Личностные особенности одаренных детей

4. Личность одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными – по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям — тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца.

Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями – независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

5. Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

Ø общения, социального поведения

Ø Дислексия – слабое развитие речи

Ø эмоционального развития

Ø дисинхронизация развития

Ø физического развития

Ø отсутствие творческих проявлений

Ø трудность профессиональной ориентации

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.[9]

В настоящее время в педагогической среде всё больше признаётся роль ученика, как субъекта образования. Причём роль эта всё больше опирается на индивидуальные, в первую очередь личностные особенности каждого ребёнка.

Кажется, что это есть следствие развития и переосмысления роли психологии в педагогике. Однако, данное явление обусловлено и тем, что с принятием целевых государственных программ, федеральных государственных образовательных стандартов признание личности обучающегося главным субъектом образования является основной его целью.

Сложно спорить с тем, что современные исследователи, например, В.И.Загвязинский, М.М.Поташник и другие прямо обозначили основной вызов современного образования: воспитание цельной нравственной личности.

Всё это становится резко актуальным, когда в фокусе внимания педагогического сообщества попадают одарённые дети. Ведь они представляют особую ценность для любого общества.

В качестве примера исследования вклада одарённых детей в духовное и экономическое богатство общества приведём работу Юркевич В.С., в которой она указывает, что «…от 40 до 80 % детей этого типа становятся известными людьми, делают впечатляющую карьеру». [5]

Поэтому, становится ясно различима необходимость особого внимания педагогов в вопросах обучения и воспитания одарённых детей. Что, в первую очередь, напрямую соотносится с витающей в «воздухе педагогической среды» идеей целенаправленного образования детей, у которых явно наблюдаются яркие способности в какой-либо области человеческой деятельности. И, конечно, прочно связано с условиями и требованиями быстро меняющегося мира.

Хочется упомянуть одно выступление руководителя Департамента образования г.Москвы И.И.Калины, в котором он подчеркнул следующее: «У всех детей есть одарённость, но это просто одарённость разного вида, направления. Беда нашей школы в том, что она способна понять, принять и признать очень узкий «спектр» одарённости». [1]

Добавим, что эта «напасть» характерна не только для школ столицы, но и школ других городов нашей страны.

Совершенно справедливо в своей книге Юркевич В.С. пишет: «Одаренные дети — это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами — во всяком случае настолько, что берутся создавать школы для одаренных, развивать одаренность, консультировать одаренных, не имея специальной на это подготовки». [4]
Возможно поэтому до сих пор многие учёные-исследователи, да и педагоги рассматривают одарённых детей как своего рода девиантных. То есть они представляются им как «носители отклонений», что, естественным образом, создаёт массу проблем как самим учителям в работе с детьми, так и самим детям.

Многие проблемы, возникающие у детей, обусловлены отрицательными личностно-поведенческими аспектами одарённый детей. Среди них основными являются:

— отсутствие способности смотреть на вещи, явления и связи между ними глазами другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;

— безразличное, или даже неприязненное отношение к школе, как следствие отсутствия интереса к «скучным» урокам;

— частое отставание в физическом развитии, так как у одарённого ребёнка на первом месте всегда интеллектуальная сфера деятельности;

— отсутствие способности договариваться, идти на компромисс, из-за этого навязчивое стремление всегда быть правым в споре;

— и, как следствие всех выше утверждений, постоянное желание подчинять себе сверстников, быть командиром.

Всё вышесказанное давно известно педагогам, школьным психологам. И проявляется это в различных формах как социально-психологические проблемы, дезадаптивное поведение.

Вызов одарённого ребёнка окружающей его среде, традиционно складывающимся связям в этой среде часто проявляется в активной деятельности, постоянной демонстрации своих возможностей, постоянном стремлении к лидерству в группе. Всё это может принимать формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Проявляется такое поведение в вызывающем, бурном и недоброжелательном реагировании на действия окружающих, совершении выражено асоциальных поступков.

Однако, часто педагоги и психологи встречаются с прямо противоположной социально-психологической реакцией одарённого ребёнка в случае сдерживания присущих ему проявлений и потребностей: уход в себя, апатичность и вялость в налаживании контактов с другими. Поведение с признаками депрессии может принимать открыто демонстративные формы проявления.

Всё это приводит к проблеме узкого профессионального определения педагогами и психологами условий развития и обучения одарённых детей.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся проблемы таких детей:

— явные сложности в обретении близких друзей;

— неучастие в развлечениях сверстников, одноклассников;

— старание пересилить свою природу, подстроиться под других, подавить свою индивидуальность;

— очень раннее обращение внутреннего поиска основ мироздания, собственного предназначения.

Часто проблема может заключаться и в том, что педагогу сложно принять: ученик, который плохо учится, может быть одарённым. Например, механическое запоминания не его стихия, поэтому есть проблемы с языком. Или, если ребёнок тратит больше времени на умножение традиционным способом, но он понимает это процесс на более глубоком уровне, чем остальные. Всё это похоже для учителя на медлительность, заторможенность, но на самом деле может скрывать высокий математический интеллект.

Отмеченные проблемы открыто указывают на нарастающую в образовательной среде потребность в разработке специальных программ или разделов основных программ, предназначенных для работы с одарёнными детьми.

Также очевидно, что в образовании не хватает педагогов, имеющих психологическую подготовку к работе с одарёнными и талантливыми детьми. Учителям следует регулярно повышать, обновлять свой багаж знаний в этой психолого-педагогической сфере: они должны грамотно дифференцировать процесс образования, учитывать индивидуальные, личностные особенности каждого ученика, с различными способностями. Ведь решение этой проблемы напрямую связано с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

Список используемой литературы

1. Выступление руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калины на пресс-конференции 12 февраля 2013 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.pressmk.ru/news/detail.php?ID=358. Дата обращения: 08.11.2018.

2. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 87–100. Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61179.shtml. Дата обращения: 08.11.2018.

3. Скибина Я.В. Проблема индивидуализации обучения в современных условиях [Текст] / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 123. – С. 2123-2134.

Одарённый ребёнок чаще гордость. Правда, часто родители, замечая способности у своего ребёнка, начинают считать его особенным, преувеличивая его способности. Или начинают вымучивать талант, истощая силы ребёнка. Но, талант, если он есть, и сам проявится и разовьётся. Так у Римского – Корсакова обнаружили способности в 2 года. Репин начал рисовать в 4 года. Чайковский играть в 5 лет. Пушкин начал писать стихи в 9 лет, Лермонтов — в 10 лет.

Иногда одарённость ребёнка остаётся незамеченной взрослыми. И часто случается, что способности ребёнка не находят поддержки, развития. Бывает и такое, что удивляет, удивляет ребёнок своими успехами и вдруг перестаёт, становится, как все. Очень часто талантливые люди во взрослой жизни ломаются, скатываются на дно. Одному не хватает воли и характера, другому – мощного творческого стимула, третьему – поддержки и одобрения со стороны. Кто-то не выдерживает колоссального нервного напряжения.

В чём же загадка такого понятия, как талант, сложного и многогранного?

Во-первых, следует различать такие понятия, как талант, одарённость и способности.

Способность — это выраженная успешность ребёнка в какой-либо сфере деятельности. Способностями обладают очень многие. Способность необязательно дана от природы. Её можно развивать. Предел развитию способностям не существует. Но она и с большой лёгкостью может и исчезнуть.

Одарённость – природно-обусловленная, более глубоко укоренённая и выраженная успешность, характеризуемая высоким уровнем развития какой-либо способности. Приблизительно 15% детей её имеют. Одарённость генетически заложена и дана от природы. Она более устойчива.
Одарённость, по мнению одних равна таланту. Другие считают, что талант – это высшее проявление одарённости. По-настоящему талантливых людей очень мало. Высшей одарённостью обладают 2 % детей.

Типы и виды одарённости:

В психологии различают потенциальную и актуальную одарённости, а также скрытую и возрастную.

Считается, что потенциальная одарённость присуща многим, актуальная – малому количеству.

Потенциальная одарённость – наличие у ребёнка определённых психических предпосылок для высокой успешности, которая не реализуется в данный момент. Актуальная одарённость – наличие у ребёнка достигнутых показателей. Скрытая одарённость – непроявленная одарённость. Возрастная – связана с определённым возрастом, но затем может исчезнуть.

Виды одарённости:

— Академическая (к приобретению и усвоению новых знаний, способность активно учиться)- Интеллектуальная (способность к учебной, мыслительной деятельности, решению любого рода задач)- Творческая (способность создавать, изобретать что-то новое в разных сферах жизнедеятельности: сочинение музыкальных произведений, творческие работы по ИЗО и т.д.) По направлениям творческой деятельности — художественная, музыкальная, артистическая, техническая.

— Сенсомоторная (достижения в спорте, танцевальном искусстве, технике игры на музыкальных инструментах, изготовлению изделий своими руками)
— Социальная или лидерская (успехи в общении, взаимодействии с людьми)

Особенности одарённых детей.

Мотивационная сфера
1. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, упорство в достижении цели. Готовность к проявлению воли
2. Повышенная познавательная потребность, любознательность
3. Переживание чувства удовольствия по отношению к определённым видам деятельности

Психологические особенности:

1. Способность быстро и надолго запоминать при слабости кратковременной памяти
2. Быстрая концентрация внимания, сосредоточенность, наблюдательность при выполнении любимого дела. Избирательность внимания
3. Развитое воображение. Оригинальность воображения. Творчество – компонент одарённости
4. Высокая способность к анализу и синтезу. Уровень интеллекта – выше среднего.
5. Высокая продуктивность мышления, работоспособность, повышенная активность
6. Гибкость мышления
7. Неприятие стандартов, типичных заданий, готовых ответов. Наличие «своей логики». Умственная самостоятельность, смелость мысли

Личностные характеристики:

1. Самостоятельность, независимость
2. Повышенная эмоциональность
3. Упрямство, самолюбие, эгоцентризм
4. Неорганизованность, но в тоже время внутренняя ответственность перед собой
5. Врождённое чувство юмора, находчивость
6. Склонность к самоанализу, самооценке
7. Высокая критичность к результатам собственного труда. Стремление к совершенству
8. Общение преимущественно со взрослыми или со сверстниками с более высоким интеллектом.

Взаимодействие с одарёнными детьми.

Как не парадоксально, но одарённые дети по решению Всемирной организации здравоохранения, входят в «группу риска». Следовательно, им необходимы особое внимание, специальные программы и даже специально подготовленный педагог.
Важно, обнаружив у ребёнка признаки одарённости, не упустить их.
1. Более внимательно наблюдать за своим ребёнком. Прослеживать ход развития незаурядных проявлений ребёнка.
2. Зная и учитывая индивидуальные особенности ребёнка, проявления его одарённости, иметь с ним отношения, поддерживающие и развивающие способности.
3. Поддерживать потребности ребёнка в любознательности, познавательный интерес. Предлагать нестандартные задания, вместе находить ответы на все их вопросы.
4. Поддерживать творческие проявления.
5. Учить соответственно ситуации выражать свои эмоции, контролировать отрицательные эмоции.
6. Обучать сотрудничеству, умению строить взаимоотношения с окружающими.
7. Приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем

Особенности одаренных детей, цели и задачи работы с одаренными детьми, методика диагностики, полезные советы родителям

Просмотр содержимого документа
«Особенности одаренных детей»

Программа работы учителя с одаренным ребенком в рамках реализации индивидуально-дифференцированного подхода.

Особенности одаренных детей

Внешние проявления одаренности в различных ин­теллектуальных и личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие (речь и мышление), как быстрота и точность вы­полнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная, исследовательская активность обнаруже­ния нового в обычном, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умст­венного развития (и прежде всего по уровню развития ум­ственной рефлексии) одаренные дети превосходят не толь­ко сверстников (в среднем на два года), но и многих взрос­лых. Нередко такие дети обнаруживают уже в младшем школьном возрасте несвойственную даже школьникам средних классов рефлексию.

Непременная отличительная черта одаренного ребен­ка — оригинальность его мышления, выражающаяся в непо­хожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом и оценивается способность к творчеству. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.

Успешность усвоения учебного материала и способ­ность к творчеству — наиболее известные признаки одарен­ности. Менее же известны такие признаки одаренности и творческих способностей, как возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, но, возможно, в большей степени характеризуют талантливого человека: высоким ступеням развития соответствует высокая активность в постановке исследовательских вопросов.

Интересно отметить и такой личностный фактор творческого мышления, одаренности, как сомнение. Со­мнение личности можно рассматривать не только как не­уверенность или заниженную самооценку своих возможно­стей, сколько как проявление нормальной исследователь­ской активности, один из ее стимулов. Интеллектуально активные дети высказывают сомнения даже по поводу сво­их безусловно правильных ответов, оставляя тем самым место для последующего поиска, для дальнейшего исследо­вания решаемой задачи. Дети же с низкими возможностями к обучению и интеллектуальному развитию меньше сомне­ваются, обладают большей уверенностью, даже если в дей­ствительности ошибаются.

Особенность, очень ярко отличающая одаренных де­тей от обычных, — склонность к умственному труду, стрем­ление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации, т. е. познавательная потребность. Развитие познавательной потребности у таких детей характеризуется возникающими время от времени резкими «скачками», зна­чительным и быстрым повышением уровня сложности удовлетворения познавательной потребности, причем «скачки» эти совершаются произвольно, т. е. вполне созна­тельно. Одаренные дети сами задают высокий уровень сво­ей познавательной потребности, выбирая неадекватную, иногда чрезмерно трудную познавательную деятельность. Наблюдения показывают, что повышение уровня познава­тельной потребности происходит по очевидному и хорошо осознаваемому стремлению самого ребенка.

Н. С. Лейтес выделил три категории одаренных детей:

1) дети с ускоренным умственным развитием, опере­жающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасыт­ность познавательной потребности;

2) дети с ранней умственной специализацией — у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как дру­гие разделы школьной программы могут вызывать у них затруднения;

3) дети с отдельными незаурядными способностями.

Для одаренных детей характерны: высокий энергетический уровень, повышенный потенциал умственной и вообще жизненной энергии и низкая продолжительность сна; в целом они отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием.

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, неспра­ведливым и негативным воздействиям.

Такое качество интеллекта одаренного ребенка как дивергентность творческого мышления (ему соответствуют четыре основные характеристики: быстрота, гибкость, ори­гинальность и точность) часто оценивается окружающими взрослыми как отклонение. Одаренные дети намного бы­стрее своих сверстников проходят начальные уровни соци­альной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентирование на получение положительной оценки взрослых). В подростковом возрасте они часто как бы ми­нуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивле­ние диктуемым правилам, групповым нормам.

На основании литературных данных М. Карне (США) выделила следующие моменты, характерные для жизни одаренных детей и могущие повлечь за собой нарушения поведения и трудности социальной адаптации.

1. Неприязнь к школе прежде всего из-за несоответствия учебного плана способностям ребенка.

2. Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются их сверстники, может приводит одаренных де­тей к изоляции.

3. Одаренные дети склонны отвергать стандартные требо­вания и тем самым не склонны к конформизму.

4. Погружение в философские проблемы в гораздо боль­шей степени, чем это характерно для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

6. Стремление к совершенству, внутренняя потребность совершенства, которая проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворенности, критическое отноше­ние к собственным достижениям, следствием чего может быть ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные нереалистические цели: отсюда — переживания по поводу невозможности их достижения. Но, с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая при­водит к высоким достижениям.

10.Потребность во внимании взрослых часто приводит ода­ренных детей к монополизации, что вызывает раздра­жение других детей.

11. Недостаточная терпимость по отношению к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии.

(Учителю об одаренных детях. Под редакцией В. П. Лебедевой В.И. Панова)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector