Можно ли с младенцем в церковь

Появ­ле­ние детей в пра­во­слав­ной семье все­гда боль­шая радость. Жизнь про­дол­жа­ется, ребе­нок, вопло­ще­ние роди­тель­ской любви, как будто замы­кает круг, окон­ча­тельно объ­еди­няет и делает более пол­ной семью. И вполне есте­ственно жела­ние роди­те­лей при­об­щить свое чадо к цер­ков­ной жизни, сде­лать его пол­но­прав­ным чле­ном Церкви Христовой.

Конечно, самый пер­вый шаг на этом пути — кре­ще­ние ново­рож­ден­ного. С того дня, как малыш при­ни­мает свя­тое Кре­ще­ние, он полу­чает право участ­во­вать в Таин­ствах Церкви, конечно, пока только в Таин­стве Евха­ри­стии, то есть — причащаться.

Пока ребе­нок мал, роди­тели, придя в храм, могут дер­жать его на руках или в коляске. Мла­денцы боль­шей частью спят, и поэтому не достав­ляют осо­бых хло­пот своим роди­те­лям. Но вот про­ле­тел год, и в один пре­крас­ный день сын или дочь вхо­дят в храм уже на своих ногах. И с этого и начи­на­ются проблемы…

Нередко при­хо­дится слы­шать от при­хо­жан жалобы на то, что малые дети мешают молиться. Хочется побыть в тишине, а тут — то бегают, то кри­чат, то салки-пря­талки. И как быть? Как быть при­хо­жа­нам, кото­рые рас­счи­ты­вают на бла­го­го­вей­ную обста­новку во время бого­слу­же­ния? И как быть моло­дым мате­рям — совсем не водить детей в храм?

Реше­ние этого вопроса не может быть одно­бо­ким. Стро­ится оно на ком­про­мис­сах, впро­чем, как мно­гое в этой жизни, и идти навстречу друг другу должны обе стороны.

При­хо­жане должны пони­мать, что нельзя лишать детей бого­слу­же­ния и при­ча­стия. И их тер­пе­ли­вое и пони­ма­ю­щее отно­ше­ние к шумя­щим детям — малень­кая жертва ради Хри­ста, потому что детей при­вели в храм, чтобы и они вку­сили радо­сти пре­бы­ва­ния с Богом. Дети шумят не потому, что они небла­го­че­стивы или одер­жимы. Они шумят потому, что они не могут иначе, ведь они всего лишь дети. Пони­мая неудо­воль­ствие моля­щихся, все же необ­хо­димо напом­нить о том, что надо быть тер­пи­мее и снис­хо­ди­тель­нее и о при­зыве Гос­пода не мешать детям при­хо­дить к Нему.

А теперь обра­тимся к мамам и папам. Ваше жела­ние посе­щать храм вме­сте с ребен­ком вполне понятно и похвально. Однако не стоит забы­вать, что детишки могут на самом деле мешать бого­слу­же­нию и молитве дру­гих людей, поэтому свои посе­ще­ния храма с малень­кими детьми необ­хо­димо как сле­дует про­ду­мы­вать. Да, они дети и им мно­гое поз­во­ли­тельно. Мно­гое, но не все.

Прежде всего, хочется упре­дить от сле­до­ва­ния реко­мен­да­циям, раз­ме­щен­ным в неко­то­рых пра­во­слав­ных кни­гах: ребенка надо водить в храм как можно чаще и на как можно дольше, а жела­тельно — сто­ять с ним всю службу от звонка до звонка. Мол, так дети учатся нахо­диться в храме. Ничего подоб­ного. Физи­че­ское нахож­де­ние ребенка в храме не при­учает его к бого­слу­же­нию и не делает его авто­ма­ти­че­ски пра­во­слав­ным. Да, дети довольно быстро усва­и­вают обста­новку бого­слу­же­ния, и при­вы­кают к ней, но при­вы­кают в худ­шем пони­ма­нии этого слова.

Не гони­тесь за бла­го­че­сти­выми рекор­дами, как это делают неко­то­рые папы и мамы, стре­мя­щи­еся взрас­тить вто­рого Сер­гия Радо­неж­ского или Ксе­нию Петер­бург­скую. Неуме­лым, гру­бым “при­уче­нием” к храму вы можете только оттолк­нуть ребенка от него. При­ни­майте сво­его ребенка таким, каков он есть, каким его сотво­рил Гос­подь, не всем дано быть вели­ким подвиж­ни­ками от утробы матери, а если уж вашему ребенку уго­то­вано стать све­то­чем пра­во­сла­вия, то свя­тость его не минет.

До опре­де­лен­ного воз­раста ребенку невоз­можно объ­яс­нить, как надо вести себя в храме, да и в силу сво­его воз­раста дитя не смо­жет про­сто­ять на месте два часа, ведь дети как будто сотканы из энер­гии. Чем актив­нее ребе­нок, тем выше веро­ят­ность того, что помнется он, помнется рядом с мате­рью, да и побе­жит искать раз­вле­че­ний. В итоге дети в храме начи­нают играть, шуметь, рисо­вать, пол­зать по солее, валяться по полу, в то время, как их мамы стоят, погру­жен­ные в молитву. Спо­соб­ствует ли такое нахож­де­ние в храме взра­щи­ва­нию бла­го­че­сти­вого хри­сти­а­нина? Ответ на поверх­но­сти. Вме­сто при­ви­тия бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к бого­слу­же­нию, ребе­нок полу­чает весьма нега­тив­ный урок: в церкви скучно, там нечем заняться, поход в храм — про­сто убий­ство вре­мени. Ни в коем слу­чае нельзя, при­водя дитя в храм, отпус­кать его на воль­ный выпас! Если вы при­шли с ребен­ком в храм, вы должны кон­тро­ли­ро­вать то, чем он занят во время бого­слу­же­ния. А, зна­чит, вы должны при­хо­дить в цер­ковь на такое коли­че­ство вре­мени, в тече­ние кото­рого смо­жете это делать.

Самое глав­ное в этом вопросе — инди­ви­ду­аль­ный под­ход. Никто, кроме самих роди­те­лей, не знает сво­его ребенка настолько хорошо, чтобы дать реко­мен­да­цию — как часто при­во­дить дитя в храм и на сколько. Такие реше­ния пол­но­мочны при­ни­мать исклю­чи­тельно сами роди­тели. Дети бывают раз­ные — шуст­рые и не очень, шум­ли­вые и тихони, тер­пе­ли­вые и с “пол­кило взрыв­чатки”. Поэтому с актив­ными детьми надо при­хо­дить ближе к при­ча­стию, с детьми спо­кой­ными можно и пораньше — глав­ное, чтобы они не успе­вали заску­чать, и не воз­ни­кало жела­ния пре­да­ваться безделью.

Детям постарше уже можно объ­яс­нять ход бого­слу­же­ния. Ребенку, кото­рый знает, что про­ис­хо­дит в храме, уже не будет так скучно на бого­слу­же­нии, он будет чув­ство­вать себя его участ­ни­ком, а не про­сто сто­рон­ним наблю­да­те­лем. Дома вме­сто молит­вен­ного пра­вила, можно исполь­зо­вать цер­ков­ные пес­но­пе­ния, объ­яс­няя незна­ко­мые слова — так ребе­нок научится пони­мать пение, а затем и сами молитвы.

С малень­кими детьми лучше нахо­диться в тра­пез­ной части храма, позади всех моля­щихся, — так вы будете меньше при­вле­кать к себе вни­ма­ния, да и если ребе­нок зака­приз­ни­чает, с ним будет проще выйти из храма на улицу. Шум­ные игры и чрез­мерно актив­ные раз­го­воры детей сле­дует, конечно, пре­се­кать. С одной сто­роны, конечно, — “что с них взять — дети”, но с дру­гой с самого ран­него воз­раста необ­хо­димо уста­нав­ли­вать меру. Да, на довольно про­дол­жи­тель­ное время, два-три года, а, может, и больше ваша пре­бы­ва­ние в церкви будет боль­шей частью посвя­щено не молитве, а сле­же­нию за малень­кими непо­се­дами — это тоже часть мате­рин­ского кре­ста, одна из его состав­ля­ю­щих. Быть роди­те­лем зна­чит, при­но­сить зна­чи­тель­ную часть своих инте­ре­сов в жертву. Это каса­ется и при­выч­ного рас­по­рядка духов­ной жизни.

Как же быть, если очень хочется спо­койно посто­ять на бого­слу­же­нии? Осо­бенно, если соби­ра­ешься при­ча­ститься? Ребенка вовсе необя­за­тельно водить на все без исклю­че­ния службы. Если у вас есть кто-то, кто может поси­деть с малы­шом во время вашего отсут­ствия: муж, мама, све­кровь, сестра, брат, подруга или наем­ная няня — заме­ча­тельно. При­вле­кайте род­ствен­ни­ков к помощи. Если же такого чело­века нет, то надо при­хо­дить с ребен­ком не на все бого­слу­же­ние, а ближе к при­ча­стию. Если вы с супру­гом оба посе­ща­ете храм, то можно чере­до­ваться: в один день молится мама, а за ребен­ком сле­дит отец, в дру­гой день молится папа, а мама сле­дит за ребенком.

При появлении ребенка на свет, каждая православная мама задается вопросом, когда после родов можно идти в церковь. Есть несколько обрядов, которые обязательно необходимо выполнить над новорожденным младенцем и его матерью, среди которых самым главным является крещение. На этот счет православная церковь имеет ряд ограничений. Некоторое время после родов у женщины наблюдаются послеродовые кровянистые выделения. По мнению большинства представителей православного сообщества, заходить в храм, выполнять церковные обряды, прикасаться к святыням в это время цикла и послеродовой период запрещено. Однако, не все служители церкви солидарны с ним.

Согласно суждению некоторых священнослужителей, запреты на посещение храма – это пережитки прошлого, женщина может приходить в церковь в любое время. Между тем, посещение храма матерью и ее ребенком необходимо. Священник должен прочитать определенные молитвы над женщиной и провести обряд воцерковления и крещения младенца. Эти действия являются обязательными для православных людей. Когда же можно посещать храм, какие могут быть на это ограничения и какие обряды необходимо выполнить? Подробности можно узнать, читая дальше.

Когда можно идти в храм?

Согласно бытующему мнению в православии женщина может заходить в храм через 40 дней после родов. Это связано с тем, что в течение этого времени происходит очищение организма матери от лишней крови, питавшей матку во время беременности. Так как эта кровь выходит через половые органы, такие выделения принято считать нечистотами, а женщину, у которой они происходят является нечистой. Эта нечистота сопоставима с менструальными выделениями. Во время критических дней ходить в храм также запрещено.

У каждой роженицы период, когда происходит выделение лохий может быть разным. В среднем это может продолжаться в течение 3-6 недель. У кормящих женщин этот период может быть значительно короче. Церковью был определен период в 40 дней, в течение которого посещение храма недопустимо. Именно на это значение следует ориентироваться молодым мамам. Есть ряд других причин, по которым не следует посещать храм, не дожидаясь этого дня.

Храм – это место, которое посещается большим количеством людей, среди которых могут быть и нездоровые прихожане. Во время беременности и во время родов организм женщины подвергается большим нагрузкам, в следствие чего в послеродовой период он очень ослаблен и восприимчив к различным вирусам. Что касается ребенка, в первый месяц он только начинает осваиваться в новом мире, его иммунная система только зарождается. В связи с этими обстоятельствами маме и новорожденному малышу стоит первое время воздержаться от посещения людных мест.

Почему не стоит идти в церковь раньше 40 дней:

  • наличие лохий – послеродовых желтых выделений;
  • ослабленность организма кормящей матери;
  • незрелость иммунной системы малыша.

Не все священнослужители так категоричны. Многие из них не считают грехом заходить в храм не только в послеродовой период, но и во время критических дней. Они связывают ограничения с ветхозаветными запретами. Когда Иисус принес свою жизнь в жертву, совершив тем самым высший акт милосердия, он снял эти ограничения. Другим аргументом, говорящим в пользу более раннего посещения, является мучительный процесс родов. Женщина должна произвести на свет своего ребенка в страданиях. Это является расплатой за первородный грех. После того, как роженица испытает муки, она может прийти в храм и поблагодарить Бога за великое счастье – рождение ее ребенка.

Обратите внимание: запрет на поход в храм можно объяснить практическими причинами – отсутствие средств личной гигиены. В церкви нельзя проливать кровь, независимо от того, каким образом это произошло.

Чтобы узнать, через сколько дней после родов можно идти в церковь, женщине следует посоветоваться со священником того храма, который она планирует посетить.

Какие обряды выполняются после рождения ребенка?

Первый поход в храм после родов должен включать выполнение определенных действий. Все они выполняются в определенной последовательности. Считается, что в период с родов и до 40 дня мать отлучается от церкви. Именно поэтому так важно по окончании этого времени прийти в храм, чтобы священник выполнил обряд очищения.

Полная последовательность производимых действий:

  • Исповедь.
  • Причастие.
  • Священник читает над матерью очистительные молитвы.
  • Молитвы над младенцем – воцерковление.
  • Крещение ребенка.

Исповедаться и причащаться должна женщина перед очищением. Исповедь – это признание своих грехов и раскаяние в них. Причастие – таинство, предполагающее вкушение освященного вина и хлеба. Вино – символизирует кровь Христа, а хлеб – его плоть. После этих действий христианин считается чистым от грехов. Над прошедшей эти обряды женщиной читаются очистительные молитвы. В некоторых церквях матери запрещают присутствовать на крещении ребенка. Она ждет окончания действия за пределами храма. Во время таинства крещения младенец будет находится с крестными родителями. Считается, что все эти действия должны совершаться на 40 день после родов.

Однако, это не всегда удается. Плохое самочувствие женщины или ее ребенка, неотложные дела – все это может отодвинуть выполнение необходимых обрядов на некоторое время. До этого времени женщина может молиться о себе и своем ребенке в домашней молитве. Также согласно правилам, над матерью читается особая молитва сразу после родов. Малыш нарекается именем молитвы на 8 день. При необходимости, крещение ребенка может проходить до наступления 40 дня.

Могут быть разные ситуации, когда верующей матери нужно прийти в храм. Многие священники могут разрешить это с учетом обстоятельств. Как и было отмечено, мнения о возможности посещения в послеродовой период и во время менструации разделились. Часть наиболее строгих представителей считают, что нужно придерживаться тех требований, которые указаны в Ветхом Завете.

Это важно! Время, когда женщине после родов можно посещать храм, участвовать в таинствах и прикасаться к святыням стоит уточнить у батюшки своей церкви. При определенных условиях он может позволить это до наступления 40 дня. В том случае, если жизни женщины угрожает тяжелая болезнь, может быть сделано исключение.

Более лояльные священники говорят о том, что менструальные и послеродовые выделения – это физиологические процессы, не связанные с грехопадением женщины. Те священнослужители, кто разрешает посещения, все же уточняют, что прикасаться к святыням и проходить обряд причастия в этом состоянии нельзя. Первое посещение храма матерью и ребенком – это особый день в их жизни. Крещение предполагает, что малыш принимает православие и с этого времени относиться к православным христианам. До проведения необходимых обрядов роженица считается отлученной от церкви. После положенных 40 дней и очищения мать принимается обратно. Такой порядок является общим и не учитывает разные жизненные ситуации. В спорных обстоятельствах стоит обратиться к священнику за советом.

