С раннего возраста дети начинают интересоваться музыкой. К сожалению, вопросы о предпочтениях сына или дочери в этом плане мало волнуют родителей. А музыкальное развитие детей дошкольного возраста – задача весьма важная. И взрослым следует уделять данному вопросу должное внимание.
Если детей принуждают разучивать ноты, гаммы, разные этюды, они не считают все эти занятия музыкой. Часто происходит так, что ребенок обучается игре на определенном инструменте, но не умеет играть ни одной известной ему детской песенки. Музыка, которую его заставляют учить, не слишком ему понятна. Следовательно, занятия становятся для малыша не интересным творческим занятием, а настоящей каторгой. Музыкальным развитием детей дошкольного возраста необходимо заниматься с учетом интересов ребят. Ребенку намного проще слушать и понимать разную музыку, если у него имеется множество музыкальных впечатлений. На вкусы детей влияет окружающая среда, в частности, родители. Интересно, что многие ребята увлекаются классической музыкой.
Дошкольники приходят к выводу, что музыка – неотъемлемая часть жизни человека. Под нее поют, танцуют, веселятся, грустят, отдыхают. Мальчикам и девочкам известны основные музыкальные инструменты, жанры. Родителям стоит объяснять некоторые композиции, которые выражают разные чувства и эмоции.
Дети любят петь. Таким способом они выражают своим эмоции. Они поют также тогда, когда хотят привлекать внимание окружающих, поднять авторитет в детском коллективе. Им нравится петь и танцевать одновременно. Эту любовь к музыке обязательно нужно поддерживать. Вам тоже нравится петь? Делайте это вместе с сыном или дочерью. Занимаясь музыкальным развитием детей дошкольного возраста, вы и сами научитесь многим интересным вещам. Ежедневно давайте малышу слушать классическую музыку. Например, устраивайте увлекательные музыкальные пятиминутки. Включайте понравившийся этюд и отдыхайте. Обязательно посещайте театры, хотя бы иногда – это полезно для общего музыкального развития не только дошкольников, но и взрослых. Дошкольники, как правило, любят балет. «Щелкунчик» Чайковского – то, что обязательно нужно посмотреть. Ваш ребенок учится в музыкальной школе? Принимайте в обучении самое активное участие.
Еще одна интересная идея – организация домашних концертов. Во время таких мероприятий вместе с ребенком исполняйте разные песни. Выбирайте список произведений по вкусу сына либо дочери. Дети обожают пение в караоке. Подобные занятия дают ребенку понять, что музыка несет добро, веселье, радость. Даже если вам кажется, что музыкальные способности чада далеки от идеала, хвалите его и поощряйте. Замечания нужно высказывать в тактичной и мягкой форме. Если же вы придете к выводу, что малышу неприятны занятия музыкой, не принуждайте его к этому. Такие действия приведут к обратному эффекту.
Занятия музыкой помогают ребенку дошкольного возраста развиваться и интеллектуально. Музыкальное развитие заставляет работать все отделы мозга детей дошкольного возраста. Многие исследования доказывают, что обучение музыке положительно влияет на успехи в чтении, помогает развить слух, а также пространственное мышление. Что немаловажно, улучшаются нравственные качества малыша.
В процессе музыкальной деятельности ребенок приобретает конкретные знания о музыке, овладевает определенными навыками. Важно, чтобы во время музыкального воспитания приобретение умений и знаний не было самоцелью. Все это должно способствовать развитию общих способностей детей, формированию духовной культуры личности.
Условия для усвоения музыкальной культуры нужно создавать с ранних лет. Помните, что одни дети могут достигать высокого уровня музыкального развития, другие – более скромного. Вам не стоит слишком много внимания уделять именно этому вопросу. Одна из главных задач взрослых – показать ребенку, что музыка может быть не только средством увеселения. Это важное явление культуры. Покажите малышу, какой разной может быть музыка, сколько эмоций и переживаний можно передать с ее помощью. Занимайтесь музыкальным развитием детей дошкольного возраста регулярно. Только при таком условии вы добьетесь желаемого результата.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
СП «Детский сад №35»
Консультация на тему:
«Возрастные особенности
музыкального развития детей»
Музыка – средство воспитания , когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.
И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Ранний возраст (2-3 года)
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое, оживленное или спокойное настроение. Слуховые ощущения: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (металлофон, барабан).
Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Ребенок овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Младший возраст (3-4 года)
Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной. Заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. Очень важно использовать в этом возрасте интегративный подход, поскольку начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования.
Возрастные особенности музыкального развития детей
младшего возраста
Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения , выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.
Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память .
Более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности : дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).
У детей активно развивается речь . Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности . Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.
Средний возраст (от 4 до 5 лет )
Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. Именно поэтому необходимо шире использовать на занятиях
В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Детям еще крайне важен показ и поддержка взрослого. У большинства детей в этом возрасте есть еще проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них еще не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а так же при исполнении многих движений.
Старший возраст (5-6 лет)
Шестой год жизни детей – это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения. Дети становятся более самостоятельнее, у них ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует большего использования на занятиях коммуникативных игр.
В старшем возрасте у детей развивается ловкость, точность, координация движений. У детей более совершенная речь: расширяется активный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным, что дает возможность использовать в более сложный и интересный репертуар.
Однако все перечисленные способности проявляются индивидуально, и в целом дети этого возраста требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются и устают от монотонности.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;
-могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок;
-могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.
Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается, приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамику движений и многие другие качества, а музыкальные занятия и различная деятельность, связанная с музыкой, помогают развивать эти качества и знания.
Одним из направлений для воспитания гармоничной личности является музыкальное развитие. Представляю Вашему вниманию обзор методик и пособий для раннего музыкального развития детей, которые помогут нам, родителям, заниматься самостоятельно буквально с пеленок.
Метод Карла Орфа
Рожденный в семье музыкантов, Карл Орф создал собственный метод, создающий тандем из музыки и движения. Во главу ставится импровизация, а не традиционная тренировка и зазубривание нотной грамоты. Музыкальные инструменты так же предпочтительны не сложные, требующие многолетней практики, а доступные. такие как ксилофон, колокольчики, треугольники, маракасы. Ребенок должен “играть в музыку”. Российская адаптация метода Орфа представлена Т.Э. Тютюнниковой, автором нескольких книг и федеральной программы музыкального воспитания дошкольников, узнать подробнее о которых можно на сайте http://www.orff.ru/
Пожалуй, самая популярная методика в России и за ее пределами у русскоговорящего населения. Песенки, потешки, танцы, музыкальные сказки и пальчиковые игры позволяют погрузиться в музыкальную среду. Подробнее о занятиях по методике Железновых можно почитать вот в этой статье: http://academy4baby.ru/metodiki-razvitiya/zanyatiya-p..
Программа “Музыкальные шедевры” О.П. Радыновой
Это пособие, которое включает в себя произведения мировой классики,музыкальные шедевры именитых композиторов. Отличительная особенность пособия в том, что композиции подобраны в контрасте, что позволяет ребенку отличать ноты настроения в мелодиях. Очень полезны и беседы о Моцарте, а также музыкальных инструментах, которые познакомят со звучанием и историей возникновения инструментов.
Материал можно скачать в этой теме в группе ВКонтакте: http://vk.com/topic-36669571_26736552
Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников
В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей — «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.
Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.
Первое — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.
Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время — программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.
Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.
Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.
Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни.
Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей — позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления.
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие — мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой — классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его подготовки во многом зависит успех образовательного процесса, в особенности для детей дошкольного возраста. В связи с этим современному педагогу, воспитателю необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности.
Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий.
Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания.
1.Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников. Сущность основных категорий
2. Понятие о системе музыкального воспитания
3. Зарубежные системы музыкального воспитания детей
4. Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и развития детей
1.Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников. Сущность основных категорий
В методике музыкального воспитания категория «воспитание» рассматривается широко: как процесс, связанный с передачей социального опыта от одного поколения к последующему. В данном случае опыт поколений заключен в произведениях музыкальной культуры (текстах музыкальной культуры) и способах деятельности, позволяющих распредмечивать и опредмечивать заложенные в этих текстах смыслы и ценности.
Поэтому музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества.
Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное.
В сущности категории музыкального воспитания дошкольников отражены задачи музыкального воспитания детей этого возраста, которые О.П. Радынова определяет следующим образом:
1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству.
2. Сформировать начала музыкальной культуры,
(она включает в себя:
компоненты музыкально-эстетического сознания: потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса
знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др.)
способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности.
Таким образом, в связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры.
Термин музыкальное образование определяет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Выделяют общее (достаточное для любителей) и специальное музыкальное образование, подготавливающее к профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, педагогической, научной).
Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.
Под музыкальным развитием дошкольников понимается процесс становления и музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования творческой активности ребнка от протейших форм к более сложным.
Все эти понятия тесно связаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка зависит от организаии музыкального воспитания, включая обучение и образование.
Раннее музыкальное развитие детей может дать малышу очень многое. И развитие слуха, чувства ритма и музыкальных способностей — это лишь верхушка айсберга. На самом деле, влияние музыки на ребенка гораздо сильнее. Каждый год ученые проводят все новые и новые исследования, связанные с музыкой для детей, и результаты очаровывают. Одни исследователи заверяют, музыка лечит детей. Другие говорят — делает внешне более красивыми. Третьи уверены — помогает сформировать богатый эмоциональный мир. И, конечно, музыкальные занятия помогают детям легче находить контакт с окружающими, способствуют развитию речи, учат слушать, а также дают психологическую разрядку, дарят гармонию и спокойствие. Положительное влияние музыки на любого ребенка очевидно. Вопрос в другом — с чего начать? Как развивать?
Потешки для малышки
Напевать малышу разные потешки, начиная с самого его рождения, — это самая первая ступень музыкального развития детей. При этом не обязательно петь словами, вначале самые известные мелодии можно напевать просто на «ля-ля».
В дальнейшем можно разучивать потешки на разные случаи жизни. Скажем, умываясь, напевать «Водичка, водичка, умой мое личико», перед сном, конечно «Баю-баюшки-баю», во время еды «Кексом кот кормил кота, кот кряхтел — еда не та» и т.д. Не стоит оставлять привычку время от времени петь, что-то делая, и с более старшими детьми. Конечно, «потешки» вырастут вместе с ребенком. Но умение начать в какой-то момент что-то беззаботно напевать не раз пригодится в жизни. Кроме того, позволить себе такую привычку могут только оптимисты. Так почему бы не поспособствовать тому, чтобы ребенок рос веселым и оптимистичным?
Музыка — фоном
Включать музыку фоном можно во время рисования, пока ребенок кушает, перед сном и т.д. Музыка фоном — несомненно, лучше, чем телевизор фоном. Хорошо, если музыкальные произведения будут разные по жанрам и тематике. Сегодня фоном может быть «легкая» классика, завтра — детские песни из мультфильмов, послезавтра — песенки-обучалочки и т.д.
Музыкальные занятия
Занятия, направленные на музыкальное развитие детей, можно проводить дома, либо посещать соответствующие центры раннего развития для малышей. Подобные уроки, как правило, включают в себя выполнение танцевальных движений под музыку, игру на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, игровой массаж, игры с подражательными движениями и многое другое. Дома такие уроки можно проводить с помощью подсказок-видеоуроков. Помимо развивающих видеопрограмм для музыкального развития детей можно использовать и развивающие мультфильмы. Так, мультфильмы серии «Маленькие Эйнштейны» знакомят детей с произведениями золотой классики, а на протяжении мультфильма сказочные герои просят детей выполнять задания, развивающие чувство ритма.
Песенки для разучивания
Сложно найти детей, которые бы не любили петь (и при этом пританцовывать). Пение полезно не только для музыкального развития ребенка, оно способствует и развитию речи, является прекрасной профилактикой заикания, развивает легкие.
Начинать лучше всего с тех песен, в которых звуки расположены рядом. Мелодия сначала на одной ноте в таких песнях, как «Во поле березка стояла. » или «Далеко-далеко на лугу пасутся ко. ».
Быстро получается разучить и песни из мультфильмов, а также песни, продолжающие известные потешки и детские стихи (например, песни клоуна Плюха — это продолжение таких четверостиший, как «Киска, киска, киска, брысь. », «Мишка косолапый по лесу идет» и др.).
Игры с голосом
Игры, которые позволяют почувствовать ребенку диапазон своего голоса, понять, как им управлять, — тоже один из элементов раннего музыкального развития. Самая простая из серии этих игр — «Звуки животных». Играть в нее можно где угодно — на улице, дома, в общественном транспорте. Ребенку загадывают животное, а он должен ответить, какие звуки это животное издает. Во время этой игры малыш учится управлять своим голосом и понимать, какой звук называется высоким (как у мышки, например), а какой низким (скажем, у мишки).
Читая ребенку сказки, хорошо говорить разными голосами. Дети быстро включаются в такую игру, и в дальнейшем, пересказывая сказку, тоже пытаются голосом манипулировать.
Еще одна игра, позволяющая ребенку играть голосом, называется «Лесенка». На лист картона вместе с ребенком (а если ребенок нетерпелив и непоседлив, то можно сделать лесенку и заранее) нужно приклеить восемь разноцветных ступенек. Затем, на самую низкую, приклеить изображение медведя, затем волка, собаки, петуха, лисички, а на самую верхнюю — мышки. Малыш, шагая пальчиками по ступенькам, должен спеть «ля-ля-ля» голосами тех животных, которые изображены на ступеньках.
Игры, способствующие развитию слухового восприятия
Способность слушать, прислушиваться, понимать звуки не возникает сама по себе даже в том случае, когда у ребенка от природы острый слух. Поэтому с первых лет жизни нужно целенаправленно развивать слуховое восприятие у детей. Сделать это можно с помощью развивающих игр. Их общая цель — открыть для ребенка мир звуков, подружить его с этим миром.
Одна из игр, формирующая целенаправленное восприятие звука, — «Музыкальный волшебник». Ребенку вручают волшебный колпак и палочку. Это самые важные атрибуты любого волшебника. Вообще для ребенка очень важны атрибуты — они приятно волнуют и помогают мысленно перевоплощаться. Итак, превратившись в волшебника, ребенку предстоит показать фокус — угадать, какая из трех игрушек прозвучала. Для малышей это достаточно сложное задание, потому что дети обычно воспринимают игрушку целостно. Их зрительное, звуковое и осязательное впечатление об игрушке — даже о хорошо знакомой игрушке — неразрывно. И чтобы выполнить задание, ребенку нужно помнить все три звука и отождествлять с игрушкой. Возможно, что вначале у малышей не очень хорошо будет получаться отгадывать, но систематические занятия помогут овладеть навыком целенаправленного звукового восприятия. Время от времени игрушки для игры нужно менять. Сначала это могут быть погремушка, неваляшка и игрушка с пищалкой. В другой раз одну из игрушек можно заменить, например, игрушечной гармошкой и т.д.
«Рождение таланта»
К музыкальному развитию ребенка можно подойти и с точки зрения развития музыкального таланта. Тогда стоит познакомиться с различными методиками раннего музыкального развития детей. Это могут быть и традиционные методики Бабаджан, Дзержинской, Петровой (программа «Малыш»), Радыновой, Лазарева («Интоника», «Сонатал») и др. И такие авторские методы, как «Рождение таланта». Его применяют в школе Шиничи Сузуки, согласно ему, у любого ребенка можно развить музыкальный талант. Но только при условии, что обучение начнется рано. Так, скрипку дети берут в руки в 2 года. А в 4 года свободно играют на этом инструменте. При этом обучение ни в коем случае не принудительное, в основе метода — способы, зарождающие у ребенка желание взять инструмент в руки.
Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:
1 этап — музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков.
2 этап — музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе:
· источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;
· увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка — игра;
· содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума.
3 этап — музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
· слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
· исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
Развитие музыкальных способностей детей через различные виды музыкальной деятельности
Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Пение (один из видов исполнительской музыкальной деятельности) способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей.
Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию и т. д.
Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духовных ценностей, накопленных людьми, приобщения к мировой музыкальной культуре. Доступность музыкальной деятельности восприятия уже в первые дни жизни ребенка позволяет начать музыкальное воспитание с раннего детства.
Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребенок осваивает определенные действия: практические, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).
Музыкальная деятельность для детей — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Познание музыкального искусства ввиду специфики музыки осуществляется через эмоциональное ее восприятие. Познание музыки не ограничивается эмоциями. Осмысление эмоционально-образного содержания музыки углубляет, дифференцирует ее восприятие, воздействует на последующую исполнительскую или творческую деятельность детей, протекающую как во внутреннем плане, так и сопровождающуюся внешними действиями.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства—пении и игре на музыкальных инструментах. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени — в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.
В то же время в развитии музыкальных способностей, формировании начал музыкальной культуры различные виды музыкальной деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или в игре на музыкальных инструментах; чувство ритма — в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах, в пении; ладовое чувство — в процессе восприятия музыки, в пении и т. д. Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Как уже отмечалось, восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей.
Сложившиеся в процессе восприятия музыкального произведения представления о его характере, изменении настроений, наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых они переданы, помогают ребенку найти внешние действия, адекватно выражающие музыкальный образ.
В исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) ребенок под руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы передачи, воплощения музыкального образа. В результате этого сложившиеся первоначально, в процессе восприятия музыки, представления о ней уточняются и углубляются. Таким образом, различные виды музыкальной деятельности (в данном случае восприятие и исполнительство) взаимообогащают друг друга. Аналогично проявляется взаимосвязь внутренних и внешних действий в творческой деятельности — в результате поиска способов воплощения замысла, поставленной перед ребенком творческой задачи углубляется восприятие музыки, пополняется арсенал исполнительских умений.
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования . – Минск : Нац. инст. образования, 2012. – 433 с.
2. Ходонович, Л.С. Путешествие в мир музыки / Л.С.Ходонович . – Минск : НИО ; Аверсэв , 2010 . – 254 с.
3. Савельев, Г.В. Развитие музыкального восприятия дошкольников / Г.В.Савельев . – Мозырь : ООО ИД Белый Ветер , 2005 . – 141 с.