Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием полноценного самосознания. Как уже говорилось выше, оно считается основным новообразованием данного возраста.
Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: «Ты какой?» Ребенок трех лет отвечает: «Я большой», а семи лет — «Я маленький».
Самосознание выходит за пределы настоящего времени. Дошкольник уже помнит свое прошлое и способен размышлять о будущем, интересуется, каким он был в том возрасте, о котором не помнит. У него появляются фразы «Когда я был маленьким. «, «Когда я вырасту большой. «.
В этом возрасте, говоря о самосознании, следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания.
Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся не только на самооценке раннего
детства, которая была чисто эмоциональной оценкой («Я хороший»), но и на рациональной оценке чужого мнения.
Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Еще новшеством в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях: от дошкольников можно слышать такие высказывания, как: «Я рад. Я огорчен. Я спокоен».
У ребенка происходит половая идентификация. Он не только осознает свой пол, но и его неизменность во времени, и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.
Развивается эмоционально-волевая сфера. По поводу эмоциональной сферы можно отметить, что у дошкольников теряется аффективный характер восприятия, внешние эмоциональные реакции становятся менее бурными. Однако это не значит, что дети становятся флегматичными, просто меняется структура эмоциональных процессов, усложняется их состав. При этом сохраняются и какие-то эмоциональные проявления раннего детства, но эмоции интеллектуализируются, становятся «умными». Эмоциональные переживания перестают быть связанными исключительно с настоящим временем, дошкольник уже способен заглянуть в будущее — с нетерпением ожидать в нем чего-то хорошего или бояться плохого. Предпринимая какие-то действия, ребенок начинает переживать по поводу их результата уже на этапе замысла и тем более в процессе выполнения.
Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной деятельности у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).
В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным — наказание, а самым
слабым — обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещания (например, «Ты обещаешь больше не драться?», «Обещаешь больше не трогать эту вещь?» и т.д.) бессмысленно.
При регулярных поощрениях со стороны взрослых за положительные результаты действий дошкольника у него начинает формироваться устойчивый мотив достижения успехов. Появляются также мотивы соревнования, соперничества, стремление получить результат лучше, чем у сверстников. Напротив, если взрослые не подчеркивают успехов ребенка и при этом склонны критиковать его за неудачи, у него начинает складываться мотив избегания неудач. При доминировании такого мотива ребенок будет опасаться каких-либо важных дел и поручений, избегать соревнований с другими. В четыре года дошкольник может оценить результат своих действий как успех или неудачу («Получилось», «Не получилось», «Получилось хорошо», «Получилось плохо»). В пять лет ребенок способен оценить степень прилагаемых усилий («Было/будет легко/трудно»), а в шесть — рассуждать о своих и чужих способностях как условии достижения успехов («Леша у нас самый сильный, ему легко», «Я читаю лучше Кати» и т.п.).
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы, у него появляются этические переживания. Первоначально он может оценить только чужие поступки: других детей или литературных героев, а свои оценить не способен. Затем, в среднем дошкольном возрасте, ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку, опираясь на взаимоотношения персонажей произведения. А к концу дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и старается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усвоил. Степень усвоения нравственных норм дошкольником полностью зависит оттого, какие усилия к этому прилагают взрослые и какой пример подают своим поведением. Ребенку приходится объяснять, что хорошо и что плохо, сам он еще не обладает нравственной избирательностью. Усвоив этические нормы, дошкольник начинает следить, чтобы другие дети тоже их выполняли. В этот период дети часто ябедничают друг на друга воспитателям, при этом целью жалобы является не столько наказание нарушителя, сколько получения подтверждения правильности усвоенных норм и демонстрация своего их знания. При этом сообразить сам, что ябедничать — само по себе нехорошо, дошкольник еще не способен в силу своего эгоцентризма, ему нужно это объяснить.
Автор: Гилимович Надежда Николаевна
Организация: МБДОУ № 38 «Лесовичок»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
Дошкольное детство это важный период становления личности ребёнка. В этот период формируются основные направления личности ребёнка, такие как познавательное, эмоционально-аффективное и социально-коммуникативное. Развитие гармоничной личности возможно только при правильном развитии всех сфер личности.
Современный мир перенасыщен информацией, противоречивый мир, постоянно меняющийся. Окружающий мир ребёнка организован таким образом, что общение со сверстниками и взрослыми постепенно заменяется для них просмотром телевизора, фильмов, телефонами и компьютерными играми. Со временем ребёнок начинает подражать героям полюбившихся мультфильмов, телепередач и игр. Вполне логично что маленькому, незрелому человеку не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справляться с нарастающими нагрузками. И тогда дети становятся малоподвижными, импульсивными, агрессивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности. И это является одной из главных проблем современного образования и воспитания детей.
Социализация ребёнка начинается с его семьи. Только родившись, малыш начинает усваивать традиции и обычаи своей семьи. Семья – это первое общество ребёнка, ребёнок учится взаимодействовать с окружающими людьми, так как принято в его семье. Взаимодействие с родителями, со старшими поколениями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Такое взаимодействие помогает ребёнку научиться выстраивать отношения со сверстниками.
Благодаря общению ребёнка с окружающими людьми у него формируется эмоциональный интеллект, появляется эмпатия, ребёнок учится правильно реагировать на разные эмоциональные проявления окружающих людей.
Благодаря общению со сверстниками у ребёнка происходит социализация, мир ребёнка расширяется, появляются новые интересы. Происходит полоролевая идентификация. Ребёнок учится отличать мальчиков и девочек, улавливает стереотипы поведения присущие тому или иному полу.
Именно в обществе ребёнок осознаёт, что он личность, понимает свою исключительность.
Проблема приобщения ребёнка к обществу и его социально-коммуникативное развития остаётся одной из основных в процессе личностного развития ребёнка.
Главным условием успешной самореализации и социализации ребёнка среди сверстников и в обществе в целом, является развитие социально-коммуникативных навыков.
Социализация — это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Для успешного взаимодействия с обществом человеку необходим целый набор знаний умений и навыков. Без усвоения принятых в обществе норм, правил, ценностей и традиций человек не сможет взаимодействовать с обществом. Чтобы ребёнку было комфортно существовать в обществе людей ему также необходимо овладеть социальными качествами личности (терпимость к образу жизни, мнению, поведению, ценностям других людей, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Каждое дошкольное образовательное учреждение реализует в своей деятельности основные принципы ФГОС, и прежде всего, осуществляет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей.
Работа ДОУ, согласно ФГОС, должна быть направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Это и задаёт стратегию развития ДОУ, а также даёт возможность рассматривать самые разные комбинации соотношений и изменений в содержании и организации образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Жизнь ребёнка в современном мире невозможна вне социализации, т.е. без освоения им первоначальных представлений об обществе и правилах взаимодействия с окружающими людьми. Игра это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Таким образом, игра как самостоятельная детская деятельность, с помощью которой ребёнок познаёт окружающий мир, мир взрослых и детей, разнообразие профессий, имеет огромное значение для социально-личностного дошкольника.
Социально-коммуникативное развитие в условиях ДОУ – это психолого-педагогическая деятельность, работа, направленная на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии личностных качеств ребёнка, помощь в организации себя и своего эмоционального состояния; помощь в решении проблем и конфликтных ситуаций; а также помощь в становлении ребёнка в обществе.
Огромную роль в формировании социализации дошкольников имеет то, насколько слаженной будет работа всего педагогического коллектива, поскольку каждый из педагогов ставит перед собой определённые задачи в воспитании и развитии детей.
Воспитатели развивают у детей основные представления об окружающем мире, о самом себе, обществе, природе, а также воспитывают социальные чувства и активную жизненную позицию.
Музыкальные руководители помогают в обыгрывании различных бытовых ситуаций с использованием декораций и костюмов.
Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению своими эмоциями, коррекции агрессивности и тревожности. Формирует у детей уверенность в себе. Развивает социальные навыки, нравственное сознание.
Основными задачами психолого-педагогической работы по социально-личностному развитию детей в дошкольной организации являются:
Развитие коммуникативных навыков детей, посредством игровой деятельности, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
Способствовать социализации детей посредством различных технологий;
Способствовать улучшению микроклимата в группе и нормализации межличностных отношений;
Ознакомление с нормами и правилами взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Формирование личностных представлений о себе, о своей гендерной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о гендерных взаимоотношениях;
Развитие представлений о семье, о её составе, родственных связях и отношениях, распределении семейных обязанностей и традициях;
Формирование представлений об обществе и культуре поведения в нём;
В целях обеспечения социального партнёрства между дошкольной организацией и семьёй важно взаимодействовать с родителями. А для реализации задач по социализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социализации ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных компетенций.
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Дошкольное образование. Разное
- Личностные качества дошкольников
Личностные качества дошкольников
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
Личностные качества дошкольников и их развитие
Вороьева Марина Юрьевна
В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).
С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).
Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных.
Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:
- Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
- Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
- Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
- Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
- Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания).
- Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).
Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.
Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.
Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка.
Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.
Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.
В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.
В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.