Задержки речи у детей (ЗРР) — это несоответствие (отставание) уровня актуального речевого развития ребенка общепринятой возрастной норме. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у малыша может быть нормальным.
При задержках речевого развития могут быть нарушения как в экспрессивной речи (произнесения определенных звуков, фраз или отдельных слов, речевого высказывания), так и в рецептивной речи (нарушения слухового восприятия и понимания слов старших, если с физическим слухом проблем нет). Игнорировать такие отклонения нельзя: отставание от сверстников в интеллектуальном или психическом развитии с годами будет только увеличиваться и со временем неизбежно приведет к трудностям в учебе.
Первые тревожные признаки отставания в развитии речи могут наблюдаться уже в первые месяцы жизни ребенка, но диагностировать задержку речевого развития можно только в возрасте 2-х лет.
Своевременная и квалифицированная диагностика и подбор лечения при ЗРР позволяют существенно улучшить и развить речевые способности ребенка!
Почему речь ребёнка отстаёт в развитии?
Задержки речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств.
Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:
- тяжелые роды и родовые травмы;
- недоразвитость мускулатуры лица и рта;
- нарушения слуха;
- болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
- кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
- генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
- психические и физические травмы;
- речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
- конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).
Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе лечения эффективность помощи будет существенно более низкой.
Чтобы выявить задержку в речевом развитии на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.
Тревожные симптомы задержки речи
У ребёнка в возрасте 2-х лет:
- ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
- не пытается повторять новые слова;
- не может составлять короткие фразы из двух слов;
- не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
- не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
- у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
У ребенка в возрасте 3-х лет:
- ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
- говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
- говорит очень медленно, растягивая слова;
- не говорит простых предложений из трех слов;
- не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
- говорит с неправильными падежами, родами и числами;
- могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.
Диагностика и лечение задержек речевого развития
Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).
В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.
Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
В наших программах помощи детям с задержками речевого развития наряду с классическими медицинскими подходами практикуются современные творческие и двигательные методики.
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы. Формулировка «задержка речевого развития речи» или сокращенно «ЗРР» подразумевает широкий спектр расстройств развития речи, возникающих по разным причинам. Однако, этот диагноз – не самостоятельное заболевание, он предполагает дисфункцию определенных структур мозга или их асинхронное развитие, а так же парциальную несформированность отдельных компонентов познавательной деятельности, в частности, речи. Например, у половины детей с данным диагнозом наблюдаются клинические симптомы, свидетельствующие о незрелости подкорковых структур мозга.
Заключение о данном речевом расстройстве может быть вынесено нейропсихологом или логопедом до 3-4 лет, а далее считается неправомерным и переформулируется в более конкретный диагноз: речевой (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и т.д.) или связанный, в первую очередь, с нарушением неречевых функций (РАС, СДВГ, ММД и т.д.).
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии познавательных процессов и высших психических функций (пространственного восприятия, зрительного, слухового, внимания, памяти, особенностях мышления), по этой причине ЗРР и ЗПР (задержка психического развития) часто сочетаются у детей и называются ЗПРР (задержкой психо-речевого развития).
Задержка речевого развития характеризуется отставанием развития всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, лексического и грамматического строя речи, фразовой речи к 2 годам и связной речи – к 3.
Признаки явной задержки развития речи у ребенка
- неактивное гуление и однотипный лепет, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
- отсутствие комплекса оживления;
- отсутствующая реакция на звуки и речь у младенца; ребенок не реагирует на обращение к нему взрослых, а их внимание привлекает к себе только плачем;
- постепенное угасание лепета у младенца;
- ребенок не пытается повторить чужие слова в возрасте 11 мес-1,5 лет;
- существуют проблемы с пониманием и выполнением простых инструкций и команд от родителя в 1,5-2 года;
- отсутствуют самостоятельные слова в 1,5-2 года;
- нет фразовой речи в возрасте 2-2,5 года;
- ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
- задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
- ребенок не использует мимику и жесты или же, наоборот, использует их преимущественно над речью;
- дети 4 лет с задержкой речевого развития не используют грамматически правильно построенные фразы, не употребляют все части речи, не умеют объединять в группы предметы и классифицировать их, не строят сложные предложения.
Нормы развития речи
Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:
- Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
- В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
- 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
- 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
- После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
- С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
- В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
- Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
- 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
- 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.
Причины задержки речевого развития
К причинам задержки речевого развития специалисты относят:
- органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
- генетические заболевания и синдромы;
- психические заболевания;
- нарушения слуха;
- влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
- сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи
Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.
В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).
Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.
При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.
Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.
Советы родителям
Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.
Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).
То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.
Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.
Какие есть нормы развития речи?
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
- Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
- Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
- Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.
В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем.
Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Важно
Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам.
Маленьким детям нужна наглядность.
Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.
Что делать в семье.
Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.
Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.
Упражнение «Массаж мозга»
Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!»
Что делать в детском саду
Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п.
Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»
Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?».
Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать.
Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).
То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.
Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.
Какие есть нормы развития речи?
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
- Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
- Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
- Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.
Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом.
Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.
Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек.
Разновидности задержки речевого развития
Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е. из всех психических функций нарушается исключительно речь.
Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).
Возможные причины задержки речевого развития
Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.
С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет. В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже. На втором году жизни происходит обогащение словарного запаса, ребенок постепенно осваивает простейшие фразы, а в возрасте 3–4 лет в речи ребенка появляются более или менее длинные монологи и высказывания.
Становление речи является сложным процессом, поэтому любые неблагоприятные факторы, действующие на организм ребенка, могут нарушить его и привести к задержке речевого развития.
В первую очередь, на становление вербальной речи влияют заболевания нервной системы и органов чувств.
Поражение лицевой мускулатуры, участвующей в акте артикуляции, также оказывает неблагоприятное влияние и затрудняет развитие речи.
Еще одна возможная причина позднего освоения речевых навыков – недостаточное общение родителей с ребенком, а также билингвальные семьи, где члены семьи говорят на нескольких языках.
При каких заболеваниях может возникнуть задержка речевого развития
- Ведущую роль в патологической задержке речевого развития играют психические отклонения — психоэмоциональная депривация, аутизм, элективный мутизм.
- Отставание в речевом развитии или невозможность освоить речевые навыки отмечается у детей, перенесших тяжелые перинатальные повреждения головного мозга. К таким повреждениям относятся детский церебральный паралич, гипоксия плода, кровоизлияния в мозг, внутриутробные инфекции и т.д.
- К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.
- Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита), всегда задерживают речевое развитие вплоть до полной немоты.
- Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.
- Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.
- Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка, например, фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие.
- Хромосомные синдромальные заболевания, например синдром Дауна.
- Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга, например, тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.
Диагностика и обследования при задержке речевого развития
В случае задержки речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.
-
Нейросонография – метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, широко применяемый у новорожденных и детей первого месяца жизни, позволяет выявить органические нарушения в головном мозге и окружающих его структурах.
Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого родничка.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с общем недоразвитием речи характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
ОНР 1 уровня.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
ОНР 2 уровня.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
ОНР 3 уровня.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
ОНР 4 уровня.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Причины возникновения ОНР у детей:
- инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
- несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
- патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
- заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
- неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.
Проявления и диагностика общего недоразвития речи.
- более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с общем недоразвитием речи малопонятна.
- низкая речевая активность;
- критичность к речевой недостаточности;
- неравномерность речевого и психического развития
Лечение ОНР
Одним из составляющих комплексного лечения ОНР является систематические занятия с логопедом. Также проводится логопедический массаж, способствующий нормализации речевых мышц для улучшения звукопроизношения. Кроме того, для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется микротоковая рефлексотерапия и медикаментозное лечение ОНР ноотропами.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ОНР.
Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения ОНР 1, 2, 3, 4 уровня проводят только в подразделениях «Реацентра»по Росиии в городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Челябинск, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.
Диагноз «задержка психоречевого развития (ЗПРР)» означает, что ребенок слишком медленно для своего возраста осваивает связную речь и на этом фоне существенно замедляется его психическое развитие. К сожалению, в большинстве случаев родители поздно обращаются к специалистам, когда малышу исполняется 5-6 лет. Обнаруживается, что ограниченного словарного запаса, отрывочных фраз, слабых интеллектуальных навыков недостаточно для активного общения со сверстниками и подготовке к школе.
Как определить, что у малыша ЗПРР?
Родителям важно объективно оценивать умения ребенка. Ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры родственников и соседей типа «он скоро перерастет», «отец был таким же, и ничего». Отставание от нормы допускается в пределах не более 2-4 месяцев.
В норме речевое развитие происходит следующим образом:
- В год в словаре малыша должно быть около 10 слов, в 1,5 года – около 50 слов. Он должен хорошо знать родственников и названия бытовых предметов.
- В два года в норме – 500-700 слов, к трем годам объем словаря вырастает до 1500 единиц.
- В 2-2,5 года ребенок должен говорить простыми предложениями, употреблять прилагательные и местоимения, выполнять просьбы взрослого.
- В 3-4 года в речи появляются сложные предложения. Малыш с удовольствием общается со сверстниками, запоминает содержание сказок, может пересказать небольшие истории, его речь становится связанной и понятной. Он активно интересуется окружающим миром.
- В 5 лет ребенок обладает большим словарным запасом, в речи он соблюдает грамматические нормы родного языка, произносит все звуки.
Присмотритесь внимательно к своему малышу. Если в его речи что-то отклоняется от нормы, то следует немедленно обратиться к неврологу и логопеду-дефектологу.
Что можно сделать для развития речи при ЗПРР?
В курс лечения ЗПРР обязательно входят занятия, способствующие активному психическому и речевому развитию. Например:
- Пальчиковая гимнастика, игры для развития мелкой моторики полезны для стимуляции центров речи и мышления головного мозга.
- Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц речевых органов и постановки звуков.
- Упражнения для расширения запаса слов и понятий.
- Дыхательная гимнастика.
- Игры, где требуется давать развернутые ответы.
- Заучивание детских стихов и песенок. Это хорошая тренировка для памяти, расширения словарного запаса и произносительной стороны речи.
И самое главное: разговаривайте с малышом как можно чаще, привлекайте его к активному участию в беседе.
Задержка психического развития – диагноз, обозначающий нарушение в работе центральной нервной системы, результатом которого становится заторможенное развитие большинства психических функций организма, в том числе и речи.
При этом характеристика речи у детей с ЗПР разнится в большом диапазоне. У одного ребенка – бедным словарем, у другого – неправильным построением предложений, у третьего – проблемами с произношением звуков. Иногда у ребят с ЗПР происходит тяжелая задержка речевого развития сразу с нескольких сторон.
В отличие от умственной отсталости, задержка психического развития – диагноз, поддающийся коррекции вплоть до полного исправления. Поэтому при должной работе над проблемой, логопеды и неврологи добиваются отличных результатов развития речи даже у детей-дошкольников с ЗПР.
Речевые нарушения при ЗПР
У детей с ЗПР выявляют особенности речевого развития, характеризующиеся отставанием в конкретном одном аспекте речи или нескольких сразу. Подобный дефект замедляет работу всех типов мышления, усложняет ребенку общение с миром.
Своевременно не убранный речевой дефект помешает ребенку с ЗПР осваивать учебную программу в школе, так как он окажется не способным понимать, воспринимать речь. Следом идут трудности связно высказывать свои мысли, учить тексты. Ребенок не освоит письмо и определенные типы мышления.
При выявлении речевых дефектов, необходимо обратиться к врачу-неврологу, логопеду.
Артикулярный аппарат
Ребята с ЗПР иногда имеют проблемы с анатомией речевого аппарата, часто приводящие к тяжелой задержке речевого развития:
- толстый язык;
- укороченная связка под языком, уздечка;
- неправильный прикус;
- дефекты зубного ряда;
- анатомические аномалии нёба.
Распространенная проблема – слабая речевая моторика. Многие необходимые движения языком и губами детки могут выполнить в результате многократного повторения по образцу, а после не используют их в своей речи не используют.
Звукопроизношение
Вторая по распространённости проблема – не произношение определенных звуков.
В большинстве случаев деткам трудно произносить артикуляционно сложные звуки (сонорные, свистящие, шипящие).
- Пропуск произносимого звука вообще. Характерен для сложно артикулируемых сонорных (р).
- Замена сложного звука простым.
- Искажение при произношении. Характерный пример – межзубное произношение свистящих.
- Смешение звуков.
Тяжело детям с ЗПР дается понимание особенностей чужой речевой деятельности, то есть фонематическое восприятие, звуковой анализ.
Пытаясь на слух определить состав слова, они пропускают один согласный из стечения, повторяющиеся слоги, путают рядом стоящие согласные, не могут повторить произнесенное другим слово.
Лексика
Наиболее слабая часть речевой деятельности детей с ЗПР – лексическая составляющая. Это объясняется низким интеллектуальным потенциалом, отсутствием интереса к окружающему миру.
- ограниченный словарь;
- преобладание пассивной лексики;
- быстрая потеря активной лексики;
- неправильное употребление слов.
Слабый предметный словарь приводит к тому, что малыш не может точно установить значение слова.
Он смешивает близкие понятия, проводит неправильное обобщение. Особую сложность вызывают обобщённые понятия, которые при разговоре чаще заменяются родовыми или видовыми.
Глагольный словарь редко включает в себя слова, обозначающие ощущение каких-либо чувств (испугался, обрадовался). Определяя действие в предложении, ребенок отметит глагол и связанное с ним существительное.
Сильнее всего не развит качественный словарь. Потому что детям сложно характеризовать признаки, которые они не могут видеть визуально в реальном мире.
С запоминанием прилагательных, обозначающих конкретные признаки (цвета), проблем не возникает А вот оценочные прилагательные, описывающие какие-либо не физические качества, используются крайне редко, неправильно.
Развитие речи у дошкольников с ЗПР
При диагностировании проблем с задержкой психического развития в возрасте 2-5 лет, возможно помещение ребенка в коррекционное ДОУ. Либо в специальную группу, с которой регулярно работает дефектолог и логопед. В таком случае можно говорить о правильном формировании и развитии связной речи у детей с ЗПР, устранении основных речевых нарушений и недостатков к младшей школе.
Если своевременно не начать работу над исправлением недостатка, то в будущем ребенка ждут неудачи в освоении большинства школьных предметов.
Практически вся школьная программа, особенно в младшей школе, построена на активном использовании устной и письменной речи. Поэтому еще в садике необходимо пройти обследование. Это поможет оценить характеристику речи у ребенка с ЗПР, заняться ее формированием и исправлением нарушений.
Направления коррекционной работы
Формирование правильной речи у ребенка с ЗПР – тяжелый, но оправданный труд. Чтоб результаты оказались достижимыми и заметными, взрослым предстоит потрудиться. Важно соблюдать комплекс мероприятий, важнейшие из которых перечислены ниже.
Устранение дефектов в произнесении звуков. Постановка четкой артикуляции. Понимание, что речь у детей с ЗПР нуждается в работе, требует усилий со стороны логопеда. И, разумеется, родителей.
Развитие умения сопоставлять слова и их значение. Особенно это важно для слов с отрешенным, не выраженным в физическом мире значением. Тяжелее всего ребятам с ЗПР дается понимание значений прилагательных, многозначности слов.
Обучение особенностям русского словообразования, правильному использованию падежей существительных и прилагательных, предлогов.
Составление грамматически верных предложений из нескольких слов.
Расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Особое внимание при этом уделяется определениям, описанию действий, чувств, испытываемых ребенком, литературным героем, другим человеком.
Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!
Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.
Как проявляется задержка развития речи
Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:
- У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
- Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
- Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
- Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.
Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.
Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.
Причины ЗРР
Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.
Перечислим основные из них:
- Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
- Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
- Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
- Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
- Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
- Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.
Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.
Что делать, если ребенок плохо говорит?
Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:
- ЛОР;
- логопед-дефектолог;
- невролог;
- психолог.
Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.
Что поможет при задержке речевого развития
Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.
Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».
Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.
Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.
Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.
Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.
Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!