Концентрация внимания у ребенка

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Огромное количество информации, обрушивающейся буквально ежесекундно, невозможно усвоить и обработать. В связи с этим следует научиться выделять только полезные и важные в данный момент сведения. Именно внимание помогает концентрироваться на значимом.

Свойства внимания

Прежде чем решить, как развить внимательность у ребенка, советуем разобраться со следующими свойствами этого понятия:

  • Концентрация – навык сосредотачиваться на нужном объекте и его составляющих, а также способность вникать. Дети с плохо развитой концентрацией отличаются рассеянностью и несобранностью.
  • Объем — количество объектов, которые ребенок или взрослый может одновременно воспринимать и удерживать в сознании. В норме, для первоклассников их количество составляет от 3 до 5. Объем внимания напрямую связан со способностью к логическому мышлению.
  • Устойчивость — возможность сосредотачиваться на конкретном объекте в течение длительного промежутка времени. Дети с устойчивым вниманием добиваются успеха в решении задач повышенной сложности, требующих длительной напряженной работы.
  • Распределение – способность уделять внимание одновременно двум или нескольким объектам при параллельном выполнении действий с ними. Ребенок с такими способностями хорошо справляется с несколькими делами одновременно.
  • Переключение внимания — перемещение внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на второй.

Развитие внимательности у детей: с чего начать

Концентрация внимания у ребенка

Внимание! Срок, в течение которого малыши разных возрастов могут концентрироваться на отдельном предмете, сильно различается. Для двухлеток он составляет 4–10 минут, для четырехлеток — 8–20 минут, для семилеток — 14–35 минут, а для восьмилеток — 16–40 минут.

Такой большой разброс показывает, что дети очень разные, и нельзя предъявлять ко всем ученикам в классе или малышам в группе детсада одинаковые требования.

Развитие внимательности: что нужно предпринять

Развитию внимания у детей способствует техника правильного дыхания. При «неправильном» дыхании в мозг поступает меньше кислорода. Для того чтобы развить этот навык, занимайтесь с малышом выдуванием мыльных пузырей, игрой на духовых инструментах, используйте свистульки и развивайте речевое дыхание с помощью специальных упражнений.

Концентрация внимания у ребенка

Внимание! Устраивайте игры на открытом воздухе. Установлено, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, успеваемостью и интеллектом. Особенно полезны упражнения на развитие координации движений и такие подвижные игры, как догонялки, футбол.

Занимайтесь с ребенком различными видами рукоделия: бисероплетением, вязанием игрушек. Такие разновидности ручного труда повысят зрительно-моторную координацию и научат решать проблемы.

Играйте в настольные игры. Такие забавы развивают стремление к победе и достижению результата, а также учат концентрировать внимание.

Симптомы

Причины

Как правило, дети могут сконцентрироваться на каком-либо одном деле — в особенности если оно требует всего их внимания. Если вы обнаруживаете, что у вашего ребенка это не так, то причиной может быть недостаточное обеспечение мозга кислотами и питательными веществами, что бывает обусловлено неправильным питанием и стрессом. Кроме того, проблемы с концентрацией могут возникать, если ребенка раздирают сложные внутренние конфликты и он не может успокоиться.

Важно! Одним из наиболее серьезных препятствий для концентрации внимания является страх. Проверьте, не вызваны ли проблемы ребенка страхом и стрессовыми ситуациями. В этом случае вы должны сперва устранить причину страха.

Немного медицины

Младенец, как правило, всегда сосредоточен. Не мешайте ему: крохе необходимо время для перерабатывания информации.

Не делайте поспешных выводов

Маленькие дети с удовольствием экспериментируют со своими мыслями. Они начинают играть в какую-то игру, основываясь на каком-то одном правиле, по ходу игры выдумывают еще три правила, а заканчивают играть в игру уже с четырьмя правилами. Это никак не связано с нарушениями концентрации, а просто является выражением стремления ребенка к экспериментированию

Как помочь ребенку

Многие родители провоцируют проблемы с концентрацией у ребенка, резко отвлекая его от того, на чем он сосредоточен, будь это игра, чтение или мечты. Избегайте этого!

Распорядок дня

Утром обсудите с ребенком планы на предстоящий день. Скажите ему, сколько у него времени на игры. Помните о том, что малыш не способен правильно оценивать время, так что вам следует по многу раз говорить ребенку, что ему пора заканчивать игру: например, нужно уходить. Позволяйте ему во время игры с конструктором, кубиками, пазлами и т. п. оставлять все на своих местах — даже если это выглядит неаккуратно. Если вашему ребенку и утром захочется продолжить играть с тем же, с чем и вчера, то он поймет, что есть дела, которыми можно заниматься только с перерывами.

Распределяйте задания по хозяйству

Ребенку не повредит выполнение заданий по хозяйству, соответствующих его возрасту. Обсудите с ним, что ему предстоит сделать, но позволяйте выполнять задание в его собственном ритме. Помните о том, что у детей совсем другое восприятие времени, чем у взрослых.

Уважайте покой ребенка

На сегодняшних детей льется огромнейший поток разнообразной информации. Большую роль тут играют телевидение, компьютер и уличное движение. Не критикуйте ребенка, если он погрузился в свои мечты и не переходит к какой-либо результативной деятельности. Мозгу нужен отдых, чтобы осмыслить накопленный опыт и создать условия для восприятия новых впечатлений.

Розмариновое, базиликовое, лавровое и мятное масла стимулируют мозг. Добавьте несколько капель масла в аромалампу и поставьте ее в комнату ребенка. Гомеопатическое средство дамьяна пентаркан S помогает в случае физического или психического истощения, когда малыш не может сосредоточиться. Давайте ему по 15 капель этого средства три раза в день.

Правильное питание при нарушениях концентрации Обеспечивайте мозг необходимыми веществами!

Очень долго сахар считался питательным веществом, необходимым мозгу. Действительно, клетки мозга вырабатывают энергию из сахара, содержащегося в крови. Однако очень неправильно удовлетворять потребность в сахаре сладостями, кексами или пирогами. Моносахариды из этих пищевых продуктов приводят к резкому подъему уровня сахара в крови, и организму приходится бороться с ними, используя инсулин, в результате чего уровень сахара резко падает, иногда даже ниже, чем был. Из-за этого ребенок чувствует себя усталым и истощенным, и его способность к концентрации снижается. Идеальным питанием для мозга являются полисахариды, так как они заботятся о стабильности уровня сахара в крови и мозг снабжается сахаром равномерно. Это поддерживает концентрацию. Для длительного обеспечения мозга энергией необходимо распределение пищи в течение дня. Оптимальным является четырех-пятикратный прием пищи в день. При этом полдник и ужин в 15:00 и 18:00 должны состоять из белков и аминокислот (в первую очередь из тирозина и фенилаланина), в то время как первый и второй завтраки в 7 и 10 часов утра должны состоять из полисахаридов. Обед в 12—13 часов должен быть легким, содержать много воды, ненасыщенных жирных кислот, минералов и витаминов.

Смерть концентрации!

Все вещества, приводящие к краткосрочному тонизирующему эффекту, просто-таки убивают концентрацию. В первую очередь речь идет о кофеине. Кофеиносодержащие напитки, такие как кола, приводят к снижению концентрации при длительном употреблении! Модные молодежные напитки также содержат огромное количество кофеина и других стимулирующих веществ, которые создают иллюзию прилива энергии, выражающуюся обычно в беспокойстве. Эта энергия реализуется в физической активности, а для концентрации эти напитки очень вредны — и для детей кофеиносодержащие напитки в любом случае должны быть табу! Концентрации вредит также обильная и жирная пища. Если желудку и кишечнику требуется много крови, чтобы переварить тяжелую пищу, страдает мозговая деятельность.

Биологические вещества для оптимальной концентрации

  • Аминокислота тирозин является основой для образования нейротрансмиттеров в нашем мозге. Нехватка тирозина приводит к тому, что клетки мозга теряют взаимосообщение. Пищевые продукты с высоким содержанием тирозина — это, например, птица, молочные продукты, бобовые и орехи. Это вещество может быть синтезировано и самим организмом, если он получает достаточно фенилаланина (из моркови, свеклы, помидоров, яблок и ананасов).
  • Линолевая и линоленовая кислоты — ненасыщенные жирные кислоты, влияющие на обучаемость и память. Они содержатся в первую очередь в растительных маслах.
  • Витамины группы В выполняют важные задачи при деятельности мозга.
  • Магний участвует в передаче нервных импульсов и способствует преобразованию сахара в энергию.
  • Железо необходимо для образования гемоглобина. У детей и женгдин нехватка железа является наиболее распространенной причиной усталости, проблем с обучением и концентрацией.
  • Цинк влияет на работу биохимических связей между отдельными клетками мозга.

Травы, способствующие концентрации внимания

Концентрации внимания могут помочь базилик, розмарин, чабрец, тмин, корица, гвоздика и тимьян.

Будьте примером своему ребенку в плане концентрации. Не делайте несколько дел одновременно и доводите все, что вы начали, до конца.

Вы замечали, что успехи и провалы в учебе у ребенка могут быть вызваны тем, насколько он может (или не может) быть внимательным и сконцентрированным?

Школьники начальных классов невнимательны в силу возраста: их внимание быстро переключается и не задерживается надолго. Так устроены процессы головного мозга на этом этапе его развития.

Несколько фактов об особенностях внимания и концентрации школьников:

  • ваш ребенок воспринимает всего 3-4 символа одномоментно, а некоторые и еще меньше. Говорить ему больше бесмыссленно — все равно не запомнит.
  • время концентрации внимания — всего 7-12 минут и увеличивается только к подростковому возрасту. Именно поэтому наши непоседы не дают скучать учителям на уроках.
  • дети не сразу переключают внимание. К примеру, не сразу «слышат» следующее задание учителя, ведь их внимание по инерции еще «съезжает» с предыдущего.
  • и, наконец, не могут делать две учебных задачи одновременно, только последовательно: в первом классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. Автоматизировав одно действие, к 8 годам смогут сделать два и т.д.

Как ее улучшить?

Научиться этому в коротком видео (время просмотра — 7 минут) нам поможет клинический психолог, нейропсихолог нашей любимой Семейной школы Макарун Ольга Новикова. Предлагаем сочетать «Гимнастику мозга» Пола Деннисона с играми, которые дают быстрый результат*.

*записано вместе с Лизой, ученицей 4 класса, для портала «Я — родитель»

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СПОСОБСТВУЮЩИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ

Дети с СДВГ имеют ряд особенностей в поведении и одна из них – низкая концентрация внимания. Суще- ствует ряд способов, которые могут использовать родители для увеличения концентрации внимания:

Первый и очень важный момент – Организация режима дня и места для занятий.

Детям с синдромом дефицита внимания необходим твердый распорядок дня. Который будет выполняться независимо от настроения домашних как в будни, так и в выходные дни. Режим дня, который включает время на работу и достаточное время на отдых, прогулки, в котором отход ко сну и прием пищи происходит в одно и то же время, имеет очень важное значение для сохранения соматического здоровья ребенка. У детей с СДВГ всегда присутствует низкая нейродинамика, и ослаблен первый блок мозга, который регулирует тонус и бодр- ствование. Слабость первого блока мозга всегда ведет к истощаемости психического фона, соматической и психосоматической уязвимости. Твердый распорядок дня помогает улучшить работу первого блока мозга и способствует сохранению соматического здоровья.

Второй момент – Снижаем влияние отвлекающих факторов во время выполнения домашнего задания.

Когда ребенок работает за столом, убираем все отвлекающие предметы со стола. На столе лежит только тет- радь, учебник и ручка с карандашом. Все лишние предметы и игрушки лежат в ящике стола. Для того чтобы улучшить концентрацию внимания и снизить восприимчивость к внешним раздражителям, приклеить ярко оранжевый круг над столом или положить апельсин. Ярко оранжевый цвет помогает улучшить концентрацию внимания.

Третий момент – В перерывах между приготовлением уроков, обеспечить двигательную целенаправлен- ную активность.

Это может быть выполнение упражнений на балансировочной доске «Баламетрикс» или использование

надувной балансировочной подушки, на которой ребенок стоит и подбрасывает небольшие предметы или рабо- тает с мячом.

Тренировка равновесия и координации тесно связаны с концентрацией внимания. Удерживая баланс тела, ребенок тренирует мозжечок, формируются новые нейронные связи. Ребенок начинает ощущать свое тело и это гармонизирует и внутреннее состояние и повышает концентрацию внимания.

Очень хорошо использовать упражнения с массажными мячиками, прокатывая их по ладоням и подбрасы- вая. Или с обычным мячом, который можно бросать в стену или в пол определенное количество раз, отдельно правой и левой рукой.

Отличной физкультразминкой будет игра по правилам с мячом. Это всем известная игра «Съедобное и не- съедобное» или игра «Запретный фрукт(овощ)» Которая тренирует еще и координацию, произвольность и слу- ховое внимание. Цель этой игры – ребенок повторяет за взрослым название фруктов или овощей перебрасывая мяч, а одно или два будут «запретными». Ребенок их не повторяет, а вместо этого совершает определенные действия, о которых заранее сообщает взрослый (напр. слово помидор не повторять, а вместо этого, хлопнуть в ладоши).

Четвертый момент – Важно выполнять дыхательные упражнения во время работы по приготовлению уроков.

Это улучшает ритмирование организма, положительно влияет на первый блок мозга, развивает самокон- троль и произвольность. Важно помнить, что нарушение ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение и т.д) приводят к нарушению психического развития и, следовательно, снижают кон- центрацию внимания.

Переутомление в школе и вовремя приготовления уроков, снижают внимание и работоспособность. Дыха- тельные упражнения- повышают работоспособность и помогают сосредоточиться на выполняемой работе.

Пятый момент – Организация правильного питания.

Ограничиваем употребление сладостей, простых углеводов. Убираем из питания полуфабрикаты, которые содержат вещества, отрицательно влияющие на функции мозга ребенка: аспартам, глютамат натрия и калия, салицилаты, все добавки, начинающиеся с буквы Е. Исследования показывают, что уже примерно 70 % детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным.

Проведенные исследования показали – поведения ребенка при употреблении даже одного пирожного с пи- щевыми красителями в течение часа после его употребления, заметно повышает гиперактивность и снижает усвоение школьного материала. Исследования показывают, что уже примерно 70% детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным.

Важно помнить про употребление достаточного количества простой воды, не соков и чая, а просто воды. Это способствует улучшению не только общего состояния организма, но и улучшает мыслительные способно- сти как детей, так и взрослых.

Важно употреблять достаточное количество продуктов, содержащих железо, витамины группы В, и содер- жащих Омега-3 жирные кислоты. Продукты, содержащие пребиотики и пробиотики, а также в рационе должны присутствовать продукты, содержащие цинк. Низкие уровни цинка связаны с плохой неврологической функци- ей, недостаточным вниманием и различными двигательными расстройствами.

Шестой момент – Использование сенсорных стимулов.

Игра с песком, водой, крупами (пересыпание, переливание, ищем в крупе предметы, тактильные коробочки ил кусочки ткани и т.д.). Заполняем перерывы между занятиями – разными сенсорными воздействиями, а также играми на развитие крупной моторики и координации. Это может быть и спортивный уголок, или кресло- мешок для того чтобы отдохнуть в разных положениях тела.

Активно используем утяжелители, которые воздействуя на сенсорную систему, высвобождают силы для внимания и уменьшают реакцию на внешние раздражители.

Седьмой момент – Дозированное использование гаджетов.

Важно ограждать гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

Важно стимулировать познавательную активность, и разнообразную занятость ребенка. Побуждать к вы- полнению домашних обязанностей. Проведенное совместно с ребенком время за чтением, настольными и дру- гими играми, способствует гармоничному развитию ребенка и созданию хорошего психологического климата в семье.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Разделы — Психолог
Темы — Нормы и нарушения в развитии, особенности физиологии — Возраст 1 — 3 года

Моей дочке 2 года и 1 месяц. Она у меня не концентрирует внимание. Вот например, когда я начинаю читать ей книжку или играть с ней при этом рассказывая и показывая что я делаю, она начинает нервничать (не хочет, чтоб я читала ей) или наоборот не обращает внимания. Зову ее — она либо сразу откликается, либо только с третьего раза. При этом она у меня плохо разговаривает, сосет пальчик (я ее кормила грудью до 4,5 месяцев, молока было мало, для меня это больная тема. ). Мне кажется, что из-за этого у нее психологическая травма возникла. Как вы думаете, почему она не концентрирует внимание? (Riga)

Ответ:

Здравствуйте, Riga! Спасибо за вопрос.

То, что Вы описали о ребенке, к сожалению, недостаточно для того, чтобы делать заключения. Имеет смысл обратиться к специалисту очно (психолог, дефектолог, невролог).

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) психические функции носят непроизвольный характер, в связи с чем низкая концентрация внимания является нормальной для этого возраста. Ребенок воспринимает то, что находится в поле его зрения, поэтому поведение ребенка 2-3 лет называют «полевым». И если Вы читаете книжку или что-то рассказываете, а ребенок на Вас не смотрит, и, как Вам кажется, «не хочет, чтобы ей читали», на самом деле это не совсем так. Все что Вы проговариваете, пропеваете либо проделываете совместно с ребенком – все это записывается корой головного мозга, все это запечатлевается и откладывается. Поэтому продолжайте делать то, что приятно Вам и Вашей девочке. В ее возрасте мышление развивается наглядно-действенно, т.е. с помощью практических манипуляций с предметами. Поэтому пробуйте больше лепить, строить, рисовать (рисовать пальчиками, руками), собирать и разбирать игрушки из 2-3 деталей. Наблюдайте за девочкой и найдите ту деятельность, которая приносит ЕЙ радость и удовольствие, и попробуйте разделить с ней ее деятельность. Здесь важно не навязывать свои игры, а идти за ребенком и его интересами, потихоньку направляя его, добавляя что-то новое (новая деталь, новое правило, новая краска). При чем, когда Вы занимаетесь чем-то вместе, и Ваш ребенок уходит из игры, переключаясь на другое, важно Вам продолжать проявлять интерес к игре, продолжать проговаривать, комментировать, чтобы вовлечь ее в игру, удерживая тем самым ее внимание на одном объекте игры.

Рекомендую также чаще и больше задавать вопросов Вашей девочке о том, что она видит, создавать ситуации, в которых она должна что-то рассказать, ответить, показать, вобщем, чтобы у нее чаще возникала потребность в речи. Это в целом то, что я хотела сказать.

Но отдельно хотела бы сказать о том, как чувствуется боль и вина Ваших переживаний в письме. Наверняка, есть тому причины. Поэтому имеет смысл Вам самой позаботиться о себе, своих переживаниях и обратиться к психологу очно, проработав их.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Основными свойствами внимания являются:

  • Концентрация
  • Устойчивость
  • Объем
  • Распределение
  • Переключение

Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания.

От степени концентрации внимание зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Концентрация условия помогает учащимся различать сходные предметы, явления, объекты.

Нарушение концентрации внимания у детей – достаточно часто встречающееся поведенческое расстройство, которое многие взрослые воспринимают просто как недостаток воспитания. Однако это заболевание, вызванное нарушениями головного мозга, приносит маленьким сорванцам множество неприятностей: от постоянных одергиваний родителей до неудовлетворительных оценок в школе и психологических травм из-за своей «никчёмности». Нарушение концентрации внимания может возникать вследствие переутомления (носит краткосрочный характер) или вследствие поражений головного мозга.

Нарушения концентрации внимания зачастую сопровождаются гиперактивностью, причём это заболевание может наблюдаться не только у детей и подростков, но и у взрослого человека. Синдром нарушения концентрации внимания обычно характеризуется следующими признаками:

  • неспособность сконцентрировать своё внимание и сосредоточиться на выполнении задания;
  • неусидчивость, суетливость, повышенная возбудимость и импульсивность;
  • забывчивость;
  • частая смена деятельности, суетливость.

Устойчивость внимания характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени. Важным условием эффективности любой деятельности, а особенно учебной является устойчивость внимания, которое проявляется в длительном сосредоточении ее на определенных объектах, на конкретной деятельности. Это свойство является одним из условий завершения любого дела, и наоборот, частое отвлечение внимания мешает доведению начатой работы до конца. Устойчивость внимания обусловливается рядом условий, к которым можно отнести степень сложности учебного материала, отношение к нему учеников, наличие интереса к данному предмету, наконец, возрастные и индивидуальные особенности.

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен, но возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается.

Распределение внимания — способность одновременного выполнения нескольких действий. Распределение внимания возможно лишь при определенных условиях, а именно, когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы. Можно, например, одновременно слушать музыку и выполнять какую-то домашнюю работу. Но совершенно невозможно одновременно слушать учителя и читать книгу, потому что оба вида деятельности в одинаковой степени требуют напряжения внимания.

Механизм распределения внимания заключается в том, что основная деятельность осуществляется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а другие виды деятельности управляются мозговым центром, который находится в полузаторможенном состоянии.

Переключение внимания — способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому. Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека.

Скорость переключения внимания находится в прямой зависимости от подвижности нервных процессов. Вот почему уставшие дети, нервные процессы которых инертны, допускают много ошибок.

Быстрота и легкость переключения зависит от наличия связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности. Если последующая деятельность более интересная, содержательная, чем предыдущая, то внимание легко и быстро переключается. Так же быстро происходит переключение после успешно выполненного задания.

Несмотря на то, что переключение внимания является объективной необходимостью, которая диктуется разнообразием человеческой деятельности, злоупотреблять ими не следует, так как частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает особенно переутомление, это касается тех случаев, когда внимание очень сконцентрировано на определенном объекте.

Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах.

Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса.

Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться на чем-либо другом по просьбе другого человека.

Для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими недоразвитиями, общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания.
Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Ранняя диагностика на этапе дошкольного и школьного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств), которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.

Концентрация внимания у ребенка

Как развить у ребенка внимание и память:

5 игр на развитие внимания и памяти для детей с 3 лет

Интеллектуальные способности ребенка к трехлетнему возрасту входят в стадию стремительного развития, чему в первую очередь способствует развитие речи. В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в более сложные и интересные развивающие игры. Специалисты по детскому развитию рекомендуют активно развивать внимание, мышление, фантазию у детей именно с этого возраста. Концентрация внимания – особенно важный навык в современной реальности, в которой на малыша обрушивается огромное количество информации. Умение задерживать внимание на предмете и развитая память помогут избежать дефицита внимания в будущем.

С чего начать?

Психологи рекомендуют начинать занятия с самого простого, постепенно усложняя задачу и позволяя малышу на каждом этапе чувствовать себя успешно и уверенно. Будьте внимательны к ребенку во время занятий: слишком сложный для него уровень упражнений может расстроить его и настроить против занятий, слишком простой заставит быстро потерять интерес. Наблюдайте и участвуйте, не давайте задания, а играйте вместе с ребенком – давайте ему почувствовать себя победителем, но в то же время поддерживайте азарт.

Также помните про такой важнейший момент, как поддержание интереса. Ребенок не должен ощущать эти занятия как труд или обязанность, важно сделать их интересными. Для этого важно вовремя закончить занятие – прерывайтесь, когда интерес ребенка все еще на пике, тогда в следующий раз он обрадуется продолжению игры.

Все игры и упражнения, описанные ниже, можно адаптировать для возраста и уровня развития вашего малыша, подходите к занятиям креативно, включайте интересные вашему ребенку элементы. Не забывайте, что это игра – а значит, она должна быть веселой и увлекательной.

5 игр на развитие внимания для детей 3-5 лет

  1. Описание предмета

Начните с внимательного разглядывания и описания предметов в вашем доме. Попросите ребенка рассмотреть и детально описать игрушку, предмет мебели, домашнее животное. Помогайте ему, задавая вопросы, или поиграйте в соревновательном ключе – одно свойство называет малыш, следующее – вы и т.д.

Углубляйтесь в мельчайшие детали – мишка меховой, мех у него короткий, коричневый, глазки-пуговки, нос черный и блестящий, заплатка на ухе, пятнышко на животе. В качестве усложнения (и для более взрослых детей) – просите ребенка отвернуться и по памяти вспомнить как можно больше деталей.

  1. Что изменилось?

Положите перед малышом от 3 до 5 разных игрушек. Дайте ему посмотреть на них в течение минуты, вместе проговорите их порядок и названия. Попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться и поменяйте игрушки местами, либо уберите одну и замените ее на другую. Попросите ребёнка назвать, что изменилось или восстановить изначальную последовательность.

Играйте артистично, например, расскажите историю про ветер-хулиган, который унес одну из игрушек, или про то, как игрушки расшалились и перемешались. Дайте ребенку возможность побыть ведущим – пусть он перемешает игрушки, а вы угадаете нужный порядок. Постепенно вы можете добавлять как количество предметов, так и количество внесенных изменений, ориентируйтесь на своего малыша.

  1. Найди пару

Еще одна замечательная развивающая игра на развитие памяти и внимания, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими одновременно. Возьмите карточки с картинками из любого развивающего набора, который найдется у вас дома, либо распечатайте свои карточки из интернета. Всего карточек должно быть от 10 до 60, каждая картинка должна повторяться в наборе 2 раза.

Выложите карточки на полу картинками вверх, дайте ребенку посмотреть на их расположение. Переверните все картинки рубашкой вверх. Попросите ребенка показать на любую пару из одинаковых карточек и переверните их. Позволяйте ему ошибаться, не говорите слов «неправильно» или «ошибка». Лучше просто называйте предметы, которые видите на картинках: «посмотри, тут коровка, а мы искали кошку». Угаданные пары ребенок забирает себе, а не угаданные снова переворачиваются рубашкой вверх, пока все карточки не окажутся у ребенка.

Если вы печатаете карточки сами, то вы можете выбрать картинки, которые принесут ребенку особую радость – например, с его любимыми героями мультфильма.

  1. Найди отличия

Отличным упражнением как на развитие памяти, так и на развитие речи является знакомое всем «Найди отличия». Сегодня не обязательно покупать специальные книги, вы можете бесплатно распечатать изображения из Интернета.

Как правило, это два рисунка, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми, но с некоторыми отличиями. Можно называть отличия с малышом по очереди, а также полезно не просто показывать пальцем, а вслух описывать, что изображено на картинке и в чем заключается отличие («на одной картинке цветок желтый, а на другой белый»).

Такая игра также позволяет повторить счет, понятия пространства (право-лево, верх-низ), тренировать словесное описание. Выбирайте сложность картинки под возраст и способности ребенка.

  1. Запоминание очередности

В такую развивающую игру можно играть, гуляя с ребенком или читая ему сказку. По сути – мы учим малыша пересказывать и тренируем техники запоминания. На улице можно постараться запомнить от 3 до 10 действий и предметов, а также их последовательность: ехала синяя машина, дети играли в мяч, дядя гулял с собакой, на окне сидела кошка, у магазина стоял грузовик. Усложняйте задачу постепенно: запоминайте очередность увиденного, детали предметов и героев, где именно происходило действие.

По такому же прицепу можно попросить малыша вспомнить прослушанную сказку или увиденный мультфильм: с чего все началось, что произошло дальше, и дальше, чем все закончилось. Первые разы это может оказаться сложно, подсказывайте и помогайте, задавая вопросы «на окне сидела собака или кошка?».

Эта игра отлично помогает развить логическое мышление, речь, память, улучшить восприятие и внимание.

Помните, что к любому упражнению на развитие внимания и памяти можно и нужно подходить творчески, подстраивайтесь под своего ребенка, сделайте занятия максимально увлекательными и приятными для вас обоих. И не забывайте, что результаты появляются только при условии регулярности, лучше сделать занятия короче, но заниматься каждый день.

Вам также может быть интересно:

Чтение и математика по Зайцеву Развивающие занятия для детей 3-5 лет в Бутово и Подольске
Творчество Рисование, лепка, дизайн для детей с 3 лет
Индивидуальные занятия с логопедом Детский логопед в Бутово и Подольске

Довольно часто мы слышим от родителей, что ребенок невнимательный, неусидчивый, пассивный, не в состоянии выучить стихотворение, выполнить элементарную просьбу и т.д. Такие же замечания в дальнейшем подтверждаются словами педагогов в школе.

В дошкольном возрасте ребенок не может больше нескольких минут слушать сказку, или играть с детьми, хватает и бросает игрушки, не может увлечься каким-то занятием надолго.

Чаще всего нарушение сочетается повышенной утомляемостью с гиперактивностью.

В школьном возрасте учителя жалуются на рассеянность, на уроках почти ничего не запоминает, не помнит, что говорил учитель. Часто теряет или забывает где-то свои вещи. Взрослым приходится несколько раз повторять просьбу или обращение к ребенку, чтобы он отреагировал.

Невнимательность может сочетаться как с пассивностью, так и с расторможенностью, а так же с нежелательными формами поведения (часто дерётся со сверстниками, грубит взрослым).

Хотя часто считают, что нарушение внимания – это психологическая проблема, у этих детей всегда есть неврологические нарушения. Дефицит внимания связан с нарушениями работы ствола мозга. Поэтому воздействие на причину нарушения делает педагогические или психологические занятия с ребенком во много раз эффективнее.

Дефицит внимания, как правило сочетается с нарушением центральных аудиторных процессов.

Невнимательность может сочетаться как с пассивностью, так и с расторможенностью, а так же с нежелательными формами поведения (часто дерётся со сверстниками, грубит взрослым).

  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка
  • Концентрация внимания у ребенка

В том случае, если указанная особенность поведения является типичной и для Вашего малыша, следует обратить внимание на проблему нарушения внимания и концентрации!

Для чего нам нужны внимание и концентрация?

Внимание – это процесс (сознательного / бессознательного) отбора информации, поступающей через органы чувств.

Одним из качеств внимания является концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте.

Какие функции выполняет внимание в жизни ребенка:

  • активизирует и тормозит психологические и физиологические процессы;
  • способствует отбору поступающей информации;
  • обеспечивает сосредоточенность на объектах и видах деятельности;
  • определяет прочность и избирательность памяти;
  • способствует взаимопониманию и социальной адаптации;
  • помогает усваивать учебную информацию

Исходя из выше сказанного, нарушение внимания является проблемой, требующей незамедлительного решения!

Общеизвестно, что для дошкольного возраста увлеченность и заинтересованность каким-либо действием (игрой, выполнением задания) является кратковременной. Однако в этот период развития ребенка закладываются основы будущей познавательной деятельности, которые получат развитие в школьном возрасте. Как правило, родители начинают замечать у своего ребенка проблемы с нарушением внимания, только когда он становится учеником.

К возможным причинам нарушения внимания ребенка следует отнести:

  • соматические заболевания(тяжелые вирусные, хронические);
  • родовые травмы
  • психологические проблемы, стрессы(резкая смена условий жизни, поступление в школу, развод родителей и пр.);
  • неврологические расстройства(нарушение координации движений, нарушения зрения и слуха, понимания речи, задержку развития).

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.

Концентрация внимания у ребенкаРебенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект.

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие.

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Условия развития внимания детей 2-3 лет

• Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.

• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).

• Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.

• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть.

• Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.

• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.

• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)

• Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.

• Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Концентрация внимания у ребенка

2 года – 2 года 6 месяцев

— Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

— Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).

2 года 6 месяцев – 3 года

— Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

— Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.

— Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

— Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector