Вы будете перенаправлены на Автор24
Закономерности речевого развития дошкольников
Методика развития речи ребенка – это научная отрасль, занимающаяся исследованием речевого развития детей, закономерностей становления речи, динамики ее развития и основ формирования навыков общения и социального взаимодействия.
Навыки речевого общения необходимы каждому ребенку. За счет них он учится строить коммуникативные связи и отношения в социальной среде, приспосабливается к ее устройству.
Процесс развития речи является достаточно сложным, трудоемким и многофакторным.
Методика развития речи требует понимания педагогом сущности языка, которому обучается ребенок, знания его особенностей, речевого механизма, а также закономерностей развития конкретной стороны речи и ее аспектов. Все эти закономерности и исследуются методикой развития речи ребенка.
Обучение ребенка языку, формирование у него навыков общения требует выбора оптимальных методов и приемов, которые составляют методическую базу речевого развития. Для эффективности обучения ребенка и успешного формирования у него речевых навыков и закрепления основ общения требуется исследование закономерностей речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Основные закономерности речевого развития дошкольников выглядят следующим образом:
- Развитие речи происходит на основе подражания ребенком взрослому: он слышит его речь, воспринимает ее и стремится повторить.
- Развитие речи невозможно без проявления дошкольником речевой активности и инициативности.
- Язык и речь составляют основу формирования и функционирования психических процессов организма. Они стоят в центре развития мышления, памяти, воображения.
- Чтобы ребенок освоил родной язык, родную речь осуществляется развитие языковых обобщений. Речь будет развита в том случае, если ребенок осознает все явления языка и способен применит их в речи.
- Ребенок должен ориентироваться в явлениях языка, чтобы саморазвивать и самосовершенствовать свою речь.
- Речевое развитие является процессом качественного преобразования мыслительной деятельности и процесса сознания. В ходе речевого развития происходит расширение словарного запаса, формирование ассоциаций слов. Но эти процессы не отображают реального речевого развития.
- В ходе речевого развития необходимо уделять особое внимание развитию содержательной и понятийной стороны языка и всех его сторон.
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы работы по речевому развитию дошкольников
Методика развития речи ребенка тесно связана с методикой начального обучения языку. Она отражает основные закономерности преподавания языка, освоение грамоты и преемственность в речевом развитии ребенка на каждом этапе речевого развития и обучения родному языку.
Развитие речи ребенка дошкольного возраста и формирование основ языкового общения реализуется на основании следующих принципов:
Принцип дифференцированного освоения языка. Необходимо сформировать у дошкольника навыки владения разными структурными компонентами языка т.е. фонетические навыки, владение словарным запасом, освоение грамматического строя языка.
Принцип осознанности. Ребенок должен понимать, каким образом устроен язык и речь, для чего они нужны, возможности их практического применения. При обучении языку, необходимо ознакомить ребенка со смысловой структурой слова, предложения, текста, обучить построению связных высказываний и развить понимание звуковой стороны слова.
Принцип грамотности. Овладение родным языком требует освоение основ морфологии, синтаксиса, словообразования для формулирования грамматически верных высказываний.
Принцип развития речевой активности ребенка. Развитие речи должно быть мотивировано. Для этого, необходимо начинать речевое развитие и обучение родному языку с развития интереса и внимания к языку, проявления инициативы в использовании языка на практике.
Основные направления речевого развития ребенка
Методика развития речи нацелена на формирование у ребенка навыков общения и их применения в речи для построения системы социальной коммуникации.
Рисунок 1. Методика развития речи ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данная цель методики развития речи требует решения ряда задач:
- Формирование активного словаря ребенка.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Усвоение основ грамматики языка.
- Формирование основ связной речи.
- Развитие диалогической и монологической речи ребенка.
Решение данных задач осуществляется на специальных занятиях, в ходе которых производится последовательное освоение речи, формируются языковые знания и практические навыки использования языка. Речевое развитие реализуется по следующим направлениям:
- Выбор речевого содержания образовательной программы, которое отвечает возрастным и иным особенностям развития дошкольника, его методическое обоснование и подтверждение.
- Определение ведущих аспектов освоения речи. В каждой стороне речи происходит выделение приоритетных компонентов, которые должны быть полноценны освоены и развиты. Например, при изучении грамматического строя языка, ребенок должен освоить языковые обобщения.
- Определение индивидуальных способностей и возможностей, потенциала овладения языком отдельным дошкольников и в конкретных обстоятельствах.
- Интеграция художественного обучения с речевым развитием. Творческие направления работы оказывают активное воздействие на становление речи ребенка.
- Определение и утверждение программы по развитию речи и всех аспектов речевой работы на каждом возрастном этапе речевого развития ребенка.
- Преемственность методов и технологий речевого развития и языкового обучения на дошкольном этапе развития ребенка и в начальной школе.
- Рассмотрение речевого развития, как процесс развития коммуникативных навыков ребенка. Речь должна способствовать установлению ребенком взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан.
- Формирование основ речевого этикета дошкольника, использование норм и правил языка в конкретных ситуациях общения.
Метод развития речи — это способ взаимодействия педагога и детей, который обеспечивает формирование у последних речевых умений и навыков. В дошкольной дидактике в целом и методике развития речи в частности принято выделять три группы методов:
Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. Когда дети имеют возможность наблюдать объект непосредственно, используются непосредственные методы. Это метод наблюдений и его разновидности: обзоры помещений, экскурсии, рассматривание предметов.
Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, т.е. используя изобразительную наглядность (картины, фотографии, кинофильмы и диафильмы, игрушки). В старших группах используется такой наглядный метод, как демонстрация моделей.
Рассматривание картин со знакомым содержанием, игрушек как условных образов знакомых предметов, повествование о них применяется и с целью повторного ознакомления с объектом, закрепления полученных в ходе наблюдений знаний, формирования связной речи. Понятно, что во всех этих процессах обязательно присутствует слово воспитателя, который направляет восприятие детей, объясняет и называет то, что показывается.
К словесным методам, используемых в детском саду, относятся чтение и пересказ художественных произведений, заучивание наизусть, рассказ, обобщающая беседа. Но во всех словесных методах, как правило, используются и наглядные приемы: показ игрушек, рисунков, предметов, иллюстраций. В старшем дошкольном возрасте допускается изложение без опоры на наглядность.
Практические методы направлены на использование речевых умений и навыков и их совершенствование. Чаще всего практические методы носят игровой характер. Это дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры со словесным соспровождением. К практическим методам относятся также различные виды детской деятельности-конструирование, рисование, труд, моделирование и подобные, каждый из которых сопровождается разговором воспитателя и детей.
Как видно, деление методов развития речи на группы является весьма условным, поскольку между ними нет четкой границы.
А.Г. Арушанова выделяет также проблемные методы развития речи. К ним относятся творческие занятия, словообразовательные ситуации, проблемные вопросы.
В зависимости от характера речевой деятельности детей, условно выделяются репродуктивные и продуктивные методы развития речи.
Репродуктивные методы основаны на восстановлении речевого материала, на подражании готовым образцам. Это, например, пересказ близко к тексту, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений.
Продуктивные методы направлены на обучение детей построению собственных связных высказываний, развитие речевого творчества. К этим методам относятся обобщающая беседа, повествование, творческий пересказ, моделирование, творческие задания.
Поскольку элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы воспроизводства образца — в продуктивных, четкой границы между этими методами также не существует.
2.Прыёмы развития речи
Каждый метод представляет собой систему методических приемов, которые объединяются общностью задач развития речи и подходов к ее решению. Методические приемы — это элементы методов, их составные части. Приемы развития речи также делятся на три основные группы:
Существует большое количество словесных приемов. Наиболее распространенные из них следующие.
Речевой образец-правильная, заранее продуманная речевая деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми. Это может быть образец произношения звука, слова, построения грамматической формы, рассказа. Образец должен быть доступным детям по форме и содержанию. Чтобы добиться осмысленного повторения детьми образца речи воспитателя, полезно сопровождать его другими приемами: объяснениями, указаниями.
Повторное проговаривание — умышленное (но не принудительное) многократное повторение одного и того же звука, слова, предложения с целью его запоминания. Повторение может осуществляться за педагогами, другими детьми, может быть совместным (воспитателя и ребенка или двух детей) или хоровым.
Словесные упражнения — многократное использование детьми определенных речевых умений и навыков. От повторного проговаривания отличаются большей частотой, вариантностью, большей степенью самостоятельных усилий детей.
Объяснение — раскрытие сущности какого-либо явления или способа действия. Используется в процессе наблюдений и обследования предметов, при раскрытии значения слова и решении других задач.
Указания — разъяснение, сообщение детям способа действия для достижения определенного результата. Указания могут быть учебные, организационные, дисциплинированные.
Оценка детской речи — развернутое мотивированное мнение о речевом высказывании ребенка. Оценка должна не просто констатировать характер речи ребенка, но и обучать, совершенствовать его речь. Учитывая эмоциональное влияние оценки на детей, она должна быть в основном положительной. Речевые ошибки тактично исправляются с помощью других методических приемов (образца, повторения, объяснения).
Вопрос — словесный оборот, который требует ответа. Вопросы делятся на основные и вспомогательные. Основные в свою очередь могут быть констатирующими (кто?, что?, какой?, где?, куда?) и поисковыми (почему?, зачем?, чем похожи?). Вспомогательные вопросы бывают наводящие и вопросы-подсказки. Вопросы используются в разговорах, дидактических играх, при обучении различным видам повествования, т.е. во всех методах развития речи.
Наглядные приемы — показ различного иллюстративного материала (изображений, движений в игре-драматизации), положение органов артикуляции при обучении звукопроизношению и др.. Сочетаются со словесными приемами, например показ объекта и называние нового слова.
Игровые приемы могут быть как словесными (использование шутки при объяснении задания, небылицы) так и наглядными (использование игровых персонажей типа «белорусской» куклы, фанты, игровые движения). Такие приемы повышают интерес детей к занятиям, способствуют активизации их речи.
Все вышеперечисленные приемы развития речи являются прямыми. Существуют и косвенные приемы: напоминание, реплика, замечание, подсказка, совет.
Различные приемы используются в зависимости от задач развития речи, содержания занятий, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Друзья, привет! Признавайтесь, как вы пользуетесь своим умение говорить? Каюсь, я болтуха еще та! Мне поговорить, что воды попить, всегда было легко и приятно. И, честно говоря, я никогда не задумывалась, что этот мой «дар» вложен в меня родителями. Они приложили массу усилий, чтобы я могла не просто говорить, а и росла любознательным ребенком, и развивалась всесторонне. Теперь и я в свою очередь помогаю малышатам. Огромной помощью для меня являются книги для развития речи у ребенка. Вот о них и хотелось бы рассказать подробней.
Наша беседа пойдет в двух направлениях:
- Расскажу об авторах и их методиках.
- Как реально применить эту информацию.
Но без вашей помощи мне никак не справиться. Поэтому ожидаю вашего активного участия: вопросы, комментарии, полезные для занятий с ребенком рекомендации. Заранее благодарна всем вам!
Авторские методики
Поделюсь собственной копилочкой, в которой хранятся не просто умнейшие труды, но и методики и знания людей, которые на самом деле любят деток. Их пособия активно помогают процессу воспитания гармоничной личности, взращивая грамотного и одаренного человека:
- Разработанная Тихеевой методика, которую она высказала в своем труде «Развитие речи дошкольника» и в свое время была революционной. Сейчас эта книга помогает понять, насколько важна речь для малыша и приобретение им словарного запаса. И как родителей и педагоги могут помочь крохе.Я скажу только об основных концепциях этой методики, о чем она:- Знакомство с языком идет параллельно с познаниями карапуза от 3 лет, и раньше, окружающего мира. И делать это можно и нужно ненавязчиво, создав своеобразную игру;- Важность процесса развития речи в том, что это – часть умственного и психологического состоянием малыша;- Чтобы научить кроху с раннего возраста правильно говорить, нужно и самим владеть чистой речью;- Для обучения важен настрой. Поддерживать «радостный интерес» карапуза ко всему, что его окружает.
- Ушакова О.С. в «Теория и практика развития речи дошкольников» рассказала об основах развития речевого процесса, а это – лингвистика и психология. Методика охватывает все стороны: грамматику, лексику и фонетику. Чем интересна публикация? В ней подсказки об особенностях развития речи малыша в любом возрасте, которая полезна будет всем родителям и малышам любого возраста, от совсем крохи и даже для детей 7 лет.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. Оксана Ушакова, Елизавета Струнина | Купить на OZON.ru | Развитие речи детей 3-5 лет. | Купить на OZON.ru | Развитие речи детей 5-7 лет. | Купить на OZON.ru - Валентина Гербова подарила малышам и их папам, и мамам, а также педагогам и специалистам серию публикаций. В них автор книги подсказывает программу и дает приблизительные планы занятий по развитию речи. Но что еще приятным сюрпризом было лично для меня, так это – рекомендации по подбору литературных произведений, направленные на развитие творческих способностей карапузов.
- Книга для тех, кто еще только начинает заниматься по методике Монтессори, можно брать оттуда задания и просто так, для общего развития. Много внимания уделено развитию навыка чтения и письма. Есть игры и на звуки, на расширение словарного запаса. Для занятий с детьми от 2,5 до 5-6 лет.
Монтессори у вас дома. Развитие речи. Наталья Боброва | Купить на OZON.ru
Скажу просто, для меня это – настольные публикации. Авторы книг стремились к единой цели – помочь вырастить малыша, который сможет точно и грамотно выразить свои взгляды и чувства. А также, они показали разные пути развития самой личности ребенка. Но, что самое замечательное, что воспользоваться советами могут все родители детей дошкольного возраста, но и педагоги учебных заведений.
Какие пособия помогают вам? Расскажите! В чем их ценность? А если вы уже смогли опробовать советы из них на практике, поделитесь результатом! Поверьте, это будет ценный вклад в наш совместный труд.
Что могут родители и педагоги?
Когда-то меня восхитила идея Тихеевой воспитывать детей на основе игры. Она говорила, что главное, найти увлекательную историю и превратить ее в обучающее пособие. И я этим воспользовалась. Я поняла, что тут важен личностный подход. И то, что интересно в 2 3 года, может вовсе не затронуть более старший возраст. Порой, большая книга и яркие многочисленные иллюстрации – это все, что нужно крохе. Но тому, кто постарше, нужна информативность материала!
Учитывать стоит и особенности карапузов, фундамент знаний, что в них заложен, и ваши цели. Вы, мои хорошие друзья, имеете дело с самым податливым материалом. Из него вы сможете «слепить» все, что хотите или, на что у вас хватит сил и смелости.
Например, воспитание детей билингвов – это ваш сознательный выбор. Вы хотите, чтобы малыш свободно овладел несколькими языками. И вы правы, в раннем возрасте это значительно проще сделать. Но тогда нужно идею суметь довести до конца, и подумать о том, какие книги читать и какую форму воспитания выбрать.
Но и со знанием только одного языка, развитие предполагает абсолютное взаимопонимание и взаимодействия родителей и педагогов в детском саду. Если они не могут или не согласны поддерживать ваш труд воспитания личности карапуза, не стоит доверять им свое Чудо!
Выбирая садик
Познакомьтесь предварительно с тем, какая программа младшей и средней группы, выбранных вами детских дошкольных заведений. Пообщайтесь с воспитателями и директором сада. И только тогда определитесь, хотите ли вы, чтобы эти люди формировали сознание и речь вашей крохи.
Если малышу уже 5 7 лет, узнайте, по какому принципу формируется старшая группа, и что будут преподавать там. Но, если маленький уже привык к коллективу и воспитателям? Если вы считаете, что поздно менять садик, тогда вам придется взять многое в свои руки. Больше читать и общаться. Проводить время вместе, а может быть, и нанять няню-гувернантку. Согласовать с ней, какие книги читать и какие/как проводить занятия. Помните! Что никогда не будет второго шанса что-то переделать. Сейчас, и только сейчас в ваших руках настоящее золотце, которое, если вы умело отполируете, чтобы он смог засиять. И этот свет будет сопровождать его всю жизнь!
Согласитесь, тема нужная и полезная. Надеюсь, я помогла многим моим читателям и друзьям. И благодарна за ваш вклад в наше общее дело! А потому подписывайтесь на новости, читайте и те темы, о которых мы говорили раньше! Если у вас есть друзья, которым не помешает стать участником наших дискуссий, приглашайте и их. Всем всегда рада!
Русская демократическая педагогика формировалась под воздействием взглядов на воспитание революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В воспитании нового человека — гражданина, патриота, революционного борца они отводили большое место родному языку, художественному слову и считали, что такое воспитание должно начинаться с малого возраста. Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинекого, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке. К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!» К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога. Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д. Ушинекого на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Ушинский выделял два вида обучения: систематическое, или методическое, с семи лет и подготовительное, которое ребенок дошкольного возраста может получать в семье, детском саду, «малолетней» школе. Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным. В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно. К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения и рассказывания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи».) Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания. Идеи К. Д. Ушинского нашли горячих последователей среди видных деятелей дошкольного воспитания того времени — А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради, осуществлялись в практике работы первых детских садов в России начиная с 60-х годов XIX в.
Тематический план
Теория и методика развития речи детей
Институт психологии и образования, кафедра дошкольного образования
Направление: 44.03.01 — Педагогическое образование. Бакалавриат. Профиль подготовки: Дошкольное образование.
Учебный план: «Дошкольное образование» (дневное, 2020)
Дисциплина Б1.В.ДВ.25 «Теория и методика развития речи детей» (бакалавриат, 1 курс, дневное отделение).
Количество часов: 144 часа (в том числе лекции — 18 часов, практические занятия — 36 часов, экзамен — 45 часов). Самостоятельная работа — 45 часов. Форма контроля: экзамен во 2-м семестре.
Аннотация: В дисциплине раскрываются вопросы теории и методики развития речи детей: развития звуковой культуры, формирования словаря и грамматического строя, развития связной речи и ораторского мастерства детей. Анализируются требования к речи воспитателей и определяются пути их совершенствования в условиях поликультурной среды дошкольного учреждения. Обсуждаются и показываются методические пути совершенствования профессиональной педагогической речи воспитателей, диалогической и монологической речи детей. Анализируются методические приемы использования на занятиях по развитию речи классических произведений детской литературы.
1. Предмет и задачи курса «Теория и методика развития речи детей».
2. Теоретические основы методики развития речи детей.
3. Особенности методики развития связной речи. Приемы формирования связной речи.
4. Игровая деятельность как средство развития речи детей.
5. Детская литература в работе по развитию речи детей.
6. Развитие речи детей в условиях поликультурной среды.
7. Риторика в системе работы по развитию речи.
Ключевые слова: теория, методика, развитие речи, методы, приемы, средства, принципы.
Автор ЭОР: Габдулхаков Валерьян Фаритович, профессор кафедры дошкольного образования, доктор педагогических наук, тел. 8-9050260544,
Дата эксплуатации: 12 февраля 2020 г.