Как играть в слова с малышом, которому еще нет года
Я с умилением, любовью и улыбкой на лице вспоминаю свой большой, как мне раньше казалось, опыт общения с племянниками. Успех напрямую зависел от того, насколько хорошо я смогу расслабиться и окунуться в детство. Игра во взрослого всегда приводила меня к фиаско в общении с ними. Меня начинала раздражать излишняя веселость и непосредственность детей, в этих качествах мне неизменно чудились непослушание и капризы. Я не могу объяснить, почему: возможно, взрослому во мне казалось, что уж мы-то не были такими озорниками.
Сейчас я думаю, что опыт был не таким уж и большим — во всяком случае, его оказалось недостаточно, чтобы полностью подготовить меня к материнству. Когда родился мой сын, я остро почувствовала, что теперь-то уж точно мне необходимо быть взрослой и нести ответственность не только за саму себя, но и за моего кроху. И потребовалось долгих пять месяцев, чтобы я наконец вспомнила и осознала: в общении с ребенком иногда полезно самой впадать в детство.
Хочу поделиться и объяснить на примере разговоров с младенцем, что я имею в виду. Говорить с детьми порой бывает непросто. Я, даже будучи невероятно болтливой, столкнулась с тем, что иногда совершенно не знала, о чем говорить с малышом, который еще не разговаривает, а поначалу даже не гулит и не лепечет. «Как так? — вероятно, спросит читатель. — Это же твой ребенок, и ты не знаешь, о чем с ним говорить?».
Конечно, сюсюкать с сыном и восторгаться его неземной красотой я могу довольно долго. Однако я убеждена, что для овладения родным языком малышу необходимо слышать более разнообразные и содержательные речи. Пожалуй, меня несколько вводило в смятение то, что малыш не отвечает. Мне не хватало обратной реакции с его стороны. При любой коммуникации мне всегда было важно, чтобы меня не только слышали, но и слушали, задавая вопросы, приводя контраргументы и тому подобное. С племянниками мне удавалось найти общий язык только, когда я выключала в себе «занудного взрослого» и начинала говорить с ними наравне, а не сверху вниз.
Я общалась с сыном и порой ловила себя на мысли о том, что это глупо — общаться с младенцем всерьез. Но мало-помалу я начала находить и придумывать способы говорить с сыном много и содержательно.
- Первое, что я начала делать примерно со второго месяца жизни малыша — это читать вслух. И совершенно неважно, какая книга, на мой взгляд, ведь главное, что ребенок слышит живую речь и голос родного человека. Единственное, сейчас мой ползунок очень любопытен и жаден до всего: либо ползает самозабвенно, либо тренирует навыки стояния, держась за опору, и мое чтение для него — лишь малоинтересный фон. Либо он отчаянно пытается отобрать у меня книжку и съесть, когда я сажаю его перед собой с намерением почитать вместе, — поэтому пока для сына читаю меньше.
- Я стала сочинять четверостишия на своем родном языке — татарском — про самого сына и бесконечно их ему рассказывать. Например, перевод одного из них: «Мухаммад у нас лялька! В Казани живет бабушка. Няму дает мама. А на работу ходит папа».
- В бездонных просторах интернета я нашла громадный список словесных игр. Нам пока доступны из них лишь несколько, например, следующие.
Где. Поочередно спрашиваю у малыша о местонахождении предметов. Где лампа? Где стол? Где стул — и т.п. И сама же отвечаю, показывая малышу предмет. Предполагается, что со временем малыш начнет сам находить и показывать, а затем и называть нужные предметы.
Съедобное-несъедобное. Просто перечисляю разные слова. Если я назвала что-то съедобное, задорно восклицаю «Ам!», делая вид, что хочу съесть малыша. В идеале «Ам» должен начать говорить ребенок.
Кто как кричит. Опять же сама спрашиваю: Как ревет осел? Как кричит лягушка? И сама отвечаю. Чем более артистично и весело я это делаю, тем больше визжит и радуется сын.
По аналогии с вышеперечисленным я придумала свою игру и назвала ее «Обо всем и ни о чем». Просто задаю вопросы обо всем и, естественно, сама же отвечаю. Вопросы могут быть любые. Например: ты кто? Ты малыш. А кто я? Я мама. Какой ты? Ты маленький. А я какая? Я большая. Что ты делаешь? Где мы находимся — и так далее, пока не надоест. Ничего особенного, но порой, когда фантазия иссякла и прочие разговоры утомили, задаю подобные вопросы.
- С тех пор как сын научился сидеть, я сажаю его себе на ногу и делаю вид, что катаю верхом на коне. Недавно пришла идея делать остановки, натыкаясь на дома различных животных, разыгрывать диалоги. Скачем-скачем-скачем. Имитирую звук от топота копыт, подгоняю коня «На!», имитирую ответ животного «И-ха!». Замедляю топот копыт. Говорю:
— Вот гляди, сынок, норка. Кто, интересно, в норке живет? Тук-тук, здравствуйте! Кто тут живет?
— Пи-пи-пи, я мышка.
— Как поживаешь, мышка? А что ты любишь из еды? Мы бы тебя угостили.
— Пи-пи-пи, я ем сыр и хлеб.
— Эх, сыра у нас нет, но вот хлебом можем поделиться.
— Спасибо, пи-пи-пи.
— На здоровье, дружок, а мы продолжим свой путь.
Таким образом наш воображаемый конь делает остановки возле жилья баранов, лягушек, кошек и других животных. Играем, пока сыну весело.
- А также я изображаю великого сказочника. Я рассказываю сыну об обычных предметах в сказочной форме. Например, рассказываю ему о репке и свекле, которые живут в деревенском огороде моей тети и целый день ждут, когда же наступит семь вечера, и их польют водой. Конечно, для взрослого человека это сказка может показаться неинтересной, но подобным образом я знакомлю сына с названиями различных овощей и ягод (ведь они обитают по соседству с нашими героями репкой и свеклой), рассказываю ему о том, что грядки надо поливать.
- Рассказываю. На этот раз просто делаю то, что, наверное, делают все матери. Озвучиваю малышу каждое свое действие, описываю наше окружение во время прогулок, рассказываю ему немногочисленные стихи, сказки и скороговорки, которые знаю наизусть, истории из жизни пророков.
Я осознала, что хочу уже относиться к сыну как к личности. Да, он еще мал и не понимает слов, не говорит, но он понимает мой взгляд, жесты и улыбки и отвечает мне взглядом, полным нежности и обожания, а это лучшая обратная реакция, которую можно вообразить.
В завершение я хочу сказать, что хотя материнство и предполагает неизбежное взросление, иногда очень полезно спуститься со своего возраста и побыть с ребенком наравне — играть с ним, смеяться, совершенно не тревожась о том, что со стороны это может выглядеть глупо.
Если вашему ребенку уже исполнилось 2,5 – 3 года, а он еще не говорит, общается с вами посредством мимики, жестов, отдельных звуков, это значит, что пора начинать действовать, даже если в семье есть родственники, которые заговорили поздно. Тянуть с запуском речи опасно. В этой статье специалисты центра развития «Каркуша» расскажут, что вы можете сделать дома и когда нужно обратиться за профессиональной помощью.
Убедитесь, что ребенок здоров
Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.
Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.
Начинайте прямо сейчас!
Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.
1. Уберите телефон, выключите телевизор
Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.
2. Разговаривайте с ребенком
Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.
Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.
Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.
3. Пойте песни, читайте стихи
Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.
Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать.Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.
Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двуми-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.
4. Покажите, как говорить
Логопеды советуют завести альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.
Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.
5. Развивайте сенсорное восприятие
Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.
6. Побуждайте ребенка говорить
Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.
Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.
Сохраняйте спокойствие
Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.
Стоит ли обращаться за помощью к логопеду?
Да, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 2-3 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно. Логопед объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, при необходимости направит к другим специалистам.
Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
1) Сядьте на один уровень с ребенком и говорите глядя в глаза. Важно, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
2) Когда ребенок пробует что-нибудь сказать, говорите: «Да, это ДОМ. ДОМ!» Повторяйте слово столько раз, сколько просит ребенок.
3) Читайте вместе книжки, детские стихи. Смотрите картинки, называйте всех изображенных животных, проговаривайте цвета, из чего их делают.
4) Развивайте мелкую моторику. Если ручки хорошо развиваются, то хорошо развивается и мозг.
Комментарии
Но если ребенку лень, то все эти дейсьвия довольно бесполезны
Главное — это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (например, видео Логошкола Дома)
Вот и у нас та же проблема, сыну почти два года, вообще ничего не говорит, ни мама ни папа, на своем тарабарском лопочет, иногда слоги выходят.Книжки читаю, он у меня их забирает и рвет на мелкие части, любит наклейки отдирать и клеить где попало, лепить пробовали, тестом специальным, он ест вместо того, чтобы лепить.
Я стараюсь с ним говорить все время, он достаточно капризный малыш, если что то не так сразу крик такой стоит, папу моментально слушает, как быть?)
Девчонки! Подскажите, было ли у кого нить такое: моему малышу 1.2 почти. до года говорил: мама, папа, баба, дядя, дай, ам ам и всякие похожие звуки на слова. сейчас клешнями не вытянуть ничего, отказывается говорить, только мычит.
было, до года говорил мама, папа, баба, дай, дядя, кака, да, ам, тетя. потом замолчал, редко слышали от него папа и все, на своем языке балаболил, и только недавно начал немножко говорить, обращаться к нам: мама, папа, баба, говорить дай! пока все.при этом много звуков и слогов произносит ляля, тата, ррр, авав
Было.почитай выше я писала. Только вместо мычания, у нас на всё были звуки «ка» и «сё». Это означало все абсолютно
Хорошо было бы, если бы все общие рекомендации действительно помогали))
доброе время суток всем. Нам 1.3. говорить тоже не хочет. все понимает но не хочет. мычит.говорит. только. мама, папа, баба, тятя. и все… а так хочется чтоб говорила. занимаемся но успехов нет. я и крупы разные ей даю.и рисуем и читаем. но увы…
вот интересно, мы с самых малых месяцев больше всего любим моторику развивать, перебирать мелкие предметы, пальчиковый лабиринт, пирамидки строить, башенки из кубиков. камешки перебирать. Но при этом — до сих пор не говорит ничего.
и разговариваю я с ним с рождения и все предметы описываю и называю, и на одном уровне сажусь и играю и комментирую. И книжки мы постоянно читаем, смотрим… И даже до года он показывал пальчиком где коровка и пытался сказать му и гав-гав. А потом как будто интерес потерял к этому всему и молчит и молчит.
вот у нас таже история. (((
с мальчиком или с девочкой?
в 8 мес. начала говорить мама, папа, баба, на качалке катается-говорила кач-кач, стишок про гусей ей рассказываю, она мне га-га-га… Ну и так по слогам пыталась многое говорить, а месяцев в 10-11 замолчала и все, до сих пор, только на своем детском болтает. (((((((((
вот у нас тоже… Он на качеле бывало повторял — каче, говорю кися побежала — он повторил — кися. И как только я обращаю на это внимание — типа, ой, молодец, правильно. Тут такое лицо — как будто он сболтнул лишнего и все, ничего не добьешься. Мне уже посоветовали не удивляться когда что-то скажет..
Chernova-Kostyleva, как у вас сейчас с речью?
у нас похожая ситуация. в 1,2 ребенок произносил слова аист, очки, яблочко(ябочо). а потом к 1,5 как отрезало. никаких иго-го даже не было. только недавно опять стали появляться звуки- мяу, ав-ав, аго-го(иго-го). а аист, очки теперь вообще ни в какую. в год говорила «один»(что ей один год. а сейчас молчит. говорит или «се» или «ка». вот что с ней делать)))))
Скажите пожалуйста когда ребенок стал опять говорить? у нас такая же проблема: начала говорить и к году резко замолчала, сейчас уже 2. 2, а разговорами нас не балует.
Где-то после 2,6. Как в сад пошла, резко стала говорить.сейчас ей 3,2, за это время резкий безумный скачок в речи.говорит очень чётко и понятно. Концы слов не проглатывает. Да, есть ещё часть слов которые говорит не полностью, но их все меньше и меньше. Разницы уже практически нет между моей дочкой и подружкой её, которая заговорила в 1,8 сразу чётко и понятно. Говор одинаковый, только подружка позамысловатей может фразу построить. Но подружке 3,6))) и она ещё в два года выдала когда её припугнули, что если не пойдёт за мамой, то её заберут:» да не надо Машеньку пугать, да никому-то Маша не нужна». Т.е. Сравнивая с таким ребенком у моей уже почти нет разницы в речи.
Не могу понять, чего отцам нельзя тут быть. Все условия только для мам. Даже вместо фотографии женский образ. Надеюсь администратор исправит это недоразумение. Если у Вас матриархат, то я уступлю место очередной маме ))) (шучу).
У моего сына такая же проблема… Он плохо говорит и ему было 3 года. Я начал исследовать эту причину. Логопед не поможет. Причина простая, как советский паспорт: ребёнок не должен находиться возле включённого телевизора (либо ему подобные. ) больше 1,5- 2х часов в день. (остальное время телевизор должен быть выключен при ребёнке- никакого фона) Долго объяснять… Да и большинство женщин меня не поймёт… Кратко- это сильно влияет на эмоции ребёнка (или человека) — данные из спецслужб.
Я Вас уверяю, что соблюдая правило 2х часов (а лучше вообще не включать), Вы через день- два увидите результат. Да и вам полезно будет таким образом удалить, внедрённые в вас стереотипы.
Существует несколько правил, которые помогут научить детей правильно выговаривать звуки и строить свою речь. Данные пункты сослужат хорошую службу не только детям с заторможенным развитием речи, но и успевающим. Итак, как научить ребенка говорить?
Мама имеет огромную роль в развитии малыша во всех отношениях. Она обеспечивает своему малышу полноценное развитие. При постоянном разговоре с мамой малютка должен видеть артикуляцию, слышать правильный выговор.
Не нужно разговаривать с малышом на какие-то философские темы или обсуждать наболевшие проблемы, чтобы обеспечить ему постоянный диалог. Достаточно просо комментировать все свои действия. Благодаря этому малыш сможет соотносить действие со звуковым его значением.
Не следует разговаривать с малышом на ходу, бросать слова через плечо. Когда ребенок видит артикуляцию мамы при выговоре слов, движения губ, мимику и жесты, то он быстрее сообразит, о чем идет речь. Общий образ говорения закрепится в его памяти. Малыш будет пробовать восстановить образ, складывая губы, как мама, при разговоре.
Ближе ко второму году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсюкая и умиляясь. Ребенок должен слышать нормальный тембр вашего голоса. Разговаривайте с малышом нормально, четко выговаривая звуки. Новые или сложные слова старайтесь произносить немного громче и более четко, чтобы ребенок смог без труда понять вашу речь. При этом смотрите ему в лицо, демонстрируя свою артикуляцию.
Заменять сложные слова простыми не нужно. Не стоит также создавать собирательные образы, называя, например, все головные уборы шапками. Ребенок должен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.
Не нужно опускать в своей речи глаголы. Чаще всего мамы игнорируют глаголы, когда комментируют определенную ситуацию. Например, увидев собаку на улице, обычно говорят «собачка». Накапливая в своей памяти лишь существительные и прилагательные, ребенок будет иметь трудности с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу шарик» будет говорить лишь «шарик». Родителям в такой ситуации трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или просто вспомнил картинку из книжки.
Разговаривая с малышом, не стоит использовать в своей речи огромные сложносочиненные предложения. Ребенку трудно охватить сразу все слова, поэтому речь взрослого для него непонятна. Достаточно сказать: «Машина едет» или «Собачка бежит».
Стоит обращать внимание на признаки различных предметов. Ребенок будет накапливать характеристики, благодаря чему его словарный запас будет расширяться.
Хорошо в своей речи противопоставлять предметы. Например, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.
Восприятие речи на слух также благотворно влияет. Художественная литература для детей представлена обширнейшим ассортиментом сказок, стишков, историй, песенок и многими другими произведениями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устроившись на диване. Есть также специализированная литература для детей с неправильным развитием речи. Логопед посоветует вам несколько изданий. Такие книги содержат не только сюжетные истории, но также различные упражнения для развития артикуляции. Художественная литература изобилует красочными эпитетами и красивыми выражениями, которые будут накапливаться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подобрать нужное слово, чтобы выразить свои чувства, ощущения или потребности.
Придумывайте различные игры со словами, звуками или слогами. Для этого не нужно специально уделять время. Играть можно, например, на прогулке или в общественном транспорте. Заключается такое обучающее развлечение в том, что мама или папа говорит малышу: «Ла-ла-ла», на что последний должен ответить: «Ти-тит-ти». Что говорить выбирает каждый сам. Правда, надолго малыша не займешь такой гимнастикой, но 5–10 минут вполне достаточно, чтобы попрактиковать речевые навыки. Словами можно играть с двухлетними детьми. Например, называя характеристику предмета, малыш должен ответить, о чем идет речь. Вы: «Зеленое», ребенок: «Дерево».
Мелкая моторика очень важна в развитии правильной речи. Специалисты даже называют наши руки «вторым органом речи». Хорошо развивает движения ручек пластилин, соленое тесто, различные резиновые, пластмассовые, пупырчатые, мягкие игрушки. Можно сшить небольшие мешочки из хлопчатобумажной ткани и насыпать туда крупы, макароны, песок и другое. Такой нехитрый и очень экономичный способ поможет не только занять маленького шалуна, но и поспособствует развитию мелкой моторики.
На развитие речи ребенка влияет множество факторов. Например, ели у вас двуязычная семья, то не стоит паниковать, если двухлетний малыш еще не начал еще «нормально» говорить. У таких детей смешение родительских языков несколько тормозит развитие. Как научить ребенка правильно говорить в этом случае? Достаточно выбрать один язык и придерживаться вышеописанных правил.
Родители сегодня очень вовлечены в жизнь детей: они делают вместе со школьниками домашку, выбирают для них курсы и дополнительные занятия, всюду сопровождают. С одной стороны, это здорово: ребёнку нужны помощь и поддержка взрослых. С другой — не все родители готовы вовремя отпустить контроль и доверить ребёнку принимать решения. В блоге школы WIDE рассказывают, как воспитать самостоятельного человека.
«Мы будем сдавать английский и обществознание, попробуем поступить в Высшую школу экономики. Надеюсь, пройдем», — недавно сказала мне мама семнадцатилетнего выпускника Саши. Мне всегда казалось, что родители такое вот «мы» перестают использовать, когда ребенок выходит из младенческого возраста. Мы же все слышали классическое «У нас вчера первый зубик прорезался» или «Мы вчера всю ночь плакали — колики». Такие фразы я еще могу понять. Но когда это «мы» используют в отношении взрослых уже детей, становится как-то не по себе. Когда услышала эту фразу от мамы выпускника, я задумалась: чему же сегодня должна научить детей школа?
Говорят, главное преимущество школы перед семейным образованием — социализация. Именно в школе, мол, ребенка приучают жить и работать в коллективе. Мне этот довод в пользу офлайн-образования весомым никогда не казался. Каждый день в течение 11 лет куда-то ходить только ради социализации? Неубедительно. С тем же успехом ребенок мог бы учиться дома и социализироваться в выходные дни — в компании, которая была бы ему приятна, не сталкиваясь с буллингом и другими — к сожалению, нередко встречающимися в школе — социальными неприятностями.
Так что же все-таки делает школу незаменимой? Мне кажется, наряду с другими задачами — образованием и воспитанием учеников — школа должна помочь ребенку стать самостоятельным, научить его решать возникающие проблемы и принимать решения. Ребенок становится самостоятельным постепенно: в первом классе его учат не забывать записывать домашнее задание, во втором — помнить о концерте, на который надо прийти в парадной форме, потом — записываться в кружки и выбирать лагеря по интересам, планировать свое время, выбирать экзамены на ЕГЭ и вузы для поступления.
Воспитывать самостоятельность можно по-разному: поставить двойку за невыученный стих или дать возможность исправить ошибку. Чувствуете разницу? В школе WIDE мы требуем, чтобы дети сами несли ответственность за учебу: записывали домашнее задание и готовились к урокам. Учеников «подстраховывают» и электронный журнал, и многочисленные напоминания классного руководителя и тьютора, и, конечно, «второй шанс» после каждого «провала». Родители, конечно, стремятся помочь, но мы всегда просим дать школьникам возможность совершать ошибки.
Сделать это у родителей получается не всегда. Поэтому я записала 5 советов, которые помогут начать воспитывать в ребенке самостоятельность.
1. Без гиперопеки
Для начала можете передать школьнику ответственность за его внешний вид. Пускай учится следить за прической, видеть, что кроссовок надет не на ту ногу, и понимать, когда форму с физкультуры пора стирать. Бесконечно поправляя выбившуюся прядь волос, сползшие колготки, подсказывая, напоминая, предупреждая, вы добьетесь идеально выглядящего ребенка, который без вас никогда и ничего не сможет сделать.
