Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова
Значительную долю среди неврологических расстройств в детском возрасте занимают двигательные нарушения. Они составляют 68,5% в структуре синдромов перинатального поражения ЦНС [1]. Большое значение для предотвращения инвалидизации имеет ранняя диагностика нарушений моторного развития и своевременно начатое лечение [2, 3]. Однако их выявление и оценка нередко представляют большие сложности. Это обусловлено физиологической незрелостью нервной системы, возрастными особенностями развивающегося мозга [4, 5]. Очевидна необходимость поиска ранних объективных критериев диагностики нарушения моторного развития.
При нарушении моторного развития у детей первого года жизни происходит отсроченное формирование возрастных физиологических моторных функций, одной из наиболее важных среди них является функция равновесия [6]. Ранее для ее исследования у детей первого полугодия жизни использовали лишь качественную оценку при клиническом неврологическом осмотре. Для исследования функции равновесия у взрослых и детей старшего возраста применяется компьютерная стабилометрия. Исследование проводится в положении стоя или сидя [7-9]. Однако на первом полугодии жизни поддержание данных поз ещё не сформировано.
Цель исследования: предложить методику проведения компьютерной стабилометрии у детей первого года жизни и выявить особенности её показателей при нарушении моторного развития.
Материал и методы исследования. Обследовано 82 ребенка в возрасте 3-6 месяцев жизни. Основную группу составили 63 ребенка с нарушением моторного развития, перенесших перинатальное поражение ЦНС, которые в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса были разделены на две подгруппы: I — с преобладанием мышечной гипотонии (n=32) и II — с преобладанием мышечного гипертонуса (n=31). Контрольную группу составили 19 детей такого же возраста без неврологической патологии.
Всем детям проводились клиническое неврологическое обследование, оценка психомоторного развития по методу Журбы Л.П., Мастюковой Е.М., компьютерная стабилометрия [4]. При проведении компьютерной стабилометрии определялись следующие показатели: скорость перемещения центра давления; уровень 60% мощности спектра в сагиттальной и фронтальной плоскостях (yf60%, хf60% соответственно); длину, ширину, разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы; индекс устойчивости.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась на персональном компьютере с использованием программы STATISTICA 10. Анализ и описание количественных данных проводились с учетом распределения признака. В случае нормального распределения определялись средняя арифметическая величина (М), среднее квадратичное отклонение (σ), ошибка средней арифметической (m). При отсутствии нормального распределения определялись медиана (Ме) и интерквартильные размеры UQ-LQ (25%-75% процентили). Уровень значимости различий между средними величинами (р) определялся при нормальном распределении показателя по критерию t Стъюдента, при отсутствии нормального распределения признака по критерию Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение. Анализ анамнестических данных выявил, что экстрагенитальная патология (сахарный диабет, ожирение, анемия, бронхиальная астма, артериальная гипертензия, вегетативная дистония) отмечалась у матерей детей основной группы чаще, чем у матерей детей контрольной группы (52,3% и 21,1% соответственно, p=0,008). По частоте встречаемости нозологических форм статистически значимых различий не выявлено. У женщин, дети которых составили основную группу, беременность чаще, чем у матерей детей контрольной группы осложнялась угрозой прерывания и гестозом (52,3% и 21,1% соответственно, p=0,008). В основной группе детей оценка по шкале Апгар на первой и на пятой минутах (7,5±0,1 и 8,5±0,1 соответственно) была ниже, чем в контрольной группе (8,1±0,1 и 9,1±0,1 соответственно, p=0,01).
При неврологическом обследовании задержка редукции безусловных рефлексов у детей основной группы отмечалась чаще, чем в контрольной (38,1% и 5,2% соответственно, p=0,006). Становление цепных симметричных рефлексов в основной группе детей также задерживалось чаще, чем в контрольной (47,6% и 5,2% соответственно, р=0,008).
Общая оценка уровня возрастного психомоторного развития по методу Журбы Л.П., Мастюковой Е.М. в основной группе была ниже, чем в контрольной (26,2±0,4 и 28,9±0,1 соответственно, p=0,000). В I и II подгруппах она также была ниже, чем в контрольной группе (26,4±0,3, 26,1±0,3 соответственно, p=0,000). Балльная оценка мышечного тонуса у детей основной группы была ниже, чем в контрольной (1,7±0,1 и 2,9±0,1 соответственно, p=0,000). В I и II подгруппах она составляла 1,8±0,1 и 1,6±0,1 соответственно, что было также ниже по сравнению с контрольной группой (p=0,000).
Предложена методика проведения компьютерной стабилометрии у детей 3-6 месяцев жизни на стабилоплатформе с высокой чувствительностью для малого веса (приоритетная справка по заявке на изобретение № 2015102238 от 26.01.2015). Для исследования используется укладка пациента в антигравитационной позе лежа на животе с опорой на предплечья или ладони. Проведение методики включает следующие этапы: подготовка к исследованию (укладка ребенка на стабилоплатформу); время выдержки (до занятия ребенком устойчивого положения); регистрация перемещения общего центра массы тела (20 с); определение основных показателей; оценка полученных результатов.
Определялись следующие показатели: скорость перемещения центра давления — среднеамплитудное значение скорости перемещения центра давления пациента в течение времени обследования; индекс устойчивости — частное от деления длины отрезка, соединяющего проекции начальной и конечной точек стабилограммы на ось абсцисс, и длины стабилограммы; уровень 60% мощности спектра в сагиттальной и фронтальной плоскостях — показатели, характеризующие смещение всех спектральных составляющих в область низких или высоких частот; длина, ширина, разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы — показатели, характеризующие размеры и форму эллипса, включающего 95% всех вероятных колебаний центра давления за время обследования (рис. 1).
Рис. 1. Статокинезиограмма здорового ребенка 3 месяцев жизни с математической обработкой колебаний центра давления и построением эллипса с 95% уровнем достоверности. Линия неправильной формы внутри и вне окружности — статокинезиограмма. Стрелками указаны длина и ширина эллипса статокинезиограммы.
Таблица 1. Показатели компьютерной стабилометрии у детей исследуемых групп (Me (UQ-LQ)
Примечания: 1 — уровень статистической значимости различий результатов по сравнению с показателями контрольной группы; 2 — уровень статистической значимости различий результатов по сравнению с показателями II подгруппы основной группы, * р
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС
Проблема церебрального гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у новорожденных и у детей в последующие возрастные периоды до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных в неонатологии и педиатрии в связи с высокой частотой и большой значимостью перинатальной церебральной патологии для дальнейшей жизни [1, 2]. При этом неоднозначность исходов церебральной ишемии у детей раннего возраста определяется степенью функциональной зрелости головного мозга и пластичностью нервной системы [3–5].
Не до конца решенными остаются вопросы определения влияния роли отдельных неблагоприятных факторов в механизмах возникновения перинатальных гипоксически-ишемических поражений ЦНС [6–8], а также поиск достоверных критериев прогноза формирования отдаленных неврологических нарушений и оптимальных терапевтических подходов к тактике ведения данного контингента детей [9–11].
В этих условиях тяжелые формы нарушений моторного развития, возникающие вследствие церебральных мозговых катастроф, рассматриваются не только как резидуальные органические изменения, но и как проградиентный патологический процесс на фоне нейроиммунного конфликта в системе «мать – плод» и неспецифического воспаления иммунной природы [12, 13].
Цель исследования: выявление прогностических критериев формирования тяжелых нарушений произвольных двигательных функций у детей раннего возраста с последствиями перинатального гипоксически-ишемического поражения ЦНС.
Материалы и методы исследования
Мы ретроспективно проанализировали 179 историй болезни детей с различными исходами гипоксически-ишемических поражений ЦНС, находившихся на лечении в отделении детей младшего возраста НИИ акушерства и педиатрии ФГБОУ ВО РостГМУ в 2012–2016 гг. Оценивались состояние здоровья, течение беременности и родов матерей с определением роли отдельных факторов риска, а также клинические проявления церебральных нарушений, параметры мозговой гемодинамики и биоэлектрической активности головного мозга у детей первых 3 месяцев жизни.
Критериями включения в исследование являлись доношенные дети с массой тела от 2850,0 до 4100,0 г.
Критерии исключения: гестационный возраст менее 37 недель, многоплодная беременность, наличие диагностированной хромосомной или моногенной патологии, изолированных пороков и аномалий развития ЦНС, врожденных эндокринных заболеваний, внутриутробных инфекций, гнойно-септических заболеваний.
С учетом выраженности и характера неврологической симптоматики были сформированы 3 группы: 1-я группа – 81 (45,3%) ребенок с клиническими проявлениями синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД); 2-ю группу составили 45 детей (25,1%) со структурной эпилепсией; 3-ю группу – 53 ребенка (29,6%) с различными тяжелыми формами нарушения моторного развития.
Всем наблюдаемым детям проводилось электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ) с помощью программно-аппаратного комплекса ЭЭГА-21/26 «Энцефалан 131-03». ЭЭГ регистрировалась по схеме «10–20» в лобных, височных, центральных отведениях в состоянии естественного сна в течение 15–30 минут с визуальной оценкой записи и применением спектрального анализа. Проводились оценка выраженности диффузных и локальных изменений биоэлектрической активности мозга, степени формирования и характеристика основных ритмов ЭЭГ.
Мозговой кровоток оценивался методом транскраниальной допплерографии по стандартной методике при помощи ультразвукового допплерографического прибора «Multi-Dop» T2 DWL – 2.55 MDT фирмы «ElektronischeSystemeGmbH» с набором датчиков частотой 2, 4 и 8 МГц. При этом исследовались средняя скорость кровотока в систолу, индекс резистентности (IR) в русле среднемозговой артерии (СМА), скорость кровотока по прямому синусу (ПС) в см/сек.
Результаты исследования были статистически обработаны с помощью программного пакета STATISTICA 6.0. Достоверность различий между группами оценивалась с помощью параметрических и непараметрических критериев (различия в группах считались достоверными, если уровень значимости не превышал 0,05). На основе логистического регрессионного анализа данных была построена прогностическая модель, позволяющая прогнозировать возникновение тяжелых форм нарушений моторного развития.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ данных медицинской документации был направлен на выявление ведущих перинатальных факторов риска формирования последствий церебральной гипоксии-ишемии различной степени тяжести (табл. 1).
Состояние здоровья, особенности течения беременности и родов у матерей детей обследованных групп
Очень часто у малышей в возрасте до одного года внимательная мама определяет слишком сильное напряжение мышц в ручках и ножках, или наоборот мышцы слишком расслаблены. При осмотре невролога определяется нарушение мышечного тонуса.
Сразу возникает множество вопросов: что это такое, как определяется, по какой причине возникает, чем опасно для малыша и как это можно исправить.
Тонус мышечный (лат. tonus от греч. tonos – натяжение, напряжение), состояние легкого физиологического сокращения мышцы в покое, обеспечивающее ее готовность к работе. (Г. Г. Шанько). Другими словами тонус-это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения его движений.
До рождения внутриутробно ребенок находится в позе эмбриона, когда ручки и ножки согнуты и прижаты к телу. После рождения в течение первых трех месяцев жизни сохраняется физиологический гипертонус мышц сгибателей. К 3-м месяцам тонус мышц сгибателей и разгибателей выравнивается и наступает состояние, которое мы характеризуем как нормотония. При этом ручки и ножки малыша разгибаются гораздо легче, пальчики кистей рук уже редко зажаты в кулачок.
Изменения мышечного тонуса могут проявляться в виде
- мышечной гипертонии или мышечного гипертонуса,
- мышечной дистонии,
- мышечной гипотонии или мышечного гипотонуса.
Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, малыш плачет, запрокидывает голову назад – это связано с чрезмерным мышечным напряжением. Количество импульсов, которое поступает из центральной нервной системы к мышцам значительно увеличено.
Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.
Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности. Если мышечный гипертонус выражен не резко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие ребенка может проявляться в легкой задержке двигательных навыков. А также бывает, что моторное развитие идет по возрасту и ребенок вовремя начинает сидеть, вставать и ходить, но при этом упор ног у ребенка осуществляется на носочек, что приводит к нарушению походки. Длительная ходьба на носочках может привести к укорочению ахилловых сухожилий, что исправляется только оперативным лечением.
Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность. Сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать, в зависимости от уровня поражения нервной системы. Гипотония может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.
Синдром двигательных нарушений у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией – состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, то есть мышечный тонус постоянно меняется. О мышечной дистонии также говорят, когда у ребенка одни мышцы слишком расслаблены, а другие наоборот, слишком напряжены.
Выраженный синдром мышечной дистонии может привести к задержке моторного развития или к двигательным нарушениям (например нарушение походки). Синдром преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.
Нарушения мышечного тонуса часто обусловлены возникновением проблем в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга, и чаще всего являются следствием гипоксии и ишемии. Гипоксия – это состояние, при котором организм малыша, центральная нервная система испытывают недостаток кислорода. Ишемия – это нарушение кровоснабжения тканей, ведущее к гипоксии.
Нарушение мышечного тонуса встречаются при серьезных тяжелых заболеваниях нервной системы, таких как различные формы миопатий, спинальные мышечные атрофии, миастения, а также быть следствием воспалительных, сосудистых и травматических заболеваний нервной системы, всегда отмечается при детском церебральном параличе.
При необходимости специалист назначит дополнительные методы исследования:
- Нейросонография
- Доплерографическое исследование мозгового кровотока
- Консультация окулиста.
Лечение нарушений мышечного тонуса
- Лечебный массаж и гимнастика.
- Физиотерапевтические, в том числе тепловые и электро- процедуры.
- Водные процедуры, расслабляющие или тонизирующие ванны, плавание.
- Упражнения на фитболе.
- Медикаментозное лечение: препараты из группы ноотропов, сосудистые, седативные, нейрометаболические, витаминные препараты.
В большинстве случаев у детей с легкими нарушениями мышечного тонуса удается восстановить работу центральной нервной системы и достичь нормотонии.
Приоритетное направление деятельности центра реабилитации «Рассвет» — лечение и реабилитация пациентов с тяжелыми неврологическими заболеваниями, расстройствами коммуникативных навыков. К специалистам «Рассвета» чаще других обращаются родители детей с аутизмом, ДЦП, энцефалопатией, задержками психоречевого и моторного развития. Как взаимосвязаны эти заболевания? Свой комментарий дает детский невролог санатория «Рассвет», врач Светлана Георгиевна Коновалова.
Энцефалопатия и задержка психоречевого и моторного развития
Чаще всего задержка психоречевого и моторного развития – это следствие такого заболевания как энцефалопатия.
Энцефалопатия, чаще всего, возникает при неблагоприятно текущей беременности, осложнениях во время родов. Формируется заболевание на протяжении первого года жизни и ее можно диагностировать. Бывают еще посттравматические виды энцефалопатии. Они развиваются после черепно-мозговых травм, травм и ушибов мозга.
Как правило, тяжелые энцефалопаты – это дети, у которых после рождения сформировалось органическое поражение центральной нервной системы. Если поражение грубое, то задержка моторного развития будет отмечена сразу. Эти дети позднее начинают держать голову, сидеть, ползать, хуже переворачиваются и тем более ходят. Дети с этим синдромом отстают от сверстников по речевому, двигательному и психическому развитию.
Речевое развитие – это задержка темпа развития речи. Некоторые дети еще не говорят в том возрасте, в котором речь уже должна быть развита (3-4 года). Взаимосвязь задержки речевого и задержки психического развития очень явная. Очень резко бывает грубая задержка речевого развития без задержки психического.
Диагностика, лечение, прогнозы
Перинатальное поражение ставят каждому второму-третьему ребенку до года. Но говорить о каком-то грубом поражении можно до 6 месяцев. Энцефалопатию ставят в более позднем возрасте, когда есть последствия: ДЦП и др. Тяжелую энцефалопатию можно корректировать, частично реабилитировать, но вылечить на 100% нельзя.
Ребенку требуется серьезная реабилитация. Обычно назначается медикаментозное лечение раз в 3-6 месяцев (ноотропы, сосудистые препараты, витамины группы B), физиолечение, массаж, ЛФК.
Эффективность этих процедур достаточно высока. Более чем 60% пациентов наблюдаются улучшения. Очень многое зависит от динамики заболевания. В большинстве случаев пациентам требуется длительная поддержка.
Задержки психоречевого развития и аутизм
В «Рассвете» принимают на реабилитацию детей-аутистов. Этот диагноз достаточно трудно поставить. Симптоматика аутистических расстройств проявляется поздно. Реально заболевание проявляется, когда родители начинают замечать особенности в поведении ребенка на фоне задержки психического развития. Далеко не у всех аутистов эти задержки ярко выражены: зачастую они носят компенсированный характер. У ребенка появляются особенности в поведении: замкнутость, нежелание идти на контакт, повторяющиеся стереотипные движения, ритуалы, проявление агрессии. Если родители начинают замечать в поведении своего ребенка эти особенности, то нужно скорее идти к неврологу или психиатру. Дети-аутисты существуют каждый в своей отдельной реальности и чем старше становятся, тем глубже уходят в свой отдельный мир. Привлечь внимание таких детей крайне сложно. В первую очередь им требуется реабилитация у логопеда-дефектолога. В качестве лечебной методики применяют кинезотерпию которая тоже есть в нашем санатории.
Плаксунова Э.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
При детском аутизме, связанном с аномальным развитием всех областей психики, нормальный ход развития ребёнка не только задерживается, но и искажается. Следовательно, искажённым оказывается и моторное развитие. Это проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения.
Моторное развитие детей с аутизмом характеризуется рядом особенностей: нарушением мышечного тонуса, точности и силы движений, их координированности, плохим контролем равновесия, трудностями включения всего тела в единый процесс движения, нарушениями произвольной организации движений. В развитии основных движений у детей с аутизмом следует отметить тяжёлую, порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, нелепо растопыренные руки. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряжённо скованы и механистичны, с отсутствием пластичности. Налицо слабая координация в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве (дети могут «налетать» на предметы, вообще часто неудачно вписываются в свободное пространство).
Для детей трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой, действия с мячом. Своеобразие двигательной сферы заключается в обилии стереотипных движений: раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний рук, кружений, машущих движений кистью и пальцами и др.
Трудности проявляются и в тонкой моторике, и в сенсомоторной сфере. Дети поражают бытовой неприспособленностью – даже к 6-7 годам они не могут выработать простейших привычек самообслуживания. Они никому не подражают, и обучить их моторным навыкам можно, только действуя их же руками, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную последовательность действий (4).
У детей с синдромом Аспергера координация общих движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Движения мелкой моторики могут быть высоко координированы, в особенности, если человек с синдромом Аспергера манипулирует интересующими его объектами. Дети с синдромом Аспергера часто страдают расстройствами зрительного восприятия. У них возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Люди с синдромом Аспергера создают впечатление крайне неуклюжих. Это особенно заметно, когда они находятся в окружении многих людей (1).
В целом, у детей с аутизмом отмечается слабая реакция на помощь взрослого при формировании двигательных навыков, затруднения в имитации движений взрослого, сопротивление в принятии помощи при обучении.
Для успешного проведения коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми в области адаптивного физического воспитания необходимы следующие условия:
1. Знание особенностей моторных проявлений при аутизме.
2. Осуществление диагностики психомоторного развития.
3. Адаптация окружающей среды, инвентаря, оборудования и др.
4. Использование в процессе обучения особых средств, методов, приёмов, в том числе и методов коммуникации, специально разработанных для детей с аутизмом.
5. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в процессе адаптивного физического воспитания применительно к каждому ребёнку, страдающему аутизмом.
С учетом психолого-педагогических особенностей детей с аутизмом можно разделить на три группы:
· Дети, нуждающиеся в постоянной помощи и стимулировании.
· Дети, нуждающиеся в незначительной помощи и в комментировании двигательной деятельности.
· Дети, самостоятельно выполняющие задания по показу и инструкции.
Такая классификация обеспечит адекватную оценку необходимых коррекционных средств и положительную динамику в обучении детей с аутизмом двигательным умениям и навыкам.
Для детей с аутизмом, с учётом уровня физического развития, психомоторики и в соответствии с психолого-педагогическими особенностями, рекомендуются следующие формы двигательной активности:
Картина Т. Яблонской «Утро»
Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.
Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.
Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики
- проблемы с овладением навыками рисования и письма;
- письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
- повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
- поддержание позы, сидя на полу или за партой;
- неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
- низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
- плохая артикуляция звуков;
- трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
- не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
- низкая самооценка и трудности со сверстниками.
Почему эти навыки важны?
Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:
- повышаете уверенность вашего ребенка в своих движениях (в беге, прыжках, подвижных играх);
- помогаете своему ребенку развить силу и выносливость необходимую для того, чтобы справляться с нагрузкой учебного дня;
- обеспечиваете своего ребенка устойчивой базой, для более эффективного использования рук и кистей рук при выполнении тонких моторных навыков (манипуляции мелкими предметами, такими как карандаши, ножницы, ключи, пуговицы и застежки-молнии);
- поддерживаете его самооценку, давая возможность участвовать в совместных играх с другими детьми;
- повышаете спортивные способности (участие в спортивных мероприятиях, необязательно профессиональном, обогащает социальную жизнь ребёнка и даёт возможность для установления новых дружеских отношений).
Как можно помочь своему ребёнку?
- вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
- предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
- придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
- не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
- устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать, пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
- отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
- полезным также будет плавание.
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).
Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.
За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.
Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время
Помогаем при дисфазии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения. Обучаем не только детей, но и их родителей: работа с ребенком не останавливается за пределами клиники, а родители получают навыки, которые пригодятся им в дальнейшем общении с ребенком.
Дисфазия наступает вследствии поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Эти сбои происходят в период вынашивания ребенка, либо в раннем возрасте, еще до того, как малыш учится говорить.
Причиной внутриутробных нарушений может быть употребление матерью наркотиков, токсинов, алкоголя, курение, перенесенные ею инфекции, например, краснуха, токсоплазмоз, сифилис. Недостаток йода в организме беременной женщины, исключение из рациона питания некоторых видов продуктов без возмещения недостающих веществ, например, вегетарианство.
Ребенок, получивший травму в процессе родов, также попадает в “группу риска” дисфазии. Сюда же относится асфиксия и аутизм. Более редкий случай, когда задержка в развитии речи связана с наличием аутизма или отставанием в развитии психики.
Отсутствие детского лепета в первый год жизни — один из главных признаков развития дисфазии. Ребенок не только отказывается “разговаривать”, но и не хочет подражать взрослым, копировать язык и жесты. В более позднем возрасте дисфазия характеризуется непониманием ребенком речи окружающих, “белый шум” вместо слов мамы и папы. Ребенок отмалчивается, когда взрослые задают вопросы, часто, вместо попыток что-то сказать, использует жесты. Не всегда верно интерпретирует побуждающие слова родителей, например, не встает со стула, когда его просят, не идет навстречу, если его зовут. Не откликается на свое имя. По нескольку раз повторяет одни и те же слова, до конца не понимая их смысл. Что касается речи, то ребенок с дисфазией меняет в слове буквы и звуки, а слова — в предложении. Может несколько раз повторять один и тот же звук.
Принято разделять сенсорную дисфазию и моторную. Моторная дисфазия имеет место быть, если ребенок неправильно произносит звуки, коверкает речь, неверно подбирает слова. Чем старше ребенок, тем более ярко проявляются эти дефекты. Словарный запас пополняется не так интенсивно, как у сверстников. Интеллектуальная “пропасть” между детьми становится все больше.
Сенсорная афазия характеризуется непониманием ребенком того, что говорят. Малыш просто не воспринимает стороннюю речь. Часто чтобы “услышать” говорящего, он пристально смотрит ему в лицо, пытаясь “прочесть” смысл речи. Научившись таким образом “понимать” смысл сказанного матерью, ребенок может не реагировать на то же самое, но сказанное посторонним.
Диагностика и лечение
Диагностика дисфазии начинается с подробного опроса матери. Специалист всегда интересуется употребляла ли женщина во время беременности алкоголь, какие принимала лекарства, чем болела и как питалась; успешно ли прошли роды, не было ли осложнений и кислородного голодания у малыша. Дисфазия может развиваться на фоне недостаточной социализации малыша, нежелания родителей заниматься с ребенком, либо направить его к педагогу.
Ребенка обязательно осматривает невролог, изучая рефлексы маленького пациента и работу его мышц. Нарушения в развитии мозга или явные признаки полученных травм помогают увидеть КТ и МРТ. Большую работу проделывает логопед, оценивая уровень развития речи, возможность или невозможность произнесения звуков и слов, анализ того, правильно ли ребенок расставляет буквы в словах, не путает ли окончания и т.д.
Работа таких специалистов как нейропсихолог, логопед и невролог строится на основе того, что является “слабым звеном” в развитии ребенка: сложность в произношении или в понимании.
Если запустить дисфазию, не привлечь воремя специалистов к решению данной проблемы, то последствия болезни могут остаться на всю жизнь. Это сохранение речевого дефекта, отставание в обучении, замкнутость, неуверенность в себе, сложность нахождения в социуме.
Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”
За свою 10-летнюю работу Центр “Акме” помог более 1500 пациентов с проблемами нарушения функций головного мозга, отвечающих за развитие речи. Дети и взрослые ведут активную жизнь, вращаются в обществе, растут, развиваются и строят планы на будущее.
“Центр Акме” выступает за безмедикаментозное лечение, позволяющее максимально снизить лекарственную нагрузку. Лекарственные формы могут применяться только в самых крайних случаях.
Тщательная работа неврологов, логопедов и других смежных специалистов, длительный методически выверенный алгоритм логопедического курса, психологическая помощь пациенту и близким — вот основы нашего успеха. Мы всегда стараемся найти подход к пациенту, который позволит максимально эффективно решить проблему. Никакого насилия и принуждения, только партнерство и доброжелательность.
Детям уютно в наших стенах, а взрослые чувствуют, что пришли “по адресу”, знают, что получат высококвалифицированную помощь и поддержку.
Центр “Акме” всегда работает в связке с родителями маленького пациента: “домашняя работа” также важна как и занятия внутри кабинета. Небезразличие родителей к проблеме малыша всегда находит поддержку наших специалистов. Партнерская работа дает стабильный результат, а ребенок не чувствует себя брошенным родителями.
Чтобы ваш малыш как можно раньше начал правильно говорить, грамотно строить речь, активно общаться в кругу сверстников – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.
Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!
Что такое задержка речевого развития?
Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).
То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.
Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.
Какие есть нормы развития речи?
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
- Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
- Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
- Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Основные причины задержки развития речи
Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).
Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:
- ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Как правило, в анамнезе у детей прослеживается гипоксия во время родов, недоношенность, родовые травмы или внутриутробные инфекции.
- Нарушения слуха (тугоухость). Слух крайне важен для правильного формирования речи у ребенка, поэтому важно провериться у детского отоларинголога в случае возникновения подозрений на эту проблему.
- Инфекционные заболевания в раннем возрасте: энцефалиты, менингиты, длительные заболевания, которые ослабили иммунитет ребенка.
- Наследственный фактор. Если один из родителей начал поздно говорить, то есть вероятность того, что аналогичная проблема появится и у ребенка.
Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:
- Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
- Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
- Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
- Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперпроекция и т.д.).
- Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий.
- Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.
Симптомы задержки речевого развития
Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:
- Отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит).
- Дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются.
- Первое слово появилось только после 1 года.
- Эхолалия в возрасте 1,5 лет.
- Ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя.
- Невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года).
- В 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.
- Использование мимики и жестов как основных средств коммуникации. Ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно и т.д.
Всего имеется четыре вида синдрома мозговой несформированности:
- Функциональная несформированность (лобных) префронтальных отделов мозга.
- Функциональная несформированность височной левой доли
- Функциональная несформированность правого полушария.
- Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий.
Краткая характеристика:
А) Лобные отделы мозга: Ребенок быстро устает от занятий, легко отвлекается. Малыш проявляет вялость и равнодушие практически ко всему, особенно это заметно при выполнении школьных заданий. Он с трудом усваивает учебную программу. В обследовании ребенок монотонен и медлителен, не всегда удерживается в программе эксперимента. Основным феноменом можно назвать: склонность упрощать программу. Внешний контроль позволяет увеличить эффективность работы. Крайне бедная речевая продукция, понижена обобщающая речевая функция, речь ребенка примитивна по синтаксису. Затруднено его включение в активную речь. Канвой при данном виде несформированнности — становится недостаток саморегуляции, целенаправленности, программирования, а также контроля над протеканием собственной деятельности. Данная несформированность связана со слабым уровнем регулирования речевой функции, речь ребенка еще не достигла того уровня развития, когда она может стать конструирующим фактором и организатором его деятельности.
Б) Левая височная область: Отличительная черта этой несформированности — сложности в звукоразличении, а, следовательно, и в понимании речи, воспринимаемой на слух. В прочих психических функциях не обнаруживаются какие-либо заметные дефицитарные отклонения. Ребенок жалуется на то, что учитель говорит непонятно или быстро. При чтении у ребенка возникает проблема с расстановкой ударения, чтение неудовлетворительно интонировано. В большей степени нарушена письменная речь и зависит она от состояния фонематического слуха. Из-за звуковой лабильности расстраивается также самоконтроль над собственной речью. В итоге проявляется компенсаторное многословие, однако чаще наблюдается замкнутость и молчаливость. При отсутствии необходимой коррекции нарушается способность реализации программы собственных речевых высказываний, возникает деформация номинативной и обобщающей функции речи.
В) Межполушарные взаимодействия: Указанный синдром отличает набор типичных симптомов «функциональной автономности» в мозговых полушариях:
- несформированность реципрокной координации рук
- обилие «зеркал» (реверсий)
- направленность к игнорированию левой половины перцептивного поля
- нестабильность номинативной речевой функции
- несформированность фонематического слуха
- так, при исследовании памяти, отмечаются «краевые» эффекты (первый и последний эталоны запоминаются лучше)
- применения разнообразных стратегий в решении интеллектуальных задач, что в итоге производит впечатление одновременного сосуществования 2-х систем мышления, так как в одном и том же проводимом эксперименте малыш может прибегать то к одной, то к другой стратегии.
Все указанное выше приносит с собой множество вторичных дефектов, которые подчас приводят не только к дезадаптации учебной, но и к различным неоправданным диагнозам.
Г) Правое полушарие: Несформированность в данной области выражается недостаточным пространственным представлением и нарушением порядка воспроизведения зрительных и слухоречевых эталонов на следах памяти. Часто отмечаются предметные парагнозии, а также дефекты сомато- и лицевого гнозиса, дифференциации эмоций и цветоразличения. В памяти зрительной нарушения порядка переплетаются с массой реверсий и параграфий. Эталонные образцы трансформируются и видоизменяются до неузнаваемости. Также обнаруживаются реверсии и контаминации (слепки) из пары фигур, а также искажения, которые связаны с структурно-топологическими и метрическими метаморфозами. Мышление и речь в пределах нормы. Но процессы эти имеют штамповый «взрослый» оттенок с множеством жестомимических и интонационно-мелодических компонентов. Пространственная первичная недостаточность оказывает вредоносное воздействие на эффективность чтения, письма и счета в той их области, которая основывается на оптико-пространственном представлении.
Коррекция
Современные методики коррекции детей с отклонениями в психическом развитии делятся на пару основных направлений.
Первое направление — когнитивные методы, они чаще всего направлены на преодоление сложностей усвоения знаний в школе, а также на формирование высших психических функций. К примеру: целенаправленная работа в области слухоречевой памяти, формирование счетных операций и так далее.
Второе направление заключается в методах двигательной (моторной) коррекции либо используются телесно-ориентированные методы. На данный момент попытки связать данные два направления, в большинстве случаев, просто приводят к их суммации (в коррекционную программу вводят двигательные и когнитивные методики). Практика показала, что не получается достигнуть результата, по той причине, что в современной «детской» популяции преобладают разнонаправленные дефекты и системные нарушения психических функций. В указанной ситуации оптимальным решением становится системный подход к абилитации и коррекции психического здоровья детей, когда двигательные и когнитивные методики должны использоваться в определенном иерархизированном комплексе.
Основное направление в решении данной проблемы – комплексная абилитация и нейропсихологическая коррекция
По сути необходимо воздействие на уровень сенсомоторной сферы, с опорой на общие закономерности онтогенеза («Методика замещающего онтогенеза»), которое приводит к активизации в развитии всех Высших психических функций, так как это базовый пункт для последующего развития Высших психических функций. Следуя логике, начиная коррекционный процесс, необходимо предпочтение отдавать именно методам двигательным, которые не только создают определенный потенциал для дальнейшей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействие между различными аспектами и уровнями психической деятельности. Актуализация, а также закрепление различных телесных навыков нуждается в востребованности извне психических функций, таких как восприятие, эмоции, память и процессы саморегуляции. Таким образом, мы создаем базовую предпосылку для полномерного участия данных процессов в овладении умениями: чтение, письмо, математика.
В методологическом плане «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» основывается на современных представлениях (по А.Р.Лурия) о закономерности развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (в первую очередь, в фокусе теории о 3-х функциональных блоках мозга); учении Цветковой Л.С. о нейропсихологической реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза» (по Семенович).
Методически — адаптированный вариант базовых нейропсихических, театральных, телесно-ориентированных и прочих психотехник, применительно к детскому возрасту.
Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.
Готовность ребенка к навыку
— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?
— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр. При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.
Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.
Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:
- Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
- Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
- Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.
Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.
Дети не умеют лениться
— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?
— Факторы риска следующие:
недоношенность менее 35 недель;
оценка по Апгар — 5 и менее;
ИВЛ после рождения;
желтуха более 300 мкмоль/л;
внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
если были судороги;
если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?
— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.
Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru
За границей детей не трогают? Это миф!
— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?
— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.
Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.
Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.
И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.
— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?
— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook
Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru
я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…