Еще когда ребенок находится внутри своей мамы, его обоняние начинает работать задолго до его рождения. Уже с 7ми месяцев плод может распознавать запах околоплодных вод, который «окрашен» индивидуальным запахом его матери.
Самые первые запахи, которые чувствует новорожденный малыш — это запах мамы, запах маминых рук, запах первых капель грудного молока. С первых дней ребенок по запаху молока матери может отличить свою маму — он будет поворачиваться к бюстгалтерной прокладке своей мамы и игнорировать прокладки других кормящих женщин. А во время сна начинает делать сосательные движения, лишь только почувствует запах материнского молока. Этот факт объясняется выработкой феромонов специальными потовыми железами вокруг сосков (бугорками Монтгомери). Именно эта способность помогает малышу соориентироваться в нужном направлении тогда, когда возникнет чувство голода. А если Вы оставите рядом с Вашим спящим малышом вещь, которую носите постоянно, и он будет спокоен так как рядом будет «свой» запах.
Уже в возрасте нескольких дней новорожденный начинает дифферинцировать запахи. Например, когда подносишь пузырек с запахом ванили, банана, он начинает глубоко вдыхать, поворачивать голову в сторону пузырька. И наоборот, реагируют неудовольствием (смыкают веки, морщит личико, начинает плакать, и даже учащается пульс и дыхание на резкие неприятные запахи. На 4-ом месяце жизни ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных и отвечать на них адекватной эмоционально-двигательной реакцией.
Небольшие советы, с чего можно начинать развивать обоняние.
Оставьте в кроватке ребенка одежду или маленький платок, который вы носили. Пропитанный вашим запахом, он будет оказывать на ребенка успокаивающее действие.
Не меняйте духи, мыло или лосьон, которыми вы пользуетесь, хотя бы в первые месяцы жизни ребенка, чтобы его не волновать.
Во время прогулки, во время приготовления пищи попросите ребенка понюхать цветы, воздух, напоенный ароматами, пищу, которая вкусно пахнет. Пусть он запомнит запах свежей земляники, сирени, сдобы, свежего хлеба, грибного супа и т.п.
Некоторые игрушки (книги, карандаши) также источают запахи. Они могут заставить ребенка связать воедино содержание интересной книжки и ее запах.
Связь ребенка с мамой. Первый час после рождения самый важный
В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает «кризис рождения». Малыш вступает в совершенно новый мир.
На смену водной среде приходит воздушная, не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов — бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это — огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.
Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения
Первые часы после появления ребенка на свет — один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.
Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач ребенка и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок — из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать — из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.
Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания
Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это — своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.
Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком
Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от груди. Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.
Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше — всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.
Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании
Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.
Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.
Таким образом, кормление — акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Иметь детей — это как держать в руках частичку своего сердца. Частичку вашего сердца, на которую можно смотреть, щекотать, кормить и развлекать. Ребёнок — это часть вашего сердца, которая была крепко привязана к вам в течение последних девяти месяцев, но некоторые матери начинают беспокоиться: что, если эта часть вашего сердца не узнает вас?
Как оказалось, новорожденные младенцы умнее, чем мы думали. Возможно, они ничего не знают о реальном мире, но эти очаровательные крошечные человечки могут узнать своих мам.
На самом деле, другие виды животного мира тоже могут узнавать своих матерей. Новорожденные мыши и другие млекопитающие идентифицируют своих матерей, используя тот же механизм, что и новорожденные люди.
Новорожденный человек использует свои чувства, чтобы отличить свою мать от других особей. Отцы, не волнуйтесь, ваш ребёнок вас тоже узнает, но! — сначала мама.
Примечательно, что слух новорожденных активизируется ещё до того, как они выходят на свет. Еще на стадии внутриутробного развития они могут слышать материнский голос.
Ребёнок может слышать голос мамы и узнавать его, начиная с третьего триместра. Примерно через 30 недель внутриутробного периода механизмы (сенсорные и мозговые) достаточно развились, чтобы позволить это — соответственно, младенцы в утробе матери могут слышать и узнавать её голос в последние 10 недель беременности.
Примечательно, что младенцы могут слышать ещё сердцебиение своей матери и ритмичный кровоток.
Однако материнский голос, который слышит плод, низкий по звучанию и довольно приглушённый. Его слышно, когда он передаётся через кости матери и амниотическую жидкость.
Исследование показало, что даже недоношенные дети способны узнавать голос своей матери. После того, как младенец появился на свет, он, естественно, начинает отдавать предпочтение материнскому голосу из-за его знакомости детёнышу. Таким образом, пренатальное воздействие играет важную роль в распознавании. Идентификация ребёнка улучшается при постоянном воздействии голоса его мамы.
Постепенно малыш становится достаточно опытным, чтобы даже отличать голоса своего папы и других членов семьи от незнакомых людей.
Обоняние
Как и слух, обоняние развивается и становится функциональным, пока ребёнок находится в самой утробе матери, но что там нюхать в матке? Амниотическую жидкость!
Амнион представляет собой мешок, который окружает плод в матке. Он заполнен жидкостью, называемой амниотической жидкостью. Это та самая жидкость, которая выделяется при «отходе вод» у женщины. Ребёнок находится в безопасности внутри этого амниотического мешка, а жидкость действует как амортизатор и источник питательных веществ для ребёнка на протяжении всей беременности.
Ребёнок внутри матки ощущает амниотическую жидкость, когда он сосёт большой палец и во время глотания. Манипуляции с запахом амниотической жидкости в экспериментах показали изменения в реакции младенцев. Они проявляют влечение к запаху этой жидкости, что явно указывает на пренатальное «обучение».
После рождения ребёнок инстинктивно поворачивается к материнской груди, так как она является источником амниотического запаха. Уже в первый день плачущие младенцы успокаиваются, когда их подносят к матери — из-за знакомого запаха.
Мамы обычно остаются в самом тесном контакте с ребёнком во время кормления и в другое время. Таким образом, младенец больше всего подвергается воздействию материнского запаха. Он начинает осознавать, что именно за этим запахом следует питание и вообще комфорт. В результате у него развивается предпочтение к определённому запаху.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, менее склонны к материнскому запаху, чем дети, находящиеся на грудном вскармливании. Это означает, что воздействие материнского запаха играет жизненно важную роль в развитии узнавания ребёнка.
Зрение
Несмотря на то, что зрение ещё не полностью развито к моменту рождения, дети могут удивить вас по-разному! У новорожденного всё вокруг размыто и нечётко, если только объекты не находятся достаточно близко.
Исследования показали, что младенцы склонны воспринимать лица лучше, чем другие объекты. Следовательно, дети любят смотреть на лица! Однако они не в состоянии распознать их примерно до 3-6-месячного возраста. Младенцы в этом возрасте способны отличать лицо своей мамы от других.
Осязание внутриутробно
В исследовании, проведенном Университетом Данди в Шотландии, использовалась 3D-сонография в режиме реального времени для регистрации реакции плода на поглаживание материнского живота. Для этого исследования были выбраны женщины в третьем триместре.
Исследование показало, что ребёнок реагировал на прикосновение матери к области живота больше, чем на прикосновение незнакомца. Младенец чаще всего тянулся к стенке матки, когда мама гладила себя по животу.
Нам может казаться, что новорожденные — новички в этом мире, абсолютно ничего не знающие. Однако младенцы достаточно умны, чтобы убедить нас, что это не так. Они выходят во внешний мир с достаточным объёмом знаний, чтобы распознать своего основного воспитателя — свою мать — и постепенно узнают о ней больше всего за несколько месяцев.
В младенчестве ребенок не может обходиться без мамы. Со временем он подрастает, и ее роль меняется, но значение не уменьшается. Подробнее об этом рассказала психолог семейного центра «Печатники» Ирина Кутянова.
Дайте ребенку свободу выбора!
В семейный центр «Печатники» обратилась мама 12-летнего сына. Она жаловалась, что ребенок перестал слушаться. После нескольких встреч с психологом мать поняла, что необходимо перестраивать отношения с подрастающим сыном, дать ему больше свободы, например, в выборе увлечений и кружков, при этом мягко направляя его энергию в конструктивное русло.
Период от 0 до 1 года
«Самая важная задача мамы в этот период — эмоциональный и телесный контакт с малышом, удовлетворение его базовых потребностей, развитие ребенка сообразно его возрасту», — говорит психолог.
Для ребенка (от 0 до 1 года) очень важно пережить опыт безусловной любви матери к малышу. Через взаимодействие с мамой он формирует базовое доверие либо недоверие к миру. Если мама реагирует на сигналы от ребенка, понимает их, взаимодействует с чадом, дарит ему свою любовь и заботу, то он формирует установку, что мир хороший, доброжелательно относится к нему. И в дальнейшем ему будет гораздо проще выстраивать отношения с другими людьми, стать самостоятельным и независимым.
В самом раннем возрасте ребенок нуждается в тактильном контакте, не случайно такие приспособления, как слинг и кенгуру, очень популярны. Если малыш плачет, не голоден, чист, то первым делом нужно взять его на руки. Находясь в телесном контакте с мамой, у нее на руках, он успокаивается. «Не раздражайтесь на плач маленького ребенка, а постараться успокоить и выяснить причину. За этим стоит неудовлетворенная потребность или дискомфорт. Он плачет, когда что-то не так, если устал или голоден, а не для того, чтобы насолить родителям или манипулировать ими», — советует Ирина.
Из развивающих игр в этом возрасте актуальны яркие погремушки, неваляшки, игрушки, с разными наполнителями, которые малыш может брать в ручки (например, крупы, горох и т. п.). Такие игрушки родители могут сделать своими руками. Актуальны песенки и колыбельные, которые мама поет для малыша. Также очень важно разговаривать с ребенком: общение должно выражать радость и любовь к малышу.
Раннее детство: от 1 до 3 лет
Начиная с 1 года, ребенок учится самостоятельно ходить, основная роль мамы — создать безопасную среду для малыша. Также это время, когда ребенок активно развивается. Мама становится проводником ребенка в окружающий мир, она учит называть предметы, произносить слова и предложения. При этом важно, чтобы речь мамы была неторопливой, тогда малыш гораздо быстрее научится говорить. Можно слушать и петь с малышом простые песенки.
Обеспечьте безопасное пространство: уберите из доступных для ребенка мест бытовую химию, острые предметы, поставьте ограничители на шкафы, розетки, окна.
Обучите ребенка основам безопасного поведения: не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей. Очень важно делать это в корректной форме, не кричать на ребенка. А находясь на улице и в общественных местах, всегда держите ребенка за руку. Таким образом вы передаете ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен, при этом обеспечиваете его безопасность.
Из развивающих игр отдайте предпочтение пальчиковым, которые тренируют мелкую моторику: «сорока-ворона», пальчиковая гимнастика.
Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет
С каждым годом с ребенком становится все интереснее общаться, можно обсуждать с ним, что происходит на улице или в парке, собирать вместе осенние листья, делать поделки для детского сада. Как правило, в этот период мама возвращается на работу, если нет младших братьев и сестренок, а ребенок начинает ходить в детский сад.
С началом посещения детского сада жизнь ребенка меняется, он учится общению не только в семье, но и первом детском коллективе с другими детьми. «Обращайте внимание на то, к чему тянется ребенок: одним детям нравится рисовать, а другие больше увлекаются танцами или спортом. Учитывайте, как ребенок адаптируется к садику, охотно ли остается в группе, как общается с другими ребятами. Поощряйте природные стремления детей с раннего возраста, и тогда в будущем они могут раскрыться в полной мере и стать настоящими талантами», — комментирует психолог.
Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет
В этом возрасте ребенок еще сохраняет много детских качеств, он по-прежнему нуждается в заботе и сопровождении. Основное изменение, которое происходит в этот период, — это начало обучения в школе. Мама как никто другой может помочь в адаптации ребенка, вовремя выявить проблему и решить ее.
«Находитесь рядом, помогайте ребенку, если у него сразу не получается решить задачку или написать прописи. Не давите на него, а объясните, что если у него будут сложности, он всегда может обратиться с вопросом и за помощью к маме. Интересуйтесь, как у него успехи, что непонятно или сложно, с какими трудностями сталкивается ребенок, с кем общался в школе, какие предметы самые любимые», — говорит Ирина.
Подростковый период: от 12 до 15 лет
Этот период самый сложный в жизни не только родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании задатков и способностей подростка, которые нужно помогать развивать. Ребенок в этом возрасте больше ориентируется на сверстников, чем на мнение родителей. В то же время это нормальное явление и связано с взрослением ребенка. Трудности подросткового возраста пройдут, но важно в течение этого периода сохранить контакт с ребенком. Помогут в общении с ребенком признание его взросления, расширение самостоятельности и ответственности, привлечение к помощи по дому.
«Роль мамы в этом возрасте заключается в том, чтобы помочь сориентироваться ребенку в будущей профессии, сохранить хорошие отношения, поддерживать эмоциональную связь. В этот период с подростком можно общаться на темы, которые его волнуют: о смысле жизни, предназначении, о жизни и смерти», — считает психолог.
Кризисы
В общении с ребенком важно учитывать переломные моменты, или кризисы развития: по Льву Выготскому это 1 год, 2 года, 3 года, 6 —7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, которые дают новое качество в развитии детей: 1 год — овладение ходьбой; 2 года — формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года — период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет — период подготовки к школе; 12–13 лет — пубертатный период, период полового созревания.
Где могут помочь
В случае если мамы хотели бы разобраться в том, как они могут лучше общаться и развивать детей разного возраста, всегда можно обратиться к специалистам столичных семейных центров за квалифицированной помощью через портал «Мой семейный центр». Психологи подскажут родителям, как лучше взаимодействовать с детьми. Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Когда ваш малыш стал вас узнавать как маму?Например, успокаивался только у вас на руках и тд.Мне кажется мой ребенок ,4 месяца,не выделяет меня как маму.Он всем улыбается,со всеми гулит,заснуть может у кого угодно на руках
так же, но с месяц уже на фразу «где мама?» поворачивается ко мне, ищет зрительный контакт. может, и раньше могла, да никто не спрашивал))) а так — я радуюсь)) старшая до полутора лет даже оставаться без меня не желала ни с кем, это выматывало.
Мне кажется, возможно конечно именно кажется, с роддома узнавал))) хотя бы по запаху молока это точно. Возможно в 4 мес он еще не делит людей на своих и чужих и вам кажется что он вас не выделяет.
+++
что старший, что младший орали, если меня не было в палате. Ни соседка, ни медики успокоить не могли. Но стоило мне войти и начать разговаривать с ребёнком — замолкали тут же
Хорошо) перефразирую вопрос..Когда ваш ребёнок стал вас выделять от чужих?В роддоме этого никак не могло бы произойти
Выделять маму и быть радостным/нерадостным с другими людьми — не одно и то же. Или Вы хотите, чтобы ребенок улыбался только Вам?
Вот и отлично! Можно без проблем оставить его с папой/бабушкой или др. родным человеком и сходить по своим делам.
Я в роддоме плакала когда медсестра забрала ребенка и стала кормить смесью со словами » он у тебя голодный».
Я в роддоме плакала когда медсестра забрала ребенка и стала кормить смесью со словами » он у тебя голодный».
А че плакать-то? Кормят ребенка, разве плохо? Гормончики. Ну в роддоме понятно, там не у всех голова на место успевает вернуться. 🙂
Ничего страшного в смеси нет. От нее кому плохо стало, кроме аллергиков (им другую дадут)? У многих мамочек в первые дни бывает совсем мало молока — стресс от родов, непривычная обстановка, просто еще не раздоилось. Что же ребенку — голодать что ли? Моего тоже помнится докармливали, все хорошо было. Никакой ревности, наоборот, благодарна была, что они следят за этим, заботятся.
Ребенок все время просится на руки? Как только мама отошла хнычет и не любит ездить в коляске?
С большой долей вероятности окружающие будут называть его «ручным ребенком», недовольно цокая на маму, что так разбаловала новорожденного.
Однако, давайте разбираться, действительно ли телесный контакт так плох для мамы и малыша, как это нам привыкли преподносить.
О важности прикосновений
Кожа – самый большой и тяжелый орган нашего тела. Она имеет тесную связь со многими системами организма, особенно нервной. У них одно происхождение (из наружного зародышевого листка) и тесное рецепторное взаимодействие. Именно от кожи центральная нервная система получает самое большое число импульсов. Эти импульсы тренируют и развивают межнейронные взаимодействия. Связи между клетками формируют опыт и навыки. Без них развитие замедляется.
Прикосновения также стимулируют кровообращение, участвуют в регулировании работы эндокринной и иммунной систем. В Институте тактильных исследований при Майамском университете изучают воздействие контактов на ребёнка и выделяют их в отдельный раздел «тактильной терапии». По их данным она помогает при коликах, расстройствах сна, повышенной возбудимости и даже способствует увеличению весовых прибавок.
Ребенок сразу после рождения. Первый контакт мамы и малыша.
С первой вашей встречи начинает формироваться сенсорный опыт малыша и новый опыт материнства. Контакт важен для обоих, и для мамы и для ребенка:
- Малышу он передает вашу любовь и заботу о нем, вселяет уверенность в новом мире.
- Мама же укрепляет связь с ребёнком, которая способствует становлению лактации и комфортному протеканию послеродового периода.
Ручной ребенок. Почему тактильный контакт действительно важен?
Для новорожденного очень важен тактильный опыт, причем это не только ношение на руках и контакт «кожа к коже». Это любые прикосновения, любой физический контакт: прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи, укачивание и прочее.
Контактов не бывает слишком много!
Трогайте щёчки, пальчики, ручки, стопочки, ушки. Гладьте по головке, плечикам, животику, спинке, ягодицам. Всё тело малыша в ваших руках. Гормоны радости выработаются у обоих участников этого процесса.
Во время общения с малышом он ощущает не только прикосновения, но воспринимает звуки и запахи. Это неотъемлемые компоненты любого физического контакта, а значит, стимулы для развития головного мозга и формирования новых нейронных связей.
Впечатление о мире
Окружение малыша, наличие или отсутствие постоянного контакта с матерью (или взрослым её замещающим) формируют у новорождённого представление о мире его окружающем.
Если с малышом взрослые всегда в контакте, берут на руки, при общении смотрят в глаза и разговаривают, озвучивают свои действия, удовлетворяют базовые потребности, формируется позитивное впечатление о мире. В противном случае – негативное.
Любая мама знает, что с первых минут жизни малыш может отличить ее от других людей — даже родственников. А как он это делает?
«Ребенок использует четыре важных чувства, чтобы идентифицировать свою маму: слух, обоняние, осязание и зрение», — объясняет доктор Джессика Мэдден, сертифицированный педиатр, неонатолог и международный сертифицированный консультант по грудному вскармливанию.
Узнают ли новорожденные свою мать при рождении?
Короткий ответ: да. «Исследования показали, когда матери прижимают новорожденных к коже, происходят значительные изменения в жизненно важных показателях малыша — их частота дыхания и частота сердечных сокращений замедляются, они становятся спокойными», — говорит Мэдден. Другими словами, ребенок сразу понимает, что мать держит его на руках.
Младенцы действительно могут слышать голос своей матери, находясь в утробе матери.
«Есть доказательства того, что младенцы начинают узнавать голос своей матери уже в третьем триместре беременности, — говорит доктор Ребекка Даймонд, сертифицированный педиатр и доцент кафедры педиатрии Колумбийского университета.
Сразу после рождения младенцы, узнают голос своей матери и предпочитают ее голос другим. Они также отдают предпочтение звукам, произносимым на языке, на котором говорила их мать во время беременности. Это еще раз показывает, насколько мамина речь повлияла на развитие их мозга».
Это означает, что к тому времени, когда ваш малыш родится, он уже знает, кто вы, просто по звуку вашего голоса. Исследование 2012 года показало, что еще нерожденные дети активно слушают голос своей матери в утробе в течение последних 10 недель беременности.
Чувствуют ли младенцы сердцебиение своей мамы?
Во время беременности ребенок подвергается воздействию звука сердцебиения матери, и он может слышать это с семи месяцев беременности.
«Новорожденных детей успокаивает звук сердцебиения», — говорит доктор Пьеретт Пуансетт, сертифицированный педиатр — В течение третьего триместра мозг плода достаточно развился, чтобы распознавать, что это сердцебиение является важным звуком. Слышать звуки сердцебиения матери и реагировать на них также важно для дальнейшего развития мозга плода».
Знают ли новорожденные запах своей мамы?
Младенцы не только узнают запах своей матери — он еще и прекрасно успокаивает их. По словам исследователей, плод постоянно подвергается воздействию уникального запаха и вкуса амниотической жидкости матери, что способствует высокоразвитому обонянию ребенка при рождении.
«Есть несколько исследований, которые показали, что новорожденные отдают предпочтение материнскому грудному молоку и запаху тела в течение первой недели жизни по сравнению с другими», — говорят ученые.
Запах мамы расслабляет ребенка и создает прочную связь, поэтому контакт кожа к коже так важен.
«Возможность обонять, слышать, пробовать на вкус и прикасаться к своим матерям облегчает переход младенцев к жизни в новом мире, способствует сближению, а также помогает младенцам (и их мамам) быстрее начать грудное вскармливание», — объясняет Мэдден.
Рассказываем, как младенцы распознают лица и как родители могут повлиять на отношение детей к разным расам уже в возрасте 6 месяцев.
Ребёнок уже через несколько часов после рождения может отличить лицо мамы от лиц других людей. С таким утверждением выступает профессор психологии Ратгерского университета (Нью-Джерси, США) Ванесса ЛоБью (Vanessa LoBue), которая много лет занимается эмоциональным развитием младенцев. В круг интересов профессора входит вопрос, как новорожденные распознают лица и их эмоциональные выражения.
Эксперименты по распознаванию лиц
Труды нескольких учёных, а также результаты собственных исследований позволили Ванессе предположить, что буквально с первых моментов жизни у детей получается распознавать лица.
Коллеги Ванессы из Американской академии педиатрии провели эксперимент. Сорока новорождённым, возраст которых в среднем составлял 9 минут, показали картинку с тремя лицами. Первое лицо было обыкновенным, на втором — брови, глаза, нос и губы расположили в беспорядке, третья рожица была пустая. Листочек медленно передвигали по одной линии и следили за взглядом младенцев. Новорождённые останавливали взгляд на обычном лице гораздо дольше, чем на других. Это позволило предположить, что дети уже рождаются с «отзывчивостью» к человеческому лицу.
Такие рожицы показывали младенцам во время эксперимента
А уже через несколько часов после рождения малыши искусно отличают лицо матери от других. Также учёные считают, что буквально за пару дней дети учатся с помощью разных выражений лица распознавать основные эмоции: грусть, радость, удивление.
Около трёх месяцев малыш тратит на то, чтобы научиться идентифицировать лица «своих» (кроме мамы — её он знает с самого рождения) и «чужих». К пяти месяцам он умеет не только считывать эмоции, но и демонстрирует их самостоятельно. Причём печальное выражение лица будет сопровождаться соответствующей интонацией в голосе. В полгода способность младенцев распознавать и маркировать выражения лица приближается к компетенции большинства взрослых.
К первому году ребёнок считывает эмоции как информацию, которая помогает ему действовать в новых ситуациях. Например, кроха учится ходить. Он аккуратно поднимается и замирает в позиции с опасным наклоном, смотрит на лицо своей мамы в поисках одобрения/предостережения. Или другой пример: малыши соглашаются спуститься с горки, только когда мама улыбнётся, и пятятся, когда видят её грозное выражение лица.
Как научить своего ребёнка распознавать лица других рас
В результате экспериментов Ванесса ЛоБью пришла к выводу, что к 3-5 месяцам у ребёнка стремительно развивается способность идентифицировать разные эмоции, а также появляются первые предпочтения одних типов лиц и отторжение к другим. Все окружающие делятся на «привлекательных» и «непривлекательных». Поведение малыша в кругу «привлекательных» лиц будет сильно отличаться от поведения в кругу тех, кто ему несимпатичен.
В это же время ребёнок начинает различать людей разных рас. Но вот что любопытно: отличать лица в рамках другой расы (не своей) малыш совершенно не может. Все люди другой расы кажутся ему одинаковыми.
Исследователи называют это явление «перцептивным сужением». От рождения ребёнок способен улавливать множество тонких черт нашей внешности. Но, как правило, малыш с рождения до полугода видит одних и тех же людей и старается сконцентрироваться именно на чертах их лиц. Другие ему становятся неинтересны — соответственно, он перестаёт распознавать их так же хорошо, как делал это раньше.
Хорошая новость: эффект «перцептивного сужения» можно отменить, если устроить ежедневное взаимодействие малыша с представителями разных рас. Необязательно приглашать к нему людей, достаточно регулярно показывать фотографии или видео.
В 2012 году журнал «Экспериментальная детская психология» опубликовал исследование, которое подтверждало факт отмены «перцептивного сужения». Белым малышам от 8 до 10 месяцев ежедневно в течение одной минуты показывали лица разных азиатских женщин. После трёх недель эксперимента малыши стали распознавать лица другой расы намного лучше, чем группа других испытуемых младенцев, которым никого не показывали.
Своим исследованием и обобщением других работ Ванесса ЛоБью пытается донести до родителей, что уже с самого рождения ребёнок улавливает мимику родных, считывает каждую эмоцию. И родителям стоит максимально вдумчиво подходить к своим реакциям, которые ребёнок моментально считает и примет как что-то само собой разумеющееся.
В первые месяцы жизни новорожденный полностью зависит от своей мамы. Ваша самоотверженность важна для физического и психического развития ребенка, как и молоко, которым вы его кормите минимум 5 раз в день. Утомительно? Немного. К счастью, ваши труды полностью «окупаются», личико малыша освещается самыми очаровательными на свете улыбками. Вид этой беззубой улыбки — лучшее лекарство от послеродовой депрессии и переутомления. Кто-то скажет, что это обычный рефлекс, не имеющий никакого отношения к зарождающейся любви.
Некоторые дети улыбаются с первых дней жизни, и неважно, что улыбка не адресована какому-то конкретному человеку. Малыши улыбаются жизни! Эти мимические сокращения играют первостепенную роль в формировании связи между ребенком и матерью. Выражение радости на личике ребенка активирует определенную зону мозга матери, вызывая чувство эйфории, помогая выдерживать нагрузки и недосып.
Что можно посоветовать молодым мамам, которые не «сходят с ума» по своим детям? Отношения с ребенком могут формироваться медленнее, чем обычно. Особенно когда мама страдает от послеродовой депрессии. Но не нужно себя в этом винить, ведь ребенок взаимодействует и с другими людьми. К счастью, не все зависит от мамы! Не занимайтесь самобичеванием — это никому не принесет пользы, позаботьтесь о себе, и, когда ваше эмоциональное состояние придет в норму, вы окунетесь в материнство со всем пылом и страстью.
А как малыш пожирает вас глазами во время кормления грудью! Такое обожание в его глазах — и вы просто на седьмом небе от счастья. Но почему он так внимательно смотрит? Он подробно запоминает ваши черты лица. Его инстинкт подсказывает, что мама — самый важный человек в его жизни.
С первых дней ребенок может узнавать черты лица мамы, а также голос и запах.
Вы дали ему жизнь, вы больше всех им занимаетесь… Сейчас вы для него — весь мир. Потребность ребенка находиться рядом, чувствовать тепло маминого тела, слышать ее сердцебиение очень велика в первые месяцы жизни. Малыш прижимается к шее мамы после кормления, расслабляется, обмякает и сладко засыпает у нее на руках. Эти моменты так же важны для развития ребенка, как и молоко, которым вы его кормите…
К шестому месяцу ребенок уже может тянуть ручки, чтобы его взяли из кроватки и приласкали. Этот язык тела, понятный каждой маме, помогает формированию чувства доверия и безопасности у малыша.
С 6 до 12 месяцев
В этот период ребенок начинает воспринимать себя отдельным от мамы существом. Это открытие оказывает большое влияние на психику ребенка и способы проявления его привязанности к маме… Теперь малыш может остро реагировать на разлуки с мамой, ведь, как оказалось, мама не его часть, а отдельное существо. Зато радость, которую он испытывает при вашем появлении, ни с чем не сравнить! Это знак прочной связи, образовавшейся между ребенком и его мамой. Правда, иногда эти чувства заставляют малыша страдать и испытывать беспокойство…
Прощания с плачем — вот без чего вы смогли бы иногда обойтись! Каждый ваш уход сопровождается тоской расставания ребенка: он знает, что мы вернемся к нему, но не знает когда. И эта неизвестность тревожит его. Не покидайте ребенка надолго, приучайте его к разлукам постепенно. Он адаптируется к тому, что мама не может находиться с ним постоянно, но не сразу. И обязательно говорите ему, куда вы уходите и когда вернетесь, не думайте о том, что ребенок вас не поймет, ваши интонации и эмоциональное состояние успокоят его.
В этот же период дети начинают бояться незнакомых людей. Тетя Аня — милая и добрая женщина, обожает детей! Но ее маленький племянник разрыдался, когда она взяла его на руки. Сейчас мир ребенка разделился на знакомые и… все остальные лица. А значит, когда незнакомец берет его на руки, он начинает плакать просто потому, что боится! По мнению психоаналитиков, это знак того, что вы стали «объектом любви» для своего чада. И когда вас нет рядом, любое незнакомое лицо напоминает ребенку о вашем отсутствии.
Материнская связь — самая сложная из всех существующих. Мамы, особенно молодые, часто могут чувствовать себя недостаточно хорошими и компетентными. Здесь уместно вспомнить слова Фрейда о «материнском мазохизме»… Мать реагирует на малейший вздох ребенка, в ней отражаются все его реакции. И может казаться, что ребенок всегда должен отвечать тем же, быть так же чуток к потребностям своей матери. Однако для полноценного психического развития ребенка важно, чтобы он начал «дышать» самостоятельно и не был скован ожиданиями своей мамы. Ведь любящая мать вовремя должна отпустить своего ребенка на волю.
Однако малыш далеко не всегда выражает свои чувства как маленький ангелочек. Скорее это может выглядеть как нападение: ребенок кусает вас за щеку, шлепает ладошкой, щиплет своими цепкими пальчиками. Такое поведение можно объяснить потребностью прикасаться к вам, но, так как ребенок еще не владеет своей моторикой, его движения не всегда ловкие и даже могут быть резкими. Это также может быть и выражением агрессии по отношению к вам. Мама незаменима для ребенка, но не всегда может быть в его распоряжении, и ребенок «наказывает» ее за это.
В этом возрасте малыш открывает, что его мама может быть источником как удовольствия, так и неприятных ощущений. Это осознание очень важно для психического развития ребенка. Если малыш дуется на вас после долгого дня с няней, его поведение объяснимо: расстроенный, он заставляет вас платить за отсутствие. Не обижайтесь на него за такое поведение, не сомневайтесь в его привязанности — на самом деле он испытывает огромное облегчение, просто он очень сильно беспокоился.
Первые попытки малыша поцеловать вас неловкие и довольно мокрые. Но само намерение заставляет вас растаять! Вначале он просто подносит щеку. Поцелуи губами появляются позже. Малыш может чмокнуть вас в подбородок, нос или шею, куда попадет, но иногда он приземляется на наших губах, в этом случае нужно подставить ему щеку… только папа имеет право целовать в губы. Будьте щедры, поцелуи и ласки, которыми мама одаривает своего малыша, способствуют созреванию его нервной системы!
Новорожденный ребенок – это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом.
Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?
Вы родили скандалиста!
Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный – сплошь негативные. Он голоден – он плачет. Ему холодно – он кричит. Ему неудобно – не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность – естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.
” Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.
Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку – маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего – взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!
«От улыбки станет всем светлей…»
Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда – первая улыбка!
” Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.
Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом – сама совсем не улыбается.
В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны – это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?
Океан любви
К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.
Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.
” О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.
Для малыша до года – это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму – поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!
Удивительный мир
Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер – ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму – только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.
” Пугливые дети, «маленькие бояки» — это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…
Не менее важная эмоция – удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление – любопытство – радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап – интенсивного интеллектуального развития.