Можно ли с младенцем в церковь

Для чего необходимо приносить в Храм младенцев?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Предлагаем Вашему вниманию ответ православного священника на вопрос прихожанина Храма о пребывании детей в Храме:

Вопрос: «Когда прихожу в церковь на службу, то вижу много маленьких детей. Не всем детям там интересно, они, по возрасту, не понимают церковной службы, устают. Мне их жалко. Не правильнее было бы приводить детей в храм ненадолго и в более разумном возрасте?»

Ответ священника: «Не только дети, но и многие взрослые не понимают хода богослужения и устают, бывая в церкви. Именно потому, что их с детства не водили в Храм и у них нет привычки к церковному пространству, к особенной жизни в нем.

Храм, храмовая служба, сам воздух Храма, оказывают сильнейшее влияние на формирование личности и даже на физическую природу младенца. Уже во время Крещения и первых причастий, бывают заметны дети, чьи матери, во время беременности, часто приходили в Храм.

Можно ли с младенцем в церковьВам кажется, что если младенцу непонятны действия и слова церковной службы, то ему нечего и маяться на ней? Но младенец так же не способен осознать многих действий и слов, свидетелем которых бывает в своей семье. Однако умные родители избегают раздраженных речей и ссор рядом с детской кроваткой. Они догадываются, как может сказаться атмосфера семейных скандалов на развитии малыша, хотя тот и не понимает, о чем речь.

Зная, что окружение ребенка влияет на него и помимо сознания, умные родители стараются создать в доме атмосферу ласки, любви и покоя. Заметьте, как меняется лексикон и сам голос у молодых родителей.

Храм — это частица Неба на земле. Как выносят и выводят детей под открытое небо, чтобы они дышали свежим воздухом, так приносят и приводят их в Храм, чтобы они надышались воздухом духовным, воздухом молитвы, воздухом, в котором, в церковных Таинствах, пребывает с нами Христос.

Кроме того, ребенок должен, возрастая, видеть молящихся родителей, других людей. Без такого примера вы никогда, никакими словами, не объясните ему, что такое церковная служба и зачем она нужна.

Церковный малыш точно знает, что люди не только спят, едят, работают и разговаривают. Он знает, что они еще и молятся. Знает не из рассказов или из телевизора, а из собственного опыта – самого верного источника знаний».

Согласно установленным церковным канонам, приближаться и прикасаться ко всему святому может человек чистый духовно и физически. Процесс естественного очищения организма родившей женщины церковь причисляет к физическим нечистотам.

На вопрос о том, когда можно недавно родившей войти в храм, священники отвечают: «Через 40 дней после деторождения». По истечении этого срока идти в церковь женщина может с новорожденным. В этот день священник возносит молитву о матери, а потом и о младенце. После этого, если дитя уже покрестили, совершается обряд его воцерковления. Есть много причин для запрета женщине посещения храма через несколько дней после родов:

  • Женская «нечистота». Во время менструальных (и послеродовых) выделений происходит очищение, избавление от нечистот женского организма. Это делает её «нечистой», запрещает прикасаться к святыням.
  • В церкви нельзя проливать ничью кровь. В давние времена никаких средств гигиены не существовало, отсюда запрет на посещение богослужений в критические дни.
  • Большое скопление людей может негативно отразиться на здоровье женщины и её малыша. Это самый мирской довод, но если задуматься, то первые недели жизни малыша полны материнских хлопот. В это время женщина привыкает к роли матери, безраздельно отдана своему чаду. Контакты с внешним миром могут помешать их естественному единению.

Почему необходимо ждать сорок дней?

Церковь запрещает женщине посещение храма и прикосновения к святыням во время ежемесячных выделений. Потому что выделение из половых органов человека считаются нечистотами, а человек, у которого это происходит, в этот период считается нечистым. Женские физиологические выделения у после родов обычно длятся около 6 недель или 40 дней — это период для восстановления организма, который стоит посвятить не походам в церковь, а заботам о себе и новорожденном ребёнке.

Не стоит забывать, что женский организм после родов ослабевает, да и иммунитет новорожденного в первые недели жизни еще не окреп. Поэтому большое скопление людей, массовые мероприятия могут пагубно отразиться на здоровье мамы и ее ребенка. Это еще одна причина запрета вхождения недавно родившей женщины в храм.

Но в современном христианском мире многие священники допускают женщину в храм и во время месячных, и в послеродовой период. Существование всевозможных средств личной гигиены упразднило физиологическую суть вопроса.

Ограничение посещения церкви для прихожан прописанные в Ветхом Завете, но Иисус Христос своей жертвой отменил эти правила. Рождение ребёнка в муках — это плата человечества за грехопадение. Если молодая мама хочет отблагодарить Господа за дитя своё — в этом нет ничего греховного, и двери храма для неё должны быть открыты.

В наше время мнения патриархов разделились: одни позволяют женщинам входить в храм независимо от физиологического состояния, молиться, но не разрешают причащаться (касаться святынь), другие выступают против прихода женщины в определённые дни цикла (или после родов) в церковь.

Критические дни даны женщине от природы, это страдания помимо её воли. И поэтому, по мнению сербского патриарха Павла, месячное очищение не делает её нечистой. Приняв все гигиенические меры, можно заходить в храм, прикладываться к иконам, принимать антидор и освященную воду, петь. Но в случае если женщине не угрожает смертельная болезнь, причащаться или проходить обряд крещения, во время кровотечений запрещено. Обычно разрешение на посещение храма в особые дни необходимо получить у своего духовника.

Обряды после рождения ребёнка

Каждая мать-христианка приносит своего ребёнка в храм, как это сделала Матерь Божья в сороковой день от рождения Спасителя. Эта традиция предполагает вознесение молитвы над матерью, а следом и над ребенком. Ещё на первый день после родов над матерью читается молитва, а для благословения дитя и наречения его именем молитвы читаются на восьмой день.

Во время проведения обряда крещения человек приходит в новую жизнь, принимается в ряды христианского общества. Введение ребенка в храм (или другими словами воцерковление) сравнимо с действом, закрепляющим права новоиспечённого члена этого общества. Крещением человек получает права и воспринимает обязанности верующего христианина, на сороковой же день он вступает в общество верных Христу, приближается к жертвеннику Господнему, сосредоточению христианской благодати.

Почему нельзя маме присутствовать на крещении детей?

В одних храмах разрешается присутствовать на обряде, это связано с тем, что молитва сорокового дня читается в день крещения ребенка. В других храмах молодую маму не пускают на обряд крещения дитя, а приглашают на службу в ближайшие выходные и тогда совершают над ней молитву очищения. Так что никаких запретов на присутствие мамы во время крещения нет, кроме ограничения по времени – необходимо дождаться сорока дней после родов и получить благословение от батюшки (прочтение «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Многие священнослужители, придерживаясь ветхозаветной традиции, всё же не разрешают заходить в храм женщинам во время менструальных или послеродовых выделений.

Иные священники утверждают, что это исторические пережитки и оскверняет человека только грех, а физиологические процессы – это естественные, нормальные явления в них нет ничего греховного, чего бы надо было стыдиться.

Самое верное решение, когда можно идти в храм после родов, подскажет духовник или батюшка той церкви, которую хочет посетить молодая мама.

В семьях, где родители воспитывают детей в православии, однажды наступает момент, когда ребенок первый раз идет в церковь. Каждый родитель ждет этого с определенным сомнением, а иногда даже страхом. Как воспримет маленький христианин множество икон и атмосферу в целом? Как поведет себя в Доме Господнем? Не будет ли капризничать? И много других вопросов, которые способны негативно повлиять на первый опыт посещения церкви.

Задача родителей – успокоиться, ведь их нервозность обязательно передастся и их ребенку.

  1. В каком возрасте и как ребенку стоит первый раз посетить церковь
  2. Что же все-таки должны делать родители, чтобы знакомство с церковью оставило в душе ребенка только приятные ощущения
  3. Книги, как способ подготовить ребенка
  4. Напутствие родителям, решившим приобщить своего ребенка к церкви:

В каком возрасте и как ребенку стоит первый раз посетить церковь

Можно ли с младенцем в церковьВозрастных ограничений, на то, чтобы привести ребенка в церковь, нет. Однако целесообразно соблюдение определенной поэтапности в процессе знакомства с церковью. В самом начале с ребенком стоит просто прогуляться рядом с Храмом. Малыш должен привыкнуть к его внешнему облику и проявить интерес. У него должно появиться желание зайти внутрь.

Вторым этапом является посещение церкви в то время, когда там не проводятся служб. Этот этап должен занять столько времени, сколько будет необходимо ребенку, чтобы почувствовать себя комфортно.

Впоследствии уже можно посетить службу. Выбирая службу для первого посещения с малышом, обращайте внимание на длительность службы. Маленькому ребенку будет довольно сложно провести длительный период времени на ногах и в относительном молчании.

Что касается исповеди, то по традиции церкви, исповедь у ребенка начинается с 7 лет. К этому событию требуется особая подготовка.

Дополнительно можно узнать, с какого возраста детей принимают в воскресную школу. Как правило, обучаться в такой школе дети начинают с пятилетнего возраста. Но случаются и исключения, ребенка могут принять и в ранее.

Что же все-таки должны делать родители, чтобы знакомство с церковью оставило в душе ребенка только приятные ощущения

По мнению священнослужителей, основная задача родителей – воспитывать детей в благочестии.

В семье, где отношения построены на любви, обычно не доставляет труда объяснить ребенку, почему нужно любить Господа. Свои отношения с церковью ребенок, как правило, строит по аналогии с отношениями своих родителей.

Недопустимо со стороны родителей, пугать детей, говоря фразы, типа «Бог накажет». Услышав такое, ребенок вряд ли сможет позитивно настроиться на посещение церкви.

Книги, как способ подготовить ребенка

Сегодня существует огромное количество книг направленных на православное воспитание и приобщение ребенка к церкви.

• Это, прежде всего, детская библия.
• Различные книги в помощь родителям о подходах к воспитанию.
• Непосредственно детские книги – различные сборники стихов и рассказов, которые в игровой (для самых маленьких) и в поучительной форме рассказывают ребенку о благочестивом поведении.
• Существуют также сборники произведений, объединенные общей тематикой. Например, посвященный Празднику Пасхи.

Регулярное прочтение таких книг познакомит ребенка с миром церкви, даст понимание основных законов. И посещение ее уже не будет так сильно пугать своей неизвестностью.

Помимо общих подходов и правильного, с точки зрения церкви воспитания ребенка, он должен знать основные этические нормы нахождения в церкви:
Можно ли с младенцем в церковь
• Дресскод или требования к внешнему виду при посещении церкви.
Здесь важно знать правило покрытой головы у девочек и, наоборот, необходимость снять головной убор при входе, у мальчиков. Во внешнем облике обязательно должна быть сдержанность.
• Правила поведения в церкви
В церкви тихо, а значит и ребенку стоит постараться объяснить, почему здесь не принято громко разговаривать, необходимо отключать мобильные телефоны и избегать прочих действий, способных помешать другим прихожанам.
• Правила поведения во время службы
Ребенку довольно сложно заранее запомнить порядок действия во время службы, но рассказать про это все-таки стоит. Это позволит в дальнейшем более органично вписаться во все происходящее в Храме.

Напутствие родителям, решившим приобщить своего ребенка к церкви:

1. Не навязывайте. Дождитесь того момента, когда ребенок заинтересуется и захочет посетить Храм

2. Не читайте лекций. Погружение в основы православного воспитания или рассказ о проводимых службах не должно быть похожим на урок. Нельзя сдерживать свободу сознания ребенка, соблюдайте принцип гармонии в развитии и просвещении ребенка

3. Начинайте с себя. Довольно сложно привить ребенку то, что не делают родители. Если посещение церкви в семье это норма, то и первое посещении церкви для ребенка не будет стрессом.

4. Сохраняйте спокойствие. Дети непосредственны и запрограммировать их поведение нельзя. Поэтому если в процессе первого посещения церкви ребенок повел себя неподобающе или испугался, не стоит расстраиваться. Значит, время еще не пришло, и стоит попробовать повторить попытку позже.

Можно ли с младенцем в церковь

Можно ли с младенцем в церковь

Можно ли с младенцем в церковь

Можно ли с младенцем в церковь

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ В ЦЕРКВИ НАСТОЯЩИЕ И БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ

Подробности Категория: Родителям Опубликовано 30.08.2016 09:50

С беременностью и воспитанием детей у православных людей связано много вопросов, некоторые из них носят суеверный характер.

– Можно ли беременной женщине заходить в храм?

–Посещать храм будущей маме нужно регулярно. Важно не только поблагодарить Бога за произошедшее зачатие, но и на протяжении всей беременности молиться о том, чтобы Бог помог выносить малыша, дал ему и будущей маме здоровья. Необходимо также молиться Богу о благополучном родоразрешении. Даже если ребенок был зачат во грехе (вне церковного брака), посещать церковь женщине не только не запрещается, но также рекомендуется. Только Господь может успокоить, даровать прощение, надежду и любовь. Обязательно нужно исповедоваться и причащаться во время беременности.

– Можно ли беременной женщине ходить на кладбище?

– Церковных запретов на посещение кладбища беременной женщиной нет и быть не может. Если будущая мама хорошо себя чувствует, и ей хочется посетить могилы близких и дорогих сердцу людей, то, конечно, она может туда пойти. Если посещение кладбища вызывает у беременной женщины слезы, для нее это стресс, который может спровоцировать ухудшение самочувствия мамы и малыша, то лучше отложить посещение кладбища. Главное, чтобы за нежеланием беременной женщины идти на кладбище, не стояла вера в суеверия, так распространенные в народе.

– Грех ли делать УЗИ во время беременности?

– Делать УЗИ не является грехом. Но делать его следует только по показаниям врача, а не из любопытства, чтобы узнать пол ребенка или получить 3-D фотографию на память. На сегодняшний день нет достоверных исследований, подтверждающих потенциальную опасность или безопасность УЗИ, поэтому каждой будущей маме нужно взвесить все «за» и «против» данного исследования для будущего малыша. Известны случаи, когда своевременно выявленные на УЗИ патологии развития ребенка удавалось вылечивать, и тогда УЗИ оказывалось благом, но очень часто встречаются и ошибки в постановке диагноза, которые заставляют будущих родителей переживать до самых родов, и даже способны подтолкнуть к греху аборта.

– Может ли беременная женщина быть крестной?

– Беременная женщина может быть крестной и мальчиков и девочек – не слушайте суеверные опасения! Будущая мама может участвовать во всех Таинствах Церкви.

– Можно ли беременной присутствовать на отпевании и ставить свечи за упокой?

–Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем. Если беременная женщина хорошо себя чувствует, то, конечно, ей можно присутствовать на отпевании. Слушать тех людей, кто говорит, что ходить в храм, на кладбище или присутствовать на отпевании нельзя, потому что может случиться что-то плохое с ребенком, ни в коем случае не надо. Верить суевериям смертельный грех.

– Как православные христиане должны относиться к таким суевериям как: нельзя покупать вещи будущему ребенку, нельзя придумывать имя и узнавать пол малыша, нельзя стричься беременной женщине и т. д.

–Эти бытовые суеверия широко распространены, но верить в них грех. Смело покупайте вещи малышу, выбирайте имя, готовьте кроватку и коляску – не лишайте себя этой радости во время беременности.

– И самое главное суеверие: нельзя показывать ребенка после родов 40 дней.

– Это очередное суеверие, которому подвержены молодые родители. Показывать ребенка, конечно, можно, а вот верить в сглаз и порчу, которую могут навести увидевшие малыша люди, грех. С сороковым днем от рождения связана православная традиция крестить ребенка. По исходе 40 дней читается очистительная молитва над матерью младенца, которой (молитвой) она очищается от духовной и телесной скверны, связанной с рождением ребенка. До этого матери нельзя участвовать в церковных Таинствах, прикладываться к иконам и ставить свечи.

– Дочь просит купить ей нательный крестик с украшениями. Стоит ли покупать?

– Крест – это важнейший символ, которым мы свидетельствуем миру и напоминаем себе о самом главном, о жертве Христа нас ради и нашего спасения. Если дочь просит купить ей такой крестик, купите и освятите в храме. Главное, чтобы она его носила, а с украшениями он будет или нет, не столь важно.

– Можно ли 12-летнюю дочь бить ремнем?

– Физические меры наказания, такие как ремень, использовать нельзя. Насилие недостойно человека, особенно если оно совершается по отношению к слабому, тому, кто заведомо не может ответить и всем своим существом предан тебе. Если родитель и применяет физическое наказание, оно должно совершаться, во-первых, в редких случаях, и, во-вторых, со спокойным сердцем, взвешенно, а не в гневе или крайней степени раздражения.

Консультационная служба

Отдела религиозного образования и катехизизации

Тверской и Кашинской епархии

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

можете сослаться например на иерея Сергия из Москвы, фамилию не знаю правда — forum.nanya.ru/topic/29509-kak-molitsia-za-nekreschennogo-mladentca/

ну или погуглить более авторитетные источники.

поправка: за младенца можно писать записку, но без имени, в таком случае пишут записку за крещеную мать и к ее имени добавляют «со чадом» или «со чады»

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Церковная записка – разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подваемый для поминовения на проскомидии или ектении.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших для молитвенного поминовения. Эту книжку христианин приносит в храм для подачи записок на проскомидию и ектении, на молебны и панихиды, ее он читает ежедневно в своих домашних молитвах.
Помянник – это запись на молитвенную память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Вскоре после рождения ребенка православные женщины задаются вопросом: когда можно в церковь после родов. По суждению некоторых священнослужителей на молодых мам накладываются некоторые ограничения при посещении храма.

Можно ли с младенцем в церковь

Почему женщине нельзя входить в храм сразу после родов

Религиозные правила гласят, что входить в храм и прикасаться к святыням может только духовно и физически чистый человек. Грех приводит к нравственной нечистоте. В книгах Ветхого Завета приводятся примеры физической нечистоты: гнойные выделения, менструальное кровотечение, проказа, послеродовые выделения у женщин.

Есть несколько причин, почему женщине не рекомендуется посещать церковь в первые дни и недели после родов:

  1. Послеродовые лохии – это своего рода очищение организма женщины от нечистот. После окончания выделений молодая мама может входить в двери храма и прикасаться к святыням.
  2. В первые недели после рождения ребенка организм матери уязвим, иммунитет снижен. В период восстановления следует избегать большого скопления людей в замкнутом пространстве.
  3. По религиозным канонам в храме нельзя проливать кровь.
  4. Согласно Библейскому писанию Святая Мария вошла в храм с младенцем на руках только на 40 день. Традиция соблюдается до сих пор.

Когда идти в церковь после родов

На сегодняшний день мнения священников насчет посещения церкви женщин после родов разделились. Кто-то из них не разрешает женщине, у которой не закончились лохии, входить в храм. Некоторые пускают молодых мам, но не позволяют прикасаться к святыням.

Как правило, молодой маме рекомендуется подождать 40 дней перед посещением церкви после рождения ребенка. Как раз к этому времени послеродовые выделения (лохии) заканчиваются

Логичным решением будет посоветоваться со священнослужителем той церкви, которую молодая мама собирается посетить.

Церковные обряды для молодой мамы и ребенка

По примеру Богоматери, которая принесла новорожденного Иисуса Христа в храм на 40 день после родов, женщине предписываются те же сроки посещения святыни. Однако перед этим над женщиной и ребенком должны совершаться несколько ритуалов:

  1. Исповедь и причастие.
  2. Очищающая молитва над матерью в первый день после рождения ребенка.
  3. Благословение младенца и наречение его именем на восьмой день после родов.
  4. Крещение.

На сороковой день проводят обряд крещения ребенка. Перед обрядом крещения, на исповеди мать признает свои грехи. Во время причастия вкушает вино и хлеб, символизирующие кровь и плоть Христа. После такого ритуала женщина очищается от грехов. Далее проводят чтение молитвы о введении в храм матери. А после крещения читают молитву о введении во храм ребенка. Этот ритуал называется воцерковлением младенца, т.е. причислением его к собранию верующих.

Маме не запрещено присутствовать при крещении ребенка. Стоит лишь дождаться окончания послеродовых выделений и договориться о проведении обряда.

Можно ли с младенцем в церковь

В том случае если ждать 40 дней невозможно, например, при тяжелой болезни матери или ребенка, плохом самочувствии, батюшка может разрешить молодой матери войти в церковь не дожидаясь положенного срока.

Можно ли с младенцем в церковь

Взрослые, регулярно посещающие православные храмы, конечно, стараются брать с собой детей. Перед входом в церковь мужчины, как известно, снимают головные уборы, а женщины, наоборот, покрывают голову платком и затем уже заходят в храм. Но не все знают, можно ли зайти без косынки девушке или девочке, особенно если она ещё маленькая? Что говорят по этому поводу священники? Как решается этот вопрос в других христианских конфессиях?

Можно ли девочке заходить в православную церковь без косынки

Если обратиться к истории христианства, то можно узнать, что традиция покрывать голову женщинам перед порогом храма основывается на словах апостола Павла в его Послании к коринфянам.

«…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Апостол Павел «Послание к коринфянам» (1Кор.11.10)

Можно ли с младенцем в церковь

Традиция покрывать голову женщинам в храме связана со словами апостола Павла в его Послании к коринфянам

Таким образом, ученик Христа говорит о зависимости жены от мужа, её подчинённости ему. И покрытые волосы являются знаком, определяющим статус женщины.

Надевая платок, женщина показывает свою власть перед ангелами, которая у неё есть от мужа над нею. Что она замужняя женщина, и соответственно, это для неё честь.

Максим Каскун, священник

https://elitsy.ru/communities/31338/56858/

Между тем из послания не следует вывод о том, что и незамужние представительницы женского пола должны поступать таким же образом, то есть молиться в головном уборе. И в ранний период христианства незамужние девушки и маленькие девочки могли приходить в храм с непокрытой головой (естественно, сразу было понятно, кто замужем, а кто нет).

Но со временем христианская вера разделилась на разные религии. И в православии укоренилась традиция надевать платки всем женщинам, даже маленьким девочкам. Но следует сделать оговорку, что опять-таки это характерно не для всех стран.

Например, в православной Греции так не делают, поскольку за годы турецкого владычества мусульманское правительство принуждало христианок носить стиль одежды, диктуемый Кораном. Поэтому отказ от платка стал своего рода протестом. Но вот в Грузии (также православной стране) в храме редко встретишь девочку, а тем более женщину, без платка.

В русской же православной церкви женщины любого возраста приходят в храм с покрытой головой (здесь даже есть платочки на случай, если кто-то забыл их дома). Что касается маленьких девочек, то это может быть косынка, шапочка, чепчик. Но, как объясняют батюшки, это не необходимость, а именно традиция.

Можно ли с младенцем в церковь

В русской православной церкви традиционно все женщины приходят в храм с покрытой головой

Платочек на службе помогает настроиться на определённый лад. Ребёнку же эта деталь одежды поможет осознать отличие пространства православного храма от пространства дома, улицы, подчеркнёт отличие времени общения с Богом от будничного времени.

Однако если девочка, подросток, да и взрослая женщина придёт в храм с непокрытой головой, её никто не вправе осуждать, а тем более открыто ругать. В этом нет ничего предосудительного.

Можно ли с младенцем в церковь

Даже если девочка придёт в храм без платочка (равно как и её мама), в этом нет ничего предосудительного, окружающие не вправе её порицать

Возможно, человек заранее не собирался в храм, а зашёл туда после работы или учёбы, чтобы поставить свечу, постоять перед иконами, развеять мрачные мысли, сомнения. А досужие «правильные» бабульки, которые могут упрекнуть женщину или девочку, сами тем самым грешат.

Видео: можно ли женщинам не покрывать голову в храме (объясняет православный священник)

Батюшка объясняет, что нет строгой необходимости покрывать платок женщинам в церкви — это просто традиция. За две тысячи лет многое поменялось: ведь раньше, когда женщина стригла волосы, это считалось позором, а сейчас это вполне нормально, модно. И если женщина забыла платок дома, не нужно прибегать к крайностям, например, класть на голову носовой платок (это нелепо, лучше уж стоять с непокрытой головой).

Традиции в других христианских религиях

Интересно, что у представителей других направлений христианства (католики, протестанты, баптисты) нет традиции надевать женщинам в храм платок. Естественно, это относится и к девочкам.

Можно ли с младенцем в церковь

В других христианских религиях женщины, заходя в храм, не покрывают голову платком, — здесь просто нет такой традиции

Вспомним, например, знаменитый мистический фильм «Константин». Главная героиня Анжела, считающая себя примерной католичкой, приходит в храм в брюках и с непокрытой головой, в таком виде спокойно беседует со священником.

Можно ли с младенцем в церковь

Показательно, что в известном фильме «Константин» главная героиня Анжела приходит в католический храм в брюках и с непокрытой головой

Дело в том, что данные религии не трактуют Послание апостола Павла как прямое руководство к действию. Есть версия, что оно было адресовано конкретно коринфянам, то есть касается местного обычая. Жители этих мест отличались разгульным образом жизни (в Коринфе процветало пьянство, разврат, проституция). Поэтому апостол Павел и рекомендовал женщинам, приходящим на проповедь, покрывать голову платком, чтобы те не вызывали греховных желаний у мужчин.

В православный храм маленькие девочки, как взрослые женщины, традиционно приходят в платке. Однако это не обязательное требование, а именно традиция. Ведь гораздо важнее не внешние атрибуты, а стремление человека, пусть и совсем юного, к молитве, понимание таинства посещаемого места.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector