Массаж рук для развития мелкой моторики

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Массаж рук для развития мелкой моторики

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Массаж рук для развития мелкой моторики

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).

В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

Что дает массаж?

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
  • подготовить руки к письму;
  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;
  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Особенности речевого развития

В развитии речи тоже есть нюансы:

  • при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
  • нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
  • не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
  • если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.

Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).

Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Массаж рук для развития мелкой моторики

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Массаж рук для развития мелкой моторики

Узнайте, как упражнения для развития превратить в веселую игру, которая сплотит малыша с мамой.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Когда в семье появляется малыш, родители стараются окружить его заботой и вниманием. Но иногда забывают, что ребенок нуждается не только в уходе с точки зрения физиологии.

Задача родителей — помочь крохе развиваться с первых дней жизни. Узнайте, как упражнения для развития превратить в веселую игру, которая сплотит малыша с мамой.

Для чего нужен пальчиковый массаж?

На пальчиках малыша расположены рецепторы, которые связаны с отделами головного мозга, отвечающими за развитие памяти и речи у ребенка.

Во время массажа у крохи активизируются речевые центры нервной системы. Развивая таким образом интеллект малыша, вы, к тому же, оказываете положительное воздействие на весь его организм. Массаж пальчиков можно делать с первых дней жизни и ежедневно. Тактильная гимнастика, во время которой мама прикасается к ручкам ребенка, укрепляет их особую связь.

Малышам до года должны помочь родители. Начните массаж с нежного поглаживания ручек ребенка. Это поможет ему расслабиться и настроиться на массаж. После, помассируйте пальчики. Первым — мизинец, а за ним, по очереди, остальные. Делать это нужно круговыми движениями от основания к подушечке. Сначала одну ручку, потом вторую. Продолжить можно легкими постукиваниями пальцев по детской ладошке и вернуться к поглаживаниям. После, можно повторить и с ножками.

Массаж рук для развития мелкой моторики

На ручках у малыша расположены рефлекторные точки. Они посылают импульсы нервной системе крохи. Поэтому тактильные упражнения (связанные с прикосновениями к ручкам ребенка), развивают мелкую моторику.

Детям старше года можно предложить самостоятельно помассировать ручки. Делая упражнения, ребенок может поработать кулачком, походить пальчиками по ножкам или столу, похлопать в ладошки, сложить руки в замок.

К массажу можно добавить ряд интересных и полезных упражнений, которые улучшат моторику и придутся по вкусу малышу. Лепка из глины, теста или пластилина помассирует нервные окончания на пальцах и ладонях малыша. Можно предложить ребенку собрать мозаику. Подойдут даже простые бусины на нити, которые кроха будет перебирать пальчиками.

Эффективнее делать массаж, сопровождая его веселыми детскими стихами, игровыми моментами. Это поможет не только улучшить процесс развития, но и поднимет крохе настроение, превратит ежедневную процедуру в увлекательную игру с мамой.

«Семейка».

(Берем ручку малыша и на каждую строчку, растираем и загибаем в кулачок каждый пальчик)

Первый пальчик-дедушка,
Второй пальчик-бабушка,
Третий пальчик-папочка,
А четвертый-мамочка,
Пятый пальчик-Я,
Вместе мы семья.

(В конце стишка делаем из ручек «замок»)

«Сорока-Белобока»

(Мама проводит своим пальцем по детской ладошке, приговаривая стихи)

Сорока-Белобока каши наварила,
Каши наварила, деток накормила.

(Далее, на каждую строку прижимаем пальчик к ладошке, первым мизинец)

Первому дала кашку,
И второму ложку,
Третьему немножко,
Четвертому дала,
А пятому не дала:

(Теперь по очереди обратно разгибаем каждый пальчик)

Ты нам дров не нарубил,
И воды не наносил,
Печку ты не затопил,
Кашу нам не наварил,
Не получишь ничего.

(На последней строчке можно хлопнуть ладошками и развести ручки в разные стороны)

«Кулачок»

Первый пальчик, как малыш,
(Прижимаем к ладошке мизинец)

А второй —он слаб, как мышь,
(Прижимаем безымянный)

Третий пальчик —очень длинный,
(Прижимаем средний)

А четвертый —самый сильный,
(Прижимаем пальчик указательный)

Пятый — словно толстячок,
(Большой прижимаем к ладони)

Их всех вместе —в кулачок!
(Ребенок сжимает кулачок)

«Замок»

На двери повесили замок,
(пальчики сжимаются в замок)

И никто его открыть не смог!
(Тянем ручки в стороны, но не расцепляем)

Потянули дружно мы его,
(Тянуть в стороны)

Покрутили, повертели мы его,
(Вращаем ручки)

И когда стучать устали
(Стучим основанием ладошек)

Отворили мы его!
(Ручки раскрываем)

Массаж кистей рук

Успех развития интеллекта и речи ребенка заключается в массаже кисти рук. Воздействие на них способствует активной и слаженной работе обоих полушарий мозга. Также для развития речи важен логопедический массаж.

Массаж поможет укрепить мускулатуру кисти. Он ускорит развитие у малыша речи, памяти, мыслительных процессов, а так же подготовит ручки к письму в дальнейшем.

Чтобы разминать и массировать кисти, возьмите вспомогательные предметы. Отличными помощниками станут карандаши (их можно перекатывать между ладошками и по тыльной стороне руки), мячик с пупырышками, миска с крупой или фасолью, грецкие орехи.

Предложите крохе подержать их в ладошках, покатать по ручкам, ножкам или поверхности стола.

Делая массаж превратите его в веселую игру:

«Домик»

Вот это-наш домик.
(Руки соедините пальцами друг с другом.)

А вот его крыша.
(переплетите пальчики обоих рук.)

А где же труба в нём?
Она ещё выше.
(Поднимите все пальцы вверх)

Живёт в лесу колючий ёжик, (мячик прокатить по столу)
Но только нет у него ножек,
Он мне по пальчикам бежит (по ножкам прокатить и ручкам)
И очень громко он пыхтит.
По лесу быстро бегает,
И мне щекотно делает!
Скажу ему: колючий ёж,
Беги туда, где ты живёшь!

Массаж рук для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.

О пользе пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Как играть с ребенком?

Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Виды пальчиковых игр

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.

Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:

«Фонарики»

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла — (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Массаж рук для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.

Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)

Массаж рук для развития мелкой моторики

Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.

Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.

Выводы

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой внутренний потенциал. Мы открыты для Вас!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Самомассаж кистей и пальцев рук для детей.

Самомассаж кистей пальцев рук является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном, так и школьном возрасте. Его целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком. Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения. Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7.

Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый палец, как на руках, так и на ногах детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки, маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, шарики Су-Джок, каштаны, шишки. При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений.

Вот некоторые упражнения:

«Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальцем отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчатку с каждого пальчика.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво.

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Массаж грецкими орехами.

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы росные писать.

Самомассаж колючим шариком «Су-джок».

Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём.

Самомассаж шишками сосны, кедра, ели с элементами пальчиковой гимнастики

Мишка по лесу ходил, -(Пальчики шагают по столу)

Много шишек находил,

Много шишек находил, -(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)

Маше шишку подарил!

Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибают пальчики на обеих руках)

Будем с шишкой мы играть! -(Разгибают пальчики на обеих руках)

Будем с шишкой мы играть, -(Прокатывание шишки между ладонями)

Между ручками катать!

В ручку правую возьмём -(Сильно сжимаем шишку в правой руке)

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На столе её катаем.

В ручку левую возьмём -(Сильно сжимаем шишку в левой руке)

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем, -(Катаем шишку по столу)

На столе её катаем.

Мы закончили катать, -(Убираем шишку на край стола)

Будем пальчики считать!

На одной руке считаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибаем пальцы на правой руке)

На другой руке считаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибаем пальцы на левой руке)

А сейчас соединяем

И ещё раз посчитаем.

Раз, два, три, четыре, пять! -(Пальчики обеих рук здороваются)

Пальцы мы не потеряли,

Очень весело играли.

Пальчики свои встряхнём, -(Встряхиваем кисти обеих рук)

Заниматься мы начнём! -(Продолжаем занятие)

Выполнение упражнений должно быть регулярным. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения. Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут. Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Массаж рук для развития мелкой моторики

В человеческом организме все взаимосвязано. И определенная часть мозга отвечает одновременно и за речевой аппарат, и за мелкую моторику. Поэтому для постановки правильной речи нужно заниматься с руками. В детском возрасте все это более податливо, поэтому начинать как можно раньше. Некоторые врачи рекомендуют родителям делать детям массаж рук для развития моторики.

Что такое моторика

Это двигательная активность какого-либо органа или части тела. Говоря о мелкой моторике, имеют в виду руки и пальцы – т.е. способность человека захватывать и удерживать мелкие предметы, манипулировать ими. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, игрушки постоянно будут выпадать из его рук, он не сможет нормально держать ложку, будет испытывать трудности с завязыванием шнурков и т.д.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Приведет это и к проблемам в будущем. У взрослого человека с плохо развитой мелкой моторикой будет некрасивый почерк. Он вряд ли научится быстро печатать на компьютере. Не сможет управлять автомобилем из-за невозможности скоординироваться и поставить одну руку на руль, а другую – на коробку передач.

Кстати! У людей с плохой мелкой моторикой несовершенный речевой аппарат. Такой человек не станет хорошим оратором, поэтому ему будет тяжело учиться и не удастся освоить профессии, где нужна правильная речь (педагог, экскурсовод, PR-менеджер, ведущий мероприятий и т.д.).

Основные массажные техники

Начинать массаж рук для развития моторики можно с самого раннего возраста с профилактической целью. Обычно так и происходит, но мама даже сама об этом не догадывается. Она просто проводит много времени с новорожденным, гладит ему ручки, трогает его ладошки и пальчики. Это и есть массаж.

Если же подходить к процедуре более ответственно, то можно выполнять специальный массажный комплекс, разработанный врачами и проверенный временем. Вот основные его техники, которые легко сделать в домашних условиях.

От 0 до 12 месяцев

Когда малыш еще совсем маленький и несмышленый, делаем ему пассивный массаж.

  1. Обхватываем ладонью сжатый кулачок малыша и поглаживаем его по кругу, не выпуская из своей руки.
  2. Пытаемся засунуть свой палец в сжатый кулачок ребенка. Как только он раскрывает ладонь, водим по ней пальцем по кругу.
  3. Каждый пальчик мягко проминаем указательным и большим пальцем. Сначала от основания к кончику, а потом от кончика к основанию (как будто надеваем перчатки).
  4. Когда малыш сучит ручками, подставляем свою ладонь, чтобы он мог похлопать по ней.
  5. Нежно разводим два находящихся рядом пальчика и сводим обратно. Затем следующие два и т.д.
  6. Указательным, средним и большим пальцем делаем движение, как будто хотим убрать грязь с первой фаланги каждого пальчика ребенка.

Массаж рук для развития мелкой моторики

От года до трех

В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в пальчиковые игры: не только массировать ему ручки, но и предлагать различные упражнения. Их отлично совмещать со стишками, потешками и прибаутками, которые можно найти в Интернете.

  1. Попросите ребенка раскрыть ладонь и поочередно загибайте каждый пальчик. Затем по очереди разгибайте.
  2. «Ежик». Пусть малыш сожмет кулак – это ежик. Ежик должен резко раскрыть все свои «иголки», а затем спрятать их: кулак разжимается и сжимается.
  3. Катайте специальный массажный мячик по ладошкам ребенка.
  4. Когда малыш научится считать, просите его показывать определенное количество пальчиков разными способами. Например, 2 можно показать указательным и средним, указательным и большим или даже мизинцем и безымянным. Покажите ребенку разные комбинации, чтобы он развивал моторику.
  5. Лепка из пластилина отлично заменяет массаж рук, если у родителей нет времени этим заниматься.
  6. Предложите ребенку покатать между ладошками карандаш (только не круглый, а с шестиугольником в разрезе).
  7. Возьмите несколько мелких предметов (пуговица, монета, конфета, кубик, шарик, сушка и т.д.). Предложите ребенку угадать, что у него в одной руке, не глядя. Второй рукой пользоваться нельзя: пусть работает пальчиками.
  8. Прищепками для белья «покусывайте» ребенку кончики пальцев. Только не отпускайте прищепку полностью: обязательно придерживайте ее и контролируйте силу зажима, ориентируясь на реакцию малыша. Ему не должно быть больно.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Старше трех лет

Для более взрослых деток можно использовать некоторые игры из предыдущего раздела. Также сюда добавляются массажные упражнения, которые ребенок может выполнить осознанно.

  1. «Побегать» двумя пальчиками по поверхности стола.
  2. Имитировать пропеллер вертолета, крутя в руке карандаш.
  3. Игра в ладушки: поочередно хлопаться левыми руками, потом правыми, потом обеими.
  4. Самомассаж: гладить собственные руки и пальчики. Мама может показать пример.

Противопоказания

Делать перечисленные свыше упражнения можно хоть каждый день. Вреда от этого не будет только в том случае, если у ребенка нет противопоказаний. А это:

  • мелкие повреждения на руках (ранки, болячки);
  • высыпания;
  • грибковые заболевания;
  • плохое самочувствие;
  • общее воспалительное или инфекционное заболевание.

Массаж рук и пальчиковые упражнения не только развивают моторику, но и приносят другие плоды. Они улучшают концентрацию внимания, развивают воображение (особенно пальчиковые игры), укрепляют доверительные отношения с родителями и стимулируют развитие речи.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Интеллектуальным развитием ребенка можно начинать заниматься с самого его рождения. Пусть он пока не умеет говорить, ничего не понимает и беспорядочно сучит ножками и ручками, но головной мозг крохи уже развивается. Задать верное направление развития родители могут с помощью массажа рук. Это заложит основы мелкой моторики, от которой будет зависеть успешное будущее маленького человека.

Так ли важен массаж рук?

Мелкая моторика напрямую связана с головным мозгом. И мы стимулируем его работу, массируя ребенку ручки. С возрастом (после года) это необязательно будет делать, потому что малыш невольно начнет заниматься самомассажем. Хватая различные предметы, трогая холодное и теплое, перебирая песок и камушки – все это заменит мамины массажные манипуляции.

Работа руками влияет и на речь. Можно заметить, что неуклюжие детки, которые часто роняют предметы, обычно картавят или шепелявят. Поэтому логопеды тоже рекомендуют пальчиковый массаж. Он помогает не только восстановить координацию, но и научиться выговаривать сложные звуки.

Последствия плохо развитой мелкой моторики

У детей с плохо развитой мелкой моторикой все буквально валится из рук. Он не может надежно удерживать игрушки и уверенно манипулировать ими. Кушая, он промахивается ложкой мимо рта. В детстве эти проблемы кажутся ерундовыми, но, если не заниматься ими, повзрослевшему ребенку будет сложнее учиться писать, осваивать творчество и развиваться.

Взрослые люди, которым никак не дается вязание, игра на фортепиано или на гармони, красивый почерк и другие действия, связанные с ловкостью и координацией, вероятно, недостаточно развили мелкую моторику в детстве.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Массаж рук для детей до года

Груднички постепенно учатся держать в руках игрушки. Сначала мама дает им что-то в руки, затем малыш начинает сам интересоваться предметами и пытаться их ухватить. Следующий этап – манипулирование игрушкой, перебирание ее пальцами, кручение и верчение.

Но всех этих действий недостаточно для нормального развития мелкой моторики. Поэтому нужно выполнять вспомогательный массаж. Это очень просто и даже интересно, потому что у мамы с малышом происходит отличное взаимодействие и нежный телесный контакт.

  1. Поглаживание ладошки с ее расправлением.
  2. Захватывание каждого пальчика у основания и ведение к кончику. Потом от кончика к основанию.
  3. Зажимание каждой фаланги пальчика.
  4. Легкое щекотание ладошки ногтями.
  5. Массирование тыльной стороны ладони подушечками пальцев.
  6. Вложить в руку грудничка свой палец: малыш должен схватить его. В таком положении шевелите пальцем внутри «захвата».

Массаж рук для развития мелкой моторики

Популярный детский стишок-прибаутка про «Сороку-ворону» был придуман не только для развлечения ребенка, но и массажа его ладошек и пальчиков. Сначала мама водит своим пальцем по ладошке, изображая, что она шевелит кашу, и приговаривая: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». А потом загибает каждый пальчик на руке малыша (или просит его, чтобы он сам загибал), поясняя: «Этому дала, этому не дала…». Зажимает один из пальчиков, делая на нем акцент: «А этому не дала».

Подобных массажных стишков можно найти или придумать очень много. Не менее популярны игры в «Солнышко», где ладонь – это центр, а пальчики – лучики. В «Паучка», который шевелит своими лапками. И т.д.

Массаж рук для детей от года

Продолжать развивать мелкую моторику можно и нужно на протяжении всей жизни. От года до трех лет это делается с помощью игр, которые не только идут на пользу, но и отлично развлекают ребенка. В играх используются самые разные предметы, которые найдутся в любом доме.

  1. Карандаши. Перекатываем между ладонями, пытаемся покатать их тыльными сторонами рук, ухватываем большим и указательным пальцами, затем большим и средним, большим и безымянным и т.д.
  2. Пуговицы. Раскладываем по цветам, учим прятать их в ладошках («Угадай, в какой руке»), запускаем руки в коробку с пуговицами, пересыпаем из ладони в ладонь.
  3. Прищепки (нужно выбрать ослабленные прищепки, чтобы не причинять ребенку боль). Прицепляем их на пальчики, на мягкие участки ладони. Предлагаем малышу нацепить как можно больше прищепок на веревки разной толщины.
  4. Крупы. Запускаем в них руки, смешиваем и разделяем разные крупинки, перетираем между ладонями.

Вы можете использовать любые рельефные предметы, которые найдете дома. Также можно купить массажные мячики с пупырчатой поверхностью. С трех лет обязательно приобретаем пластилин – идеальное изобретение для развития мелкой моторики.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Дети старше трех лет начинают заниматься самомассажем в быту. Они застегивают пуговицы, трогают домашних животных, разворачивают конфетные фантики и т.д. Любая игра тоже способствует развитию мелкой моторики.

Определить, нормально ли развивается ребенок, может только врач. Родители часто необъективны к своему малышу: одним кажется, что он преуспевает в развитии, хотя это не так. А другие, наоборот, опасаются, что что-то идет не так при норме. Педиатр обычно подмечает, что ребенок в определенном возрасте не может захватывать или удерживать предметы, и рекомендует родителям включить в режим дня массаж рук для развития мелкой моторики. Если даже врач ничего не говорит, можно проводить регулярные массажные процедуры. Вреда от этого точно не будет.

Массаж рук для развития мелкой моторики

В человеческом организме все взаимосвязано. И определенная часть мозга отвечает одновременно и за речевой аппарат, и за мелкую моторику. Поэтому для постановки правильной речи нужно заниматься с руками. В детском возрасте все это более податливо, поэтому начинать как можно раньше. Некоторые врачи рекомендуют родителям делать детям массаж рук для развития моторики.

Что такое моторика

Это двигательная активность какого-либо органа или части тела. Говоря о мелкой моторике, имеют в виду руки и пальцы – т.е. способность человека захватывать и удерживать мелкие предметы, манипулировать ими. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, игрушки постоянно будут выпадать из его рук, он не сможет нормально держать ложку, будет испытывать трудности с завязыванием шнурков и т.д.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Приведет это и к проблемам в будущем. У взрослого человека с плохо развитой мелкой моторикой будет некрасивый почерк. Он вряд ли научится быстро печатать на компьютере. Не сможет управлять автомобилем из-за невозможности скоординироваться и поставить одну руку на руль, а другую – на коробку передач.

Кстати! У людей с плохой мелкой моторикой несовершенный речевой аппарат. Такой человек не станет хорошим оратором, поэтому ему будет тяжело учиться и не удастся освоить профессии, где нужна правильная речь (педагог, экскурсовод, PR-менеджер, ведущий мероприятий и т.д.).

Основные массажные техники

Начинать массаж рук для развития моторики можно с самого раннего возраста с профилактической целью. Обычно так и происходит, но мама даже сама об этом не догадывается. Она просто проводит много времени с новорожденным, гладит ему ручки, трогает его ладошки и пальчики. Это и есть массаж.

Если же подходить к процедуре более ответственно, то можно выполнять специальный массажный комплекс, разработанный врачами и проверенный временем. Вот основные его техники, которые легко сделать в домашних условиях.

От 0 до 12 месяцев

Когда малыш еще совсем маленький и несмышленый, делаем ему пассивный массаж.

  1. Обхватываем ладонью сжатый кулачок малыша и поглаживаем его по кругу, не выпуская из своей руки.
  2. Пытаемся засунуть свой палец в сжатый кулачок ребенка. Как только он раскрывает ладонь, водим по ней пальцем по кругу.
  3. Каждый пальчик мягко проминаем указательным и большим пальцем. Сначала от основания к кончику, а потом от кончика к основанию (как будто надеваем перчатки).
  4. Когда малыш сучит ручками, подставляем свою ладонь, чтобы он мог похлопать по ней.
  5. Нежно разводим два находящихся рядом пальчика и сводим обратно. Затем следующие два и т.д.
  6. Указательным, средним и большим пальцем делаем движение, как будто хотим убрать грязь с первой фаланги каждого пальчика ребенка.

Массаж рук для развития мелкой моторики

От года до трех

В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в пальчиковые игры: не только массировать ему ручки, но и предлагать различные упражнения. Их отлично совмещать со стишками, потешками и прибаутками, которые можно найти в Интернете.

  1. Попросите ребенка раскрыть ладонь и поочередно загибайте каждый пальчик. Затем по очереди разгибайте.
  2. «Ежик». Пусть малыш сожмет кулак – это ежик. Ежик должен резко раскрыть все свои «иголки», а затем спрятать их: кулак разжимается и сжимается.
  3. Катайте специальный массажный мячик по ладошкам ребенка.
  4. Когда малыш научится считать, просите его показывать определенное количество пальчиков разными способами. Например, 2 можно показать указательным и средним, указательным и большим или даже мизинцем и безымянным. Покажите ребенку разные комбинации, чтобы он развивал моторику.
  5. Лепка из пластилина отлично заменяет массаж рук, если у родителей нет времени этим заниматься.
  6. Предложите ребенку покатать между ладошками карандаш (только не круглый, а с шестиугольником в разрезе).
  7. Возьмите несколько мелких предметов (пуговица, монета, конфета, кубик, шарик, сушка и т.д.). Предложите ребенку угадать, что у него в одной руке, не глядя. Второй рукой пользоваться нельзя: пусть работает пальчиками.
  8. Прищепками для белья «покусывайте» ребенку кончики пальцев. Только не отпускайте прищепку полностью: обязательно придерживайте ее и контролируйте силу зажима, ориентируясь на реакцию малыша. Ему не должно быть больно.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Старше трех лет

Для более взрослых деток можно использовать некоторые игры из предыдущего раздела. Также сюда добавляются массажные упражнения, которые ребенок может выполнить осознанно.

  1. «Побегать» двумя пальчиками по поверхности стола.
  2. Имитировать пропеллер вертолета, крутя в руке карандаш.
  3. Игра в ладушки: поочередно хлопаться левыми руками, потом правыми, потом обеими.
  4. Самомассаж: гладить собственные руки и пальчики. Мама может показать пример.

Противопоказания

Делать перечисленные свыше упражнения можно хоть каждый день. Вреда от этого не будет только в том случае, если у ребенка нет противопоказаний. А это:

  • мелкие повреждения на руках (ранки, болячки);
  • высыпания;
  • грибковые заболевания;
  • плохое самочувствие;
  • общее воспалительное или инфекционное заболевание.

Массаж рук и пальчиковые упражнения не только развивают моторику, но и приносят другие плоды. Они улучшают концентрацию внимания, развивают воображение (особенно пальчиковые игры), укрепляют доверительные отношения с родителями и стимулируют развитие речи.

В этой новости мы расскажем, как нас найти.

Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!

Массаж рук для развития мелкой моторики

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

Мы редко задумываемся о том, как важны для нас движения рук, кистей, пальцев. Как много они умеют делать… Мы просто протираем утром глаза, поправляем волосы, причесываемся, умываемся, берем чашку, гладим по головке ребенка, пишем письмо, пришиваем пуговицу; неосознанно и привычно делаем ещё множество самых обычных вещей, из которых состоит наша жизнь. О ценности нашей способности совершать точные мелкие движения мы задумываемся только тогда, когда по какой-то причине утрачиваем эту функцию. Даже незначительная травма одного пальца, например, указательного, лишает возможности совершать множество привычных и постоянно необходимых движений. Более серьезные нарушения способны перевернуть и разрушить привычный уклад жизни.

Способность совершать скоординированные точные движения формируется у человека с самого раннего детства. Постепенно врожденные двигательные рефлексы и хаотичные движения приобретают все более осмысленный характер, становятся координированными, произвольными и целенаправленными. Наконец, ребенок начинает действовать своими руками, как взрослый человек – одеваться, есть, пить, умываться, рисовать и писать; делать все, что необходимо для самостоятельной деятельности.

Руки маленького ребенка помогают ему осваивать окружающий мир. Ими он изучает себя, свое положение в пространстве, людей, с которыми общается, предметы, привлекшие его взгляд. Непосредственный контакт со всем, что окружает ребенка, взаимодействие с окружающим позволяют маленькому исследователю постоянно открывать новые свойства предметов, понимать отношения между ними и создавать целостную картину мира и своего места в нем.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Массаж рук для развития мелкой моторики

Но, оказывается, движения рук и пальцев, их подвижность, ловкость, влияют не только на предметно-двигательную и познавательную стороны жизни человека, но и на развитие речи. Это связано с особенностями строения мозга. Исследованиями показано, что речедвигательная область коры головного мозга находится рядом с двигательной и является ее частью. Примерно треть площади двигательной проекции моторной (двигательной) зоны приходится на проекцию кисти руки. И располагается проекция кисти в непосредственной близости от речевой зоны. Поэтому тонкие движения пальцев рук способствуют активации речевой зоны и развитию речи. Многочисленными исследованиями доказано, что степень развития движений пальцев прямо соотносится со степенью развития речи у детей.

Выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног, благодаря скоординированной работе нервной, костной и мышечной систем в сочетании со зрительным и слуховым анализатором, а также – способностью к осязанию, называется мелкой моторикой. К мелкой моторике руки относят разнообразные движения, от простых, типа захвата объектов до очень мелких, позволяющих писать каллиграфическим почерком и вырезать картины на рисовом зернышке.

Замечено, что ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики рук способен к логическим рассуждениям, у него хорошо развиты внимание, память, связная речь. Поэтому работу по развитию мелкой моторики надо начинать с раннего детства. Тренировка мелкой моторики, а также — сенсорных возможностей и координации движений необыкновенно важны для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и развивать двигательные способности рук. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Активную тренировку пальцев ребенка можно и нужно начинать уже с десятимесячного возраста. Не случайно традиционное воспитание, построенное на опыте предыдущих поколений, включало в общение с младенцем пальчиковые игры – «Ладушки», «Сороку».

Массаж рук для развития мелкой моторики

Интеллектуальным развитием ребенка можно начинать заниматься с самого его рождения. Пусть он пока не умеет говорить, ничего не понимает и беспорядочно сучит ножками и ручками, но головной мозг крохи уже развивается. Задать верное направление развития родители могут с помощью массажа рук. Это заложит основы мелкой моторики, от которой будет зависеть успешное будущее маленького человека.

Так ли важен массаж рук?

Мелкая моторика напрямую связана с головным мозгом. И мы стимулируем его работу, массируя ребенку ручки. С возрастом (после года) это необязательно будет делать, потому что малыш невольно начнет заниматься самомассажем. Хватая различные предметы, трогая холодное и теплое, перебирая песок и камушки – все это заменит мамины массажные манипуляции.

Работа руками влияет и на речь. Можно заметить, что неуклюжие детки, которые часто роняют предметы, обычно картавят или шепелявят. Поэтому логопеды тоже рекомендуют пальчиковый массаж. Он помогает не только восстановить координацию, но и научиться выговаривать сложные звуки.

Последствия плохо развитой мелкой моторики

У детей с плохо развитой мелкой моторикой все буквально валится из рук. Он не может надежно удерживать игрушки и уверенно манипулировать ими. Кушая, он промахивается ложкой мимо рта. В детстве эти проблемы кажутся ерундовыми, но, если не заниматься ими, повзрослевшему ребенку будет сложнее учиться писать, осваивать творчество и развиваться.

Взрослые люди, которым никак не дается вязание, игра на фортепиано или на гармони, красивый почерк и другие действия, связанные с ловкостью и координацией, вероятно, недостаточно развили мелкую моторику в детстве.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Массаж рук для детей до года

Груднички постепенно учатся держать в руках игрушки. Сначала мама дает им что-то в руки, затем малыш начинает сам интересоваться предметами и пытаться их ухватить. Следующий этап – манипулирование игрушкой, перебирание ее пальцами, кручение и верчение.

Но всех этих действий недостаточно для нормального развития мелкой моторики. Поэтому нужно выполнять вспомогательный массаж. Это очень просто и даже интересно, потому что у мамы с малышом происходит отличное взаимодействие и нежный телесный контакт.

  1. Поглаживание ладошки с ее расправлением.
  2. Захватывание каждого пальчика у основания и ведение к кончику. Потом от кончика к основанию.
  3. Зажимание каждой фаланги пальчика.
  4. Легкое щекотание ладошки ногтями.
  5. Массирование тыльной стороны ладони подушечками пальцев.
  6. Вложить в руку грудничка свой палец: малыш должен схватить его. В таком положении шевелите пальцем внутри «захвата».

Массаж рук для развития мелкой моторики

Популярный детский стишок-прибаутка про «Сороку-ворону» был придуман не только для развлечения ребенка, но и массажа его ладошек и пальчиков. Сначала мама водит своим пальцем по ладошке, изображая, что она шевелит кашу, и приговаривая: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». А потом загибает каждый пальчик на руке малыша (или просит его, чтобы он сам загибал), поясняя: «Этому дала, этому не дала…». Зажимает один из пальчиков, делая на нем акцент: «А этому не дала».

Подобных массажных стишков можно найти или придумать очень много. Не менее популярны игры в «Солнышко», где ладонь – это центр, а пальчики – лучики. В «Паучка», который шевелит своими лапками. И т.д.

Массаж рук для детей от года

Продолжать развивать мелкую моторику можно и нужно на протяжении всей жизни. От года до трех лет это делается с помощью игр, которые не только идут на пользу, но и отлично развлекают ребенка. В играх используются самые разные предметы, которые найдутся в любом доме.

  1. Карандаши. Перекатываем между ладонями, пытаемся покатать их тыльными сторонами рук, ухватываем большим и указательным пальцами, затем большим и средним, большим и безымянным и т.д.
  2. Пуговицы. Раскладываем по цветам, учим прятать их в ладошках («Угадай, в какой руке»), запускаем руки в коробку с пуговицами, пересыпаем из ладони в ладонь.
  3. Прищепки (нужно выбрать ослабленные прищепки, чтобы не причинять ребенку боль). Прицепляем их на пальчики, на мягкие участки ладони. Предлагаем малышу нацепить как можно больше прищепок на веревки разной толщины.
  4. Крупы. Запускаем в них руки, смешиваем и разделяем разные крупинки, перетираем между ладонями.

Вы можете использовать любые рельефные предметы, которые найдете дома. Также можно купить массажные мячики с пупырчатой поверхностью. С трех лет обязательно приобретаем пластилин – идеальное изобретение для развития мелкой моторики.

Массаж рук для развития мелкой моторики

Дети старше трех лет начинают заниматься самомассажем в быту. Они застегивают пуговицы, трогают домашних животных, разворачивают конфетные фантики и т.д. Любая игра тоже способствует развитию мелкой моторики.

Определить, нормально ли развивается ребенок, может только врач. Родители часто необъективны к своему малышу: одним кажется, что он преуспевает в развитии, хотя это не так. А другие, наоборот, опасаются, что что-то идет не так при норме. Педиатр обычно подмечает, что ребенок в определенном возрасте не может захватывать или удерживать предметы, и рекомендует родителям включить в режим дня массаж рук для развития мелкой моторики. Если даже врач ничего не говорит, можно проводить регулярные массажные процедуры. Вреда от этого точно не будет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector