Как воспитать одаренного ребенка

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был самым талантливым и гениальным. Но как показывает практика, узнав о необычных дарованиях своего дитя, многие родители теряются и не знают, как его дальше воспитывать.

Как воспитать одаренного ребенка

В нашей статье мы расскажем, как определить, является ли ваш ребёнок вундеркиндом и как правильно воспитывать одарённого отпрыска, чтобы не загубить его талант ещё в самом детстве.

  1. Как определить, что ваш ребёнок является вундеркиндом?
  2. Положительные признаки одарённого ребёнка
  3. Отрицательные признаки одарённого ребёнка

Как определить, что ваш ребёнок является вундеркиндом?

Очень часто родители не замечают особых способностей у своего ребёнка. А его необычное поведение, списывают на нестандартную психику или возрастные «заскоки» ребёнка. Чтобы не уподобляться таким родителям, ознакомьтесь с положительными и отрицательными признаками вундеркинда:

Положительные признаки одарённого ребёнка

1. Невероятное любопытство. Как правило, одарённые дети очень любопытны. Им интересно всё, от устройства карандаша, то принципа работы ракетного двигателя. Если ваш ребёнок задаёт много умных вопросов, а главное, требует на них немедленных ответов, то стоит задуматься, а вдруг ваше дитя — вундеркинд?

2. Сосредоточенность на одном деле. Обычным маленьким детям не свойственно долго заниматься одним и тем же делом. И если вы заметили, что ваш ребёнок подолгу сидит за книгой или часами читает статьи в интернете, то вероятно это одарённый ребёнок.

3. Взрослая речь. Одарённые дети очень любят использовать в своей речи сложные термины и понятия, несвойственные для детского лепета. Ребёнок говорящий, как взрослый человек, несомненно, обладает скрытым талантом.

4. Взрослые разговоры. Если ребёнок спросил вас, что вы думаете о результатах последних президентских выборов? То не спешите звонить детскому психологу! Скорее всего, у вас семье растёт будущий гениальный политик.

5. Недетские интересы. Пока сверстники вашего чада «рубятся» в игровую приставку, он сидит рядом и читает императив Канта.

Отрицательные признаки одарённого ребёнка

1. Полное равнодушие к школьным занятиям. Стандартная школьная программа становится неинтересной вашему ребёнку, поскольку она даётся ему слишком легко. Отсюда у ребёнка пропадает желание ходить в школу и общаться с учителями и одноклассниками.

2. Заносчивость. Одарённый ребёнок, видя своё превосходство над сверстниками, начинает думать, что он лучше и вести себя с ними заносчиво.

Продолжение статьи на второй странице

Содержимое публикации

«КАК РАЗВИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ДЕТСКУЮ ОДАРЕННОСТЬ».

Не так давно, на развивающих занятиях для малышей, мальчик двух с половиной лет затеял игру с крокодильчиком и старался покормить его. На вопрос о том, что кушает крокодил, он ответил: «Крокодил – это хищник и питается млекопитающими и рыбами».

Бывает иначе – ребёнок не сбивает с толку своими речами, а молча, но необычайно быстро, вдумчиво и увлечённо (полностью погружаясь в действие) строит из подручных материалов корабли, ракеты и даже целые космические станции и так они оказываются схожи с реальными, особенно в некоторых деталях!

Мне думается, что и вы не раз сталкивались с такими историями.

Есть дети, которые уже с раннего возраста выделяются особыми интеллектуальными или творческими возможностями, высокой познавательной активностью. Они отличаются и хорошей памятью, развитым мышлением, более внимательны. При этом предпочитают общаться с взрослыми (воспитателями, учителями) или более старшими детьми.

Как же определить, есть ли одарённость у вашего ребёнка, каким образом развивать её и «не отнять детство»? Диагностика и развитие одарённости вопрос непростой даже для психологической науки.

Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Виктория Соломоновна Юркевич (отечественный психолог, занимающаяся психологией одарённых детей) в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» предлагает отметить знаком «+» те качества, которые нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:

2. Неровно успевающий.

4. Выбивающийся из общего темпа.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Надеюсь, для многих читателей не будет потрясением то, что именно чётные качества чаще всего характеризуют одарённых детей. Правда, одарённых особым образом – творчески.

Разновидностей одарённостей много (одаренность — giftedness от слова дар — gift). Проявится она и будет ли развита, зависит не столько от ребёнка, сколько сначала от его семьи, а потом и от учителей. Одаренность бывает не только художественная и интеллектуальная. Существует и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей.

Психологи в большинстве единогласны, что впервые одарённость можно заметить у детей 3-4 лет. Вероятно, рассмотреть задатки можно и в младенчестве, но проявления их будут не стабильны.

Развитием специальных (наблюдающихся и отчётливо проявляющихся) способностей целесообразно заниматься в сензитивные периоды. Это периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее быстрыми темпами и особенно успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Например, наиболее сензитивный период для музыкальных способностей – до трёх лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трёх лет он жил в музыкально богатой среде — вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные). Наиболее бурное овладение ребёнком умственными возможностями начинается примерно с 3-4 лет и длится до 7 лет.

Почему же одни дети становятся одарёнными, а другие нет? Главное, что объединяет всех вундеркиндов, и что сильно отличает их от других детей — это умственная активность, потребность в познании.

Говоря о том, как же развить способности, самым главным будет то, что деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость есть –задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий не будет главного – развития способностей. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах.

Отметим важные моменты в развитии способностей:

1. Способности развиваются только в любимой деятельности. Любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.

2. Оценки, особенно в начальных классах, сами по себе никак не характеризуют наличие или отсутствие способности. Наверное, наблюдали не единожды истории, когда мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, становится способным и успешным в будущем, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи — и в этой деятельности счастливо развивает свои способности.

3. Начинать учение ребёнка надо с радости познания. Только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало учения должно обязательно быть приятным, радостным для ребёнка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

4. И, самое главное, способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.

Одарённые дети бывают самые разные. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Это те вундеркинды, которых даже в школе для одарённых очень мало. Эти дети особые даже на первый взгляд: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами. Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Всё у такого ребёнка хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); умные родители, обеспечившие нормальное воспитание; отличные учителя. В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода сверхполноценная норма.

Таким образом, для развития способностей есть определённые сензитивные периоды, и в качестве непременного условия — удовольствие от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции от познавательной активности, и ни одна, даже самая развивающая, самая прогрессивная методика не будет полезна, если нет радости в познании.

Уважаемые родители, будьте двигателем в развитии способностей вашего ребёнка, создавайте условия, будьте чуткими по отношению к нему, его трудностям, поощряйте достижения и насыщайте среду вокруг него и тогда вы обязательно воспитаете гения.

Мечта многих родителей иметь и воспитать одаренного ребенка. Многие родители под одаренностью ребенка понимают его успешное обучение в школе, возгласы восхищения и похвалы со стороны воспитателей и учителей. Однако далеко не всегда самые прилежные ученики становятся успешными людьми. Все зависит от качества воспитания ребенка в раннем детстве. Когда родители очень требовательны и заботятся только о развитии таланта ребенка, а не о нем самом, то одаренные дети вырастают незаинтересованными, подавленными и обидчивыми людьми.

Ребенок вундеркинд — это уникальное и неповторимое явление, дословно «чудо-дитя». Поэтому столь же индивидуальным должен быть и его процесс воспитания. Российский генетик Владимир Эфроимсон на основании своих исследований пришел к выводу, что вундеркинд отличается отклонением в развитии мозга и психическом развитии, такой ребенок встречается примерно один раз из тысячи обыкновенных детей и развивается в нужной мере лишь у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти данные вполне отражают истину: хоть много детей рождаются одаренными, но большинство из них не могут реализовывать свои способности. По мнению психологов, для формирования вундеркинда родители должны быть особенными и готовыми к непосильному труду для развития его способностей.

Прежде чем говорить о том, как воспитать вундеркинда, надо выяснить, одарен ли на самом деле ваш ребенок или у него имеются общие теоретические навыки и знания. Признаками одаренности ребенка являются такие способности:

1. Ребенок старается во всем найти свои собственные уникальные пути решения и обучения.
2. Он легко и быстро осваивает все аспекты своего увлечения и может часами рассказывать об этом.
3. Он очень любознателен и желает изучать все больше и больше.
4. Он слишком требователен к себе и самокритичен.
5. Он отличается большой целеустремленностью и трудолюбием.

Как воспитать одаренного ребенка

Задача родителей на том этапе, когда ребенок с нескрываемым удовольствием начинает заниматься тем видом деятельности, который ему нравится, вовремя выявить способности ребенка и направить максимально возможные усилия на их развитие.

Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованым неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать вундеркинда?

Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:
1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.
2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.

Как воспитать одаренного ребенка

3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.
4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.

5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.
Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.

6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.
7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.

8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.

9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился говорить и пошел в школу.

10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.

По мнению психологов, одаренность ребенка очень редко выявляется в раннем возрасте. Дети только к 8 годам, то есть во 2-3 классе, обнаруживают все возможности своих интеллектуальных способностей. В этом возрасте нельзя быть равнодушным и невнимательным к интересам своего ребенка. Только будучи бдительными и заботливыми родители могут дать одаренному ребенку шанс на счастливую жизнь.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Как воспитать одаренного ребенка

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их.

Как воспитать одаренного ребенка

Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить.

Как воспитать одаренного ребенка

Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Существует ряд особенностей, связанных с психологическим здоровьем одаренных учащихся:

Ø для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события;

Ø чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;

Как воспитать одаренного ребенка

Ø часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;

Ø большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна;

Ø одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей.

Как воспитывать одаренных детей

(советы родителям)

1. Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2. Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети – особенно.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей многогранности.

4. Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.

Как воспитать одаренного ребенка

5. Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.

6. Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.

7. Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.

8. Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.

Как воспитать одаренного ребенка

9. Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.

10. Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»

Как воспитать одаренного ребенка

Как сохранить психологическое здоровье одаренного ребенка

Как воспитать одаренного ребенка

Вы вошли как Гость | —>Группа «Гости» —>Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 20.07.2021, 17:35

—>

—>

—> —>МЕНЮ САЙТА —>
—>

Войти через uID

Один ребенок прекрасно рисует, второй – лепит, третий одарен в спорте и т. д. Каждый имеет талант, нужно только Как воспитать одаренного ребенкавовремя его выявить.

Вспомним Вольфганга Амадея Моцарта, который совсем маленьким выступал с концертами, очень рано начал писать симфонии и оперы.

Маленький Хосе Рауль Капабланка в 4-летнем возрасте, наблюдая игру в шахматы (играл отец), научился играть и впоследствии стал чемпионом мира по шахматам. Его игра поражала динамичностью, быстротой, железной логикой, необыкновенным чутьем.

Ника Турбина – девочка, которая начала писать стихи с 4 лет, буквально говорить ими. В 12 лет она в сопровождении Е. Евтушенко отправилась в Италию и получила премию «Золотой лев».

Психологи разработали множество тестов, позволяющих оценить такие способности ребенка, как:

развитое абстрактное мышление и умение расширять поставленные задачи;

ускоренное прохождение этапов развития, характерных для данного возраста;

удовольствие от учения и быстрое усвоение материала;

раннее развитие речевых навыков;

блестящее чувство юмора;

высокий уровень активности;

способность долго удерживать внимание на предмете;

чувствительность и сострадание;

ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения;

стремление к совершенству.

Если вы видите, что ваш 3 – 4-летний ребенок проявляет явные способности в какой-то одной из областей, оставьте эту область в покое и займитесь другими.

Например, у 3-летнего ребенка абсолютный слух, но он не рисует и слабоват физически. Для начала купите ему музыкальные инструменты (дудочки, свистки, барабан) – это даст ему возможность слушать музыку, а потом обязательно отдайте в спортивную секцию и художественную школу. Даже если в будущем ваш ребенок станет музыкантом, ему пригодятся хорошая физическая форма и творческие навыки. При этом он должен получать удовольствие от обучения.

Как воспитать талантливого ребенка

Нянечки родильных домов утверждают, что даже у совсем маленьких детей есть характер: один рождается спокойным, другой беспокойным; один умным, другой глупым, третий хитрым; один добрый, другой агрессивный. У них еще нет имен, отец с матерью еще спорят, как называть ребенка. Имени нет, а характер уже есть.

Именно по этой причине еще с раннего возраста необходимо закладывать в ребенка основы физического развития. И при этом формировать важнейшие функциональные системы растущего организма. С ранних лет дети должны полюбить физкультуру и спорт. Спортивные упражнения – мощное средство воспитания детей: они не только улучшают их физическое состояние, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, стимулируют психические и волевые качества.

Исследователь В. Ланге-Эйхбаум изучил жизнь 557 знаменитых личностей, начиная с Александра Македонского и заканчивая Э. Золя. Выяснилось, что все они страдали тем или иным физическим либо психическим заболеванием. Так что выбирайте: вырастить будущую знаменитость или просто здорового, сильного, умного ребенка.

Когда малыш появится на свет, он увидит вокруг себя красочный, яркий, увлекательный мир. И когда он подрастет, ему захочется этот мир изобразить. Что он и сделает на обоях или на полу в ваше отсутствие, если найдет карандаши, фломастеры или чернила. Да, именно здесь и начинается творчество вашего ребенка. Не ругайте его, иначе вы начисто отобьете у него желание творить. Лучше обеспечьте его инструментами, позволяющими отображать мир. Предоставьте ему больше места. Летом он может рисовать на асфальте, лепить куличики в песочнице. Зимой дайте ему бумагу, цветные мелки или карандаши.

Буквально с первых дней рождения ребенок способен обучаться музыке, иностранным языкам, живописи, спорту. Что для этого нужно? Любовь, терпение, доброжелательность. Кроме того, важна среда, в которой воспитывается ребенок. Лучшее время, когда малыш восприимчив к обучению и относится к нему, как к игре, – до 3 лет. Именно в этом возрасте можно воспитать или же, наоборот, загубить мощный интеллектуальный потенциал. В данный период ребенок способен обучиться игре на любом музыкальном инструменте, освоить несколько иностранных языков. Причем по мере развития возможности мозга к восприятию информации и ее анализу возрастают. В первые годы ребенок еще не знает, что такое трудно и что такое легко. Познание окружающего мира для него просто интересно. Значит, родителям ни в коем случае нельзя упустить такой благоприятный период для обучения малыша! А после 5 лет, как считают в Японии, уже поздно воспитывать – приходится перевоспитывать.

По статистике, число детей, развивающихся в более быстром, нежели их сверстники, темпе, составляет приблизительно 10 % среди малышей до 3 лет, 3 % среди ребят от 4 до 7 лет и 1 % среди школьников. И только 10 % маленьких вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте.

Что же нужно делать, чтобы не испортить талант ребенка?

Отвечать на все его вопросы.

Предоставить ему отдельную комнату или ее часть.

Показать ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

Никогда не унижать ребенка и не говорить, что он хуже других.

Регулярно читать ему книги и приучать к чтению с малых лет.

Хвалить за выученные стихи, рассказы, песни.

Давать возможность принимать решения.

Поощрять максимальную независимость от взрослых.

Автор Елена Николаева

Воспитать одаренного ребенка. Как?

Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, чего не делали никогда.

Как реагировать родителям, когда им говорят: «Ваш ребенок необыкновенно талантлив», «Ваш ребенок обладает выдающимися способностями», «Ваш ребенок гений»?

Что они должны делать, если им, напротив, ничего такого не говорят? Либо они слышат: «Ваш ребенок ни на что не способен», «Из вашего ребенка ничего не выйдет» или даже еще хуже? Как родителям поступать в этом случае? Насколько можно верить таким заявлениям учителей, специалистов и даже родственников?

Если они разочаровались в ребенке, мы должны последовать их примеру?

Когда они говорят, что ребенок гений, нужно бросить все и посвятить свою жизнь исключительно ему? Однако в этом случае ребенок очень быстро перерастет и возможности родителя, и возможности учителя. Как быть родителю с тем фактом, что он все отдал ребенку, а тот в какой-то момент его покидает и хочет жить самостоятельно? «Я тебе отдал(а) все, а ты…»

Конечно, под давлением он может остаться с матерью или учителем, особенно в тех случаях, когда взрослые уделяли внимание только таланту и тормозили развитие личности, чтобы привязать его к себе. Тогда родитель может стать менеджером, организатором выставок или концертов. И все же когда-то личность достигнет уровня таланта, и тогда человек захочет самостоятельно распоряжаться собственной судьбой и внутренним миром. В этом кроется обязательный конфликт гения с его близкими, решившими посвятить ему свою жизнь. Талант потому и талант, что он перерастает все вокруг. Пьеса «Дядя Ваня» написана давно, но люди по-прежнему совершают те же ошибки.

Конечно, можно поступать так, как Агриппина, мать Нерона. Когда прорицатель сказал ей, что ее сын будет царствовать, но убьет собственную мать, она ответила: «Пусть убьет, лишь бы царствовал». Она активно прокладывала сыну путь к трону и руководила всеми его действиями. Однако в какой-то момент он захотел сам управлять делами, что и привело в конце концов (а сын пытался убить мать неоднократно) к гибели Агриппины.

Имеется немало примеров и противоположных ситуаций, когда родители просто эксплуатируют талант ребенка, полагая, что, родив, они имеют все права не только на талант, но и на его судьбу. Следует сказать, что это также в какой-то момент приводит к разрыву отношений.

Когда-то я и мой коллега получили гранты на оказание помощи одаренным детям. Это было на заре перестройки, когда поддержку получали люди с разными взглядами, а эксперты могли занимать даже противоречащие друг другу позиции, если они были обоснованы. Мы действительно имели диаметрально противоположное представление о том, как нужно поддерживать одаренных детей. Мне казалось, что детям следует оказывать всевозможную помощь, тогда как коллега специально устраивал для своих подопечных препятствия, которые им необходимо было преодолевать.

Мы много и горячо спорили, и я была открытым противником методов моего коллеги, хотя его личность вызывала большое уважение. По прошествии времени и накоплении опыта я понимаю, что мы были правы оба. Мы работали с детьми разного возраста: у меня были дошкольники, у коллеги – подростки. Если одни нуждались в постоянной поддержке, то другие должны были стать самостоятельными и самодостаточными, чтобы набрать силы для преодоления жизненных трудностей, всегда препятствующих новому, какие бы времена ни были на дворе.

Усталые родители маленьких детей часто задаются вопросом: «Когда же он вырастет?»

Умудренные опытом мамы и папы точно знают, что ребенок растет стремительно. Именно поэтому требуется постоянное изменение и совершенствование стратегий воспитания.

В этой книге я попытаюсь ответить на вопрос: «Что и когда родитель может предложить ребенку, чтобы помощь была “вовремя” для раскрытия его таланта?»

Нужно развивать не креативность ребенка, а его личность. Ведь только уникальная личность сможет создать нечто новое, исключительное. Однако ни один родитель ни в одном своем сне не предскажет, что способен создать его ребенок. Все мы знаем, что личности не производятся на конвейере, а потому не существует четкой инструкции, когда и что добавить или что удалить для получения стандарта уникальности. Да и стандарта такого быть не может.

Задачей этой книги не является повышение уровня тревоги и ответственности родителей за будущий результат – реализацию или нереализацию таланта ребенка. Человек наследует не признак, а норму реакции признака. Ребенок получает от родителей не талант, а лишь возможность его проявления. Проявится он или нет, зависит от многих факторов, которые и будут здесь обсуждены.

У книги другая задача: превратить процесс формирования творческих способностей детей в творческую деятельность их родителей. Такое сотрудничество будет эффективным только в том случае, если для обеих сторон оно станет радостным и интересным. Это значит, что родитель НЕ ДОЛЖЕН формировать талант ребенка, а ребенок НЕ ДОЛЖЕН перед родителем его проявлять. Однако и родители и дети могут ХОТЕТЬ интересоваться этой жизнью и быть счастливыми от того, что они постигают ее вместе и радуют друг друга в процессе этого познания.

Одаренность и креативность

Есть время работать, и есть время любить.

Никакого другого времени нет.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду взрослых людей, достигших больших результатов в какой-то деятельности. Однако, обсуждая ребенка, у которого все еще впереди, уместнее использовать термин «креативность» – возможность проявления творческих способностей в будущем. В этом понятии не заложены обещания конкретной премии и нет сведений о точной сумме будущего гонорара, это всего лишь предожидание.

Что можно ожидать от ребенка в будущем? Способность ощущать проблему, видеть ее там, где для других есть серая очевидность. Так Ньютон задумался над тем, почему падают яблоки, и Архимед поставил вопрос, почему в воде объекты ведут себя иначе, чем на воздухе (понятно, что я говорю о гениальных открытиях упрощенно, но здесь я хочу лишь проиллюстрировать идею предожидания). Миллионы людей видели падающие яблоки, и несметное число жителей Земли купались в ванне или море, и все они принимали как данность те факты, что яблоки падают на землю, а тела, помещенные в воду, пытаются всплыть на ее поверхность. Проблемы не существовало, пока не нашлись те, кто в очевидности осознал неизведанное .

Как воспитать одаренного ребенкаКак воспитать талантливого ребёнка – вопрос, которым задаётся подавляющее большинство родителей. Все дети рождаются необычными по своему, но почему талантливыми людьми вырастают из них лишь единицы? Что взрослые должны сделать, чтобы развить и углубить таланты маленького человечка?

Одной из ключевых ошибок родителей является желание реализовать в них свои амбиции. Мама мечтала стать музыкантом, а стала бухгалтером? Покупаем дочке пианино. Папа бросил футбол из-за травмы и трудится обычным менеджером? Не беда, сын обязательно станет спортсменом! В погоне за мечтой родители не обращают внимания на то, что дочке интересен спорт, а не гаммы, а сын целыми днями рисует акварелью, мечтая о художестве.

Заставлять заниматься ребёнка тем, что ему не нравится – верный способ зарыть в землю имеющиеся таланты, не добившись при этом успехов на выбранном поприще. Присматривайтесь к ребёнку, отмечайте, что ему нравится, и уже исходя из этого, выбирайте для него кружки и секции. Следите, чтобы ребёнок не был перегружен. В стремлении развить своё чадо родители порою теряют чувство меры, в результате дошкольник посещает уроки английского, танцы, плавание, конструирование и музыку. Зачастую придя в школу, такие дети воспринимают учёбу как тяжкий труд, и с первых дней теряют интерес к ней. Перенапряжение в дошкольном возрасте чревато серьёзными последствиями позже.

Главный фактор – это интерес к выбранному занятию. Не переживайте, если ребёнок быстро потерял интерес к кружку. Возможно, это просто не его выбор, в таком случае достаточно подумать, что ему по-настоящему интересно. Эмоциональная поддержка родителей – важная составляющая в процессе воспитания ребёнка. Неаккуратная и кривая поделка, сделанная без помощи взрослых, простенькая пьеска, сыгранная практически без запинок от начала до конца, забавный «палка-палка-огуречик», в котором пока что с трудом угадывается человечек, должны стать поводом для похвалы, а не насмешек.

Суровая критика может навсегда отвратить ребёнка от творчества, в то время как похвала вдохновит продолжать и совершенствоваться, и спустя годы Ваши дети будут играть сложнейшие произведения, рисовать прекрасные картины и ставить спортивные рекорды.

Каждый человек воспринимает одаренность по-своему. Одна часть экспертов утверждает, что одарены все дети без исключения, а другая заверяет, что найти такого ребенка довольно трудно.

Как воспитать одаренного ребенка

На одаренность воздействует несколько факторов:

  • наследственная предрасположенность;
  • занятия ребенка;
  • социальное и культурное окружение.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?

Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:

  • безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
  • способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
  • способность перескакивать через несколько этапов развития;
  • многогранный и обширный словарный запас;
  • сильно развитое чувство справедливости;
  • увлечение чтением научной литературы;
  • частый отказ спать днем;
  • стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
  • стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.

Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.

Разновидности одаренности

Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика. Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.

Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:

  • академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
  • психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
  • интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
  • творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
  • художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
  • практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
  • социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
  • коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.

В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.

Идея немного сложна. Прежде всего, вы должны иметь представление о том, какого рода одаренного ребенка вы хотите. Зачем? Потому что это вовлекает вас в проект. Предположим, вам нужен ребенок, который играл бы на пианино в раннем возрасте, когда ему было 4-5 лет. Это требует вашего собственного интеллекта, поэтому вы должны уметь играть на пианино, даже если вы не очень хороший игрок. То же самое относится и к плохому игроку в теннис, или к пловцу, или к чему-то еще. Вы должны знать достаточно того, что хотите, чтобы ваш ребенок был одаренным.

Давайте предположим что-то более общее, что почти все люди хороши. Например, сделать ребенка одаренным школьником, который будет знать, как читать и писать в возрасте 3 или 4 лет, и он сможет много говорить о школьных вопросах, особенно о детях 3 или 4 лет старше. Он должен хорошо разбираться в элементарной математике и может мысленно выполнять некоторые математические операции, не используя бумагу и карандаш. Ребенок должен хорошо разбираться в логике и уметь обсуждать многие темы, которые будут немного сложны для среднего ребенка в возрасте 10 лет.

Все это означает, что . ребенок не имеет особого общения со святым духом, но выучен с вашей помощью. Таким образом, чтобы иметь одаренного ребенка, нужно много работать для достижения этой цели. Сколько работы нужно? Не уверен, но даже если все начинается немного медленно, к 3 годам вы должны работать с ребенком, как час в день. Через полгода вы должны работать как 90 минут в день. К 4 годам вы должны работать с ребенком 2 часа в день, потом 3 часа и т. Д. Это похоже на то, как ребенок учится играть на пианино. Вы просто должны представить, сколько времени мальчик должен работать каждый день. Оно должно быть очень разным, в зависимости от возраста. На первых этапах обучения вы можете ожидать, что ребенок сконцентрируется на задании более чем на несколько минут. Конечно, чтобы понять смысл этой работы, ребенок должен быть хорошо вознагражден похвалами, иначе он не будет иметь никакого смысла для него играть.

Итак, вы должны подготовить подробный план того, как действовать в рамках проекта. В качестве дополнения к плану вы должны изучить элементы оперантной обусловленности, чтобы избежать некоторых глупых операций. Возможное правило, чтобы сделать ребенка упорствовать в его / ее обучения, чтобы избежать критики. Если ребенок делает некоторые ошибки, вы должны избегать говорить ему / ей, что это неправильно. Просто заткнись. Вы должны похвалить ребенка, если какой-либо ответ полностью или частично правильный. Ответ совершенно неправильно должен быть проигнорирован. Это просто означает, что вы идете слишком быстро с материалом, или, говоря проще, опубликованные вопросы становятся сложными. Этот факт просто говорит о том, что вы должны вернуться еще на несколько уроков, потому что вы, вероятно, идете слишком быстро.

Мне 80 лет и, как и 7 месяцев назад, я купил электронную клавиатуру. В первые четыре месяца я работал всего около 90 или 100 часов. С февраля по март я тренировался около 70 часов. Я прошел как месяц, ничего не делая между декабрем и январем, не делая никакой практики. В настоящее время я уже могу читать заметки на бумаге. Я имею в виду возможность играть то, что я вижу в газете, но я часто допускаю ошибки. Чем быстрее я еду, тем выше вероятность ошибок. Даже если у ребенка есть свежий ум, чтобы чему-то научиться, результат может быть сопоставим с моим прогрессом. Есть момент, когда может быть трудно играть обеими руками одновременно. Я пытаюсь освоить этот аспект проблемы сейчас.

Конечно, я выбрал только упрощенные оценки, предназначенные для детей. Очевидно, что для изучения чего-либо вы должны начать с более простых шагов и постепенно переходить к более сложным целям.

На любую критику того, что я сказал, я был бы рад ответить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector