Коррекция памяти у детей с зпр

Дети с ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание заметно больше времени, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приемы.

Заметно страдает у детей с ЗПР самоорганизация мнемонической деятельности. Они не умеют использовать рациональные приемы запоминания (например, классификацию материала), не могут и не стремятся контролировать свои действия и результаты запоминания.

Практика показывает высокую отзывчивость детей с ЗПР на коррек-ционную работу, которая определяет следующие пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленным вниманием, памятью:

— микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке (выслушать устное задание еще раз);

— дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую;

— использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;

— применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий;

— организация самопланирования и самопроверки как обязательных этапов любой самостоятельной работы ученика на уроке, оречевление учеником своей деятельности.

При организации обучения, адаптированного для детей с ослабленной памятью, возможны следующие направления: учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем, конспектов); многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.

Коррекция памяти у детей с зпр

Рубрика: Психология

Дата публикации: 16.04.2021 2021-04-16

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Красильникова, А. А. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. А. Красильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80096/ (дата обращения: 22.08.2021).

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педагогов и психологов для освоения и запоминания материала.

Ключевые слова: задержка психического развития, виды памяти, непроизвольная память, произвольная память, кратковременная память, долговременная память.

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память является основой психической деятельности.

  1. Непроизвольная память.

Непроизвольная память помогает нам запоминать информацию без особых усилий, при совершении какого-либо действия, при однократном прочтении или в услышанной информации.

  1. Произвольная память.

Произвольная память является целенаправленным запоминанием. Информация запоминается с помощью специальных приемов, многократных повторений.

Также выделяют кратковременную и долговременную память.

Любая информация попадает сначала в кратковременную память, затем при многократном повторении переходит в долговременную, либо стирается из нашей памяти. Долговременная память обеспечивает нам длительное хранение информации [5].

В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени, определяющей успешность обучения, но в дальнейшем процесс обучения начинает влиять на то, как в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Именно в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что связано с активизацией учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти.

Дети в возрасте 7–8 лет воспроизводят информацию при заучивании материала, но происходит это без осмысления содержания текста. При тренировке памяти повышается ее продуктивность, также она зависеть от способов запоминания. Младшие школьники к 10 годам способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать способы запоминания они еще не в состоянии.

В 7–8 лет у детей преобладает наглядно-образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Учащиеся 1–2 классов еще не умеют выделять опорные точки для запоминания, а процесс запоминания протекает эффективнее, если информация богата яркими событиями и эмоционально окрашена. К 9–10 годам у младших школьников формируется способность запоминать на основе логики, то есть развивается словесно-логическая память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Они также владеют навыками заучивания, увеличивается смысловое запоминание.

С началом школьного обучения в деятельности ребенка значительно возрастает значение памяти, как одного из условий овладения системой знаний. Отклонения в развитии памяти связаны с низким объемом запоминаемого материала, преобладанием непроизвольного запоминания над произвольным, снижением продуктивности памяти, повышенной тормозимостью следов побочных воздействий и сниженной помехоустойчивостью [3].

При ЗПР страдают отдельные виды памяти, а другие остаются сохранными. У детей с ЗПР преобладает наглядная память над словестной, также, как и у детей с нормой в развитии. Детям с общим недоразвитием процессов памяти и неумением использовать рациональные запоминания требуется особая поддержка педагога и психолога в образовательном учреждении. Работу с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо строить с опорой на сохранный вид памяти (зрительный или слуховой), с помощью смыслового запоминания посредством выделения главного, заучивания или многократного повторения, с опорой на визуальный материал (схемы, таблицы, картинки).

Объем запоминания и продолжительность запоминания у детей с ЗПР ограничен. Такие дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. У этих детей механизмы памяти ослаблены (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания). Информация, которую они пытались запомнить часто искажается или бывают неточности в запоминании. Поэтому, эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи.

Сильно страдает долговременное запоминание. Дети с ЗПР младшего школьного возраста не удерживают информацию на долгое время. Для заучивания информации тратят большее количество времени, при самостоятельной работе почти не предпринимают попыток добиться запоминания информации. Эти дети редко применяют вспомогательные приемы, потому что не умеют рационально применять различные приемы запоминания.

Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности. Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти [4]:

– заметное, по сравнению с нормой, снижение результативности первых попыток запоминания;

– несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);

– сниженный объем запоминания;

– повышенная тормозимость следов побочными воздействиями;

– нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов.

Для улучшения результата запоминания необходима поддержка и помощь детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для этого необходимо:

– использование разнообразных видов памяти для усвоение материала;

– при первых признаках признаках усталости сменить вид деятельности;

– применение красочного наглядного материала;

– учет особенностей памяти (опора на ведущий вид памяти);

– организация смыслового запоминания на основе выделения главного;

– определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения).

Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других [4].

Как отмечалось выше, отклонения в развитии памяти является ха­рактерным признаком для всех форм задержки психического разви­тия. Специфика и степень тяжести мнемических нарушений в значи­тельной степени зависит от формы ЗПР.

У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются:

1) уменьшение объема и скорости запоминания;

2) неумение рационально организовать и контролировать свою работу;

3) преобладание зрительной памяти над слуховой;

У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие крат­ковременной памяти, проявляющееся в снижении скорости запоми­нания, в медленном нарастании продуктивности запоминания, сни­жении объема памяти.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются раз­нообразные нарушения памяти:

• повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции;

• неумение рационально организовывать и контролировать свою работу;

• уменьшение скорости запоминания;

• излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов;

• недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (не­доразвитие зрительной или слуховой памяти);

• недоразвитие зрительно-пространственной памяти.

У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений па­мяти может не наблюдаться. Память у них отличается высокой изби­рательностью: продуктивность запоминания в значительной степени зависит от мотивации.

Однако для всех форм ЗПР характерна одна общая особенность — это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контроли­ровать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приемы. Поэтому главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, то есть развитие логической памяти.

Традиционно различают кратковременную и долговременную па­мять, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. Однако выделить эти виды памяти в чистом виде довольно сложно и возмож­но только в экспериментальных условиях. В учебной деятельности эти формы памяти выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти); б) слуховая память — для работы по сло­весной инструкции с указанием порядка выполнения задания: напи­сание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геомет­рических узоров по клеточкам и т. п.; в) логическая память— для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сю­жетных рассказах и т. д.

Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах. В настоящее время в практике разработано достаточно большое коли­чество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Рассмотрим некоторые из них, ко­торые были апробированы нами в процессе работы с детьми с различ­ными формами ЗПР.

Задание 1. Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов

Занятие проводится индивидуально, в два этапа. На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.

Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать

Примерный перечень слов:

Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, инте­ресная сказка.

На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые

он должен запомнить без рисунков.

Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глу­хая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.

Задание 2. «Мысленные образы и эмоции»

Занятие проводится в небольшой группе детей. Инструкция: «Я вам буду говорить фразу, а вы после каждой фразы закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку». Фразы:

Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в вашем супе.

Овсяное печенье в коробке в форме ромба. Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке. Капли, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи. Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы.

На последующих занятиях можно предъявлять фразы в зрительной модальности (на специальных карточках).

Задание 3. Развитие зрительно-моторной и зрительной памяти

Используется поэтапная работа ребенка с образцами, по которым необходимо конструировать определенные фигуры из палочек:

• сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец:

• затем время рассматривания образца сокращается до 15—20 се­кунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

Подобные упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности, как конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зритель­ной памяти.

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упраж­нения с применением вместо наглядного образца словесного описа­ния или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попро­сить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти: например, воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

Авторы: Колосова Наталья Валерьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга; Нистарова Татьяна Павловна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга

Поступление в школу – важнейшее событие в жизни дошкольника. Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе.

Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Имея опыт работы с детьми ЗПР, можно отметить, что с каждым годом растет количество детей с нарушением памяти. Поэтому очень важно своевременно оказать коррекционную помощь в развитии памяти у детей с ЗПР.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

— образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

Непроизвольное воспроизведение возникает, без каких либо усилий.

Произвольное воспроизведение – задача что-либо вспомнить, применяя усилия.

Индивидуальные особенности памяти.

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Особенности памяти у детей 5-7 лет

У детей преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста – это его интерес. К 6-7 годам в жизни ребенка возникает произвольная память, сильно развито механическое запоминание. В основе перехода от непроизвольного к произвольному лежит то, что ребенок постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, становятся доступным элементы логического запоминания.

У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но постепенно возникает и развивается словестно-логическая память.

У детей с ЗПР память имеет свои особенности. Непроизвольная память менее продуктивная, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает затруднения, особенно в начале заучивания.

Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память зависит не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений необходимо установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове.

Развитию памяти детей старшего дошкольного возраста способствует обучение приемам создания образа. В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда ребенка побуждаешь к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок.

Для осуществления у детей с ЗПР коррекции в развитии памяти, нами был проведен мониторинг за 2 года.

Были использованы следующие диагностические методики.

Методика «10 слов»

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов ( стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.

Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.

Методика проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:

1. Понравилась ли тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.

2. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.

3. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.

4. А еще что? Может быть, вспомнишь?

Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.

5. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.

6. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.

7. А может быть такое в жизни?

Может быть, здесь что-то перепутано?

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.

I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.

II уровень: допускаются неточности.

III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.

Методика Д. Векслера

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.

Материал: 4 рисунка графических изображений, чистый лист, карандаш.

Методика проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

I уровень: 14 баллов

II уровень: 7-10 баллов

III уровень: 3-5 баллов

«Общие уровни развития памяти у детей с ЗПР старшего возраста»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector