Методика развития речи

Хорошо развитая речь – важное условие общения с окружающим миром. Если ребенок хорошо говорит, он легко вступает в контакт как со сверстниками, так и с взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями в детском саду и учителями в школе. Но при наличии речевых расстройств ситуация ухудшается, и это приводит к дискомфорту и психологическим проблемам.

В центре «Доброе слово» работают опытные специалисты, использующие эффективные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста. Это и традиционные технологии, доказавшие свою результативность, и современные способы, обеспечивающие при умелом применении хороший результат.

Цены на развитие речи

Виды занятий Стоимость одного занятия / сеанса Длительность одного занятия / сеанса Рекомендуемое количество занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю

Основные методики развития речи

Существует несколько классификаций, используемых специалистами. Согласно одной из них, все технологии развития речи детей дошкольного возраста принято делать на три группы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. К непосредственным в первую очередь относится наблюдение и его разновидности – экскурсии, обзор помещений. Опосредованные методы позволяют педагогам знакомить детей с чем-либо, используя изобразительную наглядность: игрушки, фотографии, картины, диафильмы, художественные фильмы, модели.

Словесная методика развития речи – это, например, чтение и пересказ художественного текста. Сюда же относятся рассказы, обобщающие беседы, заучивание текстов наизусть. Если речь идет о работе с детьми младшего возраста, то наряду со словесными методами применяются и наглядные: показ рисунков, игрушек, фотографий.

Практические методики развития речи направлены на совершенствование речевых навыков и умений. В качестве примеров можно назвать разнообразные дидактические игры, инсценировки, а также многие виды творческой деятельности: рисование, конструирование, моделирование – если при этом предполагается общение между ребенком и преподавателем.

Еще одна классификация выделяет, в зависимости от характера речевой деятельности ребенка, репродуктивные и продуктивные методы развития речи. Первые основаны на восстановлении речевого материала: это заучивание, пересказ близко к тексту, игры-драматизации на основе литературных произведений. Вторые предполагают развитие речевого творчества и обучение ребенка построению собственных связных высказываний: творческий пересказ, обобщающая беседа, повествование.

Средства развития речи

По мнению специалистов, к средствам, использующимся для совершенствования речевых навыков, относятся:

  • общение – как между детьми, так и между ребенком и взрослым;
  • художественная литература;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи и языку на занятиях;
  • различные виды искусства – театр, кино, музыка.

Наиболее важным средством развития речи является общение. Это не просто обмен информацией между несколькими людьми, ведь в результате общения усваивается социальный опыт, принимаются решения, строятся и реализуются планы. Также оно приводит к взаимовлиянию людей друг на друга, развивает навыки сопереживания и взаимопонимания. Речь ребенка формируется в социальной среде, в которой он существует, и определяется множеством факторов, в том числе его потребностями. Давно замечено, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи. С этим и связан совет, который часто дают мамам и папам: больше разговаривайте с детьми.

Важное средство развития речи – игра. Она стимулирует общение, служит взаимодействию между детьми или между ребенком и взрослым. Во многих технологиях, направленных на исправление речевых недостатков, широко используются игровые методы.

Специалисты центра «Доброе слово» имеют большой опыт работы с детьми, которым нужна помощь в развитии речевых навыков и умений: от запуска речи до постановки уверенного общения в форме диалога. Для каждого ребенка выбирается методика развития речи, которая обеспечит наилучший результат именно в его случае. Поэтому работа всегда начинается с диагностики: чтобы решить проблему, необходимо точно разобраться, чем она вызвана.

Вашему ребенку необходима помощь в развитии речи? Обращайтесь к нам! Мы ответим на ваши вопросы, предоставим необходимые консультации и предложим занятия, которые проводятся по эффективным методикам.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание. Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности. Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.

Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).

Цель работы — изучить предмет методики развития речи детей.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность методики развития речи;

— исследовать связь методики развития речи с другими науками;

— разработать конспекты занятий по развитию речи.

Методологической основой работы являются труды следующих авторов: Л.М. Гурович, В.С. Мухиной, О.С. Ушаковой и др.

В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом.

Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Например, практика подсказала необходимость уточнений программы подготовки к обучению грамоте в детском саду; в настоящее время ощутима потребность в более четких рекомендациях к календарному плану занятий по развитию речи, в разработке приемов активизации речи детей с различным уровнем речевого развития. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский. -М.: Просвещение, 2002. — с. 46

Воспитатель, не знающий методической теории, воспитывает детей вслепую, исходя только из своих предположений или копируя опыт других. Он многое упускает, так как не может предусмотреть всего богатства приемов, методов развития речи, выработанных поколениями лучших педагогов и суммированных в методике.

Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е.И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Залужская, М.В. Подготовительная к школе группа в детском саду [Текст] / М.В. Залужская. — М.: Просвещение, 2005. — с. 56 Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.). Мышление, возникшее и развившееся, как и язык, в процессе трудовой деятельности человека, является отражением окружающего его бытия. Неразрывная связь языка с мышлением обусловлена производственной деятельностью людей, необходимостью обмена мыслями, совместными действиями. Хотя язык и мышление не существуют друг без друга, они не представляют собой одного и того же явления. Мышление — отражение объективной реальности, язык же — способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Слово и понятие диалектически взаимообусловлены.

Таким образом, методика развития речи, как и вся педагогическая наука, относится к общественным наукам. Ее методологической основой является марксистско-ленинское учение о языке и мышлении.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методика развития речи – это педагогическая дисциплина, занимающаяся исследованием закономерностей процесса развития речи дошкольников и разработкой методов ее формирования.

Развитие речи и методы исследования данного процесса затрагивали ученых еще в Античные времена. Это обуславливает длительный период становления методики развития речи в качестве отдельной науки.

Зарождение методики развития речи

Вопросы развития речи прослеживаются в трудах ученых и философов Античности. В этот период происходит зарождение основ методики развития речи.

В Античное время можно выделить несколько аспектов, положивших начало зарождению методики развития речи:

  • Введение законов Солона в Древней Греции. Они были связаны с развитием ораторского искусства и слова. Каждый мог сам выступать в свою защиту на суде, что требовало развития определенных речевых навыков;
  • Труды Аристотеля по теме развития речи. Аристотель занимался исследованием анализа языка, речи, ее выразительности у ораторов. Он говорил о том, что речь должна быть четкой и ясной, выразительной, чтобы ее смысл был доведен до слушателей и она достигала своего целевого назначения;
  • Развитие ораторского искусства Цицероном. Цицерон стал выдающимся римским оратором. Его речи были широко известны и на них собирались не только римляне: приезжали из других поселений и государств;
  • Труды Сократа о развитии навыков риторического искусства. Сократ разработал рекомендации по формированию у детей навыков выразительного произношения, построения четкой и ясной речи.

Готовые работы на аналогичную тему

Методика развития речи в эпоху Средневековья

Период Средневековья связан с трудами великого педагога-ученого Я.А. Коменского. Ими были разработаны теории воспитания дошкольников, которые опирались на их риторическое развитие.

Коменский утверждал, что акцентировать внимание на постановке правильного произношения дошкольника необходимо в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Далее, неправильное произношение станет привычкой, которую устранить будет весьма проблематично. При этом, он уделяет огромное внимание развитию мимики и жестов детей раннего возраста. Общение начинается с мимики и лежит в основе риторического действия.

С трех до семи лет обучение сводится к расширению лексического запаса дошкольника. Ребенок должен познать как можно больше слов и научится их правильно использовать в различных речевых ситуациях. Основными методами развития речи являются:

  • Чтение и заучивание стихотворений;
  • Знакомство с баснями;
  • Чтение ритмических прибауток;
  • Формирование осознанного восприятия поэтического слова. Ребенок должен понять отличие поэзии от обычной речи;
  • Чтение художественной литературы и сказок про животных.

Развитие речи должно быть реализовано постепенно. Оно требует использование наглядных методов обучения и постепенного усложнения, познаваемых слов.

Я.А. Коменский утверждал, что в основе речевого развития должен лежать принцип единства интеллектуального и речевого развития.

Методика развития речи в эпоху Просвещения

В этот период, речевому развитию уделялось особое внимание. Теории развития речи были изложены в трудах великих ученых: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов.

И.Г. Песталоцци продолжил развитие взглядов Коменского на речевое развитие дошкольников. Им было выделено три этапа формирования речи дошкольника:

  1. Изучение звуков и звукового состава слова.
  2. Изучение слова.
  3. Изучение речи.

Им была разработана система упражнений, ориентированных на познавательное и речевое развитие, основанных на принципе наглядности.

М.В. Ломоносов утверждал, что для общего развития ребенка, а также для его культурного социального становления требуется развитие речи. По его мнению, красота языка лежит в основе развития подрастающего поколения и общества.

Рисунок 1. Из истории методики развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К.Д. Ушинский создал собственную систему изучения языка. Она предполагала изучение языка в начальной школе, но ее идеи могли быть использованы и в дошкольной педагогике.

В основе обучения языку, по мнению Ушинского, лежит принцип народности. Язык связан с народом, его историей. Его знание помогает в постижении связи с народом, проникновению в его дух. Поэтому, обучение и воспитание должно реализовываться на родном языке.

Ушинским был разработан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Становление методики развития речи в качестве научного знания

Как самостоятельная наука, методика развития речи получила развитие в 20-ые годы XX столетия. В это время она стала заменой риторики и впитала в себя множество ее теоретических и практических аспектов.

Особое место в этот период принадлежит трудам Ф. Фребеля. Он считал, что познание языка должно происходить с раннего детства. Требуется обозначать словами не только отдельные объекты, но и их признаки, положения, действия. По его мнению, речь развивается в ходе наблюдения ребенком за окружающим миром и в ходе игры.

Рисунок 2. Становление методики развития речи как науки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Большинство ученых данного периода рассматривали литературу в качестве ведущего средства речевого развития дошкольника. Предполагалось, что ребенок должен знакомиться со сказками, стихотворениями, которые помогут ему в становлении правильной и выразительной речи.

Е.И. Тихеева стала основоположником научной составляющей методики развития речи. Ею была выдвинута мысль о приоритетности речевого развития в воспитательном процессе и разработаны основы воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, включающие направления речевого развития: развитие лексики ребенка, занятия по живому слову, развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector