Массаж мелкой моторики

Упражнения, которые делаются для развития ловкости пальцев, мелкой моторики, несут большую пользу для малышей, потому что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развит тот центр в мозгу, который ответственен за речь и соответственно, тем выше умственное развитие ребёнка. Чем больше вы будете заниматься этой гимнастикой, делать массаж пальцев, тем скорее ваш ребёнок овладеет речью.

Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.

Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.

Ребёнок изображает пальцами человечков. По столу бегут сперва указательный и средний пальчики одной руки, затем указательный и средний палец другой руки.

Соревнования по бегу. В беге соревнуются человечки из предыдущего упражнения.

«Коза рогатая» — пальцы складываются в «козу» то на одной руке, то на другой. Как вариант — «козлики» — одновременно делаются рожки двумя руками.

«Очки» — делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.

«Зайка» — выставить вверх средний и указательный пальцы, а на другой руке — безымянный и большой и соединяет их мизинчик. Слева получился зайка.
При счёте «раз» — руки кладутся на стол ладошками, «два» — сжать кулаки, «три» — укладывает ребро ладоней.

«Деревья» — поднять руки и повернуть ладони к себе — это стоящие деревья. Раздвигать пальцы — ветки разошлись.

«Флажок» — выставлять большой палец, остальные сводить вместе.

«Гнездо» — соединять руки вместе, чтобы получилось гнёздышко.

«Корни» — тыльные стороны кистей рук соединить друг с другом пальцами вниз.

«Пчёлка» — указательные пальцы рук по очереди крутить вокруг своей оси.

«Лучи солнца» — пальцы нужно скрещивать, руки поднимать наверх и раздвигать пальцы.

«Паук» — сделать из пальцев «паука». И перемещаться им по столу.

«Стол» — сделать из кисти одной руки кулак, другую открытой ладонью пожить на неё сверху.

«Ворота» — свести вместе кончики пальцев (безымянного и среднего) двух рук, при этом большие пальцы должны быть подняты наверх и согнуты внутрь.

«Мост» — руки поднимаются наверх, ладони обращены внутрь, пальцы горизонтально. Кончики безымянного и среднего пальцев свести вместе.

«Ромашка» — сложить руки вместе и разогнуть наружу кисти, расставив широко пальцы.

«Ёжик» — соединённые ладони и выставленные вверх прямые пальцы.

«Бочка с водой» — полусогнутые пальцы руки и отверстие наверху.

«Прятки» — сжимать и разжимать кулаки (кончики пальцев, их головы прячутся, потом появляются).

«Сорока-сорока» — по ходу рассказывания текста о том, что делала сорока малыш водит по раскрытой ладошке пальчиком, затем, по мере рассказа о том, кого она покормила, загибаются по одному каждый палец.
Сорока сорока
Где была — далеко
Кашку варила <
Деток кормила
Этому дала и т.д., последнему не дала (он мал, дров не рубил, воду не носил, ему нет ничего).
Игра «сорока» — при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.
Игра «пальчик-мальчик» — ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

«Пальчики». В этой игре нужно перечислять свои действия, приставляя кончик большого пальца к каждому последующему на той же руке. Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика.
Пальчик, пальчик,
Где ж ты был?
С этим братом в лес ходил,
С этим братом суп варил,
С этим братом кашку ел,
С этим песенки я пел.

«Белочка». Предварительно — массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Водить по ладони указательным пальцем и затем загибать пальцы на каждое перечисляемое действие.
Белка на тележке
Раздаёт орешки
Лисе-сестричке,
Птичке-синичке,
Медведю толстопятому
Зайчику усатому.

«Пальцы-пальчики». Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Начинать с разгибания кулака по мере перечисления пальцев, а во второй половине текста наоборот, сгибать. В конце резко выпрямить все сразу.
Большой палец — дедушка
Указательный — бабушка,
Средний — папа,
Безымянный — мама,
А мизинец — я, вот и вся семья!
Сгибаем пальцы:
Дедушка хочет спать,
Бабушка легла в кровать,
Задремал уже и папа,
Крепко спит уже и мама
Тихо-тихо, не шуми,
Никого не разбуди!
Утром встать каждый рад
И идти в детский сад.

«Собираем грибы». Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Затем загибать пальцы от мизинца
Один, два, три, четыре, пять
Мы идём грибы искать
Этот палец в лес ушёл,
Тот под ёлкой гриб нашёл,
Этот мыть и чистить стал
Этот съел и растолстел.

«Мы делили апельсин». Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Затем разгибать по одному пальцы, сжатые в кулак от мизинца:
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка — кожура!

«Ну-ка пальцы, за работу!» — разгибать по одному пальцы из кулака при помощи пальцев другой руки.
Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца.
Ну-ка, пальцы, за работу!
Ведь работать всем охота.
Большой пойдёт дрова рубить,
Указательный — печь топить,
Средний — воду таскать,
Безымянный — хлеб выпекать,
А мизинцу — петь-плясать,
Да других развлекать.

«Белые цветы». Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Сложить ладони в форме бутона тюльпана и выполнять действия, как в стихотворении:
Эти белые цветки
Все раскрыли лепестки (раскрыть цветок и качать им)
Ветер обдувает
И цветы качает (сделать обратно бутон),
Эти белые цветки
Закрывают лепестки (качать «бутоном»)
И засыпают-
Головками кивают.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).

В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

Что дает массаж?

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
  • подготовить руки к письму;
  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;
  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Особенности речевого развития

В развитии речи тоже есть нюансы:

  • при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
  • нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
  • не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
  • если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.

Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).

Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Узнайте, как упражнения для развития превратить в веселую игру, которая сплотит малыша с мамой.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Когда в семье появляется малыш, родители стараются окружить его заботой и вниманием. Но иногда забывают, что ребенок нуждается не только в уходе с точки зрения физиологии.

Задача родителей — помочь крохе развиваться с первых дней жизни. Узнайте, как упражнения для развития превратить в веселую игру, которая сплотит малыша с мамой.

Для чего нужен пальчиковый массаж?

На пальчиках малыша расположены рецепторы, которые связаны с отделами головного мозга, отвечающими за развитие памяти и речи у ребенка.

Во время массажа у крохи активизируются речевые центры нервной системы. Развивая таким образом интеллект малыша, вы, к тому же, оказываете положительное воздействие на весь его организм. Массаж пальчиков можно делать с первых дней жизни и ежедневно. Тактильная гимнастика, во время которой мама прикасается к ручкам ребенка, укрепляет их особую связь.

Малышам до года должны помочь родители. Начните массаж с нежного поглаживания ручек ребенка. Это поможет ему расслабиться и настроиться на массаж. После, помассируйте пальчики. Первым — мизинец, а за ним, по очереди, остальные. Делать это нужно круговыми движениями от основания к подушечке. Сначала одну ручку, потом вторую. Продолжить можно легкими постукиваниями пальцев по детской ладошке и вернуться к поглаживаниям. После, можно повторить и с ножками.

Массаж рук для развития мелкой моторики

На ручках у малыша расположены рефлекторные точки. Они посылают импульсы нервной системе крохи. Поэтому тактильные упражнения (связанные с прикосновениями к ручкам ребенка), развивают мелкую моторику.

Детям старше года можно предложить самостоятельно помассировать ручки. Делая упражнения, ребенок может поработать кулачком, походить пальчиками по ножкам или столу, похлопать в ладошки, сложить руки в замок.

К массажу можно добавить ряд интересных и полезных упражнений, которые улучшат моторику и придутся по вкусу малышу. Лепка из глины, теста или пластилина помассирует нервные окончания на пальцах и ладонях малыша. Можно предложить ребенку собрать мозаику. Подойдут даже простые бусины на нити, которые кроха будет перебирать пальчиками.

Эффективнее делать массаж, сопровождая его веселыми детскими стихами, игровыми моментами. Это поможет не только улучшить процесс развития, но и поднимет крохе настроение, превратит ежедневную процедуру в увлекательную игру с мамой.

«Семейка».

(Берем ручку малыша и на каждую строчку, растираем и загибаем в кулачок каждый пальчик)

Первый пальчик-дедушка,
Второй пальчик-бабушка,
Третий пальчик-папочка,
А четвертый-мамочка,
Пятый пальчик-Я,
Вместе мы семья.

(В конце стишка делаем из ручек «замок»)

«Сорока-Белобока»

(Мама проводит своим пальцем по детской ладошке, приговаривая стихи)

Сорока-Белобока каши наварила,
Каши наварила, деток накормила.

(Далее, на каждую строку прижимаем пальчик к ладошке, первым мизинец)

Первому дала кашку,
И второму ложку,
Третьему немножко,
Четвертому дала,
А пятому не дала:

(Теперь по очереди обратно разгибаем каждый пальчик)

Ты нам дров не нарубил,
И воды не наносил,
Печку ты не затопил,
Кашу нам не наварил,
Не получишь ничего.

(На последней строчке можно хлопнуть ладошками и развести ручки в разные стороны)

«Кулачок»

Первый пальчик, как малыш,
(Прижимаем к ладошке мизинец)

А второй —он слаб, как мышь,
(Прижимаем безымянный)

Третий пальчик —очень длинный,
(Прижимаем средний)

А четвертый —самый сильный,
(Прижимаем пальчик указательный)

Пятый — словно толстячок,
(Большой прижимаем к ладони)

Их всех вместе —в кулачок!
(Ребенок сжимает кулачок)

«Замок»

На двери повесили замок,
(пальчики сжимаются в замок)

И никто его открыть не смог!
(Тянем ручки в стороны, но не расцепляем)

Потянули дружно мы его,
(Тянуть в стороны)

Покрутили, повертели мы его,
(Вращаем ручки)

И когда стучать устали
(Стучим основанием ладошек)

Отворили мы его!
(Ручки раскрываем)

Массаж кистей рук

Успех развития интеллекта и речи ребенка заключается в массаже кисти рук. Воздействие на них способствует активной и слаженной работе обоих полушарий мозга. Также для развития речи важен логопедический массаж.

Массаж поможет укрепить мускулатуру кисти. Он ускорит развитие у малыша речи, памяти, мыслительных процессов, а так же подготовит ручки к письму в дальнейшем.

Чтобы разминать и массировать кисти, возьмите вспомогательные предметы. Отличными помощниками станут карандаши (их можно перекатывать между ладошками и по тыльной стороне руки), мячик с пупырышками, миска с крупой или фасолью, грецкие орехи.

Предложите крохе подержать их в ладошках, покатать по ручкам, ножкам или поверхности стола.

Делая массаж превратите его в веселую игру:

«Домик»

Вот это-наш домик.
(Руки соедините пальцами друг с другом.)

А вот его крыша.
(переплетите пальчики обоих рук.)

А где же труба в нём?
Она ещё выше.
(Поднимите все пальцы вверх)

Живёт в лесу колючий ёжик, (мячик прокатить по столу)
Но только нет у него ножек,
Он мне по пальчикам бежит (по ножкам прокатить и ручкам)
И очень громко он пыхтит.
По лесу быстро бегает,
И мне щекотно делает!
Скажу ему: колючий ёж,
Беги туда, где ты живёшь!

Массаж мелкой моторики

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж, который можно делать с первых месяцев жизни. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько.

1. Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру»: 6 – 8 раз, отдельно на каждой руке.

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

3. Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.

4. Ласковое поглаживание каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5 – 6 раз.

Следующие упражнения можно начинать с 1 года:

• Нажимать на игрушку-пищалку или резиновую грушу, получая струю воздуха и развивая силу рук. Чтобы процесс был интереснее, можно с помощью этих нехитрых «приспособлений» сдувать перышко или кусочек бумаги со стола, а в ванной — играть со струйками воды.

• Вдавливать детали в пластилин. Так ребенок развивает силу рук и умение хватать предметы двумя пальцами. Он может вдавливать различные мелкие детали (бусинки, «Лего», камни или фасолинки) в слой пластилина, детской глины или теста и даже выкладывать таким образом определенный рисунок.

• Рвать бумагу. Это поможет развить координацию движений рук и навыки хватания. Предложите ребенку разорвать листы бумаги или газеты. Покажите малышу, как это делается.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием — от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.(5)

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области (3).

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).

К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.(5)

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, — выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.(4)

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук (8).

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.(9)

Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.

Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
  • Самомассаж ладоней;
  • Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения «Очень холодно зимой» разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения «Мы — индейцы» — мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн — небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи — для расслабления мышц; крупа разной текстуры — для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки («ежики»), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений (8).

Массаж мелкой моторики

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.

О пользе пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.

Массаж мелкой моторики

Как играть с ребенком?

Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Массаж мелкой моторики

Виды пальчиковых игр

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.

Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:

«Фонарики»

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла — (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Массаж мелкой моторики

Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.

Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)

Массаж мелкой моторики

Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.

Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.

Выводы

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Массаж мелкой моторики

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой внутренний потенциал. Мы открыты для Вас!

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием — от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.(5)

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области (3).

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).

К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.(5)

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, — выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.(4)

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук (8).

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.(9)

Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.

Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
  • Самомассаж ладоней;
  • Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения «Очень холодно зимой» разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения «Мы — индейцы» — мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн — небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи — для расслабления мышц; крупа разной текстуры — для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки («ежики»), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений (8).

Массаж мелкой моторики

Интеллектуальным развитием ребенка можно начинать заниматься с самого его рождения. Пусть он пока не умеет говорить, ничего не понимает и беспорядочно сучит ножками и ручками, но головной мозг крохи уже развивается. Задать верное направление развития родители могут с помощью массажа рук. Это заложит основы мелкой моторики, от которой будет зависеть успешное будущее маленького человека.

Так ли важен массаж рук?

Мелкая моторика напрямую связана с головным мозгом. И мы стимулируем его работу, массируя ребенку ручки. С возрастом (после года) это необязательно будет делать, потому что малыш невольно начнет заниматься самомассажем. Хватая различные предметы, трогая холодное и теплое, перебирая песок и камушки – все это заменит мамины массажные манипуляции.

Работа руками влияет и на речь. Можно заметить, что неуклюжие детки, которые часто роняют предметы, обычно картавят или шепелявят. Поэтому логопеды тоже рекомендуют пальчиковый массаж. Он помогает не только восстановить координацию, но и научиться выговаривать сложные звуки.

Последствия плохо развитой мелкой моторики

У детей с плохо развитой мелкой моторикой все буквально валится из рук. Он не может надежно удерживать игрушки и уверенно манипулировать ими. Кушая, он промахивается ложкой мимо рта. В детстве эти проблемы кажутся ерундовыми, но, если не заниматься ими, повзрослевшему ребенку будет сложнее учиться писать, осваивать творчество и развиваться.

Взрослые люди, которым никак не дается вязание, игра на фортепиано или на гармони, красивый почерк и другие действия, связанные с ловкостью и координацией, вероятно, недостаточно развили мелкую моторику в детстве.

Массаж мелкой моторики

Массаж рук для детей до года

Груднички постепенно учатся держать в руках игрушки. Сначала мама дает им что-то в руки, затем малыш начинает сам интересоваться предметами и пытаться их ухватить. Следующий этап – манипулирование игрушкой, перебирание ее пальцами, кручение и верчение.

Но всех этих действий недостаточно для нормального развития мелкой моторики. Поэтому нужно выполнять вспомогательный массаж. Это очень просто и даже интересно, потому что у мамы с малышом происходит отличное взаимодействие и нежный телесный контакт.

  1. Поглаживание ладошки с ее расправлением.
  2. Захватывание каждого пальчика у основания и ведение к кончику. Потом от кончика к основанию.
  3. Зажимание каждой фаланги пальчика.
  4. Легкое щекотание ладошки ногтями.
  5. Массирование тыльной стороны ладони подушечками пальцев.
  6. Вложить в руку грудничка свой палец: малыш должен схватить его. В таком положении шевелите пальцем внутри «захвата».

Массаж мелкой моторики

Популярный детский стишок-прибаутка про «Сороку-ворону» был придуман не только для развлечения ребенка, но и массажа его ладошек и пальчиков. Сначала мама водит своим пальцем по ладошке, изображая, что она шевелит кашу, и приговаривая: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». А потом загибает каждый пальчик на руке малыша (или просит его, чтобы он сам загибал), поясняя: «Этому дала, этому не дала…». Зажимает один из пальчиков, делая на нем акцент: «А этому не дала».

Подобных массажных стишков можно найти или придумать очень много. Не менее популярны игры в «Солнышко», где ладонь – это центр, а пальчики – лучики. В «Паучка», который шевелит своими лапками. И т.д.

Массаж рук для детей от года

Продолжать развивать мелкую моторику можно и нужно на протяжении всей жизни. От года до трех лет это делается с помощью игр, которые не только идут на пользу, но и отлично развлекают ребенка. В играх используются самые разные предметы, которые найдутся в любом доме.

  1. Карандаши. Перекатываем между ладонями, пытаемся покатать их тыльными сторонами рук, ухватываем большим и указательным пальцами, затем большим и средним, большим и безымянным и т.д.
  2. Пуговицы. Раскладываем по цветам, учим прятать их в ладошках («Угадай, в какой руке»), запускаем руки в коробку с пуговицами, пересыпаем из ладони в ладонь.
  3. Прищепки (нужно выбрать ослабленные прищепки, чтобы не причинять ребенку боль). Прицепляем их на пальчики, на мягкие участки ладони. Предлагаем малышу нацепить как можно больше прищепок на веревки разной толщины.
  4. Крупы. Запускаем в них руки, смешиваем и разделяем разные крупинки, перетираем между ладонями.

Вы можете использовать любые рельефные предметы, которые найдете дома. Также можно купить массажные мячики с пупырчатой поверхностью. С трех лет обязательно приобретаем пластилин – идеальное изобретение для развития мелкой моторики.

Массаж мелкой моторики

Дети старше трех лет начинают заниматься самомассажем в быту. Они застегивают пуговицы, трогают домашних животных, разворачивают конфетные фантики и т.д. Любая игра тоже способствует развитию мелкой моторики.

Определить, нормально ли развивается ребенок, может только врач. Родители часто необъективны к своему малышу: одним кажется, что он преуспевает в развитии, хотя это не так. А другие, наоборот, опасаются, что что-то идет не так при норме. Педиатр обычно подмечает, что ребенок в определенном возрасте не может захватывать или удерживать предметы, и рекомендует родителям включить в режим дня массаж рук для развития мелкой моторики. Если даже врач ничего не говорит, можно проводить регулярные массажные процедуры. Вреда от этого точно не будет.

Массаж мелкой моторики

В человеческом организме все взаимосвязано. И определенная часть мозга отвечает одновременно и за речевой аппарат, и за мелкую моторику. Поэтому для постановки правильной речи нужно заниматься с руками. В детском возрасте все это более податливо, поэтому начинать как можно раньше. Некоторые врачи рекомендуют родителям делать детям массаж рук для развития моторики.

Что такое моторика

Это двигательная активность какого-либо органа или части тела. Говоря о мелкой моторике, имеют в виду руки и пальцы – т.е. способность человека захватывать и удерживать мелкие предметы, манипулировать ими. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, игрушки постоянно будут выпадать из его рук, он не сможет нормально держать ложку, будет испытывать трудности с завязыванием шнурков и т.д.

Массаж мелкой моторики

Приведет это и к проблемам в будущем. У взрослого человека с плохо развитой мелкой моторикой будет некрасивый почерк. Он вряд ли научится быстро печатать на компьютере. Не сможет управлять автомобилем из-за невозможности скоординироваться и поставить одну руку на руль, а другую – на коробку передач.

Кстати! У людей с плохой мелкой моторикой несовершенный речевой аппарат. Такой человек не станет хорошим оратором, поэтому ему будет тяжело учиться и не удастся освоить профессии, где нужна правильная речь (педагог, экскурсовод, PR-менеджер, ведущий мероприятий и т.д.).

Основные массажные техники

Начинать массаж рук для развития моторики можно с самого раннего возраста с профилактической целью. Обычно так и происходит, но мама даже сама об этом не догадывается. Она просто проводит много времени с новорожденным, гладит ему ручки, трогает его ладошки и пальчики. Это и есть массаж.

Если же подходить к процедуре более ответственно, то можно выполнять специальный массажный комплекс, разработанный врачами и проверенный временем. Вот основные его техники, которые легко сделать в домашних условиях.

От 0 до 12 месяцев

Когда малыш еще совсем маленький и несмышленый, делаем ему пассивный массаж.

  1. Обхватываем ладонью сжатый кулачок малыша и поглаживаем его по кругу, не выпуская из своей руки.
  2. Пытаемся засунуть свой палец в сжатый кулачок ребенка. Как только он раскрывает ладонь, водим по ней пальцем по кругу.
  3. Каждый пальчик мягко проминаем указательным и большим пальцем. Сначала от основания к кончику, а потом от кончика к основанию (как будто надеваем перчатки).
  4. Когда малыш сучит ручками, подставляем свою ладонь, чтобы он мог похлопать по ней.
  5. Нежно разводим два находящихся рядом пальчика и сводим обратно. Затем следующие два и т.д.
  6. Указательным, средним и большим пальцем делаем движение, как будто хотим убрать грязь с первой фаланги каждого пальчика ребенка.

Массаж мелкой моторики

От года до трех

В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в пальчиковые игры: не только массировать ему ручки, но и предлагать различные упражнения. Их отлично совмещать со стишками, потешками и прибаутками, которые можно найти в Интернете.

  1. Попросите ребенка раскрыть ладонь и поочередно загибайте каждый пальчик. Затем по очереди разгибайте.
  2. «Ежик». Пусть малыш сожмет кулак – это ежик. Ежик должен резко раскрыть все свои «иголки», а затем спрятать их: кулак разжимается и сжимается.
  3. Катайте специальный массажный мячик по ладошкам ребенка.
  4. Когда малыш научится считать, просите его показывать определенное количество пальчиков разными способами. Например, 2 можно показать указательным и средним, указательным и большим или даже мизинцем и безымянным. Покажите ребенку разные комбинации, чтобы он развивал моторику.
  5. Лепка из пластилина отлично заменяет массаж рук, если у родителей нет времени этим заниматься.
  6. Предложите ребенку покатать между ладошками карандаш (только не круглый, а с шестиугольником в разрезе).
  7. Возьмите несколько мелких предметов (пуговица, монета, конфета, кубик, шарик, сушка и т.д.). Предложите ребенку угадать, что у него в одной руке, не глядя. Второй рукой пользоваться нельзя: пусть работает пальчиками.
  8. Прищепками для белья «покусывайте» ребенку кончики пальцев. Только не отпускайте прищепку полностью: обязательно придерживайте ее и контролируйте силу зажима, ориентируясь на реакцию малыша. Ему не должно быть больно.

Массаж мелкой моторики

Старше трех лет

Для более взрослых деток можно использовать некоторые игры из предыдущего раздела. Также сюда добавляются массажные упражнения, которые ребенок может выполнить осознанно.

  1. «Побегать» двумя пальчиками по поверхности стола.
  2. Имитировать пропеллер вертолета, крутя в руке карандаш.
  3. Игра в ладушки: поочередно хлопаться левыми руками, потом правыми, потом обеими.
  4. Самомассаж: гладить собственные руки и пальчики. Мама может показать пример.

Противопоказания

Делать перечисленные свыше упражнения можно хоть каждый день. Вреда от этого не будет только в том случае, если у ребенка нет противопоказаний. А это:

  • мелкие повреждения на руках (ранки, болячки);
  • высыпания;
  • грибковые заболевания;
  • плохое самочувствие;
  • общее воспалительное или инфекционное заболевание.

Массаж рук и пальчиковые упражнения не только развивают моторику, но и приносят другие плоды. Они улучшают концентрацию внимания, развивают воображение (особенно пальчиковые игры), укрепляют доверительные отношения с родителями и стимулируют развитие речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector