Ранее развитие ребенка — очень популярный тренд , который не только не теряет актуальности , но и все время пополняется новыми методиками. Как и образовательное пространство Барнаула — новыми центрами раннего развития.
Altapress.ru подготовил краткий образ самых популярных методик , по которым обычно работают с малышами.
- Методика Монтессори
- Методика Глена Домана
- Методика Николая Зайцева
- Ментальная арифметика
- Методика Масару Ибуки
- Методика Никитиных
Методика Монтессори
Основана итальянским педагогом , врачом и ученым Марией Монтессори в начале XX в. По мнению Монтессори , в определенные периоды у ребенка развиваются определенные участки мозга. Поэтому важно создать в это время условия , которые позволят максимально развиться навыкам , связанным именно с этими участками.
Главное — создать для ребенка благоприятную среду саморазвития , иначе дети могут навсегда потерять интерес к тем или иным областям знания и занятиям.
Методика Глена Домана
Основана американским врачом-физиотерапевтом Гленом Доманом в конце 40-х гг. XX в. Первоначально создавалась для реабилитации детей с поражениями мозга и нервной системы , оказалась настолько эффективной , что стала универсальной системой развития.
Метод известен прежде всего как система раннего обучения чтению не по буквам и слогам , а табличкам со словами. Доман считал , что любое обучение продуктивнее всего в период роста мозга , а человеческий мозг активнее всего развивается в первые три года жизни.
Методика Николая Зайцева
Еще одна нетипичная методика обучения чтению , созданная советским педагогом Николаем Александровичем Зайцевым в начале 80-х годов ХХ века. Считается , что с одной стороны , это метод , родственный методике Домана ( часто педагоги совмещают их в своей практике , с другой , сам Зайцев видел себя приемником Толстого , который методом складов учил читать крестьянских детей.
Суть его подхода в том , что в наша речь состоит из 246 складов , которые Зайцев разместил на гранях специальных кубиков. С помощью этих кубиков и занятий в игровой форме малышей от 2−3 формируются навыки к чтению , зрительная память , творческое мышление. Аналогичная система разработана и для обучения счету.
Ментальная арифметика
Строго говоря , эту методику к раннему развитию можно отнести условно , она предназначается для развития детей от 4 до 14 , но поскольку она очень популярна , расскажем и про нее. Ментальная арифметика — это азиатская система обучения очень быстрому счету в уме , по которой учат в Китае , Японии и Турции. Для обучения используются счетные доски ( типа наших счетов).
С помощью такого метода дети учатся мгновенно складывать в уме шестизначные числа , извлекать корни и так далее. Но скептики считают , что этот метод хорошо только для устного счета , а остальные важные математические способности- логику , например , он не развивает.
Методика Масару Ибуки
Основана учредителем и президентом компании SONY Масару Ибуки в 70-х гг. XX в. Сын Масару Ибуки страдал аутизмом , и отец стал педагогом , чтобы помочь ему. Главная идея методики — с самого рождения создать для ребенка благоприятную среду для развития способностей , все время находиться рядом и внимательно наблюдать за ним.
Ибуки считал , что умственные способности человека закладываются до трех лет. Цель методики — вырастить счастливую гармоничную личность.
Методика Никитиных
Основана советскими педагогами и многодетными родителями Борисом и Еленой Никитиными в 60−80 годах XX в. Борис Павлович считал , что ребенок с возрастом безвозвратно утрачивает способность к эффективному развитию , поэтому родители должны как можно раньше создать все условия , способствующие физическому и умственному развитию детей.
Поэтому в доме должно быть спортивное оборудование , развивающие игры и пособия. Родители должны активно заниматься с детьми.
О методиках раннего развития сейчас не знает лишь ленивый или тот, у кого нет доступа к Интернету. Действительно, в пору отсутствия Всемирной паутины молодым мамам просто неоткуда было черпать нужную информацию, чтобы заниматься с детьми. Не было специальных центров развития в том количестве, в котором они существуют сейчас. Небольшой процент детских садов практиковал использование различных методик, однако они не популяризировались.
Что такое методика раннего развития?
Человеческие способности по-настоящему огромны. Главное – дать им возможность развиваться. Несложно заметить тот факт, что маленький ребенок довольно быстро усваивает новые знания и умения. Все потому, что в нем с рождения заложен большой интеллектуальный потенциал. Задачей родителей и педагогов является дальнейшее его развитие и формирование.
Методики раннего развития детей – не новое явление в педагогике, но до наступления 21 века считавшееся довольно спорными. В книге японца Масару Ибуки «После трех уже поздно» довольно толково дается объяснение тому, почему с детьми стоит заниматься с рождения. Он пишет о том, что основы личности ребенка закладываются именно в первые три года жизни. И важно не упустить это время.
Основной смысл всех методик заключается в том, что в раннем детстве, когда происходит интенсивный рост головного мозга, занятия с детьми наиболее эффективны. Научить чему-то семилетку будет гораздо труднее, чем трехлетнего малыша.
Таким образом, методика раннего развития – это алгоритм действий, нацеленный на решение конкретных задач с помощью определенных приемов (стимуляция познания через возбуждение интереса ребенка, развитие творчества и прочих необходимых навыков, воспитание характера и т. д.). Подобные методики не ставят перед собой цель научить малыша читать или писать в три года – они работают на становление всесторонне развитой личности.
Какие методики существуют?
Некоторые из методик действительно довольно радикальны, но есть и либеральные. Большинство из них направлены на интеллектуальное и физическое развитие, несколько – исключительно на развитие мыслительных способностей. Существуют и такие, которые отвечают за становление творческого потенциала ребенка, его эстетическое развитие, раннее обучение иностранным языкам. Познакомимся с самыми популярными из существующих.
- Методика Г. Домана (целостная система).
- Методика М. Монтессори (целостная система).
- Вальдорфская методика (целостная система).
- Игры В. Воскобовича (развитие интеллекта).
- Метод Зайцева (развитие интеллекта).
- Методика В. Курчевского (эстетическое развитие – рисование).
- Методика С. Сузуки (эстетическое развитие – музыка).
- Методика Китайгородской (иностранные языки).
Методики раннего развития детей довольно разнообразны и по своим задачам, и по содержанию. Также они могут быть нацелены на работу с детками разной возрастной категории. К примеру, образовательная методика «Добрые сказки» популярна среди дошкольников и педагогов начальных классов. А занятиями по методике Макато Шичида можно заниматься с рождения.
Теперь более подробно разберем самые популярные способы раннего развития детей.
Методика Гленна Домана
Свою работу врач-физиотерапевт начал в 40-х годах 20-го века. Изначально он разрабатывал методику для обучения детей с тяжелыми поражениями нервной системы, а когда увидел поразительные результаты, стал применять ее для обучения здоровых ребят.
Суть методики раннего развития детей до года и старше состоит в пробуждении физической активности, которая тесно связана с интеллектом малыша и его способностями. Основной метод – обучение по карточкам (чтение, математика, энциклопедические знания). В его методике десять разделов (например, биология, музыка), у каждого из них – двенадцать уровней (от простого к сложному).
Методика раннего развития Домана не содержит элементов игры, развлечений, не учит анализировать полученную информацию. Несомненно, это большой минус. Но она способствует физическому развитию и накоплению большого багажа знаний.
Методика Марии Монтессори
Педагогика Монтессори (методика раннего развития) основана на принципе, что ребенок изначально является самодостаточной личностью и волен самостоятельно выбирать учебный материал, определять продолжительность занятия, его интенсивность.
Большое внимание уделяется сенсорике, которая способствует развитию речи и мышления. Педагог или родитель выступает в роли помощника или проводника, который не вмешивается в процесс обучения. Его задачей является создание доступной среды, обеспечение наличия учебного материала и т. д. Самостоятельность ребенка – главный принцип системы Монтессори.
Методика раннего развития, упомянутая выше, особенно популярна в настоящее время, хотя и была создана еще в начале 20 века.
Методика Макато Шичида
Методика раннего развития, разработанная японцем Шичидой, в России только набирает свою популярность.
Метод Шичиды концентрируется на развитии правового полушария головного мозга и закреплении его связи с левым. Связь эта с течением времени теряется, поэтому так важно заниматься с ребенком с рождения.
В своей работе врач использует флэш-карты (для различных областей знаний), игры для развития и усовершенствования памяти, интуиции, воображения. Для детей постарше в ход идут творческие развивающие занятия (игры с запахами, пение). Все занятие по Шичиде разделено на блоки (каждый по 5-7 минут), поэтому ребенок не устает, не теряет концентрации и активности. Его метод уделяет внимание также социальным навыкам и личностному развитию.
Русские методики
В нашей стране тоже много талантливых педагогов, чьи разработки активно используются нашими современниками:
- Методика Никитиных (физическое развитие и интеллектуальные игры).
- Методика Николая Зайцева (обучение чтению с помощью специальных кубиков со слогами).
- Методика Воскобовича (игровое обучение детей, направленное на развитие памяти, воображения, речи, творчества).
- Методика Марии Гмошинской (психоэмоциональное развитие детей с помощью рисования).
Как заниматься с ребенком, может решать только родитель. Многие делают выбор в пользу какой-либо методики раннего развития (от 3 лет в том числе) и не жалеют о нем.
Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки
Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации
- 7250.00 ₽
2900.00₽
Присваиваемая квалификация «Педагог раннего развития».
Программа курса профессиональной переподготовки: «Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста»
Особые условия:
— Самая выгодная цена курса!
— Гарантированные подарки каждому обучающемуся
— Рассрочка оплаты
— Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
— Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.
Объем курса: 300 часов.
Продолжительность обучения: 4 месяца (обучение можно закончить досрочно по истечении двух месяцев обучения).
Требования к уровню образования: к освоению дополнительной профессиональной программы допускаются лица, имеющие высшее и (или) среднее педагогическое образование.
О курсе:
В современном мире объем психологопедагогических сведений, относящихся к раннему детству, колоссально возрастает. Сориентироваться в информационном потоке, в разнообразии существующих концепций и систем развития малышей позволяет изучение методологических оснований педагогики раннего возраста, ее теоретических аспектов. Ознакомление будущих педагогов с технологиями обучения и воспитания детей, выстроенными на основе единых методологических подходов, способствует формированию практической составляющей профессиональной компетентности. Осваивая содержание курса «Педагогика раннего развития», слушатель готовится к решению таких профессиональных задач педагогической деятельности, как: изучение возможностей, потребностей, достижений детей раннего возраста в области образования; осуществление обучения и воспитания в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям детей и отражающих специфику того или иного вида деятельности; организация взаимодействия с родителями воспитанников для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования.
Обеспечить условия для освоения компетенций, необходимых для профессиональной деятельности педагога раннего развития в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Выдаваемые документы:
После успешного окончания обучения Вам будет выдан Диплом о профессиональной переподготовке, установленного образца с присвоением квалификации « Педагог раннего развития ».
г. Москва, Алтуфьевское ш. дом 44 |
Международная Академия
Лицензия на образовательную деятельность 77ЛО1 № 0011348
Анонс семинаров на месяц:
ОНЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
NEW ОН-ЛАЙН КУРС
ОН-ЛАЙН КУРС
Обучающий курс «Методики раннего развития от 1 года до 3,5 лет»
Прослушав курс, Вы познакомитесь с существующими методами обучения детей, узнаете плюсы и минусы следующих методик раннего развития:
Карточки Домана
Палочки Д. Кюизенера
Блоки З. Дьенеша
Методики раннего развития М. Монтессори
С. Лупан
М. Гмошинская
Методика семьи Никитиных
Вальдорфская педагогика
Масару Ибука
Макото Шичида
Кроме того, в подарок Вы получите уникальные, редкие книги по развитию детей раннего возраста, а также электронные ресурсы для дальнейшей работы и самообразования.
У Вас есть уникальная возможность сознательно выбрать самую подходящую методику раннего развития для своего ребенка или для детей, с которыми Вы работаете в клубе, центре и т.д.
Весь курс рассчитан не только на педагогов и психологов, но и на всех заботливых мам, которым не безразлично развитие ребенка.
Даже если вы уже знакомы с данной темой, курс все равно поможет Вам ВСЕ «РАЗЛОЖИТЬ ПО ПОЛОЧКАМ», СТРУКТУРИРОВАТЬ ЗНАНИЯ, И ВЫ ТОЧНЕЕ БУДЕТЕ ЗНАТЬ, ЧТО, КУДА, КОГДА, ПОЧЕМУ И КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 4 ЛЕТ.
Двухдневный семинар.
Видео-запись семинара (10 ак.ч.) — 5000 руб.
Видеозаписи лекций и дополнительные материалы высылаются вам на электронную почту в течение дня после оплаты.
Ведущая-Педагог-психолог. Коррекционный педагог. Ведущий педагог СПРР.
Овчарова С.Ф.