Мя́гкие согла́сные (также палатализованные согласные; англ. lax (smoothe) consonant, soft (palatalized) consonant , фр. consonne molle , нем. weicher Konsonant ) — согласные, образующиеся в результате палатализации (смягчения) — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка продвигается вперёд. Противопоставляются твёрдым согласным, от которых отличаются более высоким тембром [1] [2] [3] .
Оппозиция мягких и твёрдых согласных (оппозиция по признаку мягкости/твёрдости) является различительным (дифференциальным) признаком для консонантных систем в таких языках, как русский, белорусский, польский и других. В этих языках мягкие согласные являются самостоятельными фонемами. Существует большое число минимальных пар, различающихся по мягкости/твёрдости согласных, в частности, в русском языке: [н]ос слушать «нос» — [н’]ос слушать «нёс»; бы[т] «быт» — бы[т’] «быть»; пы[л] «пыл» — пы[л’] «пыль». Во многих языках, в которых согласные могут смягчаться, фонологическое противопоставление мягких и твёрдых согласных фонем отсутствует. Так, например, во французском различение значимых единиц по признаку мягкости/твёрдости невозможно, поскольку палатализация согласных представлена лишь в определённой позиции — перед гласным переднего ряда /i/ и перед среднеязычным сонантом /j/ [4] .
В русском языке к мягким согласным относятся [п’], [б’], [т’], [д’], [ф’], [в’], [с’], [з’], [ч], [ш̅’], [ж̅’], [к’], [г’], [х’], [j], [м’], [н’], [р’], [л’]. Большинство из них образуют пары с твёрдыми согласными фонемами: [п] — [п’], [б] — [б’] и т. д. Непарными являются только согласные [ч], [ш̅’], [ж̅’], [j]. Поднятие средней части языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией только для [j], при произнесении большинства остальных палатализованных согласных поднятие средней части языка к твёрдому нёбу является дополнительной артикуляцией, протекающей одновременно с основной артикуляцией смягчаемого согласного [5] . На признак твёрдости или мягкости согласного может влиять помимо прочего качество соседнего гласного [4] .
Степень палатализации согласных зависит от типа основной артикуляции. Так, например, наиболее сильно палатализуются переднеязычные дорсальные согласные в сравнении с переднеязычными апикальными. Сильная степень палатализации отмечается, в частности, в русском языке (с дорсальной артикуляцией). В смягчённых согласных при этом по сравнению с твёрдыми происходят существенные изменения. К таким изменениям относят, например, утрату многоударности дрожащего согласного [р’], сильную аффрикатизацию смычных согласных [т’], [д’], значительное продвижение вперёд в зону среднеязычных согласных заднеязычных [к’], [г’], [х’] [6] .
Мягкость (палатализация) согласных в Международной фонетической ассоциации обозначается знаком ʲ : [t ʲ ], [d ʲ ] [7] , в кириллической транскрипции мягкость принято обозначать с помощью апострофа ’: [т’], [д’].
Примечания
- ↑Бондарко Л. В.Согласные // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.Мягкость согласных // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд, испр. и доп. — М. : «Просвещение», 1976. (Проверено 26 марта 2017)
- ↑Ахманова О. С.Словарь лингвистических терминов. — второе изд. — М. : «Советская энциклопедия», 1969. — С. 246. — 608 с. (Проверено 26 марта 2017)
- ↑ 12Бондарко Л. В.Консонантизм // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑Русская грамматика / Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М. : «Наука», 1980. — Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — С. 22. — 789 с. — 25 000 экз. (Проверено 26 марта 2017)
- ↑Бондарко Л. В.Палатализация // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑The International Phonetic Alphabet (revised to 2015) (англ.) . International Phonetic Association (2015). (Проверено 26 марта 2017)
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
- Мя́гкие согла́сные (также палатализованные согласные; англ. lax (smoothe) consonant, soft (palatalized) consonant, фр. consonne molle, нем. weicher Konsonant) — согласные, образующиеся в результате палатализации (смягчения) — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка продвигается вперёд. Противопоставляются твёрдым согласным, от которых отличаются более высоким тембром.
Оппозиция мягких и твёрдых согласных (оппозиция по признаку мягкости/твёрдости) является различительным (дифференциальным) признаком для консонантных систем в таких языках, как русский, белорусский, польский и других. В этих языках мягкие согласные являются самостоятельными фонемами. Существует большое число минимальных пар, различающихся по мягкости/твёрдости согласных, в частности, в русском языке: ос слушать «нос» — ос слушать «нёс»; бы «быт» — бы «быть»; пы «пыл» — пы «пыль». Во многих языках, в которых согласные могут смягчаться, фонологическое противопоставление мягких и твёрдых согласных фонем отсутствует. Так, например, во французском различение значимых единиц по признаку мягкости/твёрдости невозможно, поскольку палатализация согласных представлена лишь в определённой позиции — перед гласным переднего ряда /i/ и перед среднеязычным сонантом /j/.
В русском языке к мягким согласным относятся , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Большинство из них образуют пары с твёрдыми согласными фонемами: — , — и т. д. Непарными являются только согласные , , , . Поднятие средней части языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией только для , при произнесении большинства остальных палатализованных согласных поднятие средней части языка к твёрдому нёбу является дополнительной артикуляцией, протекающей одновременно с основной артикуляцией смягчаемого согласного. На признак твёрдости или мягкости согласного может влиять помимо прочего качество соседнего гласного.
Степень палатализации согласных зависит от типа основной артикуляции. Так, например, наиболее сильно палатализуются переднеязычные дорсальные согласные в сравнении с переднеязычными апикальными. Сильная степень палатализации отмечается, в частности, в русском языке (с дорсальной артикуляцией). В смягчённых согласных при этом по сравнению с твёрдыми происходят существенные изменения. К таким изменениям относят, например, утрату многоударности дрожащего согласного , сильную аффрикатизацию смычных согласных , , значительное продвижение вперёд в зону среднеязычных согласных заднеязычных , , .
Мягкость (палатализация) согласных в Международной фонетической ассоциации обозначается знаком ʲ: , , в кириллической транскрипции мягкость принято обозначать с помощью апострофа ’: , .
Связанные понятия
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного русского языка. О фонетике русских диалектов смотрите статью Фонетика и фонология русских диалектов. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного украинского языка. О фонетике украинских диалектов смотрите статью украинские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В этой статье описывается фонология ирландского языка. Произношение в ирландском языке сильно меняется от диалекта к диалекту, а стандартного варианта произношения не существует, поэтому в эту статью включены явления, характерные для всех или большинства диалектов, а также основные различия между ними.
Изменение согласных в сочетании с j в праславянском языке состояло в переходном смягчении согласных в результате воздействия звука (йота) и было вызвано, по-видимому, действием закона открытого слога (поскольку согласный перед закрывал слог: *zem-ja > ст.‑слав. зємлꙗ).
Понятие эмфати́ческие согла́сные происходит из лингвистического описания семитских языков и описывает ряд шумных согласных, отличающихся от других звонких и глухих согласных.
). Таким образом, вариант выступает.
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.
До появления европейцев австралийские языки использовались исключительно в устном общении и не имели никакой письменности. Поэтому латинский алфавит стал неизбежно использоваться сначала в практической транскрипции, а затем и для впервые создававшихся орфографий. Однако довольно долго не существовало никакой чёткой системы, одни и те же звуки передавались по-разному, что привело к большому количеству вариантов написания одних и тех же слов.
Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.
В праславянских диалектах, лёгших в основу польского языка, существовал ряд слоговых сонантов (краткие *r̥, *r̥’, *l̥, *l̥’ и долгие *r̥̄, *r̥̄’, *l̥̄, *l̥̄’), которые утратили свою слоговость (вокализовались).
Некоторые гласные звуки в английском языке сильно связаны с отсутствием ударения: они встречаются практически только в безударных слогах; верно и обратное: большинство (хотя и не все) безударных слогов содержат один из этих звуков. Такие гласные называются редуцированными и обычно являются краткими и принадлежат к гласным среднего ряда. Точный набор редуцированных гласных зависит от диалекта и конкретного носителя, основные и самые главные примеры описаны ниже.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки – это очень облегчит ему понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над письменным столом, то он быстро запомнит данные согласные.
Как гласные «командуют» согласными
Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.
Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то – мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и мягкий знак.
Развивающие игры
Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, НА – НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.
Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА – ЛЯ, ЛО – ЛЁ, ЛЫ – ЛИ и т.д.
В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие – твердые, а зеленые – мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие – зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.
Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры – рыба – баранки – кино и т. д.
Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!
В русском языке имеется множество слов с одними мягкими согласными (впрочем, как и с одними твердыми). Примером таких слов могут быть слова: тень, день, плетень, плести, плестись, пельмени, пельмень, пилюля, лебедь, белеть, белить, пилить, и многие другие слова.
Да, такие слова есть и их достаточно много. Чтобы вспомнить такие слова, надо вспомнить какие согласные и когда бывают мягкими. На мягкость согласных влияют гласные , их всего 6 таких гласных, и мягкий знак и еще всегда мягкие три согласных буквы. И три других согласных бывают только твердыми. Таким образом словами, в которых все согласные мягкие — это десять, дядя, линейки, щуки.
Можно взять любую книгу и по книге поискать слова, где все согласные будут мягкими. Заодно и правило чуть крепче выучишь и словарный запас пополнишь. Поэтому воспользуйтесь подсказками и приложите свои усилия, знания будут крепче.
таких слов предостаточно, например:
метель, косяк, дядя, иней, щуки, очки. в этих словах все согласные мягкие) если еще подумать, то можно найти кучу таких слов.
В русском языке встречаются слова, в которых все согласные мягкие, например:
- иней
- очки
- щуки
- дядя
- метель
- тетя
- линейки
- пятерки
- десять
- сирень
- финики
- нянечки
- черешня
- десять
- тюбетейки
- веселье
- хищники
- щуриться
Мое любимое слово — лень.
Еще плетень, нить, темень, миля, киль, петиция, Сибирь, глициния, фитиль, келья, няня, щебень и т.д.
В русском языке не очень много таких слов , некоторые из них вот эти :
Звонкие и глухие
При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим.
Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.
Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахо т ка».
Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).
Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».
Таблица
Парные
Звонкие
Непарные
Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».
Твердые и мягкие
В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.
Твердые и мягкие согласные
жж и зж → долгое твердое [ж], НО! [ж’] лишь в словах прежде, подожди; дожди – до[ж’]и, дождевой – до[ж’]евой
[з, с, н] перед мягкими зубными: здесь – [з’]десь, стена – [с’]тена, рецензия – реце[н’]зия
н смягчается перед ч и щ: кончик – ко[н’]чик, гонщик – го’[н’]щик.
если [з, с] на стыке колебание: разлить – ра[з’]лить и ра[з]лить
[д, т, з, с] перед мягкими губными [б, п, в, ф, м] колебание: Дмитрий – [д’]митрий и [д]митрий, зверь – [з’]верь и [з]верь.
ст перед мягким [в] в сочетании ств колебание: искусственный – иску́[с’т’]венный и иску́[ст]венный.
смягчение [б, п, в, ф, м]: любви – лю[б’]ви
просторечные варианты при смягчении согласного: тряпки – тря[п’]ки, лаге[р’] – лаге[р], отъезд – о[т]ъезд
возможно смягчение [з] только перед мягким [м] в словах на – изм: при капитализме – при капитали[з’м’]е
Произношение парных твердых и мягких согласных:
жж и зж звучат как долгое твердое [ж], мягкое [ж’] лишь в словах: дожди, дождевой;
[з, с, н] перед мягкими звучат мягко [з’]десь;
н смягчается перед ч и щ кончик – ко[н’]чик, гонщик – го’[н’]щик (на письме ь не ставится);
если [з, с] на стыке морфем, возможны колебания ра[з’]лить и ра[з]лить
[д, т, з, с] перед мягкими губными [б, п, в, ф, м] смягчается, но возможны колебания [з’]верь и [з]верь
ст перед мягким [в] в сочетании ств возможны колебания
смягчаются [б, п, в, ф, м] лю[б’]ви,
возможно смягчение [з] только перед мягким [м] при капитали[з’м’]е
Согласные различаются не только по твердости / мягкости, но и по звонкости / глухости. При произнесении конечные звонкие согласные оглушаются: дуб – ду[п], залив – зали[ф], стог – сто[к]. Перед глухими согласными звонкие оглушаются ло[ш]ка.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Твердые и мягкие согласные
Тест на тему Чередование гласных и согласных
вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Урок 29. Русский язык 5 класс ФГОС
Конспект урока «Твердые и мягкие согласные»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Какими бывают согласные?
· Что такое мягкость согласного?
· Какие согласные бывают мягкими?
Мы помним, что звуки речи бывают согласными – они образуются только при помощи голоса. И согласными – они образуются с помощью шума, иногда с голосом, а иногда и без.
Но очень важно узнать, какими могут быть согласные звуки. Ведь у согласных звуков в каждом языке есть свои признаки. В некоторых языках не различается мягкость и твёрдость для согласных. Например, в английском языке. Там даже нет такого понятия. А в русском оно есть. Поэтому иностранным гражданам бывает так трудно овладеть русским произношением.
Не верите? Послушайте историю о мальчике Гоше. Ему как-то пришлось обучать русскому произношению не иностранца, а самого настоящего инопланетянина!
Да, да. Встретился Гоше как-то этот забавный пришелец. Выплывает из своей тарелки и говорит:
– Прыуэт! Я Муфф с планэты Пруф. Муфф знайт ваш язык. У Муфа – супэр обучатэл языкам! Муф говорит хорошо. Дауай общаться?
– Отлично, — отвечает Гоша. – Почему бы и нет. Давай поговорим! Как ты, например, добирался к нам? Без проблем?
– Ах, плёхо, плёхо. Я сломал мой лук!
Муфф с планеты Пруф причитает: «Ах, мой лук, мой лук!» – а Гоша стоит и думает: «Странный он какой-то. А лук вообще можно сломать?» Инопланетянин тем временем взял себя в руки и начал объяснять:
– Лук можно рэмонт. Но нужен угол! Нужен угол!
«Так, – думает Гоша, – ещё непонятнее. Кого это он собрался поставить в угол? Свою тарелку? Или вообще меня?»
Инопланетянин видит – его не понимают. И начинает волноваться, объяснять:
– Нам поможет мой друг, Кола!
– Твой друг – газировка?! – поразился Гоша такому странному выбору друзей.
– Нэт-нэт, он тут живот! – объяснил Муфф. Но Гоша только ещё больше запутался: у газировки есть живот? Или что это ему хотят сказать?
И тут подошёл к ним мальчик. И сказал спокойно:
– Привет. Меня зовут Коля. И я не газировка.
– Кола!! – радостно завопил Муфф. Гоша недоумевал: в чем тут дело?
– Дело в том, — пояснил Коля, – что Муфф ещё не очень хорошо выучил русский язык. На его родной планете согласные не различаются по твёрдости и мягкости. Вот он и путается и часто произносит согласные в словах только твёрдо.
Но ничего, мы это быстро исправим!
Первое, что тебе нужно запомнить, друг мой, – это то, что согласные звуки в нашем языке могут быть твёрдыми и мягкими.
Но что это такое? И чем они различаются?
Считается, что у мягких звуков есть дополнительный призвук. При их произношении губы раздвигаются сильнее, а язык сильнее прилегает к нёбу.
Вот, попробуй сравнить: [м] и [мˈ], [в] и [вˈ], [с] и [сˈ].
Есть то, что поможет тебе сравнивать звуки. Ведь мягкость согласных обозначается специальным значком. Видишь? Он похож на запятую, только ставится сверху и справа от звука, мягкость которого мы хотим обозначить.
Например: [л] – твёрдый согласный звук. А [лˈ] – мягкий согласный звук.
Гласные и согласные звуки чаще всего составляют пары. Ты просто спутал мягкие и твёрдые парные согласные. Понимаешь, в чем твоя ошибка?
Муфф очень обрадовался:
– Да, да! [лу]ук – это одно. А [лˈу]к – это другое. Я сломал свой люк!
Есть слово уго[л]. А есть слово уго[лˈ]. Эти слова отличаются мягкостью и твёрдостью одной согласной. Но это разные слова.
Мне нужен уголь!
В словах живот и живёт различие только в мягкости: [в] и [вˈ]. Но слова разные. Он тут живёт!
А какие звуки образуют такие пары?
Муфф очень обрадовался.
– Теперь я знаю русский язык совсем хорошо! Дайте мне мель, я буду писать! О! Вон летит галька: я ее нарисую! А может, пойдём в кафе? Я сегодня ещё не ель…
– Да-а, ты совсем не похож на ель… — удивлённо протянул Гоша, посмотрев на Муффа. А Коля вздохнул.
– Это ещё ничего. Галька, кстати, тоже не летает: это такие камешки. Просто ты, Муфф, ещё не дослушал до конца. Нельзя разбрасываться мягкостью направо-налево. Нужно знать условия, при которых согласные звуки бывают мягкими.
Согласные бывают мягкими, если после них стоит мягкий знак. Не зря он так называется. Буквы я, ё, ю, и, е тоже дарят мягкость согласным, после которых стоят.
шест – шесть,
полка – полька,
Согласные в этих словах получили мягкость, потому что после них пишется одна из этих букв.
Муфф сделал записи и обрадовался:
– Теперь [жˈи]знь прекрасна!
– Это было просто вол[шˈэ]бно!
– Надо встречаться ча[щэ].
Давайте создадим тради[цˈи]ю!
Послушали его Коля и Гоша, переглянулись и вздохнули.
– Послушай, — сказали они, — мы тебе ещё не все рассказали…
Некоторые согласные в русском языке не составляют пары по твёрдости-мягкости.
Есть всегда твёрдые согласные: [ж], [ш] и [ц]. Мягкими они не бывают никогда.
А есть – всегда мягкие согласные: [чˈ], [щˈ] и [йˈ]. Они никогда не бывают твёрдыми.
Условия мягкости на эти звуки просто не действуют. В слове после них может стоять что угодно, но мы будем произносить эти звуки только твёрдо или только мягко. Послушайте:
Широко, жара, циркуль. Мы произносим звуки твёрдо. Хотя у нас есть буквы, которые сигнализируют о мягкости.
Чаша, трещотка, йод.
А теперь букв, которые подают сигнал мягкости, у нас нет. Но мы все равно произносим звуки мягко.
Счастливый Муфф закивал на прощание мальчишкам:
– Спасибо! Теперь русский язык стал гораздо понятнее!
И улетел тренироваться в изучении русского языка на родную планету.
Мальчики отправились на поиски новых приключений и поучительных историй.
А нам остаётся правило, которое мы должны запомнить.
Согласные звуки в русском языке могут быть твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки обычно составляют пары.
Твёрдые звуки: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
Мягкие звуки: [бˈ], [вˈ], [гˈ], [дˈ], [зˈ], [кˈ], [лˈ], [мˈ], [нˈ], [пˈ], [рˈ], [сˈ], [тˈ], [фˈ], [хˈ].
В русском языке также есть всегда твёрдые звуки — [ж], [ш], [ч].
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
Согласные звуки делятся на:
-
мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г’эн], лён – [л’он], диск – [д’ыск], люк – [л’ук], вяз – [в’яз], трель – [тр’эл’].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р’], [п] — [п’], [м] — [м’], [в] — [в’], [д] — [д’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [з] — [з’], [б] — [б’], [г] — [г’], [н] — [н’], [с] — [с’], [л] — [л’], [т] — [т’], [х] — [х’]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э
Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных —
Десять гласных отнимите,
Знаки — твердый, мягкий —
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.
shkolazhizni.ru
Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.
Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.
- Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
- Начните с изучения гласных.
Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.
Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.
- Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.
Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.
- Используйте зеркало.
Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.
- Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.
Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.
- Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
- Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.
Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.
- Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.
Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные
Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.
Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.
Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.
Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.
Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.
Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.
Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.
Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.
Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.
Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
- Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
- Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
- Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
- Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
- Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
- Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
- Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Помощь знатоков. Русский язык для нас
- Темы без ответов
- Активные темы
- ПоискМобильная версия
Помощь знатоков ⇒ Мягкие и твердые согласные
Модератор: Penguin
Сообщение vlad55 » 09 май 2008, 17:29
Я программист, и мне поручено написать программу, которая, в числе прочего, выделяет мягкие и твердые согласные. Как ни удивительно, но мне уже несколько дней не удается это сделать, поскольку я не могу отыскать четких правил русского языка, однозначно определяющие, в каких случаях согласные твердые и в каких мягкие. Супруга пыталась мне помочь, но тоже безуспешно, хотя мы провели целый день в читальном зале. Есть много заумных статей, но конкретики, пригодной для программирования, мы так и не нашли.
Пока что я точно понял только вот что.
Буквы ж, ш, ц всегда твердые.
Буквы ч, щ, й всегда мягкие.
А еще есть буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, которые могут быть в одних случаях твердыми, а в других мягкими.
В этой связи у меня большая просьба: не отсылая меня к сайтам и книгам, напишите прямо здесь, если возможно, в каких случаях эти согласные твердые, и в каких они мягкие. Простым и понятным языком, что бы я из вашего объяснения мог составить алгоритм своей программы.
Сообщение Донни » 13 май 2008, 08:47
Вы совершенно правы — Буквы ж, ш, ц всегда твердые.
Буквы ч, щ, й всегда мягкие.
А еще есть буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, которые могут быть в одних случаях твердыми, а в других мягкими.
кода после перечисленных согласных идут гласные И, Е, Я, Ю и мягкий знак они смягчаются, становятся мягкими, в остальных случаях — остаются твердыми:
твердость — мягкость
бал, болото, быт — Белый, Бита, Бязь, Бюро, дроБь
вата, вода, выпь — Весна, Вишня, Вяз, броВь
газ, горелка Гены, Гиря
дача, дом, дым Дело, Дисграфия, Дятел, Дюшес. и т.д.
Сообщение vlad55 » 13 май 2008, 10:06
1. Означает ли это, что после согласных, которые всегда мягкие, или которые всегда твердые, не может стоять мягкий знак?
2. А еще я слышал, что согласная мягкая перед другой мягкой согласной, например, в слове банщик. Звук «н» мягкий, так как его смягчает последующий мягкий согласный «щ».
Сообщение vadim_i_z » 13 май 2008, 10:53
Сообщение vlad55 » 13 май 2008, 11:20
А втрой вопрос:
согласная мягкая перед другой мягкой согласной, например, в слове банщик. Звук «н» мягкий, так как его смягчает последующий мягкий согласный «щ».
Сообщение Евлалия » 28 май 2008, 20:25
Сообщение Benrath » 06 янв 2009, 19:50
К сожалению, не так все в этом мире просто как, например, таблица умножения
Вот, к примеру, лишь описание вариантов произношения ОДНОЙ буквы «Г»:
» * Звонкий [г] (произносимый с участием голосового тона, как, например, в слове год (латинское или немецкое g).
* Перед «е» и «и» мягкий взрывной [г’] (сочетания с другими смягчающими гласными и с ь крайне редки и встречаются только в заимствованиях: Гёдель, Гюльчатай, Гянджа, Алигьери).
* Также звонкий длительный заднеязычный спирант (происходящий от шума воздуха, трущегося о стенки довольно узкого щелеобразного сужения между задней частью языка и мягким небом), как, например, в сохранившихся под влиянием церковнославянского языка произношении слов Господь, благо, Бога (род. ед.), где он выражает звонкий фрикативный звук [ɦ], сходный с латинским или немецким [h]. Последний звук встречается только в немногих природных русских словах (когда, тогда, всегда, иногда и нек. др.), обыкновенно же он является в словах церковного языка, произношение которого сохранилось под влиянием украинского, в котором г почти всегда h-образное спирантное (за исключением немногих, почти сплошь заимствованных слов, в которых g-образное произношение передается специальной буквой Ґ). Вышеуказанные слова могут произноситься и как обычно — [g].
* Этот же звук в мягком варианте: благие, о Боге, как и выше, допустимы варианты [ɦ] и [g].
* В окончаниях -ого, -его прилагательных и местоимений буква г всегда читается как [в].
В конце слов и перед глухими согласными г означает глухие (произносимые без голосового тона, то есть без участия голосовых связок) заднеязычные:
* взрывной [к] (луг произносится совершенно одинаково с лук) и
* спирант [х] (Бог произносится: [Бох], благ — [блах]).
«