Методики скорочтения для детей

Методики скорочтения для детей

Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!

В этой статье рассматриваются вопросы:
— с какого возраста учить скорочтению
— обучение по кубикам Зайцева
— Использование методик обучения чтению Монтессори, Лысенко, Андреева

Чтение — сложный процесс, задействующий сразу несколько отделов головного мозга. О том существенная ли польза от скорочтения читайте в нашей статье об обучении скорочтению детей. Разные методики предлагают начало освоения навыка в разном возрасте. Конечно, в нежном возрасте это будут только подготовительные навыки.

С какого возраста начинать обучение — мнения экспертов расходятся. Приверженцы Зайцева уверены, что начинать заниматься можно уже c 2-х лет. С помощью кубиков малыш познакомится с буквами в игровой форме. Безусловно, это будут только подготовительные действия. Но в скором будущем они поспособствуют быстрому овладению нужными знаниями по технике скорочтения. Последователи Монтессори говорят, что самый подходящий возраст чтобы учиться быстрочтению — от 3 до 7 лет.

Популярные методики, используемые для обучения детей скорочтению

Вальдорф

Рекомендуется начинать обучение скорочтению с 10 лет. До этого возраста ребенок не способен воспринимать устную информацию в быстром темпе. По мнению вальдорфских педагогов, с детьми младше 10 лет полезно заниматься упражнениями, развивающими внимание, память, артикуляцию.

Зайцев

Приверженцы этой методики полагают, что уже с двух лет дети могут начинать осваивать азы чтения в игровой форме. На разноцветные «кубики Зайцева» нанесены буквы больших размеров. Внутрь кубиков помещены различные наполнители, издающие при перемещении кубика разнообразные звуки. По статистике педагогов, дети хорошо запоминают звуки, буквы и слоги. Эта методика используется в том числе и для работы с детьми с особенностями развития.

По описанию методики, дети начинают читать:

  • В 2-4 года — через 6 месяцев занятий.
  • От 4 лет — через 16 занятий.
  • После 6 лет — через 6 занятий.

Монтессори

По Монтессори, главное — разнообразная среда, которая дает ребенку возможность изучать мир самостоятельно при минимальном вмешательстве взрослого, но под присмотром и контролем. Ребенок сам решает, чем и сколько ему заниматься. Само же пространство сформировано так, чтобы одновременно и гармонично ребенок на практике получал разностороннее представление о мире.

Андреев

Эта методика позволяет:

  • повысить скорость чтения более чем в 5 раз;
  • лучше понимать прочитанный материал;
  • отлично запоминать полученную информацию;
  • повысить способность концентрации внимания;
  • сделать обучающий процесс интересным.

В основе метода — научение воспринимать слова как картинки. Благодаря этому словарный запас быстро увеличиваетсяЮ а дети начинают читать больше и гораздо быстрее сверстников.

Лысенко

Это комплексная программа развития, включающая в себя четыре курса: азбуку, таблицу умножения, неслоговое чтение и постановку руки для ровного почерка. Автор программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем — творчески переосмыслила и формализовала программу начального обучения.

Доман

Автор исходит из посылки о неразрывной взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Свою систему он разработал так, что ребенок чередует работу на физических и интеллектуальных тренажерах. Таким образом, одно стимулирует другое и развитие идет по нарастающей.

Таблицы Горбова-Шульте

С помощью этих таблиц тестируются и тренируются память, произвольное управление вниманием, целостное, а не дискретное восприятие информации.

Методики скорочтения для детей

Зачем вам это вообще нужно? Чтобы научиться управлять подсознательным процессом поглощения страниц и повысить скорость восприятия текста. Обычный человек читает примерно 1000 знаков в минуту. После тренировки вы легко сможете увеличить это число в два-три раза. В современном мире, с его скоростью жизни и постоянно растущим объёмом информации, такой навык может очень пригодиться.


1. Не отвлекаемся

Вы начали читать, и тут к вам на колени запрыгнул любимый кот. Вы машинально его погладили, а потом решили проверить, нет ли новых сообщений в телефоне. Затем устроили поудобнее подушку за спиной. Прислушались: и почему у соседей кран сегодня так расшумелся? Каждый раз, когда вы возвращаетесь к книге после такого микро-отвлечения, вы тратите время на поиск нужной строки и перечитывание предыдущей, чтобы снова «влиться» в текст.

Что делать? Учиться концентрировать внимание. Упражнений масса, суть одна – приобрести навык не отвлекаться от поставленной задачи, несмотря на внешние раздражители. Поставьте перед собой часы с секундной стрелкой и следите глазами за её движением по кругу. На это у вас есть целых 5 минут. Старайтесь не думать ни о чём, кроме стрелки, не слушайте ничего другого и не смотрите ни на что иное. Да, это скучно и нудно, но на то нам и дана сила воли, чтобы уметь пользоваться ею в необходимых случаях. Упражнения на концентрацию внимания на тексте выглядят иначе. Попросите кого-нибудь назвать вам любое слово на книжной странице, а потом постарайтесь найти его за минимальное количество времени. Повторяйте ежедневно, пока коты, телефоны и прочие краны соседей не перестанут вас отвлекать.

2. Подавляем «внутреннего чтеца»

Большинство из нас проговаривает читаемые слова про себя. Это называется субвокализацией и досталось нам в наследство от первых классов школы, когда нас учили читать вслух по слогам. Избавившись от этой привычки, вы уменьшите время, которое тратите на страницу текста, ведь время на произнесение слова гораздо больше долей секунд, необходимых для его восприятия и понимания.

Что делать? Заставлять мозг делать дополнительную работу, чтобы ему не хватало ресурсов ещё и проговаривать что-то. Можно слушать музыку во время чтения (для начала – без слов, чтобы не слишком отвлекаться), или выстукивать пальцами какой-то ритм, или жужжать вслух, или даже считать про себя от 1 до 10 и обратно.

3. Долой регрессию!

Наши глаза при чтении то и дело перепрыгивают на предыдущую строчку. Мы склонны перечитывать отдельные предложения и даже абзацы. Некоторые думают, что так надо для лучшего понимания прочитанного, но это ошибка. Возвращаясь на несколько фраз назад, вы теряете общую нить повествования, поскольку за время перечитывания рискуете подзабыть то, что было раньше. Вы можете снова вернуться, на этот раз чуть выше. Вам не кажется, что процесс становится бесконечным?

Что делать? Избавиться от регрессии поможет простейший метод – возьмите лист бумаги и просто закрывайте прочитанные строки. Можно также вспомнить детство и начать водить пальцем по строкам. Главное – не выпускать палец из поля зрения, не давать себе смотреть никуда, кроме того места, куда он указывает.

4. Отрабатываем поверхностное чтение

Для понимания текста совсем не обязательно читать его целиком. Чтобы ухватить основную мысль и нормально следить за развитием событий в романе, достаточно найти в нём ключевые слова.

Что делать? Есть две популярные методики поверхностного чтения. Первая – вы читаете по 2-3 слова в начале и конце каждой строки и сразу переходите к следующей. Вторая – скользите взглядом по странице, рисуя чёткую диагональ от левого верхнего к правому нижнему углу. Не позволяйте глазам возвращаться выше. Учитесь выхватывать из текста главное, самую суть, и пропускать несущественное.

5. Расширяем поле зрительного восприятия

Поверхностное чтение и брожение диагоналями по странице напрямую связано с тем, какой объём текста мы видим, не двигая глазами. Большинство читателей привыкло концентрироваться на 2-3 словах (примерно 4 см текста), а потому медленно переползает глазами по строке. Но лишние движения – это всегда замедление процесса. Если вы научитесь воспринимать строку текста за меньшее количество переводов взгляда, это не только повысит скорость чтения, но и снизит нагрузку на глаза.

Что делать? Найдите в Интернете таблицы Шульте. Это сетки из квадратов, в которые вписаны числа от 1 до 25 или от 1 до 49 в произвольном порядке. Цель упражнения – найти все числа по порядку на скорость. Идеальный результат – уложиться в 5-6 секунд. Концентрируйтесь на центре таблицы, и вы заметите, что постепенно сможете охватывать взглядом её всю, почти не двигая глазами.

6. Усложняем задачу

Скорость чтения зависит от скорости мышления и восприятия написанного. Чтобы вам было проще читать обычный текст, тренируйтесь воспринимать его в искусственно усложнённой ситуации. Тогда возврат к «нормальному» процессу чтения принесёт облегчение мозгу, и он сможет справляться с задачей быстрее.

Что делать? Попробуйте читать текст справа налево. Лучше всего найти в Сети сайт, который предлагает книги, написанные таким образом. Тогда слова не будут звучать непонятной тарабарщиной, а обретут смысл. Если такое упражнение кажется слишком сложным, переверните вверх ногами книгу, которую вы сейчас читаете. Разбирать предложения станет сложнее, но вполне реально. Потренировавшись в таком чтении неделю, вы уже заметите результаты.

7. А что с детьми?

Конечно, методики обучения ребёнка скорочтению должны отличаться от взрослых упражнений. Цель та же самая – избавиться от помех, замедляющих процесс чтения. И помехи эти, кстати, совпадают с нашими. Но тренироваться нужно по-другому – в форме игры, чтобы ребёнку было интересно, и он не заскучал.

Что делать? Подбирать игровые упражнения. Например, для борьбы с субвокализацией хорошо подходит «замочек» – пусть ребёнок приложит палец к губам и читает текст про себя как можно быстрее. Детям бывает легче справиться с заданием, если чисто мыслительную активность они подкрепляют физическими движениями. Им также нужно развивать понимание прочитанного и умение быстро распознавать текст. Приучите ребёнка подчёркивать или выписывать незнакомые слова, чтобы он потом их лучше запомнил, и почаще играйте с ним в анаграммы (составление слов из разбросанных букв и т.п.).

Добьется ли ребенок успеха в жизни, во многом зависит от того, насколько быстро он сможет усваивать и запоминать полученную информацию. Но для этого он должен научиться быстро читать.

Если на заре своего возникновения техники быстрого чтения были ориентированы исключительно на взрослых, то сегодня набирают популярность центры скорочтения для детей. Ведь любой новый навык проще осваивать в детстве, когда еще не накопились ошибки, тормозящие его освоение. Вы замечали, как при чтении ребенок непроизвольно запинается, переставляет буквы и слоги, «глотает» окончания? Такие ошибки резко снижают скорость чтения. Скорочтение позволяет не только устранить такие ошибки, но и увеличить скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет того, что устраняются «тормоза». Где же лучше всего обучать ребенка такому полезному навыку?

Методики обучения скорочтению

Многие школы обучают скорочтению по авторским методикам, другие берут на вооружение уже хорошо известные приемы обучения скорочтению. Так, например, среди авторов методик можно назвать Шамиля Ахмадуллина. Ахмадуллин скорочтение развивал в Уфе, теперь его методика применяется и в Москве. Популярна и методика Олега Андреева. Вообще же школ, курсов и методик скорочтения множество, но большинство из них основывается на следующих приемах:

Устранение остановок, возвратных движений глаз;

Умении мгновенно выделять главную мысль текста и отсекать ненужную информацию;

Расширение поля охвата зрения. В результате специальных тренингов человек учится охватывать взглядом от 2-3 слов до целой страницы.

Из методик можно отметить следующие:

«Пристрельная». Учит почти мгновенно просматривать текст и находить в нем незнакомую, но важную информацию.

Нахождение в тексте ключевых слов, или «чтение через слово». Здесь главное — найти основные тематические фразы, чтобы хорошо запомнить текст.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector