Лечение задержки психоречевого развития у детей

Принимаем к оплате банковские карты VISA, MASTERCARD, MAESTRO
Лечение задержки психоречевого развития у детей Лечение задержки психоречевого развития у детей Лечение задержки психоречевого развития у детей Лечение задержки психоречевого развития у детей Лечение задержки психоречевого развития у детей
С полным прайс-листом на услуги клиники можно ознакомиться на ресепшен или в информационных терминалах в центрах.
Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако, во избежание возможных недоразумений, просим Вас заранее уточнять стоимость услуг, а также график работы врачей-специалистов у медицинских консультантов клиник. Прием ведется по предварительной записи. Опубликованный на сайте прайс-лист не является публичным договором оферты. Предоставление услуг осуществляется на основании договора об оказании медицинских услуг.

Причины ЗПРР

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) возникает как результат отклонения в работе головного мозга и центральной нервной системы. Ее вызывают разные факторы, среди которых:

  • гипоксия плода в утробе;
  • проблемы, заболевания и осложнения во время вынашивания ребенка матерью;
  • травмы головы, мозга и инфекционные заболевания в раннем возрасте;
  • психические травмы, полученные в детстве;
  • неблагополучная обстановка воспитания;
  • болезни психического характера;
  • новообразования;
  • врожденные расстройства ЦНС и др.

Признаки ЗПРР у детей

Обнаруженная в 5 лет, задержка психоречевого развития поддается лечению очень сложно.

Лечение ЗПРР у детей

Лечение ЗПРР необходимо, поскольку психическая заторможенность не дает общаться со сверстниками на равных. С возрастом отрыв от ровесников становится ощутимее. Именно по каналам общения малыш получает информацию о мире, и чем меньше он понимает, тем сильнее отстает в психическом развитии. Основные методы лечения – это микротоковая рефлексотерапия, логопедические занятия, медикаментозная терапия, психотерапия. Чем раньше начато лечение, тем больше у ребенка шансов учиться в обычном классе.

26 Июл Задержка речевого развития (ЗПРР) у детей

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Век высоких технологий столкнул нас с неожиданным парадоксом

Несмотря на обилие информации, которая льется из десятка девайсов, окружающих современного человека с самого рождения, наши дети всё чаще испытывают проблемы с речью, отказываясь говорить в два, три, пять лет. Врачи диагностируют задержку речевого развития. Родители, услышав такой диагноз, зачастую оказываются в растерянности и не находят иного способа помочь малышу начать коммуницировать с миром, кроме терпеливого ожидания. Современная медицина между тем предлагает не ждать, а использовать новые безопасные методы лечения ЗРР.

Нормы развития ребёнка в зависимости от возраста

Если брать нормы развития, то ребёнок с шести месяцев уже должен произносить лепетные слоги, а в речи малыша обязательно должны быть согласные звуки. В обиходе годовалого ребенка должно быть от 3 до 10 слов; в 1,5 года – 20-30 слов, у кого-то – 50; к 2-3 годам – от 50 до 200. Это мы говорим о норме. Если родители видят, что ребёнок использует в общении только звуки, не использует ни одного слова в возрасте 18 месяцев (это пограничный срок), тогда нужно обратить на это внимание и не ждать до 2-3 лет.

Признаки ЗРР можно заметить еще до года. Первый признак – отсутствие согласных звуков в речи малыша (они могут произноситься вместе с гласными или отдельно). Второй признак – малыш не проявляет эмпатию: не смотрит в глаза, не реагирует на маму.

Причины задержки речевого развития

  1. Это множество девайсов, которые рано даются детям. У меня в практике была история, когда мама уже в три месяца показывала ребенку мультики, но, конечно, из хороших побуждений. Родители считают, что если ребенок смотрит мультики, он развивается. На самом деле это иллюзия.
  2. Еще причина – стрессы, которым подвержена женщина во время беременности. Что такое стрессы? Это гипоксия плода, это не всегда физиологически протекающие роды, это гипоксические изменения в мозге ребёнка, связанные с беременностью и родами, это то, что мамы до последних сроков беременности работают, водят машину. Еще причины – вирусные заболевания у женщин во время беременности, женщины могут быть носителями цитомегаловируса, токсоплазмоза, вируса герпеса – это то, что влияет на центральную нервную систему.
  3. И еще одна причина ЗРР – родители сегодня мало общаются со своими детьми. Мамы часто выходят на работу после месяца-двух декрета, и детям просто не хватает общения. Родитель включает компьютер ребёнку, телефон, а это не общение.

Эффективные методы обследования и диагностики

Основные методы: видео-ЭЭГ мониторинг, МРТ головного мозга, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника. Дополнительные методы: ультразвуковое сканирование сосудов, СВП (слуховые вызванные потенциалы) – исследование, которое помогает разобраться, есть ли проблемы на уровне слуха, то есть насколько ребенок вообще воспринимает речь, длительная и внимательная консультация невролога, консилиумный прием невролога и дефектолога- логопеда, нейропсихолога.

Методы и способы лечения задержек психо-речевого развития у детей

Как медицина сегодня может помочь детям, которые не могут познавать мир и общаться с миром с помощью речи?

Можно помочь медикаментозно, как раньше это делали: назначали ноотропные препараты, церебропротекторы. Но сейчас есть другие методики – аппаратные. Они очень эффективны, в частности одна из них – транскраниальная микрополяризация (Полярис).

Безопасный, эффективный метод, который используется уже более 25 лет. Он не зарекомендовал себя никакими побочными проявлениями со стороны детской психики и головного мозга. Эффективен при ЗРР, ЗПРР, расстройствах аутистического спектра. Это точечное воздействие на головной мозг, причем физиологическое воздействие!

Микрополяризация – процедура безболезненная: аппаратом воспроизводится сила тока, которая в настоящий момент есть у ребенка в головном мозге между нейронами. Что такое ток? Это движение электролитов – кальция, калия, магния и натрия, которые участвуют в проведении импульса. В зависимости от того, как они на мембране нейрона концентрируются, сколько их, как они через эту мембрану проходят, и строится речь, мысль. Процедура занимает 30-40 минут. Всего необходимо 10-12 процедур. Повторение курса через 2,5 – 3 месяца.

Так же, в лечении ЗПРР применяется еще один неинвазивный и безопасный метод лечения – биоакустическая коррекция

Развитие речи – это процесс длительный и трудоёмкий, он не ограничивается аппаратными методиками Нужны занятиями с логопедом и нейропсихолом, он требует постоянной работы родителей.

Помощь родителей

Что мамы и папы могут делать дома для того, чтобы их ребенок заговорил?

Выключать телевизор, не использовать телевизор в качестве фона. Очень часто в семьях бывает так: работает большой телевизор с хорошими колонками, приходит уставший папа, включает новости, а рядом сидит чадо, которое вроде бы и не слушает, как говорят родители, но воздействие на мозг ребенка идет. Это называется фоновое воздействие телевизора. Эффект одинаковый,как от фонового, так и от прямого воздействия.

Телевизор активизирует правое полушарие мозга. А речь – это левое полушарие мозга, центр Брока и центр Вернике. Лучше всего разговаривать с ребенком. В идеале выходить на улицу и рассматривать травинки, жучков, паучков, палочки, рассказывать малышу, какой они формы, цвета, откуда появился цветочек, то есть развивать еще и мышление.

В лечении задержек речевого развития, аутистических расстройств применяется только комплексный подход. Это коррекционная работа, это аппаратное лечение ( Полярис, БАК и БОС), это масссаж, это и медикаментозная терапия. Так же , необходима включенность всей семьи ребенка, поддержка папы.

В своей работе наш центр использует все эти методики, разрабатываются индивидуальные программы под каждого маленького пациента.

Задержка речевого развития (ЗРР) возникает у детей в возрасте до 4 лет и характеризуется тем, что у ребенка возникают сложности с запоминанием, пониманием и произношением слов, словосочетаний и предложений. В дальнейшем дети могут испытывать трудности с правописанием (дисграфия), не могут успешно учиться и усваивать общеобразовательную программу. 20-30% современных детей нуждаются в логопедической помощи.

Отставание в развитии речи – тот случай, когда родителям лучше перестраховаться, чем пустить ситуацию на самотек: уже к 5 годам ЗРР приводит к отставанию в психическом развитии, а если проблема не устранена к 7-летнему возрасту, вероятность благоприятного исхода становится ничтожно малой.

В клинике АБИА с детьми, имеющими задержку речевого развития, комплексную работу проводят специалисты разных профилей: невролог, психолог, психотерапевт, логопед, рефлексотерапевт, физиотерапевт, массажист, остеопат и др. Результатом совместной работы становится значительное улучшение, а во многих случаях полное преодоление отставания в темпах развития речи.

Когда ребенок должен начать говорить: возрастные нормы

Заподозрить задержку в развитии речи ребенка могут сами родители.

Мамам и папам стоит насторожиться в том случае, если:

  • Достигнув четырехмесячного возраста, младенец не улыбается и не реагирует оживлением на голос родителей;
  • В 8 месяцев не повторяет слоги;
  • В 1 год не знает названий наиболее употребимых предметов и говорит менее 10 слов;
  • В 1,5 года не выполняет простые задания и не пытается воспроизвести слова вслед за взрослыми;
  • В 2 года говорит менее 50 слов, не учит новые словоформы, не формулирует простейшие фразы;
  • В 2,5 года не может сформулировать фразы из 3 и более слов;
  • В 3 года в речи нет своих собственных предложений, ребенок повторяет только заученные фразы (например, из мультфильма), не выговаривает слова целиком, вместо ответа на вопрос повторяет вопрос, говорит медленно;
  • В 4 года не говорит длинными предложениями с использованием всех частей речи, не может объединить слова в группу.
  • В 5 лет речь ребенка не приблизилась по объему словарного запаса, грамматическим конструкциям и чистоте к речи взрослого.

Допустимо отклонение от указанных норм не более, чем на четыре месяца.

Ранняя диагностика патологии

Заподозрить нарушение развития речи можно уже у совсем маленького ребенка.

Первым специалистом, к которому следует обратиться родителям, является детский невролог. Для выявления причины задержки психомоторного и речевого развития и определения с дальнейшей тактикой, детский невролог назначает диагностические исследования.

В нашей клинике ребенок может пройти такие обследования, как ЭЭГ, УЗИ головного мозга, исследование сосудов головы и шеи, получить на месте консультации других специалистов, участвующих в коррекции ЗРР у детей.

Причины ЗРР И ЗПРР

В большинстве случаев ЗРР и ЗПРР имеют объективную причину:

  • Повреждения, кисты, врожденные или приобретенные отклонения в развития головного мозга (в том числе и микроизменения), которые могут быть спровоцированы внутриутробными инфекциями, тяжелыми родами, недоношенностью, рядом заболеваний матери;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Снижение слуха;
  • Психические заболевания.

Второй группой факторов, провоцирующих задержку речи у ребенка, являются социальные:

  • Гиперопека взрослых;
  • Дефицит речевых контактов;
  • Психологические травмы.

При выявлении одной или нескольких причин из этой группы работу с ребенком и родителями проводит детский психолог и психотерапевт.

Лечение задержки речевого и психоречевого развития

Подход к коррекции ЗРР и ЗПРР будет отличаться от ребенка к ребенку. Спектр рекомендуемых мероприятий зависит от причины, вызвавшей речевое отставание, степени его выраженности, психологических и физиологических особенностей ребенка, его возраста.

  • Как правило, лечение начинается с того, что невролог назначает препараты, стимулирующие мозговые процессы и речевой центр, а также средства, являющиеся необходимыми строительными материалами для клеток головного мозга.
  • Психолог проводит индивидуальные развивающие занятия с ребенком, целью которых является стимулирование речи, развитие мышления, памяти, внимания, а также мелкой и крупной моторики, важной для формирования речи.
  • Логопед учит ребенка правильному произношению звуков, при необходимости выполняется логопедический массаж.
  • Рефлексотерапия хорошо зарекомендовала себя у детей с ЗРР: микротоки через связанные области на теле без применения лекарств стимулируют центры головного мозга.
  • Остеопатия помогает восстановить нормальное кровоснабжение страдающих органов, снять напряжение в мышцах и связках речевого аппарата.
  • Физиотерапия и лечебный массаж ускоряют психомоторное развитие, дают хороший эффект у детей с ДЦП, отстающих в речевом и психическом развитии.

Комплексный подход к проблеме ЗРР и ЗПРР позволяет воздействовать на проблему с разных сторон и дает лучшие результаты за наименьший срок. Результатом лечения задержки речи является значительное ускорение темпов развития речи, а во многих случаях удается полностью справиться с отставанием ребенка в психомоторном и речевом развитии.

Чтобы увериться в том, что речь вашего ребенка соответствует нормам, а также своевременно помочь ему, если будет диагностирована ЗРР, запишитесь на прием к неврологу на любой удобный для вас день.

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Задержка психического и психоречевого развития

Задержка психического развития (ЗПР) – отставание в психическом развитии ребёнка от возрастных норм.

Диагноз ЗПР означает, что у ребёнка «подтормаживают» высшие психические функции – внимание, память, мышление, и, конечно же, речь.

Заметить ЗПР не всегда легко – если ребёнок социально активен, легко идёт на контакт с детьми и взрослыми, то родители могут обнаружить, что ребёнок не «успевает» за остальными сверстниками в возрасте 5-6 лет. Как правило, именно в таком возрасте детей начинают учить читать, считать, писать и пересказывать, готовить к школе. Тут-то и выясняется, что за бедным словарным запасом, неумением составить простой рассказ по картинке, односложными ответами и кроется задержка психического развития.

Как и со всеми другими нарушениями, ЗПР легче скорректировать при ранней диагностике.

Если вы видите, что речевое развитие ребёнка в 2, 3 года стоит на месте, не ждите «когда сам заговорит», обязательно обращайтесь за консультацией специалиста!

Не нужно слушать знакомых и родственников («А папа ваш тоже поздно заговорил»/ «Подождите, всё придёт») Речевое развитие и развитие интеллекта не передаются по наследству. Ребёнок не «ленится» или «стесняется» говорить, ему нужна помощь специалиста.

Если не принимать во внимание и не компенсировать задержку речевого развития, то следом за нарушенной речью могут пойти нарушения в психоэмоциональной сфере, что диагностируется уже как задержка психоречевого развития – ЗПРР и корректируется гораздо сложнее.

Методы коррекции ЗПР и ЗПРР:

Обязательные занятия с логопедом-дефектологом, не менее 2-3 раз в неделю

Обязательные занятия с нейропсихологом. В случае ЗПР нейрокоррекция особенно важна, потому что нейропсихолог активизирует такие высшие психические функции, как память, внимание, мышление. Подробнее о том, чем же конкретно занимается нейропсихолог, вы можете почитать в статье, или посмотреть наши видео.

Консультация невролога и чёткое соблюдение всех назначений врача.

В нашем центре мы подбираем индивидуальную программу коррекции для каждого ребёнка, поэтому Вы можете быть уверены в том, что результат не заставит себя ждать.

Со своей стороны родитель также должен создать условия, которые помогут наиболее быстро и эффективно решить проблему отставания – выполнять все домашние задания, играть с ребёнком, читать и активно заниматься. Стоит ограничить время, которое ребёнок проводит за компьютером и планшетом, даже если он смотрит только обучающие программы. Почитайте мнение наших специалистов о «развивающих программах» в интернете

Помните, при своевременном обращении ЗПР и ЗПРР возможно скомпенсировать и вывести в норму. Не упустите драгоценное время!

Уникальная методика лечения задержки развития успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.

    Бесплатный прием реабилитолога
  • Скидка 50% на 1-е занятие (90 минут)

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Уникальная методика детской реабилитации

Лечение задержки психоречевого развития у детей

В нашем центре более 20 лет успешно применяется авторская методика лечения ЗПР, которая помогает в сложных случаях. Мы собрали воедино: физическую реабилитацию, сопровождение невролога, ортопеда, нейропсихолога, логопеда.

Ребенок не затрачивает больших усилий, когда делает упражнения на авторских тренажерах. С ним работает инструктор, который “вкачивает” свою энергетику в пациента. Благодаря этому мы успеваем сделать большой объем работы. Ребенок при этом не так устает и прогресс движется быстрее.

Физическая реабилитация позволяет изменить условия, в которых находится головной мозг. Благодаря реабилитации мы улучшаем венозный отток, артериальный приток, динамику ликвора, снижаем внутричерепное давление. Этот процесс всегда сопровождает врач невролог, который опирается на данные функциональной диагностики, УЗИ, ЭЭГ.

Медикаментозная поддержка в процессе реабилитации должна быть очень корректной и минимальной, ее цель — усиление и закрепление достигнутых результатов. Для этого врач-невролог должен обладать знаниями в области реабилитации и иметь опыт совместного ведения пациентов.

При нарушениях речевого развития врач логопед-дефектолог проводит логопедический и зондовый массаж, мимический массаж лица. Используя в логопедии методы физической реабилитации, мы можем существенно уменьшить сроки лечения и добиваться развития речи у детей быстрее чем при классических методах!

Лечение задержки психоречевого развития у детей

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Мы попали в эту клинику совершенно случайно и я очень жалею, что это произошло так поздно. Первую тревогу мы начали бить в 2 года, когда ребенок совсем не разговаривал. Стали заниматься с логопедом 2 раза в неделю в течение двух лет. Закончилось это тем, что ребенок не только не заговорил, но и наотрез отказался общаться с логопедом. Мы были в отчаянии. Знакомые порекомендовали эту клинику. Ребенок до обращения в клинику был практически не обучаем. Сейчас ребенок уже говорит небольшие предложения, ушла куча проблем, с ним стало легко, он стал обучаем.

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Петракова Ольга Алексеевна

Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

Фельденкрайз метод в лечении ЗПР

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг, а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧОМ ПО МЕТОДУ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ
«— Прежде всего, надо понимать: нервная система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача — не просто снять с нее этот стресс, а заняться ее обучением. »
Читать подробнее

Спастически парализованный ребенок, не показывающий интереса к окружающему миру. Зачастую он не отстает умственно, как часто предполагается, а просто не способен выразить свой интерес, потому что его спастичное состояние не дает ему сделать этого.

Обычный подход к отстающим в развитии все еще, к сожалению, подразумевает что такой ребенок является «поврежденной человеческой машиной», которую для того чтобы она «функционировала», нужно заставить делать то, чего он еще не может, а это довольно сильно отличается от обучения.

Когда болезни или особенности развития и здоровья препятствует развитию младенца, работа по методу Фельденкрайза может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно.

Занятия будут полезны для детей любого возраста. Чем младше ребенок, тем пластичней его мозг и быстрее проходит восстановление. Работая, прежде всего, с нервной системой Фельденкрайз метод помогает пробудить механизмы обучения головного мозга и тела в целом.

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Три условия успешной реабилитации при ЗПР

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Задержка психомоторного развития, это в первую очередь задержка созревания тканей и структур мозга. Однако зачастую ребенка пытаются “исправить” с помощью педагогики (логопедии, нейропсихологии). Бесполезно включать педагогические методики, если физическое состояние ребенка не готово к развитию. Он не сможет должным образом воспринимать и усваивать информацию.

При реабилитации ребенка с ЗПР важная задача — это изменение условий, в которых находится головной мозг. Подготовив физическую основу, мы создаем возможность для полноценного развития в разных направлениях.

Когда болезни или особенности развития и здоровья препятствуют полноценному обучению ребенка, физическая реабилитация может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно.

Истории пациентов

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
Моему сыну в мае будет 9 лет. Диагноз атипичный аутизм. Обратились мы в центр с несколькими проблемами. Проблемы с пониманием, координацией движений, с сенсорными нарушениями. Практически не разговаривал. Были очень простые предложения из 2 слов, никакого диалога практически не было. Сейчас у нас значительные улучшения. Мы учимся по общеобразовательной программе в 1-ом классе. Улучшилось понимание, разговариваем, есть диалог, есть игра. Во всем есть прогресс и улучшение.

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
После выписки я заметила, что у ребенка отечность не проходит. В ходе обследования выяснилось, что у нас атрофия мозга. Как последствие, мы не могли ходить, язык вываливался изо рта, руки были поджаты постоянно, с дыханием ночным были проблемы. Николай Эвальевич составил программу благодаря которой мы и дышать стали хорошо, и крепкими стали и ножками стали сами ходить.

ЗПРР, ЗАДЕРЖКА_РЕЧИ, АУТИЗМ
Обратились мы с диагнозом аутизм. Мы не ходили на горшок, не говорили ни слова, не обращали внимание на детей и животных. Чуть больше месяца реабилитации и мы уже играем с детьми, писаем в горшок, пьем из стакана, едим с вилки, поворачиваем голову когда зовут. Это огромный прогресс, это другой ребенок.

Задержка речевого развития – не приговор, и если вовремя обратиться к профильным специалистам, сформировать карту лечения, подобрать медикаментозные средства и физиотерапию при задержке речевого развития, то можно вернуть ребенка к базовым навыкам и умениям, которыми он должен владеть в своем возрасте.

Физиотерапия при задержке речевого развития назначается совместно педиатром, неврологом, логопедом или психологом, после проведения тестирования и сдачи определенных анализов. Как правило, вместе с медикаментозными средствами ставка делается на такие процедуры как:

  • массаж;
  • транскраниальная магнитотерапия, направленная на оголовье;
  • лекарственный электрофорез с никотиновой кислотой.

Физиотерапия при задержке речевого развития позволяет быстрее проникнуть лекарственным препаратам в организм и помочь в комплексном лечении.

Официально заболевание лечится в возрасте до 7 лет, поэтому физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться регулярно с небольшой периодичностью, чтобы помочь восстановить речевую функцию и активизировать интеллектуальное развитие, начиная с раннего детства.

Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Когда стоит назначать лечение?

Дефектологи, психологи, логопеды утверждают, что до 3-х лет ребенок может самостоятельно догнать речевую активность своих сверстников. Если же этого не произошло, назначается комплекс процедур.

Сеансы лекарственного электрофореза направлены на стимуляцию нейронов в коре головного и спинного мозга. Современная транскраниальная магнитотерапия, направленная на зону оголовья, позволяет улучшить работу нервных окончаний в этой зоне, улучшить обменные процессы, восстановить кровообращение.

Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

Когда появляется маленький человек, на родителей шквалом обрушиваются дополнительные заботы и требуют максимальной отдачи старших. Но основной задачей является подготовка ребенка к обществу, его всестороннее развитие, в том числе речь.

Часто молодые и неопытные родители слышат от многочисленных родственников и знакомых старшего поколения: «Не мучайте, он же ребёнок. Придёт время — сам заговорит!». И всё в этом духе. В некоторых случаях действительно бывает такое «чудо». Но чаще, при отсутствии должных мер, даже к 5 годам у детей наблюдается задержка речевого развития.

Что за диагноз – ЗРР?

Задержкой речевого развития принято считать любое отклонение в речи ребёнка, если он:

  • пропускает в речи какой-либо звук;
  • заменяет один звук другим (чаще «р», «л», «ж», «ш»);
  • путает слоги в словах;
  • говорит на «иностранном» языке.

В начале, когда ребенку всего 1,5-2 года, это кажется довольно забавным. И если пустить всё на самотёк, то и к 6 годам картина останется прежней.

До 5 лет маленький ребёнок словно «пластилин», что из него «слепишь», то и останется. Из этого следует, что малыши раннего возраста легче поддаются обучению. Поэтому важно еще на начальных этапах заметить отклонение и начать работу по устранению.

Как избежать задержки речевого развития?

Избежать ЗРР вполне реально, если начать вовремя. Только следует помнить, что стоп-факторами при становлении речи являются:

  • двуязычие в семье, взрослым стоит определиться, на каком они языке будут говорить. Ведь малышу сложно понять, почему мама говорит так, а папа совсем по-другому;
  • искажение речи среди взрослых, иными словами «сюсюканье». Но и не стоит говорить с ним, как с доктором филологических наук. Речь должна быть немного замедленной и не иметь сложных предложений;
  • общение с взрослыми детьми, с явными признаки задержки речевого развития. Это не значит, что стоит совсем ограждать от общения. В раннем возрасте предпочтительно общение со сверстниками;
  • слишком высокие требования со стороны родителей при развитии. Не стоит читать ему высококультурные хокку японских писателей. Это сложно для его понимания. На просторы интернета пестрят детской литературой и песнями для раннего возраста.

Домашние методы работы с ребёнком

Основным из способов развития речи является артикуляционная гимнастика. Она подразумевает комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышц ротовой полости. Наиболее популярные, которые осилит даже годовалый малыш:

  • «Улыбка»: растягивание губ в улыбке, сам рот остается закрытым;
  • «Поцелуй»: смыкание губ вместе, имитируя поцелуй;
  • «Лопатка»: высовывание языка наружу, нужно следить, чтобы губы и язык не были напряжены;
  • «Маятник»: перевод языка из стороны в сторону, взрослому можно сопровождать имитацией часов (тик-так);
  • «Вкусная кашка/ягодка»: вождение языком по губам;
  • «Хомячок»: надувание щек и задержка в таком положение на несколько секунд.

Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Ещё одним популярным методом является логопедический массаж. Не нужно быть супер специалистом в логопедии, чтобы провести по внутренней стороне рта ребёнка силиконовой щёточкой либо намотанной марлей на чистый палец. Массировать при этом без нажима, лёгкими круговыми движениями. Для начала хватит и 30 секунд на массаж каждой стороны щёк и нёба малыша. Если он против процедуры, заставлять насильно не нужно.

Массирование позволит укрепить и в то же время расслабить мышцы. После «разогрева» малышу станет легче воспроизводить звуки. И запоминать правильное положение языка при произношении.

При ответственном подходе к данным методам, не забывая про дополнительные способы развития, можно добиться хороших результатов. В дальнейшем это позволит избежать работы с логопедом. Но следует помнить, что при задержке речи в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), помощь специалиста необходима.

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Задержка психического развития (сокращённо ЗПР) диагностируется в детском возрасте. Для нее характерны уменьшение когнитивных функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. Они как качественно, так и количественно отличаются от возрастной среднестатистической нормы.

ЗПР, не будучи компенсированной, может приводить к умственной отсталости. Подобные отклонения познавательных процессов от нормы могут начать развиваться во взрослом возрасте (будучи в детстве сформированными нормально). Но в таком случае говорят не о ЗПР, а о деменции (слабоумии).

Нужно отметить, что ставить диагноз ЗПР специалисты вправе только в том случае, если большая часть когнитивных процессов ребенка отстаёт от нормы. Если же диагностируется отставание только по одному параметру, то речь идет о неравномерности психического развития с конкретизацией диагноза. Так, при несоответствующем возрасту развитии речи ставится диагноз ЗРР (задержка развития речи), при недостаточном уровне устойчивости, объёма и переключения внимания речь будет идти о диагнозе «дефицит внимания» и так далее.

Причины задержки развития разные. Они бывают генетическими, интоксикационными, инфекционными, врожденными нарушениями метаболизма, гормональными, вызванными опухолями головного мозга, сосудистыми.

Диагностика задержки психического развития проводится несколькими специалистами: детским психиатром, психологом, дефектологом. Включает в себя сбор анамнеза и осмотр, лабораторные и инструментальные обследования.

Признаки задержки психического развития

Основной признак — отставание процессов от возрастной нормы. Кроме того:

  • отставание в развитии мелкой и крупной моторики;
  • несоответствующая возрасту способность к саморегуляции,
  • сложность в распознавании эмоций и выражении собственных чувств.

Причины ЗПР

биологические:

  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания, влияющие на развитие ЦНС (синдром Ретта, Даун — синдром, туберозный склероз и многие другие);
  • патологии беременности у матери: токсикозы, резус — конфликты, различной этиологии гипоксии;
  • внутриутробные инфекции, родовые ЧМТ, преждевременные или стремительные роды, алкогольный синдром;
  • тяжелые заболевания в раннем детстве: грипп, эпилепсия, ЧМТ, нейроинфекции (менингит, энцефалит и проч.);

социально-психологические:

  • гипоопека (недостаток родительского взаимодействия с ребенком): при этом ЗПР может развиваться у совершенно здоровых детей, рожденных здоровыми родителями. Очень часто данное расстройство развивается у воспитанников домов ребенка, даже при условии их абсолютного соматического и психического здоровья. Это является лишним доказательством того, насколько важен факт нормальной привязанности к «своему» взрослому и возможности нормальных условий развития.
  • гиперопека. Да, это может казаться удивительным и невероятным, но в практике врачей психиатров и психологов описаны многочисленные примеры, когда, чаще всего, поздно рождённые, долгожданные дети имеют задержку развития моторных навыков, речи, саморегуляции, эмоционального развития и прочего по причине именно чрезмерной опеки. Ребенок может в возрасте 5 лет иметь набор из 5 слов в активной речи, не уметь самостоятельно одеваться или раздеваться, есть при помощи ложки и пользоваться туалетом.

Коррекция

Коррекция ЗПР в клинике д.м.н. Минутко начинается с выяснения причины, вызвавшей данное состояние. Детская психиатрия — это особенно ответственная область медицины, а потому детские психиатры должны соответствовать самому высокому уровню подготовки. Кроме специалистов — психиатров в диагностическом обследовании принимают участие клинические и социальные психологи, нейрофизиологи.

После выяснения причины идет одновременная работа по реабилитации и коррекции ЗПР, а также работа, направленная на терапию (устранение) основной причины.

Стоит заметить, что причины, приведшие к ЗПР не поддаются лечению, но определение этиологии помогает понять прогноз и оценить риски рождения второго ребенка с ЗПР.

В зависимости от характера основного заболевания могут быть назначены фармакологические методы лечения (только при наличии показаний и в безопасной для ребенка дозировке!), методы нейрореабилитации, работа с семьей, инструментальная терапия (биологическая обратная связь, транскраниальная стимуляция, кинезотерапия).

Родителям важно помнить: задержка психического развития — не приговор. Верное определение причины ее развития, грамотный подход к терапии и комплекс реабилитационных мероприятий — это именно те необходимые меры, которые позволяют добиться выравнивания уровня психического развития до возрастной нормы.

Следует помнить, что до 50% больных ЗПР имеют саморазрушительное поведение. Поэтому при нем, необходимо обратится к врачу.

Действия родителей, если они заподозрили у ребенка ЗПР:

  • пойти на прием к грамотному специалисту — детскому психиатру или нейропсихиатру. Обратите особое внимание: как бы ни было неприятно узнать, что развитие ребенка отстает от нормы, диагностировать и реабилитировать его должны представители традиционной медицины. ЗПР компенсируется только при сотрудничестве психиатров, неврологов, психологов, логопедов, дефектологов. Никакие народные целители, парапсихологи, экстрасенсы и гомеопаты не способны развить речь, увеличить объем и устойчивость внимания или помочь в эмоциональном развитии;
  • накануне вспомнить и записать, а если есть — собрать документы, содержащие данные о протекании беременности, родах, периоде раннего детства, о перенесенных заболеваниях и инфекциях, черепно-мозговых травмах, случаях задержки психического развития у кого-то из родственников;
  • выполнять рекомендации всех специалистов, которые будут работать с ребенком;
  • помнить, что по-настоящему помочь в реабилитации специалист может только при совместных усилиях с родителями: ведь как бы ни был высок уровень профессионализма врача, психолога, логопеда, дефектолога, именно родители проводят с ребенком большее количество времени, именно они способны мотивировать его на занятия, создать в доме обстановку, благоприятную для развития;
  • помнить: чем более своевременно начаты диагностика и коррекция, тем выше шансы того, что ребенку не потребуется специализированная школа. Чем более тесно вы сотрудничаете со специалистами, тем больше доверяет им ребенок.

Лечение ЗРП: +7 (966) 330-11-66

Если Вы проживаете не в Москве, то есть возможность получения помощи по Skype.

Задержка развития. Что делать?

Общая задержка развития ребенка бывает довольно редко. Чаще обнаруживаются лишь отдельные отклонения от нормы: задержка моторного умственного или речевого развития у детей. Что делать и когда, если выявлены нарушения от признанной врачами нормы поведения и деятельности ребенка?

Ключевым здесь является время. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов, что ребенок достигнет нужных показателей и сможет развиваться дальше полноценно. Критический возраст — 8 лет. В этом возрасте завершается формирование мозга. И к этому моменту маленький человек должен быть полностью готов к жизни в обществе: к обучению, восприятию больших объемов информации, анализу и ее передаче в письменной и устной форме.

Поэтому как только родители заметили отклонения от нормы, следует пройти тщательную диагностику и постараться определить причины задержки развития и способы ее преодоления. Лечение и занятия с детьми с задержкой в развитии следует начинать параллельно.

Диагностика и коррекция задержки психического развития ребенка, ЗМР, ЗПРР

Диагноз «задержка речевого развития» или моторного, как правило, ставится в раннем возрасте ребенка в результате плановых осмотров узкими специалистами. Для выявления причин обычно приходится пройти ряд дополнительных обследований.

В амбулаторном реабилитационном центре «Экзарта» проводят еще и функциональную диагностику. Она позволяет точно определить степень владения малышом теми или иными навыками и спланировать индивидуальную программу комплексного лечения задержки речевого развития. Совмещаются все эффективные в каждом конкретном случае факторы воздействия на организм для поэтапного достижения поставленных целей. В основе лечения – терапия Бобат, Войта, нейроразвивающая, методика PNF.

Что включают занятия при задержке психического развития, ЗРР, ЗПРР?

Почему в программе всегда присутствуют ЛФК и массаж – и при задержке речевого развития у детей, и при задержке психического, психоречевого развития? При проблемах с моторикой необходимость в физическом воздействии понятна каждому родителю, а при проблемах мозга – нет. Объясним.

Физическое здоровье человека и психическое связаны неразрывно. Многие психические и речевые процессы эффективно стимулируются через работу определенных мышц тела. Мышечная активность заставляет работать мозг, он развивается и приводит к норме речевые, умственные и психические показатели. Вы легко сможете в этом убедиться, пообщавшись с теми людьми, которые уже закончили лечение в нашем центре. Поскольку мы всегда работаем только на результат, его вы увидите без лишних слов.

Работу с детьми с задержкой речевого развития в центре Экзарта ведут только опытные специалисты – врачи ЛФК, мануальные терапевты, логопеды, неврологи. Они научат и тому, как лечить ЗПРР у своего малыша за пределами центра, чтобы максимально ускорить процесс выздоровления и добиться наилучших результатов в лечении задержки психического развития.

Ищете остеопата для лечения задержки развития ребенка? Или хотите записаться на занятия с детьми с задержкой психического развития? Звоните:

Мы помогаем справиться не только с задержкой психоречевого развития. Лечение в нашем центре проходят и дети с дисплазией суставов, гемиплегией, гипертонусом мышц. Делаем массаж при кривошее новорожденного, у ребенка 6 месяцев, лечение косоглазия, проводим физическую реабилитацию при ДЦП. Обращайтесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector