Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был самым талантливым и гениальным. Но как показывает практика, узнав о необычных дарованиях своего дитя, многие родители теряются и не знают, как его дальше воспитывать.
В нашей статье мы расскажем, как определить, является ли ваш ребёнок вундеркиндом и как правильно воспитывать одарённого отпрыска, чтобы не загубить его талант ещё в самом детстве.
- Как определить, что ваш ребёнок является вундеркиндом?
- Положительные признаки одарённого ребёнка
- Отрицательные признаки одарённого ребёнка
Как определить, что ваш ребёнок является вундеркиндом?
Очень часто родители не замечают особых способностей у своего ребёнка. А его необычное поведение, списывают на нестандартную психику или возрастные «заскоки» ребёнка. Чтобы не уподобляться таким родителям, ознакомьтесь с положительными и отрицательными признаками вундеркинда:
Положительные признаки одарённого ребёнка
1. Невероятное любопытство. Как правило, одарённые дети очень любопытны. Им интересно всё, от устройства карандаша, то принципа работы ракетного двигателя. Если ваш ребёнок задаёт много умных вопросов, а главное, требует на них немедленных ответов, то стоит задуматься, а вдруг ваше дитя — вундеркинд?
2. Сосредоточенность на одном деле. Обычным маленьким детям не свойственно долго заниматься одним и тем же делом. И если вы заметили, что ваш ребёнок подолгу сидит за книгой или часами читает статьи в интернете, то вероятно это одарённый ребёнок.
3. Взрослая речь. Одарённые дети очень любят использовать в своей речи сложные термины и понятия, несвойственные для детского лепета. Ребёнок говорящий, как взрослый человек, несомненно, обладает скрытым талантом.
4. Взрослые разговоры. Если ребёнок спросил вас, что вы думаете о результатах последних президентских выборов? То не спешите звонить детскому психологу! Скорее всего, у вас семье растёт будущий гениальный политик.
5. Недетские интересы. Пока сверстники вашего чада «рубятся» в игровую приставку, он сидит рядом и читает императив Канта.
Отрицательные признаки одарённого ребёнка
1. Полное равнодушие к школьным занятиям. Стандартная школьная программа становится неинтересной вашему ребёнку, поскольку она даётся ему слишком легко. Отсюда у ребёнка пропадает желание ходить в школу и общаться с учителями и одноклассниками.
2. Заносчивость. Одарённый ребёнок, видя своё превосходство над сверстниками, начинает думать, что он лучше и вести себя с ними заносчиво.
Продолжение статьи на второй странице
Содержимое публикации
«КАК РАЗВИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ДЕТСКУЮ ОДАРЕННОСТЬ».
Не так давно, на развивающих занятиях для малышей, мальчик двух с половиной лет затеял игру с крокодильчиком и старался покормить его. На вопрос о том, что кушает крокодил, он ответил: «Крокодил – это хищник и питается млекопитающими и рыбами».
Бывает иначе – ребёнок не сбивает с толку своими речами, а молча, но необычайно быстро, вдумчиво и увлечённо (полностью погружаясь в действие) строит из подручных материалов корабли, ракеты и даже целые космические станции и так они оказываются схожи с реальными, особенно в некоторых деталях!
Мне думается, что и вы не раз сталкивались с такими историями.
Есть дети, которые уже с раннего возраста выделяются особыми интеллектуальными или творческими возможностями, высокой познавательной активностью. Они отличаются и хорошей памятью, развитым мышлением, более внимательны. При этом предпочитают общаться с взрослыми (воспитателями, учителями) или более старшими детьми.
Как же определить, есть ли одарённость у вашего ребёнка, каким образом развивать её и «не отнять детство»? Диагностика и развитие одарённости вопрос непростой даже для психологической науки.
Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Виктория Соломоновна Юркевич (отечественный психолог, занимающаяся психологией одарённых детей) в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» предлагает отметить знаком «+» те качества, которые нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:
2. Неровно успевающий.
4. Выбивающийся из общего темпа.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Надеюсь, для многих читателей не будет потрясением то, что именно чётные качества чаще всего характеризуют одарённых детей. Правда, одарённых особым образом – творчески.
Разновидностей одарённостей много (одаренность — giftedness от слова дар — gift). Проявится она и будет ли развита, зависит не столько от ребёнка, сколько сначала от его семьи, а потом и от учителей. Одаренность бывает не только художественная и интеллектуальная. Существует и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей.
Психологи в большинстве единогласны, что впервые одарённость можно заметить у детей 3-4 лет. Вероятно, рассмотреть задатки можно и в младенчестве, но проявления их будут не стабильны.
Развитием специальных (наблюдающихся и отчётливо проявляющихся) способностей целесообразно заниматься в сензитивные периоды. Это периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее быстрыми темпами и особенно успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Например, наиболее сензитивный период для музыкальных способностей – до трёх лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трёх лет он жил в музыкально богатой среде — вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные). Наиболее бурное овладение ребёнком умственными возможностями начинается примерно с 3-4 лет и длится до 7 лет.
Почему же одни дети становятся одарёнными, а другие нет? Главное, что объединяет всех вундеркиндов, и что сильно отличает их от других детей — это умственная активность, потребность в познании.
Говоря о том, как же развить способности, самым главным будет то, что деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость есть –задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий не будет главного – развития способностей. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах.
Отметим важные моменты в развитии способностей:
1. Способности развиваются только в любимой деятельности. Любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.
2. Оценки, особенно в начальных классах, сами по себе никак не характеризуют наличие или отсутствие способности. Наверное, наблюдали не единожды истории, когда мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, становится способным и успешным в будущем, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи — и в этой деятельности счастливо развивает свои способности.
3. Начинать учение ребёнка надо с радости познания. Только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало учения должно обязательно быть приятным, радостным для ребёнка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.
4. И, самое главное, способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.
Одарённые дети бывают самые разные. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Это те вундеркинды, которых даже в школе для одарённых очень мало. Эти дети особые даже на первый взгляд: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами. Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Всё у такого ребёнка хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); умные родители, обеспечившие нормальное воспитание; отличные учителя. В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода сверхполноценная норма.
Таким образом, для развития способностей есть определённые сензитивные периоды, и в качестве непременного условия — удовольствие от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции от познавательной активности, и ни одна, даже самая развивающая, самая прогрессивная методика не будет полезна, если нет радости в познании.
Уважаемые родители, будьте двигателем в развитии способностей вашего ребёнка, создавайте условия, будьте чуткими по отношению к нему, его трудностям, поощряйте достижения и насыщайте среду вокруг него и тогда вы обязательно воспитаете гения.
Мечта многих родителей иметь и воспитать одаренного ребенка. Многие родители под одаренностью ребенка понимают его успешное обучение в школе, возгласы восхищения и похвалы со стороны воспитателей и учителей. Однако далеко не всегда самые прилежные ученики становятся успешными людьми. Все зависит от качества воспитания ребенка в раннем детстве. Когда родители очень требовательны и заботятся только о развитии таланта ребенка, а не о нем самом, то одаренные дети вырастают незаинтересованными, подавленными и обидчивыми людьми.
Ребенок вундеркинд — это уникальное и неповторимое явление, дословно «чудо-дитя». Поэтому столь же индивидуальным должен быть и его процесс воспитания. Российский генетик Владимир Эфроимсон на основании своих исследований пришел к выводу, что вундеркинд отличается отклонением в развитии мозга и психическом развитии, такой ребенок встречается примерно один раз из тысячи обыкновенных детей и развивается в нужной мере лишь у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти данные вполне отражают истину: хоть много детей рождаются одаренными, но большинство из них не могут реализовывать свои способности. По мнению психологов, для формирования вундеркинда родители должны быть особенными и готовыми к непосильному труду для развития его способностей.
Прежде чем говорить о том, как воспитать вундеркинда, надо выяснить, одарен ли на самом деле ваш ребенок или у него имеются общие теоретические навыки и знания. Признаками одаренности ребенка являются такие способности:
1. Ребенок старается во всем найти свои собственные уникальные пути решения и обучения.
2. Он легко и быстро осваивает все аспекты своего увлечения и может часами рассказывать об этом.
3. Он очень любознателен и желает изучать все больше и больше.
4. Он слишком требователен к себе и самокритичен.
5. Он отличается большой целеустремленностью и трудолюбием.
Задача родителей на том этапе, когда ребенок с нескрываемым удовольствием начинает заниматься тем видом деятельности, который ему нравится, вовремя выявить способности ребенка и направить максимально возможные усилия на их развитие.
Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованым неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать вундеркинда?
Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:
1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.
2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.
3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.
4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.
5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.
Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.
6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.
7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.
8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.
9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился говорить и пошел в школу.
10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.
По мнению психологов, одаренность ребенка очень редко выявляется в раннем возрасте. Дети только к 8 годам, то есть во 2-3 классе, обнаруживают все возможности своих интеллектуальных способностей. В этом возрасте нельзя быть равнодушным и невнимательным к интересам своего ребенка. Только будучи бдительными и заботливыми родители могут дать одаренному ребенку шанс на счастливую жизнь.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их.
Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить.
Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.
Существует ряд особенностей, связанных с психологическим здоровьем одаренных учащихся:
Ø для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события;
Ø чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;
Ø часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;
Ø большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна;
Ø одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей.
Как воспитывать одаренных детей
(советы родителям)
1. Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети – особенно.
3. Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей многогранности.
4. Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.
5. Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.
6. Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.
7. Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.
8. Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.
9. Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.
10. Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.
ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»
Как сохранить психологическое здоровье одаренного ребенка
Вы вошли как Гость | —>Группа «Гости» —>Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 20.07.2021, 17:35
—>
|