Этот вид речи имеет те же свойства, что и монологическая речь, но они более выраженные и яркие. Читатель написанного, так называемый «собеседник», не сможет ни переспросить того, кто написал текст, ни попросить о пояснениях к нему. Поэтому нужно так строить письменное высказывание, чтобы читатель все понимал заранее. Это самый произвольный вид речи, так как пишущий тщательно оценивает применяемые им средства языка. В письменной речи можно сделать то, что невозможно сделать в речи монологической: оценить свое высказывание и исправить его, если оно показалось неудачным. Этим видом речи невозможно овладеть в совершенстве без использования внутренней речи. Ведь прежде чем написать высказывание, человек проговаривает его на внутреннем плане. Если он искусно владеет этим видом речи, то может не замечать этапа внутреннего проговаривания, когда «слова сами льются на бумагу». В самом начале овладения письменной речью младшие школьники часто диктуют сами себе. Это тоже считается использованием внутренней речи.
Как развивать речь ребенка – средства
Существует множество видов занятий по развитию детской речи. Это беседы, наблюдения за животными и растениями, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, словесные игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пересказ текстов и придумывание сказок. Эти методы подбирают для домашнего обучения, опираясь на возможности детей, особенности возраста.
Игры на развитие речи
- «Что бывает соленым… (мягким, сладким, широким);
- «Угадай, чего не стало»;
- «Летает – не летает»;
- «Животные и их детеныши»;
- «Скажи наоборот»;
- «Угадай, кто в домике живет»;
- «Скажи похожее словечко» (на придумывание рифм);
- «Загадай предмет»;
- «Где мы были, мы не скажем»;
- «Да и нет не говорите»
Стихи
Чаще всего стихи используются в логопедической практике, чтобы в игровой форме стимулировать детей к выполнению артикуляционных упражнений. Очень нравятся малышам стихи, которые можно сопровождать движениями, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Потешки очень хорошо воспринимаются детьми раннего возраста, а детям постарше рекомендуется читать проверенные временем произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Валентина Берестова, Юнны Мориц. При чтении нужно обязательно обращать внимание детей на непонятные слова и выразительные средства поэзии.
Песни
Первые песни, которые слышат дети – это мамины колыбельные. Чем старше становится ребенок, тем больше пополняется его репертуар детскими песенками. Песни – это не только средство для развития речи, это эмоции и ритм, помогающие запомнить слова. Слова, спетые в песне, лучше запоминаются и осознаются. Они выстраиваются в логическую цепочку и легко откладываются в детской памяти.
Сказки
- Обсуждение сюжета;
- Придумывание нового героя;
- Соединение двух сказок в одну;
- Отгадывание названия сказки;
- Придумывание продолжения;
- Инсценировка сказки, ее показ при помощи театра кукол.
Книги
- знакомит с богатством родного языка, дает его лучшие образцы для подражания;
- создает непрерывную связь между поколениями;
- способствует речевому творчеству;
- знакомит детей с миром взаимоотношений людей, явлениями природы, миром животных;
- пополняет словарный запас, знакомит с выразительными средствами родного языка.
Общение
- довербальный этап – малыш не понимает речь взрослых и сам еще не говорит;
- этап возникновения речи – время первых слов и начала понимания речи взрослых;
- этап речевого общения – время освоения словаря, грамматики родного языка и использование речи для активного общения с взрослыми и сверстниками.
Пословицы
Поговорки и пословицы – это квинтэссенция народной мудрости, заключенная в емкую короткую фразу. Именно поэтому они легко запоминаются и понятны даже детям, дают образец построения фразы и изложения мыслей. Их действие умножается при помощи заключенной в пословице эмоции. Пословицы можно использовать в любых ситуациях. «Поспешишь – людей насмешишь», «Играй, да дело знай», «Сначала думай, потом говори». Иносказательные пословицы требуют разъяснения смысла: «Семеро одного не ждут», «Назвался груздем – полезай в кузов», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Пословицы и поговорки помимо развития речи заставляют детей думать, осмысливая свои поступки.
Советы родителям
В каждом возрасте есть приоритетное направление речевой деятельности, соответствующее возможностям ребенка. Так, например, в первые два года жизни важно воспитывать у малышей умение слушать взрослых, подражать их речи. У детей 3-5 лет в приоритете обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильных высказываний, воспитание правильного произношения звуков, развитие разговорной речи. У большинства старших дошкольников уже сформированы все звуки. В 5-7 лет особое внимание следует обращать на обогащение словаря и развитие связной речи. Детям этого возраста доступен пересказ и придумывание рассказов и сказок, описание предметов.
Как проводить занятия по развитию речи
- 2-3 года – 7-10 минут;
- 3-4 года – 10-20 минут;
- 5-6 лет – 20-25 минут.
- не перегружать детей, подбирать задания в соответствии с возрастом;
- не следует ускорять ход естественного развития ребенка, лучше полноценно закрепить материал;
- ежемесячно рекомендуется записывать детскую речь на диктофон: лепет, гуление, первые слова, беседы и диалоги, чтение стихов, пересказ сказок, речевое творчество, длительность записи варьируется от 1 до 10 минут.
Как общаться с ребенком
При обучении детей нужно следить за своей речью, произносить слова, не торопясь. Звуки нужно произносить отчетливо и ясно, с правильной артикуляцией. Читая сказки и рассказы, важно делать это выразительно, используя интонацию. Непонятные детям слова нужно обязательно пояснять, рассказывая об их значении. Не следует «сюсюкать», часто использовать уменьшительно-ласкательные формы слов (ручки, чашечка, подушечка и т. д.). Такая тактика тормозит речевое развитие детей. Указывая на детские ошибки в речи, не нужно высмеивать ребенка. Это нужно делать очень тактично, показав, как правильно произносить слово или речевой оборот. Если ребенок говорит слишком быстро, «взахлеб» или, наоборот, слишком тихо, нужно напомнить ему о том, что спешить не нужно, важно говорить четко и ясно. Очень важно правильно реагировать на детские вопросы. Ни мама, ни папа не должны оставлять их без внимания. Надо дать полный и компетентный ответ, проверив, понял ли его ребенок.
Речь ребенка обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Главным условием ускорения речевого развития является применение различных методов обучения.
Методом обучения называют способ работы педагога и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
В основе развития речи дошкольников лежат определенные закономерности, опираясь на которые можно обосновать методы обучения речи. Рассмотрим некоторые из них.
Исследователи речевого развития дошкольников (К. И. Чуковский, А. Н. Гвоздев, А. Р.Лурия, А.А.Леонтьев, д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин и др.) стремились объяснить механизмы усвоения языка ребенком в возрасте двух — пяти лет, когда он, не зная никаких правил, не только строит предложения, но и склоняет имена существительные, спрягает глаголs, правильно строит словосочетания. С поразительной легкостью в процессе восприятия и продуцирования речи, на основе аналогий и первичных обобщений он овладевает языком. Как же это происходит?
Ребенок усваивает слова, их значения, формы, сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих людей, воспринимая и понимая ее, постоянно связывал языковые формы и их значения, улавливая и обобщая аналогии форм и значений. Поэтому для развития речи, как мы уже подчеркивали, нужны речевая среда, дающая образцы языка, и речевая активность самого ребенка.
Из этой закономерности выводится метод обучения, получивший название имитационного метода (метода обучения по образцу).
Когда речь идет об имитационном методе, то здесь важно отличать самостоятельную работу ребенка «по образцу» от простого механического заучивания и воспроизведения (догматический метод). По мнению М. Р. Львова, «обучение по образцу» отличается от догматического метода обучения тем, что использование образца всегда требует познавательной активности детей, их, самостоятельности. В работе «но образцу» применяется языковый анализ и синтез, делаются первичные обобщения [75].
Метод обучения по «образцу» предполагает:
— пересказ литературных произведений;
— составление предложений по типу данного, по схе1е; обучение произношению и интонациям;
— выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого;
— сочинение рассказов по аналогии с прочитанным.
По образцу дети учатся составлять тексты — описание, повествование, рассуждение.
Исследователи детской речи считают, что ограничиваться только
образцами нельзя, необходимо организовать процесс познания ребенком языковой действительности, учитывая такую закономерность речевого развития детей, как элементарное осмысление и осознание явлений языка и речи [19]. добиться этого можно используя проблемный (поисковый) метод обучения, который направлен на появление заинтересованности в принятии информации, желания уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, проявление элементов творчества, умения усваивать способы познания и применять их на другом материале.
Включение детей в процесс познания осуществляется через речевые логические задачи, проблемные вопросы, творческие задания, экспериментирование, моделирование, сравнение, упражнение, дидактические игры.
Назначение языка —. быть средством общения. Овладеть языком — значит овладеть средством общения, овладеть речью — значит научиться общению посредством языка.
Из функции языка выводится коммуникативный метод развития речи.
М. Р. Львов сформулировал следующие требования к этому методу:
— любое высказывание ребенка должно быть мотивированно, вытекать из потребности что-то сказать. Мотивацией речевой деятельности детей в детском саду могут служить игровые ситуации, побуждающие дошкольника говорить естественно, согласно выполняемой в игре роли, в связи со сложившимися условиями игры (убедить, доказать, объяснить, сообщить, спросить и тд.); ситуации, вызывающие интерес детей к слушанию сказки, рассказа; ситуации, вызывающие стремление писать письма детям в другие детские сады или заболевшему товарищу; ситуации, стимул ируюшие детей к беседе, разговору;
— ребенок должен быть подготовлен в достаточной мере к содержательному высказыванию, т. е. ему необходимо располагать существенным, важным материалом. Без свободного владения материалом говорящий не сможет осуществить коммуникацию;
коммуникативная цель будет достигнута лишь в том случае, если ребенок владеет достаточным словарным запасом, быстро образует грамматические формы, строит предложения и связывает их между собой в тексте, владеет интонациями [75].
Коммуникативный метод имеет свой арсенал методических приемов, к которым относятся: создание речевых ситуаций; беседы; ролевые игры; прогулки и экскурсии; наблюдения; труд и другие виды деятельности, которые могут вызвать у детей потребность в высказывании, а также помочь им в выборе материала для рассказов и т.д.
При развитии речи важным моментом является умение обеспечить обратную связь. Важно, чтобы ни одно высказывание до школьников не оставалось без внимания. Необходимо широко практиковать анализ высказываний детей воспитателем и сверстниками. Анализируя высказывания детей, важно делать замечания по существу, вносить конструктивные предложения, делать содержательные добавления, всем вместе обдумывать, как можно было бы сказать лучше, как удачнее построить рассказ. Важно, чтобы сверстники помогали говорящему ребенку исправлять речевые ошибки, советовали, как можно сказать по-другому, лучше, точнее, выразительнее. Такая языковая тренировка развивает речевые способности детей.
Вопрос и задание для повторения
1. Назовите основные методы развития речи дошкольников,
2. На какие закономерности развития речи детей следует опираться при выборе методов обучения?
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в УДО чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В УДО они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в УДО.
Методика развития речи – это один из разделов методики преподавания русского языка, изучающий закономерности усвоения речи, определяющий содержание обучения, а также принципы и методы развития речи школьников.
Объект методики развития речи – речь, а ее предмет – развитие в обучении русскому языку.
Развитие речи – процесс овладения правильной речью, то есть языковыми средствами и механизмами выражения собственных мыслей.
Развитие речи учеников предполагает последовательные и прогрессирующие изменения на каждом уровне каждого компонента обучения: фонетическом, лексическом, грамматическом и семантическом.
К задачам методики развития речи относят:
- изучить закономерности усвоения речи;
- исследовать принципы и методы развития речи учеников;
- определить содержание школьного обучения родному языку, способствующее развитию речи;
- создать целостную методическую систему развития речи учеников.
Задачи методики развития речи тесно связаны с задачами обучения, воспитания и общего развития учеников. Теория методики и программа по русскому языку обычно включает в себя три направления работы по развитию речи:
- обучить нормам русского литературного языка, в результате чего может быть достигнуто овладение культурой речи;
- обогатить словарный запас и грамматический строй речи, чем предполагается словарно-семантическая работа и обучение морфологии и синтаксис;
- развивать связную речь учеников, то есть работать над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождения текстов и их восприятия.
Эти три направления развития речи включают в качестве обязательной составной части работу, направленную на предупреждение и устранение речевых ошибок.
Готовые работы на аналогичную тему
К основным типам уроков относят:
- изучение нового материала;
- комбинированный урок;
- закрепление изученного материала;
- контрольный урок;
- работа над ошибками;
- анализ письменных работ.
Методы развития речи учащихся
Основными методами развития речи школьников являются:
- рецептивный метод – помогает в формировании речевой деятельности учеников. Данный метод состоит из бесед, рассказа учителя, чтения текста, чтения правил;
- репродуктивный метод – состоит из нескольких видов заданий по развитию речи, например, выполнения слова или текста по алгоритму, составления словосочетаний, предложений и пересказ текста;
- моделирование – предполагает создание текста на основании опорных слов, написание сочинений в соответствии с готовым планом.
Развитие речи учеников – это привитие им умения устно и письменно сформулировать собственную мысль правильно и понятно, выразить ее в соответствии с ситуацией общения и встречного высказывания, а также умения перерабатывать речевую информацию и вести диалог.
Научить детей правильно и красиво говорить – сложнейшая задача, требующая определенного подхода. От степени успешности ее решения непосредственно зависит дальнейшее обучение и воспитание учащихся школ. На сегодняшний день система образования встретилась с проблемой того, что количество трудностей в обучении школьников постоянно возрастает. Проблему развития речи обычно рассматриваются в теории и на практике преподавания русского языка в качестве одной из наиболее важных. Данная проблема находилась и находится в центре внимания большого числа наук, которые занимаются изучением деятельности человека: педагогика, психология и филология.
У учащихся должны быть сформированы следующие умения:
- осознавать мотивы и ставить цели;
- настраиваться на воспроизведение речи;
- осознавать предлагаемый к изучению материал и ставить цели;
- настроиться на понимание текста и правил говорения;
- передавать умения адресанта;
- узнавать звучание языковых единиц;
- прогнозировать возможных адресатов;
- узнавать графические единицы;
- составлять устную речетворческую схему;
- анализировать слова и предложения, воспринимая их на слух;
- составлять письменные речетворческие схемы;
- восстанавливать социокультурный контекст прочитанного текста;
- отобрать необходимую информацию для конструирования устного высказывания;
- оценить главное и второстепенное в предложенной теме;
- отбирать нужную информацию для составления письменного высказывания;
- уметь анализировать;
- отбирать необходимый языковой материал;
- учитывать стилистические особенности текста;
- производить предложения и тексты;
- подготавливаться к адекватным ответам;
- правильно оформлять и записывать текст;
- восстанавливать замыслы писателя.
Теоретические вопросы развития речи отражены в трудах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков Ушинского К.Д., Леонтьева А.А., Ладыженской Т.А., Занкова Л.В., Немова Р.С., Жинкина Н.И., Выготского Л.С., Львова М.Р., Никитиной Е.И. и др.
Сегодня центром внимания является целенаправленное, системное и базирующееся на лингвистических знаниях обучение школьников разнообразным видам речевой деятельности. Основная задача современного этапа – сформировать у учащихся потребность овладеть знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками учеников.
Одним из решающих условий этой задачи выступает правильно развитая речь, выступающая важнейшим пластом всестороннего полноценного развития ребенка. Чем более обширной и правильной будет речь учеников, тем легче он будет высказывать свои мысли, и тем шире будут его возможности в познавательной деятельности.
Формирование правильного произношения – сложнейший процесс, дети учатся управлять своим артикуляционным аппаратом, воспринимать обращенную к ним речь, контролировать речь окружающих и собственную речь.
Иными словами, процесс развития речи учащихся является практической стороной обучения русскому языку, формированием умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному использованию всех грамматических средств – форма частей речи, словосочетаний, предложений разных типов, словообразовательных моделей, а также формированием навыков, необходимых для выражения собственных мыслей, знаний и чувств.
Развитие речи – это формирование языковых навыков ребенка, освоения им приемов речевого общения, что развивает механизмы языка и формирует языковые способности. Развитие речи происходит в определенный возрастной период, являющийся сензитивным для речевого становления.
Речевые механизмы складываются по-разному у разных людей, поскольку их формирование обусловлено психическими индивидуальными особенностями и спецификой физиологического развития отдельного индивида. Данный механизм формируется в ходе речевого общения.
Языковые способности человека отражают его речевые умения и навыки, которые сформировались на базе, имеющихся врожденных данных. Речевые навыки связаны с грамматически верным построением речи, правильной семантикой, произношением и интонацией речи. Если эти параметры освоены индивидом в совершенстве и, даже, доведены до автоматизма, то можно говорить о совершенных речевых действиях данного человека.
Языковые способности требуют дальнейшего развития, которое возможно в ходе построения коммуникативных связей ребенка, при развитости его восприятия окружающего мира и его членов, способности адекватного реагирования на других людей, умение общаться и взаимодействовать в социуме.
Факторы речевого развития
Процесс речевого развития происходит под воздействием ряда факторов, которые определяют эффективность освоения языковых навыков. К этим факторам относятся:
- Фактор положительных эмоций. Чтобы ребенок проявлял активность в общении, ему необходимо испытывать положительные эмоции. Они активизируют его коммуникативные навыки, развивают инициативность в общении, помогают строить взаимоотношения с другими людьми разных возрастных групп.
- Физиологический фактор. Он связан с развитием речевого аппарата, мыслительных процессов, памяти, координации, пространственной ориентации, аудирования. Физиология речи является достаточно гибким и адаптивным явлением. Она способна подстраиваться к тем условиям, в ходе которых происходит формирование речи ребенка. Однако, этот процесс не является непрерывным. Гибкость речи сохраняется в течение первых семи лет жизни ребенка.
- Фактор контактирования. Он проявляется в потребности ребенка иметь эмоциональную связь и взаимодействие с другим человеком. Эмоции занимают приоритетные позиции в развитии детской личности. Они преобладают над иными сторонами развития. Процесс общения и взаимодействия играет важную роль в дальнейшем личностном развитии и социализации.
- Фактор социализации личности. Процесс социализации сопровождается общением ребенка с членами социума. Ребенок нуждается в общении, стремится строить коммуникативные связи, обмениться информацией, применять речь для выражения собственного «Я». Для прохождения процесса социализации ребенку необходима речь и активное общение.
- Фактор умственного развития. Ребенок приходит к потребности познания окружающего мира, его предметов и их свойств. Предметам даются названия с помощью речи – слов, а затем происходит перенос названий на идентичные объекты т.е. реализуется процесс обобщения.
- Фактор активности речевого применения. Ребенок должен практиковаться в применении речи, в различных ее вида и формах.
- Фактор изучения теоретических основ языка. Происходит исследование языковых процессов и явлений: формирование слов, построение предложений, состав слова, его фонетика и т.д. Так, дети учатся произвольному построению речевых конструкций, свободному произношению.
- Фактор среды. Здесь имеется в виду та сфера, микросреда, в которой реализуется процесс формирования речи ребенка. Если ребенок проживает в культурной речевой среде, то и его речь будет сформирована культурно.
- Фактор формирования словарного запаса ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, необходимо постоянно пополнять его словарный запас. Поэтому, пополнение словаря ребенка является основной задачей дошкольных организаций и родителей по развитию речи.
Готовые работы на аналогичную тему
Методы развития речи
Все методы, применяемые в речевом развитии детей, подразделяются на две группы:
- Методы наполнения речи содержанием и его приумножения. К этой группе относятся методы, ориентированные на знакомство ребенка с окружающим миром. Они наблюдают за его объектами и процессами, запоминают названия предметов. Также, знакомство с окружающим миром реализуется через чтение литературы, просмотра фильмов, просмотра художественных произведений.
- Методы, ориентированные на наполнение словарного запаса, его фиксацию, наполнение смыслом и активное практическое применение. Чтобы активизировать словарную работу для детей разрабатываются различные дидактические игры и упражнения.
Развитие речи ребенка осуществляется поэтапно. Происходит постепенное усложнение содержания слов. Словарная работа усложняется по мере возрастного развития ребенка.
Выделяют три ведущих направления словарной работы с детьми:
- Накопление словарного запаса ребенка путем знакомства с окружающими объектами и процессами, запоминания их наименований. Круг объектов изучения постепенно увеличивается и усложняется их содержание.
- Знакомство со словами, характеризующие объекты окружающего мира: их качество, свойства, отношения.
- Знакомство со словами, являющимися простыми понятиями, путем сравнения объектов по ведущим признакам, их обобщение.
В процессе расширения словарного применяются методы беседы. Они помогают развить навыки задавания и поиска ответа на вопросы. Дети учатся делать выводы и правильно строить вопросы, если им что-то непонятно.
Также, глубокое восприятие окружающего мира достигается посредством заинтересованности детей в наблюдении за объектами и процессами окружающего мира. Для этого применяются методы наблюдения и экскурсии.
Чтобы ребенок запомнил слова, закрепил их в своем сознании, необходимо применять методику повторения. Для этого, педагоги повторяют слова многократно, расшифровывая их смысл, поясняя применение слова на практике, в речевых оборотах.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова Фатима Назировна
Статья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития — освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах , предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махова Фатима Назировна
Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА Махова Ф.Н.
Махова Фатима Назировна — воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 42, г. Армавир, Краснодарский край
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития -освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.
Ключевые слова: режимные моменты, мелкая моторика, потешки, прозрачный мольберт, кольца «Су Джок», театрализованная игра.
Важнейшим фактором для развития речи является необходимость создания благоприятной ситуации, которая помогает вызвать желание у ребенка принять участие в речевом общении. Речь — основное средство для общения с окружающим миром. Очень важно, как можно чаще разговаривать с малышом, ведь в основе речи лежит подражание — повторение слов и фраз за взрослым. Речь все время должна окружать ребенка и для этого необходимо произносить вслух все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.
Во всех видах деятельности я планирую речевое развитие детей. Например, при входе в группу обращаю внимание ребенка на то, что нужно поздороваться. Утро мы начинаем с пальчиковой игры «Здравствуйте, дети!», тем самым я учу детей здороваться. Основательно подхожу к тому, чтобы моя речь была понятной, эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания я использую малые формы фольклора, литературные произведения. Например, ознакомление с правилами поведения за столом, правилами посещения туалета, правилами поведения в спальной комнате и т.д. Это дает возможность освоить детям не только посильные самостоятельные действия, но и обогатить запас слов, путем повторения и проговаривания. А также развивается память, воображение, и естественно, разговорная речь.
Большую роль играет проговаривание действия с ребенком. Например, процесс одевания: «Идем одеваться. Сначала надеваем носки. Находи их.
Теперь футболку, надень правильно. Давай, наденем шорты или платье, а теперь осталось надеть кепку и обувь». После завершения процесса одевания не забываю похвалить ребенка за самостоятельность.
В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Помимо этого, нужно уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.
При развитии дыхания, а также слуха я применяю различные ленточки, бумажные самолетики, жучки, цветочки, мыльные пузыри и др. Особенно важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для достижения этой цели, я использую пальчиковые игры, гимнастику, различные шнуровки, разного вида мозаики, пазлы. Детям очень нравятся игры с крупой, занятия с песком и водой. Широко применяю в своей работе кольца и шар «Су Джок», где дети совершают ритмические движения в такт стишкам и потешкам. Большим успехом у детей пользуется рисование на прозрачном мольберте, так как такое рисование не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные и
волшебные. А также развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет свои страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и самое важное — общительность.
На прогулке под текст соответствующей потешки или игры дети выполняют действия. Таким образом, у малышей развивается речь, память и появляется интерес к играм.
Я люблю петь вместе с детьми песенки и играть на различных инструментах (металлофон, дудочка и т.д.). Поем очень часто и везде. Это помогает научить детей слушать внимательно пение и игру на инструментах, учит петь без стеснения и с большим удовольствием подпевать взрослым.
Полноценное развитие речи детей невозможно без целенаправленной педагогической деятельности вне занятий. Индивидуальная работа предполагает различные игры на повторение и закрепление программного содержания: дидактические игры, подвижные игры с текстами, хороводные игры, настольно-печатные, игры-драматизации и т.д.
Она проводится в любое время и с небольшим количеством детей (2-5 человек).
Очень важно читать детям знакомые литературные произведения, а также шуточные стихи, которые сделают общение с детьми более интересным, веселым и содержательным.
Наконец, театрализованная игра! Ее значение велико, она совершенствует диалог и монолог, помогает освоить выразительную речь, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В заключение хочется отметить, насколько важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для ребенка!
Она должна быть четкой, неторопливой, доступной для понимания малыша, и грамотной.
Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песни, разучивать стихи, потешки, играть, одним словом, общаться, тем быстрее он овладеет правильной речью!
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: пособие для работы с детьми
2-7 лет. М: Мозаика-Синтез, 2016. 128 с.
2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера, 2005.
224 с. (Ранний возраст).
3. НемовР.С. Психология 4 издание. М. Владос, 2003.
4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-Синтез,
Хорошо развитая речь – важное условие общения с окружающим миром. Если ребенок хорошо говорит, он легко вступает в контакт как со сверстниками, так и с взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями в детском саду и учителями в школе. Но при наличии речевых расстройств ситуация ухудшается, и это приводит к дискомфорту и психологическим проблемам.
В центре «Доброе слово» работают опытные специалисты, использующие эффективные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста. Это и традиционные технологии, доказавшие свою результативность, и современные способы, обеспечивающие при умелом применении хороший результат.
Цены на развитие речи
Виды занятий | Стоимость одного занятия / сеанса | Длительность одного занятия / сеанса | Рекомендуемое количество занятий/сеансов |
Диагностическая консультация логопеда | 2000 руб. | 50 мин. | 1 занятие |
Индивидуальное логопедическое занятие | 1200/1400 руб. | 45 мин. | 10-15 сеансов |
Групповое логопедическое занятие | 600/800 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Логомассаж классический | 1000 руб. | 15 мин. | индивидуально |
Логомассаж сенсорный | 1 000 руб. | 15 мин. | от 2 раз в неделю |
Групповое занятие логоритмикой | 600/800 руб. | 45 мин. | 1 раз в неделю |
Основные методики развития речи
Существует несколько классификаций, используемых специалистами. Согласно одной из них, все технологии развития речи детей дошкольного возраста принято делать на три группы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. К непосредственным в первую очередь относится наблюдение и его разновидности – экскурсии, обзор помещений. Опосредованные методы позволяют педагогам знакомить детей с чем-либо, используя изобразительную наглядность: игрушки, фотографии, картины, диафильмы, художественные фильмы, модели.
Словесная методика развития речи – это, например, чтение и пересказ художественного текста. Сюда же относятся рассказы, обобщающие беседы, заучивание текстов наизусть. Если речь идет о работе с детьми младшего возраста, то наряду со словесными методами применяются и наглядные: показ рисунков, игрушек, фотографий.
Практические методики развития речи направлены на совершенствование речевых навыков и умений. В качестве примеров можно назвать разнообразные дидактические игры, инсценировки, а также многие виды творческой деятельности: рисование, конструирование, моделирование – если при этом предполагается общение между ребенком и преподавателем.
Еще одна классификация выделяет, в зависимости от характера речевой деятельности ребенка, репродуктивные и продуктивные методы развития речи. Первые основаны на восстановлении речевого материала: это заучивание, пересказ близко к тексту, игры-драматизации на основе литературных произведений. Вторые предполагают развитие речевого творчества и обучение ребенка построению собственных связных высказываний: творческий пересказ, обобщающая беседа, повествование.
Средства развития речи
По мнению специалистов, к средствам, использующимся для совершенствования речевых навыков, относятся:
- общение – как между детьми, так и между ребенком и взрослым;
- художественная литература;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи и языку на занятиях;
- различные виды искусства – театр, кино, музыка.
Наиболее важным средством развития речи является общение. Это не просто обмен информацией между несколькими людьми, ведь в результате общения усваивается социальный опыт, принимаются решения, строятся и реализуются планы. Также оно приводит к взаимовлиянию людей друг на друга, развивает навыки сопереживания и взаимопонимания. Речь ребенка формируется в социальной среде, в которой он существует, и определяется множеством факторов, в том числе его потребностями. Давно замечено, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи. С этим и связан совет, который часто дают мамам и папам: больше разговаривайте с детьми.
Важное средство развития речи – игра. Она стимулирует общение, служит взаимодействию между детьми или между ребенком и взрослым. Во многих технологиях, направленных на исправление речевых недостатков, широко используются игровые методы.
Специалисты центра «Доброе слово» имеют большой опыт работы с детьми, которым нужна помощь в развитии речевых навыков и умений: от запуска речи до постановки уверенного общения в форме диалога. Для каждого ребенка выбирается методика развития речи, которая обеспечит наилучший результат именно в его случае. Поэтому работа всегда начинается с диагностики: чтобы решить проблему, необходимо точно разобраться, чем она вызвана.
Вашему ребенку необходима помощь в развитии речи? Обращайтесь к нам! Мы ответим на ваши вопросы, предоставим необходимые консультации и предложим занятия, которые проводятся по эффективным методикам.