2. Избавьтесь уже от этого «мы»
Очень важно, чтобы родители понимали: ребенок — отдельная личность! И да, местоимений «он» и «она» это тоже касается: говорить о ребенке в третьем лице, когда он стоит рядом, — значит наглядно демонстрировать, что его мнение тут никто не спрашивает, сейчас говорят взрослые. Ваша задача — вселить в ребенка уверенность, что вы ему доверяете, считаете ответственным и взрослым человеком.
3. Дайте возможность справиться с трудностями
Это касается всего: и надевания колготок, и выполнения домашнего задания. Конечно, сделать самому — быстрее и проще. Да и получится, конечно, лучше. Но ребенок так и не научится натягивать колготки, если вы до 10-го класса будете ему с этим помогать. Естественно, поначалу завязать шнурки или самостоятельно делать проекты будет тяжело, но «мы все учились понемногу». Само собой, это не значит, что надо отказывать в помощи, если вас о ней просят.
4. Научить планировать
Тайм-менеджмент важен для школьника. Например, дети, которые ходят на дополнительные занятия, обычно успевают куда больше, чем их сверстники, посещающие только школу. Дети, чей день четко распланирован, понимают, как организовать своё время. Здесь главное — не самому составлять расписание, а делать это вместе с ребенком. Со временем не вы будете напоминать школьнику, что «до выхода осталось 10 минут», а он вам: «Мам, тренировка через час, а ты не готова!»
5. Разрешите мечтать
Неожиданно, да? Казалось бы, где мечты, а где ответственность! Но только мечтая, ребенок сможет по-настоящему понять себя и свои стремления. Расскажите, что достигнуть желаемого можно только с помощью страданий и труда. Хочешь стать дирижером? Надо научиться играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, развить музыкальный слух, постоянно слушать музыку, знать композиторов и их произведения и так далее. Возможно, эти детские мечты так и останутся приятным детским воспоминанием. Зато знания, которые он приобретет в погоне за мечтой детства, точно ему пригодятся!
Член гильдии логопедов Москвы Юлия Корсакова – о том, как запустить речь у ребенка, нужно ли её развивать с рождения и как увеличивать словарный запас у детей с двух лет.
1. Начните общаться с ребенком как можно раньше
Расскажу на примере своего сына, который к 1,5 годам уже говорил предложения. Я начала смотреть глаза в глаза и говорить с ребенком, как только мне положили его на грудь в родовой! Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи. Я постоянно читала или пела потешки, пестушки, приговорки.
Важный момент: при непосредственном общении с ребенком в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (например, включать телевизор). Он отвлекает и не дает малышу сконцентрироваться на речи. Ребенок, выросший в шумной атмосфере, впоследствии может быть двигательно расторможен и не внимателен к словам взрослых. До него бывает трудно «достучаться» родителям и педагогам.
2. Развивайте тактильные ощущения с раннего возраста
3. Играйте со звучащими игрушками
Звучащие игрушки (барабаны, колокольчики, молоточки) стимулируют слуховое внимание ребенка. Дудочки, например, хорошо активизируют речь. Возьмите колокольчик, позвените им с разных сторон от ребенка, дождитесь, пока он повернет голову на звук. Спросите: где колокольчик? Дайте ему колокольчик, не забывая разговаривать с ним в этот момент. Попросите у него колокольчик.
4. В 1-2 года практикуйте развивающие игры
Понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Поэтому так важно разговаривать с малышом, который еще не говорит, – увидите, его словарный запас потом будет значительно шире. Главное, чтобы вы доносили информацию четко и по делу.
В этот период дети любят показывать пальцем на интересующий их предмет, дополняя все это вопросом «Ы?». Этот жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, поспешите научить кроху этому жесту, если есть необходимость.
Когда ребенок начнет говорить конкретные фразы, указывая на предметы и животных, дайте ему знать, что понимаете то, что он говорит. Например, увидев собаку, он может сказать: «Ака ака». Ваш ответ: «Правильно, собака».
Вот пример развивающей игры для детей от 1 года до 2 лет. «Кто дольше?» – мама называет любую гласную или согласную букву. Задача ребенка – переиграть вас, протянув подольше названный звук.
5. Не ограничивайтесь книжками и картинками. Дайте ребенку потрогать все предметы и назвать их.
Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «Помидор».
Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Таким образом можно научить малыша многим словам.
С двух лет активно вводите глаголы. Учите ребенка совершать разнообразные действия с любым предметом: положи, возьми, закрой, открой. Покажите, какие действия ему нужно воспроизвести!
Пока ребенок не знает, что и как делать, ему нужно показывать и подсказывать даже самые простые манипуляции. Включайтесь в его игру и проговаривайте все.
6. Старайтесь говорить в повседневной речи обобщающие слова
С 2 до 3 лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. Это объясняется тем, что он знакомится со свойствами предметов, устанавливает связи между ними. Окружающие начинают понимать речь малыша, но он может пропускать в слове отдельные слоги («клой» – открой) и вставлять лишние звуки («таньканчик» – стаканчик).
Эффективно говорить: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на блюдо», «Сделаем из овощей салат» (вместо перечисления всех овощей), «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.
7. «А как ты думаешь?»
Ребенок спрашивает: «Почему завял цветочек?». Вам стоит говорить: «А ты как думаешь?».
Не давайте сразу готовый ответ, порассуждайте вместе с ребенком и дайте возможность ему самому ответить на его же вопрос. Этот пункт касается развития словарного запаса, поэтому у ребенка уже должна быть хорошо развита речь.
8. Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом, выполняя обычные дела (для детей 2-4 лет)
Когда одеваетесь на улицу, сравните свою куртку и куртку ребенка (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежек).
Накрывая на стол, сравните стакан и чашку (наличие ручки, форму, цвет, материал). Поинтересуйтесь у ребенка, почему у чашки есть ручка, а у стакана нет?
9. Задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя ответить одним словом
«Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл? Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?». На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Так вы пытаетесь научить ребенка развернуто отвечать на вопросы, говорить свое мнение.
10. Дайте малышу возможность общаться с другими детьми вне занятий со взрослыми (здорово, если дети будут старше). Прием работает с двухлетками, но особенно поможет детям с пяти до семи лет.
Здорово, если дети выбирают сюжетно-ролевые игры: распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры. Более простой вариант: совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине). Главное, чтобы дети общались и стремились разговаривать не под руководством взрослого.
Многие родители никак не дождутся, пока их ребенок 2-3 лет научится говорить. В этом вопросе не стоит сравнивать малыша с другими детьми: у всех данный процесс протекает по-разному. Но любой маме, даже самой неопытной, по силам ускорить развитие речи и научить говорить ребенка без помощи специалистов.
i.ytimg.com
Этапы развития речи у детей
Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности развития речи у малышей в соответствии с возрастом ребенка.
- К двум месяцам кроха начинает «гулить»и «агукать».
Если ребенок начинает «гулить» при появлении взрослого, значит, речевой процесс из стадии рефлексов перешел в стадию коммуникации!
- К полугоду ребенок начинает говорить отдельные слоги: «ба», «па», «ма».
Со временем он повторяет их многократно и сочетает друг с другом. Так образуются первые слова ребенка.
- К году у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, в том числе неполные и подражательные слова.
- К полутора годам словарный запас ребенка растет, в речи должны появиться первые примитивные предложения.
Например, «папа бу», «дай ням» и пр.
- В 2 года в развитии речи ребенка наблюдается очевидный прогресс.
Кроха уже знает 150-300 слов, строит более сложные предложения, задает вопросы.
Как научить ребенка разговаривать: полезные рекомендации
Чтобы научить ребенка разговаривать, не стоит ждать 2-3 лет, нужно говорить с малышом с самого рождения, даже если он еще не начал «гулить».
- Пойте ребенку колыбельные песни.
- Подходя к малышу, повторяйте за ним, шевелите губами, работайте языком, двигайте ртом и щеками. Это называется артикуляция. Не стесняйтесь гримасничать и показывать свою артикуляцию.
- Рассказывайте все, что делаете и что видите.
- Называйте предметы, повторяйте эти названия, вскоре ребенок запомнит и будет понимать, о чем идет речь.
- Задавайте ему вопросы, даже если он еще не в состоянии отвечать. «Ну что, пойдем погуляем? Да, малыш?», «Хочешь кушать? Давай я тебя покормлю».
- Произносите все слова четко и достаточно громко.
- Читайте книги, рассказывайте сказки и «потешки».
- Подражайте звукам животных.
- Обращайте внимание малыша на разные звуки вокруг.
- С трех месяцев делайте массаж пальчиков.
- Играйте в пальчиковые игры (их множество на просторах интернета).
- Предлагайте трогать предметы, отличные на ощупь (разные виды ткани: мягкие, шершавые).
- Сделайте мешочки с разными крупами, пусть малыш их щупает.
- Ближе к году можно давать малышу искать игрушки в коробке с манкой.
- Можно играть с разными крупами, бобами или макаронами, НО под усиленным контролем взрослого!
Как научить ребенка говорить в 2-3 года: советы родителям
mamuli.club
Недостаточно четкая речь в 2-3 года еще не считается патологией. Главное, чтобы ребенок все понимал и пробовал говорить. Для того, чтобы ребенок 2-3 года научился разговаривать, следуйте следующим рекомендациям:
- Не сюсюкайте с ребенком, произносите полные слова, даже если малыш не может сказать так, как вы.
- Не повторяйте слова на языке малыша. Называйте вещи своими именами. Никаких «би-би» и «ням-ням».
- Многократно повторяйте названия предметов, учите их вместе.
- Задавайте вопросы малышу и ждите ответа, старайтесь научить ребенка вести диалог.
- Избегайте языка жестов, поощряйте ребенка говорить слова, собирать их в предложения, усложняя постепенно.
- Изучайте карточки или картинки в книгах, называйте предметы, персонажи и описывайте действия.
- Играйте в игру «Что или кто это?», «Что он делает?» с карточками или иллюстрациями в книгах.
- Читайте и рассказывайте сказки.
- Играйте в пальчиковые игры.
- Рисуйте пальчиковыми красками.
- Лепите из теста или пластилина.
- Общайтесь с детьми постарше.
Если ребенок 2-3 лет продолжает молчать или говорит непонятно, есть несколько полезных методик, которые помогут вам научить разговаривать ребенка:
Посадите ребенка перед зеркалом, а сами сядьте так, чтобы малыш мог вас видеть. Произносите слова, активно артикулируя. Просите ребенка повторять все слова и движения перед зеркалом. Желательно заниматься ежедневно, но не более 10-15 минут.
Добиться четкого произношения проще, если учить малыша выговаривать отдельные звуки. Обучение в игре проходит веселее и эффективнее. Научите ребенка рычать, как тигр — отличная подготовка для правильного произношения звука «р». Как шипит змея – подготовка к произношению шипящих.
Первоначальная задача говорить четко, а потом уже четко и быстро. Благодаря перестановкам звуков в скороговорках малыш сможет натренироваться произносить сложные звуки.
Научить ребенка разговаривать по силам каждой маме, главное не пускать этот вопрос на самотек, но и не заставлять заниматься насильно. Придет время, и ваш малыш обязательно научиться говорить.
Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы учили ребенка говорить в 2-3 года, поделитесь советами и эффективными методиками.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
Член гильдии логопедов Москвы Юлия Корсакова – о том, как запустить речь у ребенка, нужно ли её развивать с рождения и как увеличивать словарный запас у детей с двух лет.
1. Начните общаться с ребенком как можно раньше
Расскажу на примере своего сына, который к 1,5 годам уже говорил предложения. Я начала смотреть глаза в глаза и говорить с ребенком, как только мне положили его на грудь в родовой! Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи. Я постоянно читала или пела потешки, пестушки, приговорки.
Важный момент: при непосредственном общении с ребенком в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (например, включать телевизор). Он отвлекает и не дает малышу сконцентрироваться на речи. Ребенок, выросший в шумной атмосфере, впоследствии может быть двигательно расторможен и не внимателен к словам взрослых. До него бывает трудно «достучаться» родителям и педагогам.
2. Развивайте тактильные ощущения с раннего возраста
3. Играйте со звучащими игрушками
Звучащие игрушки (барабаны, колокольчики, молоточки) стимулируют слуховое внимание ребенка. Дудочки, например, хорошо активизируют речь. Возьмите колокольчик, позвените им с разных сторон от ребенка, дождитесь, пока он повернет голову на звук. Спросите: где колокольчик? Дайте ему колокольчик, не забывая разговаривать с ним в этот момент. Попросите у него колокольчик.
4. В 1-2 года практикуйте развивающие игры
Понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Поэтому так важно разговаривать с малышом, который еще не говорит, – увидите, его словарный запас потом будет значительно шире. Главное, чтобы вы доносили информацию четко и по делу.
В этот период дети любят показывать пальцем на интересующий их предмет, дополняя все это вопросом «Ы?». Этот жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, поспешите научить кроху этому жесту, если есть необходимость.
Когда ребенок начнет говорить конкретные фразы, указывая на предметы и животных, дайте ему знать, что понимаете то, что он говорит. Например, увидев собаку, он может сказать: «Ака ака». Ваш ответ: «Правильно, собака».
Вот пример развивающей игры для детей от 1 года до 2 лет. «Кто дольше?» – мама называет любую гласную или согласную букву. Задача ребенка – переиграть вас, протянув подольше названный звук.
5. Не ограничивайтесь книжками и картинками. Дайте ребенку потрогать все предметы и назвать их.
Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «Помидор».
Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Таким образом можно научить малыша многим словам.
С двух лет активно вводите глаголы. Учите ребенка совершать разнообразные действия с любым предметом: положи, возьми, закрой, открой. Покажите, какие действия ему нужно воспроизвести!
Пока ребенок не знает, что и как делать, ему нужно показывать и подсказывать даже самые простые манипуляции. Включайтесь в его игру и проговаривайте все.
6. Старайтесь говорить в повседневной речи обобщающие слова
С 2 до 3 лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. Это объясняется тем, что он знакомится со свойствами предметов, устанавливает связи между ними. Окружающие начинают понимать речь малыша, но он может пропускать в слове отдельные слоги («клой» – открой) и вставлять лишние звуки («таньканчик» – стаканчик).
Эффективно говорить: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на блюдо», «Сделаем из овощей салат» (вместо перечисления всех овощей), «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.
7. «А как ты думаешь?»
Ребенок спрашивает: «Почему завял цветочек?». Вам стоит говорить: «А ты как думаешь?».
Не давайте сразу готовый ответ, порассуждайте вместе с ребенком и дайте возможность ему самому ответить на его же вопрос. Этот пункт касается развития словарного запаса, поэтому у ребенка уже должна быть хорошо развита речь.
8. Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом, выполняя обычные дела (для детей 2-4 лет)
Когда одеваетесь на улицу, сравните свою куртку и куртку ребенка (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежек).
Накрывая на стол, сравните стакан и чашку (наличие ручки, форму, цвет, материал). Поинтересуйтесь у ребенка, почему у чашки есть ручка, а у стакана нет?
9. Задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя ответить одним словом
«Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл? Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?». На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Так вы пытаетесь научить ребенка развернуто отвечать на вопросы, говорить свое мнение.
10. Дайте малышу возможность общаться с другими детьми вне занятий со взрослыми (здорово, если дети будут старше). Прием работает с двухлетками, но особенно поможет детям с пяти до семи лет.
Здорово, если дети выбирают сюжетно-ролевые игры: распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры. Более простой вариант: совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине). Главное, чтобы дети общались и стремились разговаривать не под руководством взрослого.
Психологи утверждают, что с наступлением холодов родители все чаще повторяют фразу «Надень шапку!», а дети все реже эту шапку надевают. И возникают эти споры не из-за того, что ребенок не слышит, а из-за того, что он принципиально не хочет слышать. Как сделать так, чтобы дети выполняли просьбы родителей? Мы решили поберечь детские уши и родительские нервы и выделили 5 способов говорить с ребенком так, чтобы он слышал все с первого раза.
1. Слезайте с трона великого Родителя
Слезайте, слезайте! Иначе ничего не выйдет. Когда ребенок совсем мал и только начинает ползать, все вокруг для него кажется огромным. Но природа устроила все таким образом, что самые близкие люди – мама и папа — практически все время первого года жизни носят малыша на руках, тем самым поднимая его обзор мира до уровня своего видения. Как только ребенок начинает ходить, растет, приобретает свой характер и особенности поведения, многие родители забывают об этом метре разницы видения мира и с высоты своего полета смотрят на малыша и общаются с ним сверху вниз. Отсюда и речь родителя зачастую также принимает повелительный характер и приказной тон. Ведь «кто, если не я его научит», «я же старше», «у меня жизненного опыта вагон, малыш, а ты еще такой маленький и наивный» и пр. Возможно, это действительно так. Но попробуйте спуститься на уровень своего малыша. Просто физически опустите свое тело и посмотрите ребенку в глаза. Вы обязательно заметите, что фраза, сказанная с высоты своего родительского полета, и та же фраза, сказанная ребенку глаза в глаза, звучит совершенно по-разному. А точнее, отношение к восприятию данной фразы у ребенка меняется.
Попробуйте попросить ребенка убрать игрушки, не стоя франтом или крича с кухни, а глядя на него. Вместе посмотрите на хаус в детской, оцените беспорядок взглядом… Но обязательно вместе и обязательно глядя друг другу в глаза.
2. Будьте последовательны в своих просьбах
Помните о том, что ваш ребенок всегда будет вашим отражением.
Ему мало услышать вас, он должен увидеть, ощутить и воспринять сказанное через органы чувств и эмоционально.
Так, например, мама вместе с дочерью собираются уходить из гостей. Мама говорит своей дочке: «Лена, пора одеваться». Фраза была сказана глаза в глаза, и ребенок точно ее услышал. Но затем мамина подруга предлагает доесть пирог, посмотреть еще одну фотографию, записать рецепт того самого пирога. В результате мама сама не одевается, тянет время, но при этом все повторяет и повторяет: «Лена, ты готова?» Ребенок видит, что мама еще даже и не начинала одеваться, и в следующий раз не станет прислушиваться к подобным просьбам, поэтому, если уже фраза была произнесена и услышана, действуйте в соответствии с тем, что было сказано ребенку, и сами показывайте пример.
3. Играйте
Игра – это удивительная штука. Вот, к примеру, ваш ребенок берет все игрушки, что есть в доме, бросает их на пол, бегает по ним, топчет и кидает. Смотреть на это без успокоительных очень сложно, и сердце сжимается каждый раз, когда вы, молча, собираете игрушки в корзину, вздыхаете от бессилия и повторяете: «Убери игрушки!» , затем — «Немедленно убери игрушки!» , и наконец с раздражением — «Сколько можно уже тебя просить убрать игрушки?!» А если попробовать, например, и неожиданно понарошку заплакать, когда очередной медведь снова полетел на пол? И сказать: «Это же мишка, ему очень больно! Посмотри, мне кажется, он плачет вместе со мной» . Разумеется, в 12 лет эти игры не пройдут, но на раннем этапе образ «плачущего мишки» надолго останется в сознании малыша. Дома наступит чистота и порядок. А ребенок услышит с первого раза.
Кстати, сказки тоже можно отнести к моменту игры. Рассказывайте и сочиняйте их вместе с ребенком, и пусть один из героев будет похож на вашего малыша.
Таким образом, можно направлять различные ситуации в нужное вам русло.
4. Забыть слова «нет» и «нельзя»
Ребенок таскает в детский сад собачий корм и ест его на прогулке… Кажется, в этой ситуации без жестких запретов и слова «нельзя» не обойтись, но вы все-таки попробуйте. Можно, к примеру, съесть чуть-чуть корма вместе с ребенком и потом плеваться весь вечер, сказать, что болит живот, тошнит и, видимо, это серьезное отравление. Скорее всего, ребенок испугается, и это избавит его от вредной привычки, ну а вы обойдетесь без использования в своей речи раздражающих малыша слов «нет» и «нельзя».
Психологи утверждают, что на подобные вопросы дети реагируют еще ярче. Таким образом, речь родителей должна быть положительна, конкретна и аргументирована, а также добра, но ни в коем случае не иронична.
5. Неожиданные повторения
Дети растут, но правила не меняются. Повторяйте то, о чем договаривались раньше, используя те же методы, но в других ситуациях, под другим ракурсом, в иных условиях и отличной от предыдущих эмоциональной среде.
Жизнь подкинет много сложных вопросов, но подсознательно люди будут искать ответы на них, вспоминая то, о чем им когда-то говорили родители.
Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя