Какое дыхание у детей

Окончательное формирование дыхательной системы происходит только в период полового созревания, у детей до 15 лет в функционировании и строении органов дыхания есть некоторые особенности. Малыши имеют небольшую глубину дыхания и чаще производят вдох-выдох, при этом у них не до конца развиты мышцы дыхания. У младенцев дыхание неустойчивое за счет слабой воздушности легких и повышенной плотности легочной ткани. Дети до 4-летнего возраста обладают суженными носовыми ходами, к тому же у них часто происходит разрастание лимфоидной ткани в носоглотке.

Незрелость дыхательной системы ребенка служит основой высокой заболеваемости этих органов (две трети всех детских болезней затрагивают именно органы дыхания). Отмечается постоянный рост болезней дыхательных путей у детей, что во многом связано с увеличением аллергических реакций, а также преимущественным проникновением возбудителей инфекций через носоглотку. Болезни дыхания у детей часто переходят в хроническую форму, значительно ухудшая не только качество их жизни, но и перспективы нормального роста организма. Необходимо особо учитывать, что многие заболевания дыхательной системы в детском возрасте могут иметь фатальный исход при несвоевременном лечении.

Причины заболеваний дыхательной системы

Поражение органов дыхания ребенка происходит под воздействием нескольких групп факторов:

  • внешнее инфицирование может быть в случае эпидемий и локальных вспышек легко передающихся воздушно-капельным путем болезней (ОРВИ и грипп);
  • активизация бактериальной флоры в организме ребенка при наличии хронических воспалительных очагов;
  • аллергические реакции организма, в том числе на растения и химические вещества, домашних животных и бытовую пыль;
  • ослабленный иммунитет, особенно при отсутствии в семье системы закаливания;
  • переохлаждение организма из-за одежды не по сезону, промокшей обуви, длительного нахождения на открытом воздухе в холодный период;
  • привычка малыша дышать ртом, что может быть связано с аденоидами;
  • переутомление ребенка, как физическое, так и эмоциональное (большая нагрузка в школе и дополнительные занятия по другим направлениям);
  • недостаточно сбалансированное питание (малый рацион, недостаток витаминов и важнейших элементов);
  • врожденная патология дыхательной системы;
  • перенесенные травмы грудной клетки;
  • наличие у близких родственников легочных болезней.

Симптомы болезней органов дыхания

Признаки патологий дыхательной системы бывают схожими при разных заболеваниях, что требует проведения дифференцированной аппаратной и лабораторной диагностики, поэтому родителям следует незамедлительно отвезти ребенка к врачу в случае появления следующих симптомов:

  • отсутствие у младенца носового дыхания, иногда без признаков насморка. При этом малыш плохо ест и беспокоен во сне, часто плачет;
  • выделения из носа (обильные серозные или с примесью гноя и крови);
  • боль в горле, усиливающаяся в процессе глотания и разговора (визуально покраснение слизистой и отечность миндалин, появление очагов белого налета на миндалинах);
  • охриплость голоса, ребенок переходит на шепот или не может говорить из-за боли и отечности в горле;
  • кашель (приступообразный или отрывистый, сухой либо с отхождением мокроты);
  • возникновение одышки или удушья, ребенок может спать только полусидя, отмечается нарастающая бледность кожи;
  • боль в груди, особенно при кашле и глубоком вдохе;
  • общая слабость, лихорадочное состояние.

Тревожные симптомы при заболеваниях дыхательной системы у детей могут стремительно усиливаться, ухудшая состояние ребенка, поэтому вызов врача на дом или визит в медицинский центр нельзя откладывать.

Виды заболеваний органов дыхания

Среди множества болезней дыхательной системы у детей можно выделить несколько основных видов, имеющих наибольшее распространение:

  • насморк с воспалением слизистой носовых ходов может быть локальным патологическим проявлением или одним из составляющих общего заболевания (грипп или ОРВИ);
  • ангина с воспалением миндалин на основе преимущественно стрептококковой инфекции (дает тяжелые осложнения на суставы и сердечнососудистую систему);
  • ларингит с воспалением слизистой гортани (может развиваться ложный круп с быстрым сужением гортани и признаками удушья);
  • фарингит с воспалением слизистой глотки (чаще возникает на фоне общего вирусного заражения);
  • хронический тонзиллит с длительным течением и возможностью распространения инфекции с кровотоком в другие органы;
  • бронхит развивается преимущественной на основе вирусного заражения, дает угрозу сужения дыхательных кналов;
  • пневмония с инфекционным воспалением легочной ткани приводит к ограничению газообмена и может спровоцировать дыхательную недостаточность.

Своевременное обращение родителей к специалистам Балтийского детского медцентра поможет избежать тяжелых осложнений при болезнях дыхательной системы ребенка, обеспечит полное выздоровление и убережет от рецидивов.

Дыхательные шумы (murmura respiratoria) — звуковые явления, возникающие в связи с актом дыхания и воспринимаемые при выслушивании грудной клетки. Впервые описаны Р. Лаэннеком (1819) одновременно с предложенной им аускультацией (см.).

Различают следующие Дыхательные шумы: основные и дополнительные, или побочные. Основными являются везикулярное дыхание (см.) и бронхиальное дыхание (см.). К дополнительным Дыхательным шумам относят хрипы (см.), крепитацию (см.) и шум трения плевры (см. Плеврит).

Везикулярное дыхание в норме выслушивается над всей поверхностью легких, но его слышимость на разных участках грудной клетки неодинакова. Яснее оно выслушивается в подключичных и подлопаточных областях, слабее в нижнебоковых участках и над верхушками легких, где слой легочной ткани меньше. При патологических состояниях везикулярное дыхание может быть ослабленным, усиленным, жестким или выслушиваться как саккадированное дыхание (см.).

Бронхиальное дыхание в норме выслушивается над гортанью, трахеей, крупными бронхами, а при патологии легких — над участками их уплотнения (за счет инфильтрации или компрессии), а также над полостями, содержащими воздух и сообщающимися с бронхами. При наличии особых условий резонанса (открытый пневмоторакс, уплотнение нижней доли левого легкого, при большом воздушном пузыре и напряжении стенок желудка и при некоторых других условиях) бронхиальное дыхание приобретает металлический тембр, отличающийся звенящим громким и высоким тоном.

Над крупными гладкостенными полостями в легких, содержащими воздух и небольшое количество жидкости, бронхиальное дыхание часто приобретает своеобразный музыкальный тембр и характеризуется как амфорическое дыхание (греч, amphora сосуд с узким горлом). Оно более тихое, несколько ниже по тону, чем типичное бронхиальное дыхание, и музыкальным тембром напоминает звук, который возникает, если дуть над узким горлом большой пустой бутылки.

Клинико-диагностическая характеристика Д. ш.— см. таблицу.

Дыхательные шумы у детей

Везикулярное дыхание у детей в возрасте от 1 года до 7 лет имеет особенности и обозначается как пуэрильное дыхание (лат. puer — ребенок). Его основная особенность заключается в усилении шума выдоха и отчетливом удлинении его слышимости, что обусловлено относительной узостью бронхов у детей и лучшей проводимостью звука тонкой и эластичной грудной стенкой. Не исключено, что особенности пуэрильного дыхания связаны также с частичным проведением на грудную клетку ларинготрахеального (бронхиального) дыхания из-за более короткого, чем у взрослых, расстояния между голосовой щелью и стенками грудной клетки.

В первый год жизни пуэрильный характер дыхания выявляется недостаточно отчетливо вследствие малой воздушности легких (недоразвитие альвеол), относительно большей массы межуточной ткани в них и слабого развития эластических и мышечных волокон. В этом возрасте дыхание имеет обычно характер ослабленного везикулярного.

Обилие соединительной ткани в легких, склонность к развитию отека в ней и относительная узость бронхов определяют более раннее появление жесткого дыхания при бронхитах и бронхопневмониях у детей, чем при тех же заболеваниях у взрослых.

Бронхиальное дыхание появляется при тех же патологических условиях, что и у взрослых. Амфорическое дыхание встречается редко, лишь у детей школьного возраста.

Основные причины и механизмы образования сухих и влажных хрипов у детей и взрослых одинаковы (см. Хрипы), но в происхождении хрипов у детей более значительна роль набухания слизистой оболочки бронхов, чему способствуют обильная васкуляризация органов дыхания и слабое развитие мышечного слоя в бронхах. Хорошая вибрация грудной стенки у детей позволяет иногда воспринимать хрипы пальпаторно при ощупывании грудной клетки ребенка.

Крепитация у детей, как и у взрослых, возникает при пневмонии, однако у детей раннего возраста из-за поверхностного и ослабленного дыхания она не всегда выслушивается; углубление дыхания ребенка при крике, перемене положения тела помогает ее выявлению.

При скоплении выпота в плевральной полости Д. ш. становятся ослабленными, но при этом у детей, в отличие от взрослых, они не исчезают полностью, что объясняется повышенной проводимостью звука у детей через тонкую грудную стенку и малым объемом грудной клетки.

Таблица. КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ШУМОВ

Физическая природа и морфологическая основа образования шумов

Мамочки грудничков часто прислушиваются к их дыханию. Что же надо знать о том, как дышит новорожденный?

Трудная наука

Какое дыхание у детей

Целых 40 недель семья с радостью и нетерпением ожидала рождения малыша. В животике у мамы он полностью зависел от нее. Вместе с ней гулял по лесу или парку, получал достаточное (либо недостаточное) количество кислорода.

Тренироваться дышать кроха начинает уже на последнем месяце внутриутробной жизни, когда совершает около полусотни дыхательных движений в минуту, облегчая поступление крови к сердцу. Он делает вдохи с сомкнутой голосовой щелью, чтобы не захлебнуться в околоплодных водах.

После рождения происходит ряд важных изменений: прекращается поступление питательных веществ и кислорода через плаценту. А с первым криком новорожденного расправляются легкие, и ребенок начинает самостоятельно дышать. Кровообращение и обмен веществ также работают теперь по-новому.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, и он больше, чем у взрослого, и он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в нем компенсируется более частым дыханием.

Новорожденные дышат неритмично, временами их дыхание становится слабым, едва слышным. Они дышат животом.

В первые трое суток жизни через легкие новорожденного «прокачивается» воздуха вдвое больше, чем у ребенка старшего возраста.

Кроха делает глубокий вдох с затрудненным выдохом, что препятствует спасению и слипанию мельчайших легочных камер (альвеол) и помогает малышу расправить легкие, а всей дыхательной системе – создать высокое сопротивление выдыхаемому воздуху для первого вдоха и первого крика маленького существа.

В случаях удушья, или асфиксии, еще совсем недавно кроме шлепания по попке малыша «взбадривали» окунанием в холодную воду. Сегодня этим методом уже не пользуются. Сначала рефлексы активизируют поглаживанием по спинке или похлопыванием по пяткам. Если малышу по-прежнему плохо, то переходят к действенной реанимации.

Рождение для малыша с его пока несовершенной дыхательной системой – трудный экзамен. Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластичная ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно – воздухом.

Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается «спадение» легочной ткани. В первые месяцы жизни постепенно меняется структура

легких: соединительно-тканые прослойки заменяются эластичной тканью, увеличивается количество альвеол. Подвижность грудной клетки у грудничков ограничена, и сначала легкие растут за счет мягкой диафрагмы. Тип дыхания у крохи меняется на диафрагмальный, или брюшной. Грудным или грудобрюшным оно становится только после того, как дети начинают ходить.

К 6 месяцам дыхание становится реже – 35-40 вдохов-выдохов в минуту, а к году ребенок уже дышит с частотой 30 раз в минуту. У взрослого человека частота дыхания в норме не превышает 18 вдохов в минуту.

Врожденные рефлексы

Нет ни одной мамы, которая время от времени не прислушивалась бы: дышит ли малыш?

Особенно волноваться не стоит. Помните, что уже с самого рождения малыш обладает набором врожденных рефлексов. Если положить кроху на живот, он автоматически повернет голову набок, чтобы иметь возможность дышать. Кашель и чихание тоже относятся к таким врожденным рефлексам.

Периодические паузы в дыхание – наследие внутриутробной жизни. Даже у совершенно здоровых малышей наблюдаются короткие паузы в дыхании, но продолжительность этих перерывов никак не может превышать 12-15 секунд.

Педиатры рекомендуют относиться к нерегулярности детского дыхания с большим вниманием, так как из-за временного кислородного голодания головного мозга апноэ может представлять угрозу.

Ненавязчивый контроль за дыханием необходим не только незрелому ребенку, но и совершенно здоровому, доношенному малышу от 3 до 8 месяцев.

Чтобы ребенок «помнил», что ему необходимо дышать ритмично, без остановок, он нуждается в почти непрерывной тактильной стимуляции. Почаще ласкайте кроху, берите его на ручки, прижимайте к себе. Примерно после 8 месяца жизни регулярность дыхания у ребенка наладится, но до той поры ему необходим контакт кожа к коже.

Когда специалисты считают, что случай у вашего малыша особый и ему нужен постоянный контроль за дыханием, можно воспользоваться различными моделями дыхательных мониторов. Принцип их действия таков, если у крошки во время сна или бодрствования возникнут перебои с дыханием, частота его станет менее 10 дыхательных движений в минуту, или же остановка дыхания продолжится долее 12 секунд, раздастся громкий звуковой сигнал и загорится красный индикатор тревоги. Это сообщение о том, что ваш малыш нуждается в экстренных мерах для восстановления нормального дыхания.

Вы его не задавите!

Внезапная смерть при раздельном сне мамы и ребенка наступает в 3 раза чаще, чем при совместном!

Некоторые мамы боятся задавить кроху во сне. Но подумайте сами: вы кормите ребеночка, лежа в удобной позе, становясь в этот момент как бы единым целым. И тут уж вероятность того, что вы задавите своего кроху, абсолютно исключена. Окружите малыша своим теплом и любовью!

Разрабатываем легкие крохи!

Как создать наилучшие условия для малыша?

  • Помещение, в котором находится ребеночек, хорошо проветривайте.
  • Свободное дыхание крохи ничто не должно стеснять. Подушки, нагромождение теплой одежды и пеленок затрудняют приток свежего воздуха к его дыхательным путям.
  • Регулярные прогулки помогут разработать легкие и укрепить иммунную систему младенца.
  • Чтобы малыш правильно развивался и приобрел стойкий иммунитет к различным заболеваниям, с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные курсы профилактического или лечебного массажа.

Особенности развития органов дыхания.

  • Если в первые дни жизни новорожденный только учится дышать, то у грудников легкие уже более развиты.
  • В 1-3 года трахея и бронхи крохи еще узкие, сохраняется опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе.
  • В 3-7 лет дыхание ребенка более глубокое и редкое. И только спустя еще 10 лет дыхательная система у него будет, как у взрослого человека.

Частота дыхания у ребенка

Возраст

Количество вдохов-выдохов (в минуту)

Нарушение дыхания – это любое значимое отклонение характеристик дыхания человека (глубина, ритм дыхательных движений) от нормы. В норме в покое дыхание человека ритмичное (временные интервалы между вдохами одинаковые), вдох несколько длиннее выдоха, частота дыхания составляет 12-18 дыхательных движений (циклов “ вдох-выдох”) в минуту. При физической активности дыхание учащается (до 25 и больше дыхательных движений в минуту), становится более поверхностным, чаще всего остается ритмичным. Различные нарушения дыхания позволяют ориентировочно оценить тяжесть состояния пациента, определить прогноз заболевания, а также локализацию повреждения конкретной области головного мозга.

  • Взрослые
  • Дети
  • Новорожденные
  • Беременные
  • Акции
  • Симптомы
  • Формы
  • Причины
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения и последствия
  • Профилактика

Симптомы нарушений дыхания у ребенка

  • Неправильная частота дыхания: дыхание либо чрезмерно учащено (при этом оно становится поверхностным, то есть имеет очень короткие вдохи и выдохи) либо, наоборот, сильно урежено (нередко при этом оно становится очень глубоким).
  • Нарушение ритма дыхания: временные интервалы между вдохами и выдохами различны, иногда дыхание может прекращаться на несколько секунд/минут, а затем снова появляться.
  • Отсутствие сознания: не связано напрямую с нарушением дыхания, но большинство форм нарушения дыхания появляется при крайне тяжелом состоянии больного, находящегося в бессознательном состоянии.

Формы нарушений дыхания у ребенка

Причины нарушений дыхания у ребенка

  • Острое нарушение мозгового кровообращения.
  • Нарушения обмена веществ:
    • ацидоз — закисление крови при тяжелых заболеваниях (почечная или печеночная недостаточность, отравления);
    • уремия — накопление продуктов распада белка (мочевина, креатинин) при почечной недостаточности.
  • Менингиты, энцефалиты. Развивается, например, при инфекционных заболеваниях: герпесе, клещевом энцефалите.
  • Кислородное голодание: нарушение дыхание при этом развивается как последствие тяжелого кислородного голодания (например, при тяжело протекающих родах).
  • Травмы головного мозга (например, родовая травма).

Врач педиатр поможет при лечении заболевания

Диагностика нарушений дыхания у ребенка

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания (опрос родителей):
    • как давно появились признаки нарушения дыхания (нарушение ритма и глубины дыхания);
    • как быстро появилось нарушение дыхание после потери сознания.
  • Неврологический осмотр.
    • Оценка частоты и глубины дыхания.
    • Оценка уровня сознания.
    • Поиск признаков поражения головного мозга (снижение мышечного тонуса, косоглазие).
    • Оценка состояния зрачков и их реакции на свет:
      • широкие зрачки, не реагирующие на свет, характерны для поражения среднего мозга (область головного мозга, расположенная между стволом мозга и его полушариями);
      • узкие (точечные) зрачки, слабо реагирующие на свет, характерны для поражения ствола мозга (область мозга, в которой расположены жизненно важные центры, в том числе дыхательный центр).
  • Анализ крови: оценка уровня продуктов распада белка (мочевина, креатинин), насыщения крови кислородом.
  • Токсикологический анализ: выявление отравляющих веществ в крови (лекарства, соли тяжелых металлов).
  • Кислотно-щелочное состояние крови: оценка наличия закисления крови.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяют послойно изучить строение головного мозга, выявить какие-либо патологические изменения (опухоли, кровоизлияния).
  • Возможна также консультация детского невролога, нейрохирурга.

Лечение нарушений дыхания у ребенка

  • Требуется лечение заболевания, на фоне которого появилось нарушение дыхания.
    • Детоксикация (борьба с отравлением) при отравлениях:
      • препараты, нейтрализующие токсины (антидоты);
      • витамины (группы В, С);
      • инфузионная терапия (вливание растворов внутривенно);
      • гемодиализ (искусственная почка) при уремии (накопление продуктов распада белка (мочевина, креатинин) при почечной недостаточности);
      • антибиотики и противовирусные препараты при инфекционных менингитах (воспалении оболочек мозга).
  • Борьба с отеком мозга (развивается при большинстве тяжелых заболеваниях головного мозга):
    • мочегонные препараты;
    • гормональные препараты (стероидные гормоны).
  • Препараты, улучшающие питание головного мозга (нейротрофики, метаболики).
  • Своевременный перевод на искусственную вентиляцию легких.

Осложнения и последствия нарушений дыхания у ребенка

  • Само по себе нарушение дыхания не является причиной каких-либо тяжелых осложнений.
  • Кислородное голодание из-за неритмичности дыхания (при нарушении ритма дыхания организм не получает должного уровня кислорода, то есть дыхание становится “ непродуктивным”).

Профилактика нарушений дыхания у ребенка

  • Проведение профилактики нарушений дыхания невозможно, так как это является непредсказуемым осложнением тяжелых заболеваний головного мозга и всего организма (черепно-мозговая травма, отравления, нарушение обмена веществ).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

  • Авторы

Дяченко Алексей Олегович, врач-невролог.

Певцова Анастасия Владимировна, врач-методист, акушер-гинеколог, медицинский редактор.

Подоляк Анжелика Алексеевна, редактор.

Что делать при нарушениях дыхания?

  • Выбрать подходящего врача педиатр
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации

Физиологическое и речевое дыхание у детей с нарушением речи

Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемые к дыхательному акту во время речи.

Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Основа произносительной речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

В речевом дыхании выдох – самое главное и самое активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха. Весь процесс дыхания становится произвольным.

Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм не устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности:

· Развитие груднобрюшного типа дыхания;

· Обучение длительному целеноправленному ротовому выдоху;

· Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность. Целенаправленность.

Дыхательно–гимнастический комплекс для развития физиологического дыхания

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

— не переутомлять ребенка, т. е. дозировать количество и темп проведения упражнений;

— следить. Чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 – вдох и выдох через нос; 2 – вдох через нос, выдох через рот; 3 – вдох через рот, выдох через нос; 4 – вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 – вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6- вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 – вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 – вдох через нос, выдох через нос толчками.

Послушаем свое дыхание

И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине ребенок прислушивается к своему дыханию и определяют:

— куда попадает воздушная сируя воздуха и откуда выходит;

— какая часть тела приходдит в движение при вдохе и выдохе;

— какое дыхание: поверхностное или глубокое;

— какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с паузой;

— дыхание тихое, неслышное или шумное.

Дышим тихо, спокойно и плавно

И.п.: сидя (стоя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1- медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2- плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполнять бесшумно и плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.

Подыши одной ноздрей

И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 – левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. Чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.

И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1- ладони лежат на животе; 2- медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3- медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1- одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 – выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 – сделать полный вдох, выпячивая живот на снежинки.

Ребенок после показа выполняет упражнение.

и ребра грудной клетки; 2- задержать дыхание на 3-4 сек.; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение для развития ротового выдоха

Оборудование: кусочки ваты.

Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминая ребенку про зиму.

Представь, что на улице падает снежок. Давай подуем.

С уважением учитель-логопед

Вахляева Елена Александровна

Официальный сайт МКДОУ д/с № 508 «Фея». Все права защищены.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Когда дыхательные пути в нормальном состоя­нии, ребенок дышит бесшумно и без усилий. Когда нарушается их проходимость, при дыха­нии может появляться высокий звук, так как воздух через суженные дыхательные трубки проходит с усилием. Хрипами называются звуки, возникающие при вдохе и выдохе ребенка через суженные дыхательные пути. Нарушение проходимости дыхательных путей может наступить из-за отека, вызванного инфекцией, инородным телом, воспалением и спазмом мышц бронхов при астме. Иногда грубый хрип слышен только на вдохе: это может быть симптомом крупа. Такой хрип называется стридором (см. Помощь при крупе).

Вызовите «неотложную помощь» ребенку, если хрипам сопутствуют:

  • затруднение дыхания
  • у ребенка посинение кожи вокруг губ
  • необычная сонливость, заторможенность
  • неспособность говорить или издавать обычные звуки

Хрипы у ребенка могут появиться внезапно, когда в дыхательные пути попало инородное тело. Небольшие хрипы могут сопровождаться ОРВИ. Если появились хрипы при дыхании, немедленно обратитесь к врачу.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

У ребенка грудного возраста довольно громкие хрипы слышны, только когда он вдыхает? Он ест и растет нормально?

Если ребенок ест, спит и растет нормаль­но, шумное дыхание просто показывает, что ткани дыхательных путей еще достаточ­но эластичны. Такое шумное дыхание должно пройти к 1,5 годам, когда хрящи гортани (дыхательного горла) станут более плотными. Тем не менее обратите на шумное дыхание ребенка внимание детского врача при очередном осмотре

У ребенка также насморк или кашель?

Вызовите детского врача. Давайте обильное питье, создайте ребенку комфорт (см.также Насморк у ребенка)

Ребенок младше одного года? У него кашель, который продолжается 2 часа или более? В последние день-два он простужен? Учащенное и затрудненное дыхание? Он отказывается есть? Раздражителен?

Бронхиолит – заболевание, обычно вирусное, поражающее самые мелкие бронхи

Вызовите «неотложную помощь». Если диагноз подтвердится, возможно, потребуется госпитализация

Ребенок часто кашляет? Бывают приступы затруднения дыхания, особенно ночью или при физической нагрузке? В семье кто-либо страдает астмой или аллергией?

Запишитесь на прием к детскому врачу. Он осмотрит ребенка и назначит необходимые обследо­вания; в зависимости от результатов посоветует лечение (см. также Если у ребенка астма)

У ребенка затрудненный вдох, удушье? Отрывистый сухой кашель, который напоминает лай собаки; охриплость голоса? Повышенная температура? Симптомы усиливаются ночью?

Круп — затруднение дыхания, вызванное воспалением и сужением просвета верхних дыхательных путей

Хотя большинство приступов может быть снято домашними средствами (см. Помощь при крупе), если начался приступ, вызовите «неотложную помощь». До прибытия врача отведите ребенка в ванную, закройте дверь, напустите в ванну горячей воды, чтобы образовался пар, Пусть ребенок подышит увлажненным воздухом. Закапайте в нос нафтизин. Если состояние не улучшается, дайте ребенку подышать прохладным ночным воздухом

У ребенка внезапно появились затруднение дыхания, хрипы?

Инородное тело в дыхатель­ных путях (чаще всего встречается у детей от 6 месяцев до 2 лет)

Это неотложное состояние. Вызови­те «скорую помощь»; мероприятия первой помощи — см. Остановка дыхания)

Дыхание учащенное, хрипы, сильный кашель? Повышена температура до 38,3 о С или более? Ребенок плохо себя чувствует? При вдохе втягиваются межреберные промежутки?

Срочно вызовите детского врача, он поставит диагноз и назначит лечение. Может потре­боваться госпитализация (см. Затруднение дыхания, Кашель)

Ребенок во сне храпит? Каждое утро просыпается раздраженный? Он часто дышит ртом, так как нос зало­жен? Быстро устает? Говорит в нос? У него частые просту­ды и отит?

Увеличение аденоидов; аллергия

Обратитесь к педиатру, он осмотрит ребенка, чтобы выявить увеличение аденоидов (см. также Насморк у ребенка, или аллергическое заболевание), назначит лечение

Почему хрипы чаще бывают у маленьких детей

Хрипы часто встречаются у детей до 3 лет. Поскольку их дыхательные пути мельче, нарушение проходимости при спазме мышц бронхов, воспалении и отеке слизистой оболочки и накоплении секрета возникает легче, чем у более старших детей. Заболевания дыхательных путей могут провоцироваться загрязнением воздуха, в том числе сигаретным дымом. Если кто-либо в семье курит, вы должны настоять, чтобы никто не курил в доме.

Какое дыхание у детей

  • дыхательные пути
  • бронхи
  • легкие

1. Общие сведения

Большинство медицинских профессий разделены на «взрослый» и «детский» профили. В отношении одних специальностей (хирургия, кардиология и т.д.) такое деление закреплено де-юре в номенклатурных перечнях; другие же, к которым относится и оториноларингология, разделены де-факто, – так сказать, самой природой, то есть различиями ЛОР-сферы у детей и взрослых.

Можно назвать по меньшей мере три таких различия, которые вынуждают родителей искать не просто квалифицированного, а именно «детского» оториноларинголога. Во-первых, все без исключения ЛОР-органы у детей анатомически инфантильны и продолжают развиваться до семи-, двенадцати-, пятнадцатилетнего возраста (в зависимости от конкретной структуры). Во-вторых, незрелой, нестабильной и, образно говоря, «необстрелянной» является иммунная система, что обусловливает высокую частоту и специфику протекания т.н. детских инфекций.

В-третьих, дети далеко не всегда могут четко и внятно вербализовать жалобы, ответить на вопросы, выполнить инструкцию врача (впрочем, некоторые взрослые также не справляются), а с самыми маленькими пациентами такой контакт невозможен в принципе. Поэтому врачу действительно необходим большой опыт общения именно с детской, – столь сложной! – категорией пациентов.

Известно, что ЛОР-патология является самой распространенной причиной обращения к педиатру; в общем ее объеме лидируют заболевания органов дыхания, а среди симптомов этих заболеваний – хрипы. Поэтому проблема «хрипы у детей» является, без преувеличения, актуальнейшей.

Собирательным термином «хрипы» обозначают широкий спектр акустических явлений, отличающих нормальное дыхание от аномального, болезненно измененного. Разнообразие таких звуковых эффектов составляет отдельную проблему, так как на одном полюсе упомянутого «широкого спектра» находятся совершенно безобидные призвуки, обусловленные, например, присохшей к носовой перегородке корочкой, а на другом – тревожные симптомы быстро прогрессирующей и очень опасной обструкции дыхательных путей.

2. Причины

Непосредственной причиной появления хрипов можно считать любое изменение конфигурации воздухоносных путей, в результате чего поток вдыхаемого и/или выдыхаемого воздуха становится турбулентным (завихренным, неравномерным).

В свою очередь, сечение и пропорции дыхательных путей могут измениться вследствие следующих причин:

  • отек, обусловленный длительным плачем, криком, смехом и т.п.;
  • отек, обусловленный воспалением (ОРЗ, ОРВИ, аллергические реакции);
  • аденоиды или гиперплазия миндалин;
  • бронхоспазм по типу астматического приступа (может быть обусловлен также термическими, токсическими, психогенными, нейрогенными факторами);
  • инородное тело в гортани, трахее или в подлежащих отделах дыхательного тракта;
  • скопление слизи на фоне активного инфекционно-воспалительного процесса, рефлекторной реакции бронхиальных стенок на аллерген и пр.;
  • скопление гноя, крови, пневмоторакс (присутствие воздуха в герметичных от природы полостях) и другие состояния, требующие немедленной госпитализации и интенсивной терапии.

3. Симптомы и диагностика

Прежде всего подчеркнем, что квалифицировать характер хрипов и предположить их наиболее вероятную причину может только врач: никакие советы, никакие описания, – даже подробнейшие, – не заменят медицинского образования и клинической практики. Достаточно сказать, что в некоторых случаях не громкое и затрудненное, а, наоборот, бесшумное дыхание, отсутствие аускультируемых шумов в определенной зоне является значительно более опасным симптомом, нежели громкий ночной храп или осиплый голос.

Различают хрипы сухие, влажные (мелко-, средне- и крупнопузырчатые), крепитирующие (хрустящие), плеврально-трескучие и т.п.

Существенную разницу составляют хрипы инспираторные (на вдохе) и экспираторные (на выдохе). Так называемое жесткое дыхание (одинаковая громкость вдоха и выдоха, чего не бывает в норме) кардинально отличается от дыхания стридорозного, свистящего, – которое чаще всего сигнализирует об обструкции (сужении, блокировании, частичной закупорке) трахеобронхиального участка. Хрипы при пневмонии или плеврите акустически отличаются от хрипов при астме или аденоидах, – и т.д., и т.п.

Все это относится к компетенции врача, производящего диагностическую аускультацию, – выслушивание с помощью фонендоскопа.

В компетенцию (и обязанности) родителей входит совсем другое. Необходимо обратить внимание на ряд дополнительных симптомов, прежде чем вызывать «Скорую» или спокойно ложиться спать: то и другое может оказаться нелепой ошибкой, однако цена будет разной.

Хорошо еще, если единственным последствием этой ошибки окажется объективно ненужный, лишний выезд бригады неотложной помощи, и без того перегруженной вызовами. Однако в некоторых случаях ситуация складывается совершенно иначе: вместо того, чтобы бить в телефонный набат и немедленно доставить ребенка в ближайшую больницу (на собственном автомобиле, на Скорой, на такси, на руках, на чем угодно), родители предпочитают обратиться к методам из цикла «подышать над картошкой», «растереть уксусом», «заварить травки», «поставить горчичник» или совершать иные подобные действия, которые можно было бы саркастически высмеивать, если бы такая «тактика» порой не заканчивалась смертью ребенка.

Наиболее тревожные симптомы:

  • внезапное появление и стремительное прогрессирование хрипов в сочетании со столь же быстрым ухудшением общего состояния;
  • высокая или очень высокая температура (с кашлем или без), которая не спадает в течение более пяти дней;
  • признаки удушья, бледность, цианоз (синюшность);
  • частое поверхностное дыхание;
  • появление прожилок крови, пены или слизистых сгустков в отхаркиваемой мокроте;
  • бисеринки пота над верхней губой, неестественное движение дыхательных мышц/ребер, похолодание конечностей, признаки угнетения высшей нервной деятельности (сознание, реагирование и т.п.), судорожные сокращения и любые другие симптомы, которые можно описать словами «сроду такого не было» и «смотреть страшно».

При подобных обстоятельствах медицинская помощь должна оказываться в неотложном порядке.

4. Лечение

Как показано выше, спектр возможных причин настолько широк, что описать все варианты терапевтического ответа абсолютно нереально (ситуация может разрешиться как спонтанным однократным чиханием, так и объемным хирургическим вмешательством по экстренному протоколу, а также любыми промежуточными вариантами). В данном случае гораздо важнее сказать о доврачебной помощи.

Воздух в помещении при всех без исключения симптомах должен быть чистым, свежим и прохладным. Нет ни единой болезни, которая требовала бы затхлой неподвижной атмосферы с пониженным содержанием кислорода, нагретой до температуры финской бани и насыщенной всеми известными науке микроорганизмами.

Одежда не должна затруднять дыхание. Любые действия родителей должны подчиняться логике и быть осмысленными (пусть даже эти действия окажутся не вполне грамотными, это намного безопасней поступков «наугад», в панике, в ступоре, в истерике и пр). Если причина развившегося состояния неизвестна, ранее не диагностирована, непонятна; если у вас нет четких врачебных предписаний на этот случай, – то никаких медикаментов до прибытия врача ребенку давать не сто́ит.

  • Диагностика
  • Гигиена зубов и полости рта
  • Удаление зуба
  • Исправление прикуса
  • Лечение зубов
  • Протезирование зубов
  • Виниры и люминиры
  • Детская стоматология
  • Имплантация зубов
  • Отбеливание зубов

Ротовое дыхание как причина развития ортодонтических проблем

Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При этом создается целый ряд благоприятных условий для формирования прикуса:

• сомкнутые губы уравновешивают давление, оказываемое на челюсти мышцами языка;

• нижняя челюсть зафиксирована в положении, соответствующем нормальному прикусу;

• поток воздуха, проходящий через носоглотку, увлекает с собой воздух из полости рта, в результате чего здесь создается отрицательное давление, которое оказывает равномерное стимулирующее воздействие на все участки альвеолярных отростков и неба;

• язык прилежит к небу и уравновешивает давление, оказываемое на него воздушной струей, проходящей через носовые ходы.

Ротовой же тип дыхания, который часто встречается у детей – одна из причин развития зубочелюстных деформаций, в значимости которой сегодня мало кто сомневается. Зубочелюстные деформации, развившиеся у детей в результате ротового типа дыхания, не способны к саморегуляции, и с возрастом идёт лишь ухудшение состояния. Ротовой тип дыхания может вызывать сухость и раздражение слизистой оболочки горла, рта и губ (хейлит), способствует развитию хронического гингивита (воспаления дёсен), изменению функции языка и жевательных мышц. Причины, провоцирующие появление ротового типа дыхания, – затруднённое носовое дыхание, гипертрофия аденоидов и миндалин, аденоидит, риниты, искривление носовой перегородки, травмы носа, аномалии развития полости носа, инородные тела, полипоз носа, неоплазмы, астма и др. Какое дыхание у детей

Постепенно у ребёнка, дышащего ртом, развивается синдром обструкции дыхательных путей: сужается верхняя челюсть, приобретает V-образную форму, может сформироваться перекрёстный прикус, инфантильный тип глотания (задерживается его перестройка на взрослый (соматический) тип); увеличиваются вертикальные пропорции лица – лицо становится вытянутым («аденоидный тип лица»), губы не смыкаются, может появляться чрезмерная видимость верхних зубов и дёсен («десневая улыбка»), ноздри сужаются, угол нижней челюсти разворачивается, подбородок «остаётся» позади, становится не выраженным, «скошенным». То есть имеют место нарушения эстетики лица, улыбки и функции.

Кроме того, ротовой тип дыхания оказывает значительное влияние и на общесоматическое состояние ребёнка: снижается газообмен и содержание кислорода в артериальной крови, вследствие чего уменьшается щелочной резерв крови, а также снижается интенсивность окислительных процессов в тканях; уменьшается глубина дыхательных движений, снижается лёгочная вентиляция в среднем на 15–16 % и изменяется внутригрудное давление; могут развиться серьёзные сердечные заболевания, изменения со стороны сердца – от умеренного увеличения его размера и гипертрофии правого желудочка до тяжёлой правожелудочковой недостаточности и отёка лёгких. Нормальное носовое дыхание действует на тонус сосудов головного мозга, уровень внутричерепного и внутриглазного давления. При носовом дыхании давление в сосудах головного мозга повышается и понижается в соответствии с дыханием 16 раз в минуту. При ротовом типе дыхания головной мозг оказывается лишённым этого важного физиологического механизма, способствующего усилению мозгового кровообращения. Выключение носового дыхания ведёт также к застою в сосудистой системе глаза. Носовое дыхание, вызывая ритмические колебания черепно-мозгового давления, является главной движущей силой перемещения цереброспинальной жидкости. Всё это ведёт к тому, что ребёнок плохо учится, отстаёт в развитии от сверстников, страдает от комплексов. Лечение патологических изменений верхних дыхательных путей должно проводиться своевременно и комплексно.

При подозрении на наличие каких-либо проблем в носоглотке пациент направляется на консультацию к оториноларингологу (ринологу), при необходимости – к врачам других специальностей, а также на диагностику, необходимую ортодонту (ТРГ, ОПТГ, КТ, МРТ, риноманометрию и др.). Только комплексный подход, и лечение проблемы, которая возникла первично с дальнейшей ортодонтической проблемой даст результат.

ЛОР-специалист имеет возможность контролировать мягкие ткани полости носа – слизистую оболочку носа, задачи ортодонта – устранение уже возникших вторичных изменений верхней челюсти, прикуса в целом и полости носа в частности для более адекватного лечения патологии носоглотки. Некоторые методики коррекции (расширения) суженой V-образной верхней челюсти позволяют параллельно с нормализацией формы верхнего зубного ряда увеличивать также объём полости носа (на скелетном уровне!), что сделать медикаментами невозможно. В результате ребёнок получает комплексную помощь, направленную на купирование воспаления или других проблем в носоглотке и коррекцию уже возникших деформаций верхней челюсти, что позволит восстановить объём полости носа, нормализовать рост челюстей и соответственно приведёт к правильному формированию лица и прикуса ребёнка.

Физиологическое и речевое дыхание у детей с нарушением речи

Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемые к дыхательному акту во время речи.

Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Основа произносительной речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

В речевом дыхании выдох – самое главное и самое активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха. Весь процесс дыхания становится произвольным.

Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм не устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности:

· Развитие груднобрюшного типа дыхания;

· Обучение длительному целеноправленному ротовому выдоху;

· Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность. Целенаправленность.

Дыхательно–гимнастический комплекс для развития физиологического дыхания

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

— не переутомлять ребенка, т. е. дозировать количество и темп проведения упражнений;

— следить. Чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 – вдох и выдох через нос; 2 – вдох через нос, выдох через рот; 3 – вдох через рот, выдох через нос; 4 – вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 – вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6- вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 – вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 – вдох через нос, выдох через нос толчками.

Послушаем свое дыхание

И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине ребенок прислушивается к своему дыханию и определяют:

— куда попадает воздушная сируя воздуха и откуда выходит;

— какая часть тела приходдит в движение при вдохе и выдохе;

— какое дыхание: поверхностное или глубокое;

— какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с паузой;

— дыхание тихое, неслышное или шумное.

Дышим тихо, спокойно и плавно

И.п.: сидя (стоя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1- медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2- плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполнять бесшумно и плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.

Подыши одной ноздрей

И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 – левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. Чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.

И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1- ладони лежат на животе; 2- медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3- медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1- одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 – выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 – сделать полный вдох, выпячивая живот на снежинки.

Ребенок после показа выполняет упражнение.

и ребра грудной клетки; 2- задержать дыхание на 3-4 сек.; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение для развития ротового выдоха

Оборудование: кусочки ваты.

Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминая ребенку про зиму.

Представь, что на улице падает снежок. Давай подуем.

С уважением учитель-логопед

Вахляева Елена Александровна

Официальный сайт МКДОУ д/с № 508 «Фея». Все права защищены.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector