Какие обязанности у детей

Какие обязанности у детей

Уже с рождения каждый гражданин наделен основными правами и обязанностями. Однако до определенного возраста могут быть некоторые ограничения. «АиФ» рассказывает о том, на что имеет право ребенок и когда для него наступает ответственность за проступки.

ЗАКОН

Основные права ребенка закреплены в одноименном законе, который был принят еще в первые годы после распада СССР. Этот документ сравнительно краток, в его содержании легко разобраться без специальных знаний и подготовки. При этом большинство утверждений закона кажутся сами собой разумеющимися, некоторые по смыслу повторяют нормы Декларации прав человека, Конституции и других основополагающих актов такого порядка.

Какие обязанности у детей

Это заметно даже по названию статей правового акта – «Право на жизнь», «Право на гражданство», «Право на достойный уровень жизни», а также права на имя, образование, труд, отдых, жилище, охрану и укрепление здоровья и т. д. Если выразить все содержание Закона «О правах ребенка» в нескольких фразах, то выйдет примерно следующее: дети обладают всеми возможными для взрослых правами, но временно ограничены в реализации некоторых из них по причине свойственных возрасту психофизических особенностей. Дети нуждаются и вправе рассчитывать на особую заботу и поддержку со стороны общества, а обязанности и ответственность детей заметно ниже, чем у взрослых.

При этом обязанность за обеспечение прав ребенка несут государство, родители, органы опеки, а также специалисты учреждений образования, здравоохранения и т. п.

Какие обязанности у детей

МЕЛКИЕ СДЕЛКИ

Ходить самостоятельно в магазин ребенок теоретически может хоть с раннего детства. Согласно ст. 27 Гражданского кодекса (ГК) несовершеннолетние в любом возрасте вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, к которым относится и поход в магазин. Однако до 15-летнего возраста не продадут спички, зажигалки, ядохимикаты, горючие жидкости, до 16 лет – пиротехнические изделия бытового назначения, а до 18 лет – алкоголь, пиво, сигареты, эротическую продукцию, игральные карты и т. д.

Какие обязанности у детей

Согласно ст. 25 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия своих законных представителей распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения. Кроме того, они могут вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими в соответствии с законодательством. По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе становиться членами кооперативов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

К административной и уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые на момент совершения преступления достигли 16-летнего возраста. Однако за ряд преступлений самостоятельно отвечать придется и 14-летним подросткам. Так, согласно ст. 27 Уголовного кодекса с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, изнасилование, причинение тяжкого телесного повреждения, похищение человека, захват заложников, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, хищение или незаконный оборот наркотиков и т. д.

Согласно ст. 4.3 КоАП административная ответственность с 14 лет наступает за мелкое хищение, мелкое хулиганство, жестокое обращение с животными, разведение костров в запрещенных местах, нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, нарушение правил пользования транспортными средствами, повреждение историко-культурных ценностей и т. д.

Права и обязанности несовершеннолетних детей кратко:

  • расти в родительской семье;
  • пользоваться защитой;
  • получать развитие и средства на жизнь;
  • учиться;
  • работать.

Права детей в разном возрасте

Какие обязанности у детей

Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс России;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».

Все дети в России имеют возможность:

  • расти в семье;
  • воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
  • знать, кто его родители;
  • жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
  • общаться с кровными родственниками;
  • пользоваться правом на уважение;
  • получать всестороннее развитие;
  • получать защиту;
  • выражать свое мнение;
  • иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
  • снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.

Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.

С 6-летнего возраста он получает еще и право на:

  • мелкие бытовые сделки;
  • посещение школы;
  • самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
  • получение подарков.

С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.

С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.

С 14 лет граждане вправе:

  • самостоятельно обращаться в суд;
  • получать паспорта;
  • работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
  • открывать банковские вклады.

После 16-го дня рождения появляется возможность:

  • работать до 36 часов в неделю;
  • учиться на водительское удостоверение;
  • при особых обстоятельствах — вступать в брак;
  • пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.

Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:

  • плавно подготовить его к взрослой жизни;
  • научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
  • обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
  • гарантировать получение образования;
  • наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.

Обязанности

Ребенок с определенного возраста тоже обязан делать кое-что на благо общества и своей семьи. Начинается это с момента, когда ребенку исполнилось 6 лет. В этом возрасте дети получают обязанность получить основное общее образование. Они должны слушаться родителей и соблюдать правила поведения, что установлены в учреждениях воспитания и образования, дома и в общественных местах.

С 14-го дня рождения обязанности подростков в России расширяются: им необходимо соблюдать устав учебного заведения либо общественных объединений. Если подросток трудится — соблюдать трудовое законодательство, контракт и условия трудового договора.

По достижении 17-летнего возраста юноши обязаны встать на воинский учет.

Нарушения и ответственность

С понятием ответственности россияне знакомятся с самого юного возраста: отвечать они начинают перед родителями или другими лицами, которые несут за них ответственность. У детей постарше есть не только права и обязанности, ответственность несовершеннолетних у них тоже имеется. Наступает она с подросткового возраста.

С 11 лет они рискуют быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, которые еще не подлежат уголовной ответственности. Они называются центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

С 14 лет подростки сами несут ответственность по заключенным сделкам и должны сами возмещать причиненный ущерб. За особо тяжкие преступления им грозит уголовное наказание. Это не значит, что в обязанности несовершеннолетних до 14 лет не входит подчинение закону. Он един для всех.

С 16 лет — уголовное преследование за все преступления. С этого же возраста наступает административная ответственность.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

(по материалам сайта «Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников

справочник «Подросток и закон» http://tvoepravo.cipv.ru/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf)

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.

К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:

· Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

· Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

· Конституция Российской Федерации.

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» —основной акт о правах ребенка в России.

· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

· Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

· Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

· Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

· Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

За осуществление прав ребенка несут ответственность в первую очередь законные представители (родители, опекуны, усыновители), а так же все, кто с ним взаимодействуют.

Если права ребенка нарушаются необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением, либо к Уполномоченному по правам человека.

Основные обязанности детей

Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами.

С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:

— слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

— получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

В 14 лет добавляются следующие обязанности:

— иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

— работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21 ТК РФ);

— выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

— соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

С 16 лет юноши обязаны пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В 17 лету юношей появляются обязанности:

-встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

— пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной. Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

Какие обязанности у детей

Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим. Начинается все с простых обязанностей – следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

Права и обязанности ребенка в семье

Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.

В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

Права ребенка

  1. Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Отдельно стоит отметить момент, касающийся того, что ребенок имеет узаконенное право на получение полагающейся заботы от родных родителей и постоянное проживание вместе с ними. Какие обязанности у детейСтоит акцентировать свое внимание на том, что непосредственный ребенок имеет полное право на уважение чести и своего личного достоинства и на полное развитие своей личности.
    Если у ребенка полностью отсутствуют родители, или они по были лишены своих ранее существующих прав на осуществление воспитания непосредственного ребенка, то обязанность по грамотному и полному воспитанию конкретного ребенка и заботе о его всестороннем развитии переходит на профильный орган опеки. Порядок при этом четко устанавливается законодательством.
  2. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Любой ребенок может безнаказанно общаться с любыми членами своей семьи. Всевозможные ситуации, из-за которых распадаются семьи, никак не могут стать основанием нарушения этого, предоставленного и охраняемого законом, права ребенка.Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.
  3. Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка. Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
  4. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.
    Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.
  5. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок: Какие обязанности у детей
    • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
    • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
    • отчество дается от имени отца.

Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки. Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина.

  • Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка. Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя. Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется:
    • если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным;
    • если он решен родительских прав;
    • если его местонахождение нельзя установить;
    • если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.

    Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия.

  • Статья 60. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.
    Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей.
    Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар.
  • Обязанности ребенка

    Обязанностей, которые должны соблюдать несовершеннолетние, гораздо меньше, чем прав.

    Внимание! Самостоятельная защита своих прав может привести к плачевным последствиям!

    Задайте нашим юристам свои вопросы по телефону, в чате или в форме ниже!

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

    (по материалам сайта «Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников

    справочник «Подросток и закон» http://tvoepravo.cipv.ru/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf)

    Права ребенка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.

    К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:

    · Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

    · Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

    На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

    · Конституция Российской Федерации.

    · Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» —основной акт о правах ребенка в России.

    · Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

    · Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

    · Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

    · Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    · Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

    В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.

    Основные права детей

    Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

    Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

    Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

    1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

    2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

    3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

    4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

    5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

    6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

    7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

    За осуществление прав ребенка несут ответственность в первую очередь законные представители (родители, опекуны, усыновители), а так же все, кто с ним взаимодействуют.

    Если права ребенка нарушаются необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением, либо к Уполномоченному по правам человека.

    Основные обязанности детей

    Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами.

    С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

    Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:

    — слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

    — получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

    — соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

    С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

    В 14 лет добавляются следующие обязанности:

    — иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

    — работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21 ТК РФ);

    — выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

    — соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

    С 16 лет юноши обязаны пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    В 17 лету юношей появляются обязанности:

    -встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

    — пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    На бранчах для мам, которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео 🙂


    Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

    Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками 🙂

    Обязанности ребенка по дому: 3 годаКакие обязанности у детей

    • собирать игрушки (можно начинать и раньше, когда малыш берет игрушки с полки, учите ставить их на место. Это можно делать и с 1-1,5 лет);
    • чистить зубы, умываться, причесываться (не забывайте, что паста должна быть детская, а взрослый — рядом. Также контролируйте качество чистки зубов и умывания, подсказывая малышу, на что нужно обратить внимание);Какие обязанности у детей
    • самостоятельно раздеваться, с небольшой помощью одеваться (как обучать ребенка одеваться, я рассказываю в своем тренинге «Самостоятельный малыш. Монтессори в быту у мамы«);
    • складывать книжки, журналы на полку (также как и игрушки — взял, почитал, поставь на место прежде чем взять что-то другое);
    • относить салфетки и приборы на стол (в тренинге я рассказываю как приспособить среду под малыша, в т.ч. и посуду);
    • вытирать за собой следы (пол, стол и т.п.).

    Обязанности ребенка по дому: 4 года

    • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил 😉 );
    • протирать пыль;
    • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
    • помогать убирать в саду, в доме;
    • помогать мыть посуду.

    Обязанности ребенка по дому: 5 лет

    • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
    • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
    • оплачивать мелкие покупки;
    • кормить своего питомца и убирать за ним;
    • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки :), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
    • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

    Обязанности ребенка по дому: 6 лет

    • пылесосить;
    • поливать цветы;
    • выгуливать домашних животных (если они у вас есть :));
    • выносить мусор;
    • собирать вещи в школу;
    • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
    • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
    • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

    Обязанности ребенка по дому: 7 лет

    • мыть собаку/кошку;
    • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
    • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
    • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках ;)).

    Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

    • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
    • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
    • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
    • самостоятельно наполнить себе ванну;
    • помогать другим;
    • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

    Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

    • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
    • самостоятельно переходить улицу;
    • ходить в гости;
    • менять постельное белье;
    • покупать продукты по списку;
    • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

    Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

    • ездить самому на автобусе;
    • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге «Мама 3.0: Хочу и буду» есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
    • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
    • ответственно относиться к хобби.

    Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

    • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
    • чистить плиту и духовку;
    • помогать укладывать младших братьев-сестер;
    • распределять время для занятий учебой.

    Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

    • приготовить обед для всей семьи;
    • помогать старшим;
    • последовательно выполнять поставленные задачи;
    • иметь четкое представление о своих возможностях.

    P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги «Мама 3.0: Хочу и буду«, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂
    Загрузка…

    Поделиться «Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста»

    Какие обязанности у детей

    Помните прекрасный детский стишок «Если был бы я девчонкой»? Какая из мам не мечтала, чтобы ее любимый ребёнок, достигнув возраста 3 – 4 лет, начал не просто убирать за собой игрушки, но и активно помогать по дому, причем по собственному желанию, без постоянных напоминаний и требований этой самой помощи. Мечты-мечты, хотя нет, почему же мечты? Вполне себе реальность, если приложить немножко усилий, терпения и времени.

    Не бывает ленивых детей. Всем маленьким детям нравится чувствовать себя самостоятельными, они очень любят помогать и рады быть нужными. Если давать малышу возможность участвовать во всех домашних делах, пока у него еще есть такое желание, а не отбирать тряпку и веник, опасаясь разрушительных последствий, то в скором времени можно обрести помощника и союзника по борьбе с хаосом в отдельно взятом доме.

    Какие обязанности у детей

    Как правило, желание все делать самому, в том числе непосильные взрослые дела, впервые появляется у малыша в возрасте 1,5 – 2 лет, у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. На этом этапе определять конкретный список домашних обязанностей крохи, естественно, рано. Но можно составить перечень дел, которые вы можете делать вместе. Тогда в скором времени эти действия не только войдут для ребенка в привычку и начнут у него отлично получаться, но и станут одной из форм интересного общения с вами. Это очень важно — научиться сотрудничать и чувствовать себя равноправным членом семьи.

    Оглянитесь вокруг и подумайте, чем бы вы могли заняться вместе?

    Как насчет того, чтобы:

    • полить цветы
    • покормить рыбок
    • протереть пыль открытых поверхностей
    • вымыть пластмассовые и резиновые игрушки
    • протереть зеркала
    • вымыть раковину в ванной от зубной пасты
    • наточить карандаши
    • разложить столовые и чайные ложки по местам
    • рассортировать белье для стирки
    • повесить белье на сушку
    • найти пары всем носочкам
    • собрать потерявшиеся по всей квартире ручки и карандаши

    «Зачем малышу домашние обязанности?» — спросите вы. Как ни странно, не только для того, чтобы разгрузить родителей, но еще и по многим другим причинам.

    Какие обязанности у детей

    Домашние обязанности прививают детям:

    • привычку находить время на дела по дому;
    • способность уважать домашний труд своих близких;
    • понимание, что в семье все должны заниматься домашними делами и помогать друг другу;
    • умение заботиться о себе и о других;
    • умение находить пользу и даже удовольствие в рутинных делах;
    • умение планировать и организовывать свои дела;
    • чувство собственной значимости, полезности в семье.

    Очень важно объяснить ребенку, что обычные домашние хлопоты — это часть жизни семьи. Каждый член семьи вносит вклад в общее семейное дело. Ни мама, ни папа, ни бабушка, никто другой не обязан обслуживать остальных в одиночку, все должны поддерживать порядок, заботиться о растениях и домашних питомцах и т. п.

    • Психология ребенка
    • Воспитание ребенка
    • Развитие ребенка
    • Досуг и отдых
    • Конфликты и буллинг
    • Подготовка к школе
    • Обучение ребенка
    • Школьные вопросы
    • Здоровье ребенка
    • Родителям

    Какие обязанности у детей

    Обязанности по дому помогают ребенку развить в себе самостоятельность и ответственность

    Выполнение обязанностей по дому развивает у детей многие навыки, необходимые для успешной взрослой жизни. Младшие дети, выполняя простые задания (например, складывая одежду или заправляя кровать), развивают координацию и навыки моторики. Выполнение обязанностей по дому также повышает способность ребенка следовать инструкциям, а также планировать и организовывать дела. Дети также учатся управлять своим временем.

    В результате исследования, посвященного привычкам обучения детей, было установлено, что у детей, которые регулярно выполняли обязанности по дому, успеваемость была выше, чем у их сверстников.

    Домашние обязанности также помогают детям развить в себе чувство ответственности. Они не только учатся справляться с работой самостоятельно (что делает их более самостоятельными), но и прививают чувство ответственности за общее дело и благополучие всей семьи. Если ребенок справляется с поставленными перед ним задачами, он развивает чувство собственного достоинства и осознает свой вклад в жизнь семьи.

    Когда всю работу по дому выполняют родители, ребенок может чувствовать себя зависимым от них. Со временем он начинает ожидать, что родители будут делать для него все, что он захочет.

    Умение позаботиться о себе и делать простую работу по дому помогает детям стать более самостоятельными. Так они будут лучше готовы к свободе, которая придет, когда они станут старше. Однако важно различать работу по дому и элементарное умение позаботиться о себе. Некоторые дети считают, что, если они заправляют за собой постель и убирают игрушки, или даже чистят зубы, то они уже выполняют домашние обязанности.

    Проблему усугубляет одержимость детей компьютерами и смартфонами. Они ненавидят любые дела, которые могут на несколько минут оторвать их от экрана. Придерживайтесь правила: на первом месте всегда должны быть занятия, связанные с уходом за собой, выполнением домашних обязанностей, уходом за домашними питомцами и помощью семье. Если после этого у ребенка остается время, он может использовать его на развлечения.

    Среди родителей нет однозначного мнения по поводу того, стоит ли платить ребенку за выполнение домашних обязанностей. Детские психологи утверждают, что дети должны выполнять домашнюю работу по той же причине, что и взрослые – просто потому что эта работа должна быть выполнена, а не потому, что за нее можно получить вознаграждение. Если родители считают нормальным давать ребенку карманные деньги, то это делать нужно не за выполненную работу, а для того, чтобы научить распоряжаться деньгами. Ребенок может научиться ценности денег, стоимости разных вещей, планированию бюджета и т.д.

    Однако вместо денег за выполненную работу по дому дети должны получать похвалу и благодарность. Так они должны почувствовать гордость от того, что они способны выполнять работу, свою самостоятельность и вклад в благополучие семьи. Хвалить ребенка нужно после выполнения работы, иногда можно обойтись короткими фразами: «Спасибо» или «Я горжусь тобой». Постоянная похвала лишает ребенка инициативы и личной ответственности за дело.

    Иногда нужно пояснить, за что именно вы хвалите ребенка: «Мне нравится, что ты сложил игрушки на свои места», «Я горжусь тем, что ты выполнил работу без напоминания», «У тебя получилось аккуратно заправить постель» и т. д.

    Лучше всего давать ребенку обязанности по дому с раннего возраста. С дошкольниками можно делать это в игровой форме: например, предложите ему представить себя папой или мамой. Самым маленьким, возможно, потребуется некоторое время, чтобы понаблюдать или потренироваться. Хвалить ребенка нужно за усилия, которые он прилагает, а не за качество выполненной работы. Это касается и детей старшего возраста, которые осваивают новые обязанности.

    Для старших детей и подростков требуется другой подход, чтобы приучить их к ответственности. Например, можно провести семейное собрание. Поощряйте ребенка высказывать свои предложения. Спрашивайте его мнение. Составьте список обязанностей для всех членов семьи (и для детей, и для родителей). Это послужит напоминанием каждому, а также продемонстрирует, что вклад каждого в благополучие семьи важен. Когда ребенок увидит, как много всего родители делают по дому до и после работы, это может стать для него причиной задуматься.

    После того, как вы утвердите план, используйте похвалу, когда ребенок выполняет свои обязанности. Напоминайте ему, если он забывает их выполнять. Иногда напоминать приходится несколько раз. До окончания работы ребенок не должен иметь доступа к электронным устройствам.

    Опять же, нужно мотивировать ребенка прилагать усилия. В этом вам могут помочь два правила. Первое: когда ребенок выполнит работу, он может пользоваться смартфоном и компьютером. Второе: ребенок не должен сидеть за компьютером или смартфоном все свое свободное время. Время за экраном нужно ограничить. Чтобы ребенок выполнял эти правила, не нужно кричать на него или его оскорблять. Сохраняйте спокойствие и будьте последовательны.

    И еще: никогда не следует давать ребенку работу по дому в качестве наказания за плохое поведение.

    Наконец, домашние обязанности должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Детям 2-3 лет можно поручить убирать за собой игрушки, складывать одежду в корзину для стирки, наполнять миску кошки или собаки кормом. Дети 3-5 лет могут помогать убирать со стола, поливать цветы, вытирать пыль. Дети младшего школьного возраста (6-9 лет) могут подметать пол или убирать постель. Дети в возрасте 10-13 лет могут готовить еду или выносить мусор. Дети от 14 лет могут размораживать холодильник или гладить одежду.

    Никогда не поздно помочь ребенку научиться быть самостоятельным и ответственным. В будущем он только поблагодарит вас за навыки и качества, которые вы ему привили. Они действительно важны для счастливой и успешной жизни.

    Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

    Кто такой ребёнок?

    Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

    Кто защищает права ребенка?

    1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

    2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

    3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

    4. Общественные организации.

    Когда у ребенка появляются права?

    Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

     с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

     в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

     при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

    В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

    Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

     с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

     на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

     на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

     на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

     на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

     на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

     на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

     на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

     на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

     на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

     на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

    Какие права имеет ребёнок в семье?

    Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

     на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

     жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

     на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

     на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

     на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

     на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

     на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector