Методы развития музыкальных способностей

Игровое творческое развитие ребёнка, его природная музыкальность и способности к творческому самовыражению, вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Существуют музыкальные методы и приемы, которые, можно спокойно использовать в деятельности с воспитанниками, не имея музыкального образования

Скачать:

Вложение Размер
master_klass_dlya_pedagogov.docx 19.43 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыкальные методы и приемы для развития музыкальных способностей дошкольников

Игровое творческое развитие ребёнка, его природная музыкальность и способности к творческому самовыражению, вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Существуют музыкальные методы и приемы, которые, можно спокойно использовать в деятельности с воспитанниками, не имея музыкального образования

Вся природа просыпается и волшебный зимний рассвет начинается…

И так мы начинаем.

Музыкальный руководитель : А сейчас мы поиграем в игру,

«Найди свое дерево» возьмите лоскутки в руки и встаньте по парам спиной друг другу.

Вы деревья, а лоскуточки, ваши листочки.

А какое вы дерево?

Как называется ваше дерево?

Итак, ветерок качается

раз и два, раз и два,

зашумела вся листва.

лист от ветки оторвался

разбежались кто куда,

закружились и помчался

ты попробуй догони.

Раз, два, три, дерево свое найди.

Это была игра на ориентировку в пространстве один из приемов.

Следующий прием еще легче и интересен для детей и для нас педагогов .

Это игра, на развитие звуковысотного звука. Деткам очень сложно перейти от низких звучаний нот в головное звучания.

И есть такой прием, как глиссандо голосом.

Дидактическая игра: «Поющая гусеница»

Цель игры : Развитие вокальных навыков, учить петь по схемам.

«Звуковые жесты» – это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов.

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

«Звучащие жесты» — это ритмические игры со своим телом. на поверхности своего тела. А вот игры с голосом, это игры, когда мы начинаем использовать в речевых играх звук. Это известный приём, который помогает детям представить звучание окружающего нас мира вокруг.

Дили- дили-дили-дили –
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили –
Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся.

Дили- дили-дили-дили –
Динь, динь, динь, динь.
Встали все кого будили- УУУУУУ

Ритм заложенный в словах, в фразах очень легко усваивается детьми. Притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальный инструмент. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает хорошую артикуляцию, дикцию, чувство ритма, но так же вводит детей в мир динамических оттенков. Но наверно самое главное – это то что дети незаметно для себя выучивают стихи и рассказывают с особым чувством и выражением.

……. Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные, Качание рук над головой

И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

Метели у нас пусть поют свою песню, а мы с вами будем петь свои песенки. Я вам сейчас предлагаю создать свои не на что не похожие песенки.

Перед вами большие и маленькие снежинки, и я вам сейчас предлагаю создать свою песенку Большие снежинки будут дольше пропеваться, а маленькие гораздо быстрее. Большой снежинке дадим песенку –ля-, а маленькой снежинке песенку – ми-. Что получается…

Я вам сейчас предлагаю расслабиться.

У каждого времени года есть что-то хорошее. Спроси любого: « Нужна тебе зима? Может быть, без неё лучше было бы?» И услышишь в ответ: «Нужна! Ещё как нужна!» А как же Новый год, Дед Мороз, подарки? А санки, горки, лыжи, снежки, сугробы, зимние каникулы! Без зимы скучно будет! Без зимы не такими прекрасными покажутся весна и лето.

Зима приносит с собой свою особую мелодию. Прислушайтесь, и вы её обязательно услышите!

Зима у нас не только в стихах, в музыке. Зима у нас и в музыкальных инструментах. Мы с вами сейчас приступаем к приёму, который называется свободное манипулирование музыкального инструмента. Образное применение при озвучивании сказок, это самый любимый вид деятельности воспитанников.

Шумовая сказка «Зима в лесу»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ
И вот с неба стали падать снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
КСИЛОФОН
Мышки грызли зёрнышки
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН /
В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ
Но белочкам было тепло в гнёздах
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ

Исполнение детьми сказок-шумелок способствует развитию навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнёт играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умению управлять своим поведением. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка , самоутверждении им стать личностью.

Сегодня, я вам продемонстрировала только небольшое количество методов, которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки . Ведь технология это- что мы делаем, а методы как мы делаем.

Изучение роли музыки как основы личностного становления ребенка, способствующей эмоционально-эстетическому развитию. Психолого-педагогическое обоснование развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

  • посмотреть текст работы «Диагностика и методика развития музыкальных способностей дошкольников в процессе восприятия музыки»
  • скачать работу «Диагностика и методика развития музыкальных способностей дошкольников в процессе восприятия музыки» (курсовая работа)

Подобные документы

Психолого-педагогическое обоснование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Понятие музыкальности и её признаки. Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 16.11.2009

Категория творческих способностей. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Потенциал музыки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Роль интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

курсовая работа, добавлен 13.03.2017

Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку. Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Ритмический слух как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

курсовая работа, добавлен 06.01.2014

Взгляды отечественных психологов на проблему формирования индивидуальных способностей. Истоки формирования и развития творческих способностей. Разработка проблемы музыкального восприятия. Процесс формирования профессиональной готовности учителя музыки.

статья, добавлен 19.01.2010

Влияние музыки на развитии личности дошкольника. Понятие музыкального ритма, признаки мелодического слуха. Музыкальные способности Б. Теплова: ладовое чувство, способность к слуховому представлению. Методы развития музыкальных способностей дошкольников.

дипломная работа, добавлен 28.05.2012

Свойства и структурные компоненты музыкального восприятия, специфика его формирования у детей при помощи классической музыки. Диагностика уровня музыкального восприятия у дошкольников, его развитие путем прослушивания произведений знаменитых композиторов.

курсовая работа, добавлен 17.08.2013

Психолого-педагогические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста. Особенности развития творческих и музыкальных способностей детей. Методические рекомендации по творческому развитию дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

дипломная работа, добавлен 24.02.2012

Педагогические условия развития музыкальных способностей учащихся на уроках музыки. Взаимосвязь психологических и музыкальных знаний с содержанием, формами и методами педагогической деятельности. Применение дифференцированного подхода к учащимся.

дипломная работа, добавлен 06.06.2015

Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Развитие музыкальных способностей с использованием дидактических игр и пособий.

дипломная работа, добавлен 16.03.2012

Психолого-педагогические проблемы развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Особенности использования дидактической игры для формирования музыкального восприятия дошкольников. Эстетическое воспитание ребенка в детском саду.

контрольная работа, добавлен 13.10.2015

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
    Денис Загоскин 4 лет назад Просмотров:

1 Оксютчик А.Ю., студ. гр. 319 БГУКИ Науч. рук. Гудзенко Л.Г., ст. преподаватель РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА Беларусь конца XX начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостный уход от своих корней, меньшее использование народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, лишает детей желания проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору при воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора повернуться лицом к народной музыке на самом раннем этапе воспитания, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Главная цель развития музыкальных способностей показать приёмы и навыки развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. Исходя из цели исследования, мы ставили перед собой задачи определить технологию развития музыкальных способностей старших дошкольников, составить методику развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально показать её эффективность;

2 В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, диагностика, педагогический эксперимент. В эксперименте учувствовали 20 детей старшего дошкольного возраста. На основе поставленной цели исследования на констатирующем этапе эксперимента предусматривалось решение следующих задач: выявить компоненты, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей; и определить уровень музыкального развития, сформированного в стихийном опыте детей. Для решения этих использовались следующие задания: Детям была предложена народная песня «Во поле берёза стояла», мелодию которой необходимо было повторить. Если у детей были затруднения в пении, то преподаватель им помогал голосом или подыгрывал на инструменте. У детей отмечалась неуверенность, робкость в пении. Многие дети просто говорят слова, не пропевая чисто мелодическую линию, некоторые дети кричат. Но встречались и немногие дети, которые вслушивались в мелодическую линию и пытались петь чисто и эмоционально. Для определения наличия и уровня развития чувства ритма, детям предлагалось повторить хлопками ритмический рисунок. Далее мы определяли у детей двигательные навыки, умение импровизировать в движении. Детям предложено изобразить белорусский народный танец произвольными движениями под музыку «польки». Многие дети проявили себя хорошо, они попадали в ритм, импровизировали, а некоторые просто повторяли за ними. Также дошкольникам были предложены музыкальные инструменты (детский барабан, бубен, деревянные ложки) и, как оказалось, нашлись дети которые сумели музицировать на них.

3 Экспериментальная работа во время всех занятий осуществлялась на материале детского музыкального фольклора. Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевальнопластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании. На формирующем этапе эксперимента мы применяли технологию развития музыкальных способностей, которая включала в себя 2 этапа: Первый этап развивающий был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков. Второй этап репродуктивно-творческий погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. На основе данной технологии была составлена методика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Были определены цели каждого занятия. Каждое последующее занятие носило более сложный и насыщенный характер, что определялось результатом динамического нарастания сложности разработанной методики. В результате проведенной работы мы увидели динамику общего музыкального развития детей, что проявлялось в следующем: дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии; без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику; имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги;

4 у детей есть опыт работы с ритмическими заданиями, умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения, выкладывать ритмическую линию данных попевок, и определять ритм знакомых попевок по схемам; имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений, могут образно воспринимать характер и образ музыкального произведения; творческие навыки не вызывали у детей затруднения: в сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии; при выполнении движений у детей отмечено разнообразие, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности. Таким образом, мы убедились, что грамотно построенная система развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста дает хорошие результаты. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента позволили нам придти к следующим выводам: 1. Конкретизировано понятие «музыкальные способности», которое было выбрано в качестве рабочего. 2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки). Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей. 3. Разработана методика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа: I этап развивающий направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

5 II этап репродуктивно-творческий имеет более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. 4. На основе разработанной технологии была составлена методика музыкального развития дошкольников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в дошкольных учреждениях, музыкальных и образовательных школах, гимназиях. Разработанная методика поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития дошкольников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом. 1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Астафьев Л. : Музыка, с. 2. Дзiцячы фальклор / Пад рэд. К.П. Кабашнiкава Мн. : Навука i тэхнiка, с. 3. Белорусская этномузыкология: Очерки истории (XIX XX) / З. Можейко, Т. Якименко, Т. Варфоломеева Мн. : Тэхналогiя, с

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector