы в большие (ведёрки, колпачки);
- сортировать вещи по заданному признаку ― форме, цвету, размеру;
- знать пространственные понятия «низ» и «верх».
В этом возрасте малыши способны мыслить логически. Определяя сходство и отличия вещей, они пытаются рассуждать и делать умозаключения.
Особенности памяти и внимания у детей 2-3 лет
На третьем году жизни объём памяти и концентрация внимания заметно возрастают. Малыш запоминает последовательность 2―3 простых действий.
Повторяет и воспроизводит новые слова и короткие фразы, копирует движения. Может, не отвлекаясь, выполнять задание до 5 минут. Благодаря развитию зрительной памяти, ребёнок легко узнаёт знакомые лица на фотографиях, предметы на картинках. Зовёт по имени близких людей, знает своё имя.
Типичные умения и навыки:
- находит названную взрослым вещь;
- выбирает парный или нужный предмет из нескольких;
- запоминает и воспроизводит короткие стихи, песенки;
- умеет складывать пазлы из 2―4 деталей;
- исключает лишний предмет из группы однотипных;
- отличает и помнит названия основных цветов, может найти их у радуги.
Рассматривая картинки, дети способны заметить ошибки. Отвечают на вопросы: «Что здесь лишнее? Чего не хватает?». Обсудите с ребёнком рисунок в книге, затем закройте её. Попросите рассказать о том, что изображено на картинке. Можно задавать наводящие вопросы.
Владение речью
С каждым днём у вашего крохи пополняется словарный запас. Всего за пару месяцев его объём может увеличиться втрое. Если двухлетка использует 300―500 слов, то в речи трёхгодовалого малыша их насчитывается больше тысячи.
С этим вопросом «Летидор» обратился к психологу. Об обязательных навыках трехлетних малышей нам рассказала Елена Первухина, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.
Годовалый малыш очень сильно отличается от полуторагодовалого ребенка, а трёхлетка совсем не похож на двухлетку. Маленькие дети стремительно растут и развиваются, ведь мозг в этом возрасте пластичен и способен поглощать всю доступную информацию.
«У меня не получается!» — это не преграда для малыша до 3 лет
Ребенок в этом возрасте активен, весел и любознателен. Каждый день ребенок делает открытия, старается, растет и развивается.
Задумайтесь только, как хочется колечко надеть на пирамидку, а не получается — ручка маленькая, координации нет. Но ребенок каждый день старательно работает над тем, чтобы колечко оказалось именно там, где надо. Ему потребуется много проб и ошибок, чтобы получить результат. И он его получает! Колечко на месте.
А через несколько месяцев перед ребенком стоит новая задача — собрать пирамидку правильно. Сначала большое колечко, потом среднее, потом маленькое. И это испытание пройдено…
Я всегда удивляюсь и учусь у маленьких детей их оптимизму и умению справляться со сложными задачами. Они никогда не унывают, а идут к своей цели через препятствия и неудачи. Начал ходить — упал, встал, пошел, опять упал, опять встал, толкнул мячик, упал вместе с мячиком, встал, побежал за мячиком, упал, встал.
Ребенка до трех лет не сломить преградами, несмотря на то, что у него многое не получается, он готов каждый день стараться и получать то, что ему необходимо.
Трёхлетка делает колоссальный скачок в развитии. И вот несколько основных навыков, которые обязательно должны сформироваться у малыша до этого возраста.
Навык 1: самостоятельность
До 3 лет важно позволить ребенку делать многое самостоятельно. Необходимо следовать за ним в его желаниях.
Например, на площадке собираются мамы с погодками. Маме хочется поговорить с подругами, постоять на одном месте. У ребенка же другие планы. За 5 минут он осмотрел все, что ему интересно — ему становится скучно, он начинает тянуть маму за собой, зовя ее в новое путешествие. Мама не соглашается, ребенок начинает капризничать, мама — ругаться и злиться: «Играй здесь, зачем я тебе столько игрушек вынесла, все дети как дети, а тебе все идти куда-то надо».
Чем больше желаний будет исполнено до 3 лет, тем больше желаний у него будет во взрослой жизни.
Когда мама следует за ребенком и слышит его, он понимает на подсознательном уровне: «Мои желания ценные, их видят, к ним прислушиваются, их исполняют. Желать хорошо, желать можно».
Если стремления ребенка игнорируются и вместо них навязываются свои — «не стучи в барабан, играй лучше в посудку», — то ребенок делает вывод: «Я не имею право сам желать, другие лучше меня знают, что мне надо».
Тогда во взрослой жизни человеку трудно будет найти любимую работу, любимое дело.
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Тесты. Что должен знать ребенок 2-3 лет
Данная книга действительно хороша тем, что в ней дается краткий ориентир тех умений, которыми должен обладать 3-й малыш. На эти ориентиры можно опираться, занимаясь с ребенком по данному пособию.
Оно делится на несколько разделов:
1. Математика (счет до трех, знание цветов, фигур и т.д.)
2. Развитие речи (знание названий предметов и действий, повторять за мамой стишки)
3. Внимание (находить парные предметы, из группы выбирать нужный предмет и т.д.).
4. Память ( запоминать 2 -3 картинки, 3-4 слова, деталь или признак предмета.)
5. Мышление (складывание разрезанной картинки из 2 — 4 частей, находить и объяснять несоответствия на рисунках и т.д.)
6. Моторика (лепить колбаски, рисовать кружочки, точки, линии и.т.д.)
7. Окружающий мир (знать названия диких и домашних животных, 3-4 птиц. рыб и .т.д)
8. Физкультура (прыгать на 2 ногах и т.д.)
В книге 64 страницы разнообразнейших заданий, которые очень понравятся вашему малышу.
Для изучения детьми 2-3 лет при помощи родителей.