Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Необходимо запомнить
Согласные звуки бывают твёрдыми или мягкими. К примеру, в слове « мяч » произносится мягкий согласный звук [м’], а в слове « мама » — твёрдый согласный звук [м]. На письме произношение твёрдых согласных звуков записывается в квадратных скобках ([р], [с]), а для обозначения мягкости к ним добавляется символ апострофа ([р’], [c’]).
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Нажмите на карточки и узнайте, какие звуки являются твёрдыми, какие звуки являются мягкими, а какие могут быть и твёрдыми и мягкими.
Согласные звуки русского языка бывают твёрдыми и мягкими
Согласные звуки русского языка бывают твёрдыми и мягкими.
Большинство согласных звуков русского языка имеют пару по мягкости-твёрдости. Но есть согласные звуки, которые не имеют какой-либо пары. Звуки [щ′] , [й′] , [ч′] не имеют твёрдой пары. Буквы «ц», «ш», «ж» не имеют мягкой пары.
Мягкость согласных на письме можно показать буквой «ь» (мягкий знак) или гласными буквами «ё», «е», «и», «ю», «я».
- 1
- 2
- 3
- 4
© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
На уроках обучения чтению при знакомстве с очередной буквой согласного звука, в процессе чтения слогов и слов с этой буквой учитель обращает внимание учеников на то, что одна и та же буква может обозначать два звука — мягкий и твердый (на — [на], ни — [н’и]). Букву, на которой удобно это показать, учитель выбирает самостоятельно, исходя из последовательности изучения в букваре, по которому он работает.
Сразу же вводить обозначение твердых и мягких согласных в схемах синим и зеленым цветами не следует. Необходимо предварительно создать и закрепить две новые цепочки ассоциативных связей: «звук — преграда во рту — согласный звук — твердый согласный звук»; «звук — преграда во рту — согласный звук — мягкий согласный звук». Кроме того, важно научить детей правильно произносить мягкие согласные, т.е. подкрепить слуховой образ артикуляционными ощущениями. В противном случае возникает достаточно распространенная среди младших школьников неточность, когда они при фонематическом анализе не обозначают мягкость звука произношением, а говорят: «Это звук [н], он согласный, мягкий». Подобная неточность чревата ошибками в обозначении мягкости согласного звука при письме. А чтобы не возникало затруднений при построении звуковых схем, на этом отрезке работы лучше ограничиться следующими заданиями.
- 1. Послушайте слово. Назовите по порядку согласные звуки.
- 2. Послушайте слово. Начертите звуковую схему. Назовите второй согласный звук.
Начертив схему, ученики найдут и обозначат красным цветом гласные звуки, затем назовут заданный согласный.
- 3. Назовите предмет (действие, признак), изображенный на картинке. Рассмотрите данную схему и скажите, соответствует она названному слову или нет. Назовите первый согласный звук.
- 4. Послушайте слово. Назовите мягкие согласные звуки.
- 5. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Послушайте согласный звук. Если он твердый, произнесите его мягко. Если он мягкий, произнесите его твердо.
Когда ученики овладеют умением опознавать мягкие и твердые согласные звуки и произносить их, перед учителем встает задача удлинить предыдущие связи: «звук — преграда во рту — согласный звук — твердый согласный звук — синий цвет»; «звук — преграда во рту — согласный звук — мягкий согласный звук — зеленый цвет». Решать ее лучше поэтапно.
Сначала ученикам предлагаются упражнения на закрепление первой связи. Дети чертят схемы слов, находят в них твердые согласные звуки и обозначают их синим цветом. Возможны упражнения в действиях обратного порядка: глядя на готовую схему, в которой звуки обозначены красным или синим цветом, ученики характеризуют каждый звук.
Через непродолжительное время (возможно, на том же самом уроке или на следующем) в таких же заданиях отрабатывается и вторая связь: «звук — преграда во рту — согласный звук — мягкий согласный звук — зеленый цвет».
Согласные звуки — это звуки, при произношении которых на пути потока воздуха возникают препятствия. Согласных звуков в русском языке 36. Согласные буквы — это буквы, обозначающие согласные звуки на письме. Их в русском языке 21. Все согласные буквы русского алфавита: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими. Согласные буквы могут быть глухими или звонкими, признака твёрдость/мягкость не имеют.
Твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости/мягкости. Одна и та же буква может представлять соответствующий твёрдый или мягкий звук в разных словах. Например, буква Б обозначает мягкий звук в слове бинт и твёрдый – в слове бык. Мягкость согласного при транскрибировании обозначается запятой (апостроʹфом) справа над значком согласного звука: бʼ.
Мягкими согласные звуки в русском языке становятся, если после них следуют гласные второго ряда (Е, Ё, Ю, Я, И) и Ь. Сравните: спят [спʼат] и спать [спатʼ].
Парные согласные звуки по признаку твёрдость/мягкость
Твёрдые | б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х |
Мягкие | бʼ | вʼ | гʼ | дʼ | зʼ | кʼ | лʼ | мʼ | нʼ | пʼ | рʼ | сʼ | тʼ | фʼ | хʼ |
Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.
Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:
Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.
Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).
Й — особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).
[Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.
Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и [jʼ]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.
Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].
Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.
Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.
Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.
Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.
Таблица глухих и звонких согласных парных:
Звонкие | б | бʼ | д | дʼ | з | зʼ | в | вʼ | ж |
Глухие | п | пʼ | т | тʼ | с | сʼ | ф | фʼ | ш |
Непарные по глухости звонкости согласные звуки:
Звонкие | йʼ | л | лʼ | м | мʼ | н | нʼ | р | рʼ |
Глухие | х | хʼ | ц | чʼ | щʼ |
Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.
В I классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкике согласные звуки, т. е. образуют по мягкости и твердости: о — о , в—в , г—г , д—д’, з—з’, к—к’, л—л’, м—м’, н—н’, п—/г’, р—р’, с—с’, т—т’ ф-ф х-х’.
Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.
Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:
Гласные после твердых согласных:
Гласные после мягких согласных:
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.
Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.
3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.
Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.
Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.
Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.