Методика развития ребенка

Методика развития ребенка

Дорогие родители, папы и мамы! Ни для кого не секрет, что большинство любящих родителей (в первую очередь, конечно же, мамочек) стремятся с раннего возраста полноценно развивать своё чадо. Когда оно подрастёт, тогда уже можно довериться профессионалам. Но о последнем как-нибудь в другой раз. В нашей статье речь пойдёт о том, как правильно развивать ребёнка в домашних условиях, какие методики раннего развития лучше всего использовать. Их существует великое множество (про каждую можно написать отдельную книгу). Но мы рассмотрим самые популярные методики раннего развития ребенка, которые уже успели зарекомендовать себя среди родителей и педагогов:

  • Система Марии Монтессори;
  • Кубики Зайцева;
  • Система Никитиных;
  • Метод Гленна Домана;
  • Система, разработанная Сесиль Лупан.

В статье мы постараемся охарактеризовать каждую из них, рассказать об их плюсах и минусах. Пойдём по порядку. Однако сначала небольшой совет: какую бы методику раннего развития вы не выберете для своего чада, начинать заниматься лучше всего в следующий возрастной промежуток (полтора-три года). Почему? Многие ученые пришли к выводу, что именно в этом возрасте у человека наступает пик развития умственных способностей (а также способностей к различным видам творчества). И ваши занятия принесут малышу огромную пользу. Ну а теперь приступаем.

Методика раннего развития по системе Марии Монтессори

Начнем с самой популярной методики раннего развития, разработанной педагогом Марией Монтессори. В чем конкретно она заключается? Всё в ней зависит от выбора именно ребёнка, а не родителя и не педагога. Что же касается родителей, то у них задача заключается в следующем: чтобы ребёнок полноценно развивался, надо организовать соответствующие условия для этого. Организовать пространство, где он живет так, чтобы ему было легко быть как бы «взрослым» в маленьком мире. Девиз данного обучения «Помоги мне сделать это самому». И здесь очень пригодятся специальные материалы – специальные коврики для гимнастики, различный сенсорный материал, предметы для изучения формы и многое другое. Необходимо использовать специальные пособия. С их помощью ребёнок сможет выучить различные цвета, формы, величины, поймёт, как устроен окружающий мир. Однако данное обучение имеет и довольно значительный недостаток: в ней отсутствуют игры (ролевые и спонтанные). А ведь они играют далеко не последнюю роль в развитии ребёнка. Да и не для всех детей данная методика подойдёт. Её можно использовать только в том случае, если ваш ребёнок вдумчивый, усидчивый, может подолгу сосредотачиваться на чём-либо одном.

Обучение по методике раннего развития Зайцева

Теперь поговорим о кубиках Зайцева. Они предназначены для обучения ребёнка чтению (приблизительно с двух лет). Также данная популярная методика раннего развития используется и в лечебных целях: её часто используют при работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, различными психоневрологическими проблемами, а ещё с аутистами. При обучении используются кубики, а также различные таблицы и музыкальные записи. Последние нужны для следующего: под них дети пропевают части слов. Если вы будете использовать данную систему, у вашего ребёнка улучшится речь, он запомнит много слов, разовьется способность к логическому мышлению, сформируется способность к концентрации и работе самостоятельно. Однако некоторые считают, что такая система обучения потом мешает детям учиться в школе (они с трудом осваивают морфемный и фонетический разборы слова).

Методика раннего развития семьи Никитиных

Переходим к системе Никитиных. Она состоит из различных спортивных и развивающих упражнений. Расположены они следующим образом: от более простого к более сложному упражнению. Основным правилом этой популярной методики раннего развития ребенка является – дети занимаются столько, сколько хотят, а родители не мешают им и не помогают. И делать за ребёнка ничего не надо. Пусть ошибается, иначе ничему не научится. Если вы видите, что ребёнку сложно выполнить какое-либо задание, то временно отложите его, вернётесь позже. Спорту в этой методике уделяется особое внимание. Закаливание, ежедневная зарядка и в доме должно быть оборудовано место для спорта. Благодаря данной популярной методике раннего развития, ваше чадо научится правильно организовывать своё время, вырастет закалённым, у него будет отлично развита спортивная подготовка. Но (к сожалению) данная методика не предусматривает индивидуального подхода к каждому ребёнку, развитию речи и сюжетно-ролевым играм в ней уделяется катастрофически мало внимания. А творчество в данной системе исключено совсем.

Методика раннего развития Глена Домана

Эта методика предназначена для обучения детей с заболеваниями нервной системы. Покажите ребёнку карточку с изображением и названием какого-либо предмета (это надо сделать примерно 1-2 секунды). Ребёнок запомнит всё на подсознательном уровне. Впоследствии он сможет заучить и гораздо больший объём информации. Но не переборщите: от избытка информации дети устают, начнут капризничать, потеряют интерес к учёбе.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Последняя популярная методика раннего развития ребенка придумана и разработана Сесиль Лупан. Главное в ней следующее: основной акцент делается на интересе ребёнка к окружающему миру. Ребёнок должен сам хотеть получать необходимые знания. Автор основывается на своём личном опыте (работе с собственными детьми). Налицо индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также данная методика раннего развития никаких специальных пособий не предусматривает. Для обучения родители могут использовать всё, что попадётся им под руку. Но вот с чем некоторые не согласны, так это с тем, что Сесиль Лупан рекомендует обучать ребенка плаванию практически с самого рождения. Но здесь решайте сами.

Выбирайте именно ту методику раннего развития, которая близка вашему ребёнку. Ориентируйтесь только на него, не на себя. Хорошие результаты не замедлят себя ждать.

  • Электронный журнал
  • Ресурсная библиотека для специалистов
  • Видео материалы
  • Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев»

Основная информация

Категория методики – оценка уровня развития детей раннего возраста

Возрастной диапазон – 2 месяца – 3 года 6 месяцев

Форма проведения – индивидуальная, заполнение родителями ребенка вопросника на основе наблюдения за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации

Форма обработки – компьютерная

Время введения информации и обработки данных – 10-12 минут

История создания

Диагностическая методика «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет» является адаптированным вариантом двух диагностических шкал:

– Шкала KID – Кентская шкала оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), разработанная группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер

– Шкала RCDI – шкала оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).

Обе шкалы обладают достаточной надежностью и валидностью, информация об этом представлена в научных статьях. Авторы обеих шкал передали директору Института раннего вмешательства права на перевод, адаптацию, стандартизацию и распространение шкал. Сотрудники Института раннего вмешательства в течение 6 лет (1994-2000) осуществляли работу по адаптации шкал для русскоязычных специалистов и созданию на их основе компьютерной диагностической методики «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».

В настоящий момент АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» обладает исключительными правами на данную методику (ст. 1259 ГК РФ).

Цели использования

1. Скрининговая оценка развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев для определения нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи.

2. Углубленная оценка уровня развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие.

3. Построение профиля развития ребенка.

4. Оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях.

5. Определение зоны ближайшего развития ребенка для построения Индивидуальной программы ранней помощи.

6. Отслеживание динамики развития ребенка и эффективности Индивидуальной программы ранней помощи.

Описание методики

Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» содержит два вопросника:

– для детей в возрасте от 2 до 16 месяцев

– для детей в возрасте от 16 месяцев до 3 лет 6 месяцев.

Выбор вопросника для первичной оценки развития ребенка обуславливается его возрастом. Информацию, необходимую для определения уровня развития ребенка, предоставляют родители, наблюдая за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации, отвечая на утверждения вопросника, и занося ответы в ответный лист.

Для отслеживания динамики развития детей, которые длительно получают услуги в рамках Индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), применяются оба вопросника последовательно. Родители заполняют вопросник каждые три месяца, и программа выстраивает сравнительные диаграммы, которые помогают специалистам корректировать цели ИПРП.

Для обработки полученной информации используется компьютерная программа, которая содержит стандартизированные нормативы развития детей. Программа автоматически, после введения информации, позволяет получить данные о развитии ребенка.

Компьютерная программа автоматически формирует базу данных детей, прошедших оценку развития.

Использование Диагностической методики специалистами Подразделения ранней помощи соответствует принципам семейноцентрированности, междисциплинарности, функциональности, обучению ребенка в естественной среде.

Комплектация методики при поставке:

1. «Руководство по комплексной оценке уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 месяцев».

2. «Руководство по комплексной оценке уровня развития детей в возрасте от 16 месяцев до 3 лет 6 месяцев».

В Руководствах подробно освещены принципы и методы оценки уровня развития, правила заполнения бланков, ввода данных, получения и распечатки результатов.

3. Аналитические данные о создании и использовании Диагностической методики.

4. Вопросник для детей в возрасте от 2 до 16 месяцев (для копирования).

5. Вопросник для детей в возрасте 1 год 2 месяца – 3 года 6 месяцев (для копирования).

6. Бланки ответных листов для каждого вопросника.

7. Компьютерный диск, который содержит:

– руководство по установке программного пакета

– программный̆ пакет, обеспечивающий ввод информации с заполненных бланков (с возможностью позднейших корректировок и дополнений); автоматический̆ расчет оценок развития; выдачу результатов в любой из предусмотренных форм;

– файл для формирования базы данных

– сформированные пользователем заключения о результатах оценки уровня развития каждого ребенка

Для успешной работы компьютерной программы требуется стационарный компьютер или ноутбук с дисководом и операционной системой не ниже WindowsXP/Vista/7, Не совместим с Windows 10 , принтер.

Сферы применения

Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» может использоваться в Подразделении ранней помощи любой ведомственной принадлежности для целей выявления детей, нуждающихся в ранней помощи; проведении углубленной, промежуточной и итоговой оценок; определении направлений ИПРП, постановки целей ИПРП.

Условия приобретения

Диагностическая методика приобретается на основе заключения лицензионного договора.

В Институте раннего вмешательства проходят обучающие семинары и вебинары по вопросам применения диагностической методики «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» в практической работе специалистов.

Диагностическую методику можно приобрести для некоммерческого использования.

Стоимость методики составляет 26 000 рублей. В эту стоимость входит также стоимость доставки программы. Для приобретения программы направляйте заявку с реквизитами Вашей организации на наш e-mail – [email protected] с пометкой “приобретение Диагностической методики”.

АНО ДПО “Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства” является единственным поставщиком Диагностической методики «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев», мы не поставляем методику для перепродажи и не участвуем в аукционах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector