Детские капризы беспокоят многих родителей: они происходят внезапно на фоне вполне благополучного поведения ребенка. Большинству мам и пап знакома ситуация, когда в целом спокойные дети начинают капризничать по любому поводу. И чем старше становится чадо, тем больше у него может быть поводов для истерик: не купили игрушку, как у других детей, не дали сладкое, пошли играть не на ту детскую площадку. Чтобы не сформировать у ребенка привычку получать желаемое с помощью плача и крика, родителям стоит разобраться, в чем причины детских капризов.
В каждом возрасте свои капризы
Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Наиболее часто капризы проявляются в раннем детстве. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него подобные проявления.
Капризы у детей до двух лет
В возрасте до двух лет детские капризы могут быть вызваны переутомлением, сменой обстановки или болезнью ребенка. Но их легко избежать. Для этого родителям нужно правильно организовать режим дня чада и позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.
Капризы у детей от двух до пяти лет
В период с двух до пяти лет ребенок начинает активно выражать свое несогласие с действиями родителей и пытается заставить их выполнять собственные желания. Взрослым не стоит устанавливать диктат и давить на малыша авторитетом старшего. Такие взаимоотношения с детьми считаются наиболее неблагоприятными для формирования личности. Согласно исследованиям, эффективным стилем воспитания детей является сотрудничество, в основе которого лежит принцип объединения всех членов семьи. О том, какие существуют стили воспитания, вы можете узнать, прочитав статью «Проблемы воспитания».
Капризы у детей после пяти лет
Капризы у детей в возрасте пять и более лет – следствие устоявшейся привычки добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Рекомендации родителям в этом случае – прежде всего, игнорируйте попытки манипулировать собой. Предложите ребенку подумать, так ли ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните ему, почему. Ваш отказ не будет воспринят болезненно, если ребенок будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое.
Как бороться с капризами ребенка: 7 советов родителям
Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. Детский психолог портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.
1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации
В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.
2. Наберитесь терпения
Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.
3. Держите свое слово
Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.
4. Используйте разумные доводы
Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».
5. Переключайте внимание ребенка
Не стоит наказывать ребенка за капризы. Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете. Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.
6. Предупреждайте детские капризы
Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.
7. Не оставляйте ребенка одного
Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.
О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.
Екатерина Кушнир
Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.
Приветствую Вас, уважаемые читатели сайта Малышата! Сегодня у нас не простая тема Капризы ребенка двух лет . Что делать?
- Возраст два, три года — интереснейший возраст.
Это возраст самоконтроля. И конфликты в этом возрасте, многие говорят капризы ребенка двух лет можно поделить на два типа: «нечаянные» и «намеренные».
Рассмотрим, что же представляет собой каждый из типов, что же это за типы такие, как к ним относиться родителям?
- «Нечаянный». Это когда малыш не хотел сделать что-то преднамеренно плохо. Просто ребенок очень подвижен, любопытен, энергичен. А если мама поставила не в том месте дорогую фарфоровую вазу, разве он виноват? Взрослые не должны ругать или бить детей. Никто из нас не родился с умением застегивать змейки и пуговицы, пользоваться электроприборами.
- В этом возрасте малышам нужна поддержка и вера родителей в их силы и возможности.
- А такие фразы как «Не получается? — Ничего страшного, в следующий раз обязательно получиться!» или «Не нужно плакать, это просто ошибка, ты не виноват» нужно выучить как дважды два, и повторять их ребенку каждый день.
- «Намеренный». Здесь малыш проверяет границы «нельзя», и отстаивает свое «Я». Когда ребенок проверяет Вашу дисциплину на прочность, необходимо четко определить то, что он может и хочет делать и то, что ему категорически запрещено.
- Этот запрет должен распространяться на заботу о здоровье ребенка и его безопасность.
- Если родители сказали «нельзя» — это должно быть «нельзя». Малыш должен четко усвоить, что его капризы здесь бесполезны. Конечно, с первого раза послушания не добиться, но с десятого, сотого все получиться.
Для того, чтобы успокоить капризы ребенка двух лет переключите его на что-то другое. Это может быть и не игра. Например, кроха порвал старый журнал, получилась куча листочков, он расплакался.
- Предложите плаксе самому оторвать из пачки пакет для мусора и собрать мусор в пакет. Малыш успокоится, поскольку у него будет новое увлекательное занятие.
- Иногда дети не хотят играть куклами и машинками, а требуют совсем не игровые предметы. Например, ключи от квартиры, мобильный телефон или крышки от посуды. Сделайте им такое удовольствие, дайте им возможность поиграть ключами от старых замков или небьющейся кухонной посудой, которой Вы давно уже не пользуетесь.
Приобщайте непослушного малыша к общему делу. Давайте ребенку не сложные задания. Но сначала внятно объясните ему, что вы от него хотите, какую помощь ожидаете.
- Например, в магазине принести его любимый йогурт или творожок, или нести маленький пакет. И не забудьте похвалить ребенка за оказанную помощь.
В этом возрасте дети становятся большими собственниками, и часто привязываются к своим старым вещам. Родителям необходимо это учитывать при покупке новых вещей для малыша. Порой капризы ребенка двух лет проявляются в нежелании расставаться со старой курточкой или ботиночками, и менять их на новые, более красивые и удобные.
- В таких случаях хорошо помогает игра «Новые вещи для куклы Кати». При этом не нужно настаивать на переодевании малыша, но обращаясь к кукле можно говорить строгим голосом и требовать послушания. Естественно, кукла Катя разрешит одеть ее в новую кофточку, а глядя на куклу, и малыш переоденется.
- Со стороны может показаться, что ребенок жадный. Чтобы этого не произошло нужно кроху учить обмениваться предметами и игрушками.
- Но если малыш еще не наигрался, не обследовал предмет – он обмениваться не будет, и игрушку не отдаст.
Слово «нет» становиться частым гостем в лексиконе малыша. Он начинает повторять его часто и по любому поводу. Это путь самоутверждения крохи и называется он «негативизм двухлеток». Чтобы не нарываться на отказ, и не спровоцировать капризы ребенка двух лет, давайте ему право выбора. «Ты будешь кушать сейчас или чуть позже?». «Ты будешь мыть руки самостоятельно или тебе помочь?»
- Если ребенку трудно сделать выбор, сделайте этот выбор за него. «Пора идти в детский сад, мы идем в детский сад!» Построенные таким образом предложения позволяют крохе сделать все, что нужно. При этом, он же не подчиняется взрослым, а только необходимым обстоятельствам и, конечно, ощущает при этом свою независимость.
Как правило, капризы ребенка двух лет – это временное явление. В возрасте 4- 5 лет, ваш малыш станет умнее, послушнее, перестанет капризничать по любому поводу. И будет недоумевать — почему же вы ссорились раньше?
- Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Капризы ребенка двух лет, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо!
Как лечить агрессию, раздражительность, нарушения речи и поведения у ребенка в России?
Помогите, пожалуйста, я в растерянности. Ребёнку 3 года, 1 месяц. Не говорит. Из слов говорит мама, мам, ди — друг на его языке. Использует звуки подражания — мяу, ав — ав, му. Показывает жестами (круг, чуть-чуть пальцами сжимая ладонь и др.). Знает и правильно показывает все цвета, но не называет. Буквы — А, Ы, Ли говорить начал недавно. Невропатолог ставит нам диагноз ЗРР 1 степени. Не ходим в сад. Хотим пойти. Сегодня проходили комиссию в сад (для поступления). Психиатр посмотрел и сказал, что мы ребёнка неправильно воспитываем. Даем все и так без слов. Иначе истерики. Муж работает дома, приучил ребёнка иногда играть в танки (компьютерная игра), игра ребёнка раздражает. Ночью пах — пах просыпается и требует. Вроде сегодня с мужем договорились вообще не давать играть ни в игры танки, ни в телефоне игры (разбивал телефон). Я ребёнка стараюсь воспитывать по строже, папа в основном всегда жалел и на его стороне был. С ребёнком я могу договорится и стараюсь на истерики не обращать внимания. Говорю, что этими капризами ничего не добьёшься. Он вроде понимает. Но не всегда. Сегодня психиатр посмотрел и сказал мужу, что дальше из ребёнка может вырасти психопат, если не пресечь поведение и воспитание ребёнка сейчас. Все что попросил или заистерил — дали, уступили. Практически все. Мы в шоке. Муж только вечером мне сказал. Также психиатр сказала, что ребенка обязательно надо в сад отдавать. Хотя бы в частный на полдня. Прямо сейчас. Чтобы его характер (очень сильный, упрямый) перестроить как-то. Я узнала, пойдём даже бегом побежим в садик частный на следующей неделе. Сейчас стараемся наладить режим — раньше вставать и ложиться раньше. Невролог выписала актовегин, пантогам. Начали пить. Актовегин пили 15 дней. Сейчас допиваем. Потом сказала пропить магнеБ6 и тенотен детский. Невролог сказала, что скорее всего, что от того что при родах были зелёные воды, и получилось кислородное голодание. Хотя нам врачи сказали, что все было нормально. Ребёнок доношен – 3300 гр и 51 см. Мы ждали 3 года, что заговорит. Но раньше говорил: «Катя, папа», — сейчас забыл и не говорит. Вылетают какие-то слова, и он их забывает. Хотя повторяем, стараемся. У меня такое ощущение, что я ему говорю: «Скажи это и то», — а он вроде и пытается или не пытается часто и как будто не может. Но все понимает. После слов психиатра я и муж в шоке. Муж уже начал ещё до этого говорить, что проще самому жить, чем с такой семьёй. Ребёнок истерики заказывает. Бесится. Дерется часто. Скажите, пожалуйста, что нам делать? Я так понимаю, что нам обязательно надо в сад начать ходить. Муж уезжает днем из дома, бесится, что он должен уходить, чтобы не видеть истерик и хоть как-то работать. А надо ли сейчас с логопедом заниматься? Или надо бросить все лекарства и через 3 месяца к неврологу на приём показаться? Он у нас интеллектуально развит. Собирает конструкторы мелкие, сопоставляет одинаковые рисунки, и гиперактивный. Что посоветуете делать? Хочется все наладить и ребёнка восстановить до садика или до школы. Да и просто, чтобы он не умственно отсталый был, без каких-либо отклонений. Физически здоровый ребёнок. 1 ребёнок у нас. Очень жду ответ. Заранее очень признательна. Надеюсь на Вашу помощь. Спасибо.
Наталья
Лечение аутистического поведения, задержки психо-речевого развития в России, Саратове
Отвечаем на Ваши вопросы.
1. В данной ситуации помогает комплексное лечение. Сарклиник проводит лечение задержки психо-речевого развития, лечение зрр и зпрр, лечение отставания умственного развития, лечение моторной, сенсорной и сенсомоторной алалии, лечение дислалии, лечение аутизма, аутистического поведения, аутистических черт характера, раннего детского аутизма в Саратове, России. Применяются аппаратные и неаппаратные методы терапии, которые проводятся курсами. Минимальная продолжительность одного курса – 10 рабочих дней. Общее количество курсов зависит от степени тяжести поражения центральной нервной системы ребенка.
2. На данный момент заниматься нужно не только с логопедом, но и с дефектологом.
3. Лекарства продолжайте принимать, но одними лекарствами Вы ребенка не вылечите.
4. Лечение нужно начинать как можно раньше, в этом случае можно получить наиболее лучшие результаты. На данный момент нужен личный осмотр ребенка и, возможно, проведение ряда обследований и дифференциальной диагностики для постановки точного диагноза. После постановки диагноза маленькому ребенку разрабатывается план терапии.
5. Как правило, лечение детей многоэтапное и занимает определенное время, иногда даже значительное.
6. На консультации врач расскажет Вам, почему возникают истерики у ребенка в 2, 3, 4 года, что делать, если ребенок закатывает или устраивает истерики, как вести себя после истерики. А также почему ребенок постоянно плачет и истерит, почему возникают ночные и дневные истерики. Как успокоить ребенка во время истерики, как справиться и реагировать в таких ситуациях, как бороться с беспричинной агрессией и злобой? Разберет основные ошибки родителей на тему: как отучить ребенка от истерик, как успокоить малыша, как бороться с детским плачем и капризами. Мамам и папам решить проблему самостоятельно очень сложно. В такой ситуации нужна помощь врача.
Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной
Представляем врача
Новикова Елена Борисовна – врач с 30-летним опытом, всю жизнь занимается лечением заболеваний нервной системы у детей, а также научной и преподавательской работой (доцент кафедры детской неврологии РМАПО). В сфере её научных интересов – тики и нейроиммунология (защищена диссертация по этой теме). Имеет более 50 публикаций по специальности. Ведёт приём на русском и английском языках.
услуги
Неврология
Наши специалисты:
Как проявляются тики у ребёнка?
Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся, навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.
Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.
Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш поправляет воротник или шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные, соответствующие ситуации. Но с течением времени родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.
Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов. То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.
А что такое звуковые тики?
Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию он уже выздоровел, а постоянный кашель тик — навязчивое желание прочистить горло, симптом, который закрепился после перенесенной болезни.
Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные, издавать короткий писк на высокой ноте.
Человек, который издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.
В каком возрасте чаще проявляются детские тики?
Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.
Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.
Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?
Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы. На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика — может выступить испуг, стресс. Провоцировать их появление могут трудности в школе, длительные нагрузки, эмоциональное напряжение, которые накапливаются. Например, проблемы в отношениях с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ. Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте. Чаще страдают тиками мальчики.
Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.
Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?
Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.
Как происходит обследование и лечение тика у детей?
Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков, причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.
Но всё же начинать обследование и лечение детей с тиками нужно с консультации детского невролога. Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.
Диагностика.
Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у врача возникнут какие-то вопросы, он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.
Лечение.
В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное. Подбор препаратов осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии. Это может быть месяц, может быть три, может быть год.
Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.
Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.
Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?
Это бывает иногда в лёгких случаях тиков. Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики — пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно лечить. Если это редкие остаточные единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется.
Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.
Насколько эффективно лечение тиков?
Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения сильных препаратов. Чаще чередуются периоды ремиссии (выздоровления) и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог. Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.
Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!
Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.
—>
Детские капризы. Советы для родителей
— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!
— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?
Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.
Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.
Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.
Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.
Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине.
Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!
К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».
Рекомендации для родителей по борьбе с капризами
Совет 1:
Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.
К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.
Совет 2:
Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.
Совет 3:
На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».
Совет 4:
Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!
Совет 5:
Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.
Совет 6:
Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.
Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.
Думаю, каждая мама сталкивалась с капризами своего двухлетнего ребёнка. В этом возрасте малыши очень многого добиваются с помощью истерик. Порой, не знаешь, как правильно реагировать на такое поведение: прилюдно отшлёпать, а может попытаться поговорить?!
Уверена, что каждой маме удастся найти ключик к сердцу своего малыша, если она постарается хорошенько проанализировать ситуацию и последует следующим советам. Давайте попробуем справиться с капризами двухлетнего ребёнка вместе!
Откуда берутся капризы?
Детские психологи утверждают, что капризы – это результат неправильного воспитания малышей. Вспомните, сколько раз ребёнок плачем добивался удовлетворения своих желаний. Думаю, что в жизни каждой мамы такие случаи были, и не раз! Поэтому у ребёнка сформировалась привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. И чем старше он становится, тем более осознанный, преднамеренный характер приобретают его капризы.
О чём плачет малыш?
- Чаще всего капризы детей связаны с желание получить определённую вещь или выполнить какое-то действие. Например, ваш ребёнок хочет посмотреть мультик или поиграть с фотографиями из семейного альбома. Запрет на желаемое действие вызывает ответную реакцию, поэтому чаще всего отказ после слова «Дай» заканчивается детским плачем.
- Поводом для капризов может быть неудовлетворение естественных потребностей ребёнка: хочется есть, спать, чувствует усталость.
- Физический дискомфорт: холодно, жарко, жмёт (сильно замотан шарф), колет (колючий свитер) и т.д.
- Большинство детей капризничают во время болезни и в период выздоровления, так как ребёнок уже привык к повышенному вниманию, и ему не хочется это внимание терять.
- В этом возрасте отношения с родителями часто приобретают знак протеста, так как ребёнок уже начинает осознавать себя в качестве субъекта действий. Излюбленные фразы «выросших» малышей: «Не хочу!», «не буду!», «Нет!» Получается этакий бунт, против наказов и правил родителей.
Как справится с детскими капризами?
В моём арсенале есть несколько проверенных средств, к которым я прибегаю в случае капризов малыша.
- Спокойствие, только спокойствие! Научитесь относиться к капризом своего двухлетнего ребёнка спокойно. Ещё ни один малыш в мире не вырос без капризов и плача. Если уж случилась истерика, возьмите себя в руки, и постарайтесь не злиться. Удерживайте себя от рукоприкладства, а то некоторые мамы в запале могут хорошенько отлупить своего ребёнка, о чём в следствие сильно жалеют.
- Игнорируем капризы. Заметьте, что ребёнок капризничает только в присутствии взрослых, ему нужны зрители, люди, которым он покажет свои капризы. В момент крика и истерики просто оставьте ребёнка на время или не обращайте на него внимание. Ведите себя естественно, занимайтесь своими делами, словно ничего не происходит. Не спешите сразу же бросаться к малышу и успокаивать его, пусть пройдёт какое-то время. Как правило, после такого поведения, у нас с дочкой наступает полное взаимопонимание, и вот тогда я могу объяснить ребёнку, в чём он был не прав.
- Отличаем потребность от каприза. Постарайтесь выяснить у ребёнка, что он хочет и для чего ему это нужно. Ведь следует помнить, что потребности взрослых и детей очень сильно различаются. Умейте видеть мир глазами своего ребёнка.
- Лучше предотвратить, чем получить. Я глубоко уверена в том, что иногда лучше не создавать претендент на каприз. Например, если вы не разрешаете ребёнку смотреть мультики, тогда спрячьте диск, ноутбук и т.д. заранее, пока ваш малыш не видит. Аргументировано объясните ему, что «ноутбук забрал папа на работу», «диск дали посмотреть тёте, бабушке и т.д.». Найдите альтернативу желаемому занятию, увлеките малыша другими делами.
- Самостоятельность – ключ к успеху. Многие капризы появляются на почве «я хочу», «я сам», «я помогу». Моя дочка любит частенько приходить на кухню, «помогая» мне готовить. И нет ничего плохого в том, что ребёнок повозиться с тестом или поводит тряпкой по полу. Главное, хвалите его за выполненную работу, пусть он чувствует свою нужность и значимость. Уверена, что быстрее отмыть с детских рук кусочки теста, нежели успокаивать малыша во время истерики! Кстати, приучайте к самостоятельности ежедневно. Здесь работает следующее правило: что ребёнок делает то, что может сделать сам! Попросите малыша одеть свои тапочки или носочки. Если не получается всё сразу, помогите немножко, например, попадите ногой в колошу штанов, а дальше ждите. Пусть ребёнок попробует сам. Уверяю, вы и не заметите, как вскоре приобретёте верного и надёжного помощника!
- Лучший пример – ваш собственный! Если вы сами дома кричите и со всеми ругаете, чего же следует ожидать от вашего малыша? Ребёнок до трёх лет – это ваше зеркальное отражение, и если вам не нравится то, что вы видите, во многом здесь есть и ваша вина.
- Не ущемлять! В возрасте двух лет ребёнок начинает активно познавать окружающий мир. Ему хочется всё потрогать и посмотреть, особенно вещи родителей. Подумайте, может нет ничего страшного в том, что малыш посмотреть мамины заколки, посчитает конфеты в вазочке или просто подержит в руках вашу любимую кружку. И даже если что-то разобьется и сломается – не беда. Не привязывайтесь к вещам, какую они имеют ценность, по сравнению с опытом и важностью для вас вашего малыша.
- Умное наказание. Я уже писала о том, что не советую наказывать детей, шлёпая их по попе или ставя в угол, закрывая в тёмную комнату. Да, да, и ещё такие наказания родители придумывают своим малышам! Если того требует ситуация, просто на время лишите его общения с собой. Вы старше, поэтому должны быть более сдержаны и уравновешены. Постарайтесь понять своего ребёнка и гармонизировать свои отношения с ним.
Вот и все советы, которые помогают мне справляться с капризами своей двухлетней дочери. Хотя, у нас капризов почти и нет, стараемся жить в полном согласии.
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.
У грудного ребенка капризов как таковых нет. Сигналы о том, что ему пора поменять мокрые пеленки или накормить его, – это отнюдь не капризы. Однако если родители не умеют вовремя предупредить детский плач, ребенок вынужден напомнить им о своих неудобствах, у него появляется привычка добиваться всего криком. Частые отрицательные эмоции закрепляются, создают предпосылку для зарождения капризов.
Капризы могут быть, однако, и предвестниками болезни. Иногда дети капризничают в период выздоровления, когда они привыкли к повышенному вниманию и не желают от этого отказываться. Мягкость в обращении с больным ребенком должна сочетаться с настойчивостью и разумной требовательностью.
Причиной капризов может быть перенасыщение впечатлениями, скажем, после просмотра вечерних телепередач. Детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом количестве, они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.
Нередко упрямство детей принимают за нервные проявления: капризничая, малыш кричит, замахивается кулаками, раскидывает вещи по всему дому, топает ногами, падает на пол. Чтобы убедиться в ошибочности своего предположения, следует показать ребенка врачу. Если ребенок здоров, то задача родителей состоит в том, чтобы проанализировать сложившиеся в семье отношения между ребенком и взрослыми, раскрыть причины «нервных» взрывов малыша. Надо иметь при этом в виду, что бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих. Поэтому когда истерика разражается, попытайтесь не обращать на нее внимания и помогите ее преодолеть. Разумеется, не следует уступать, иначе подобные сцены повторятся. Не сердитесь, не кричите – этим можно только заставить ребенка продолжать истерику. Дайте ему возможность успокоиться. Упрямый ребенок способен оглашать дом воплями хоть целый час – в этом случае достаточно показать желание помириться, не уступая в главном.
Одна из причин непослушания детей – неразумная любовь родителей к ним, вернее, проявления этой любви. Безусловно, не любить своего ребенка – противоестественно. Без любви трудно привить растущему человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. А главное, без нее невозможен контакт между взрослым и ребенком, основанный на духовной близости. Любовь к ребенку выражается и в уважении, и в последовательной требовательности, и в умеренной доброте. Родительская любовь не исключает, а предполагает разумную строгость, объективность.
Если малыш чувствует, что постоянно является центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье – о нем, он поневоле становится домашним тираном, с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Одержимые в стремлении доставить малышу радость, родители забывают о воспитании дисциплины желаний. Ребенок привыкает только брать, ничего не давая взамен. Он смотрит на домашних с позиции потребителя и в кругу сверстников претендует на одни права, не признавая за собой никаких обязанностей.
Есть и другая крайность, очень нежелательная, – чрезмерная строгость воспитания, которая вызывает у малыша ощущение подавленности. По сути требовательность – это диктат, она должна быть разумной и доброжелательной. Поэтому ни попустительство детским шалостям, ни нетерпимость по отношению к ним не могут считаться нормой. Решающее значение в воспитании ребенка имеют атмосфера, господствующая в семье, принятый в доме стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между членами семьи.
Доброжелательность, стремление к взаимной помощи, общий трудовой настрой благоприятно влияют на формирование личности ребенка. Важно и единство требований к малышу со стороны взрослых. Ребенок просит купить ему новую игрушку. Отец отказывает, потому что сын в последнее время не убирает игрушки на место, а мать, вместо того чтобы поддержать отца, покупает эту игрушку. Такие действия родителей порождают стремление хитрить, приспосабливаться.
Плохо, когда взрослые затевают при детях споры о воспитании. Это неверно ориентирует ребенка, дает ему повод не считаться с требованиями старших или легко использовать родительские разногласия в своих целях.
Задают родители и такой вопрос: почему в одной и той же семье при одном воспитании дети растут совершенно разными. Ответ здесь очень прост. Каждый ребенок – индивидуальность, он рождается с определенным темпераментом, набором задатков. Так, одного нужно, скажем, стимулировать к деятельности, другого успокаивать, вырабатывать у него усидчивость, третьему внушать уверенность в своих силах. Учитывать специфику нервной системы ребенка и находить оптимальные варианты воспитательных приемов – дело сложное, но хорошие результаты оправдывают любые усилия.
Итак, родившийся ребенок за первые 3 года жизни проходит огромный путь – пожалуй, более значительный, чем за все последующие: учится владеть своим телом, говорить, мыслить, радоваться, любить, понимать прекрасное. Эти качества предстоит, конечно, совершенствовать и развивать. Но все начинается с раннего детства: здесь истоки всего человеческого.
Капризы и упрямство детей 2-3 лет
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей 2-3 лет»
Капризы и упрямство детей 2-3 лет
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.
У грудного ребенка капризов как таковых нет. Сигналы о том, что ему пора поменять мокрые пеленки или накормить его, – это отнюдь не капризы. Однако если родители не умеют вовремя предупредить детский плач, ребенок вынужден напомнить им о своих неудобствах, у него появляется привычка добиваться всего криком. Частые отрицательные эмоции закрепляются, создают предпосылку для зарождения капризов.
Капризы могут быть, однако, и предвестниками болезни. Иногда дети капризничают в период выздоровления, когда они привыкли к повышенному вниманию и не желают от этого отказываться. Мягкость в обращении с больным ребенком должна сочетаться с настойчивостью и разумной требовательностью.
Причиной капризов может быть перенасыщение впечатлениями, скажем, после просмотра вечерних телепередач. Детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом количестве, они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.
Нередко упрямство детей принимают за нервные проявления: капризничая, малыш кричит, замахивается кулаками, раскидывает вещи по всему дому, топает ногами, падает на пол. Чтобы убедиться в ошибочности своего предположения, следует показать ребенка врачу. Если ребенок здоров, то задача родителей состоит в том, чтобы проанализировать сложившиеся в семье отношения между ребенком и взрослыми, раскрыть причины «нервных» взрывов малыша. Надо иметь при этом в виду, что бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих. Поэтому когда истерика разражается, попытайтесь не обращать на нее внимания и помогите ее преодолеть. Разумеется, не следует уступать, иначе подобные сцены повторятся. Не сердитесь, не кричите – этим можно только заставить ребенка продолжать истерику. Дайте ему возможность успокоиться. Упрямый ребенок способен оглашать дом воплями хоть целый час – в этом случае достаточно показать желание помириться, не уступая в главном.
Одна из причин непослушания детей – неразумная любовь родителей к ним, вернее, проявления этой любви. Безусловно, не любить своего ребенка – противоестественно. Без любви трудно привить растущему человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. А главное, без нее невозможен контакт между взрослым и ребенком, основанный на духовной близости. Любовь к ребенку выражается и в уважении, и в последовательной требовательности, и в умеренной доброте. Родительская любовь не исключает, а предполагает разумную строгость, объективность.
Если малыш чувствует, что постоянно является центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье – о нем, он поневоле становится домашним тираном, с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Одержимые в стремлении доставить малышу радость, родители забывают о воспитании дисциплины желаний. Ребенок привыкает только брать, ничего не давая взамен. Он смотрит на домашних с позиции потребителя и в кругу сверстников претендует на одни права, не признавая за собой никаких обязанностей.
Есть и другая крайность, очень нежелательная, – чрезмерная строгость воспитания, которая вызывает у малыша ощущение подавленности. По сути требовательность – это диктат, она должна быть разумной и доброжелательной. Поэтому ни попустительство детским шалостям, ни нетерпимость по отношению к ним не могут считаться нормой. Решающее значение в воспитании ребенка имеют атмосфера, господствующая в семье, принятый в доме стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между членами семьи.
Доброжелательность, стремление к взаимной помощи, общий трудовой настрой благоприятно влияют на формирование личности ребенка. Важно и единство требований к малышу со стороны взрослых. Ребенок просит купить ему новую игрушку. Отец отказывает, потому что сын в последнее время не убирает игрушки на место, а мать, вместо того чтобы поддержать отца, покупает эту игрушку. Такие действия родителей порождают стремление хитрить, приспосабливаться.
Плохо, когда взрослые затевают при детях споры о воспитании. Это неверно ориентирует ребенка, дает ему повод не считаться с требованиями старших или легко использовать родительские разногласия в своих целях.
Задают родители и такой вопрос: почему в одной и той же семье при одном воспитании дети растут совершенно разными. Ответ здесь очень прост. Каждый ребенок – индивидуальность, он рождается с определенным темпераментом, набором задатков. Так, одного нужно, скажем, стимулировать к деятельности, другого успокаивать, вырабатывать у него усидчивость, третьему внушать уверенность в своих силах. Учитывать специфику нервной системы ребенка и находить оптимальные варианты воспитательных приемов – дело сложное, но хорошие результаты оправдывают любые усилия.
Итак, родившийся ребенок за первые 3 года жизни проходит огромный путь – пожалуй, более значительный, чем за все последующие: учится владеть своим телом, говорить, мыслить, радоваться, любить, понимать прекрасное. Эти качества предстоит, конечно, совершенствовать и развивать. Но все начинается с раннего детства: здесь истоки всего человеческого.
Вчера еще малыш был милым тихим ангелочком, а сегодня вашего двухлетнего ребенка словно подменили? Просто у него начался первый переходный возраст, которого не следует пугаться родителям.
Чем вызваны капризы ребенка 2 лет?
Чтобы понять причины детских капризов в возрасте двух лет, прежде всего необходимо проанализировать атмосферу в семье. Дело в том, что если вы часто ругаетесь с супругом, у вас напряженные отношения, то малыш чувствует нервозность семейной обстановки и тоже становится вспыльчивым и капризным.
Кроме того, в этот период у малыша начинает формироваться собственное «я», которое, как правило, идет вразрез с маминым «я». На этом фоне происходят конфликты, истерики и капризы ребенка 2 лет.
В двухлетнем возрасте малыш впервые хочет перестать зависеть от родителей, но у него пока не получается самому многое делать. Именно поэтому от безысходности ребенок начинает капризничать.
Еще одной частой причиной подобного поведения крохи является вседозволенность. Если до двух лет вы редко отказывали ребенку и старались выполнять все его прихоти, то двухлетний малыш будет искренне недоумевать, почему раньше было можно, а теперь нельзя.
Как бороться с капризами ребенка в 2 года?
Не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Если вы выясните причину капризного поведения своего двухлетнего ребенка, то и устранить ее не составит труда.
Так, если причина в неблагоприятной семейной обстановке, то вам для начала необходимо наладить свои отношения с супругом. Причем делать это искренне, а не только на глазах у ребенка. Запомните: кроха почувствует любую фальшь в ваших отношениях и станет еще более нервным и капризным!
Если причина капризов ребенка 2 лет в том, что у него пока не получается делать все самостоятельно, то просто наберитесь терпения и с улыбкой проявляйте заботу о малыше. Объясняйте чаду, что пока у него не все получается, будут помогать родители, но расстраиваться из-за этого ни в коем случае не нужно. Там, где допустимо, давайте малышу проявлять самостоятельность, но при этом не критикуйте его и не торопите.
Если причиной детских капризов стала вседозволенность, то объясните малышу, что можно, а что нельзя. Но при этом никогда не допускайте того, чтобы в каких-то исключительных случаях жесткое нельзя вдруг превращалось в можно. Так вы подорвете родительский авторитет и спровоцируете у ребенка новые капризы.
Почему же ребенок капризничает? Как с этим бороться? В чем причины и чем это грозит в будущем? Все эти вопросы очень волнуют родителей малышей от 2 до 5 лет.
13 июня 2015 Текст: Счастливые Родители Фото: GettyImages
Давайте начнем с того, что капризы и упрямство у ребенка 2-5 лет означают протест против того, что он не получает желаемого. Ребенок в силу возраста не может справиться с негативными эмоциями и не может нам о них сказать. Ничего общего с избалованностью и вседозволенностью в капризах и упрямстве нет. А есть соответствующее возрасту неумение осознать свое состояние. «Хочу» ребенка столкнулось с «нельзя» или «невозможно» взрослого. И чтобы разрешить проблему, надо понять, в чем причина каприза.
Причин капризов много, более того, в каждом возрасте и в каждой ситуации — они свои. Ниже — подборка статей, в которых рассматриваютс различные ситуации и возрастные периоды детских капризов. Негативизм, кризис трехлетки, манипулирование, упрямство и истерики — на что ребенок имеет право, и как родителям вести себя в каждом случае:
Тайный смысл детских капризов >>
Каждый раз, сталкиваясь с препятствиями и трудностями на пути к самостоятельности, малыши впадают в негодование и ярость. Они не в состоянии по-другому выразить разочарование, вызванное собственной слабостью. Маленький ангелочек в любую секунду может превратиться в неуправляемого бунтаря. Наши рекомендации помогут вам сгладить острые углы в общении с малышом.
Переменчивое настроение в 2−3 года — обычное дело. К счастью, ситуация выравнивается к 3,5−4 годам, когда языковые навыки достигают уровня, на котором малыш может словесно выразить свои чувства. А пока его эмоционально-волевая сфера еще только формируется, малыш снова и снова обескураживает своих родных внезапными сменами настроения, он не умеет скрывать свои переживания и не в состоянии их контролировать. Отказывается от ласки, не желает вести себя вежливо, действует наперекор. Злясь, дуясь, бурча и раздражаясь, малыш освобождается от отрицательной энергии. Он немного похож на кастрюлю-скороварку, которая, находясь под давлением, то и дело выпускает лишний пар.
Десять рецептов от детских капризов и истерик >>
Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения − сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить?
Первое, что необходимо усвоить каждому родителю: каприз капризу рознь. Очень важно уметь отличить настоящее детское «горе» от капризов и соответственно себя вести. Есть каприз как простое упрямство, эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Плач, крики и катание по полу могут быть попыткой заставить родителя купить игрушку, устроить так, чтобы его не вели в детский сад или не уводили домой с детской площадки. Ребенок именно «давит из себя слезу», добиваясь от вас желаемого.
Но есть и другие капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. Малыш может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять.
Капризный ребенок: что делать родителям? >>
Рано или поздно все мамы и папы впервые слышат от своего ласкового, покладистого крохи категоричное «Не хочу!». Иногда оно сопровождается только надутыми губками, а порой — топаньем ног и морем слез. Откуда берутся маленькие нехочухи, и как с ними ладить?
Отказ малыш что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему ребенок стал капризным?!». За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.
«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, — объясняет психолог Алена Казанцева. — В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет».
Давай не будем злиться: как справиться с детской истерикой? >>
Рано или поздно с этим сталкивается каждый родитель. Детские капризы и истерики объясняются особенностями этапа взросления, меняющимися потребностями ребенка, а значит, и реагировать мы можем по-разному.
От года до трех дети начинают постепенно учиться выражать свои эмоции и управлять ими, адаптируясь к миру, в котором, как оказывается, нельзя получать все желаемое. Осознание того, что он не всемогущ, равно как и огромный поток новой информации, становится для ребенка испытанием. И, чтобы пройти его, необходима помощь родителей. «Обычно период «истерической дуги» как реакции на невозможность что-то сделать или получить длится у детей от года до двух с половиной лет, — рассказывает детский аналитический психолог Елизавета Агеенко.
Шпаргалка для родителей: детские капризы >>
Капризы, нытье или упрямые отказы следовать вашим просьбам — настоящее испытание для родительского терпения. Такие способы воздействия на нас типичны для маленьких детей. Как же на подобное поведение реагировать? Обычно именно страх перед бурной сценой заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Однако это не означает, что вы обречены всегда уступать. Есть несколько основных стратегий, которые помогают справляться с проблемным поведением.
В разгаре истерики ваш ребенок — воплощение горя. Он бросается на пол, топает ногами, заламывает руки и вопит голосом, который вы едва узнаете. Почти все дети между годом и тремя прибегают к слезам и крику, способному поколебать вашу решимость настаивать на соблюдении режима или каких-либо правил. У 60−80% детей в возрасте 2−3 лет истерики случаются по крайней мере раз в неделю, а у 20% − ежедневно.
Что делать с капризами? 4 примера >>
Умывание и кормление, одевание и раздевание, поход на прогулку или в магазин — любой из моментов жизни ребенка может неожиданно стать сложным, а послушные мальчик или девочка вдруг превратиться в неуправляемых. Конечно, не существует определенного свода правил по дисциплине. И все-таки, если запастись мудростью и терпением, оптимальные способы противодействия капризам ребенка обязательно найдутся. Примеры подобных ситуаций анализирует педагог Наталья Чудина.