Какая память у детей

Развитие памяти у ребенка: цели и методы

Некоторые люди обладают высокими врожденными мнемоническими возможностями, а другим нужно упорно трудиться для их стимуляции. Хорошая память является эффективным инструментом, позволяющим достичь превосходных результатов в любом жизненном начинании. Поэтому одной из первостепенных задач родителей, мечтающих об успешном будущем своих детей, есть всестороннее развитие их способностей к запоминанию.

Что такое память и зачем ее развивать?

Памятью принято называть совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек воспринимает, аккумулирует и воспроизводит информационные потоки.

Проблемы интеллектуального развития напрямую связаны с памятью. Ребенок с нарушениями любого из видов памяти (а их существует достаточно много) неспособен адекватно воспринимать поступающую информацию и в дальнейшем использовать ее. В результате такие дети плохо усваивают любой материал, будь-то элементарные навыки самообслуживания или школьная программа, которая усложняется ежегодно.

Учащиеся начальных классов с недостаточно развитой памятью, заметно и невыгодно отличаются от своих сверстников. Как правило, они неинтересные собеседники, имеют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, поскольку совершенно не могут сосредоточиться на предмете или занятии. Им сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям, проявить себя. Они невнимательны и неорганизованны, непунктуальны.

Если не работать над развитием памяти, в дальнейшем человека будут ждать неприятности похуже невысоких оценок и отсутствия друзей. Это и сложности с выбором профессии, и с трудоустройством, и с карьерным ростом, также неизбежны дисгармония и хаос в личной жизни.

Виды памяти

Специалисты разделяют много видов памяти и рекомендуют особое внимание уделять некоторым из них, а именно:

  • долговременной и кратковременной;
  • образной;
  • произвольной и непроизвольной;
  • опосредственной.

На протяжении всей жизни человек ежесекундно пользуется каким-то из приведенных видов запоминания, и цель каждого индивида – по возможности улучшать показатели по всем направлениям. Наибольшее значение имеет образная память, в состав которой входят слуховая, эмоциональная, зрительная и двигательная составляющая. Обучение в современных школах предполагает задействование трех типов образного восприятия:

  • двигательное – запись конспекта;
  • визуальное – чтение вслух и про себя;
  • аудиальное – прослушивание устного материала.

Задача педагогов и родителей равномерно развивать все способности детей вне зависимости от их уровня интеллекта. На практике это сложно выполнимо, но возможно при условии использования эффективных рациональных методов работы с памятью.

Что влияет на процесс развития памяти?

Зная факторы влияния на интенсивность запоминания можно составить максимально действенную программу тренировок.

  1. Желание узнавать новое. Ребенок очень хорошо запомнит только то, что ему по-настоящему ново и интересно. Хороший пример: некоторые дети старшей группы садика запоминают массу информации о динозаврах, корабле- и машиностроении, но при этом не могут запомнить фамилии своих одногруппников или алфавит. Ребенок должен хотеть учиться.
  2. Степень осознания. Для результативной работы детям просто необходимо понимать: а ради чего все это? Для чего нужно запоминать столицы государств? Или названия континентов?
  3. Максимальная ассоциативность. Яркие впечатления и ассоциации способствуют быстрому и долговременному запоминанию материала, поэтому во время обучения необходимо уделить данному моменту особое внимание. Нужно продумать как сложную и тяжелую информацию трансформировать в более комфортную для детского восприятия.
  4. Внимательность. Без внимания со стороны ребенка или аудитории, запоминание практически невозможно. Перед тем как приступить к занятиям на совершенствование запоминательных способностей, необходимо научить ребенка концентрироваться, развить его внимательность, которая впоследствии станет хорошим фундаментом для развития памяти.

Еще один атрибут, без которого эффективность занятий будет стремиться к нулю – это систематичность. Только регулярные тренировки обеспечат положительную динамику.

Методы и способы тренировки памяти в домашних условиях

Существует огромное количество научных методик, направленных на улучшение работы мозга и стимуляцию запоминания. Чтобы обеспечить благодатную почву для развития памяти, необходимо начинать тренировки как можно раньше, идеально — с самого рождения.

Как развить память малыша и с чего начать?

  • Начиная с грудничкового возраста и дальше необходимо стараться как можно больше говорить с ребенком, объяснять ему все происходящее вокруг, привлекать внимание. Чтение книг, аудиосказки, музыка, визуализация услышанного непременно принесут свои плоды в виде широкого кругозора и богатого словарного запаса крохи.
  • Развивайте тактильные навыки. Предложите пощупать ребенку предметы с разной текстурой, температурой, формой, пусть погладит, запомнит, а потом закройте ему глазки и попросите по памяти назвать предметы.
  • Нагружайте подрастающего ребенка различными видами деятельности – письмо, лепка, уборка, уход за животными и растениями, выбор покупок и одежды, ремонт, сбор урожая и т.д.
  • Максимально увеличивайте время пребывания на свежем воздухе, кислород стимулирует рост и работу клеток мозга.
  • Играйте в слова, в описания, а потом в города, предметы и во все, что может завладеть вниманием ребенка.
  • Разучивайте стихи и детские песенки.
  • Играйте в прятки и поиск «пропавших» игрушек.

Кроме специальных занятий нельзя также забывать о рационе ребенка и дополнять его волшебными продуктами, которые поспособствуют улучшению работы памяти. Это всевозможные овощи и фрукты, гречка, орехи, семечки тыквенные и подсолнечника, жирная рыба, бобовые, сыр.

Окружающий ребенка мир стремительно меняется, появляются новые технологии и открываются уникальные перспективы, но для использования всех возможностей необходимо обладать феноменальной памятью.

Какая память у детей

Эту проблему легко решить, если постоянно заниматься с малышом с детства укреплять его способности к запоминанию определенной информации, стоить логические связи и использовать свои возможности.

Какая память у детей

Если мы развиваем память у детей онлайн и постоянно проводим занятия с малышами, мы гарантированно укрепляем их память. Такие тренировки помогают ребенку в социальной адаптации, расширяют его кругозор и закладываем основу будущих свершений, умения оперировать полученными знаниями.

Какая память у детей

Адаптивные возможности мозга как способы улучшения памяти

Чтобы точно знать, как развить память у ребенка 4 лет или старше, необходимо знать, какие виды памяти существуют.

Какая память у детей

Согласно официальному определению развитию подлежат следующие виды памяти, которые отвечают за процесс запоминания и воспроизведения информации разного характера:

  • образная и визуальная;
  • произвольная и непроизвольная;
  • непосредственная и опосредованная;
  • кратковременная и долговременная.

Какая память у детей

Все эти виды памяти постоянно используются взрослыми и детьми и их комплексное развитие выступает фактором успешности ребенка.

Такая успешность необходима для проявления собственных способностей к обучению, проявлению творческих талантов и развитию личностных характеристик.

Какая память у детей

Обучение в игровом формате: развиваем и совершенствуем память

Используя картинки для детей развивающих память можно не просто развивать память, но и формировать технику запоминания.

Какая память у детей

Важно понимать, что простое усвоение информации необходимо сочетать с навыками использования полученных данных, что связано с их обработкой и связью с другими знаниями.

Какая память у детей

Игровой формат наиболее прост и доступен для ребенка, введение его в процесс обучения и тренировки памяти позволяет повысить эффективность проводимых процедур.

Какая память у детей

При этом важно уделять внимание активному образу жизни и занятию спортом, что способствует насыщению кислородом головного мозга.

Какая память у детей

Почему важно развивать внимание, и как это отражается на памяти

Задумываясь, как развить у ребенка память и внимание, не стоит останавливать свой выбор на одной технике или наименее трудоемком способе. Комплексный подход и постоянные занятия со взрослыми дают возможность малышу перенимать опыт старших наставников и успешно применять его в жизни.

Какая память у детей

Внимание и концентрация способствуют упрощению процесса обучения и тренировок памяти, облегчают восприятие больших блоков информации.

Особенности памяти у детей: Какие виды памяти бывают? В чём специфика развития памяти на том или ином возрастном этапе? Что делать, чтобы память ребёнка совершенствовалась?

Память – разновидность умственной деятельности, одна из высших психических функций нашего организма. Значимость способности к запоминанию и удержанию в сознании информации трудно переоценить.

Учёные сумели доказать, что сбои в мнемонических процессах приводят к многочисленным проблемам функционирования человека как индивида. Это влечёт нарушение мыслительной деятельности в целом. У каждого возрастного периода имеются свои особенности работы и развития памяти.

Содержание статьи:

Какая память у детей

Мнемонические способности деток

Чаще всего эффективность процессов запоминания оценивается при анализе кратковременной памяти. По тому насколько точно и подробно ребёнок способен воспроизвести только что пройденный материал. При оценке долговременной памяти крохи учитывается объём её активного словаря и умение изложить общеизвестные факты. Безусловно, специфика рассматриваемых способностей деток будет определяться особенностями воспитания, возраста и обучения.

Развитие памяти у малышей на различных возрастных этапах

  • От нуля до года. Первоначально у младенцев проявляется моторная память, которая приводит к формированию новых рефлексов. Карапуз начинает запоминать некоторые свои действия, особенно если их осуществление приводит к желаемому эффекту.
  • От годика до двух лет. На этом этапе малютка начинает узнавать близких ей людей, которые попадают в поле её зрения достаточно часто. Здесь мы не учитываем домашних, которые находятся с ней практически постоянно. Это связано с тем, что нервная система крохи активно совершенствуется и перестраивается. Увеличивается прочность и объёмы овладения информацией. Ребёнок пробует осваивать прямохождение, поэтому поле его деятельности стремительно расширяется. Ко второму году возникает память, основанная на зрительных образах. Малютка начинает обретать первые осознаваемые воспоминания.
  • От двух до четырёх лет. На данном этапе преобладает механическое усвоение информации. Постепенно малыш начинает овладевать логическим восприятием происходящего, он пытается запоминать непростые слова. К этому возрасту он уже обладает важнейшими двигательными навыками.
  • От четырёх до шести лет. Здесь на первый план выступает непроизвольный механизм запоминания. Этот процесс не опосредуется волевым контролем самого ребёнка. Запоминание и вспоминание неразрывно связано с той деятельностью, в которую он был включён. В детской памяти откладывается именно то, что было интересно, а не полезно или необходимо.

Если вы не удовлетворены уровнем развития памяти у вашего чада, то вы можете вооружиться специальными развивающими играми. В интернете их можно найти невероятное множество. Это позволит вам радостно и весело провести время, а также заниматься процессом развития своего ребёнка в прямом смысле играючи.

Кроме того, для развития памяти можно использовать вполне несложные приёмы:

  • заучивание стишков и песенок;
  • описание увиденного;
  • заучивание важной информации (например, адреса проживания, фамилий и имён родственников).

Виды памяти

1. По продолжительности сохранения знаний можно выделить:

  • кратковременную;
  • долговременную память.

2. По объекту запоминания память бывает:

  • Зрительной – связана с запечатлением интерьеров, пейзажей, лиц и всевозможных картинок. Такой вид памяти ещё называют образным. При формировании определённого образа участвуют наши органы чувств, например, глаза. Именно они позволяют создать в восприятии ту или иную картинку. Здесь же можно упомянуть о явлении эйдетизма, когда малыш способен с точностью до мельчайших деталей воссоздать произошедшее событие.
  • Слуховой – новая информация воспринимается на слух. Скажем, словесно-логическое запоминание дарит возможность получать информацию посредством вербальных средств общения (при помощи обычной речи).
  • Моторной – запоминание, соотносящееся с определёнными движениями. Подобная память позволяет запоминать последовательность определённых движений при выполнении тех или иных действий. Это помогает малышу учиться сидеть, переворачиваться и так далее.
  • Эмоциональной – значимые события будут ассоциироваться с пережитыми, яркими впечатлениями и ощущениями.

3. По характеру волевого контроля:

  • непроизвольная – новая информация в памяти откладывается сама собой без сознательных усилий;
  • произвольная память – запоминание протекает целенаправленно.

В дошкольном возрасте в памяти малыша, без каких бы то ни было сознательных усилий откладываются переживания и произошедшие события. Он не усваивает информацию целенаправленно, всё складывается само собой. Кроме того, чем эмоционально ярче были прожитые минуты, тем больше вероятность, что именно это действо отложится в памяти крохи. Сильные эмоции позволяют выделить событие, которое их вызвало среди прочих.

Когда малыш становится старше, взрослые учат его управлять собственными процессами запоминания.

Для совершенствования долговременной памяти полезно:

  • соотносить между собой предметы, выискивать в них сходства и отличия;
  • играть в ассоциации, что позволит дополнительно и расширить кругозор ребёнка;
  • пересказывать прочитанное или произошедшее.

Что влияет на развитие памяти?

  1. Характер питания. Разнообразьте ежедневный рацион своего дитя. Желательно, чтобы малыш употреблял злаки, орехи, семечки, твёрдый сыр, зелень, печень, рыбу, овощи, фрукты и белое мясо.
  2. Образ жизни. Ребёнку полезно гулять на свежем воздухе, не замыкаясь в душных стенах квартиры. Необходимо прививать ему стремление заниматься спортом. Ведь, физическая нагрузка позволит ему с пользой использовать бьющую через край энергию. Кроме того, малыш, посещая спортивные секции, будет общаться со сверстниками.
  3. Сон. Придерживайтесь определённого режима. Это позволит ему хорошо отдыхать и высыпаться. Он привыкнет засыпать в определённое время, и в заведённый час уже сам будет потирать глазки.
  4. Развивающие занятия. Рано или поздно малышу придётся оттачивать собственные мнемонические способности. Школьное обучение во многом базируется на процессах запоминания, поэтому родителям стоит заблаговременно заниматься развитием памяти крохи.

Итак, память большинством людей воспринимается как неотъемлемое свойство человека, как данность. Прицельное внимание уделяется ей лишь, когда возникают какие-либо трудности при овладении и удержании информации в сознании. Если у вас таковых проблем нет, разве это не повод порадоваться, что у вас всё хорошо?

Какая память у детей

Мозг ребенка чувствителен к эмоциональным переживаниям, но чтобы использовать их как опыт, он должен научиться запоминать. Запоминание, важный процесс, который отсутствует при рождении и развивается согласно возрасту малыша.

Память пренатального периода

Говорить о памяти новорожденного сложно, потому что он не может нам поведать о внутриутробной жизни. Однако исследования показали, что человеческая память начинает формироваться еще до рождения, например, малыш узнает музыку звучащую во время развития в животике у мамы, помнит запах и ритм ее сердца.

Однако, после рождения память непродолжительна – всего 1-2 минуты, поэтому врядли кроха запомнит врача или его действия. Первое, что ребенок увидит и запомнит надолго, будет лицо матери, да и то, только потому, что маму видит почти постоянно.

Также запоминаются ассоциации связанные с внешностью родителя — кормление, безопасность, объятие и другие приятные чувства. Мозг новорожденного постепенно запоминает и связь действие-следствие, например, что при плаче появляется мама и успокаивает его, так, формируется чувство защищенности и привязанность к родителям.

Развитие памяти у детей первого года жизни

Чем старше ребенок — тем больше помнит. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он узнает отца, который отсутствовал несколько часов. Регулярно повторяющиеся действия запоминается легче, поэтому введение ритуалов улучшают память.

Через 3-4 месяца ребенок узнает лица сестер и братьев, бабушек и дедушек, но если он их не видит больше двух недель, образ родных забывается. Отличить новую игрушку от старой ребенок способен на пятом месяце жизни. Если спрятать игрушку на три недели, кроха воспримет ее как новую.

В возрасте 6-7 месяцев малыш реагирует на свое имя, узнает знакомых людей на фотографии, знает где находится телевизор и где лежат игрушки. Возможность запоминать окружающую среду оборачивается недостатком — многие дети в этом возрасте не любят покидать знакомую им территорию и капризничают в гостях у бабушки.

Около девятого месяца жизни ребенок начинает понимать, что уходящий человек продолжает существовать, но отдельно от него. По этой причине детки первого года жизни плачут, когда теряют из виду родителей.

Ребенок отличает знакомые лица от незнакомых и запоминает сложные действия на один день, например, как открыть коробку. Лучше запоминаются простые действия — он помнит, что если нажать на кнопку, загорится свет.

Под конец первого года ребенок помнит жесты, которые реализует (пока, классно), запоминает слова и повторяет их. Слова ассоциируются с объектами или людьми, так, он говорит «гав-гав» когда видит собаку. Малыш помнит, куда положил предмет минуту назад, играет, подражая повторяющимся действиям — кормит, купает, чистит зубки.

Память детей до года — обучение подражанием

Подражание, является основой для изучения мира и общества вплоть до трех лет. Малыш водит машину, разговаривает по телефону, улаживает кукол спать как это делают родители.

Все это доказательство превосходной наблюдательности и способности запоминать образы и ситуации, таким образом, кроха расширяет словарный запас, физические навыки (бег, прыжки) и виды деятельности (строит из кубиков, рисует).

Какая память у детей

Уже в трехлетнем возрасте он расскажет, что произошло в детском саду и вспомнит о дне рождении, проведенном двумя месяцами ранее.

Некоторые события, о которых ребенок забывает, накапливаются в подсознании, формируя личность и характер. Так, кроха может не помнить о том, что в возрасте семи месяцев его укусила кошка, но отпечаток этого случая останется с ним надолго и возможно, он будет избегать общения с пушистыми зверьками в будущем.

Влияние сна

Организация опыта и его сохранение происходят во время сна, поэтому дети нуждаются в нем больше, как правило, малышей клонит ко сну после 2-3- х часов ярких впечатлений, чтобы мозг мог обработать все полученные стимулы.

Развитие по графику

Мозг здорового ребенка развивается по определенному сценарию, однако возможны некоторые отклонения в сторону медленного или ускоренного темпа. Нормальным считается следующий график развития:

  • Первые дни жизни — узнает голос родителя и отличает от незнакомых.
  • Первый месяц жизни — помнит лицо мамы, отличает родной язык от иностранного, запоминает стимулы вызывающие одновременно несколько чувств.
  • Третий месяц — помнит свою игрушку два дня, если дать такую же, но в другом цвете, малыш не узнает ее.
  • Пятый месяц — помнит, что после встряхивания погремушки следует звук, встряхивает ею специально, чтобы услышать это еще раз.
  • Седьмой месяц — малыш вспомнит игрушку, если ее забрать и вернуть через неделю.
  • Десятый месяц — ищет знакомый объект и находит.
  • Двенадцатый месяц — связывает слова с объектами, людьми и ситуациями. Распознает знакомую мелодию.
  • Второй год жизни — узнает людей на фотографиях. Запоминает решение простой игры-головоломки.
  • Третий год жизни — запоминает рифмы, помнит окончания сказок, описывает объект не глядя на его форму.

Какая память у детей

Нас часто спрашивают, с какого возраста лучше развивать память и внимание у детей? Неужели с 3-го класса (нижняя граница, с которой мы берем детей на курс «Учись Учиться»)? Или с 1-го класса (первоклассникам в Advance доступен «Развивающий курс»)…

Такие базовые процессы, как внимание и память, надо развивать у детей с раннего возраста. Очевидно, что 2,5–5-летний ребенок плохо воспринимает обучение в «школьном» формате, и единственный способ что-либо тренировать с малышами — это игра.

Из нашей статьи вы узнаете несколько примеров того, как можно полезно играть с маленькими детьми. А если вы планируете научить ребенка быстро читать, обратите внимание на статью.

Безусловно, многие родители «со стажем» легко ее дополнят и расширят, но для «начинающих» родителей нижеприведенный перечень будет очень полезен.

Итак, 5 разновидностей полезных заготовок для игр с детьми дошкольного возраста.

1. «Что исчезло?»

Какая память у детей

Простая игра, которая не требует длительной подготовки. Спрячьте что-либо из игрушек ребенка и разыграйте с ним сценарий, в котором кто-то похитил эту игрушку, и надо ее срочно вызволить из плена.

Сначала «похищайте» крупные и заметные игрушки, затем более мелкие и менее привлекательные. После того, как ребенок вспомнил, какой игрушки не хватает, можно устроить «квест» с «горячо-холодно» по поискам пропажи. Можно искать по подсказкам, по фотографии или любым другим способом.

Более взрослым детям можно предложить настольный вариант этой же игры: на столе выставляются предметы, количество которых увеличивается по мере роста тренированности, ребенок смотрит и запоминает их. Затем он отворачивается, и один из предметов исчезает. Вновь повернувшись, ребенок должен заметить, какой предмет и откуда пропал.

Возможны следующие усложнения для этой игры: предметы могут не пропадать, а меняться местами, могут добавляться, могут происходить изменения с несколькими предметами сразу, а также можно ввести ограничение по времени.

2. «Маршруты знакомые…»

Какая память у детей

Так или иначе родители проводят с ребенком время за пределами дома/квартиры. Запоминание маршрута — это хорошая тренировка для мозга.

Вариантов множество: от самых простых — предложить ребенку «проговорить» маршрут до известного ему места (садик, парк, детская площадка) — до более сложных, таких как:

  • повторить маршрут по тропинкам парка;
  • пройти маршрут в обратную сторону;
  • составить удобный короткий маршрут между точками;
  • предложить объяснить маршрут другому человеку, например, родителю, который должен идти по нему в первый раз, и т. д.

Если в вашем городе проводятся соревнования по парковому ориентированию на местности, то очень полезно поучаствовать в этом мероприятии без всяких соревновательных задач, но с целью тренировки внимания и памяти, поскольку эти качества тренируются при работе с картой/схемой на местности.

3. «Найти отличия»

Какая память у детей

Упражнений такого типа в интернете огромное количество. Суть задачи заключается в том, что два очень похожих рисунка оказываются рядом, и между ними есть некоторое количество отличий в деталях. Это хорошая тренировка внимания и кратковременной памяти, да и вообще умения «разобрать» рисунок на части и сравнивать эти части друг с другом. Если хотите более подробно почитать о том, как тренировать детское внимание перед школой, читайте статью.

Чтобы поддержать мотивацию ребенка, можно устроить соревнование или, например, сделать такое задание частью большой игры, но так, чтобы от него зависел результат.

4. Запоминание деталей

Какая память у детей

В рамках общечеловеческого увлечения шпионами, сыщиками или разведчиками можно устроить целый ряд игр на запоминание деталей.

Скажем, ребенку демонстрируется фотография человека и его досье, состоящее из слов и словосочетаний: «любит мороженое», «дома живет собака», «носит полосатые носки». Потом в какой-то игровой форме ребенку это предлагается припомнить или опознать кого-то по описанию.

Этот «движок» реализован в нескольких десятках настольных игр для разного возраста, отличия лишь в «обложке» и количестве деталей.

5. Графические упражнения

Какая память у детей

Графические упражнения — это вообще крайне удобный инструмент. «Соединялки» (упражнения, которые требуют соединить что-то с чем-то перепутанными линиями), лабиринты — просто кладезь заданий.

Родители одного из обучавшихся у нас школьников, отличавшегося исключительно «поставленным» вниманием, рассказывали, что у них есть такая продолжительная игра с положительным подкреплением, в ходе которой каждый в семье является «сталкером», то есть придумывает задания для других членов семьи. Так вот, 5-летний ребенок сам придумал папе, маме и бабушке задания с лабиринтом, которые подглядел в какой-то книжке, а потом рисовал сам на обычном листе формата А4. И получались довольно сложные: три человека с высшим образованием выполняли, основательно сконцентрировавшись.

Отдельно сюда же — всякие «обводилки». Например, задания, где надо соединить точки, чтобы получился узор/рисунок/буква/слово. Это и на внимательность, и на мелкую моторику — словом, комплексное задание, как мы любим.

Дополнив все это пальчиковой и асимметричной гимнастикой, мы получаем хороший «брейн-фитнес» для дошкольника, который поможет и развиваться с опережением графика, и к школе подготовиться, и разнообразить общение взрослого с ребенком в процессе обучения. О том, как правильно делать пальчиковую гимнастику, и зачем она нужна, читайте здесь.

Память – одна из самых важных психических функций человека. Благодаря ней мы усваиваем и передаем предыдущий опыт, анализируем, сравниваем различные объекты. Без развития памяти невозможно усовершенствование интеллектуальных и мыслительных способностей.

Память ребенка и взрослого заметно отличается по структуре.

Для развития памяти у ребенка родителям нужно проявить старание и внимательность, ведь от этого зависит будущее малыша.

С тем, что такое память, уже разобрались. Поговорим о том, каковы особенности формирования памяти у детей в разном возрасте.

Периоды формирования памяти у ребенка

Дошкольный возраст

До 1 года

Происходит формирование моторной памяти ребенка. Это означает, что он запоминает движения. Если вы берете малыша на руки, чтобы покормить или успокоить, он затихает, чувствуя безопасность из-за многократного повторения этих действий.

В этом возрасте ребенок познает мир телом: он ощупывает, рассматривает, касается различных вещей, чтобы их изучить. Через эти ощущения активизируется мозг.

Малыш запоминает образы родных и любимые игрушки. Двигательный опыт также способствует формированию памяти.

В этом возрасте у ребенка есть только кратковременная память.

1-3 года

В период с одного года до трех лет продолжается развитие кратковременной памяти. У ребенка в этом возрасте еще нет особых воспоминаний. В его голове остаются эмоционально яркие моменты. Как мы уже сказали, долговременная память и зона ее хранения сформированы не до конца, большая часть воспоминаний из этого возраста не сохранится, для запоминания чего-либо ребенку нужно многократное повторение. Малышу запомнятся наиболее яркие и сильные чувства, которые он испытал в этом возрасте.

Этап развития памяти в возрасте с одного года до трех лет связан с развитием восприятия и предметной деятельностью, которая дает ребенку большой объем информации об окружающем мире. В этот период времени начинает развиваться образная память, речь и слуховая память.

Словарный запас трехлетнего ребенка составляет 1500 слов. В возрасте 1-3 года ребенок способен запомнить короткие сказки и стишки.

3-6 лет

Этот возраст отличается наиболее активным развитием социальных навыков, расширением словарного запаса.

Большая часть информации по-прежнему находится в кратковременной памяти ребенка, но постоянное повторение ведет к хорошему запоминанию и откладыванию в долговременную память.

В 3 года мышление становится сложнее, поэтому ребенком легко запоминаются сюжеты, эмоционально окрашенные истории, игры. На передний план выходит вовлечение воображения и фантазии, образного мышления в процесс запоминания.

Школьный возраст

7-10 лет

Как вы знаете, это уже младший школьный возраст. Основной его признак – формирование произвольного внимания и произвольной памяти ребенка.

Для улучшения процесса запоминания все еще нужен акцент на эмоциональной составляющей. К этому добавляется и осознанность цели – ребенок должен понимать, что он учит. Повторение сильно влияет на долговременное запоминание.

Старше 11 лет

Память ребенка становится все больше похожа на память взрослого, теперь информацию маленький человек запоминает целенаправленно. Повсеместно преобладает долговременная и произвольная память. Информация, изучаемая в школе, очень часто остается в памяти у ребенка на всю жизнь, особенно если он получал знания с удовольствием и большим желанием.

Продолжаем просвещаться в области изучения мозга. От тренируемого вида памяти зависят и способы самой тренировки.

Какая память у детей

Интеллектуальное созревание ребенка не может обойтись без тренировки памяти, ведь именно она является важным психическим процессом.

Важно уделять должное время развитию детской памяти, только так малыш научится получать новые знания, познавать мир и хорошо учиться в школе.

Занятия будут включать в себя несложные упражнения и игры, благодаря чему ребенку такие уроки будут не в тягость.

Особенности запоминания у дошкольников

Какая память у детейДошкольным возрастом принято считать период с 4 до 7 лет, когда ребенок уже умеет говорить и здраво мыслить.

По мере подготовки малыша к школьному периоду мыслительные способности начинают развиваться активнее.

Особенностью развития памяти этого возраста является произвольное запоминание.

Дошкольники запоминают только образы, они четко помнят о том, что особенно сильно произвело на них впечатление.

Признаки предмета для них выделяются не все, а только самые яркие. Незаметные факторы при этом остаются вовсе без внимания.

Обратите внимание! Развитие мелкой моторики обеспечивает формирование двигательной памяти, эти признаки проявляются только в старшем дошкольном возрасте.

Постоянное выполнение одних и тех же действий приводит к их четкому запоминанию и проделыванию на автоматическом уровне. Особой продуктивностью в этот период отмечается освоение речи. Около 5 лет дошкольник уже умеет читать, с интересом слушает рассказы и сказки. Такая способность развивается в результате общения со взрослыми людьми.

Память можно классифицировать по нескольким критериям. К примеру, по срокам запоминания:

  • кратковременная – при ней информация воспринимается без проблем и быстро запоминается, так же, как и быстро забывается;
  • долговременная – такой материал может быть запомнен на долгий период времени.

По объекту запоминания:

  • зрительная – запоминается только визуальная картинка;
  • слуховая – воспринимается только услышанное;
  • двигательная – запоминаются движения;
  • эмоциональная – воспринимаются эмоции, к примеру, ребенок обжегся горячей кружкой, это он хорошо запомнит;
  • вкусовая – запоминание вкуса;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • осязательная – запоминание ощущений.

Справка! Такие виды принято объединять в один блок под названием образная память.

Диагностика у детей дошкольного возраста

Предложенные занятия можно использовать в качестве упражнений для развития детей.

Важно! Помните, что диагностика памяти в этом случае должна проводиться только в игровой форме.

  1. Запоминание предметов и иллюстраций. Разложите перед вашим чадом 5 картинок или игрушек, оставьте на полминуты для запоминания. После этого уберите и попросите малыша озвучить то, что было перед ним несколько секунд назад.
  2. Рисование с запоминанием. Положите перед дошкольником простой рисунок на 1 минуту. После этого уберите и попросите малыша нарисовать такой же рисунок.

Игры и упражнения для развития

Какая память у детейСледующие игры проводите столько времени, сколько позволит ваше чадо, но не доводите его до утомления, иначе в следующий раз он вовсе не захочет участвовать в занятиях.

Зрительной

  • Покажите малышу несколько практически одинаковых простых картинок. Оставьте их перед глазами примерно на минуту. После этого уберите и спросите, какие отличия он заметил в изображениях.
  • Если детей несколько, посадите их друг с другом рядом и попросите запомнить, как выглядит сосед. После этого отворачивайте одного ребенка, а другого попросите описать его.

Ассоциативной

  • Покажите малышу любой предмет и попросите охарактеризовать его. Пусть ребенок назовет его цвет, форму, размер и прочее. Помимо ассоциаций, эта игра неплохо развивает наблюдательность.
  • Предложите малышу несколько предметов и предложите сравнить их. Ребенок должен рассказать, в чем отличия предметов и чем они похожи.

Тактильной

  • Малыша просят закрыть глаза. Взрослый, придерживая его за плечи, ведет по заданному маршруту. Выбирайте несложные комбинации, к примеру, 2 шага вперед, один шаг влево. Когда ребенок открывает глаза, он должен повторить маршрут, который только что проделал.

Слуховой

  • Медленно, делая паузу после каждого слова, взрослый должен зачитать ребенку 10 слов. После этого малышу предлагают повторить те, которые он запомнил. Такая методика помогает развить кратковременную память.
  • Очень хорошо дети запоминают песни. Особенно, если это детские песенки с короткими куплетами. При удобном случае включайте подобные композиции или пойте самостоятельно, вовлекая в процесс ребенка.

Мнемотехника

Мнемотехникой принято считать методику, которая развивает память с помощью образов и ассоциаций. Если говорить проще, то это способность запомнить что либо, представляя в голове образ или картинку. Ребенок обладает чудесной ассоциативной памятью, поэтому такая методика будет ему только в радость.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть тематическое видео:

В дошкольном возрасте родители закладывают некий фундамент для будущего обучения ребенка в школе. Развитие памяти ребенка позволит в скором будущем проходить процесс обучения безо всяких проблем. Освоить материал малышу будет намного проще с уже развитой памятью и способностью улавливать информацию в короткое время.

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад.
Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Развиваем память, внимание, мышление ребенка

Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают. Вот несколько полезных методик.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

  • зрительную память;
  • слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
  • двигательную;
  • тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Какая память у детей
Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия. Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.
В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то, чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

Какая память у детей
Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Рабочая (кратковременная) память — способность удерживать в уме информацию во время выполнения сложных заданий. Мы постоянно рассчитываем на нее. Она дает нам возможность пойти в магазин и купить все нужное, не составляя списка.

Из этой статьи вы узнаете как развить рабочую память у своего ребенка.

Как развить рабочую память?

Если вы помните, что должны зайти в химчистку по пути домой, то используете кратковременную память. Когда вы находите в телефонной книге нужный номер и помните его, пока не сделаете звонок, вы тоже применяете ее. Если супруг просит вас что-то сделать, а вы отвечаете: «Сейчас, помою посуду и сделаю» — а потом не забываете об этом, значит, у вас хорошая кратковременная память. И скорее всего, у вас с ней проблемы, если вы не можете запомнить дни рождения, возвращаетесь домой, выполнив только половину запланированного, но не записанного, и стараетесь не представлять друг другу людей на вечеринке, потому что не можете вспомнить их имен.

Развитие кратковременной памяти

Кратковременная память начинает развиваться еще в раннем детстве. Если вы, играя с ребенком, прячете его любимую игрушку под одеялом, малыш использует рабочую память, когда поднимает одеяло, чтобы достать ее. Он уже способен удерживать в памяти и изображение игрушки, и ваше действие.

Невербальная кратковременная память у детей развивается раньше вербальной, этот навык появляется до того, как ребенок учится понимать речь. Когда у детей появляется речь, рабочая память увеличивается, потому что теперь они могут опираться на визуальные образы и язык.

Естественно, мы не ожидаем многого от рабочей памяти совсем маленьких детей. Когда детям меньше трех лет, они помнят только о том, что находится в непосредственной близости (в пространстве или во времени). Если мы хотим, чтобы они что-то сделали, мы им не скажем: «Ты бы не мог убрать свои игрушки после того, как посмотришь мультфильм?» (если только мы не собираемся напомнить им об этом, когда мультфильм закончится). Мы можем попросить их сложить все кубики в коробку, когда сами находимся в их комнате, но обычно не требуем пойти в комнату и выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Постепенно можно увеличить как время, так и расстояние для заданий чтобы развить рабочую память ребенка. Воспользовавшись опросником, основанным на заданиях, которые дети способны выполнять независимо в различные периоды детства, вы можете оценить, на какой ступени развития вашего ребенка могут ожидать сложности. Эта шкала поможет вам лучше оценить, как ваш ребенок использует рабочую память.

Тест: насколько хорошо развита рабочая память у вашего ребенка?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

0 — Никогда или редко

1 — Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 — Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 — Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа — детский сад

  • Выполняет простые задания (например, приносит обувь, когда попросят)
  • Помнит указания, которые получил только что
  • Выполняет простые задания после одного напоминания на каждый шаг (например, почистить зубы после завтрака)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может выполнять задания, состоящие из 2-3 шагов
  • Помнит указания, которые получил несколько минут назад
  • Выполняет пару этапов простых заданий после одного напоминания

Начальные — младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Не забывает выполнять повседневные задания после школы без напоминания
  • Не забывает брать в школу все нужные учебники, тетради и задания и приносить их домой
  • Может отслеживать изменение своего расписания (например, мероприятия после школы)

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен помнить и выполнять задания и требования нескольких учителей
  • Помнит события или обязанности, которые нужно делать не каждый день (например, получить разрешение для поездки на экскурсию, специальные инструкции для внеклассных мероприятий и т. д.)
  • Помнит многоэтапные инструкции, если у него достаточно времени на запоминание и опыта

Способы развития рабочей памяти у детей

Смотрите в глаза ребенку, когда говорите ему то, что он должен запомнить.

Сведите к минимуму все внешние отвлекающие факторы, если хотите, чтобы ребенок обращал внимание только на вас (например, выключите телевизор или отключите звук).

Попросите ребенка повторить все, что вы ему сказали.

Используйте письменные напоминания чтобы развить рабочую память — порядок действий в картинках, списки и расписания, в зависимости от возраста ребенка. На каждом этапе просите «проверить расписание» или «заглянуть в список».

Чтобы развить рабочую память ребенка повторяйте с ребенком то, что он уже должен знать, непосредственно перед ситуацией (например: «Что ты должен сказать тете Мэри, когда она даст тебе подарок?»).

Пусть ребенок подумает о том, что поможет ему запомнить что-то важное.

Если ребенок учится в средней школе, воспользуйтесь мобильным телефоном, SMS или чатом, чтобы напомнить ему о важных задачах, которые он должен выполнить.

Подумайте о награде за запоминание важной информации или наказании за забывчивость. Например, вы разрешите ребенку взять напрокат приставку для видеоигр на все выходные, если он всю неделю не будет забывать в школе материалы для домашней работы. Поощрения и наказания полезны, если рабочая память ребенка недостаточно хорошо развита.

Какая память у детейЭффективное развитие памяти и мышления у детей дошкольного возраста базируется на понимании главных принципов, рабочих механизмов этих процессов психики. Планируя домашние занятия в рамках раннего развития, вы можете использовать составленные профессионалами материалы. Но понимая, как функционирует детская память, какой она бывает и какими свойствами обладает, вы сможете добиваться максимального результата при минимальных усилиях. Зачем, для чего развивать память у ребёнка, мы уже разбирали. Как это делать, мы обсудим в ближайших публикациях (но вы можете изучить этот вопрос уже сейчас по рекомендуемым нами книгам). Сегодня же под прицел попадает не менее важный вопрос — свойства памяти.

Свойства памяти

Отметим, что классифицировать свойства памяти разные авторы, исследующие это психическое явление, могут по-разному. Мы привели вариант, который с ремарками наиболее полно отражает механизмы памяти: запоминание, хранение и воспроизведение информации.

Свойство 1: Точность

  • Точность запоминания — в памяти может храниться информация в общем виде, своего рода выжимки основных элементов. Те данные, которые мозг промаркировал как главные. При высокой точности запоминания сохраняются более детальные образы.
  • Точность воспроизведения — информацию мало сохранить в памяти. Её надо суметь воспроизвести. При воспроизведении событий и фактов, извлекаемых из памяти, важна точность изложения, его адекватность реальному положению.

Важно, чтобы точности запоминания не препятствовало наличие помех — раздражителей, отвлекающих внимание от объектов запоминания. Поэтому нередко помехоустойчивость выделяют как отдельное свойство памяти.

Свойство 2: Объём

Какая память у детейЁмкость, или объём памяти — свойство, определяющее, сколько единиц информации способен запоминать человек. Справедливо говорить о ёмкости памяти применительно к отдельным её видам по продолжительности хранения информации:

  • мгновенной;
  • кратковременной;
  • оперативной;
  • долговременной.

Свойство 3: Скорость

Скорость памяти подразумевает скорость различных её процессов. А именно:

  • скорость запоминания;
  • скорость воспроизведения;
  • скорость забывания (обратно пропорциональна такому свойству памяти, как длительность).

Если высокая скорость запоминания (увидел/услышал/ощутил/пережил — запомнил), равно как и высокая скорость воспроизведения (спросили — ответил) свидетельствует о развитой памяти ребёнка, то скорость забывания, напротив, говорит о необходимости память улучшать. Поэтому в некоторых вариантах классификации свойств памяти принято выделять не скорость забывания, а длительность памяти. Чем длительнее память, тем ниже скорость забывания. И наоборот.

Заключение

В заключение стоит обратить ваше внимание на то обстоятельство, что память — психический процесс. И, как всякий психический процесс, она довольно сложно поддаётся строгим классификациям и разбору по полочкам. Невзирая на все достижения современной медицины, психологии и педагогики, в механизмах развития памяти детей (впрочем, как и взрослых) всё ещё множество «белых пятен». Помогая ребёнку улучшать память, будьте очень внимательны к его индивидуальным особенностям. Старайтесь приспосабливать предлагаемые методики под своего малыша, под модальность, качественные и количественные характеристики его способностей к запоминанию.

Помните, что эффективное развитие подразумевает наличие не только вовлечённых, но и искренне счастливых родителей. Пусть ваше родительство будет действительно счастливым, а сделать его продуктивным помогут развивающие материалы НИИ «Эврика»!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector