Понятие гиперактивный состоит из двух слов “гипер” — выше нормы, “активный”- действенный, деятельный. Под гиперактивностью понимают состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека выше нормы является непродуктивной и необоснованной, а также признаком неуравновешенной нервной системы.
В основе всего лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-нервопотолог, при проведении специальной диагностики. Поэтому ставить диагноз гиперактивности ребёнка может только врач, если о ребенке говорят, что он гиперактивный — это не всегда показатель дисфункции. Часто учителя и родители так называют просто физически активных детей.
Первые проявления гиперактивности заметны у детей в возрасте до 7 лет. По статистике, приведенной Расселлом Баркли говорится, что диагностированных мальчиков в три-шесть раз больше, чем девочек. В каждом детском коллективе встречается ребёнок, который не может подчиняться инструкциям, долго сидеть на одном месте, сохранять тишину. Не всегда, но среди таких детей и встречаются гиперактивные. Они создают дополнительные трудности учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, неконтролируемы и безответственны. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко ждёт ответа на них.
Причины возникновения гиперактивности:
- Генетические факторы (особенности строения головного мозга)
- Родовые травмы
- Инфекционные болезни, перенесенные в первые месяцы жизни ребёнка.
- Больше причин можно найти здесь .
Внешние проявления гиперактивности
Гиперактивного ребёнка часто можно спутать с ребёнком с повышенной тревожностью. Главное их отличие в том, что последний не несет социального разрушения, как в случае с гиперактивный ребёнком, который является источником ссор, обид, драк и разного рода конфликтов и недоразумений.
Итак, рассмотрим признаки гиперактивного ребёнка подробнее:
1. Дефицит активного внимания.
Ребенку трудно удержать внимание, с удовольствием берётся за задание, но не доводит до конца. Ребёнок испытывает сложности в самоорганизации и часто теряет вещи.
2. Постоянная двигательная активность.
Неусидчивый ребёнок, спит мало в сравнении с другими детьми даже в младенчестве. Много говорит и постоянно ерзает.
3. Импульсивность.
Может толкнуть сверстника без видимой причины, не может дождаться своей очереди, отвечает быстро и не всегда правильно, ведь для него главное ответить, а значит привлечь к себе внимание. Не соблюдает и не подчиняется правилам.
НО: уровень интеллектуального развития не зависит от наличия гиперактивности, может существенно быть выше возрастной нормы.
Если несколько данных признаков существуют, то можно предполагать гиперактивность. Первое что надо сделать сообщить об этом родителям, чтобы они обратились к психологу. Но все же не всегда родители видят проблему в работе с такими детьми для педагога, отказывая в визите к психологу.
Советы при работе с гиперактивными детьми
- Ребенку легче работать в начале дня , чем в середине или в конце. Учитывая этот факт, стоит проводить более сложные занятие в первой половине дня, более подвижные занятия, где можно выбросить энергию, переносить на вторую половину дня.
- При индивидуальной работе, проявление гиперактивности отсутствует, если нет возможности включить ребёнка в групповую работу, возможно стоит рассмотретьвариант индивидуальных занятий .
- Нагрузка ребёнка должна соответствовать возможностям. Если все остальные дети выполняют задание в течении 10 минут, а гиперактивный ребёнок управился за 5 минут, возможно не выполнив задание полностью, не стоит заставлять его закончить. Это не принесёт никакой пользы. Стоит переключить на другую деятельность. Урок необходимо планировать, добавляя разные виды деятельности, производя более частую их смену. Например, после выполнения 2-3 заданий провести физкультурную разминку или игру. Особенность таких детей в том, что они могут делать несколько дел одновременно, но не выносят однотипных заданий.
- Во время урока следить, чтобы ученик был с «вами», а не «витал в облаках». Иногда достаточно коснуться руки ученика во время урока или задать вопрос именно ему, обратив внимание на себя.
- Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успевать выполнить задание или потратить больше времени, чем нужно. Здесь есть два варианта — или напоминать о времени, или научить ребенка пользоваться таймером.
- В связи с повышенной эмоциональностью дети остро реагируют, если с ними не играют или не общаются, ведь сами они очень общительны и любят поговорить. В такой ситуации стоит вмешаться учителю в игру для правильного распределения ролей , иначе у гиперактивного ребёнка может понизиться самооценка.
Личный опыт
Я столкнулась с гиперактивным ребёнком в начале своей работы в качестве репетитора по английскому языку. Знакомая попросила позаниматься с сыном 4-х лет, до этого не имевшим опыт занятий вообще и не имеющим представление о том, что такое урок. Федор постоянно двигался, сидел на месте 3 минуты, очень увлекался насекомыми, быстро схватывал информацию. Так как пробное занятие состоялось летом, я решила, что занятия будут проходить на улице. Занятия планировали по 35 минут с частой сменой заданий. Задания тщательно подбирались, ведь если они не отвечали интересам Фёдора, замотивировать его сделать что-то было просто невозможно.
Изучение алфавита происходило в стихотворной форме. Так Федор за одно занятие запомнил стихи на все 26 букв. Слова запоминали в формате употребления их в играх и составлении диалогов. Больше внимания уделяли разговорной форме языка, стараясь делать письменные задания за столом за 3-5 минут, чтобы Федор не терял к ним интерес.
Гиперактивного ребёнка можно научить всему, стоит лишь придумать систему поощрений, так как наказания совсем не работают в данном случае. Систему поощрений стоит разработать вместе с родителями, чтобы и на занятиях и дома эта система мотивации ребёнка была единой. Работа с такими детьми требует очень сильных эмоциональных затрат от учителя.
Как вы работает с гиперактивными детьми? Какие пути взаимодействия с ними применяете в своей практике?
СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в виде трудностей с концентрацией внимания, памяти и самоконтроля. Детям с СДВГ также часто свойственны высокая степень агрессии и самоагрессии, а также тревожность и низкая самооценка.
Важно предостеречь родителей и учителей от самостоятельной постановки диагноза ребенку. Если ребенок очень активен, на то могут быть другие причины — темперамент, воспитание и т. д. Такой диагноз может поставить лишь врач-невролог совместно с психологом.
Как помочь ребенку с СДВГ?
На такого ребенка ни в коем случае нельзя кричать, злиться и думать, что он ведет себя так нарочно. У ребенка просто не хватает способностей контролировать свое поведение, в этом ему должны помочь педагоги и родители.
Такому ребенку очень важно чувствовать себя в безопасности, потому что у него могут быть проблемы с самобезопасностью, прогнозированием и тревогой — он может не до конца понимать, что, если он будет бегать по дому, споткнется и упадет — ему будет больно — ребенку сложно спрогнозировать развитие такой ситуации.
В работе с детьми с СДВГ очень важен инклюзивный подход, педагог должен постараться посмотреть на мир глазами этого ребенка, понять его потребности и проблемы.
Причины развития синдрома
Лобные нарушения
У детей с СДВГ бывают функциональные нарушения лобных долей. Лобные зоны мозга отвечают за контроль и самоконтроль. При наличии таких нарушений ребенку тяжело себя контролировать.
Такому ребенку нельзя говорить: «как ты не подумал, что может случиться», ребенок сам не может это спрогнозировать. Если мы понимаем причину такого поведения, то нам легче будет подобрать ключ к такому ребенку, чем если мы будем думать, что он вредничает и делает все назло.
Стволовые нарушения
Бывает так, что в ходе родовых травм происходят различные нарушения, зажимы ствола головного мозга. Ствол головного мозга отвечает за энергообеспечение и баланс. Такие дети более невнимательны.
Диэнцефальные
При таких нарушениях дети испытывают проблемы со сном, засыпанием. Они также могут быстро запоминать и при этом быстро забывать информацию.
Работа с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?
Создайте ребенку уголок уединения
Для ребенка с СДВГ очень свойственна полярность поведения, что вызвано низким уровнем самоконтроля. Чтобы успокоить таких детей — им нужен уголок уединения пусть даже во время урока. Если вы видите, что ребенок перевозбужден, предложите ему выйти, где-то посидеть.
Создайте уголок двигательной активности
Понятно, что есть определенные правила и в школе бегать нельзя, но из-за этого нервная система ребенка еще больше перенапрягается. Таким детям нужно сбрасывать энергию, бегать, кричать. Потому можно использовать перемены для организации двигательной активности, проводить физкультминутки.
Введите правила
Такому ребенку нужно четко ставить границы, правила и расписания. Если вы едете с ребенком на экскурсию, важно проговорить что и когда вы делаете. Этому очень важно следовать, ведь если будут какие-то сбои в графике, ребенку будет сложно перестраиваться, это дополнительный стресс.
Обезопасьте ребенка
Место ребенка должно быть максимально безопасным, где нет острых углов и острых предметов. Такие дети могут пораниться как случайно, так и неслучайно.
Случай из практики:
«У меня был мальчик Ваня, 9 лет, с которым мы прописали четкие правила. Важно, что их не должно быть очень много, потому что ребенку будет сложно их усвоить. Правила должны быть очень четко сформулированными: столько времени мы сидим на уроке, когда говорит учитель — я слушаю, если мне нужно двигаться — я выхожу. Желательно, чтобы они были записаны и всегда лежали у ребенка где-то перед глазами как памятка. Мы начинали с ним с того, что слушали ключевой урок 1 минуту, потом делали перерыв на 15 минут и так далее. К концу занятий мы дошли до того, что могли заниматься 25 минут непрерывно».
Как помочь ребенку в саду и школе
- Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию;
- Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
- Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
- Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
- На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
- Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
- Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Напоследок приведем «посыл» от ребенка с СДВГ, который поможет вам взглянуть на мир его глазами:
«Пожалуйста, не перегружайте меня! Я очень хочу общаться с людьми, мне нравится вместе валяться, хохотать, обниматься. Поддержите меня, покажите, как можно общаться, и я обязательно научусь! Мне очень сложно долго сидеть на одном месте и оставаться неподвижным.
Пожалуйста, дайте мне возможность подвигаться. Мне бывает очень тяжело сосредоточиться и сконцентрироваться, но вы можете мне помочь, просто давайте мне возможность заниматься понемногу и частями».
«Он никогда не сидит на месте», «она всё время крутится», «его внимание рассредоточено» — всё это говорят родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ — это поведенческое расстройство, которое проявляется в том, что ребёнку трудно сконцентрироваться и усидеть на месте. Ребёнку с СДВГ трудно:
- запоминать новую информацию,
- принимать решения,
- участвовать в коллективных играх,
- придерживаться принятых в обществе правил.
Диагноз СДВГ может поставить только врач — психиатр или невролог. Обучением детей с дефицитом внимания занимаются школьные учителя, а коррекцией поведения — дефектолог или психолог (при отсутствии первого).
Особенности работы с детьми с СДВГ
Для ребёнка с СДВГ необходим чёткий режим. Желательно, чтобы его придерживалась вся семья. Важно постоянно проговаривать правила поведения дома, в магазине, в гостях. Больших скоплений людей лучше избегать, а также врачи рекомендуют ограничить потребление сахара как мгновенного катализатора энергии.
Существуют также особенности и в обучении детей с СДВГ.
Почему детям с СДВГ трудно в обычной школе
В классической школьной системе ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сталкивается с непосильными для него правилами. На уроках нужно сидеть тихо и слушать учителя, выполнять задания необходимо только сидя за партой, а разговаривать с одноклассниками — только на переменах.
Не все преподаватели знают об особенностях СДВГ и порой принимают невнимательность и гиперактивность за плохое воспитание. Но строгая дисциплина лишь ещё больше травмирует психику учащихся с СДВГ — дети становятся закрытыми и агрессивными.
Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ
Ученикам с СДВГ нужно постоянно проговаривать правила поведения на уроке и план занятия. Во время урока необходимо активно пользоваться игровыми приёмами для привлечения внимания.
Для комфортных условий обучения ребёнку с СДВГ нужно:
- Подбирать индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
- Создавать условия для творчества, например, изучать природу в лесу, а не по учебникам.
- Проводить занятия в одном и том же месте. Гиперактивным детям сложно привыкать к новой обстановке, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
- Делать в перерывах физические упражнения. Детям с СДВГ нужна частая смена деятельности.
Помочь в организации надомного обучения для детей с СДВГ могут онлайн-школы. Они позволяют индивидуализировать программу и нагрузку. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо.
Преимущества домашнего обучения для детей с СДВГ
- На домашнем обучении школьнику не придётся после каждого урока переходить в новый класс. Это может снизить стресс от частой смены обстановки.
- На домашнем обучении можно построить гибкий график занятий и делать столь необходимые перерывы в уроках.
- Домашнее обучение позволяет пробовать разные методы и форматы обучения. Например, интерактивные занятия онлайн.
Выводы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности подвергается лечению, если родители вовремя обращаются за помощью к специалистам. Врач-психиатр или невролог и дефектолог должны стать лучшими друзьями семьи в борьбе за здоровье ребёнка. Вопреки всеобщему мнению, СДВГ переходит во взрослый возраст, если вовремя не начать работу.
Грамотно организованное обучение строится на особенности функционирования организма ребёнка. Родители могут скорректировать образовательный маршрут своего ребёнка, например, перевести на домашнее обучение.