Методики раннего развития детей

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Методики раннего развития детей

Каждые родители желают, чтобы их ребенок научился раньше понимать, говорить, анализировать, был всесторонне развит, да и просто был приспособлен к окружающим условиям. Сейчас существуют многие методики раннего развития детей, как схожие, так и совершенно уникальные.

Малышу необходимо познавать мир, а родителям уметь наиболее доступно давать ответы на его многочисленные вопросы. Ученые доказали, что память у детей до трех лет способна воспринимать и запоминать столько информации, сколько не по силам взрослому.

Методики раннего развития детей разнообразны, поэтому необходимо ознакомиться с основными моментами каждой перед тем, как отдать предпочтение какой-то из них.

[1], [2], [3], [4], [5]

Методика развития Монтессори

Здесь предполагается, что ребенок учится всему без принуждения, исходя из собственной мотивации, и сам выбирает себе интересы, продолжительность занятий. Роль педагога — поощрение малыша, подготовка окружающей среды (например, подборка материала для работы, соответствующего пропорциям и росту ребенка).

Малыш получает возможность выполнять задачи сам, значит, может обнаружить и исправить свою ошибку. Материалов для такой системы достаточно. Например, игрушки-сортеры — коробки с отверстиями разной формы, куда ребенок должен вставить подходящую по форме фигурку.

У данной методики раннего развития детей много положительных моментов:

  • способствует развитию моторики рук, внимания,
  • воображения, памяти;
  • формирует логическое мышление;
  • обучает самостоятельности;
  • прививает навыки общения.

Система Домана

Под его руководством были созданы хорошие методы для раннего развития малыша. По ним можно начинать обучение уже с трех месяцев жизни малыша. Целью является активизация умственной деятельности, здесь используется метод зрительного восприятия. Необходимо сделать специальные карточки по определенной тематике. На лист картона клеится картинка, изображение обводят рамкой, а под ней пишут наименование рисунка большими буквами красного цвета (он будет больше раздражать глазные рецепторы, а, следовательно, информация скорее запомнится).

Карточки надо показывать ребенку на незначительное время (но несколько раз в день), называя предмет, изображенный на ней. У малыша увиденное и услышанное откладывается в памяти. Основная идея данной системы – запоминание слова сразу целиком, а не сложение его из слогов, букв. Постепенно можно увеличивать количество таких карточек. Система довольно сильная и интересна детям, им нравится рассматривать яркие картинки.

Обучение кубиками Зайцева

При использовании методики раннего развития детей по системе Зайцева ребенок научится произносить правильно все звуки, а, значит, четко говорить. На гранях кубика написаны склады (одиночные буквы, их сочетание), из которых ребенок пытается составить слово. Все кубики различаются друг от друга размером, цветом, звоном, который издают. Так малыш может почувствовать отличие гласной буквы от согласной, звонкой от глухой.

Методика Бориса и Елены Никитиных

Эту систему рекомендуют использовать в совокупности. Она представлена разными развивающими играми, рассчитанными на участие взрослых в игре. В основном это головоломки. Они направлены на развитие образного, а так же логического мышления. Ребенок сам придумывает как, например, достроить фигурку, т.е. получившийся результат в одной и той же игре может быть различным.

Вышеприведенные методики раннего развития детей указывают на то, что возможен разносторонний подход обучения ребенка.

Методики раннего развития детей

Популярные методики раннего развития ребёнка

В 21 веке стремительно развиваются не только технологии. Если ещё 20-30 лет назад дети учились читать в первом классе, то сегодня бегло читать могут уже многие шестилетки, а еще – считают в сотнях и тысячах, говорят на нескольких языках, поражают способностью легко запоминать новую информацию и демонстрируют другие умения.

Родители выпускников наших детских центров отмечают, что более 80% детей в первом классе уже умеют читать и считать. Представьте, как тяжело будет ребенку, чьи родители считали, что его всему научат в школе, ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Поэтому предлагаем просто смириться с тем, что реальность изменилась, и подготовка в школе на сегодняшний день – это необходимость для успеха и спокойствия каждого ребенка.
Предлагаем познакомиться с самыми популярными методиками развития, которые составляют основу программ большинства центров детского развития, в том числе по подготовке к школе в Бутово.

Методика Марии Монтессори

Её основополагающая мысль заключается в том, что ребёнку нужно позволить развиваться в том направлении, которое ему интересно. Роль учителя при этом сводится лишь к небольшой помощи. Занятия состоят из несложных упражнений, направленных на развитие речи, мелкую моторику, сюда же входят лепка, танцы, пение, несложные физические упражнения. Ребёнок сам выбирает из обилия игрушек и обучающих тренажеров тот, на котором хочет заниматься, а не получает задание от учителя. Это развивает самостоятельность, дисциплинированность и аналитические способности. Подробнее о плюсах и минусах методики раннего развития Монтессори вы можете прочитать здесь .

Методика Николая Зайцева

Её создатель — педагог из Санкт-Петербурга, академик Николай Александрович Зайцев. Он разработал специальные математические таблицы, основанные на числовых рядах, и игровые кубики, на которых написаны склады. Эти приспособления помогают быстро обучить ребёнка счёту и чтению. При этом само занятие в детском центре в Бутово проходит в игровой форме, когда дети поют склады по таблицам и числовой ленте, активно двигаются. Такие уроки помогают развить зрительную и слуховую память и творческие способности, а также сразу научить ребенка сливать буквы в склады, а склады в слова, считать в пределах сотни, а потом и за ее пределами, естественно прийти к фонематическому разбору слова.

Методика Глена Домана

Основная составляющая этой методики — специальные карточки, на которых написаны слова и точки. При помощи первых малышей способствуют освоению чтения, вторые нужны для счёта. Доман утверждает, что обучать детей с помощью данной методики можно с самого рождения. Отдельное внимание педагог уделяет и физическому развитию. Он предлагает комплекс упражнений для детей с самого раннего возраста, который поможет не только быстро обучиться чтению и математике, но и укрепить организм.

Это лишь малая часть развивающих методик, элементы из них и многие другие разработки специалисты детских центров Чудо-Чадо включили в наши программы по подготовке к школе , чтению и математике , раннему развитию . Специалисты детского центра, выслушав пожелания, предложат вам программы, которые позволят максимально раскрыть таланты и способности вашего ребенка.

Методики раннего развития детей

Вам также может быть интересно:

В каком возрасте обращаться к детскому логопеду? Статья логопеда-дефектолога детского центра Чудо-Чадо в Подольске
Когда отдавать ребенка в детский сад? Актуальный вопрос для родителей дошкольников.
Методики преподавания английского языка Как учить иностранному языку.

Нестандартная психология для всех

Методики раннего развития детей

Методики раннего развития детей
Педагогика и психология берут свое начало еще из древних времен. За это время происходило множество изменений в понимании развития ребенка, для улучшения педагогического процесса педагоги-новаторы, психологи разрабатывали разнообразные методики раннего развития детей. Многие из них и сейчас пользуются большой популярностью в среде педагогов и психологов. Вот наиболее популярные из них.

Методика Монтессори

Эта женщина разработала методику раннего развития детей, состоящую из трех частей: ребенок, учитель и окружающая среда. По методике Марии Монтессори следует, что мышление ребенка отличается от того, как мыслит взрослый человек. Поэтому, для того, чтобы ребенок хорошо развивался, необходимо создать вокруг него благоприятную среду, для нахождения ребенком самостоятельно того, что ему необходимо для полноценного развития.

Кроме того, ребенок должен видеть вокруг себя правильное поведение и слышать грамотную речь уже с самых маленьких лет, ведь он как «губка», впитывает в себя все вокруг. Мария Монтессори разработала ряд игр по своей методике, которые, прежде всего, направлены на развитие образного мышления, сенсорики, математики, письма, а также чтения. Девиз автора «помоги мне сделать это самому».

Методика Николая Зайцева известна всем как «Методика Зайцева»

Она предполагает отказ от традиционных методов обучения чтению, так как они негативно влияют на психику и здоровье ребенка. Вся методика основана на игровой форме обучения. Во время занятий дети играют: по одному, в группе. Для овладения чтением используются кубики Зайцева с распространенными в речи слогами, отличных друг от друга по размеру, цвету и звону, который они издают. Пособия автора рассчитаны на все категории детей: слабых и сильных, быстрых и медленных. Удивительно, но эта методика направлена на детей от двух лет.

Методика четы Никитиных

Никитины, педагоги-новаторы и многодетные родители 7 детей — горячие приверженцы нетрадиционного воспитания. Труд, творчество, естественность и, конечно же, близость к природе – все это составляет основу данной методики. Она предполагает отсутствие каких-либо специально-организованных занятий, дети сами делают то, что им хочется.

Родители занимают место помощников, подталкивают детей, а не опережают их. Большое внимание уделено играм на свежем воздухе и физическому развитию ребенка. Спортивные снаряжения — неотъемлимая часть обычной жизни растущего ребенка. Спортом он занимается походя, так же и развивается, закаляется, адаптируется к окружающей среде.

Методика раннего развития Дормана

Гленн Доман разработал свою методику раннего развития. При помощи различных внешних раздражителей происходит стимулирование клеток мозга. Это разнообразные карточки для запоминания, разбитых по категориям знаний и множество других пособий. Уже к четырем годам дети решают задачи, умеют правильно структурированно мыслить. Основной упор автор делает на развитие физической формы ребенка, которая, по его мнению, не только влияет на общую активность тела, но и развивает мышление, стимулирует мозг.

Методика Занкова

В методике Занкова опора идет на интересы, индивидуальные способности и желания детей при помощи психодидактики. Главная цель — научить, а не навредить. Интерес к процессу обучения формируется у детей при помощи специальных игр и упражнений. Главное — ненавязчиво идти от целого к частному и большое внимание уделять эстетическому и нравственному развитию малышей. Ребенка учат правильно общаться в коллективе, уметь играть с другими детьми, решать конфликты. Важно умень выслушать оппонента и привести достойные аргументы в ответ.

Вальдорфская система ранего развития

В этой системе уделено много внимания возрастной психологии восприятия различной информации, педагоги этой формации дают новые знания строго по возрасту. В дошкольной возрасте и первые годы школы ососбое внимание уделено развитию мелкой моторики маленьких учеников, они активно занимаются лепкой, вышиванием, бисероплетением, конструированием, работой с глиной, капнем и другими природными материалами.

Особое внимание уделено музыкальному образованию, сочетанию музыки и других развивающих занятий. Это развивает межполушарные связи в головном мозге обучающихся.Системы оценок нет вообще в данной методике развития детей, есть только педагогические рекомендации.

Обзор данных методик раннего развития детей поможет родителям определиться, чего они хотят для своего ребенка, ведь давно известно, что до 7-8 лет дети способны воспринять огромные массивы информации, особенно если они организованы и поданы в игровой форме с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Не обязательно стремиться воспитать из ребенка вундеркинда и нагружать его сверхмеры, лишая детства, как считают многие традиционные стихийные педагоги, но тем не менее учится воспринимать и систематизировать информацию ребенок именно в первые годы своей жизни. И это время желательно не упустить.

О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют — в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.

Методики раннего развития детей

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок — будущий гений.

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) — это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Самые известные методики раннего развития:

  • Школа Монтессори. Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов — важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.

Метод Береславского. Система обучения детей по методике Береславского довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.

Методика Домана. Изначально методика Домана была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.

Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева — это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.

  • Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей методика Ибука — это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.
  • Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность — выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector