Монтессори подготовка к школе

Первая в Италии женщина‑врач и педагог Мария Монтессори создала методику обучения имени себя ещё в начале XX века. В основу легли наблюдения за детьми с задержками развития. Они же были главной целевой аудиторией Монтессори. Чуть позже систему адаптировали для обычных детей, и в таком виде она популярна до сих пор.

В чём суть методики Монтессори

Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно.

Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.

Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости.

Что такое сензитивные периоды

Мария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело.

От 0 до 3 лет: период восприятия порядка

Обучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник.

От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития

Ребёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере.

От 0 до 6 лет: период речевого развития

Речь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.

От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий

Ребёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.

От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов

Для развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы.

От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков

Ребёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать.

Как организована развивающая среда по методике Монтессори

В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.

Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями.

Зона сенсорного воспитания

Тут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели.

Зона практической жизни

Дети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами.

Математическая зона

Знакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач.

Зона речевого развития

Ребёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо.

Зона космоса (естествознания)

Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках.

Зачем пробовать методику Монтессори

Главный плюс системы Монтессори в том, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения и давления оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают себе занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку.

Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда.

Очень часто родители пятилетних детей, которые ходят в группу Монтессори, начинают волноваться и переживать. Они говорят : «Монтессори это хорошо, но нам ведь идти в школу!» Они хотят быть уверенными в том, что их чадо научится читать, писать, считать, решать задачи. А еще они хотят, чтобы ребенок научился сидеть за партой, поднимать руку и ждать, когда его спросит учитель. Для них важно, чтобы дети умели делать уроки, самостоятельно «собирать» портфель.

Одним словом, все хотят, чтобы дети были подготовлены к школе, сохраняли интерес к учебе, были самостоятельными и при этом меньше доставляли беспокойства родителям на предмет учебы. Как интересно! Многие хотят именно того, что развивает ребенок в Монтессори среде.

Так что же происходит? Почему родители начинают сомневаться, записывают детей на подготовку к школе, переводят в другие школы? Может мы недостаточно контактируем с родителями и не можем донести преимущества Монтессори среды? Может быть недостаточно продвигаем детей в их интеллектуальном развитии? Может быть детям не хватает времени, чтобы полностью раскрыть свой потенциал?( ходят 2-3 раза в неделю или пришли к нам всего на 1 год)

В моей группе, половина детей пятилеток. У родителей возникли вопросы: продолжать обучение в Монтессори группе или идти на подготовку к школе? Как в Монтессори среде происходит обучение чтению и письму?

В соответствии с запросом, мы провели встречу с родителями. Так как большая часть родителей была обеспокоена процессом письма и чтения, то тему встречи мы обозначили: «Языковая среда в классе Монтессори. Развитие навыков письма и чтения.»

Для начала состоялась прогулка в тишине. Родители исследовали материалы. Они выполняли работу по заданиям, написанным на карточках.

Было интересно наблюдать за работой родителей. Кто-то погружался в работу, концентрировался длительное время, исследовал материал разными способами, кто-то выполнял задание в соответствии с презентацией, кто-то быстро переходил от одного материала к другому.

Затем каждый из родителей рассказал о своих ощущениях. Насколько же дети являются отражением своих родителей! Потом мы обсудили возможности Монтессори среды.

Так как запрос родителей состоял в том, как происходит обучение письму и чтению в Монтессори классе, то особое внимание было отведено языковой зоне в среде М 3-6. Мы поговорили об этапах, которые проходит ребенок при обучении письму и чтению. Какие материалы представлены в среде для развития навыка письма и чтения. О предпочтениях детей на данном этапе их развития и многое другое. Мы вспомнили о том, что каждый ребенок уникальный, со своими потребностями и возможностями. И каждому из них предстоит пройти свой путь развития. Задача взрослого помочь каждому ребенку раскрыть их потенциал, оказать помощь там, где возникла трудность. Мы не делаем за ребенка то, что он может сделать сам. Поддерживая интерес ребенка, раскрывая, при помощи презентаций, материалы, мы способствуем развитию их интеллектуального уровня.

После встречи у родителей исчезла тревога. У них появилась четкая картина чего может достичь ребенок, регулярно посещая занятия в Монтессори классе.

Родителям были даны рекомендации, как они могут помочь своему ребенку совершенствовать навыки письма и чтения, а так же подготовиться к школе.

Также занятия по подготовке к школе могут заинтересовать родителей и детей, проживающих около станций метро «Владыкино», «Петровско-Размовская», «Тимирязевская», «Дмитровская», «Савеловская», «Менделеевская», «Ботанический сад», «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская», «Проспект Мира», и «Сухаревская», а также около станций Лианозово, Лось, Ростокино

Монтессори подготовка к школе

Немного о подготовке к школе в «Монтессори-Сити»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ для детей от 4 до 7 лет
В программе:

  • обучение грамоте
  • развитие речи
  • математика
  • ритмика
  • физкультура
  • творческий труд
  • английский язык
  • музыка
  • изобразительное искусство
  • окружающий мир
  • психология

Монтессори подготовка к школе

Монтессори подготовка к школе

Монтессори подготовка к школе

Наши преподаватели работают по оригинальным авторским методикам. С первых уроков на занятиях поселяется сказка. Ребятам на уроках помогают добрые феи, но иногда мешает злая волшебница Лень. Все занятия проходят в игровой форме.

В стране Математики ребят встречают волшебные Феи Арифметика и Геометрия. Они знакомят их с волшебными человечками Цифрятами.
Цифрята приглашают их в гости, знакомят с чудесным и интересным миром цифр, рассказывают о разных системах счисления, обучают разным видам счета.
Фея Арифметика вводит в мир символов и знаков, помогает преодолеть горы сравнений, побывать в королевстве задач.
С Феей Геометрией можно отправиться в путешествие по извилистым и прямым линиям, преодолеть острые и тупые углы, не потеряться в лабиринтах треугольников, трапеций, ромбов и других геометрических фигур и тел.
В страну Словографию позовут за собой Фея Фонетика и Фея Графика. Они познакомят ребят с жителями города Буквинска – Буквятами.

Волшебные человечки помогут познать удивительный мир звуков и слов.
Познакомят с такими понятиями как: речь, предложение, слово, слог, звук и буква.
Помогут научиться читать и писать, делать звуковой анализ слова.
На увлекательных занятиях Феи Искусницы ребята освоят секреты художественного мастерства и сотворят чудеса собственными руками.
А несравненная Мэри Поппинс перенесёт в таинственный и незнакомый ранее мир английского языка.
С Феями Музыки, Ритмики и Спорта ребята познают мир красоты, пластики, гармонии. Они будут развиваться не только физически, но и духовно.

Ребят ждут весёлые праздники, на которых они, как начинающие актёры, с помощью песен и танцев представят мамам и папам, бабушкам и дедушкам чудесную страну своего детства.

  1. научить ребенка читать и писать, слушать и слышать, отвечать на вопросы и задавать их.
  2. познакомить с русским народным творчеством (сказки, пословицы, поговорки, календарные праздники).
  3. научить наблюдать за окружающим миром.
  4. учить, как правильно вести себя в детском коллективе; общаться друг с другом, со старшими, знать «Что такое хорошо и что такое плохо»

Практически на каждом занятии по знакомству с окружающим миром есть диафильмы, которые ребята просматривают на занятии (просмотр диафильма по опыту работы является наиболее эффективным способом запоминания материала).

Основные задачи обучения детей в группах подготовки к школе:

  • Подготовка ребёнка к успешному обучению в школе, формирование положительной школьной мотивации.
  • Расширение коммуникативного опыта дошкольников, формирование и развитие навыков общения ребёнка со сверстниками и учителями.
  • Организация педагогического наблюдения за развитием ребёнка, определение круга его интересов, развитие творческих и познавательных способностей.

Монтессори подготовка к школе

Монтессори подготовка к школе

Обучение в Монтессори-школах исходило из бытовых потребностей. Причем Монтессори всегда искала такие методы, которые помогали ребенку получить навык с наименьшими затратами времени и энергии.

Одевание, застегивание пуговиц, шнуровка, перенесение вещей и другие умения подобного рода представляют трудности для детей раннего возраста, особенно с нарушенным развитием, потому что у них слабо развита мелкая моторика.

Монтессори подготовка к школе

Чтобы решить проблему сенсомоторики, Мария с учительницами придумали рамки типа пялец. На них натягиваются куски материи, разделенные в середине на 2 половины. Эти половины соединяли пуговицы, кнопки, крючки, ленты и шнуровка . Так трудную работу по обучению одеванию Монтессори перенесла в дидактические игры, которые изумительно развивали.

Монтессори в отечественной педагогике

Монтессори подготовка к школе

В отечественной педагогике методика Монтессори сначала получила значительную популярность, однако в советское время имя автора было практически забыто. Но ее элементы активно использовались и творчески переосмысливались.

В группах раннего возраста отечественных детских садов педагоги модифицировали эти Монтессори-материалы: вместо рамок стали использовать пособия вроде подушек с нашитыми аппликациями. Например, елка. На ее ветках пуговицы, а на них надо развесить «шарики-фонарики» — матерчатые кружки разного цвета и фактуры с прорезью по середине. Сначала это крупные пуговицы. Чем лучше ребенок овладевает умением, тем пуговицы мельче.

Аналогичные дидактические материалы с кнопками. Много всяких шнуровок. Редко можно встретить работу с крючками, их не используют в одежде. Зато среди игр появились застежки «молнии».

Такие игры вместе с вкладышами, штриховками настолько хорошо развивали мелкую моторику, что уже к 5 годам готовили руку воспитанников Монтессори к письму . К сожалению, современные родители заменяют застежки «липучками», упрощая жизнь себе и не усматривая прямой связи между ручной умелостью, умом и подготовкой к школе.

Е. Н. Потапова: обучение письму

Еще один пример. Московская учительница Евгения Николаевна Потапова, используя идею штриховок, придумала свою систему обучения письму. Она считала, что рука первоклассника к нему не готова. Письмо превращается в тяжелый и нудный труд без всякого мотива для ребенка. Поэтому у Потаповой некоторое время обучение в 1 классе проходит без письма. Центр тяжести переносится на развитие психо-моторики (мелкая мускулатура руки, тактильная память при зри­тельном контроле), формирование геометрических представлений.

Следуя идеям Монтессори, она создала серию рисунков-штриховок. Дети работают с ними, пока изучаются буквы. Рисунки создаются ребятами по образцам с помощью лекал. Усложняется работа, усложняются рисунки.

Хочу обратить особое внимание читателей на рисунки учителя Е. Н. Потаповой. Обучаясь письму по её методике, дети в экспериментальной группе к третьему классу имели очень красивый почерк при скорости письма в 3 раза превышающей скорость письма в контрольной группе! И это при том, что самих букв дети не писали почти до конца первого класса.

Приводим несколько примеров таких образцов, которые мы использовали в работе с дошкольниками.

Берутся готовые рисунки и обводятся. При использовании карандаша можно делать ксерокопии образцов. Для работы ручкой их лучше распечатать на принтере, чтобы краска не тянулась за кончиком стержня, не размазывалась, пачкая всё вокруг.

Самое первое задание показывает направления линий при штриховании. В некоторых рисунках присутствуют элементы букв. Но в работе с дошкольниками мы не употребляем термин «буква». Мы обводим прямые, косые линии и «завитушки».

Монтессори подготовка к школе

Сначала ребенок обводит все линии, а затем раскрашивает, рисуя штрихи в заданном направлении. Направление стрелкой задает взрослый.

Монтессори подготовка к школе

О раннем развитии по методу Монтессори, кажется, знают все: там разделение зон, красивые деревянные игрушки и метод «помоги мне сделать самому». А вот о школах известно не так много. Наш блогер Алеся Короткова рассказывает, по каким принципам работает система Монтессори, когда дело касается не малышей, а подростков.

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, разработала систему обучения для детей от 0 до 18 лет. Она разделила этапы взросления детей на стадии: 0-6, 6-12 и 12-18 лет. Для каждой стадии была разработана программа с учетом сенситивных периодов взросления детей (периодах максимальной готовности к определенным видам деятельности и к восприятию той или иной информации).

К школьному образованию в привычном нам понимании можно отнести вторую (6-12 лет) и третью (12-18 лет) стадии по Монтессори. Для всех возрастов в обучении сохраняется основной принцип методики — «помоги мне это сделать самому», но материал и предлагаемая деятельность меняется.

От 6 до 12 лет — исследование и эксперимент

У обучения детей в этом возрасте много общего с дошкольной группой. Ребенку по прежнему будет доступен ряд наглядных материалов, класс будет разделен на зоны, посвященные определенным тематикам: практической жизни, математике, языку, геометрии, ботанике, зоологии, географии и истории. Задания будут как индивидуальные, так и групповые.

В возрасте от 6 до 12 лет ребенок — активный исследователь и экспериментатор. Он ищет порядок и систему в построении окружающего мира, природы, культуры, и пытается определить свое место в этой системе. Становятся особенно актуальны вопросы: «Как?», «Почему?», «Какая взаимосвязь?»

В этом возрасте ребенок в качестве инструмента познания чаще использует различные материалы, приборы, инструменты, демонстрирующие то или иное свойство или действие, поэтому для началки по методу Монтессори важно организовать исследовательскую лабораторию: здесь ребёнок будет не только учится сам организовывать исследования, но и применять те знания, которые он усвоил раньше.

На этом же этапе дети учатся работать со справочной литературой и энциклопедиями, отрабатывают навыки конспектирования и выделения важной информации из общего, учатся составлять сначала небольшие сообщения, а потом и доклады. Коллективное обсуждение проектов — приветствуется.

Ученики начальной школы учатся фиксировать ход своей работы, ведут собственный журнал, в котором намечают план работы на неделю, затем фиксируют собственные достижения и наблюдения. Самый главный навык, который формируется у ребенка в началке «по Монтессори» — «уметь учиться самому».

От 12 до 18 лет — поиск себя и смысла жизни

По мнению Монтессори, на третьей стадии взросления (от 12 до 18 лет) преобладают совершенно новые по сравнению с прошлой жизнью социальные и этические требования. Подросткам хочется утвердить свою личность, но в то же время они отчаянно докапываются до смысла жизни и ищут новые, заслуживающие доверия модели взрослого поведения. Третью стадию взросления делят на две: 12-15 и 15-18 лет.

Первая стадия

Обучение в подростковый период от 12 до 15 лет сильно отличается от привычного нам традиционного подхода. Подростки быстро растут, переживают сильные физические и гормональные изменения, нуждаются в большем количестве сна. Их чувства хрупки, их интеллектуальное любопытство находится в кризисе: они полны сомнений, колебаний, сильных эмоций и неуверенности. В этот период бесполезно давить на ребенка и заставлять его усердно заниматься интеллектуальным трудом.

Для этого возраста Монтессори рекомендовала обучение по проекту Erdkinder (пер. «Дети Земли»). Школы эти должны быть расположены в сельской местности, изолировано и, лучше всего, на ферме. Дети там самостоятельно проектируют теплицы, строят их и выращивают овощи (или занимаются разведением животных, птиц). Каждый выращенный продукт продают на ярмарке, а после — сами решают, что делать с деньгами. Так дети изучают механизм, который лежит в основе развития человеческого общества.

Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Но, конечно, сельскохозяйственный труд — не единственная деятельность в школе Монтессори. Дети продолжают изучать новое, писать эссе, организовывать дискуссии и чтения, посещать и создавать научные выставки и театральные представления. При этом темы для изучения дети выбирают сами, они же зовут экспертов, выбирают выставки и программы, которые им сейчас интересны.

При этом роль педагога по-прежнему очень важна: он наблюдает за подростком и его интересами, предлагает задания и проекты, для реализации которых потребуется изучить новое в смежных науках (математике, физике, черчении или др.). Задания всегда межпредметные и очень разнообразные. И, что главное, все они идут не сверху, от учителя, а от интересов ребёнка. Такой подход позволяет строить обучение, основываясь на естественной мотивации подростка.

Например, рассчитать прирост цыплят с помощью арифметических и геометрических расчетов; спроектировать дом мечты, используя знания из черчения, геометрии, физики и т. д.

Вторая стадия

В 15-18 лет, когда быстрый подростковый рост замедляется, можно переходить к более напряженной умственной деятельности, сочетающийся с общественной работой и обучением ремеслам. В этом возрасте учащиеся планируют и разрабатывают долговременные проекты и презентации. По-прежнему остается важным самостоятельная организация совместных мероприятий.

По Монтессори, задача старшей школы — помочь подростку в переходе во взрослую жизнь и в умении принимать правильные решения в жизненных обстоятельствах. «Для человеческой личности важно быть подготовленной к непредвиденным обстоятельствам, а не только к тому, что можно предугадать при помощи рассудительности и предусмотрительности… Человек должен быть стойким в своих моральных принципах, и у него должны быть практические навыки, которые помогут ему справиться с трудностями жизни», — Монтессори «От детства к юности».

В России начальные школы по Монтессори представлены слабо, но многие из них уже успели наработать опыт и репутацию

Подростковые школы находятся на самом зачаточном уровне формирования. Есть небольшое количество школ, которые начали внедрять у себя эту ступень обучения в течение последних 2 лет.

P. S. Напишите, пожалуйста, в комментариях свое мнение, почему в России так хорошо распространилась методика Монтессори в дошкольном образовании и так слабо представлена в школьном. Всем добра и удачи!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Мы зададим все важные вопросы, чтобы вам было проще описать задачу.

Добрый день! Готова помочь

Здравствуте! Живу недалеко

Здравствуте! Когда нужна услуга

Специалисты напишут сами

Покажем заказ подходящим профи. Они напишут, если готовы помочь.

Все вместе 2000 рублей

Когда вам удобно?

Обо всех деталях договаривайтесь со специалистом и платите ему напрямую.

Монтессори подготовка к школеМонтессори подготовка к школе

Все профи в одном приложении

Установите по ссылке из СМС

Репетиторы по системе Монтессори – отзывы в Ростове-на-Дону

Екатерина оставилa отзыв

Сегодня был первый урок. Ребёнку понравилось. И я была в другой комнате и слышала как проходил урок на данном этапе все понравилось. Будем сотрудничать с Зариной

Подготовка к школе, Обучение чтению, Обучение счёту, Обучение письму

4,85 · 13 отзывов

Екатерина оставилa отзыв

Очень хороший репетитор. Занимаемся с моим сыном подготовка к школе. Ребёнку интересно и уже есть успехи

Подготовка к школе

Дарья оставилa отзыв

Спасибо большое , Анастасия за несколько недель смогла научит ребёнка складывать слоги, писать буквы и цифры.

Подготовка к школе

5,0 · 19 отзывов · Очень хвалят

Victoria оставилa отзыв

Мы занимались перед школой, вспоминали, счёт, чтение, улучшали навыки пересказа. Анастасия умеет заинтересовать ребёнка, увлечь чтением сказки или рассказа. Ребёнок занимался с удовольствием. Анастасия -очень хороший педагог, с которым ребёнку интересно учиться.

5,0 · 35 отзывов · Очень хвалят

Татьяна оставилa отзыв

Спокойный, терпеливый, очень добрый и тактичный педагог. Легко нашла подход к ребенку. Грамотно строит занятие. Результат виден — самое главное.

4,92 · 12 отзывов

Яна оставилa отзыв

Татьяна оставилa отзыв

Просто уже второе занятие по подготовке к школе. Ребёнок счастлив. Мама в восторге. Тамара очень грамотный специалист. Она сразу смогла найти подход к ребёнку. я очень довольна выбором!

Подготовка к школе

Специалист из Краснодара

Ирина оставилa отзыв

Работа и подход учителя мне нравятся, дети занимаются с удовольствием, выполняют дом. задания. Марина Анатольевна доброжелательна, находит к деткам подход и когда они хотят заниматься и когда не очень (настроения нет например, младшему 4 г). Результаты уже есть по обучению. ещё

Подготовка к школе

4,84 · 51 отзыв · Очень хвалят

Анна оставилa отзыв

Очень нравится репетитор и занятия. Это наш первый опыт репетиторства, ребенку 6 лет занимается по скайпу самостоятельно — и он и мы очень довольны. Русский, чтение, математика, логика, все проходим либо по рекомендованным учебникам либо по дополнительным материалам. Спасибо. ещё

Подготовка к школе

Задачи, которые доверили Профи

Подготовка к школе, развивающие методики, система Монтессори

Развивающие методики, система Монтессори

Развивающие методики, система Монтессори

Развивающие методики, система Монтессори

Развивающие методики, система Монтессори

5,0 · 21 отзыв · Очень хвалят

Подготовка к школе, развивающие методики, система Монтессори

Возраст ребёнка: 4 года.; Обучение чтению, обучение письму, обучение счёту, развивающие методики, Рисование Система Монтессори

В специально оборудованной монтессори-среде малыши откроют для себя волшебный мир звуков и музыкальных инструментов. На занятиях мы учимся слушать музыку, развиваем музыкальное восприятие, играем на музыкальных инструментах.

На Монтессори-классах малыши развивают крупную и мелкую моторику, все органы чувств, речь, получают первые навыки практической жизнедеятельности.

Программа включает в себя занятия по программе Монтессори и по развитию речи.

Программа поможет вашему ребенку лучше узнать окружающий мир, познакомиться с традициями и культурой других стран и значительно расширить свой кругозор. Программа проходит с применением монтессори-материалов.

Монтессори-занятия для малышей дополнены спортивно-оздоровительным комплексом упражнений, ориентированным на развитие координации, крупной моторики, ловкости, внимания, профилактику ортопедических проблем.

Монтессори подготовка к школе

О раннем развитии по методу Монтессори, кажется, знают все: там разделение зон, красивые деревянные игрушки и метод «помоги мне сделать самому». А вот о школах известно не так много. Наш блогер Алеся Короткова рассказывает, по каким принципам работает система Монтессори, когда дело касается не малышей, а подростков.

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, разработала систему обучения для детей от 0 до 18 лет. Она разделила этапы взросления детей на стадии: 0-6, 6-12 и 12-18 лет. Для каждой стадии была разработана программа с учетом сенситивных периодов взросления детей (периодах максимальной готовности к определенным видам деятельности и к восприятию той или иной информации).

К школьному образованию в привычном нам понимании можно отнести вторую (6-12 лет) и третью (12-18 лет) стадии по Монтессори. Для всех возрастов в обучении сохраняется основной принцип методики — «помоги мне это сделать самому», но материал и предлагаемая деятельность меняется.

От 6 до 12 лет — исследование и эксперимент

У обучения детей в этом возрасте много общего с дошкольной группой. Ребенку по прежнему будет доступен ряд наглядных материалов, класс будет разделен на зоны, посвященные определенным тематикам: практической жизни, математике, языку, геометрии, ботанике, зоологии, географии и истории. Задания будут как индивидуальные, так и групповые.

В возрасте от 6 до 12 лет ребенок — активный исследователь и экспериментатор. Он ищет порядок и систему в построении окружающего мира, природы, культуры, и пытается определить свое место в этой системе. Становятся особенно актуальны вопросы: «Как?», «Почему?», «Какая взаимосвязь?»

В этом возрасте ребенок в качестве инструмента познания чаще использует различные материалы, приборы, инструменты, демонстрирующие то или иное свойство или действие, поэтому для началки по методу Монтессори важно организовать исследовательскую лабораторию: здесь ребёнок будет не только учится сам организовывать исследования, но и применять те знания, которые он усвоил раньше.

На этом же этапе дети учатся работать со справочной литературой и энциклопедиями, отрабатывают навыки конспектирования и выделения важной информации из общего, учатся составлять сначала небольшие сообщения, а потом и доклады. Коллективное обсуждение проектов — приветствуется.

Ученики начальной школы учатся фиксировать ход своей работы, ведут собственный журнал, в котором намечают план работы на неделю, затем фиксируют собственные достижения и наблюдения. Самый главный навык, который формируется у ребенка в началке «по Монтессори» — «уметь учиться самому».

От 12 до 18 лет — поиск себя и смысла жизни

По мнению Монтессори, на третьей стадии взросления (от 12 до 18 лет) преобладают совершенно новые по сравнению с прошлой жизнью социальные и этические требования. Подросткам хочется утвердить свою личность, но в то же время они отчаянно докапываются до смысла жизни и ищут новые, заслуживающие доверия модели взрослого поведения. Третью стадию взросления делят на две: 12-15 и 15-18 лет.

Первая стадия

Обучение в подростковый период от 12 до 15 лет сильно отличается от привычного нам традиционного подхода. Подростки быстро растут, переживают сильные физические и гормональные изменения, нуждаются в большем количестве сна. Их чувства хрупки, их интеллектуальное любопытство находится в кризисе: они полны сомнений, колебаний, сильных эмоций и неуверенности. В этот период бесполезно давить на ребенка и заставлять его усердно заниматься интеллектуальным трудом.

Для этого возраста Монтессори рекомендовала обучение по проекту Erdkinder (пер. «Дети Земли»). Школы эти должны быть расположены в сельской местности, изолировано и, лучше всего, на ферме. Дети там самостоятельно проектируют теплицы, строят их и выращивают овощи (или занимаются разведением животных, птиц). Каждый выращенный продукт продают на ярмарке, а после — сами решают, что делать с деньгами. Так дети изучают механизм, который лежит в основе развития человеческого общества.

Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Но, конечно, сельскохозяйственный труд — не единственная деятельность в школе Монтессори. Дети продолжают изучать новое, писать эссе, организовывать дискуссии и чтения, посещать и создавать научные выставки и театральные представления. При этом темы для изучения дети выбирают сами, они же зовут экспертов, выбирают выставки и программы, которые им сейчас интересны.

При этом роль педагога по-прежнему очень важна: он наблюдает за подростком и его интересами, предлагает задания и проекты, для реализации которых потребуется изучить новое в смежных науках (математике, физике, черчении или др.). Задания всегда межпредметные и очень разнообразные. И, что главное, все они идут не сверху, от учителя, а от интересов ребёнка. Такой подход позволяет строить обучение, основываясь на естественной мотивации подростка.

Например, рассчитать прирост цыплят с помощью арифметических и геометрических расчетов; спроектировать дом мечты, используя знания из черчения, геометрии, физики и т. д.

Вторая стадия

В 15-18 лет, когда быстрый подростковый рост замедляется, можно переходить к более напряженной умственной деятельности, сочетающийся с общественной работой и обучением ремеслам. В этом возрасте учащиеся планируют и разрабатывают долговременные проекты и презентации. По-прежнему остается важным самостоятельная организация совместных мероприятий.

По Монтессори, задача старшей школы — помочь подростку в переходе во взрослую жизнь и в умении принимать правильные решения в жизненных обстоятельствах. «Для человеческой личности важно быть подготовленной к непредвиденным обстоятельствам, а не только к тому, что можно предугадать при помощи рассудительности и предусмотрительности… Человек должен быть стойким в своих моральных принципах, и у него должны быть практические навыки, которые помогут ему справиться с трудностями жизни», — Монтессори «От детства к юности».

В России начальные школы по Монтессори представлены слабо, но многие из них уже успели наработать опыт и репутацию

Подростковые школы находятся на самом зачаточном уровне формирования. Есть небольшое количество школ, которые начали внедрять у себя эту ступень обучения в течение последних 2 лет.

P. S. Напишите, пожалуйста, в комментариях свое мнение, почему в России так хорошо распространилась методика Монтессори в дошкольном образовании и так слабо представлена в школьном. Всем добра и удачи!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Монтессори подготовка к школе

Более ста лет в дошкольных заведениях для воспитания и развития детей применяется методика Монтессори. В ее основе лежит принцип самостоятельности, а само обучение происходит с учетом индивидуальных особенностей. Методика помогает ребенку успешно интегрироваться в социум. Целью системы является формирование цельного человека, который понимает свою индивидуальность и уважает чужую. Он самостоятельно развивается, находясь в среде, оснащенной дидактическими материалами для его развития.

Обучение происходит без малейшего принуждения. Дети свободно передвигаются по классам детского сада, выбирая занятия по душе в одной из пяти зон:

  • зона навыков практической жизни;
  • сенсорика;
  • математическая зона;
  • зона развития речи;
  • зона изучения природы и культуры.

Все пространства созданы для гармоничного развития ребенка. Дидактические материалы и предметы находятся на открытых полках, к ним имеет доступ любой ребенок. Система поощряет любознательность ребенка и побуждает его к исследованию окружающего мира.

Методики системы в основном ориентированы на развитие сенсорики. Сюда входят упражнения на тренировку глазомера, развитие навыков различать самые тонкие нюансы вкуса, запаха. Занятия на развитие мелкой моторики подготавливают ребенка к школе, где он будет учиться читать и писать.

Во время обучения развивается внимательность малыша, формируется его самомотивация.

Преимущества методики Монтессори в детских садах

У методики имеется большое количество плюсов, которые делают ее такой привлекательной для детских садов:

  1. 1. Развитие детей происходит в их индивидуальном темпе, с учетом особенностей характера каждого ребенка. Воспитатели не оказывают на ребенка давления, но лишь помогают ему развиваться самостоятельно.
  2. 2. Коллектив складывается из разновозрастных детей, на основании общности интересов, а не по возрастному фактору.
  3. 3. Главным способом познания мира является открытие. Каждый ребенок заново открывает окружающую действительность, а воспитатели способствуют развитию в нем любознательности.
  4. 4. В соответствии с методикой ребенок учится осознавать собственную свободу и уважать индивидуальное пространство другого человека.
  5. 5. Отсутствует негативная критика.
  6. 6. Большое внимание уделяется развитию через сенсорное восприятие. Развитие мелкой моторики является основополагающим принципом системы.
  7. 7. Обучение каждого ребенка происходит путем его общения с другими детьми, более старшими по возрасту. Именно они объясняют простые вещи и помогают заботиться друг о друге.
  8. 8. Система обучает детей личной ответственности и вырабатывает в них навыки принятия собственного самостоятельного решения.
  9. 9. Для детей, обучающихся по данной системе, навыки самообслуживания становятся элементарными.
  10. 10. Ребенок свободен в выборе задач, которые нужно решить.
  11. 11. Методика не опирается на национальные особенности культуры и легко транслируется в любую систему образования.

Полученные результаты использования методики в частных детских садах позволяют говорить о ее успешности. В то же время существуют некоторые особенности системы, которые стоит учитывать. Например, ребенок, начавший обучаться по данной методике, столкнется со сложностями при поступлении в школу, не применяющую принципы Монтессори в своем обучении. К примеру, воспитатель-наставник, работающий с детьми, в школьной системе образования отсутствует.

Так как методика Монтессори, как любая другая, имеет две стороны, стоит вспомнить и о некоторых ее недостатках. Например, так как занятия предусматривают в большей степени индивидуальное творчество и развитие ребенка, могут возникать сложности с развитием коммуникационных навыков.

Чтобы свобода не обернулась вседозволенностью, дети, привычные к ней, должны при этом сталкиваться с рамками и пределами, устанавливаемыми взрослыми.

Методика не применяет сказки и игры, такие привычные в знакомых системах дошкольного образования. Их отсутствие связано с тем, что автор системы считал их уходом от реальности.

Эффективность методики Монтессори доказывается тем, что английские дошкольные и школьные учреждения широко применяют ее для воспитания детей. А ведь всем известно, что система образования Великобритании считается одной из наиболее совершенных по мировым стандартам.

Выпускники групп Монтессори становятся учениками самых престижных школ и показывают там высокие результаты. И это не удивительно, ведь система развивает кругозор ребенка, учит его мыслить, развивает мотивацию к познанию нового. Ребенок умеет концентрироваться на деле и самостоятельно находит пути решения задач.

Кому подходит система Монтессори

Самая эффективная методика воспитания может оказаться успешной для одних детей и недостаточной для других, в зависимости от их индивидуальных особенностей. Метод будет успешным для детей тех родителей, которые с легкостью предоставляют ребенку свободу. В таком случае индивидуальное обучение принесет пользу. Если же сам родитель не готов отпустить чадо, позволить ему быть самостоятельным и независимым, система не будет полезной.

Деям с творческой жилкой будет сложно в группах, так как в обучении недостаточное внимание уделяется творчеству. Решить вопрос можно за счет дополнительных занятий, включающих реализацию этих способностей малыша.

То же касается гиперактивных подвижных детей. Их энергия не будет полностью реализована и потребует дополнительного выхода. Это могут быть спортивные занятия или прогулки на свежем воздухе.

Так как дети учатся договариваться между собой, но не особо развивают навыки общения, стеснительным детям стоит побольше общаться со сверстниками, чтобы научиться преодолевать свою застенчивость.

Любой недостаток можно компенсировать дополнительным занятиями или общением со сверстниками. А преимущества методики неоспоримы и позволяют ребенку оформиться в самодостаточную личность.

В основе методики лежит уважение к личности ребенка, к его интересам и потребностям. Воспитатели являются помощниками детей, помогая им решать выбранные задачи и подталкивая к самообучению.

Ребенок самостоятельно выбирает занятие по душе. Однако несмотря на кажущуюся свободу, все материалы тщательно подобраны в соответствии с разработанным учебным планом. Учебные пособия делают из натуральных материалов и максимально приближены к действительности. Они функциональны и практичны. Изготавливаются в единственном экземпляре, чтобы ребенок научился договариваться с другими о том, что ему нужно, и смог терпеливо ожидать своей очереди.

Важно, чтобы семья, в которой растет ребенок, придерживалась тех же принципов, что и система Монтессори. Находясь в гармонии между обучением и повседневной жизнью, ребенок в полной мере раскроет свои способности.

Результатом воспитания является маленький человек, способный принимать решения, умеющий концентрироваться на работе, с навыками самообслуживания. Он легко сотрудничает с окружающими, выстраивая здоровые отношения, и способен сам разрешить конфликтную ситуацию.

Использование наиболее эффективных элементов методики Монтессори позволяет сформировать цельную всесторонне развитую личность.

Монтессори подготовка к школе

Методика была разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в конце 19 века. Ученая посвятила свою профессиональную деятельность проблемам обучения и развития детей с умственной отсталостью. Монтессори изобрела уникальную методику, основанную на принципах саморазвития.

Обучение отсталых детей по авторской системе имело больший эффект, чем здоровых по классической программе образования. После методика была успешно адаптирована в дошкольных образовательных учреждениях, начальной и средней школе.

Система Монтессори получила широкое распространение за границей, но в России приобрела популярность только в начале 90-х гг. 20 века. Количество образовательных заведений, которые работают по авторской методике, постоянно растет.

Частные школы и детские сады ONE! International School так же проводят обучение по этой методике.

Суть и принципы системы Монтессори

Суть методики раннего развития по Монтессори состоит в индивидуальном подходе к ребенку и организации необходимых условий для самообразования. Роль педагога заключается в минимальном вмешательстве в процесс воспитания. Система базируется на нескольких принципах.

Раннее развитие

В соответствии с теорией Марии Монтессори, формирование 80 % умственных способностей и навыков происходит в возрасте от 0 до 6 лет. В этот период ребенок должен получить максимальный объем знаний и приобрести основные навыки. Система образования Монтессори для самых маленьких детей способствует формированию интеллекта и психики. В раннем возрасте обучение дается проще благодаря активному росту нейронных связей в головном мозге.

В группах собраны дети разного возраста. В этом есть свое преимущество. Старшие заботятся о младших, передают им свои знания и развивают лидерские качества. Малыши берут пример с более взрослых, что ускоряет развитие и способствует формированию навыков взаимопомощи.

Свобода и саморазвитие

Ребенок сам выбирает для себя занятие и решает, сколько времени ему посвятить. Принуждение со стороны взрослых отсутствует, как и обязательная образовательная программа. В таких условиях ребенок испытывает интерес к процессу обучения и тянется к новым знаниям. Педагог лишь показывает, как работать с учебным материалом. Он не вмешивается в процесс и предоставляет возможность самостоятельно исправлять ошибки, приходя на помощь в нужный момент.

Такой метод образования дает уверенность в собственных силах и возможность почувствовать себя взрослым. Педагогическая система Монтессори подразумевает индивидуальный подход. Временные рамки обучения отсутствуют. В одной группе могут заниматься дети с разной скоростью восприятия и освоения материала, не мешая при этом друг другу.

Правильная организация пространства и дисциплина

В классах образовательных учреждений, работающих по методике Монтессори, отсутствуют парты, а учитель выполняет роль наблюдателя. Особых требований к дисциплине нет. Ребенок может свободно передвигаться по комнате, не мешая при этом заниматься другим детям. Это правило негласное и формируется на инстинктивном уровне. Так дети учатся соблюдать личное пространство.

Помещение в Монтессори-классах разделено на несколько зон:

  • практическая. Благодаря развитию моторики ребенок приобретает повседневные навыки – учится застегивать пуговицы, мыть, чистить, резать, зашнуровывать ботинки. Дети также обучаются уходу за растениями и животными;
  • зона сенсорного восприятия. По мнению Марии Монтессори, органы чувств играют самую важную роль в познании мира. Дети знакомятся с окружающей средой, развивают зрительное восприятие и навыки осязания;
  • зона естествознания, или умственного развития. Подразумевает изучение наук – географии, природоведения, биологии;
  • языковая зона;
  • математическая зона. Здесь используются вырезанные из бумаги цифры, деревянные геометрические фигуры, которые способствуют приобретению основных математических знаний.

Педагогическая система Монтессори предусматривает использование специальных пособий и развивающих игр. Они производятся из натуральных материалов и выполнены в спокойной цветовой гамме. Много внимания уделяется работе с природным материалом – камушками, палочками, ракушками, шишками. По мнению Монтессори, многофункциональные развивающие игрушки несут повышенную нагрузку на мозг и препятствуют нормальному развитию.

Все пособия располагаются в зоне доступа ребенка. После занятия он должен вернуть учебный материал на место. Если дидактическое пособие занято, необходимо дождаться, пока оно освободится. Наличие материалов предусмотрено в одном экземпляре. Так дети учатся ждать и договариваться между собой.

Отсутствие критики и оценок

Педагог не оценивает результат работы и не критикует за допущенные ошибки. Ребенка не сравнивают с другими детьми, что способствует повышению самооценки. Благодаря отсутствию критики развивается уверенность в себе. Наказание при плохом поведении носит символический характер и не унижает личность. У детей нет страха осуждения, поэтому занятия приносят удовольствие.

Преимущества системы Монтессори

Методика обучения по программе Монтессори имеет такие преимущества:

  • развитие моторики, внимания, логики, мышления;
  • быстрое освоение бытовых навыков;
  • развитие самостоятельности;
  • обучение построено в игровой форме, что способствует заинтересованности и быстрому восприятию;
  • дети учатся уважать личное пространство и чужое мнение.

Недостатки системы

У методики Монтессори есть несколько недостатков:

  • отсутствие творческой составляющей в обучении. Процесс творчества расценивается как помеха для полноценного развития. При наличии способностей и желании придется посещать кружки отдельно;
  • развиваются только интеллектуальные и практические навыки. Социализации отводится маленькая роль. Детей обучают лишь манерам общения. Взаимодействие между ними минимальное. Они не играют вместе и не учатся дружбе;
  • отсутствие физических упражнений и активных игр;
  • высокая стоимость материалов для обучения;
  • сложность адаптации после Монтессори-садов в обычных учебных заведениях, где необходимо соблюдать дисциплину и подчиняться определенным правилам. Перед школой нужен подготовительный период, для того чтобы ребенок сумел перестроиться;
  • методика не подойдет для детей, у которых есть проблемы в общении со сверстниками. Их социальные навыки только ухудшатся, так как общение в Монтессори-группах сведено к минимуму. Также система неэффективна при обучении гиперактивных детей.

Вывод

Педагогическая методика Монтессори способствует разностороннему развитию и формированию личности. Система имеет свои недостатки. Применение авторского метода в комплексе с другими подходами к обучению обеспечит эффективное развитие всех необходимых навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector