В педагогике и психологии есть понятия способные дети, одаренные дети, яркая одаренность.
Способностей врожденных нет, их нужно развивать, есть только задатки. Способности развиваются в результате деятельности, когда у ребенка у ребенка возникают положительные эмоции. «Радость ползет улиткой, а горе – как шквальная буря».
Есть дети, способные к математике, к литературе и т.д., т.е. к определенным предметам, к определенным видам деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, у которого интересы стабильны, любознательность устойчива, имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает. Начатое дело всегда доводит до конца, настойчив в достижении поставленных целей, имеет много друзей, со всеми находит общий язык. Задает много вопросов по интересующим его предметам, имеет особую склонность к определенному виду занятий, предмету. Все это дает основание считать ребенка одаренным.
Яркая одаренность – это проявление одаренности во многих сферах знаний (искусство, музыка, литературное творчество и т.п.). Речь такого ребенка очень развита, характеризуется большим запасом слов; всегда ищет самостоятельное решение. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных мнений. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях, одинаково одарен в гуманитарных и технических областях. Часто производит впечатление не по возрасту взрослого. Все эти признаки дают основание считать ребенка ярко одаренным.
В нашей школе создана программа «Одаренные дети».
Цель программы :
§ создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования;
§ формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Основные задачи программы:
· усовершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки;
· найти методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
· создать условия для укрепления здоровья одаренных детей;
· расширить возможности для участия способных, одаренных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных международных конкурсах.
Внешние признаки математических способностей:
§ явный интерес к математике;
§ овладение определенными математическими умениями и навыками в раннем возрасте;
§ быстрое продвижение в области овладения математикой;
§ относительно высокий уровень математического развития;
Работа с одаренными детьми проходит на трех ступенях и предусматривает три периода:
· II ступень (аналитический период) – выявление одаренных детей, (1-4 кл.);
· II ступень (диагностический период) – оценка возможностей, (5-9 кл.);
· III ступень (самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления), (10-11 кл.).
Каждая ступень предусматривает свои приемы, формы и методы работы с одаренными детьми. Главная задача математики – развитие логического мышления учащихся. Поэтому в начале каждого урока провожу устный счет. В задания включаются упражнения на закрепление материала, на повторение ранее изученного материала и обязательно задача на развитие логического мышления. Например, в 5 классе «На аэродроме было 4 вертолета и 6 самолетов. 5 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится хотя бы один вертолет? Хотя бы один самолет?». Или «Покажите на двух руках 5 пальцев так, чтобы на одной руке было на 3 пальца больше, чем на другой».
На уроках решаю задачи с недостающими данными, с излишними данными, задачи на доказательство, задачи с несколькими решениями, задачи на рассуждения; задачи, требующие наглядных представлений, задачи с наглядным решением. Все это типы задач, развивающие математические способности.
Цель обычного урока – развитие умений и навыков. Цель урока развивающего обучения – развитие личности.
На уроках развивающего обучения пользуюсь поисково-исследовательскими методами, когда учитель вместе с обучающимися конструирует путь решения, включается в поисковую деятельность вместе с обучающимися. Для каждого ученика выбирается ролевая функция. Какими же приемами при этом пользуюсь?
- Прием новизны.
- Прием значимости.
- Прием создания проблемной ситуации.
- Прием динамичности (от общего к частному и от частного к общему).
- Прием выделения главного.
- Прием сравнения (установление сходства или различия).
- Прием обобщения (выделение главного, выводы, формулы, схемы и т.д.).
- Прием доказательства (рассуждения, схема, модель, алгоритм и т.д.).
- Прием объяснения и определения понятий.
Наряду с урочной формой, способствует развитию одаренных детей и внеурочная форма работы – кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, предметные недели.
В 5-6 классах провожу математический кружок «Математическая смекалка». В основном работаю по книгам «Занимательная математика» Перельмана и «Математическая смекалка» Кордемского.
В старших классах провожу факультатив и элективные курсы «Числовые множества» (8 кл.), «Функции и графики» (9 кл.), «Неопределенный интеграл» (11 кл.). В 9 и 11 классе в течение всего года провожу консультации. Использую углубление тем, изучаемых на уроке. Так, в 11 классе изучая тему «Логарифмы» даю понятие «потенцирование», изучая решение уравнений и неравенств, содержащих модули, комплексные числа, метод математической индукции, уравнения с параметрами. Методы и формы сочетаются с обычными, но отличаются определенным своеобразием.
Направления работы – индивидуальная и коллективная, как одну из форм работы с детьми применяю тестирование.
Тест – напоминание (для проверки фактических знаний):
§ чему равен tg 30 0 , sin 45 0 , cos 30 0 и т.д.;
§ тест-дополнение (а+в) 2 =а 2 +х+в 2 ;
§ альтернативный тест (проверка справедливости равенства, ответ «да», «нет») sin(3π/2 — α)= cos α;
§ выборочный тест (выбрать правильный ответ и подчеркнуть его) -2,4+3,2 (0,8; -0,8; 5,6; -5,6);
§ тест-сличение 1. V пир. 1. V =1/3* S осн * H
2. V куба 2. V = S осн * H$
§ тест, требующий расположения названных предметов по порядку, по
алгоритму. Например, расположите числа в порядке возрастания или убывания 23, -45, -12, 38, 0, -190, 5, 67, 3.
Все эти формы, методы, приемы дают свои результаты. Так, начиная с 2001-2002 учебного года, с момента введения ЕГЭ в школе, мои обучающиеся принимают участие в пробных экзаменах, в экзаменах в новой форме. Результаты общей успеваемости 100 %, качественная не ниже 66 %.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса в новой форме по алгебре: