Методика развития речи детей дошкольного возраста

Детская речь как научная дисциплина — онтолингвистика

Основные понятия: детская речь, онтолингвистика, «вертикальный» подход, «горизонтальный» подход, наблюдение, эксперимент.

Термин детская речь имеет разные значения. Во-первых, это совокупность особенностей речи ребенка, обусловленных его возрастом и уровнем интеллектуального развития. Особенности детской речи могут быть звуковыми (специфика произношения тех или иных звуков и их сочетаний), грамматическими (специфика употребления грамматических конструкций, детские инновации и др.) и семантическими (специфика отбора и употребления слов, овладения понятиями).

Во-вторых, детская речь — это наука, изучающая процесс усвоения детьми родного языка. Научная дисциплина, изучающая процесс усвоения детьми родного языка, носит название лингвистика детской речи, или онтолингвистика.

Онто лингвистика отвечает на вопросы:

  • ? как происходит овладение ребенком конкретными речевыми умениями — произносительными, лексическими, словообразовательными, грамматическими;
  • ? какие черты характерны для речевого навыка у детей на различных возрастных ступенях;
  • ? как увидеть процесс формирования речи ребенка в его перспективе.

Ведущий российский исследователь С.Н. Цейтлин выделяет два подхода к изучению языковых явлений в речи ребенка. Первый подход, так называемый вертикальный, основан на взгляде на речь ребенка «сверху» — с позиций языковой системы взрослого человека, на сопоставлении единиц и категорий детской речи с единицами и категориями языка взрослых. Это дает возможность дифференцировать правильное и ошибочное в речи ребенка, выделить речевые инновации.

Второй подход условно называется «горизонтальным». Детская языковая система рассматривается до известной степени как автономный объект, в котором значения многих слов специфичны, правила образования словоформ более просты, чем во взрослом языке и т.п. Речевое развитие ребенка может быть представлено как постепенное изменение временных языковых систем, каждая из которых отражает собственную, также временную когнитивную систему ребенка.

Исследователями признается, что только интеграция обоих подходов позволит изучить в полном объеме феномен детской речи.

Наиболее распространенными методами изучения детской речи являются естественные (наблюдение и эксперимент).

Наблюдение — преднамеренное, целенаправленное и систематическое восприятие речи ребенка, как правило, бывает длительным (лонгитюдным). Результаты наблюдения фиксируются в дневниках (чаще всего родительских), а также с помощью современных цифровых носителей. Дневники наблюдений за речевым развитием ребенка показывают последовательность овладения теми или иными средствами языка и бывают двух типов:

  • а) дневники общего типа, отражающие усвоение ребенком всех структурных уровней языковой системы (фонетического, лексикосемантического, морфемного и синтаксического);
  • б) дневники выборочной фиксации, в которых характеризуется развитие какого-либо одного компонента языковой способности (например, освоение звукопроизношения).

В онтолингвистикс используются и некоторые виды психо- лингвистического эксперимента.

Ассоциативный эксперимент используется с целью изучения понимания ребенком значений слов и их связей между собой. На слово-стимул, названное взрослым, ребенок отвечает первым, которое пришло в голову, словом-реакцией. (Эксперимент проводится в виде игры, в ходе которой взрослый, называя слова, бросает ребенку мяч или катит машинку, а он быстро выполняет то же действие в отношении взрослого и называет свое слово: альбом рисовать, ветка — конфетка.)

Методика толкования слов позволяет увидеть особенности понимания значений слов его носителями. <Хвост. Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается и начинается он. Оля Л., 4 года.)

Методика дополнения, которая заключается в том, что ребенку предлагается восстановить текст, в котором пропущены отдельные слова. Эта методика позволяет проследить механизмы рождения связного текста.

Методика классификации. Ребенок выполняет классификацию предложенного языкового материала. Например, педагог предлагает ребенку отложить рисунки с изображением существ, которые летают (плавают, бегают); найти «лишнего» среди трех-четырех изображений (например, среди трех животных и одной птицы) и т.п. Данная методика показывает, каким образом ребенок осуществляет операцию выделения существенных признаков объекта, а также операции обобщения, анализа и синтеза.

Сегодня широко используются методы компьютерной обработки и фиксации детских текстов (например, программа CHILDES).

Полученные в ходе экспериментальных исследований результаты не всегда имеет смысл соотносить с возрастом того или иного ребенка, ведь у каждого человека путь в родной язык индивидуален. Важнее обращать внимание па последовательность появления тех или иных черт, характеризующих процесс овладения языком.

В настоящее время выделяют, как минимум, три направления онтолингвистичсских исследований:

  • 1) изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком;
  • 2) исследование общих закономерностей усвоения родного языка разными детьми;
  • 3) выявление общих закономерностей усвоения разными детьми разных языков.

Все три направления непосредственным образом связаны, решение каждого из последующих так или иначе основывается на решении предыдущих.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое детская речь?
  • 2. Какие существуют подходы к изучению детской речи?
  • 3. Какими методами изучается детская речь?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector