Как развивать ребенка с рождения

С появлением в вашей жизни маленького солнышка перед мамой неизбежно возникает вопрос о том, как развивать ребенка дома. Даже если ваш карапуз совсем маленький, для каждого возраста есть своя программа, позволяющая улучшить его эмоциональное и физическое состояние.

Подробнее об этом — в нашем материале.

Как развивать ребенка с рождения

Как развивать ребенка в 1 месяц: эффективные методики

Некоторые родители считают, что первый месяц жизни — это пока что маленький срок для того, чтобы малыш мог овладеть какими-то навыками. Другие, наоборот, готовы доказывать всем и вся, что их младенец — настоящий вундеркинд.

Давайте разбираться вместе, каким должно быть развитие ребенка в 1 месяц.

Первые дни и недели своей жизни ваша кроха еще не может похвастаться таким багажом знаний и умений, которые ребенок накопит к году.

В этот период ваш карапуз только адаптируется к новым условиям жизни.

Однако даже за такой короткий промежуток времени ваше чадо успело кое-чему научиться:

  • отличает яркие цвета: белый и черный, красный и желтый;
  • узнает запах и голос мамы или того человека, с которым младенец проводит больше всего времени;
  • понемногу сосредотачивает взгляд на какой-нибудь яркой и неподвижной вещи;
  • лежа на животике, может попытаться повернуть или приподнять головку;
  • с интересом рассматривает лицо наклонившегося к нему человека.

За малыми победами — другие, еще более значимые и интересные!

Как развивать ребенка с рождения

Развитие ребенка до года: познавательное, речевое и эмоциональное

К двум месяцам ваш карапуз уже заметно окреп и вы наверняка с удовольствием наблюдаете, как он еще активнее пытается поворачивать или приподнимать голову лежа на животе, шевелит ручками и пробует понемногу опираться на предплечья.

Каждый новый день — череда волнительных открытий. В это время вы можете начинать развивать моторику ребенка: делать пальчиковую гимнастику.

Не знаете, как еще развивать ребенка в 2 месяца?

  • Дайте малышу «полетать» на самолете. Для этого положите крошку вниз животиком, пропустив при этом одну руку между ножек, а второй рукой придерживайте ваше чадо под грудкой. Ваш маленький «пилот» готов кататься по комнате!
  • Покатайте маленького человечка на «лифте» — медленно поднимайте и опускайте его вверх и вниз.
  • Повторяйте друг за дружкой: вы можете отражать выражения лица ребенка. Это будет забавным для вас обоих.

Полгода — первая значительная дата в жизни маленького человечка. В это время мамы активно развивают не только моторику, но и память, речь и мышление своей крошки.

Как развивать ребенка с рождения

Так, для развития моторики вы можете приобрести такие игрушки, как погремушки, мягкие кубики, пищалки, машинки и пирамидки.

Все эти игрушки отлично подойдут для гармоничного физического и эмоционального развития. Так, кубики помогут развить мышление и память. А еще читайте маленькому потешки: они будут способствовать тому, чтобы малыш поскорее заговорил.

Для того, чтобы развивать речь ребенка в 6 месяцев, вы можете поиграть в «разговор с посудой». Возьмите несколько чашек или пасочек разного размера, поставьте их перед малышом. Поднесите каждую ко рту и произнесите какое-то слово, например, имя ребенка, слова «мама» и «папа». Таким образом ребенок заметит, что каждый раз он слышит разное слово. Чем чаще вы будете играть в такую игру, тем скорее малыш научится повторять слова за вами.

Развитие ребенка до года:

  • В возрасте девяти месяцев маленькое солнышко укрепляет полученные навыки и активно осваивает новые. В этот период у него должны появиться любимые игры и любимые игрушки. Для развития моторики можно дать малышу бумагу, которую он будет рвать и мять под контролем родителей.
  • К 11 месяцам-году можно уже приобрести игрушки на колесиках, которые карапуз будет охотно толкать перед собой. Почаще включайте малышу зажигательные мелодии, и он будет пытаться плясать под них. Не забывайте играть в игры и читать сказки.

Как развивать ребенка с рождения

Конечно, полноценное развитие ребенка невозможно без уюта, тепла и комфорта. Для того, чтобы маленькому человечку было интересно изучать окружающий мир, вы должны позаботиться о том, чтобы у него была качественная детская одежда.

Идеальное решение — комсомольский трикотаж ТМ Деми. Для пошива детских вещичек мы используем только натуральную ткань, которая не вызывает раздражений, покраснений или аллергии. Качественные лекала обеспечивают хорошую посадку по фигуре.

В одежде от DemiBaby ничего не будет препятствовать здоровому развитию вашего малыша и каждое новое занятие будут вызывать на лице вашей крошки счастливую веселую улыбку.

Когда в семье появляется малыш, многие задумываются над таким важным вопросом: развивать или не развивать своего ребенка? В своем мнении родители делятся на две категории — кто за и кто против.

Как развивать ребенка с рождения

Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.

Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо.

С чего и как начать?

Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:

1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.

2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.

3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.

Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.

Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени. Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.

Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.

Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.

Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок. Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.

Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.

Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.

Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.

Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.

Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.

Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!

Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.

Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.

Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают. Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!

Как развивать ребенка с рождения
Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. С конца 70-х г.г. ХХ века о еще нерожденном ребенке стали активно говорить как о человеке. Ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» — это тоже давно известно. Поэтому сегодня будущие родители большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом, другие воспитание ребенка до рождения воспринимают как важную задачу.
Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку.

1. Развеем мифы и заблуждения.

А) Если Вы планируете развивать у еще нерожденного малыша интеллект, умственные способности или талант к чему-либо – выбросьте это из головы. Это невозможно. В силу сугубо физиологических условий. Что Вы действительно можете развивать – это эмоциональную чувствительность дитя, то есть стимулировать его органы чувств. Что, в свою очередь, и станет фундаментом успешного развития способностей малыша в будущем.
Поэтому не стоит пытаться учить ребенка в утробе алфавиту или «знакомить» его с таблицей умножения.

Б) Если Вы думаете, что маленький человечек в состоянии понимать смысл посылаемой ему речевой информации, то Вы однозначно переоцениваете его возможности. Чтобы понимать смысл речи, нужно знать значения слов (если Вам доводилось бывать в иноязычной среде без переводчика, вы догадаетесь, что я имею в виду).
Поэтому наивно думать, что, слушая сказку про репку, малыш в состоянии понять ее сюжет: он не имеет никакого представления ни о том, что такое «репка», кто такой «дед» и что означает «тянут-потянут, вытянуть не могут».
А вот ритмику, тембр и интонацию, которые присутствуют в Вашем голосе при чтении сказки, малыш улавливает отлично. На уровне вибраций. И если эти вибрации ему приятны, он действительно от сказки испытает настоящее удовольствие именно как от способа Вашего общения с ним.

В) Если «внутриутробное воспитание» своего малыша Вы превратите в работу, где четко расписан план по дням и «должностные обязанности» звучат как «прослушивание музыки», «чтение поэзии» и «ритмичные поглаживания живота», то польза от такого занятия будет невелика. Находясь в животе у мамы, ребенок воспринимает происходящее на уровне эмоций.
Довольна мама – доволен малыш. Мама грустит – грустит и дитя.
Поэтому механическое выполнение «плана развивающих мероприятий» без теплого и сердечного эмоционального сопровождения, когда это не «от души», а потому что «так модно», не принесет желаемых результатов.
Для дитя будет лучше даже если мама и вовсе ничего «специального» для него делать не будет, но при этом постарается окружить будущего малыша атмосферой безграничной любви к нему и радости ожидания.

Г) Если и предыдущий пункт мама доводит до абсурда и старается полностью исключить из своей жизни неприятные эмоции, желая оградить малыша от стрессов, это так же не сослужит ему доброй службы.
Ведь мы говорим, что в утробе матери ребенок получает свой первый эмоциональный опыт. А любой опыт всегда состоит как из приятных моментов, так и не очень. Если же мама «рафинирует» эмоциональную среду ребенка, искусственно исключит разнообразие эмоций, то он недополучит нужные представления о разных сторонах и проявлениях жизни, будет не готов к возможным стрессам.

Но, естественно, маме следует стремиться к преобладанию позитивных эмоций. Просто не стоит панически реагировать на любое возникновение во время беременности нерадужного настроения и не укорять себя за это.

2. Поговорим о том, как общаться с малышом.

А) Не превращайте его в средство своей самореализации.
Старайтесь удержаться от соблазна планировать его будущие успехи: говорить по-английски в 1 год, в 2 уже читать, а в 4 лучше всех цитировать классиков. Он будет одаренным, если вы просто дадите ему шанс прожить 9 внутриутробных месяцев и все его раннее детство в счастливой, жизнерадостной, доверительной атмосфере, снабжая информацией 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух).

Б) Разговаривайте с ним.
Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца. Это касается не только мамы, но и папы.

В) Пойте ему.
Даже если Вы не в восторге от своих вокальных способностей. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Г) Слушайте музыку.
Не животу наушники одевайте, а слушайте сами. Малыш узнает, что нравится Вам, а Вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы у деток разные, однако учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Познакомьте дитя со своими любимыми композициями и исполнителями – возможно, они придутся по вкусу и ему. Следует избегать резких и агрессивных, тяжелых музыкальных жанров.

Д) Двигайтесь.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка.

Е) Читайте вслух.
Это могут быть ваши любимые стихи или проза, детские сказки, потешки и т.д. Как уже говорилось выше, делайте акцент на тембре и интонации, ритмике голоса. Важна эмоциональная атмосфера при таком чтении – нужно, чтобы Вы сами получали от этого удовольствие, были настроены на занятие, а не выполняли это ради какой-то формальности, «гуляя» мыслями где-то далеко при этом.

Ж) Прикасайтесь.
Поглаживания животика и ответные толчки малыша станут первыми прообразами Вашего диалога с малышом. Таким способом Вы можете не только проявлять ласку и любовь, но и «играть» с ребенком, «успокаивать» его, если слишком уж резвится. Очень полезно подключать к этому процессу и будущего отца.

З) Просто любите его всем сердцем – лучшего «воспитания» еще никто не придумал!

Как развивать ребенка с рождения

«Раннее развитие – это не цель, а средство,
позволяющее воспитать личность, способную
добиться успеха в любой области деятельности»

Собственно сам термин «раннее развитие» на самом деле в корне неверен. Просто в странах с европейской культурой в результате различных исторических, социальных, религиозных и культурных причин сложилась традиция достаточно позднего обучения детей. Начинать систематическое обучение было принято не раньше шести-семи лет. К этому времени мозг ребенка уже полностью сформировался, процесс образования мозговых клеток завершен, способность к обучению резко падает, и малышу с трудом дается чтение, письмо, математика. Недаром существует твердое убеждение, что учиться трудно, что нужно стараться, преодолевать себя, что корень учения горек… Лишь отдельным счастливчикам учеба дается сравнительно легко, остальные же мучительно продираются через трудности, а потом отчаиваются и навсегда теряют интерес к этому занятию.

Как развивать ребенка с рожденияА ведь в жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период – от рождения до трех лет, когда мозг ребенка запрограммирован на обучение. Происходит бурный рост мозговых клеток, активно формируются горизонтальные связи между полушариями. И это неудивительно, ведь к трем годам кроха должен освоить колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь: к своему третьему дню рождения здоровый ребенок в совершенстве овладевает родным языком (а в двуязычной среде и двумя), у него формируются представления о пространстве и времени, родственных отношениях, цветах, формах, количестве… Чем больше раздражителей поступает в это время в мозг, тем активнее идет формирование связей между мозговыми клетками, нейронами, чем больше этих связей, тем выше будет базовый интеллект человека; чем выше интеллект, тем лучше ребенок схватывает, анализирует, запоминает информацию. Получается взаимосвязанный процесс. В эти годы малыш без труда и с радостью усвоит любую информацию, приобретет любые навыки безо всякой дополнительной мотивации.

Но не следует забывать и вот о чем. Прежде, чем кроха будет готов к активному усвоению информации, обязательно должен пройти некоторый период ее пассивного восприятия. К примеру, активному освоению ребенком родного языка предшествует долгий подготовительный этап; он начинается еще в утробе, когда у малыша развиваются органы слуха и продолжается в течение первых полутора лет жизни. В это время формируются те отделы мозга, которые отвечают за понимание и воспроизводство речи. Малыш впитывает информацию о языке и начнет говорить тогда, когда они сформируются. Но если в этот период ребенок окажется вне языковой среды (например, среди диких животных), время будет упущено, в мозгу начнутся необратимые изменения, и человека уже будет невозможно научить говорить.

Если в первые месяцы жизни, когда мозг обладает поистине феноменальными возможностями, младенец большую часть дня проводит лежа на спине в кроватке и разглядывает лишь белый потолок или капюшон в коляске, если его в течение нескольких месяцев пеленают и одевают в распашонки с “варежками”, не давая пощупать окружающие предметы, – в этом случае малыш не сможет получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире, мозг будет развиваться не так быстро, как мог бы, и у крохи просто не будет физической возможности начать сидеть и вставать, брать игрушки и складывать пирамидки, различать цвета и узнавать картинки вовремя, то есть тогда, когда его мозг и тело будут к этому готовы. И, как и в случае с речью, со временем малыш будет все с большим трудом осваивать то, чему он научился бы играючи в более раннем возрасте.

Как развивать ребенка с рожденияА можно с самого рождения поместить кроху в развивающую среду и не ограничивать его двигательную и творческую активность. Не будем его пеленать и сажать в манеж, а с самого рождения станем класть голенького или в тонкой распашонке на животик на одеяльце, постеленном прямо на пол (это нужно не только для закаливания, но и потому, что, соприкасаясь всем тельцем с разнообразными по фактуре поверхностями, малыш получит больше сенсорной информации, которая жизненно необходима новорожденным). Тогда наш кроха сможет самостоятельно познавать окружающий мир, оглядывая его и ощупывая, пробуя свои силенки и пытаясь дотянуться и доползти до понравившихся предметов. Обзаведитесь спортивными снарядами для самых маленьких, сделайте из подручных материалов игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, показывайте малышу яркие, красочные книги и картинки с подписями, кубики с буквами, а еще лучше – со складами, повесьте репродукции картин великих мастеров, ставьте кассеты с классической музыкой и стихами, следите, чтобы под рукой вовремя оказались краски, клей и пластилин, играйте с ребенком в развивающие игры, читайте ему книги и пойте песни.

Как развивать ребенка с рожденияВаша задача – создать условия, в которых малыш сможет полностью и своевременно реализовать свои способности. Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а лишь раньше, чем мог бы он сам, если бы с ним не занимались.

А главное, раннее развитие по-настоящему возможно лишь при развитии двигательной активности:
интенсивные физические занятия в первый и второй годы жизни способствуют интенсивному росту мозга, развитию его верхних отделов.

Кстати говоря, у европейских «кроватно-манежных» детишек двигательная активность значительно ниже, чем у их африканских сверстников, которым с рождения разрешают ползать. В центральной Африке дети в среднем начинают ходить в шесть месяцев, а если они не начали ходить до девяти, это считается тревожным симптомом. И, согласно тестированию, интеллектуально африканские малыши в первый-второй годы жизни тоже опережают европейских, и лишь потом отстают в силу социальных причин (данные Всемирной Организации Здравоохранения).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector